День второй: Августовский путч
Этот день вряд ли помнят тридцатилетние, и только те, кто перешагнул 50-летний рубеж и старше помнят тревогу «Лебединого озера» и молодого Ельцина на танке. Сначала ты словно попадаешь в обычную городскую квартиру 30 лет назад, а потом, открыв дверь в подъезд, вдруг оказываешься на московских тревожных улицах.
Интересно. Поучительно. И Горбачев, и Раиса Максимовна еще молоды, еще никто не знает, что Советский Союз доживает последние дни. Кстати, если хотите, можете послушать и посмотреть запись того самого балета «Лебединое озеро» на экране старого телевизора в воссозданной квартире Бориса Ельцина — да, так говорят. Здесь не забыли парней, погибших в эти три августовских дня.
«Приходится бороться за место под солнцем»
– В Екатеринбурге, на наш взгляд, у вас почти нет конкурентов. А в такой среде обычно тяжело развиваться, идти вперёд…
– У нас есть конкуренция. И она была с самого начала. Екатеринбургу повезло с жителями, с культурными организациями и общественными институциями. Это и театры, и музеи, и разные дискуссионные площадки. Поверьте, нам приходится бороться за своё место под солнцем. Екатеринбург очень самобытный город, самостоятельный. Не было бы нас – выбрали бы что-то другое. Мы каждый день думаем об этом. Иначе тут бы не сидело такое количество людей, которые в поте лица искали, чем удивить завтра.
– Если пройтись по нынешнему Ельцин Центру, здесь много магазинов, несколько ресторанов. Подразумевала ли концепция Центра изначально их наличие?
– Подразумевала. Это же не мавзолей. Нужно к этому нормально относиться. Конечно, хочется абстрагироваться иногда от этого. Потому что чем больше становится арендаторов, тем сложнее проводить масштабные мероприятия. Со всеми всё нужно согласовать, идти на уступки, договариваться. Но с другой стороны – здание Ельцин Центра это хозяйствующий субъект
Важно, что мы не государственная организация. У нас нет бюджетного финансирования в том объёме, который бы позволял вести нашу повседневную работу
И для того чтобы проводить многочисленные мероприятия, необходим ресурс. Где деньги брать? Мы зарабатываем на себе. Это вполне естественно. Когда у нас открывался супермаркет, многие закатывали глаза и приговаривали: «Ну вот, Ельцин Центр испортился…». Но эти же люди ходят к нам каждый день и посещают бесплатные мероприятия. Хочется задать им вопрос: «А вы понимаете, что на этой аренде мы зарабатываем деньги, чтобы вы ходили на бесплатные мероприятия?». Всё завязано.
– Это позволяет вам держать входные цены на ваши мероприятия на низком уровне?
– Да, очень сложно зарабатывать деньги на людях, у которых средств не очень много. Для этого и была придумана простая логичная модель, когда мы получаем деньги с нашей коммерческой деятельной и пускаем на нашу уставную деятельность. Система налажена, и мы продолжаем её использовать. Нам может показаться, что потратить 1000 рублей за два дня фестиваля не очень дорого, а для студента – много. Мы это понимаем и стараемся находиться в не очень высоком ценовом потоке. Быть вместе с людьми.
Опубликовано в №50 от 22.03.2019
День седьмой: Прощание с Кремлем
В седьмом зале вы можете увидеть трогательные кадры, когда Президент прощается с коллегами и навсегда покидает Кремль. Самый большой и, пожалуй, самый ценный экспонат в музее — реальный кремлевский кабинет Бориса Ельцина, который специально перевезли из Москвы в Екатеринбург. Всеми предметами пользовался Борис Ельцин. В кабинете вы услышите прощальную речь Президента, записанную 31 декабря 1999 года, а также несколько реплик, оставшихся за кадром. Он сделал это в 12 часов по московскому времени – вместо новогоднего поздравления Президента все каналы транслировали записанное накануне обращение президента.
Интересная деталь: из окон кабинета в Екатеринбурге открывается тот же вид, что и из окна кабинета в Кремле. Историки выяснили, какая погода была 31 декабря 1999 года, и воссоздали пейзаж за окном. Экспонат номер один в финальной части экспозиции – реальный «ядерный чемоданчик», который всегда находился сначала рядом с лидером СССР, а с 1991 года – с лидером России, таких экспонатов нет ни в одном музее мира.
День третий: Непопулярные меры
Все СМИ обошел пустой прилавок из музея Ельцина, поэтому я не про него. А помните ли Вы те дни, когда на прилавках появились продукты, когда мы начали приобщаться к проклятому капитализму с помощью «Марсов» и «Сникерсов»? Большинство не знало, что реально делать с ваучерами. А тот, кто знал, сегодня чувствует себя отлично, если не погиб в бандитских войнах.
В этом зале у вас будет возможность обменять свой ваучер на акции, продать их с выгодой для себя или «спрятать под матрас». Интерактивная игра «Распорядись своим ваучером», построенная на современных компьютерных технологиях — жаль, не машина времени.
Лабиринт
Сначала Вы попадаете в темный зал, где на огромной стене показывают мультипликационный фильм Джаника Файзиева, закадровый голос принадлежит Елизавете Боярской, этот фильм, видимо, о становлении демократии в России.
А затем Вы проходите в затемненное пространство, где с помощью фотографий, плакатов и фильмов рассказывается история России с 1914 по 1987 год и история семьи Ельциных.
Сочетание некоторых документов и фильмов просто пробирает до слез, но мне кажется, что старикам, которым сегодня 80 лет и больше, ходить в эту часть музея может быть и не надо, потому что их жизнь как-то слишком легко обесценена, как и значение Советского Союза. Идея коммунизма все равно остается великой идеей, которая изменила ход истории всего мира. Мне кажется, не надо у людей отнимать значимость их собственных жизней и Веру в то, что они прожили эту жизнь не зря.
Хотя, конечно, это очень сложная задача, и возможно, правильно рассказать о феномене Советского Союза смогут только наши потомки.
После Лабиринта лестница ведет на второй этаж. Здесь, на огромной стене в атриуме показывают фотографии из семейного архива Первого Президента и здесь же расположены входы в восемь остальных залов.
Как я уже говорила, концепция музея построена на фиксации семи самых важных дней в жизни Бориса Николаевича Ельцина.
День первый: «Мы ждем перемен!»
Настоящие кресла из Дворца съездов, лица партийных функционеров (всего одна женщина среди них), трибуна и … Трудно поверить сегодняшней молодежи, что все это было всего-то 30 лет назад. И полный энергии харизматичный Ельцин на черно-белых фотографиях — на улицах Москвы.
Тогдашнюю отчаянную смелость Ельцина, выступившего против всей мощи партийной машины, не понять сегодняшней молодежи, привыкшей к несдержанной откровенности сегодняшней Думы. Из материалов музея можно узнать, что:
«В этом зале можно узнать, что на самом деле содержалось в знаменитой речи первого секретаря Московского горкома КПСС товарища Ельцина и чем подлинное выступление отличается от фальсифицированных, многочисленные варианты которых распространялись через самиздат — но это, скорее всего, важно для современников Бориса Ельцина. Один из уникальных экспонатов этого зала – написанное от руки письмо первого секретаря Московского горкома КПСС Бориса Ельцина генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву, датированное 19 сентября 1987 года
В этом письме Ельцин мотивировал свою просьбу об отставке и выходе из числа кандидатов в члены Политбюро. И подробно объяснял, почему стиль работы политбюро кажется ему несовместимым с провозглашенной перестройкой
Один из уникальных экспонатов этого зала – написанное от руки письмо первого секретаря Московского горкома КПСС Бориса Ельцина генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву, датированное 19 сентября 1987 года. В этом письме Ельцин мотивировал свою просьбу об отставке и выходе из числа кандидатов в члены Политбюро. И подробно объяснял, почему стиль работы политбюро кажется ему несовместимым с провозглашенной перестройкой.
Текст письма до недавнего времени был известен исключительно по книге Ельцина «Исповедь на заданную тему», которая вышла в 1989 году. И только в процессе поиска экспонатов для Музея первого президента России в одной из коробок с бумагами из домашнего кабинета Ельцина была найдена факсимильная копия знаменитого письма. Копия, судя по бумаге, сделана именно тогда, когда писалось письмо. Рукописный вариант ушел Горбачеву, копия осталась у Ельцина».
«Юмашевы – в роли эффективных помощников»
– Задача изначально ставилась притягивать максимально широкую аудиторию? Ведь взять любое ваше мероприятие, встретить можно кого угодно – от молодых ребят до академиков РАН. И это не преувеличение.
– Не преувеличение. Нам на самом деле интересны все люди. Мы не проводим какую-то демаркационную линию между умными и глупыми, между рефлексирующими и толстокожими – нам интересен каждый посетитель. И потом, наша программа универсальна: параллельно в Ельцин Центре всегда идёт несколько событий. К тому же мы не делим аудиторию. Другое дело, что внутри разные наши отделы за эту аудиторию конкурируют. Все вместе мы пытаемся переломить ситуацию, когда основным собеседником человека является телевизор. Этот медийный инструмент действительно поглощает восприятие человека и способен им манипулировать. Это односторонняя связь, а разговор и дискуссия всегда подразумевают твою речь и какую-то реакцию собеседника. В общем, мы за всё живое против всего мёртвого.
– Часто ли приходится отказываться от чего-то? Поняли, например, что в программе мероприятие не идёт…
– Нет, поскольку наша задача не только развлекать. Я, может, громкую вещь скажу, но нам ещё необходимо прививать вкус. У нас есть вечера классической музыки, и там, например, не очень много народа. Но это не значит, что нужно взять и отменить всё. Конечно, если мы там поставим условно кальяны, позовём диджея – людей будет больше. Но наша миссия более строгая. Если что-то не идёт, но мы считаем, что это позволяет прививать вкус, образовывать, продолжаем двигаться дальше. Если бы люди на все сложные вещи реагировали по щелчку пальца, мы бы жили в другой реальности.
– Иногда вас ругают за какие-то мероприятия.
– Да, порой Ельцин Центр становится объектом спекуляций. Никита Михалковсказал, что у нас делают «инъекции разрушения национального самосознания детей», а потом предложили Ельцин Центр отдать детям. В такие моменты хочется спросить: «А вы знаете, чем мы занимаемся?». Зайдите хотя бы на сайт и посмотрите, что у нас треть мероприятий – для детей. Вопросу воспитания, без всякой политической конъюнктуры, мы уделяем очень много внимания. Мы не ввязываемся здесь в политику. Быть гражданином – не значит быть политически ангажированным.
– Есть ли спикеры, которые в силу отношения к самому Борису Ельцину принципиально не приезжают в Ельцин Центр?
– Не могу вспомнить. Были люди, которых мы хотели бы увидеть, но они, к сожалению, ушли из жизни. Например, Марлена Хуциева…19 марта он скончался… Нет таких людей, которые бы сказали: «Я к вам не поеду, потому что вы воспеваете человека, который развалил страну». Люди иногда имеют очень поверхностное понимание о нашей деятельности. И кроме того, ни про одну эпоху нельзя сказать однозначно: хорошая или плохая. Нужно брать конкретную сферу жизни и говорить о ней. Если история имеет негативные пятна, у нас принято их вымарывать. И получается, что каждое поколение словно начинает жить с чистого листа. Было плохо? Давайте говорить об этом и обсуждать. Требуется дискуссия и разговор.
– А есть ли внутренний ценз? Кого никогда не будет в Ельцин Центре?
– (после паузы)… Мы даже не обсуждали это. Даже Михалкова мы несколько раз звали. Мне может кто-то не нравиться как человек, но мы всегда отделяем личное от профессионального. Не интересен мне, но это ещё ничего не значит. На него может прийти множество людей.
– Недавно на «Медузе» вышел большой текст про Валентина Юмашева, где есть информация, что Валентин и его супруга активно участвуют в жизни Ельцин Центра из Москва, и Татьяна Борисовна часто приезжает в Екатеринбург, как правило, неожиданно. Какое у вас взаимодействие с московским офисом?
– Я прочитал этот текст. Юмашевы здесь бывают часто – примерно раз в месяц. Когда мы только познакомились, мне показалось, что это такие люди, которые приезжают, сидят в кабинете, ведут приём и занимаются исключительно стратегическими решениями. Ничего подобного! Когда приезжает Татьяна Борисовна, начинаются активные действия. Разговариваешь с ней и видишь, как шеф начинает двигать диван. Они большие перфекционисты
Обращают внимание на все детали. Но лучше об этом поговорить с ней
– Они предлагают вам гостей?
– У нас есть обсуждения, в том числе и неформальные. У них возникают идеи привезти кого-то – музыканта, актёра. Тогда начинаются консультации, она может спросить: «Как вы думаете, это подойдёт? Сможем ли собрать аудиторию на артиста X?». Я говорю: «Увы, не сможем». «Жаль», – говорит она. Есть и обратные моменты, когда мы кого-то хотим, но не можем к этому человеку подобраться. Однако когда обращается дочь первого Президента России, у него находится время и желание. Для нас они выступают в роли хороших и эффективных помощников.
День четвертый: Рождение Конституции
Как рождалась новая Конституция, какова символика современной России — это все можно узнать в этом зале. А также о том, почему стреляли из танков по Белому Дому в центре Москвы. Кто и зачем вывел вооруженные отряды на улицы Москвы в октябре 1993-го? Фото и документы, представленные в этом зале, помогут вам понять, как близко мы были от новой Гражданской войны в том октябре.
Оказывается, есть очень редкий экспонат в России — официальное название этого экспоната: средство активной защиты «Витраж-АТ» или щит милиционера (тогда еще милиционеры были?). Весит 4 кг. Сделан из мягкого металла, поэтому от пуль не спасает. «Витраж-АТ» был полноценным участником событий — им дрались, на нем носили раненных. Для музея этот единственный экземпляр с огромным трудом удалось найти у коллекционера.
«Чаще всего мы угадываем»
– Когда Ельцин Центр открывался, большинство людей воспринимало его всё же как музей – да, инновационный, интерактивный, но музей. Сейчас, глядя на то, как вы развиваетесь, понимаем, что музей постепенно отходит на второй план. На каком этапе появилась концепция с мощными ивент-площадками?
– Изначально это здание, конечно, строилось под другие цели. Архитектура и все интерьеры отсылают к устройству классического торгового центра – торговые галереи, бизнес-площадки с 4 по 8 этаж и так далее… Но время и экономика диктовали свои условия, и здание заморозили в процессе стройки. Через несколько лет у наших учредителей возникла идея создания президентского центра.
Стали искать место. Точечная застройка в центре – изначально был бы проигрышный вариант. Это видно и по сегодняшнему дню. Строить в отдалённых районах такую площадку тоже бессмысленно. Остановились на этом готовом здании, в которое теоретически надо было заехать, а фактически привести его в порядок. Чем фонд и занимался долгое время.
И открывались мы сразу как мультижанровая структура. Музей – место, которое занимается препарированием новейшей истории России. А в Ельцин Центре мы говорим и о прошлом, но также можем говорить и о дне сегодняшнем, и о нашем будущем. В итоге мы уравновешиваем друг друга. Это место как-то закрутилось, и мало того, что оно живёт своей жизнью, оно ещё и задаёт тренды, притягивает сюда людей.
Ельцин-центр был торжественно открыт 25 ноября 2015 года. Фото: Александр Исаков
– Теперь давайте проясним, всё-таки «мы» – это кто? Слышали, что в вашей команде более ста человек.
– В Ельцин Центре работает 150 человек, но это общий штат, который включает и сотрудников гардероба, и службу эксплуатации, и юристов, и бухгалтерию – всех. Есть Департамент программ и общественных связей, который и является генератором всей нашей повестки.
Нам очень повезло, потому что коллектив состоит в основном из бывших либо действующих ваших коллег – журналистов. Не надо объяснять, что журналист должен чувствовать актуальность – что может быть интересно читателю, у нас точно так же.
Как происходит формирование повестки? Как в редакции. Каждую неделю у нас есть две планёрки, мы садимся, смотрим друг на друга, задаёмся вопросом: что нового? Все что-то предлагают, обсуждаем… Чаще всего начинаем работу над каким-то событием с того, интересно ли это нам, а также дискуссий о том, «зайдёт» ли это публике, какой будет отклик. Чаще всего угадываем.
На самом деле мы выглядим как современный Дворец пионеров. У нас есть все направления, которые могут заинтересовать человека, заскучавшего дома. Человека, который нуждается в качественном досуге. У нас есть отдел образовательных программ, киноконцертный отдел и так далее. Сегодня мы имеем уже устойчивый пул фестивалей – национальных и международных. К примеру, стараемся охватить весь спектр музыкальных событий – от экспериментальной музыки, электроники и рока до классики. Так, каждый месяц к нам приезжает известный пианист Алексей Гориболь. Он делает для нас специальную авторскую просветительскую программу.
Зал Свободы
Этот зал – по мнению организаторов Музея Ельцина, является центральным. Многие из использованных в нем технологий до сих пор никогда не применялись в российских музеях.
Ralph Appelbaum дал возможность посетителям музея стать частью музея и истории: вы можете рассказать о своем отношении к 90-м и к Борису Ельцину, рассказать, что для вас значит свобода и записать все на видео с высоким качеством и транслировать его на один из экранов в Зале Свободы — почти в реальном времени.
Постоянно обновляемая инсталляция «Выскажись» (или «Разговор о свободе») — такова задумка проектантов. О свободе говорят известные люди, среди которых Джордж Буш-младший, актеры, певцы и Евгений Ройзман, как же без него. Благодаря технической находке — системе, получившей название «акустический душ», — все герои в музее говорят одновременно, но услышать каждого по отдельности можно, только оказавшись в правильном месте.