Первый небоскреб ссср: какие удивительные вещи нашли при его строительстве

Каким был первый день в новом статусе?

В 11:00 24 июня 1934 года на киевский вокзал прибыли литерные поезда. Этот день объявили выходным на Киевщине и провели масштабные акции в духе того времени.

Сначала на площади Красных героев Перекопа (сегодня Софийская площадь) провели масштабный митинг, на котором присутствовали 4,5 тысячи киевлян.

Затем состоялся торжественный военный парад, а в завершение вечером на стадионе «Динамо» было проведено, как ни странно, расширенное заседание ЦК КП(б)У. С тех пор Киев формально стал столицей Советской Украины.

Как на перенос столицы отреагировали харьковчане — точно не известно, но масштабных или хотя бы заметных акций протеста не произошло. Потеря столичного статуса не вызвала возмущений, хотя сегодня харьковчане не без гордости подчеркивают, что их город — первая столица.

№ 1 — Поворот рек в Сибири

Поворот сибирских рек мог бы облегчить сельское хозяйство в засушливых районах

На самом деле, вопреки мнению многих, никто по-настоящему реки поворачивать вспять не собирался. Проект предполагал «перенос» двух рек (Оби и Иртыша), расположенных на сибирской территории, в районы, имеющие засушливый климат. Это позволило бы оказать большую помощь сельскому хозяйству. В разработке этой идеи принимали участие около 160 организаций СССР на протяжении 20 лет. Проект был признан самым грандиозным в ХХ веке среди многих других.

Для реализации сначала планировалось построить канал длиной 2,5 км, глубиной 15 м и 300 м шириной. Это первый этап. На втором этапе собирались менять течение Иртыша в обратную сторону, на 180 градусов. Это планировалось сделать за счет насосных установок, водохранилищ и гидроузлов.

Но здравый смысл восторжествовал: академики СССР, понимавшие, чем грозит природе реализация этого проекта, умудрились убедить власть страны отказаться от идеи повернуть реки вспять.

Реки, где планировалось вести работы

Чем обернулась столичность для Киева?

Существует много справедливых мыслей по поводу того, что Харьков во многом спас Киев от значительных разрушений и перестроек, мол, азарт строителей нового и разрушителей старого мира проявился в Харькове больше всего.

Однако надо признать, что статус столицы принес Харькову и много профитов в виде, например, первого советского небоскреба — Дом государственной промышленности (108 метров).

А когда столицу перенесли в Киев, то перестройки надо было начинать заново. Некоторые из них обернулись настоящей трагедией для города и привели к невосполнимым потерям.

Так, для возведения правительственного комплекса решили разрушить Трехсвятительскую церковь, которая датировалась 1183 годом, а разрушена была в 1935-м. Сегодня на этом месте находится Министерство иностранных дел Украины.

Намерения построить Правительственный центр с местом для проведения парадов привели к тому, что был снесен Михайловский Златоверхий монастырь в 1934 году, под угрозу сноса попал и Софийский собор. Вместе с тем, на карте города появились нынешние здания Кабинета министров и Верховной Рады.

Как ни дорого заплатил Киев за свой столичный статус, но все же представить себе, что столицей Украины может быть какой-то другой город, довольно сложно. Киев всегда, независимо от политических режимов, был величественным городом, городом мечты.

Татьяна Нежинская,  опубликовано в издании

№ 3 — База «Звезда» на Луне

Каким представлялся проект «Звезда»

Именно советский человек первым отправился в космос, потому не удивительно, что ряд грандиозных проектов советских ученых и архитекторов планировалось не ограничивать масштабами Земли, а реализовать на других планетах и космических спутниках. Первая советская космическая база «Звезда» должна была появиться прямо на поверхности Луны. 

Это был бы беспилотный модуль, питаемый ядерным реактором. Внутри как в небольшом городке находились бы автоматизированные исследовательские аппараты. Они бы помогли детально изучить поверхность спутника Земли. А затем планировалось создать и жилые зоны прямо внутри главного беспилотного модуля. Постепенно, передвигаясь по поверхности Луны, удалось бы узнать все тайны спутника.

От реализации идеи отказались: слишком дорого. Проект требовал огромную сумму в размере 50 млрд рублей. Во время его разработки шла «холодная» война, и государство не могло быть настолько расточительным в тот период времени.

№ 6 — Терра-3

«Терра-3» в СССР

В советское время много думали и о безопасности страны. В 60-е годы планировалось построить «Терра-3» — стрельбово-лазерный комплекс. Это проект системы противокосмической и противоракетной обороны, который имел бы поражающий элемент на лучевой основе.

Работы по строительству «Терра-3» велись с 60-х на Балхашском полигоне. Но в 70-е ученые выяснили, что мощности имеющихся лазеров просто не хватит, чтобы сбивать ракеты, и реализация проекта сошла на нет. Успели смонтировать систему наведения. Полностью все работы были прекращены после распада Союза, а в конце 90-х часть объектов была уничтожена. То, что осталось, перешло на баланс органов туризма, частично было разворовано, а руины посещают туристы.

То, что осталось от «Терра-3»

Какой Украины первая столица?

Такая ситуация складывалась из-за большой неопределенности и напряженной борьбы между представителями различных политических сил в период революции и Гражданской войны.

Так, на момент 1917 года поддержка большевиков в Украине составляла всего 0,07% и была достаточно неоднородной.

Ни о каком переносе столицы в Харьков и речи быть не может, ведь до этого Киев не имел статуса столицы именно Украинской Советской Республики, а учреждения и организации в 1919 году из Киева не переезжали.

Здесь стоит отметить, что Харьков является первой столицей именно Советской Украины.

Неформально столичный статус город получил 19 декабря 1919 года, но официально его удалось закрепить в Конституции только 13 июля 1923 года.

Уже в 1934 году столицу перенесли в Киев. Однако временно Харьков был столицей Советской Украины и второй раз — с 16 февраля до 10 марта 1943 года. Такое решение было принято из-за немецко-фашистской оккупации Киева. Тогда считалось, что до его освобождения функции столицы на себя может взять Харьков. Однако уже в марте 1943 года во второй раз нацисты захватили Харьков и все органы власти были спешно эвакуированы.

Наш дом – Госпром: как строили первый советский небоскреб

В реконструкции Харькова примет участие британский архитектор. Между тем облик этого города был сформирован при активном участии специалистов из Ленинграда. Одно из их творений – это Дом государственной промышленности

Фото: кадр из фильма «Обломок империи»

Возрождение нашей страны, разрушенной Первой мировой и Гражданской войнами, происходило посредством становления и развития государственной промышленности. Знаками времени стали имена и образы людей и пароходов, строек и заводов, домов и городов. В 1930-е годы построены Харьковский тракторный завод и Днепрогэс, «Азовсталь» и «Запорожсталь» и другие известные предприятия. Но еще раньше, во второй половине 1920-х годов, за два с половиной года в Харькове по проекту группы ленинградских архитекторов во главе с Сергеем Серафимовым возвели гигантский Дом государственной промышленности.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АНСАМБЛЬ

Советский небоскреб получил краткое официальное наименование «Госпром», сегодня напоминающее по звучанию другой знаменитый бренд. Но тогда именно Дом государственной промышленности превратился в один из всесоюзных символов индустриального развития и управления. Казалось, в этом образце советского архитектурно-строительного авангарда удалось воплотить черты общественной жизни, устремленной в коммунистическое будущее…

Словно по правилам конструктивизма и Харьков ранее включили в состав Советской Украины в качестве ее первой столицы. Пролетарский и русскоязычный, он был призван «склеить» самостийные регионы и укрепить большевистскую власть.

В самом городе благодаря строительству Госпрома получилось, не разрушив исторического центра, создать небывалый архитектурно-строительный, административно-культурный ансамбль. С огромной площадью, парой похожих зданий, зеленым садово-парковым и уютным жилым массивами.

ДОМАШНЯЯ АТМОСФЕРА

В Великую Отечественную войну Харьков пережил оккупацию, холокост и расстрелы жителей в его дворах. И считался самым разрушенным после Сталинграда городом в стране. Фашисты перед отступлением заминировали Госпром, но от полного разрушения дом спас неизвестный герой.

К середине 1960-х годов Харьков восстановили и реконструировали. Настало время победных мирных юбилеев. Улицы в госпромовском районе подсвечивали неоновые вывески. А главное здание существенно выросло за счет телевышки, еще одной приметы времени. Около Госпрома с одной стороны обосновался университет. С другой – военная академия, у ступенек которой встречались молодые генералы, как в фильме «Офицеры». На площади открыли памятник Ленину, у которого нас принимали в пионеры. В жилых кварталах за Госпромом по тихим улицам иногда тарахтели трофейные немецкие машины.

Весной в ручьях, бежавших с госпромовской горки, дети устраивали гонки «корабликов» – обычных щепок. Летом в зоопарке и за его забором ловили жуков-оленей. Не только дети, но и взрослые под дождем, снимая обувь, бежали босиком от реконструированного киноконцертного зала «Украина» по каскадным лестницам до своих домов и остановок. Осенью к цветочным ароматам дворов и улиц прибавлялся запах фруктовых киосков. Район был очень домашним в прямом и переносном смыслах.

ПРИ ЧЕМ ТУТ «АЗОВСТАЛЬ»

С распадом СССР начался передел национальных «идентификаторов». Площадь Дзержинского перед зданием Госпрома стала площадью Свободы, но памятник Ленину устоял до гражданской войны на востоке Украины в 2014 году.

В каком виде сохранится госпромовский район дальше? Не превратят ли его в мариупольскую «Азовсталь», ныне печально знаменитую? Недавно сообщили, что к работе над планом реконструкции Харькова привлечен Норман Фостер. Архитектора знают как автора проекта Apple Park, тоже ставшего символом времени – эпохи цифровых технологий. Но меньше уже помнят, что он реконструировал в Берлине Рейхстаг. Считается, что та реконструкция стала знаком национального покаяния и возрождения Германии. Как же будут возрождаться исторические традиции Харькова и какая реконструкция Госпрома потребуется?

Фото: «Яндекс.Карты»

№ 5 — Трансполярная магистраль

Трансполярная магистраль на карте

Еще один масштабный географический проект, который инициировал сам Сталин. По задумке при помощи этой магистрали можно было бы соединить Чукотку, побережье Охотского моря с Архангельском и Мурманском. Над проектом работала крупная организация ГУЛАГ с 1947 по 1953 годы. Сроки снова были кратчайшими, что плохо сказывалось на качестве работы по прокладке железной дороги. Работало тут около 80 тысяч человек.

Постепенно строительство этой магистрали признали убыточным, а проект свернули, так и не закончив его. Стоимость того, что уже реализовали, оценивалась в 1,8 млрд рублей того времени.

Трансполярная магистраль: современный вид

Космос

В 1960-е тема космоса стала лейтмотивом культурной жизни страны.

Такая активизация научной деятельности, поиск новых ориентиров привели к междисциплинарному обмену.

Запуск спутника и полет Гагарина в космос открыли перед человечеством новые горизонты. Люди ждали, что граница между небом и землей сотрется и человек воспарит к звездам, обретет там новый дом, космос станет обитаемым. Оптимизм времени отразился в работе художника Таира Салахова, где две фигуры — мужчина и женщина — со светящимися шарами, напоминающими спутник, летят в небо.

«Тебе, человечество!», Т. Салахов, 1961

Фантастические формы, вдохновленные деталями космических кораблей и металлическим блеском спутников, служили прообразами для предметов быта. Копии планет, комет, звезд, астероидов и метеоров поселились в хрущевках под видом пылесосов, часов, осветительных ламп и т. п. Яркие примеры этой тенденции — пылесосы «Ракета», «Сатурн», «Чайка», часы с уникальным механизмом «Ракета», стиральная машина ЭАЯ.

Пылесос «Сатурн», Вильнюсский завод электросварочного оборудования, 1967. ИсточникПылесос «Ракета». ИсточникПылесос «Чайка». ИсточникСтиральная машина ЭАЯ-2 выпускалась Рижским электромашиностроительным заводом с 1950 года. ИсточникНастольные часы «Молния», 1961, Челябинский часовой завод. Источник

Помимо промышленного дизайна космическая тема транслировалась и в кино. Если американский зритель был затянут героически-пафосной сагой «Звездные войны», то советских граждан с экранов радовали мечтательные образы фильмов «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам», «Семь стихий» и, конечно же, «Гостья из будущего». Кинематографический космос стал продуктом эпохи.

Кадр из фильма «Туманность Андромеды», 1967, реж. Е. Шерстобитов

История строительства

Заказчиком и застройщиком небоскрёба является ООО «Торгово-выставочный центр Европейский», генеральным подрядчиком строительства — УСКМ «Наш дом», а генеральным проектировщиком — ООО «Архитектурная мастерская БВН». Строительство 1-й очереди торгово-офисного центра было начато в 2004 г., строительство высотной части — в 2007 г., но неоднократно останавливалось из-за отсутствия необходимой разрешительной документации на проведение строительства.

Вначале сооружался участок стального каркаса в 7-10 этажей, затем он бетонировался. Так же происходило со следующим и так продолжалось до самой высокой точки монолитной части здания. Раствор подавался снизу по длинной трубе. Вертолетная площадка тоже сделана из железобетона.

На конец сентября 2010 г. было закончено возведение железобетонного каркаса, вертолетной площадки, а также установлен 15-метровый стальной шпиль. Полное окончание строительства ожидалось в 2011 г., но из-за почти полной заморозки строительства осенью-зимой 2011 г., сроки окончания строительства были перенесены на неопределённый срок.

В 2011 г. были сооружены внешние стены из панелей на металлических конструкциях и построена правая узкая часть здания для лестницы.

В 2013 г. проводились внутренние отделочные работы в 7-этажной части (1-я очередь). 17 августа 2013 г. там был открыт торговый центр «Свердловск» площадью 105 тыс. кв.м.

С 2011 г. по настоящее время строительные и отделочные работы в высотной части не проводятся. Она закрыта пленкой почти по всей площади наружных стен.

Незавершённый небоскрёб «Свердловск», вид с востока на расстоянии в 1 км.

В 2017 г. Арбитражный суд Свердловской области признал банкротом ООО «Торгово-выставочный центр Европейский». Оно находится в стадии ликвидации с 18 июля 2018 г. Видимо, БЦ «Свердловск» будет достраивать другой девелопер. В рамках процедуры банкротства объект могут выставить на торги. В настоящее время этот объект имеет низкую инвестиционную привлекательность в связи со стагнацией на рынке коммерческой недвижимости.

В 2019 г. администрация Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с требованием демонтировать высотную часть здания с 8-го по 36 этаж. Если иск будет удовлетворен, то одним небоскребом, пусть так и не введенным в эксплуатацию, в Екатеринбурге станет меньше.

Группа «Движение» и кинетисты

Сфера искусства тоже не оставалась в стороне от темы, и кинетические эксперименты стали новым этапом осмысления космического, непреодолимого, бесконечного. Некоторые художественные организации даже работали на военно-космическую промышленность. Вячеслав Колейчук из группы «Движение» делал инсталляции для Института атомной энергии им. Курчатова, основатель Казанского НИИ «Прометей» Булат Галеев создал по просьбе Королева систему наблюдения за космическими объектами и аппарат для психологической релаксации космонавтов во время долгих тренировок. Правда, разработки Галеева так и остались не у дел, на космических кораблях они не используются.

XX век был поглощен мыслями о движении, скорости, динамичности. Попытки в статичном искусстве передать бег, полет, движение автомобиля заканчивались по-разному

Для кинетистов было важно использовать эффекты реального движения, а не пытаться его изобразить. Впервые искусство перестало быть статичным, ему позволили вращаться, крутиться, светиться и издавать звуки

А в основе конструкций поселились шестеренки, тросы, моторы и рычаги.

Советские кинетисты возникли не в изоляции, их работы во многом пересекались с творчеством западных коллег. В США подвесные подвижные скульптуры — мобили — проектировал Александр Колдер.

Мобили А. Колдера. Источник

Его работы были очень популярны и стали обязательной составляющей интерьеров современных домов. Даже в СССР художника знали, а вещи, подобные его работам, появлялись в квартирах граждан. Вспомните «Служебный роман» (1977) Эльдара Рязанова, где замдиректора завода Юрий Самохвалов хвастается металлической конструкцией в гостиной.

Сцена из фильма «Служебный роман», реж. Э. Рязанов. Источник

Самыми выразительными кинетическими работами советского пространства запомнилась группа «Движение». Ее представители вышли из абсолютно разных областей, в очередной раз подтвердив ренессансный дух эпохи: Вячеслав Колейчук был архитектором, Лев Нусберг — живописцем, Виктор Бутурлин — студентом Московского инженерно-физического института, Валерий Глинчиков — научным сотрудником Института транспорта, Николай Кузнецов — сотрудником Института атомной энергии им. Курчатова.

Научно-техническая тематика проявлялась в большинстве их работ. В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции по заказу Института атомной энергии им. Курчатова Вячеслав Колейчук выполнил проект «Атом». Он представляет собой шар из полых металлических трубок, которые двигались от ветра.

«Атом», В. Колейчук, 1967. Источник

Названия работ другого художника группы — Франсиско Инфанте-Араны — отсылали к космическим событиям века: «Пространство-движение-бесконечность» (1963), «Галактика» (1967), «Проекты реконструкции звездного неба» (1965–1967). Он создавал скульптуры нового типа для мира, который немыслим без кино, телевидения, радио. Теперь искусство стало объектом, который объединял в себе свет, звук, движение и форму.

​​Конструкция «Пространство-движение-бесконечность», Ф. Инфанте-Арана, 1963–1965. Авторская реплика 2008 года. Источник«Спираль бесконечности» («А») из серии «Проекты реконструкции звездного неба», Ф. Инфанте-Арана, 1965. Источник

«Пространство-движение-бесконечность» представляла собой разнообразие пересекающихся геометрических фигур. На каркасы кубов натянуты капроновые нити, которые образуют плоскости, а на углах этих плоскостей — небольшие лампочки. Такая форма представлялась в 1960-е очень футуристичной, преодолевшей земное притяжение и парящей в воздухе без опор.

В 1967 году появилась кинетическая композиция «Галактика» на выставке ВДНХ. Трехметровая кристаллическая структура была собрана из металлических распорок и синтетической струны. Она двигалась, светилась, переливалась космическими бликами, играла электронная музыка.

Кто «за», кто «против» столичного статуса Киева?

Решение о том, что Киев должен быть столицей Украины, могло быть принято еще в феврале 1920 года. Тогда шли разговоры вокруг того, чтобы официально закрепить столичный статус за историческим центром — Киевом.

А 21 января решение утвердили и на XII съезде КП(б)У, на следующий день — 22 января новость о переносе столицы в Киев появилась в газете «Правда». Однако первой полосы статья о «переезде» в Киев удостоилась только 23 июня 1934 года. А внесение изменений в Конституцию произошло почти через год после исторического голосования — в январе 1935 года, и тогда уже законно и документально Киев стал столицей УССР.

История Госпрома

Индустриализация в своё время затронула и Харьков: в городе открывались различные заводы и фабрики, которым нужны были управленцы. Для них не хватало места и было принято решение создать для них одно общее здание. Был объявлен конкурс на лучший проект для строительства, в котором участвовало много архитекторов, но победителем стал проект с названием  «Незваный гость», авторами которого являлись С.Серафимов, С.Кравц и М. Фельгер. Возглавил строительство Павел Роттерт.

П. П. Роттерту принадлежали такие проекты как: Управление Южной железной дороги в Харькове, Днепрогес в Запорожье, а также Московский метрополитен. Построили его всего за 3 года (1925-1928)! После полного завершения строительства до 1934 года здесь располагалось Правительство Украины. В 1930-х годах зимой здание отапливалось 12-ю котлами, а за сутки сжигалось около 80 тонн угля. 

Изначально, ручки на дверях Госпрома были сделаны из меди. Врачи советовали использовать медь, так как они в то время считали, что она обладала бактерицидными свойствами.

Сооружение состоит из Н-образных корпусов. Здания сгруппированы в три блока, по три корпуса в каждом. Высота здания увеличивается от периферии к центру с 6 до 11 этажей. Главный акцент художественного решения — строительство мостов, нависающих над радиальными переходами на высоте 3, 5 и 6 этажей. Строительная композиция динамична, построена на зигзагообразном ритмичном нарастании масс с уменьшением контраста в центре. Особенностью конструкции является наличие разных типов пространств: внутренние открытые пространства или почти закрытые строительными массами (переходы); сложные многоуровневые пространства парадной лестницы, которые благодаря полному остеклению и балконам становятся частично улицей; внутреннее пространство большого холла, растворяющееся в окружающей среде через остекление по обе стороны здания и световой люк.

Все офисы Госпрома имеют такой же лаконичный дизайн

Особое внимание архитекторы уделили местам массового скопления сотрудников и посетителей — вестибюлям, холлам, рекреационным и столовым, которые также отличаются функциональностью и лаконичностью используемых деталей

Мало кто знает, но строительство Госпрома хотели отменить. В 1926 году на общем сборе строителей Павел Роттерт докладывал: “Приехав в Москву, куда нас с товарищем Вонским вызвали по делам строительства, мы услышали следующее: весь материал нужно продать, а ямы, вырытые под фундамент, засыпать”. Причина была простая — нехватка денег. Вдобавок московская комиссия, которая приезжала на стройку, нашла какие-то недостатки в технической документации. Но в итоге было решено сократить количество работников, а стройку законсервировать.

В мае 1926 сам Феликс Дзержинский приехал на стройку и лично осмотрел все объекты. Вскоре из Москвы пришло разрешение на продолжение строительства.

Скоро о Госпроме услышали и узнали по всей стране и далее, по всему миру. В то время как на многих улицах Харькова еще можно было увидеть старые глиняные мазанки под соломенной крышей, такое сооружение казалось чем-то сверхъестественным, символом эпохи, живым воплощением мечты о новом мире.

Характеристики небоскрёба

Небоскрёб «Свердловск» состоит из двух частей — 37-этажной высотной и примыкающей к ней 7-этажной. Высотная часть состоит из монолитного корпуса, вертолетной площадки над ней и железного шпиля. Высота по шпилю — 151 м.
Далее речь будет идти только о высотной части.

Высотная часть здания видится как две разные по высоте и ширине призмы, приставленные друг к другу. С правой стороны фасада по всей высоте здания примыкает узкий и треугольный в разрезе пристрой с внутренней лестницей.

Каркас здания железобетонный. Внешние стены панельные. Панели прикреплены к металлическим конструкциям. Остекление пока не произведено. Здание периодически обтягивают пленкой.

Высота нижних этажей составляет 4,8 м, верхних — 3,6 м.

С одной стороны, у небоскреба «Свердловск» удачное местоположение с точки зрения транспортной доступности и малой удаленности от центра города. Здание находится в районе железнодорожного вокзала. Рядом есть еще и автовокзал, станция метро, несколько остановок других видов городского транспорта. Здание областного правительства и формирующийся деловой квартал Екатеринбург-сити находятся в двух километрах. Одна из центральных улиц, Якова Свердлова, начинается в 300 метрах от небоскреба.
С другой стороны, в этом месте неблагоприятная ситуация с экологией и всегда шумно.

В начале 2018 г. его стоимость составляла около 1,3 млрд рублей.

События, связанное с небоскрёбом «Свердловск»

В конце 2014 г. уральский бейсджампер Ратмир Нагимьянов прыгнул с парашютом с небоскрёба «Свердловск». Как рассказал сам Ратмир, видео прыжка было снято с подачи известного спортивного бренда. По сути оно являлось рекламой, но от этого не становится менее захватывающим.
«Свердловск», высота которого 151 метр, спортсмен называл одним из самых удачных мест для городского бейсджампинга.

Ближайшая остановка трамвая: «Железнодорожный вокзал». Ближайшие остановки троллейбуса: «Гостиница Свердловск», «Железнодорожный вокзал». Ближайшая остановка автобуса: «Железнодорожный вокзал». Ближайшая станция метро: «Уральская».

№ 2 — Главный Туркменский канал

Канал Туркменский

Еще один проект, который позволил бы спасти засушливые районы, но в Туркмении. Его реализация дала бы возможность увеличить площади посевов хлопка, а также организовать судоходство между Амударьей и Волгой. Длина запланированного канала — 1,2 км, глубина — 7 м, ширина — 100 м. Заодно создали бы и ирригационные каналы (около 10 тысяч км протяженностью в целом), 2000 единиц водоемов и сразу три ГЭС. Примерно 25% стока Амударьи хотели провести по высохшему руслу бывшей реки Узбоя.

Стройка началась в 1950 году. В ней участвовали и местные жители, и заключенные. Количество строителей в 1953 году достигло почти 7300 рабочих и 10 тысяч заключенных. Количество работающей на проекте техники измерялось тысячами единиц: например, самосвалов было около 5000. Огромное количество грузов, необходимых для реализации Туркменского канала, направлялось сюда со всего СССР.

К сожалению, строительство канала было остановлено после смерти Сталина. Инициатор прекращения работ — Берия. Затем определенные расчеты показали, что проект нерентабельный, и его вовсе закрыли. На момент полного окончания работ на строительство Туркменского канала уже было потрачено более 21 млрд рублей, в переводе на современные рубли — 2,73 трлн.

Туркменский канал на почтовой марке

Проект поддерживают

Кадастр.Москва

Кадастровый учет и регистрация прав. С 2003-го года мы приводим в порядок права и описания объектов недвижимости, разрешая все имеющиеся проблемы

Серия программ для кадастровых инженеров

Получать на почту

Новости отрасли

Как же инвестору построить и ввести в эксплуатацию объект недвижимости?

В целом положения о строительстве разбросаны по бескрайнему множеству нормативно-правовых актов. С 01.09.2021 перечень необходимых мероприятий понемногу упорядочивается в рамках предусмотренного Градостроительным кодексом понятия «Проект по строительству». Однако, есть еще один полезный документ под названием «Региональный инвестиционный стандарт» (Приказ Минэкономразвития России №591 от 30.09.2021)
18.01.23. Ответов: 0. Комментариев: 0

Законопроект о новой ФГИС состояния окружающей среды

Законопроект №247198-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“…»
16.01.23. Ответов: 0. Комментариев: 0

Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства

С 01.03.2023 вступают в силу основные положения 612-ФЗ от 29.12.2022 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс…»
11.01.23. Ответов: 0. Комментариев: 0

Продвигается установление ответственности за перепродажу сведений ЕГРН

Законопроект №265468-8 об установлении ответственности за противоправное распространение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
10.01.23. Ответов: 0. Комментариев: 0

Поздравляем с Новым годом!

Желаем, чтобы мечты сбывались, и хорошее настроение сопровождало вас повсюду!
28.12.22. Ответов: 0. Комментариев: 0

Ожидаемый перенос сроков внедрения технологий информационного моделирования

Обновлен План мероприятий («дорожная карта») по использованию технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства… (РП РФ №3719-р от 20.12.2021)
14.12.22. Ответов: 0. Комментариев: 0


Журнал «Учёт недвижимости» Предыдущие новости

Здание-манифест

Строительству здания, которому предстояло стать визитной карточкой не только советской Украины, но и всего СССР, предшествовал всесоюзный конкурс. Архитекторы представили 19 самых разнообразных проектов. Участвовал в состязании и знаменитый харьковчанин Алексей Николаевич Бекетов, по задумкам которого были построены десятки знаковых для Харькова зданий. Однако комиссия посчитала проект Бекетова старомодным (слишком «бекетовским») и отдала предпочтение ленинградским архитекторам Серафимову, Кравцу и Фельгеру. Ленинградцы предлагали построить дом промышленности в стиле конструктивизма, который уже тогда был синонимом советской архитектуры. Проект назывался «Незваный гость», что полностью соответствовало реальной ситуации: рядом с местом строительства будущего железобетонного гиганта ютились глинобитные хаты.

В 1925 году харьковчане приступили к грандиозной стройке, которую курировал сам Феликс Дзержинский. Советская Украина еще не обзавелась достаточным количеством техники, поэтому работали по старинке: землю рыли с помощью лома и лопаты и вывозили на запряженных лошадьми повозках. Такими «дедовскими» методами строители вырыли котлован объемом 20 тысяч кубических метров. Однако усилиями главного инженера Павла Роттерта в скором времени была проведена механизация строительных работ, что позволило завершить проект в кратчайшие сроки — всего за три года

Важно отметить, что строители и инженеры, получившие опыт при возведении здания Госпрома, позднее привлекались к строительству Днепрогэс и даже Московского метрополитена

№ 4 — Дворец Советов

Дворец Советов в проекте

Проект был разработан в 30-е годы ХХ века, но до сих пор впечатляет своей грандиозностью. Дворец Советов обладает интересным внешним видом, но лишь на сохранившихся документах. Высота этого здания должна была составить 420 метров — 100 этажей. По планам Дворец должен был стать самым высоким в мире.

Интересно, что Дворец Советов даже начинали строить в 1937 году. Увы, проект так и не был реализован до конца. В 1941 году, в сентябре, стройка была остановлена из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Все строительные материалы для Дворца отправились на военные цели. После окончания ВОВ к дальнейшим работам было решено не возвращаться: слишком много ресурсов нужно было потратить на восстановление страны, и было не до недостроенных Дворцов.

Дворец Советов в газете

Госпром в наши дни

На сегодняшний день в здании Госпрома размещаются управления различных отраслей промышленности и другие учреждения. К 90 летию здания была проведена масштабная реконструкция: заменили окна, замазали старую облупленную штукатурку. Госпрому придали более современный и опрятный вид. Но внутри, несмотря на ремонт и реконструкцию, не многое изменилось. Зайдя в Госпром, можно с головой окунуться в атмосферу тех годов.

В конце 2012 г. в Лондоне на выставке, посвященной советскому искусству и архитектуре, одно из самых почетных мест принадлежало харьковскому Госпрому. И даже игровая индустрия символ Харькова стороной не обошла: здание Госпрома присутствует на карте «Харьков» в онлайн-игре «World of Tanks».

Госпром по праву считается одной из главных достопримечательностей города. В здании Дома государственной промышленности есть музей, в который может попасть любой желающий.

К Госпрому легко добраться практически из любой точки Харькова. Добраться до него можно с двух из трех линий метро — либо через станцию ​​Госпром (Зеленая линия), либо через станцию Университет (Синяя линия). С любой из станций вам придется повернуть на запад от выхода и дойти до конца площади Свободы, которая окружена великолепной аркой конструктивизма в виде Госпрома и Харьковского национального университета.

Влияние и дальнейшая судьба

Знаток харьковской архитектуры Максим Розенфельд утверждает, что главным эффектом от строительства Госпрома было не удивление доселе скептически настроенной Европы и Америки. Возведение небоскреба стало своего рода триггером, который вызвал настоящий культурный ренессанс и строительный бум по всей стране. Советская архитектура доказала, что может справиться даже с самым амбициозным и невероятным проектом. Любопытно, что именно к этому периоду относится создание все в том же Харькове самолета-гиганта К-7, который получил прозвище «воздушный Госпром». Были у строительства Госпрома и «побочные» достижения, например в сфере археологии: во время рытья котлована рабочие обнаружили кости гигантского животного. Находку передали ученым, которые выяснили, что десятки тысяч лет назад на месте здания-гиганта нашел свое последнее пристанище исчезнувший гигант животного мира — мамонт.

Незавидна была участь Госпрома во время немецкой оккупации. Как известно, немцев мало заботило культурное наследие захваченных территорий СССР, поэтому первый этаж здания был приспособлен под конюшню. Остальные этажи на некоторое время облюбовали сбежавшие из зоопарка обезьяны, из которых только три дожили до освобождения города. Во время отступления в планы немецкого командования входил взрыв небоскреба, однако по ряду причин оккупанты ограничились поджогом. Огонь не смог уничтожить саму конструкцию, поэтому к 1947 году здание было восстановлено. В 1955 году на самую высокую башню была установлена телевизионная вышка, добавившая 45 метров высоте небоскреба.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: