Свято-никольский приход с.телес

Обычаи, язык

По сообщению Ядринцева Н.М. алтайцы, жившие на Телецком озере и его окрестностях, исчисляли время года по лунным месяцам.

Прибывающий месяц они называют айдынг йäнгызы (новизна месяца), а убывающий — айдынг аскизи (старость месяца), полнолуние — айдынг толоны (полнота месяца), день перед полнолунием — айдынг кызыл толоны (красная полнота месяца), день после полнолуния — айдынг кара толоны (черная полнота месяца), новолуние — айдынг учулар аскизи (затухающая старость месяца).

Год делился на тринадцать месяцев.

Отмечалось, что все жители озера говорят на тюркском языке с некоторой примесью монгольских слов. Южным наречием говорили: калмыки, телеуты и черневые татары, кочующие близ Телецкого озера и тяготеющие всем своим бытом к калмыкам.

Отдых на Телецком озере

Сегодня Телецкое озеро является одним самых популярных мест отдыха на Алтае. Помимо захватывающих пейзажей, туристы могут найти здесь тот тип досуга, который будет наиболее соответствовать их предпочтениям. Что касается времени года, то большинство путешественников выбирают для посещения озера летний период, однако это место станет отличным выбором для проведения отпуска и в зимние месяцы.

Так, летом особой популярностью среди туристов пользуются различные экскурсии, и каждый может выбрать наиболее интересный для себя маршрут: например, совершить восхождение на одну из горных вершин, окружающих водоём, исследовать уникальные ландшафты и растительный мир прителецкой тайги или отправиться на водную прогулку и осмотреть достопримечательности побережья с самого Телецкого озера.

Сторонникам активного отдыха также придётся по вкусу рафтинг. В частности, сплав по реке Бия доступен даже для новичков в этом виде спорта и детей старше восьми лет. Прогулка по одной из самых величественных рек Сибири начинается от села Артыбаш, а протяжённость маршрута составляет 25 километров. Кроме того, на многих базах отдыха можно арендовать катамаран или же освоить сапсёрфинг под руководством инструктора.

Помимо пеших экскурсий, туристам доступны конные и велопрогулки, а те, кто решится исследовать живописные ландшафты этого места на параплане, едва ли останутся равнодушными к захватывающим дух видам, которые открываются на долину Телецкого озера с высоты птичьего полёта. Любителям пляжного отдыха стоит побывать на южном берегу водоёма: именно там вода прогревается сильнее всего и достигает комфортных для купания температур.

В зимние месяцы озеро также является местом притяжения для любителей активного отдыха. Горнолыжный курорт «Телецкий» находится всего в пяти километрах от посёлка Артыбаш и придётся по вкусу любителям как лыжного спорта, так и сноубординга. Помимо трасс различного уровня, здесь есть 200-метровая трасса для сноутюбинга, посещение которой станет отличным развлечением как для взрослых, так и для детей.

Кроме того, зимой для туристов доступны такие виды досуга, как катание на собачьей упряжке и прогулка на аэролодке по покрытому льдом зеркалу Телецкого озера. Не менее запоминающейся для гостей станет поездка на квадроциклах по снежной прителецкой тайге и знакомство с хаски и маламутами, живущими на территории курорта. А в течение всего года для гостей региона открыты музеи «Ортош» и «Эрми-Таш», зоопарк «Эдельвейс» и др.

Ещё более строгие ограничения установлены на территории самого заповедника, посещение которого возможно только по пропуску. Так, подлежит запрету рубка леса и сбор ягод, грибов и растений; промысловая, любительская и спортивная охота и лов рыбы; загрязнение заповедника бытовыми и производственными отходами и другие виды деятельности, представляющие угрозу для уникальной экосистемы заповедных земель.

Алтайцы

Коренным немногочисленным народом Алтая являются алтайцы, населяющие предгорья и высокие горы этой красивой горной страны. В середине XIX столетия алтайцы, потомки древних джунгар, стали переходить постепенно от кочевой скотоводческой жизни к оседлой, долго делились на племена и родовые территориальные группы. Сегодня они разделяются на несколько народностей: алтайцы, шорцы, челканцы, телеуты (телесы), кумандинцы, тубалары, урянхайцы, теленгиты.

Происхождение алтайцев лучше всего освещает их язык. Язык алтайцев является основополагающим для многочисленных групп языков, тунгусо-манчжурских, японо-корейских, тюркско-монгольских и образует целую алтайскую языковую семью.

Традиционным алтайским жилищем стал аил, круглое национальное жилище, взявшее свои истоки от юрт центрально-азиатских кочевников. Алтайский аил непременно шестиугольный, это сакральное число у данного народа. Строится жилище из деревянного бруса, крыша его остроконечная, в ее середине находится небольшое отверстие для выхода дыма.

Сегодня в большинстве алтайских этнических деревень можно наблюдать соседство русского традиционного дома рядом с алтайским аилом. Аилы сегодня хозяйки используют как летнюю кухню, а живет семья в доме. Еда у данного народа в основном состоит из мяса, конины, говядины, баранины, молока и кисломолочных продуктов, сладкого и соленого теста.

Важнейшими общественными мероприятиями алтайцев-язычников являются «тяжыл-дыр», так называемый «праздник зеленых листьев». Проходит он в начале лета в новолуние и похож своим смыслом на Троицу у русских. Осенью с размахом проходит праздник «саарыл-дыр» или «праздник желтых листьев», посвященный началу зимнего сезона.

Один раз в два года в республике проходит общенациональный праздник «Эл-Ойын». На этот праздник приезжают делегации из всех районов республики, представители Казахстана, Тувы и Монголии. Дневная часть праздника проходит по типу старинных алтайских зайсанских спортивных игрищ, с выступлениями фольклорных коллективов и конкурсами национального костюма и горлового пения. Вечерняя часть праздника проходит уже по-современному с выступлениями приглашенных артистов, лазерными и пиротехническими шоу.

Питание

Питались алтайцы плохо. Живя на берегу озера с колоссальными запасами рыбы, они рыбой почти не пользовались. Ни у кого не было ни сетей, ни неводов. Даже с таким не хитрым способом рыбной ловли, как уженье, известным, кажется, еще человеку каменного века, телецкий алтаец познакомился менее ста лет тому назад.

Для приготовления самого любимого продукта алтайцев – талкана – ячмень высушивали и толкли в ступе. Шелуху удаляли отвеиванием. Наконец, зерна растирались в муку на ручных каменных жерновах (басмак). Талкан засыпали в горячее молоко, чай, а то и просто в кипятили, сдабривая салом.

Из зерен пшеницы и ярицы приготавливали муку, растирая их на басмаке. Муку замешивали на воде; делали из теста лепешки и пекли их на горячей золе.

Но главную пищу телецкого туземца, как и всюду на Алтае, все-таки составляли молочные продукты.

Припасы на зиму заготавливались летом. Коровье молоко кипятили, остужали. Затем сливали в мех, сшитый из коровьей кожи, в котором молоко подвергалось брожению.

Когда скисшее молоко устоялось, взбалтывали мешалкой. Наверх поднимались маслянистые части. Их снимали рукой и делали из них лепешки— «курут». После этого скисшееся молоко (чигень) заливали в котел, закрывали деревянной крышкой и наглухо замазывали глиной. В крышку вставляли одну или две дугообразные трубки и опускали их свободные концы в кувшин. Котел сильно нагревали. Подымающиеся пары сгущались в трубках в жидкость, стекающую в кувшин.

Жидкость—любимый алтайский напиток—арачка. Стекающее по трубкам вино винокур постоянно пробовал таткугуром (деревянная палка с берестяным черпачком на конце). Когда арачка была готова, оставшийся в котле творог сливался в холщовый мешок, подвешенный на палке. К утру сыворотка стекала. Тогда творог высыпали на кожу, разбивали волосяной щеткой, сушили. Из него приготавливали сырчики (аарчи).

Отправляясь на охоту зимою, охотники клали сырчики в сухой бычий пузырь, заливали маслом, потом замораживали. Мясо для зимней охоты заготавливали так: в бычий пузырь клали мелко искрошенное мясо, взятое от всех частей скотины, я замораживали. Когда надо обрубали кусок, клали в котел, подсыпали крупы и варили, но обычно не доваривали. Кровь тоже шла впрок: ее наливали в кишку; завязывали; затем эти колбасы варили.

Кроме молочных продуктов заготавливали на зиму клубни кандыка и луковицы сараны. Их сушили и перед употреблением варили на молоке, приготовленную, таким образом, из них род каши.

Вообще телёс крайне был неприхотлив и довольствовался малым: чай, заправленный талканом и молоком с примесью сала,—его обычная пища; да была бы арачка, да табак,—и довольно. Курили и пили арачку все: и мужчины, и женщины. Когда собирались пить арачку, то предварительно совершают кропление хозяину земли и воды. Для этого обмакивали пальцы в напиток и брызгали по направлению в дверям юрты.

Флора и фауна Телецкого озера

Телецкое озеро входит в ареал обитания многих видов птиц и животных, которым сегодня грозит исчезновение, а на его побережье произрастают десятки редких видов растений. При этом весь правый берег входит в состав Алтайского заповедника, а сам водоём, как часть природного комплекса «Золотые горы Алтая», включён в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО и находится под охраной.

Так, в настоящее время в долине Телецкого озера можно встретить более 70 видов млекопитающих: в их числе медведь, лось, росомаха, марал, рысь, горностай и многие другие. Самыми уязвимыми обитателями этого региона являются занесённые в Красную книгу России горный баран и кабарга. При этом долгое время считалось, что больше не встречается на заповедных землях Алтая северный олень, однако в 2012 году учёные смогли опровергнуть эти данные.

Помимо того, в настоящее время на прителецком побережье обитают более 300 видов птиц, из которых 23 включены в Красную книгу России: к ним относятся чёрный аист, колпица, фламинго обыкновенный и др. Само озеро входит в ареал обитания 14 видов рыб: в их числе краснокнижный таймень обыкновенный, а также хариус, налим, ленок и др. Одним из самых многочисленных является телецкий сиг — во всём мире этот вид встречается только здесь.

Не менее разнообразен растительный мир прителецкой тайги. Наиболее широко здесь представлены такие хвойные деревья, как кедр, пихта, лиственница, ель и др. Кроме того, на побережье произрастают более 1200 видов растений. Среди них особую ценность имеют родиола розовая, венерин башмачок настоящий, костенец алтайский, гроздовник виргинский, ковыль перистый, ятрышник шлемоносный и др.

Однако главным представителем растительного мира является сибирский кедр: он выполняет функцию ключевого накопителя и регулятора влаги в почве, тем самым создавая благоприятные условия для других растений и способствуя гигантизму среди них. Это дерево может достигать 40 метров в высоту, а его продолжительность жизни составляет 500 лет (по некоторым данным, его возраст может достигать 850 лет).

Расселение славянских племен

Предками восточных славян были венеты – объединение племён древних европейцев, которые жили в Центральной Европе в I тысячелетии. Позже венеты расселились по побережью реки Висла и Балтийского моря до Севера Карпатских гор. Культура, быт и языческие обряды венетов были тесно связаны с поморской культурой. Часть венетов, проживавших в более западных районах подверглась влиянию германской культуры.

Славянские племена и их расселение, таблица 1

В III—IV вв. восточноевропейские славяне были объединены под властью готов а составе Державы Германариха, расположенной в Северном Причерноморье. В это же время, славяне входили в состав племён хазаров и аваров, но были там в меньшинстве.

В V веке началось расселение восточнославянских племен с территорий Прикарпатья, устья Днестра и берегов Днепра. Славяне активно мигрировали в различных направлениях. На Востоке славяне останавливались вдоль рек Волги и Оки. Славяне, мигрировавшие и осевшие на Востоке, стали называться антами. Соседями антов были византийцы, которые терпели набеги славян и описывали их как “высоких, сильных людей с красивыми лицами”. В это же время южные славяне, которые назывались склавинами, постепенно ассимилировались с византийцами и переняли их культуру.

Западные славяне в V в. были расселены по побережью рек Одры и Эльбы, и постоянно устраивали набеги на более западные территории. Немного позже эти племена распались на множество обособленных групп: поляки, чехи, моравы, сербы, лютичи. Отделились и славяне Балтийской группы

Климат Телецкого озера

На Телецком озере
своеобразный
ветровой режим создает особый
вид
климата. За день погода на Телецком озере может поменяться несколько
раз. Господствующие ветры с направлением с юга на север или с востока
на запад, которые называют «верховки», несут с
собой ясную погоду, потепление. Ветры, дующие в обратном направлении и
называемые «низовки», всегда сопровождаются
осадками, похолоданием, снегопадами зимой и грозами летом. Когда два
этих ветра встречаются в верхних воздушных слоях, то борьбу этих вечных
соперниц, Верховки и Низовки, можно видеть с земли в странном
передвижении облаков по небу – облака идут навстречу друг
другу.

Также для этого района
характерны фены – тёплые
ветры,
возникающие при переваливании воздушных масс через горные хребты. Фены
резко повышают температуру воздуха, которая после начала фена может
подняться за считанные минуты на 4-6 градусов. Температурный режим в
долине Телецкого озера значительно мягче по сравнению с удаленными от
озера районами.

Осадков, в летнее время выпадает
достаточно, особенно в
июле-августе. В
эти же месяцы не редкость выпадение снега в горах. В районе Телецкого
озера наблюдается сход снежных лавин, обвалов, оползней. Наиболее
характерными участками Телецкого озера, где сходят лавины, являются
участки вдоль южного склона залива Камга, район реки Корбу, склоны гор
Алтын-Туу и Таулок. Несмотря на то, что среднегодовая температура
воздуха здесь сравнительно высокая, температура воды довольно низкая и
колеблется в течение года от +1,5 до +16°C. В верхней зоне в
тёплые дни вода нагревается до +10°C, а поверхностные слои
около берега – иногда до +20°C. Самая высокая
температура воды отмечается в конце июля – начале августа.
Южная часть Телецкого озера за счёт притока талых вод Чулышмана
прогревается быстрее.

Телецкое озеро осенью

Телецкое озеро очень
живописно в любое время года, но ярче
всего озеро
играет красками осенью.

Окружающие озеро горы с реликтовыми
лесами полыхают ярко-золотистыми кострами. Золотая осень искусно
окрашивает траву и кустарники в самые разнообразные цвета, и невольно
поражаешься искусству природы.

В начале осени при хорошей погоде на озере наступает идеальный
штиль.
Вода как в зеркале отражает прибрежные берега, подчёркивая
величественность и красоту озера.

Осенью на южном берегу Телецкого озера слышны крики
водоплавающих и
болотных птиц, которые останавливаются здесь на отдых, в том числе
дикие гуси, утки, журавли и лебеди. На тропах можно встретить следы
медведей, услышать протяжную песню маралов. Каждую осень в эти края
устремляются охотники за белкой и соболем.

Телецкое озеро зимой

Зима на Телецком озере
обычно наступает уже в начале ноября.
Ровным
плотным слоем на горы ложится снег, по утрам морозно и ясно. Количество
снега зимой варьируется в зависимости от района. Наибольшая высота
снега наблюдается в северной части озера. На высоте 500-1700 м высота
снежного покрова
измеряется от 60 до 160 см, в аномальные годы
– до 280 см. В долине Чулышмана на протяжении 60-80 км, а
также вдоль восточного побережья Телецкого озера, снег обычно
выдувается или испаряется в результате воздействия фенов.

Лёд на озере устанавливается только к началу декабря, иногда и
позже.

В зимнюю пору северная часть Телецкого озера покрывается
толстым слоем льда , а южная, наиболее глубокая, замерзает редко,
примерно раз в три года. Вода в озере настолько прозрачна, что если
зимой расчистить лёд от снега, можно увидеть дно на глубине до 5-6
метров.

Телецкое озеро весной

Весна на Телецком озере
всегда приходит по-разному, но уже в
конце
февраля – начале марта, когда в тёплые дни на солнце начинает
звенеть первая капель, становится ясно – весна не за горами.
Поединок зимы с весной на Телецком озере всегда продолжителен. Иной раз
в апреле кажется, что зима уже позади, а она возьмёт и навалит снега по
колено и ударит морозцем!

Настоящая весна на Телецком озере обычно начинается в начале
мая. В это
время на озере сходит последний лёд, днём тепло и солнечно. Лесные
поляны и альпийские луга покрываются необыкновенно живописным ковром
первоцветов – ярко-желтые цветы мать-и-мачехи, фиолетовые
кандыки, безупречно белые подснежники, голубоглазые незабудки. Реки,
освободившиеся ото льда ещё в середине апреля, набирают силу и несут
свои воды с огромной скоростью.

Конец мая – первые числа июня можно считать началом
летнего
туристического сезона на Телецком озере.

Теленгиты

Малый этнос в составе алтайского, проживающий издавна в южной части Алтайских гор, приграничных с Монголией и Китаем территориях. Их часто называют телесами, происхождение теленгиты ведут от древнего тюркского племени «теле». Племя «теле» или долгане появилось в китайских хрониках V-VI вв. н. э.

Среди теленгитов, впрочем, как и у всех алтайских малых этнических сообществ, огромную роль играет институт рода (сеока). В свете родовых отношений определяются новые браки, развиваются семейные отношения. Сегодня у теленгитов различают 18 родов-сеоков, наиболее многочисленными из них являются кобок, иркит, телес, кыпчак, сагал, моол.

В религии теленгитов тесно сплелись традиционный шаманизм, они ощутили на себе влияние православия, буддизма (ламаизма) и так называемой «Белой веры» бурханизма. От буддистов телесы взяли календарь животных с двенадцатилетним циклом.

Основными шаманскими культами стали культ природы или поклонение духам (ээзи). Они почитали горные высокие перевалы, преодолев которые, они всегда оставляли духу горы подарки, складывали камни (обоо), втыкали в них ветви и повязывали на них светлого тона ленты.

Теленгиты всегда почитали водоемы, священные родники, реки и горные озера. Они считали, что у каждого водоема, у целебных источников есть своя хозяйка «Суу ээзи», представляли они хозяйку в виде юной девушки, взрослой женщины или старухи. Чем крупнее водоем, тем могущественнее и коварнее его хозяйка.

Почитали телесы тотемных и посвященных животных, большое значение в шаманских обрядах имел схожий с тувинцами, якутами и бурятами культ собаки. Именно с собакой телесы связывают репродуктивность и весь жизненный цикл людей. Уважительно, как все кочевники, телесы относятся к огню, считают его живым существом, всегда его всячески оберегали, запрещали выносить его из жилища.

Происхождение Телецкого озера

Изначально существовали две версии о том, как было сформировано Телецкое озеро. Так, в 1930-е годы получила распространение теория о том, что оно было образовано в результате выпаривания ледника, а также расширения некогда существовавшей на месте водоёма речной долины. Однако более поздние исследования опровергли её, и научным сообществом были найдены подтверждения гипотезы о тектоническом происхождении котловины озера.

В частности, на это указывали морены — обломки горных пород, созданных и переносимых самим ледником. Такие отложения были обнаружены в верховье Бии — единственной реки, вытекающей из Телецкого озера. Это значит, что его котловина уже существовала во время движения Чулышманского ледника и была сформирована в результате сложнейших тектонических процессов, берущих начало ещё в ранний четвертичный период (около 2,5 миллионов лет назад).

Сложностью этих процессов обусловлена и невозможность ответить на вопрос о том, каков возраст Телецкого озера. Сегодня он варьируется между несколькими миллионами и несколькими тысячами лет, что позволяет одной стороне научного сообщества называть этот водоём «юным Байкалом», а другой группе исследователей — относить его к числу молодых озёр, возраст которых не превышает 15 тысяч лет.

Соседи древних славян

На западе соседями древних славян были племена кельтов и германцев. На востоке – балты и фино-угорские племена, а также предки современных иранцев – скифы и сарматы. Постепенно их вытеснили племена булгар и хазар. На юге славянские племена соседствовали с римлянами и греками, а также древними македонцами и иллирийцами.

Славянские племена стали настоящим бедствием для Византийской империи и для германских народов, совершая постоянные набеги и захватывая плодородные земли.

В VI в. на территории обитания восточных славян появились орды тюрков, которые вступили в борьбу со славянами за земли в районе Днестра и Дуная. Многие славянские племена переходили на сторону тюрков, целью которых было захватить Византийскую империю.
В ходе войны западные славяне были полностью порабощены византийцами, южные славяне, склавины, отстояли свою независимость, а восточнославянские племена оказались захваченными ордой тюрков.

Районы расселения

Юг Телецкого озера, а также районы, примыкающие в рекам Чулышман и Башкаус служили местами проживания алтынкольских теленгитов. Север считался районом проживания тубаларов. 

В северной части озера, в большой черни, каждый род тубаларов имел право на определенные места для промысла, охоты. Долины были строго распределены, каждый лог принадлежал определённому роду.

Тем не менее, кумандинцы, не считаясь с этим делением, занимались промыслам в окрестностях Телецкого озера, что служило основой конфликтов с тубаларами.

У самых истоков Бии по обоим берегам Телецкого озера до его половины, гранича с телесами, находилась Тергешская, или Кергежская, волость.

Телесский оток, занимавший к моменту первого контакта с русскими в начале XVII в. южное побережье Телецкого озера и бассейн реки Чулышман, продолжал владеть этой территорией вплоть до начала XX в. Верховным распорядителем пастбищ отока являлся зайсан.

Г.П. Гельмерсен считал, что северные алтайцы внешне, в очертаниях лиц и по многим деталям быта схожи с финнами.. Южных обитателей озера он считал результатом ассимиляции с тюрками, монголами и самоедами.

1878 году Николай Михайлович Ядринцев писал, что «берега озера мало населены; западный берег, вследствие своей неприступности, вовсе не населен; только на северном и южном берегах да в южной части восточного берега, обитают кочевники; в нижней части Чулышмана производится земледелие, возделывается не только ячмень, но пшеница и табак; оседлых поселений на Телецком озере вовсе нет.

Жители по Телецкому озеру, по Башкаусу и Чулышману и доселе называют себя телесами, но название телес пропадает на Чуе. Что телеуты и телесы были не одно и то же, видно из того, что в 1652 году, по свидетельству Фишера, последние были подчинены и покорены телеутами…»

В 1895 г. по сообщению Семенова-Тян-Шанскго В.П. «Безжизненности озера содействует и отсутствие на его лесистых и скалистых берегах (состоящих в северной части озера из сланцев, в южной — из гранитов и в юго-восточной из конгломератов) населения; только в северо-западном конце есть несколько бедных маленьких поселков черневых татар да в южном конце — четыре селения теленгитов».

В 1895 году М. Михайловский отметил, что «берега Телецкого озера мало населены: в скверной части встречаются бедные селения новокрещенных инородцев; западный берег, вследствие недоступности, вовсе не заселен; на южном берегу и южной части восточного берега обитают немногие инородцы-кочевники».

В 1898 году Швецов Сергей Порфирьевич указывал, что по урочищу Яйлю, на берегу Телецкого озера, кочевали по р. Ченченек 7 аилов. Поскотина общая. Сенокосы и пашни на горе были в вольном пользовании. По урочищу Ардыбаш живут оседло 18 аилов. Поскотина общая. Сенокосы и пашни в вольном пользовании.

А вот данные экономики этого года, помещённые Швецовым С.П. в приложении к сборнику «Горный Алтай и его население»: Берег Телецкого озера, хозяйств кочевых 23 (оседлых нет), мужчин 74, женщин 82. Число грамотных нет, 1 дом, 59 юрт. Не имеющих посева 5 хозяйств. Засеяно десятин: 2,6 пшеницы, 7,6 ячменя, 1,3 ярицы. Сенокосом пользуются 23 хозяйств. Поставлено 6280 копён сена. Мелкого рогатого скота нет. Рогатого скота: телят до 1 года 87, нетелей 14, 2 быков, 102 коров. Лошадей 153. Не имеющих лошадей 3. С одной рабочей лошадью 3, с двумя рабочими лошадьми 2. От 3 до 5 лошадей 8, 5-10 — 6, 10-15 – 2. С 1 головой крупного рогатого скота 2, от 2-4 — 6, 4-6 — 5, 6-10 — 6, 10-15 — 3. Без мелкого скота 23. Число хозяйств имеющих пасеки нет. Число хозяйств, занимающихся промыслами — 23, 42 мужчины и одна женщина. Число душ, платящих казённую подать 27.

В 1905 году по сообщению Верещагина Виктора Ивановича кроме Артыбаша у северного конца озера было «несколько поселений телеутов и четыре поселения у южного конца озера. В силу топографических условий берега Телецкого озера населены очень слабо. Все местное население состоит из нескольких семей русских, черневых татар (туба-кижи) и телесов.

В северной части преобладают черневые татары, в южной—теленгиты или телесы. Возле же самого озера можно насчитать всего лишь несколько десятков семейств…

Мыс Иожон необитаем, но несколько лет тому назад здесь жили телёсы, имели пашни и довольно много скота, но, вследствие возникших между ними раздоров, по распоряжению своего зайсана были переселены в долину Чулышмана».

Из списка населенных мест Бийского уезда на 1911 года известно, что по правому берегу Телецкого озера было 47 дворов, в которых проживало 187 мужчин и 192 женщин. Количество земли, владеемой селениями было 203 десятин.

Занятия местного населения

Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский отмечал у инородцев большое количество маленьких долбленых челноков да у русских торговцев есть десяток-другой больших неуклюжих лодок, на которых перевозятся пассажиры и товары для нужд местных инородцев или для торговли с Монголией (по р. Кемчику).

Статистик Швецов Сергей Порфирьевич писал, что «на Телецком озере имеется несколько лодок – человек на 15-30 каждая, принадлежащих купцу Тренихину, ведущему в этой местности торговые операции с инородцами, некоторым торгующим с. Кебезень и проч.

Лодки эти служат для перевоза товаров, который торговцы привозят для инородцев, живущих в этой местности и по речкам Чулышману и Башкаусу, а также для немногих товаров, идущих этим путём в Монголию (путь по р. Кемчик) и оттуда. Всё это товарное движение совершенно ничтожно по своим размерам. Те же лодки служат для провоза различных чиновников, посещающих изредка этот край, миссионеров и проч».

Около половины XVIII в. алтайцы окрестностей Телецкого озера сеяли яровой хлеб и табак.

Хлеба (ячмень, ярица, пшеница) сеяли очень мало из-за недостатка удобных мест. На месте пашни предварительно устраивали на год или на два загон для овец. Удобренные таким способам места обрабатывали под пашню. Прибегают нередко и к подсечной системе.

В облюбованном месте вырубали густой мелкий лес. Срубленный лес лежал три года. При обилии влаги мелкие сучья и трава за это время совершенна истлевали. Кроме того, под кучами хвороста селились кроты, землеройки, цокпры и полевки, разрыхляющие землю.

Землю обрабатывали вручную при помощи андазына и абыла. Чаще всего сеяли ячмень, из поджаренных зерен которого приготовляли столь любимый алтайцами толкан (толокно).

Летом, управившись с пашней, туземцы работали совсем мало. Скот бродил по горам, а мужчины или «сидели» арачку, или лениво бродили от юрты к юрте. Лишь кое-кто работает по сплаву леса в Бийск.

Северные алтайцы, жители лесных районов Прителецкого края, занимались охотой, рыболовством, сбором съедобных растений и орешным промыслам.

Значительным источником дохода жителей черненой тайги от Телецкого озера до Катуни и других мест, покрытых кедровыми лесами (моги агаш), являлись кедровые орехи (кузук).

Наиболее крупным скупщиком ореха в большой черни, прилегающей к Телецкому озеру, из алтайцев был зайсан Михаил Тобоков.

В августе, набив переметные сумы припасами и навьючив их на лошадь верхом, отправляются в кедровники «бить орехи».

Зимою мужчины почти поголовно занимались охотой. Из тяжелых фитильных ружей китайской работы, которые перед выстрелом устанавливались на деревянных подставках, били больше всего белку, медведя и марала. Именно из-за этой добычи охотники, терпя всевозможные лишения, скитались по диким трущобам горных лесов.

Других зверей стреляли лишь попутно. По особенно беспощадно истреблению подвергается марал (благородный олень— Servus cansdensis asiaticus Severz). Охотники не щадили ни самок, ни телят. Слишком ценной была эта добыча: она давала охотнику большой запас мяса, хорошую кожу; но особенно дорого стоили рога.

В сушеном виде рога за большие деньги сбывали в Китай, где из них приготавливали возбуждающие лекарства.

Но немало этих благородных животных гибло без всякой пользы для человека. Зимою во время наста маралов старались поймать живыми для продажи мараловодам. За ними гонялись на лыжах до тех пор, пока животное, выбившись из сил, с исцарапанными в кровь ногами, не застревало где-нибудь в сугробе.

Поймав марала, охотники спутывали ему ноги веревками и волоком, через пни и колоды, по крутым каменистым склонам, тащили туда, где заранее были приготовлены дровни. От такого варварского обращения половина всех пойманных маралов умирала.

Но незавидна судьба была и тех маралов, которым удалось скрыться от охотников. Избавившись от погони, разгоряченные животные с жадностью глотали снег и гибли от простуды…

Держали коров, овец и коз предпочитали разводить лошадей. Скот и зимою большею частью ходил на подножном корму, так как обычно снегу бывает немного, да, кроме того, он со склонов легко сдувался ветром..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: