Заброшенные деревни Владимирской области
Не смотря на исторический статус региона, сохранившихся заброшенных поселений во Владимирской области не так много.
Сталкерами при помощи спутниковых карт были обнаружены всего 2 деревеньки-призраки, чьи покосившиеся домики создают атмосферу настоящего постапокалиптического мира.
Деревня Колуберёво
Деревня Колуберёво была заброшена своими жителями в нулевых годах по неизвестным причинам и на данный момент является одной из самых сохранившихся среди себе подобных.
Внутри прогнивших домиков сохранилась вся утварь и личные вещи бывших жильцов.
Мебель, посуда, одежда – все это можно найти в опустевших помещениях. Окна и двери также целы.
Охрана отсутствует.
Деревня Овсянниково
Деревню стали строить в середине восьмидесятых годов прошлого века на болотистой территории, что и помешало окончанию строительства.
Сейчас среди болота стоит несколько недостроенных домиков, некоторые достаточно добротные.
Стоит посещать Овсянниково с большой осторожностью, чтобы случайно не утонуть.
Заброшенный замок во Владимирской области
Недалеко от города Владимир располагается самая красивая и необычная заброшка данного региона – старый замок девятнадцатого века, выполненный на средневековый манер, который так нетипичен для русской архитектуры.
Строительство замка во Владимирской области
Во второй половине 19 века один из представителей известного дворянского рода отправился путешествовать по Франции, где был поражен старинной архитектурой готических средневековых замков, встретить которые можно только в Европе.
Познакомившись с владельцем одного из таких зданий, помещик Храповицкий услышал нелестное замечание в сторону русских усадеб и решил построить себе свой собственный замок, превосходящий оригинал.
Вернувшись на родину, владимирский аристократ нанял одного из самых талантливых отечественных архитекторов, и вместе они спроектировали и возвели уникальный архитектурный ансамбль, смешавший в себе несколько стилей и представший в виде огромного, величественного замка.
Помимо самого имения были построены все необходимые сопутствующие помещения, составляющий единый комплекс, а перед всей этой красотой развернулся великолепный сад в итальянском стиле, на каждом шагу которого были изящные водоемы и редкие растения.
В России не было места, похожего на это.
История заброшенного замка во Владимирской области
Семья помещика прожила в замке до начала революции, регулярно устраивая балы и принимая гостей.
С приходом Советской Власти вся частная собственность упразднялась и графу пришлось добровольно передать государству свое величественное имение, а самому уехать во Францию.
В годы СССР замок использовался в качестве дома отдыха для государственных чиновников, пока на его территории не случился пожар, уничтоживший крышу и часть стен.
Власти не стали реконструировать поместье и с тех пор оно стоит заброшенным.
Не смотря на уничтоженные элементы внутреннего декора, он все еще поражает своим великолепием.
Сейчас прогуляться по старому замку может любой желающий, охрана отсутствует.
Деревня Баженово
Нижегородская область – место расположения этой некогда заброшенной деревни. Она одна из тех, где дома еще более или менее сохранились.
Построенная в 1810 году, она получила название от местных жителей, свято чтивших христианскую мораль. Поэтому Баженово ведет свое происхождение от слова «божа-нин», что на местном диалекте означало «набожный человек».
В деревне занимались обработкой шерсти, а также участвовали в прокладке железнодорожных путей. К 2000 году в Баженово осталось лишь 12 жителей.
А через семнадцать лет оно полностью опустело. Посмотреть на покинутую деревню можно и сейчас – большинство домов сохранилось, среди них даже есть новостройка.
Интересно! 10 необычных мест для фотосессий
Заброшенные усадьбы Владимирской области
Несмотря на то, что ни одна усадьба Владимирской области по красоте и величию не сравнится со знаменитым замком, не стоит пренебрегать их посещением.
Старые поместья хранят в себе дух настоящей российской аристократии, прочувствовать который можно только в подобных местах, которых по всей Владимирской области сохранилось в достаточном количестве.
Усадьба К.К.Толя
Поместье графа Толя находится вблизи села Федоровское Владимирской области.
В начале девятнадцатого века принадлежало известному роду Голицыных.
После женитьбы Толя на девице Голицыной перешло ему в качестве приданого невесты.
До наших дней имение сохранилось частично. Можно походить по главному зданию господского дома, выполненного в необычном архитектурном стиле, а вот в соседние постройки лучше не заходить ввиду их плохого состояния.
Охрана отсутствует, но иногда на территорию заброшенной усадьбы заходят дикие собаки. Владелец поместья неизвестен.
Усадьба И. Рагозина
Усадьба И. Рагозина была отстроена в начале 19 века в виде двухэтажного деревянного дома в колониальном итальянском стиле.
Принадлежала известному дворянскому роду Рагозиных, возглавлявших суздальское дворянство.
Неплохо сохранилась до наших дней, но все-равно нуждается в качественной реставрации.
Помимо господского дома имение состояло из конюшни и жилых помещений для слуг.
В задней части двора находится старая часовня 18 века, возле которой похоронены Рагозины.
Поместье никем не охраняется, но жители соседней деревушки часто гоняют непрошеных гостей.
Усадьба Грузинских
Старая усадьба Грузинских, построенная в 19 веке на берегу реки Клязьмы в стиле тюдорской неоготики, находится в селе Михайловское Владимирской области.
Когда-то имение принадлежало известному дворянскому роду Грузинских, пока не было передано государству в начале двадцатого века после развала царской России и образования СССР.
В годы Советского союза помещения усадьбы использовались в качестве начальной школы.
Была заброшена в девяностые годы в связи со сменой политического режима в стране.
Сейчас находится под охраной частного лица, которому удалось выкупить красивое имение и сохранить в нем исторические элементы декора.
Скорее всего будет реставрироваться.
Дом Лужнова
Заброшенная усадьба Лужнова располагается прямо в центре Владимира.
Была построена в начале 19 века богатым фабрикантом крестьянского происхождения, принадлежала его семье вплоть до революции.
После национализации использовалась местными властями в качестве детского дома, затем была отдана правоохранительным органам.
До наших дней двухэтажный особняк сохранился только внешне.
Здание нуждается в глубоком ремонте. Все двери и окна заколочены, но можно попасть внутрь через подвал.
Никем не охраняется.
Усадьба фабриканта Сенькова
В городе Вязники Владимирской области до наших дней неплохо сохранилась красивейшая усадьба фабриканта Сенькова, построившего ее в начале 19 века.
Здание выполнено в колониальном стиле тасманского барокко.
За годы существования в его помещениях несколько раз вспыхивал пожар, который успевали вовремя потушить.
Периодически проводится частичная реконструкция.
Внутрь можно попасть через небольшое окошко в кирпичной башенке задней части строения.
Охрана полностью отсутствует, при этом усадьба обнесена забором, через который можно перелезть.
Основание Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Волково
До середины XIX века жителям села Волково приходилось пешком ходить на службу в ближайший населенный пункт, где был православный храм — село Травянское, а это около 10 км. В 1848 году жители Волкова обратились к правящему архиерею о созданию собственного прихода. В селе Травянском в это время был выстроен новый каменный храм, а старый деревянный был выкуплен за 500 рублей из села Травянское и поставлен в Волково по разным источникам в 1847 или 1849 году. Храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы, внутри и снаружи оштукатурен и огражден деревянной оградой.
«Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» Издание братства Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Екатеринбург. 1902 г.
Прослужил деревянный храм до 1912 года. За это время здание подверглось четырем капитальным ремонтам, поэтому встала необходимость в постройке каменной церкви. Инициатором строительства называют священника Евгения Ландышева.
Работы по строительству нового храма проводились до 1915 года. Была возведена кирпичная неоштукатуренная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле с небольшой трапезной и шатровой колокольней.Чин освящения прошел в 1916 году. Новая церковь была посвящена памяти павших воинов в 1914 — 1915 гг… А старое деревянное здание храма было реконструировано в церковно-приходскую школу.
История строительства
Все начиналось еще в далеком XVII в., когда, видимо, возникло Лихачево, вотчина Федора Тархова. Многие десятилетия служил этот дворянский род русским государям, за что жаловали их цари землями. Впоследствии Лихачевым владели родственники Тарховых, их наследники. И, видимо, уже с XVII в. здесь была деревянная церковь. Судя по сохранившимся документам, ее не раз обновляли, перестраивали. Документы XIX в. упоминают о Никольской как однопрестольной, где «по штату» служили священник, диакон, пономарь.
Исследование истории храма, которое провели Игорь Владимирович Кувырков (научный сотрудник историко-художественного музея г. Долгопрудного) и краевед Алексей Евгеньевич Игнатович, показывает: строительство каменного здания стало возможным усилиями вновь назначенного (1880) настоятеля, священника Виктора Глаголева. Для недавно рукоположенного батюшки это был первый приход – причем сразу «испытание на прочность».
Всем миром
Деревянное здание практически разваливалось, дома для церковнослужителей тоже оставляли желать лучшего. Лихачево было небольшим, довольно бедным селом, так что жертвовать было почти некому.
Тогда отец Виктор обратился к прихожанам. И они ревностно откликнулись: сами рыли траншеи для фундамента, заготавливали камень.
Затем дело вновь остановилось: желание народа было велико, но кирпич для стен стоил немалых денег. Вновь настоятель не растерялся: не имея возможности его купить, он… решил построить свой кирпичный заводик! С идеей он пришел к местному помещику, Паисию Евграфовичу Силину. Тот согласился по крайней мере выделить землю. Народ же «с миру по нитке» собрал денег, через время завод заработал. Но вот новая беда: строить каменные здания местные крестьяне не умели, и вновь – нечем платить каменщикам. Видя ревность людей, Силин вмешался еще раз: оплатил все работы. Так построен трехпрестольный храм, имевший приделы иконы Богоматери Казанской и прор. Илии.
Архитектура
Элементы архитектуры. Заброшенная церковь в урочище Лихачёво. Автор фотографии: Hramsohran. Снято: 15 ноября 2014
Существуют различные мнения о том, кто же был автором проекта.
- По мнению исследователя истории подмосковных храмов, протоиерея Олега Пэнежко, проект создан Николаем Антоновым, к тому времени на его счету было несколько московских церковных, а также гражданских зданий.
- По другим данным, строил здание Иван Барютин, архитектор, известный работами стиля «модерн».
Стиль храма определялся как «псевдорусский», то есть с опорой на традиции древнерусского зодчества. Например, известно, что церковь имела шатровую колокольню.
Чудо завершения строительства
Службы начались при неотделанных стенах, даже, судя по всему, в неотапливаемом здании, ведь у прихода снова не оказалось средств. Впрочем, прихожане надеялись на доход от кирпичного завода, который позволит – со временем! – накопить средства на благоукрашение Божия дома.
Возможно, о трудностях жизни прихода настоятель около 1888 г. рассказал купцу Николаю Крестовникову, с которым был знаком еще со времен работы в школе, попечителями над которой была эта купеческая семья. Николай, тезоименитый свт. Николаю Мирликийскому, видимо, был потрясен упорством, горячей верой людей – и предложил немедленно, тотчас, решить все проблемы отделки, пожертвовав требуемую сумму. Так, благодаря помощи благотворителя, удалось не только оштукатурить стены, но также заказать иконостас, всю утварь, более того – даже пол удалось сделать мозаичным, для деревенской церкви это было редкостью.
Паново, Зеленодольский район
Село Паново расположилось в живописном месте и красиво не только своими видами, но и храмом, расположенном на холме. Построен он был в 1833 году и освящен в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. До строительства каменного храма в селе существовал деревянный, построенный в 1791 году.
Каменный храм был возведен на средства помещиков Лакреевых-Пановых и при участии местных жителей. В 1877 году храм перестраивался на средства крестьян, собравших по 6 копеек с души.
В советское время храм был разорен. После закрытия здесь действовала пекарня, позднее склад газовых баллонов, а в предперестроечное время – склад удобрений», – поделился краевед.
В 2018 году в храме начались реставрационные работы. Фрагментарно здесь сохранилась фресковая живопись 1897 года.
Заброшенные объекты Владимирской области
Одними из самых интересных заброшек Владимирской области считаются старые церкви, руины которых сохранились до нашего времени.
Помимо них в регионе можно встретить и другие любопытные объекты, оставленные людьми и регулярно посещаемые сталкерами и диггерами.
Первая бригада связи пограничных войск ФСБ РФБ, в/ч 2336
Посреди леса в центральном регионе страны можно найти остатки лагеря первой бригады связи пограничных войск ФСБ РФБ старой воинской части.
Территория обнесена двойным забором, состоящим из бетонной стены и колючей проволоки, по которой во времена функционирования бригады пускался ток.
В периметре есть пустые участки, через которые можно залезть в сам лагерь, от которого осталось множество построек в неплохом состоянии.
Внутри валяется много хлама, включающего устаревшую документацию.
Охрана замечена не была, но есть риск столкнуться с дикими лисами.
Лагерь имени Лени Голикова от МНИИРС (Московский НИИ радиосвязи)
Пионерский лагерь имени Лени Голикова от МНИИРС принадлежал Научно-исследовательскому институту радиосвязи в годы Советского Союза.
Проработал с середины прошлого века до начала девяностых. Был закрыт в связи расформирования самого НИИ.
Сейчас территория сильно заросла, но многочисленные постройки сохранились.
Внутри можно найти отдельные предметы советской утвари и гору мусора.
Охрана отсутствует, но периметр лагеря обнесен деревянным забором, правда его ворота давно спилены.
Иногда сюда заходят дикие животные.
Детский оздоровительный лагерь «Чайка»
Заброшенный детский оздоровительный лагерь «Чайка» во Владимирской области славился в годы Советского Союза своими многочисленными статуями, разбросанными по всей территории и сохранившимися до наших дней.
Раньше на этой территории было старое село, упраздненное после революции.
Практически все постройки находятся в хорошем состоянии.
Официальной охраны у старого лагеря нет, но в одном из домиков проживает крайне агрессивный пенсионер, держащий большую стаю собак.
Церковь Спаса Преображения
Во Владимирской глуши можно найти руины церкви Спаса Преображения – великолепный архитектурный ансамбль начала 19 века, выполненный в готическом стиле настоящего средневековья.
Собор возводили так, чтобы к нему нельзя было подъехать даже на лошади, используя рельеф местности.
Добраться до храма можно было только морским путем.
До наших дней сохранились фрагменты росписи и величественных фресок, а также церковный пьедестал.
Колокола, судя по всему, снесли во времена становления Советского союза в поддержку государственного атеизма.
Церковь Казанской богоматери
Еще одно религиозное здание, расположенное в глуши Владимирской области, было построено в конце 17 века по стандартному для той эпохи классическому плану.
Церковь казанской богоматери была значительно повреждена большевиками, которые уронили колокола с крестом и вынесли всю ценную утварь.
Оставшиеся церковные книги были использованы жителями соседнего села для разведения огня в печах в суровые зимы.
Сейчас руины храма никем не охраняются, по слухам здесь бывают местные наркоманы, о чем свидетельствуют разбросанные по полу шприцы.
Современное состояние
Сейчас Губино – совсем другое село, а там, где была (и все еще есть!) церковь, больше никто не живет. Приезжающие сюда говорят, что на сельских дорогах груды мусора, но чем ближе к бывшей Покровской, тем чище от «следов жизнедеятельности» человека лес – но и гуще подлесок. Не бывает здесь никто из местных.
Фото Владимира Архипова. 13 августа 2011 года
Несмотря на заброшенность, церковь, однако, все еще видна издалека, возвышаясь над вершинами облепивших ее деревьев. До сих пор здесь сохранились:
- неф, предназначенный для молящихся;
- барабан купола;
- шатровая колокольня;
- и, невероятно, но факт – частично фрески!
Усадьба Коновницыных в Кярово
На погост Кярово из Гдова добраться совсем несложно, он находится примерно в 9 километрах от города по трассе 58К-96. Здесь проходила старинная дорога из Гдова в Нарву. Сразу за речкой Черма, дорога повернёт на деревню Верхоляне 2, а там за лесом и раскинулось бывшее поместье графа и генерал-адъютанта Петра Петровича Коновницына.
Граф Пётр Петрович Коновницын (1764—1822), генерал от инфантерии, в 1815—1819 гг. военный министр Российской империи
Родился генерал в Пскове, прошёл войны со Швецией, Турцией и Польшей, воевал против армии Наполеона, в том числе при Бородине, четыре года был военным министром Российской империи. А последние 10 лет после отставки провёл в усадьбе под Гдовом.
Усадьба Верхоляне славилась роскошью. Трёхэтажный господский дом с высоким портиком называли не иначе как дворец. От его входа сооружён кованый выгнутый мостик, который вёл на искусственный остров на реке. Для гостей существовало отдельное двухэтажное здание.
Ещё на реке стояла мельница, а в коровниках мычали около сотни коров. Помимо парка с прудами, беседками и мраморными скамейками, было два фруктовых сада и ледник для хранения продуктов.
Покровская церковь в Кярово и святой источник
Коновницын также возвёл в поместье каменную Покровскую церковь в стиле классицизма. С высоким шпилем на колокольне. Он планировал устроить здесь семейную усыпальницу.
Покровская церковь в усадьбе Верхоляне/Кярово
Сегодня это единственная сохранившаяся постройка, остальную часть прекрасного комплекса давно сравняли с землёй. Церковь стоит на возвышенном берегу Чермы и внешне напоминает Петропавловский собор в Петербурге. В алтаре церкви и на старинном кладбище можно увидеть родовые захоронения Коновницыных и Дондуковых–Корсаковых.
В ста метрах от Покровской церкви, на левом берегу реки, существует святой источник. Многие он годы засорялся. Ссейчас его восстанавливают местные жители. В 1995 году ансамбль Покровской церкви в деревне Кярово вошёл в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Как правильно набирать воду из святого источника, правила
Что нужно знать, чтобы набрать воду из освященного источника:
- набирать воду лучше молча, с хорошими мыслями;
- вода, взятая с утра, обладает лучшими энергетическими качествами, чем вечерняя;
- хранить воду из святого источника лучше в прохладном месте, чтобы не портились её качества.
Деревня Хмелина
Это один из наиболее примечательных объектов в списке заброшенных деревень в России, куда можно поехать жить. Деревня имеет долгую историю, которая берет свое начало в 1626 году в современной Тамбовской области.
Среди первых поселенцев преобладала мордва, что отразилось на названии одной из улиц Хмелины. Еще четыре улицы объединяли с пятой около семиста дворов.
Деревня имела неплохое хозяйство. Здесь было два завода, производящих крахмал и кирпич, а также мельница. При Советском Союзе был организован колхоз, в котором находились конюшни, коровник и пасека.
В Хмелине выращивали и многие растительные культуры. Из экзотических – арбузы. Деревня участвовала в сплавке леса на один из местных шпалозаводов и ниже по течению, откуда расходный материал вывозился машинами.
Жители деревни были задействованы в рубке деревьев и в сельскохозяйственных работах в колхозе. Активно собирали грибы и передавали их на специально построенную консервным заводом грибоварку.
Деревня располагала даже начальной школой и магазином. Каждый дом имел немалое хозяйство, в котором содержали самых разных домашних животных (уток, коров, свиней, овец).
Семьи в основном были многодетными. На собственных огородах выращивали всевозможные овощи, а в лесу собирали ягоды (чернику, землянику, малину), что свойственно для любой русской деревни.
В 70-х годах прошлого столетия уровень населения пошел на спад. За сорок лет деревня опустела практически полностью, и единственные, кого в ней можно встретить, – дачники.
Сама же деревня представляет из себя культурный памятник, поскольку интерьер и сохранившиеся предметы дают представление о ее истории, которая уходит в прошлое столетиями.
Поселок «Квартал 233»
Поселок «Квартал 233» находится между Асбестом и Сухим Логом, однако территориально относится к Сухоложскому городскому округу. Ближайший к нему населенный пункт – Белокаменный, разместившийся в 8 километрах на западе, а от окружного центра поселок отделяет около 37 километров.
Источник фотографии: urban3p.ru
Поселок «Квартал 233» основан в 20-х годах прошлого века как поселок лесозаготовщиков. Также жители промышляли подсочкой – извлечением сосновой смолы. Однако после 1960-х годов промысел утратил свою рентабельность и населенный пункт пришел в упадок, а затем и вовсе опустел. Последняя семья покинула Квартал в 2007 году – ее дом до сих пор находится в достаточно хорошем состоянии, даже сохранились некоторые предметы быта.
Источник фотографии: urban3p.ru
Всего в поселке можно найти с десяток более-менее прилично сохранившихся помещений. Когда-то на берегу реки Пышма стояла водяная мельница Байны, однако до наших дней она, к сожалению, не сохранилась.
GPS-координаты: 56.924416, 61.694678
Планы на восстановление и их реализация
Якобы аномальная зона в Московской . Вид сверху на заброшенную Церковь Николая Чудотворца в Лихачёво. Автор фотографии: Hramsohran Снято: 14 июля 2019.
Вместе с тем, Никольская формально передана Церкви, приписана к Преображенскому храму села Спас, что в нескольких десятках километров, однако, о планах возрождения ничего не известно.
Зато множатся слухи о якобы «аномальной зоне» под Волоколамском, о том, что Никольская защищала эти места от «порчи», а ее разрушение сделало место «нехорошим». Приезжающие сюда говорят: поблизости часто можно встретить так называемых «черных копателей», ищущих артефакты времен войны, а если повезет – что-нибудь из времен дореволюционных.
В чистом поле высятся развалины старой церкви, построенной всем миром – память о тех, кто жил, веровал, стремился к Богу. Умрет ли она совсем, зависит от людей.
Наталья Сазонова
Храм в Оболенке. Киреевский район
Примечательная церковь, и в первую очередь тем, что в советские годы, по всему Киреевскому району их было всего-навсего две (эта и в Панино). К сожалению, в тридцатые товарищи, воевавшие с «народным опиумом» и тут усилия приложили: одно время здание церкви использовалось, как хранилище для зерна. Иконы и какую-никакую утварь удалось спасти благодаря местным жителям. Однако, уже в 1946 году двери церкви снова распахнулись для прихожан.
Но давайте вернемся совсем к истокам. Год постройки Покровской церкви точно не известен, отмечу только то, что это было начало IX века. Стройку затеял купец Иван Иванович Жуков.
До 1897 года церковь была деревянная. Имела(и наверняка имеет до сих пор) три придела (левый в честь св. Иоанна Предтечи, правый во имя св. Николая Чудотворца и центральный в честь Покрова Пресвятой Богородицы).
К приходу Оболенской церкви принадлежали деревни Савинка и Маховое, ну и, само Новоселебное. В общей сложности приход насчитывал 800 мужчин 863 женщины.
Относительно недавно (в 1984 году) церковь горела. В результате пожара были повреждены иконы, книги, архивы и интерьер. Причины возгорания, к сожалению, мне неизвестны, поэтому если у кого-то есть информация относительно случившегося, то пишите мне, дополним статью.
На сегодняшний день церковь действующая, следов пожара нет, все, что можно восстановлено и приведено в надлежащий вид.
И какой вид! Не могу не восхититься состоянием фасадов из красного кирпича, белыми переплетами окон и бирюзовыми маковками куполов.
От задних ворот к церкви ведет аллея из старых деревьев, кажется, что стоят они тут уже добрый век. Вообще, место очень зеленое… погружает в состояние покоя. Атмосфера навевает что-то… философское, хочется пройтись… воздухом подышать, полюбоваться, о высоком поразмышлять. А вот местные собачки, которые, судя по всему, живут на территории, делают совершенно обратное: заставляют нервничать и подвигают покинуть сие место поскорее. Эх… везде есть свои минусы.
Но ладно, я отвлеклась. Продолжим смотреть.
Сразу за парадным входом взору предстает церковный дворик, который с первого взгляда буквально очаровывает гостей. Есть в нем что-то такое нежное, и даже наивное. Видно, что в каждый цветок на клумбе вложили море заботы и любви.
Короче говоря, это одно из самых красивых мест, что мы видели за последнее время. И если вы там еще не были, но посещаете те места, хотя бы проездом — загляните. Уверена, что не пожалеете.
Планы на восстановление и их реализация
В 1998 г. государство не посовестилось «щедрой рукой» передать остатки здания, по сути, почти руины, Церкви. Разумеется, без каких-либо намерений помочь с восстановлением. Конечно же, в тот год финансового кризиса, да и позже, средств у епархии на это не нашлось. Да и… собственно, для кого, если на селе просто не осталось ни одного жителя?
Окрестные жители вспоминают, что сразу по возвращение храма здесь все же пытались начать реставрацию – но по недостатку средств она остановилась. Однако, рядом здесь до сих пор находится кладбище – судя по фото, древнее, но… действующее, ведь здесь есть также недавние захоронения, выходит, бывшие губинцы помнят прежнее село хотя бы так.
«Атмосферная церквушка»
«Где примерно такое чудо находится?»
«Остатки былой высокоразвитой цивилизации»
Чего только не пишут побывавшие здесь интернет-пользователи. Есть и такое:
Можно ли воссоздать Покровскую? Нужно ли? Вроде бы – нет, ведь людей здесь тоже нет. Но болит сердце у верующих о поруганной святыне. Пока – делают, кто что может. Вот 10 февраля 2019 г. в близлежащем Воскресенске случилось событие – презентация книги протоиерея Алексия Крылова «Храм Покрова Пресвятой Богородицы исчезнувшего села Губино. Воскресенский край Подмосковья. 240 лет порушенной святыне». Это первая объемная история села, прихода, церкви. Может быть, это шаг на пути ее реального возрождения. Или просто – память о том, что безумно натворили люди, и что лучше бы больше не повторять.
Наталья Сазонова
История оригинального храма
Церковь появилась в деревне Анхимово, что в 316 км от Вологды, в 1708 году. По одной из легенд, деревянный храм возвели по рисунку, который нарисовал Петр I. По этой причине его освятили в честь царя-преобразователя. По другому преданию, необычный храм построили русские мастера под руководством голландского зодчего. Правда, ни одна из этих легенд не имеет документального подтверждения.
В конце XVIII века деревянное здание переставили на массивный каменный фундамент и освятили в честь Покрова Богородицы. Первоначально церковь имела 25 глав, но в 1793 году, во время реконструкции, четыре из них были утрачены.
В 1909 году основатель русской цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский путешествовал по Олонецкой епархии. Он был поражен великолепием деревянного храма и запечатлел замечательный памятник русского деревянного зодчества на фотографии.
На старом снимке видно, что в начале прошлого века стены церкви были побелены, а кровля и купола окрашены в яркий зеленый цвет. Слева от Покровского храма на фото возвышается церковь Всех Святых, которая появилась в селе в 1905 году и служила усыпальницей для купца I гильдии А. Ф. Лопарева.
Старинный Покровский храм простоял на Вологодчине более двух с половиной веков. За ним бережно ухаживали, регулярно заменяли обветшавшие бревна и детали. За это время в стране произошло немало исторических событий. Россия победила войска Наполеона и приняла участие в двух мировых войнах. Деревянный храм пережил Октябрьскую революцию, кровопролитную Гражданскую войну и жесткие годы гонений на церковь.
В начале 1960-х годов, когда хрущевская оттепель рисовала радужные перспективы, неожиданно для всех произошла трагедия. Случился сильный пожар, и старинная церковь сгорела дотла
Одни считают, что храм пострадал от неосторожного обращения с огнем, и виновниками называют людей, которые отдыхали в Невском лесопарке. Другие уверены, что деревянное здание вспыхнуло после того, как в него ударила молния
Вид на Комплекс «Усадьба Богословка» с Невы
Хутор Русско-Сидоровка
В Ростовской области находится заброшенный хутор, в котором некогда находилось пять жилых домов. Сейчас они все полуразрушены и непригодны для жилья, а все приусадебные участки поросли травой и кустарниками.
До 2013 года еще можно было обнаружить проживавших на хуторе людей. Помимо жилых домов, здесь еще стоит несколько погребов и неисправный колодец. Все полезные материалы давно растащили жители соседних деревень.
Рядом с хутором также остались сооружения, относящиеся к совхозу, а в полсотне метрах находится мемориал участникам Великой Отечественной войны. Хутор расположен недалеко от дороги, которая и сейчас остается востребованной.
Церковь Покрова Божией Матери
С. Пашнево (Новопокровское).
Исстари д. Пашнево относилась к Старопокровскому приходу Владимирской губернии. При учреждении Рязанского наместничества часть Покровского прихода отписана была от Владимирской в Рязанскую губернию. Указом Владимирской консистории в декабре 1788 г. деревни, отписанные к Рязанской губернии, велено отчислить из прихода Покровского к сёлам Рязанской епархии. Деревни были приписаны к церкви, расстояние до которой было от Пашнева 20 вёрст, от Васютина и Белавина 15.
В 1789 г. волостной голова Васютинской волости Семён Карпов и деревни Белавино экономический крестьянин (то есть живший на бывших церковных землях, отобранных в казну в 1764 г.) Андрей Артамонов «указали, что в селе Старый Покров есть две церкви, просили одну перенести в их деревню», просили рязанского преосвященного Симона, «дабы сообщено было куда надлежит о перенесении из с. Покрова одной церкви в их деревни».
В 1796 г. старую церковь разрешили перенести на пустошь Пашневу. Само название Пашнево свидетельствует о том, что раньше вокруг храма были поля. Это подтверждают старожилы. Многие поля теперь заросли молодым лесом.
Существующая ныне в с. Новопокровском (Пашнево) каменная Покровская церковь с приделами Святой Троицы и Святых первоверховных апостолов Петра и Павла начата строительством в 1849 г.
В 1856 г. освящены придельные церкви, главный храм в 1860-м. Возведение колокольни закончено в 1867 г.
В 1885 г. построена каменная ограда, при церкви был каменный дом. В архитектуре храма сталкиваются два стиля — уходящий классицизм и ещё ищущий формы своего выражения новорусский. Поэтому портик здесь заканчивается русским кокошником и на огромной гранёной ротонде сидит огромная же русская «луковица».
Одной из святынь храма была полутораметровая икона Покрова Божией Матери с надписью: «Сия святая икона — верный список с чудотворной иконы, находящейся в Иверском монастыре на Святой Афонской горе, усердием Рязанской губернии Егорьевского уезда села Новопокровского священника Иоанна Трейерова, в вечное поминовение, по особому усердию к Владыке Мира, списана в 1870 г. в октябре на Святой Афонской горе, благословение подвижников, с особым постом и молитвою».
По молитве пред иконой бывали исцеления.
В юго-западном углу ограды Пашневского храма была каменная часовня. Слева от дороги в Гребчиху, за Дьяконовским прудом, в лесу находился источник, над которым также была построена большая деревянная часовня. В праздник Святой Троицы из храма к источнику шёл крестный ход.
В 1885 г. в Пашневе открылась церковно-приходская школа.
В храме сохранилась рама разграбленного иконостаса, руководителем и учащимися иконописного кружка при Иоанно-Богословском храме для пашневской церкви написаны иконы.
В конце лета 1999 г. на купол Покровского храма поднят крест.
Конец ознакомительного фрагмента.
Косяково, Зеленодольский район
Трехпрестольный каменный храм в селе Косяково был построен в 1751 году и освящён в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Возведен он был на средства местного помещика Юрия Матюнина. Сам он никогда не жил в селе, так как его основные владения находились в Казанском уезде Казанской губернии.
«Храм был закрыт в 1940 году, а позднее в нем разместился колхозный гараж. В алтаре престольного храма находился токарный цех. В 1990-е годы он был заброшен, ему грозила гибель, но в 2017 году начались реставрационные работы, которые продлятся ещё не одно десятилетие», – отмечает Тумаков.
В храме сохранилась фресковая живопись, но у абсолютного большинства ликов «выколоты» глаза, за исключением одного изображения – Иисуса Христа.