Легенда и история экспоната. «варшавянка», наигранная комдивом владимиром азиным на рояле петра чайковского

Память

Имя композитора увековечено не только на родине, но и далеко за ее пределами. Многие музыкальные школы, улицы городов и даже теплоход названы в честь великого творца. В Клину и Алапаевске открыты музеи, посвященные жизни и творчеству Петра Ильича. Нашлось место отражению личности русского гения и в кинематографе. Западных режиссеров в XX столетии (Карл Фрёлих, Кен Рассел) интересовали подробности личной жизни и смерти музыканта.

В 1970-м на советских экранах появился фильм «Чайковский» Игоря Таланкина, в котором главная роль досталась Иннокентию Смоктуновскому. Картина повествовала о биографии композитора с юных лет, а основной сюжетной линией выступила переписка Петра Ильича с Надеждой фон Мекк. В 2022-м Кирилл Серебренников представил на фестивале в Каннах ленту «Жена Чайковского», в центр которой поставил сложные отношения гения с юной женой Антониной Милюковой.

Кардинальное изменение жизненного пути

Скучная работа по специальности заставила 21-летнего П. Чайковского поступить в 1861 году в Русское музыкальное общество, которое преобразовалось в консерваторию, где он начал изучать композицию, игру на органе и флейте. Спустя три года, не желая более перекладывать бумаги в департаменте, Петр Ильич бросает работу, обрекая себя на ненадежное существование полунищего музыканта. Его отец к этому времени, приняв участие в неудачной афере, разорился и не мог помогать сыну, но не запрещал ему идти выбранной дорогой, хотя и был обескуражен и разочарован. Годы жизни композитора Чайковского начались с первых работ в консерватории в 1865 году, когда он написал увертюру к «Грозе» А. Островского, «Танцы сенных девушек» и кантату «К радости». Но его педагоги не увидели в нем потенциала и намека на то, что из него вырастет великий музыкант.

Тор-сапль-юх

Мастера, обыгрывая сходство музыкального инструмента с журавлиной шеей, украшают его оконечность резными птичьими головами.

Тор-сапль-юх (или тор-юх) – один из любимейших инструментов у селькупов, хантов и манси. Официально его называют «угловая арфа», а с мансийского языка название переводится как «дерево с журавлиной шеей». И правда: тор-юх, треугольная рама с натянутыми струнами, очень похож на птицу с выгнутой шеей.

Тор-юх делают из цельного куска дерева: полый ствол служит днищем-резонатором, корень – грифом. Главный секрет музыкальных мастеров состоит в выборе подходящего дерева, это умение передается из поколение в поколение. «Музыкальность» кедра или сосны определяют, постукивая по нему деревянным молотком.

Музицирование на тор-юхе – неотъемлемая часть национального праздника хантов «Медвежьи игры».

Бубен

После того как инструмент готов, его «оживляют»: читают над ним заклинания, расспрашивают, готов ли он служить шаману, вспоминают с благодарностью животное, из кожи которого сделан бубен.

Бубен, пожалуй, главный инструмент северных шаманов. Под громкие звуки бубна шаманы общаются с духами, а духи передают через него свою волю людям. Изготавливаются бубны в целом по одной технологии: на деревянную кольцеобразную основу натягивалась шкура животного. Бубен, несмотря на довольно большой диаметр – от 40 до 80 см, довольно легкий, чтобы можно было плясать с ним долгое время без устали.

У одних народов бубны принято разрисовывать: у кого-то – магическими символами, у кого-то – картинками с бытовыми сюжетами. А у хантов бубны остаются «чистыми» – никаких символов не наносят. Где-то для обтяжки бубна берут шкуру убитого на охоте животного, а у народов Ямала используют только кожу оленей, которую пожертвовал сам шаман или обратившийся к нему за помощью человек. Кстати, у ямальских ненцев бубны не круглые, а овальные. Разные бывают и колотушки для бубнов: на Ямале их обтягивают оленьей кожей с короткими волосам, а на Чукотке делают из китовой кости.

Бубен передается по наследству от отца к сыну: считается, что он приносит удачу семье и человеку, которому завещан.

Последние годы жизни Чайковского

Много путешествуя, не имея постоянного дома, в сорок пять лет музыкант всей душой стремится найти тихий уголок, где его не знают и он может спокойно любоваться среднерусскими пейзажами: лугами, перелесками, речкой. Такое место он находит в Клину, который удачно соединяет две столицы. Ежедневно работая с 9 утра до часу дня, Петр Ильич затем уходил в любую погоду на продолжительную прогулку. С ним всегда была записная книжка для внезапно возникающих музыкальных тем. Последние годы жизни П. И. Чайковского связаны с этим тихим уголком.

Несмотря на уединение, а может быть, благодаря ему, он много и плодотворно работал, создавая шедевр за шедевром. Его творческая деятельность не прошла незамеченной. Композитора избрали почетным член-корреспондентом в Париже, а также почетным доктором Кембриджа.

Примечания

  1. ↑ Российская музейная энциклопедия. — М., 2001. — Т. 2. — С. 176.
  2. Майбурова Е., Городилина В. «Алапаевская увертюра» Архивная копия от 25 марта 2022 на Wayback Machine Урал. 2003. № 6.
  3. ↑ Русяева А. К юбилею В.Б. Городилиной Архивная копия от 20 февраля 2020 на Wayback Machine // Алапаевский городской архив.
  4. Дом-музей Чайковского в Алапаевске, в мае отметит юбилей // Вести. Алапаевский район. 2020. 21 апреля.
  5. Дом-музей П. И. Чайковского в Алапаевске. Архивная копия от 6 декабря 2020 на Wayback Machine Культура.РФ
  6. Хабибулова Т. Юбилею Веры Борисовны посвящается… Архивная копия от 25 января 2021 на Wayback Machine // Алапаевская газета. 2016. 24 марта.

Вокальное творчество Чайковского

Вокальные произведения занимают немаловажное место в творческом наследии композитора, придерживающегося здесь романтических тенденций. Подобно М.Глинке и А.Даргомыжскому, Чайковский опирается на традиционный круг романтических интонаций, обогащая и углубляя выразительность мелодики, усложняя фактуру, развивая формы

Это – круг пасторальных образов, лирико-драматическая линия, мир романтической грусти элегического плана, философские и психологизированные образы.

Отдельную группу сочинений составляют детские песни («Кукушка», «Мой Лизочек так уж мал», т.д.).

Композитор обращается большей частью к текстам поэтов- современников (Л.Мея, А.Апухтина, А.Майкова, А.Пушкина, зарубежных поэтом – Гейне, Гете и др.).

Важна роль фортепианной партии – очень выразительной, однако не преобладающей над вокальной, но усиливающей ее эмоциональный строй. Большое значение принадлежит прелюдиям и постпрелюдиям, выполняющим в первом случае – функцию введения в образ, во втором – итога, «досказывания».

Ряд романсов композитор объединяет в циклы, руководствуясь их образным содержанием. В последних произведениях прослеживается усиление роли драматической линии в развитии образов.

Музыка Петра Ильича также включает произведения в области:

  • хоровой музыки,
  • духовные произведения,
  • вокальные ансамбли,
  • музыки к спектаклям, т.д.

В своем творчестве П.Чайковский, великий мелодист, олицетворял себя со своими героями, раскрывая, прежде всего, свой внутренний мир, а через себя – переживания людей своего времени. Симфония для него –

Так, музыка композитора, необыкновенно личностная, позволяет назвать его субъективным художником.

Однако талант Чайковского отразил свое время в образах русской природы, где звучат интонации не прошлого, но настоящего (посредством использования жанров песни, романса, т.д.); он широко использует не только русский, но и украинский фольклор.

К какому бы жанру ни обращался композитор, некие общие закономерности, отличающие его неповторимый стиль, делают его музыкальный язык всегда узнаваемым при том, что он – изобретателен, оригинален в каждой своей мелодии. Неслучайно с его именем выдающегося мелодиста ХІХ в. связывают мысль о том, что только в его мелодиях способна выразиться вся полнота композиторской индивидуальности.

Музей истории Алапаевского металлургического завода

Это самое старое градообразующее предприятие. Вероятно, на месте Алапаевска и в наши дни могла быть небольшая деревушка, если бы не строительство этого промышленного объекта. В 1985 году был открыт музей, рассказывающий историю главного завода города с момента его основания. Туристы здесь могут увидеть макет самого первого здания завода, подлинные исторические документы, технические чертежи и фотографии.

Уникальный экспонат в коллекции – точная реконструкция первой паровой турбины, спроектированной мастером И.Е. Софоновым. Это изобретение было признано уникальным для своего времени. Благодаря конструкционным особенностям турбина выдавала мощность вдвое больше, чем водяное колесо, при равном расходе воды. Возле здания музея АМЗ установлен памятник Игнатию Софонову.

Конковур

Фото: taras-enko.livejournal.com

Играть на конковуре – целая наука. Как правило, для этого нужно несколько музыкантов. При этом они должны быстро переходить от исполнения к танцу.

Конковур – старинный ударный инструмент эвенков. Точнее, это целая ударная установка. В сборную конструкцию входят многочисленные муруки (бочонки) разной высоты и диаметра, музыкальные палочки («мокан») на специальной треугольной подвеске, ложки («ункан»), «чипича» – деревянная «птичка», звук из которой извлекается поворотом рукоятки.

В конковур может входить и «кокчан» – полая палка с привязанными к ней оленьими копытцами, и «дынчики» – деревянная лопатка с деревянными же шариками на нитках: болтаясь и ударяясь о лопатку, они издают характерный звук, будто копыта простучали… Другие составные части конковура – колокольчик «конактэ» и свистки, воспроизводящие голоса разных птиц. Словом, не инструмент, а настоящий оркестр!

Эвенки называют конковур бревном. Так оно и было когда-то: эвенкийские музыканты умудрялись играть на обычных 2-3 метровых бревнах – просто стучали по ним палочками. С собой такой «инструмент» кочевники не возили: проще найти новый. Постепенно бревно «обрастало» охотничьими манками, бытовыми предметами, амулетами. Так и получился конковур – таким, каким мы его знаем сегодня.

Поразительно, как из цельного бревна можно создать инструмент, способный извлекать красивые мелодии!

Русские учёные

Кирик Новгородец – учёный XII века, проводивший исследования в математике и астрономии. Летописец и музыкант, стал создателем первого русского учёного трактата «Учение о числах». Сумел рассчитать мельчайший временной отрезок, способный быть воспринятым. Существует предположение, что именно он является автором труда «Вопрошания Кирикова».

Дмитрий Менделеев – талантливый учёный, создавший периодическую таблицу элементов и периодический закон химитческих элементов. Благодаря ему Россия, экспортировавшая керосин из Америки, стала импортировать нефтепродукты в Европу. Учёный разработал масла из отходов нефтепродуктов, и выдал идею о новом способе перегонки нефти.

Иван Павлов – человек, открывший наличие рефлексов в живых организмах, что перевернуло содержание физиологии и биологии. Получил Нобелевскую премию. Уже умирая, описывал ученикам свои ощущения, чтобы наука могла исследовать механизмы смерти человека.

Павел I — клавесин

Квадратное пианино работы Йоханнеса Цумпе (1726-1783), принадлежавшее вдовствующей императрице Марии Федоровне с 1817 года. Павловский государственный музей

Сын Петра и Екатерины, император Павел I, родился уже в эпоху, когда игра на инструменте была обязательной для знатного человека и тем более для царственной особы. Павла и его жену Марию Федоровну учил музыке Джованни Паизиелло, самый популярный оперный композитор конца 1700-х годов, чей стиль оказал влияние на Моцарта и Россини. Паизиелло был приглашен в Санкт-Петербург Екатериной Великой в ​​1776 году и до 1784 года служил придворным композитором. В это время он обучал великого князя и великую княгиню.

Павел умел играть на клавесине, а его супруга хорошо играла на фортепиано. Они также любили современную музыку. В 1782 году в Вене Павел и Мария Федоровна, приглашенные императором Священной Римской империи Иосифом II, стали свидетелями великой клавесинной дуэли между Вольфгангом Моцартом и Муцио Клементи, наиболее технически совершенными музыкантами той эпохи.

Училище правоведения

Это было закрытое мужское заведение, в котором процветали среди юношей нетрадиционные наклонности. На это начальство закрывало глаза, так как даже отдельные члены императорской семьи были подвержены гомосексуализму.

Тихого мальчика Чайковского годы жизни в училище (1852 – 1859) несколько преобразили. Он через всю жизнь пронес дружбу с поэтом Алексеем Апухтиным, который учился с ним в одном классе. Эта и другие дружбы не носили выраженный эротический характер. В эти же годы жизни Петр Чайковский, потеряв в 14 лет обожаемую матушку, испытал острое, сильное и чистое чувство к С. Кирееву, которому впоследствии посвятил романс «Мой ангел, мой гений, мой друг…». Это была сублимация любви и нежности, которую он не мог отдать женщине. Заканчивая эту деликатную тему, которая доставляла композитору немало терзаний и огорчений, скажем, что он всегда был окружен молодежью. Вообще же среди его привязанностей мы не найдем ни одной связи любовной с дамами, кроме случайной нелепой женитьбы, сильного чувства к певице Арто и дружбы с меценаткой Н. Ф. фон Мекк. Все свои привязанности к юношам во все годы жизни Петр Чайковский переводил в платонические отношения. А после его смерти император Александр III вообще наложил табу на эту тему, сказав, что подданных у него много, а Чайковский – один.

Лучшие спортсмены

Иван Поддубный – русский профессиональный спортсмен, атлет, пятикратный чемпион в греко-римской борьбе, артист цирка. За всю свою спортивную карьеру ни разу не был на месте проигравшего в спортивных состязаниях. Его называли «русским богатырём XX века».

Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам, обладатель «Шахматных Оскаров». Мастер комбинирования различных тактик и стратегий, что выводило его в число победителей в провальных партиях. Первые ходы поражали новизной и необычностью, их называли «Дебюты Каспарова».

Лев Яшин – лучший вратарь советского периода, голкипер прошлого столетия. Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы и СССР. Единственный, кому из вратарей был присуждён «Золотой мяч».

Выдающимися личностями в истории России всех эпох внесён огромный вклад в мировую сокровищницу науки, культуры, спорта и управления государством. Многие из них изменили ход истории, что благотворно отразилось на эволюции человечества.

Популярные сегодня темы

  • Творчество художника Айвазовского

    Иван Константинович был великим художником своего времени. Родился он в 1817 году, а умер в 1900. Настоящим именем при рождении было Ованнес Айвазян. Все его картины обладали романтизмом

  • Праздники

    Доклады и сообщение про Праздники. Люди любят праздники, потому что они предоставляют возможность отдохнуть от рутины повседневной жизни и собраться с близкими людьми. Они также являются хоро

  • Вирусы и антивирусные программы

    В эпоху компьютерных технологий одной из главных опасностей являются компьютерные вирусы – специальные программы, внедряющиеся в программный код персонального компьютера с целью нанесения уще

  • Пушкин — Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России

    Благодаря тому, что Александр Сергеевич Пушкин стал знаменитым еще при жизни, было написано много его портретов. Художники старались передать как можно точнее его облик. 5 класс

  • Значение биологии в жизни современного человека

    Биология — наука, изучающая строение и жизнедеятельность организмов, а также их взаимодействие с окружающей средой. Она стала истоком многих дисциплин, имеющих решающее значение для современн

  • Пшеница

    Пшеница является одной из разновидностей злаковой культуры, однолетнее растение. Выращивают пшеницу уже более десятка тысяч лет, она считается одно из самых древних культур

Государственные и политические деятели

Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.

Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.

Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.

Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.

Нарс-юх

Звук струн нарс-юха чрезвычайно мелодичный. Инструмент еще называют «голосом поющего бога», а в народной поэзии он фигурирует как «богом любимое дерево со струнами».

Нарс-юх – струнный щипковый инструмент у хантов (манси его называют «санквылтап»). В переводе с хантыйского «нарс-юх» – «играющее дерево». Его продолговатый корпус по форме напоминает лодку, но хантыйские мастера говорят, что нарс-юх по очертаниям похож на тело человека…

К нарс-юху у хантов и манси отношение самое почтительное: перед тем, как перенести его в другое место, инструмент покрывают платком и выносят из дома «головой» вперед. Шаманы никогда не продавали нарс-юх: считалось, что, вместе с инструментом продашь и душу.

В старину на нарс-юхе играли только мужчины: под него исполняли героические песни о подвигах богатырей, былины, танцы на медвежьем празднике. Использовали его и шаманы при камланиях, и музыканты-лекари. Сегодня инструмент осваивают и женщины.

В старину нарс-юх считался исключительно мужским инструментом, но сегодня его осваивают и женщины.

Кантеле

На русский «кантеле» переводится как «гудящий инструмент». Это слово дало название и сборнику финских рун «Кантелетар», составленному фольклористом Элиасом Лённротом.

Кантеле – струнный щипковый инструмент у вепсов, карелов, финнов… По виду и звучанию он больше всего напоминает гусли. Корпус кантеле выдалбливали из стволов березы или ольхи. Струны делали из конского волоса или жил, и было их от 5 до 10, у современных инструментов – до 39 металлических струн.

Есть две разновидности кантеле – диатоническая (на ней исполняют народную музыку) и хроматическая (такой инструмент подходит и для сложной классической музыки). Очень часто под аккомпанемент на кантеле исполняются руны из древнего карело-финского эпоса «Калевала» – входящие в него эпические песни были собраны, обработаны и систематизированы Элиасом Лённротом. Он же изготовил и первое хроматическое кантеле в 1839–1840 годах.

У современных кантеле струны металлические, а число их доходит до 36, иногда до 39.

Урок: «Стучит, гремит Кикимора…»

Задание 1

Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору? Какие краски-тембры оркестра ты использовал бы при этом?

Ответы

Музыка на этот сюжет, вероятнее всего, будет состоять из нескольких контрастных тем, характеризующих разных персонажей сказки.

Высоту и крепость каменных гор можно было бы изобразить мощным звучанием медных духовых инструментов. Суровые каменные горы без растительности представляют довольно однообразный, но суровый пейзаж. Поэтому и музыка должна быть такой же: спокойная ровная тема в низком регистре, как бы с нотками мрачности и суровости.

Кудесник представляется пожилым и мудрым старцем. Его тема может быть изображена с помощью низкого духового инструмента — фагота. Вспомни тему дедушки из симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».

Тема Кота-Баюна мягкая, обволакивающая. Тембры струнных инструментов (скрипок, арфы) лучше всего подойдут для исполнения колыбельной, которую Кот мурлычет Кикиморе.

Для изображения хрустальной колыбельки можно украсить звучание оркестровым треугольником.

Тема самой Кикиморы, скорее всего, будет звучать резко, неприятно. Ее ритм тоже резкий, неровный, скачущий. Для изображения злобного фантастического существа подойдет тембр деревянных духовых, исполняющих диссонансные (неблагозвучные) аккорды, синкопы, широкие скачки мелодии вверх-вниз (например, на октаву).

Задание 2

Какие из приёмов музыкального развития — контраст, повтор, вариационность — помогут тебе создать своё произведение?

Ответ

Для разных целей подойдут разные приемы. Темы разных персонажей должны отражать их характеры, поэтому они звучат контрастно.

Для колыбельной, которую поет Кот-Баюн, можно использовать «усыпляющий» повтор.

Чтобы показать, как Кикимора растет и как по мере ее роста увеличивается ее злобность, можно использовать вариации. Тема будет меняться, изображая изменение характера этого персонажа.

Задание 3

Послушай «Кикимору» А. Лядова. Какие особенности музыкальной речи помогли композитору изобразить эти сказочные события?

Подсказка

А. К. Лядов «Кикимора».

Ответ

В звучание нежной спокойной колыбельной внезапно «врываются» резкие звуки флейт и гобоев.

Беспокойная тема Кикиморы с угловатыми фразами, скачущим ритмом, резкими «вскриками» духовых, угрожающими интонациями противопоставляется «хрустальной» колыбельной, украшенной звуками челесты.

Задание 4

Какой из образов музыкального сказа запомнился тебе больше других? Почему?

Пояснение

Постарайся сопоставить звучание пьесы с текстом сказки из учебника и найти всех персонажей.

Вероятно, лучше всего запомнится именно Кикимора. Это самый яркий и звучный персонаж, изображенный необычными музыкальными красками.

Задание 5

Как композитор завершает своё музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?

Ответ

В конце пьесы короткий резкий звук флейты-пикколо на фоне очень тихого звучания контрабасов создает ощущение, будто Кикимора внезапно исчезла.

Задание 6

Найди в библиотеке или в Интернете и прочитай волшебную сказку, легенду своего народа. Подбери к ней музыкальный ряд.

Подсказка

Русская народная сказка «Баба-Яга».

Примеры музыкальных тем к сказке:

  • «Во поле береза стояла» — тема березы;
  • М. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» — тема Бабы-Яги;
  • С. Прокофьев «Сказочка» из Детской музыки — можно озвучить эпизод в сказке, когда Девочка работает у Бабы-Яги, а затем сбегает, и на ее место садится работать Кот.

Детство и юность

Петр Ильич родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинске, расположенном на территории современной Удмуртии. Отец мальчика — Илья Петрович Чайковский, инженер, происходивший из казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего композитора стала Александра Андреевна Ассиер, выпускница училища женских сирот, где она получила знания по литературе, арифметике, риторике и иностранным языкам.

На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода. В Воткинске Чайковский-старший получил дом с прислугой, в который заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.

Петр Чайковский(слева) в детстве с семьей /

Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В доме Чайковских жила не только сама семейная чета с детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения наследников из Санкт-Петербурга вызвали гувернантку-француженку Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.

Музыка была желанным гостем в родительском доме Петра. Отец умел играть на флейте, матушка — на фортепиано и арфе, а также умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к творчеству. У Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. В детстве Петя брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.

В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз — в Санкт-Петербург. Здесь Петр продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром.

В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра к получению дальнейшего образования наняли другую гувернантку — Анастасию Петрову. В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата — близнецы Модест и Анатолий.

Инструментальное творчество П.И.Чайковского

По словам самого композитора,

Творчество Чайковского как композитора, мыслящего широкими категориями, особенно показательно в связи с его симфонической музыкой, к которой он обращался на протяжении всей жизни (начиная с увертюры «Гроза», заканчивая симфонией №6, исполненной за 10 дней до смерти).

Симфоническое наследие П.И.Чайковского  составляют 8 симфоний (6 симфоний, «Манфред», симфония Es-dur, создаваемая между №4 и №5, но не оконченная автором). Композитор относился к симфонии как жанру лирическому, что было для его времени необычным. Именно здесь сформировались основные образы и идеи его творчества, пронизывающие всю музыку: противостояние душевной красоты, человечности и – неизбежности, рока, слепой силы ненависти. Между этими крайними силами находится смятенный, ищущий человек, тщетно пытающийся победить роковую предопределенность. Проявившись и оформившись, эта идея со временем будет окрашивать произведения Чайковского во все более трагические тона.

Не исключая иные типы образности, произведения Петра Ильича  содержат лирико-психологическую и лирико-драматическую концепции, в большинстве своем (но не всегда) пессимистичные. Так, симфония№4, «Спящая красавица» демонстрируют победу рока. В целом, развитие симфонизма движется в двух направлениях:

  •  от лирики (симфония №1) через драму (симфонии №4, 5) – к трагедии (симфония №6);
  •  постепенный уход от жанровости в сторону психологизации образов.

Каждое из симфонических произведений несет в себе особую жанровую окраску, выделяя следующие типы симфонизма в творчестве композитора:

 Симфония №1 (1866, последующие редакции – 1868, 1874) — образец лирико-жанрового симфонизма с явным преобладанием лирического начала;

Симфонии №2 и №3 (1872, 1875) – единственные образцы жанрового симфонизма (народно-жанровый, танцевально-жанровый, к тому же, №3 – как предвосхищение сюитного типа композиции);

Симфонии №4, №5 (1877, 1888) «Манфред» (1885) — симфонии-драмы, имеющие разные типы программности («Манфред» — сюжетная, №4 – несюжетная, №5 – обобщенная). Именно здесь формируется лирико-психологический тип симфонизма, под знаком которого проходит все творчество этого композитора;

 Симфония №6 (1893) – симфония-трагедия. Если иные типы симфонизма, так или иначе, уже существовали, то жанр симфонии-трагедии создан Чайковским. В ХХ веке эту линию продолжат Н.Мясковский, Д.Шостакович, А.Онеггер. В западноевропейской музыке примерно в это же время жанр симфонии-трагедии создает Г.Малер.

Кроме симфоний, композитором написано: 10 одночастных крупных сочинений, сочетающих черты увертюры и фантазии («Буря», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», т.д.), 4 сюиты, Серенада для струнного оркестра, Итальянское каприччио, 2 фортепианных концерта (№3 не завершен), скрипичные концерты, балеты, и т.д.

Психологическая нагрузка, несомая симфониями Чайковского, отражена в процессе эволюции жанра вальса по пути психологизации (тенденцию развития этого жанра с наделением его психологической нагрузкой композитор подхватывает от М.Глинки). Марши же превращаются в парад злых сил.

Молотовый цех

В Алапаевске находится старейшее на всем Урале каменное строение. К сожалению, сегодня эта достопримечательность находится в руинном состоянии. Город Алапаевск в Свердловской области появился благодаря строительству металлургического завода. От самых первых корпусов этого промышленного объекта до наших дней сохранился лишь один – молотовый цех. От здания остались преимущественно фасады, выложенные из неотесанного камня. Даже в таком состоянии можно отметить изысканность архитектурного решения. Оконные проемы закругленные, благодаря чему постройка напоминает древнерусские палаты. Считается, что молотовый цех был построен и введен в эксплуатацию в 1704 году. Здание оказалось закрытым и заброшенным, после очередной реорганизации завода и переносе производства. Перед цехом находится овраг, местные краеведы утверждают, что именно здесь когда-то был городской пруд. Посмотреть на руины молотового цеха туристы могут на улице Ленина, под железнодорожным мостом.

Интересные факты

  1. Петра Ильича связывали теплые приятельские отношения с Антоном Чеховым. Сам композитор приезжал в Таганрог, где родился автор «Вишневого сада», в особняк (сейчас — Дом Чайковского), где жил его брат Ипполит, но знакомство писателя и музыканта произошло в Санкт-Петербурге. Антон Павлович посвятил творцу сборник «Хмурые люди», а также собирался вместе с Чайковским написать оперу «Бэла» по мотивам книги Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», но планы не удалось осуществить.
  2. В фильме «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы герой Том Рипли попадает в оперу на постановку «Евгения Онегина» Чайковского. В картине изображается сцена из второго акта (убийство Владимира Ленского), и артисты исполняют арии на русском языке.
  3. Летом 1892 года, находясь во Франции во время концертной поездки, композитор впервые услышал звучание удивительного инструмента — челесты, клавишного металлофона. Петр Ильич был так очарован им, что тут же захотел его купить. Чарующую мелодию челесты публика вскоре услышала в балете «Щелкунчик», а именно в номере «Танец феи Драже».

Городские мученики

Казнь членов царской семьи – одно из самых трагичных событий во всей истории Алапаевска. В мае 1918 года в город были перевезены пятеро князей Романовых (троюродные братья Николая II) и сестра императрицы Елизавета Федоровна. Сначала к пленникам относились достаточно хорошо. Им позволялось свободно перемещаться по городу, гулять, посещать службы в храме. Проживали арестованные в Напольной школе, в то время это была окраина города. Ситуация изменилась в июне. У содержащихся под стражей представителей рода Романовых изъяли все ценности и большинство личных вещей. Ограниченна была свобода перемещения узников, а также питание. 18 июня 1918 года пленников вывезли в заброшенную шахту за 18 километров от города. Считается, что алапаевских мучеников не расстреливали, а сбросили в шахту и забросали гранатами. Спустя некоторое время армия Колчака обнаружила останки членов царской семьи и организовала их захоронение по всем канонам православной церкви в склепе под Свято-Троицким собором. Город Алапаевск недолго являлся последним пристанищем членов дома Романовых. Спустя год после захоронения останки пришлось эвакуировать из-за приближения войск Красной армии.

История музея

В.Б. Городилина за работой

Основу собрания музея составила коллекция музыкальных инструментов XVI – XX вв., принадлежавшая основателю и первому директору музея Вере Борисовне Городилиной. В.Б. Городилина (1911–2003) — музыкальный педагог, художник, коллекционер уникальных музыкальных инструментов всех времён и народов, заслуженный работник культуры РСФСР (1990), Академик Академии искусств и художественных ремесел им. Демидовых (1994), почётный гражданин города Алапаевска (1999).

Работая преподавателем по классу фортепиано в Алапаевской музыкальной школе, она долгие годы собирала материалы об обстоятельствах жизни П.И. Чайковского в Алапаевске, делала зарисовки, мастерила миниатюрные макеты комнат дома, где жили Чайковские. Параллельно с этим, собирала коллекцию музыкальных инструментов мира и делала их уменьшенные копии.

7 мая 1965 года, в день 125-летия великого композитора, по инициативе Городилиной в здании дома пионеров была открыта мемориальная комната с экспозицией «Чайковский в Алапаевске». Впоследствии она переросла в мемориальный музей, открытый в 1990 году. Руководство музеем на общественных началах Вера Борисовна осуществляла с 1965 по 1982 годы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: