Версаль в париже: как добраться, статус музея, экскурсии

Музей Ламбине

Этот музей имеет в своем распоряжении экспонаты, которые связанны с тремя совершенно разными отраслями истории и культуры. Во-первых, здесь собраны экспонаты, которые имеют краеведческую ценность и напрямую связанны с историей Версаля.  Во-вторых, несколько залов музея посвящены знаменательной дате французской истории — великой Революции.

Не удивительно, что именно в музее Версаля находится так много экспонатов, имеющих отношение к тому кровавому событию, ведь именно с этого города Революция начала свой ход страной. Ну, и в-третьих, в музее выставлены экспонаты изобразительного искусства, среди которых много полотен знаменитых художников.

Местоположение: 54 — Boulevard de la Reine.

Сады и фонтаны Версаля

Неотъемлемая часть загородной резиденции короля – сады Версаля. Каждый монарх пересаживал их по своему вкусу, желая отразить свое эстетическое видение.

Огромный парк Версаля начинается у главного двора в виде множества ухоженных террас. Особенность версальских садов – это прекрасные бассейны и фонтаны, статуи и гроты, каскады и водоемы, призванные поразить представителей знати XVII века.

Версальский парк – это «сад разума» с четко спланированными аллеями и оранжереями. Все от травинки до каналов подвластно математической логике, определяющей точные координаты их расположения.

Вместо изгородей в парке – чарующие рощи с идеально подстриженными вековыми липами и дубами, кленами и каштанами, тополями, ясенем и буками. Площадь территории, где растет 350 000 деревьев, поистине королевская – 100 га.

Сады Версаля – это буйство красок круглый год. Король-Солнце не желал видеть увядающие цветы, поэтому им на смену всегда были подготовлены 2 миллиона горшечных свежих цветов. В крытых оранжереях выращивали круглый год вечнозеленые цитрусовые деревья и цветы.

Среди витиеватых дорожек, прудов и озер – бассейны и фонтаны. Версальские фонтаны никогда не включали все из-за дороговизны воды. Работали только те из 1400 фонтанов, которые видел король во время прогулок. Слуги вовремя переключали воду, чтобы король ни о чем не догадывался.

Самый грандиозный «Фонтан Латона», в центре которого Юная богиня Латона, родившая от Юпитера близнецов Аполлона и Диану. Из воды высовываются головы и спинки лягушек.

Бассейн «Аполлон» прославляет блистательного Аполлона, который в колеснице совершает вояж по небосводу. Фигура бога красоты покрыта позолотой, чтобы подчеркнуть солнечность Аполлона, с которым придворные поэты сравнивали Короля-Солнце.

Фонтан «Пирамида» представлен четырьмя мраморными чашами, стоящими друг на друге. Вода бьет из верхней чаши, стекая все ниже по очереди в каждую чашу.

По центру парка проходит водный канал – Гран Каналь длиной 150 и шириной 63 метра выполнен в виде бассейна крестообразной формы. Канал служил местом прогулок знати, здесь стояли яхты, каравеллы и венецианские гондолы.

Сады и парки Версаля, образующие единый комплекс, внесены в список всемирной организации ЮНЕСКО.

Королевские комнаты

Для повседневной жизни у жителей-регентов этого чудесного дворца было бесконечное количество спален, гостиных, бальных залов и многого другого. Самые известные из них:

Салон Де Меркюр

Несмотря на привлекательный вид, на этой кровати спали только дважды. Она была главным образом использована королем, когда он должен был предстать перед общественностью.


Салон Де Меркюр

Королевская палата

Эта комната была одной из многих, частью целой серии частных спален для королев, вместе называемых апартаментами королевы.

Квартиры для Дофина и Дофины

Дофин и Дофина были сыном и дочерью короля соответственно. Как и у королевы, у каждого была своя серия спален. Для молодых принцев они назывались «Квартиры Дофина», а для принцесс — «Квартиры Дофины».


Спальня Дофины
Кабинет Дофина

Салон Де Венера

Эта гостиная была одной из любимых комнат короля Людовика XIV. Это была также комната для презентации короля, поскольку она ведет к главному входу в Гранд-апартаменты.


Салон Де Венера
Салон Де Венера

Зеркальный Зал

Каждый квадратный метр потолка и стены покрыты либо зеркалами, либо потрясающими произведениями искусства, изображающими моменты исторического значения, истории из мифологии и слова мудрости.

В неординарном дизайне дворца была впервые построена терраса с видом на сад, где сейчас находится Зеркальный зал.


Зеркальный зал

К сожалению, учитывая его открытость к погодным условиям, и неудобное положение между комнатами короля и королевы, идея была в конечном итоге разрушена (вместе с реальной террасой). В конце 1600-х годов наследник первоначального архитектора дворца завершил строительство Зеркального зала со всем его величием, расцветками и безмолвной грацией.

Версальский дворец

Рекомендовать место

11

1

Версаль строили под руководством Людовика XVI c XVIII века. Позже ансамбль становится художественно-архитектурным памятником царизма. Он является крупнейшим в Европе и выделяется уникальной полнотой замысла, единством архитектурных форм и измененным ландшафтом.

Начиная с конца XVII века, Версаль являлся идеальной резиденцией для торжественных загородных приемов европейских монархов и аристократии.

До Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. Открылся для публики и признался музеем в 1801 году, а в 1830 году в музейную территорию вошел весь архитектурный комплекс Версаля, также, в скором времени, всего через 7 лет в ансамбле открыли музей истории Франции.

В Конце XX века Версаль с прилегающей территорией был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно в Версале произошло множество важнейших событий французской и мировой истории. Здесь в XVII веке подписывали немало международных договоров, даже договор, заканчивающий Войну за независимость США. Также здесь Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина. А в XIX веке, после падения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, захваченном германскими войсками, было объявлено создание Германской империи. В 1919 году заключили мирный договор, который завершил Первую мировую войну и положил начало Версальской системе послевоенных международных отношений.

Строительство Версаля

Обустройство дворца было начато в 1661 году и длилось не одно десятилетие, в работах были задействованы около 30 тысяч строителей. Для этого монарх указом запретил частное строительство в округе, а в мирное время на стройку привлекали солдат и матрос. Несмотря на жесткую экономию, за весь период на возведение дворца с парком была потрачена баснословная сумма – по нынешним меркам это почти 260 млрд. евро или по старым расчетам 19,5 тонн серебра. И это притом, что стройматериалы поставлялись по самым низким ценам, из-за чего некоторые камины были декоративными и не протапливались, окна не закрывались, и зимой было некомфортно. При всей пышности убранства в огромном здании не было предусмотрено ни одной уборной.

Парк Версаля был спланирован так, чтобы при взгляде с верхних этажей дворца аллеи расходились из центра в разные стороны подобно солнечным лучам. В ландшафте соблюдалась строгость линий, четкость пропорций и геометрическая точность форм. Сюда пересадили целые леса для формирования 100 Га садов с аллеями, клумбами и беседками. Парк, разделенный на две симметричные половины, будто вычерчен под линейку, однако при этом он не выглядит скучным и унылым. В нем много цветников, гротов, скульптур.

Для возведения фундамента осушили и засыпали землей 800 Га болот (вся территория комплекса), деревушку постепенно превратили в город с домами для придворных, прислуги и охраны. Комплекс основали на пересечении трех дорог, ведущих в Париж, к королевским имениям Сен-Клу и Со. В месте их соединения перед входом в Большой дворец установлена статуя Людовика XIV на коне.

Помимо этого, были вырыты каналы и оборудована система водопровода для фонтанов, искусственных прудов и каскадных водопадов. Людовик XIV умер, так и не достроив свое грандиозное творение. Впоследствии строительство продолжил его наследник, который внес несколько изменений в планировку и занимался реконструкцией фасадов.

Версаль мог одновременно разместить 10 000 людей: половина апартаментов была рассчитана на придворных, остальная часть — для слуг. Разместив своих подданных под своим бдительным оком, предоставляя им щедрые развлечения и вознаграждая своей милостью, монарх таким образом контролировал аристократию. Знать вынуждена была жить под присмотром короля. Придворные, покинувшие Версальский дворец, навсегда попадали в опалу, лишаясь всех привилегий, имущества и званий. Внушительные размеры дворца, помпезность и богатство внутреннего убранства были призваны демонстрировать абсолютную власть монарха. Общая площадь комплекса без парка составляет 67 тыс. кв.м., согласно подсчетам в нем было установлено больше 60 лестниц, 372 статуи и 25 тысяч окон.

Королевская опера Версаля

Королевская опера Версаля. | Фото: Département des Yvelines / Flickr.

Королевская опера Версаля, спроектированная Анж-Жаком Габриэлем, расположена в северном крыле Версальского дворца и построена полностью из дерева. Считается, что именно по этой причине тут такая превосходная акустика.

Опера вмещает до 1200 зрителей, и сегодня в ней можно насладиться балетом, оркестровыми пьесами и классическими театральными операми. Время от времени это место переоборудуют под бальный зал – его великолепные люстры и старинный антураж создают поистине сказочную атмосферу.

Адрес: Opéra Royal de Versailles, avenue de Paris, Версаль, Франция.

Конструктивные хитрости Версальского дворца

Основной сюжет барокканского классицизма прослеживается во всей архитектуре Версальского дворца. Причем заметно это не только во внешнем облике, но и в оформлении близлежащих парков и интерьера.

Масштабы строительной эпопеи впечатляют: строители работали на 67 000 кв.м., и это лишь одно помещение дворца! Пришлось установить 25 000 окон, соорудить 372 статуи, построить 67 лестниц. В парке версальского дворца работало 1 400 фонтанов.

Основное здание Версаля, получившее название «шато» в переводе означающее «дворец», великолепно. Во двор открывают вид уникальные врата, декорированные золотыми компонентами с изображением монаршей атрибутики. Очутившись во внутреннем дворе, туристы попадают в шато и затем роскошь удивительного парка. Целых семьсот комнат открывают окно в мир жизни монархов. 

Ключевой и самой грандиозной фигурой среди достопримечательностей постройки является Зеркальная галерея, представляющая собой просторный зал, сконструированный в формах барокко. В этом месте знать проводила приемы, устраивала великолепные балы. Королевская зала впечатляет богатством позолоченных элементов лепнины. Стены украшены величественной росписью. 

Но основной изюминкой галереи считается невероятно большое количество зеркал, специально созданных венецианскими мастерами.

Барокканский дизайн характеризуется иллюзорными, воздушными и легкими деталями. Особенно заметными эти детали становятся в Зеркальной галерее с семнадцатью панорамными окнами, против коих размещены зеркала-гиганты. Благодаря такой конструкции проекта лучи, игриво отскакивающие от зеркальной поверхности, окунают помещение в благодатный свет. Границы пространства визуально размываются, и человек оказывается в бесконечности огромного пространства.

Невозможно проигнорировать и другие не менее уникальные постройки Версальского ансамбля. Туристов поражает великолепием ферма Марии-Антуанетты. Невероятно красиво в Большом и Малом Трианоне. Ценителям живописного мастерства удается сполна насладиться роскошеством сотен произведений искусства, бережно хранимых в аристократических залах с их помпезностью. Гигантские полотна, написанные маслом, филигранно выполненные каменные статуи и искусно созданные  мебельные предметы буквально погружают в сказку. Некоторые дворцовые залы именуются в честь богинь, к примеру, зал Венеры, Марса или Меркурия.

Фантастический вид дарят окна Версальского дворца на парковые композиции. Туристы ежегодно могут любоваться необычными садами, простирающимися на многие километры. Кроме того, добавляет ярких впечатлений гамма красивых террас, созвучных с тишиной искусственных водоемов и журчащей мелодией фонтанов. Геометрический абсолют, созданный в рамках паркового ландшафта, дарит невероятные ощущения. Помимо традиционной для страны растительности, на территории уютно чувствуют себя и тропические плодовые деревца. 

Чудеса на прелестях сада не заканчиваются. Далее туристам предлагают полюбоваться густыми парковыми насаждениями, среди которых можно отдохнуть на уютных скамейках. Лесопарковая территория содержит фонтаны, образующие единую гармонию. Среди них самый известный «Фонтан Латона», популярный у путешественников благодаря орнаменту позолоченных деталей, поблескивающих на солнце. Композиция действительно выглядит завораживающе особенно в солнечный день, когда солнце говорит с водой, оформляя фонтанные пространства прозрачностью водных дуг.

Дальнейшая судьба Версаля

Около ста лет Версальский дворец являлся резиденцией французских королей. Так, было до тех пор, пока в результате восстания 1789 года Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы и перенаправлены в город Париж, где через некоторое время сложили головы на гильотине. После этого Версальский дворец практически сразу перестал являться административным и политическим центром Франции, а сам он был разграблен, вследствие чего многие шедевры оказались безнадёжно потеряны.

Когда к власти пришёл Бонапарт, он взял замок под свою защиту и велел начать разрабатывать план по восстановлению дворцового комплекса (для этого была привезена мебель из Фонтенебло и Лувра). Правда, все планы не удались, и его империя рухнула. Версалю это пошло только на пользу, потому как к власти вернулись Бурбоны, которые начали активно восстанавливать замок, а затем передали музею.

Роль замка в жизни общества на этом не ограничилась и тайны Версаля продолжили твориться в его кулуарах: когда немцы захватили Версаль во время франко-прусской войны, они разместили здесь главный штаб, а в Зеркальной галерее провозгласили Германскую империю. Здесь же через месяц они подписали с Францией мирный договор, после чего какое-то время во дворце заседало французское правительство.

После окончания Первой мировой войны французы, чтобы отомстить немцам, в Зеркальной галерее заставили их подписать Версальский договор. А вот через сорок лет после Второй мировой войны во дворце Версаля произошло французско-немецкое примирение. После войны французы начали повсеместно собирать деньги на восстановление замка, а в Версаль со временем вернулись многие утраченные ценности, ЮНЕСКО внесло в свой список, а в начале двадцать первого века он присоединился к Ассоциации европейских королевских резиденций.

Чем заняться[править]

Вид дворца сзади

Некоторые сады

При осмотре дворца возьмите аудиогид на нескольких языках, это можно сделать в нескольких точках на входе как во дворце, так и на территории. Цена билета на весь день включает аудиоэкскурсию.

На территории летом проводится ряд мероприятий, включая поездку на минипоезде, на лодке с вёслами и прокат велосипедов. Минипоезд на самом деле единственный экономящий время способ ознакомиться со всей территорией, включая резиденции его и её величеств, путь пешком до которых занимает не менее получаса до каждой от главного дворца. Минипоезд также делает остановки вдоль главного канала, где находится кафе и закусочная. За 30 евро также можно взять напрокат гольф-кар на один час, чтобы объехать обширную территорию.

Возможно, имеет смысл приобрести экскурсию по Версалю с гидом, что позволит вам обойти обычную очередь на входе и осмотреть дворец и парк с собственным гидом. Ряд компаний славится своими версальскими экскурсиями с отправлением в Париже: Aeon Tours of Paris, Oui Paris Tours,Classic Walks и Gray Line. Если же вы предпочитаете отправиться в Версаль поездом (RER C), то сразу же у выхода с ж/д станции Versailles Rive Gauche найдёте местную компанию Guidatours, которая предлагает либо входные билеты, либо экскурсии с гидом по Версальскому дворцу по очень привлекательным ценам: .

Кроме того, небольшая прогулка по городу может стать приятным контрастом суете переполненного туристами дворца. Город подобен большинству других городов Франции, располагая парой небольших исторических церквушек и многочисленными магазинчиками. Хотя приём пищи на территории дворца может сэкономить время и силы, прогулка с целью перекусить в небольшом кафе, кондитерской или закусочной в городе обойдётся дешевле и позволит приобщиться к местной жизни. Приятные воспоминания также оставит пикник у озера на территории дворцового парка, а закупиться хлебом, мясом для бутерброда, сыром, вином и т. п. для такого пикника можно в парочке бакалейных магазинчиков в городе.

Подумайте о частной экскурсии по городу. Есть вебсайты, информирующие об экскурсионных компаниях, которые предоставляют туристам персональные экскурсии и знакомят их «из первых рук» с красотами и культурой Версаля.

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея является настоящей изюминкой Королевского дворца в Версале. Она была обустроена во временна Короля Солнце.  Тогда она называлась просто Большой галереей.  Функцией этой галереи было соединение покоев короля и королевы, но позже здесь также происходили важные дипломатические события. Король часто принимал в галерее послов, чтобы продемонстрировать им на примере одного места всю роскошь Версальского дворца.

Нужно заметить, что несмотря на нынешнее пышное убранство галереи, способное поразить своим богатством всех и каждого, раньше галерея была еще более роскошной. Но когда наступили тяжелые времена, король вынужден был переплавить много серебряных элементов интерьера на монеты, чтобы у страны была возможность содержать армию.

Большие королевские покои

Большие королевские покои состоят из шести залов-салонов Изобилия и Венеры, Дианы и Марса, Меркурия и Аполлона.

  • Людовик XIV увлекался нумизматикой и хранил коллекции медалей и монет в салоне Изобилия. При Людовике XVI этот зал использовался для игр и развлечений, а также как буфет. Придворным подавали фрукты и закуски, наливали вино и горячий шоколад
  • Салон Венеры получил свое название за плафон художника Рене Антуана Асс «Венера, подчинившая своей власти богов и силы природы»
  • Своды и стены салона Дианы изображают сюжеты из мифологии и античной истории. Плафон украсила роспись Габриэля Бланшара «Диана, покровительствующая охоте и мореплаванию»
  • Салон Марса (также он назывался залом Гвардии) оформлен путем изображения военных трофеев, поскольку первоначально это был зал королевской гвардии. На плафоне салона работа Клода Одрана «Марс на колеснице, запряженной волками»
  • Салон Меркурия или Гермеса служил парадной спальней для короля. На плафоне — роспись Жана Батиста Шампеня «Гермес в колеснице, запряженной двумя петухами». В углу стоят часы — король очень ценил точность и время. В этой комнате с 1 по 8 сентября 1715 года было выставлено тело короля Солнце для прощания с ним народа
  • В салоне Апполона (Тронный зал дворца Версаля) первоначально располагался трон из литого серебра, который не сохранился до нашего времени. Сейчас здесь деревянный трон с позолотой Людовика XV. Плафон расписан Шарлем Лафоссом и представляет сюжеты античной истории
  • Далее можно пройти через салон Войны в Зеркальную галерею, за которой салон Мира. Эти три зала, расположенные один за другим, показывают нам, что король может всё — и войны выигрывать, и мир заключать, и пребывать в роскоши.

Хитрые фонтаны

Экономили не только на постройке дворца, но и на содержании фонтанов. В архиве королевского дома хранится записка мастера Дени, который дает советы мальчишкам-подмастерьям, как действовать, когда в саду прогуливается король. Воды всегда не хватало, но хитрый Дени смог устроить все так, чтобы монарх думал, что фонтаны работают бесперебойно: «Если Его Величество появится со стороны пруда, воду следует подать в Пирамиду, на Водяную аллею и в Дракона.

Необходимо принять все меры, чтобы они били наилучшим образом, доколе находятся в поле зрения короля. Убедившись, что Его Величество скрылся из виду, мальчик, что дежурит у Пирамиды, должен оставить здесь лишь столько воды, чтобы ее хватило на «водяное полотнище». Именно сады Версаля вдохновили Петра I построить собственный дворцовый комплекс в Петергофе.

Апартаменты короля

Апартаменты короля — это анфилада комнат, служивших для проживания в Версальском дворце Людовика XIV:

Зал королевской гвардии, в котором днем и ночью пребывало 24 телохранителя, четверо из которых оберегали короля во время его передвижения по замку
В первом аванзале проходил ужин Людовика XIV, здесь же он принимал своих гостей
Второй аванзал назывался «Бычьим глазом» из-за овальной формы окна, выходившего во двор. Ранее этот зал был частью покоев королевы, а после её смерти стал частью апартаментов Людовика XIV. Здесь придворные ожидали утреннего выхода короля из спальни, расположенной дальше
В спальне короля за балюстрадой расположена королевская ложа. На стене над ней — изображение Франции, оберегающей сон монарха

Стены опочивальни украшены картинами Ван Дейка, Караваджо и его последователя Валантена, Гвидо Рени и Доменикино.
Рядом с опочивальней находился кабинет, в котором принимались решения государственной важности.

Церковь Богородицы

Eglise Notre-Dame de Versailles была построена в конце XVII в. по распоряжению Людовика XIV. Автор проекта – один из архитекторов Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар. В первой приходской церкви Версаля участвовали в религиозных обрядах три Людовика – XIV, XV и XVI. В ней же регистрировались крещения, бракосочетания и смерти членов королевской фамилии.

Церковь Богородицы

Здание построено в стиле французского классицизма. Его фасад украшен аллегорическими фигурами Религии и Милосердия. Высота церкви была ограничена двумя этажами по приказу Людовика XIV, чтобы не нарушать открывающиеся с Версальского дворца городские перспективы.

Как купить билеты в Версаль?

Билет во дворец для взрослых стоит 18 €, детям до 18 лет и студентам ЕС до 26 лет — бесплатно. Вход в будние дни в сады бесплатный для всех. Каждый посетитель может совершенно бесплатно скачать приложение дворца с аудиогидом. Часть экскурсии доступна даже на русском языке.

Посещение отдельных зданий на территории парка и вход в сады в выходные дни, когда там проводятся шоу фонтанов, оплачиваются дополнительно. Можно приобрести билет с интересным вам комплексом развлечений. Билеты только на шоу фонтанов можно купить за 8-9 евро в кассах дворца, но в летний период к ним часто выстраиваются большие очереди. Кроме того, к оплате не принимаются наличные, а только карты и ваучеры.

Чтобы избежать стояния в очереди и отказа в визите из-за переполненности дворца, покупайте билеты онлайн из дома. Мы с радостью вам в этом поможем. Варианты наполнения билета ниже.

Простой билет в Версаль

В этот билет у вас будет включен только вход в Версальский дворец (в определенный день и время) и все бесплатные предложения, то есть аудиогид и сады в будние дни.

Версаль с посещением музыкальных садов и фонтанов

Многие путешественники едут в Версаль, чтобы посмотреть в большей степени фонтаны, нежели дворцы

Но важно знать, что работают фонтаны не круглосуточно и даже не каждый день. Точно будут работать все фонтаны по выходным, в июле и августе выходной в понедельник, в сентябре-октябре в понедельник и среду. Точное расписание включений фонтанов можно посмотреть на официальном сайте и в приложении

Точное расписание включений фонтанов можно посмотреть на официальном сайте и в приложении.

Включено посещение дворца и усадьбы Трианон, посещение садов и аудиогид (не включено вечернее шоу). Выберите дату посещения в календаре ниже:

Версальский парково-дворцовый комплекс

Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.

Шато

Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.

Внешний вид центрального здания — шато

Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.

Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал ­­- центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.

Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.

Большой Трианон

На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.

Большой Трианон

Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.

Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.

Малый Трианон

А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее,
Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.

Здание Малого Трианона

Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.

Ферма Марии-Антуанетты

Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.

Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.

Часть фермы Марии-Антуанетты

Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.

Где находится и как добраться самостоятельно из Парижа

От Парижа до Версаля 20 км, это одно из самых популярных туристических направлений, сколько чудес и незабываемых впечатлений обещает путешествие по этому маршруту.

Самый простой и удобный вид транспорта – поезд. На скоростной электричке RER, выбрав линию С, которая связывает центр столицы и пригород, можно быстро доехать от музея Орсе, Эйфелевой башни, дома Инвалидов, собора Нотр-Дам до станции Versailles Rive Gauche потратив всего 30 минут. Еще немного пешей прогулки по улочке Rue de Paris и вы у дворцовых ворот.

Пригородный поезд SNCF, это более длинный путь, к тому же придется пройтись около 25 минут, но, если вы располагаете временем и готовы к длительному походу – отправляйтесь по линии L, идущей от железнодорожных вокзалов Монпарнас или Сен-Лазар.

Автобус, не менее комфортный способ передвижения. Для того чтобы попасть в Версаль и увидеть его достопримечательности, нужно отправиться на станцию Pont de Sevres, расположенную на 9 линии парижского метрополитена. Поездка на автобусе № 171 займет около сорока минут.

Можно воспользоваться услугами такси, что будет гораздо быстрее, хотя и дороже. Или на взятом в прокат автомобиле, заручившись помощью навигатора или дорожной карты, вы легко доберетесь до самого места.

Версальский дворец

Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.

Вид на Версальский дворец из парка

Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.

Мраморный двор Версальского дворца

Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.

Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.

Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.

Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.

Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.

В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.

Тронный зал

Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.

Зеркальный зал

Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.

В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.

Бал в Зеркальной галерее

Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.

Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.

Сады и парк

Сады и парк.

К западу от дворцового комплекса раскинулись королевские сады в изящном французском стиле, они появились тут в период с 1661 и 1700 года.

Сады прославились на весь мир благодаря своим аккуратным террасам и цветникам, дорожкам с высаженными вдоль них деревьями, а также многочисленным прудам и фонтанам.

Четыреста с лишним статуй из мрамора, бронзы и свинца были изготовлены самыми талантливыми скульпторами эпохи. Сады «Малого Трианона» (Jardins du Petit Trianon), оформленные в английском стиле, выглядят более провинциально. Тут когда-то любила проводить время сама Мария-Антуанетта.

Адрес: Parterre de Latone, Версаль, Франция.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: