Где находятся мощи
Хотя по кончине святителя погребли в его родовой усыпальнице, впоследствии его честные останки разошлись по христианскому миру, особенно – после крестовых походов, когда на Западе оказались многие святыни Востока. К настоящему времени:
глава святого хранится на Афоне, в Великой Лавре; впрочем, западное предание утверждает, что она находится на острове Сардиния;
- основная часть мощей – в храме святого в Бельгии, в г. Брюгге; эта святыня оказалась здесь после 1 крестового похода, примерно с 1099 г.;
-
части руки святителя находятся в Греции (монастырь Метеоры), а также в Риме в храме Санта-Мария-ин-Транспонтина (название переводится как церковь св. Марии «за мостом»).
Василий, блаженный Каменский
(память 2/15 августа)В списках вологодских святых угодников, составленных митрополитом Евгением, Василий-юродивый упоминается без обозначения времени его жизни и даты кончины. Условно принято, что жил он в XV в. В истории монастыря запечатлен чудесный случай, когда во время опустошительного пожара остались неприкосновенными только деревянная рака Василия-юродивого и образ угодника на ней, хотя вся гробовая палатка была наполнена пламенем и дымом. Тяжелые вериги и железный колпак юродивого также долгое время сохранялись в монастыре.
Где же был похоронен Василий-юродивый? Н. Суворов указывает точное место — нижний этаж Спасо-Преображенского храма, северный придел, в западной стороне, где существовал малый храм во имя трех святителей Московских — Петра, Алексея и Ионы, устроенный в 1850 г. В этом храме и почивали под спудом мощи местночтимого святого. Над ними в 1851 г. московский купец первой гильдии, вологжанин по рождению, Иван Алексеевич Колесов устроил медную, посеребренную и местами позолоченную раку. Ее видел и оценил Александр Круглов. Но историк-краевед И.К. Степановский дает совсем иные координаты захоронения Василия-юродивого — на монастырском кладбище, которое было разбито на месте когда-то существовавшего храма Трех святителей в нижней части острова.
Блаженный Василий Каменский жил в XV веке, был иноком Спасо-Каменного монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды). При раке его мощей, устроенной впоследствии в церкви в честь святого Василия Блаженного, Московского находились икона святого Василия Каменского во весь рост, тяжелые железные вериги и шапка из железных полос. В 1774 году, когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами угодника еще деревянная рака и образ на ней остались неприкосновенными, хотя вся гробовая палатка его наполнена была дымом и пламенем. Память блаженного Василия совершается 2/15 августа, в день его тезоименитства.
Назад к списку
2. Поэма «Константинополь» (1914)
Поэма «Константинополь» вошла в первый авторский сборник Каменского «Танго с коровами» (1914). Она относится к так называемым «железобетонным поэмам». Почему они получили такое определение? Во-первых, слово «железобетон» было новым для 1910-х годов, а футуристы известны своей страстью к неологизмам; во-вторых, оно звучало довольно грубо и было органично для резкой футуристской поэтики; и, наконец, слово символизировало современность и технический прогресс – важную для авангарда тематику.
«Танго с коровами», как и «Садок Судей», было напечатано на оборотной стороне ярких обоев. Более того, сам формат книги необычен: правая сторона обрезана, так что четырехугольник превратился в пятиугольник. Стилистика поэмы (да и ее внешний вид) – результат крайне смелых футуристических экспериментов Каменского. Экспериментов, во многом проложивших пути дальнейшего развития поэзии.
Произведения, вошедшие в сборник, являют собой то, что сегодня называется «визуальной поэзией» – и в этом, по мнению Юрия Орлицкого, Каменского можно считать первопроходцем. Проводя сравнение между фигурными стихами, которые все-таки предполагают определенную траекторию прочтения, часто задаваемую поэтом, и поэмами сборника, литературовед указывает на «нарушение линейности повествования» и предоставление «читателю возможности выбора той или иной стратегии» в последних. Иными словами, каждый может выбрать любой порядок чтения и, конечно же, предложить собственную интерпретацию текста.
Визуальная составляющая «Константинополя», которая здесь выступает ключевой, чрезвычайно пестра: использованы различные знаки, символы и типографские шрифты, пространство листа поделено на части. Такой подход формирует неразрывность текста и репрезентации: расположить его линейно не представляется возможным, да это и не имеет смысла. С точки зрения Светланы Казаковой, «типографская техника разорванных строк должна была подчеркнуть ритмическую ударность стихотворного материала». Этому способствуют и слоговые повторы, и дробление слова на части («ТУР / КИ / ФЕС / КИ»), и звукопись («чьи / лики / ослики / рыбачьи»). Даже попеременное использование строчных и заглавных букв в названии («КонСТАНТИнополь») волей-неволей заставляет нас делать паузы и следовать определенному ритмическому рисунку.
Текст «Константинополя» можно интерпретировать как набор кратких заметок путешественника: вот морские заливы и знаменитый восточный рынок, а здесь – мусульманский символ полумесяца и турки в фесках. Некоторые критики – например, А. Шемшурин – почему-то оставляли без внимания форму поэмы, однако отмечали, что в ней «излагаются в художественной форме впечатления от поездки в Константинополь».
Погружение в контекст
Такое отношение к деталям пронизывает всю книгу, вплоть до бирюзового цвета обложки (в серии издательства Европейского университета в Санкт-Петербурге Avant-Garde для каждой книги выбран любимый цвет писателя, о котором она рассказывает); авторы стремились не только проанализировать творчество Каменского, но и дать читателю возможность погрузиться в эпоху — «цирковую» эпоху. Автор книги настаивает на том, что в 1918—1924 годах в России цирк действительно был важнейшим из искусств.
Дотошность авторов сказалась и в подборе факсимиле «Моего журнала» Василия Каменского и «Однодневной газеты», выпущенной перед его выступлением в Сухуми. За последним экземпляром Россомахин гонялся два года, искал в крупнейших библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга и Тбилиси. В итоге газета нашлась почти на финише в одной из частных коллекций.
Факсимиле выполняют важную функцию — прививают вкус к прелестям бумажных изданий. «Мой журнал» непременно захочется держать в руках, в книге хочется рассматривать бесконечные рисунки из журналов, страницы «железобетонных поэм», манифесты и обложки книг, подчёркивать все эти «наливные звёзды» Каменского (широкие поля располагают к пометкам) и, естественно, тезисы исследований 12 авторов, которые составляют второй раздел.
Икона
Святитель пишется на иконах обычно человеком средних лет, смуглым, с черными волосами и бородой. Он облачен к епископские ризы. Чаще всего в храмах можно видеть образы трех святителей, где, кроме свт. Василия – Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Святитель Василий Великий XVII в. В среднике помещено поясное изображение святителя Василия Великого. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие.Поступила в 1931 году в составе дореволюционной коллекции музея, первоначальное местонахождение не установлено. Череповецкое музейное объединение Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 75,5 см, ширина 52 см
Святитель Василий Великий. Икона первой половины XVI века (не позднее 1557/58 года).Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Хранит Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Материал: Ковчег, паволока, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 174 см, ширина 77 см Надпись на фоне киноварью: О АГИОς ВАСИЛh. Доска липовая, из трех частей, с двумя врезными встречными шпонками.Деисусный чин.
Этот день – память, как писал свт. Григорий Богослов, друг Василия, «об исходе святой души, которым ушла она от нас и преселилась к Господу, всю жизнь свою превратив в заботу об этом!» И не только память, но и пример. А если уж не получается «всю свою жизнь превратить в заботу об этом», о спасении души, то стоит хотя бы сделать первые шаги на этом пути – попросив молитвы у святого.
Наталья Сазонова
Роль в истории
Сегодня Музей Каменского можно увидеть в селе Троица, где Василий Васильевич прожил почти 20 лет. Этот человек сумел сделать немалый вклад в развитие русской авиации, став одним из первых лётчиков-испытателей.
Василий Каменский в рабочем кабинете
Каменский смог раскрыть свою многогранную натуру в самых разных направлениях. Артист, революционер, поэт, художник, авиатор — это всё о нём. В своих произведениях он призывал людей не бояться идти вперёд и рисковать. Но Василий Васильевич не просто доносил до людей свои идеи на словах. В первую очередь, он сам был примером воплощения лучших качеств и футуристического взгляда на “человека будущего”.
Издания
- Каменский В. В. Звучаль веснянки (стихи). — М.-Пг.: Китоврас, 1918. — 160 с.
- Каменский В. В. Сарынь на кичку. Стихи избранные. — Федерация, 1932. — 112 с.
- Каменский В. В. Избранные стихи. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1934. — 248 с. (Библиотека современных поэтов)
- Каменский В. В. Избранное, 1958.
- Каменский В. В. Лето на Каменке: Избранная проза. — Пермь, 1961.
- Каменский В. В. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Н. Л. Степанова. — М., Л.: Сов. писатель, 1966. — 499 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
- Каменский В. В. Стихи / Художник Вагин В. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1967. — 252 с.
- Каменский В. В. Стихи. — М.: Художественная литература, 1977. — 270 с. (Б-ка соврем. поэзии)
- Каменский В. В. Стихи. Поэмы. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. — 252 с.
- Каменский В. В. Жить чудесно! Уральские стихи / пер. с балкарского. — Пермь: Пермское книжное изд-во, 1984. — 124 с.
Чем прославился Кесарийский епископ
Церковный народ знает его, как:
- мужественного борца с ересями, особенно – арианской;
- того, кто вместе со свт. Григорием Богословом и родным братом, Григорием Нисским, смог сформулировать один из основных христианских догматов – о Святой Троице, который и был принят на II Вселенском Соборе;
- создателя монашеского Устава, одного из первых в христианском мире;
- проповедника и духовного писателя, чьи сочинения переведены на многие языки мира.
- автора многих молитвословий, его имя известно всем верующим по утреннему правилу, также его тексты применяют во всех церковных службах суточного круга;
- наконец, знают свт. Василия как создателя особого чина литургии, который называется его именем; ее совершают только 10 раз в церковном году; один из них – на память самого святого (узнайте отличия)
И даже захватившие Каппадокию уже после кончины святителя мусульмане глубоко чтили гробницу святого, а самого его именовали «шейхом», как называют великих богословов и подвижников.
Творения
Святитель, проживший, короткую, всего около 49 лет, жизнь, оставил по себе сотни писем, множество проповедей, богословских и философских сочинений, и, конечно, молитв – некоторые из них хорошо известны православным, как входящие в утреннее и вечернее правило, многие – звучат за богослужениями. Самые известные из них – особые, читаемые на коленях, молитвы на праздник Св. Троицы.
Коленопреклонение в в день Святой Троицы
Среди самых известных произведений святителя:
- Шестоднев; это толкование на 1 главу Книги Бытия, где рассказывается о создании земли и людей;
- толкования на псалмы и на Книгу прор. Исайи;
- богословские полемические сочинения, в которых формулируются христианские догматы;
- произведения, любимые монахами и благочестивыми мирянами – «Слова о подвижничестве», «Нравственные правила».
Педагогические идеи и беседы на псалмы
Святитель считал образование безусловно необходимым – но лишь для земной жизни
Действительно же важно для человека – готовиться к жизни вечной
Именно поэтому, как писал свт. Василий, «надобно, чтобы и обучение грамоте было соответственно цели; а для сего должно заставлять их употреблять слова, взятые из Писания, а вместо басен рассказывать им повествования о делах чудных, вразумлять их изречениями из притчей и назначать награды за удержание в памяти слов и вещей, чтобы дети с приятностью и легкостью, без огорчения для себя и непреткновенно достигали цели».
Цели «повествования о делах чудных» и назидания посвящены толкования святителя на псалмы – по ним чаще всего дети и учились грамоте. Рассуждения свт. Василия глубоки, они приучают читающего псалом вчитываться в каждую фразу, обдумывать каждое боговдохновенное слово Псалтири. Вот толкование лишь на первые слова 1 псалма, открывающего эту книгу: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
«Псалмопевец предложил нам три условия, требующие соблюдения: не ходить «на совет нечестивых», не стоять «на пути грешных», не сидеть «на седалищи губителей».
Следуя естественному ходу дел, он внес этот порядок и в сказанное им. Ибо сперва начинаем обдумывать намерение, потом подкрепляем его, а после того утверждаемся в обдуманном.
Посему первоначально должно назвать блаженною чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Посему и Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см.: Мф. 15, 18).
Поскольку же грех против Бога называется в собственном смысле нечестием, то никогда не допустим в себе сомнений о Боге по неверию. Ибо значит уже пойти «на совет нечестивых», ежели скажешь в сердце своем: «Есть ли Бог, всем управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь?
Есть ли суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир?
И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни?» – Если так помыслил ты, то пошел «на совет нечестивых». Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли».
Цитаты о Святом Духе
- «Дух Святой возвращает нас в рай, вводит в Небесное Царство, возвращает нам усыновление, дарует дерзновение именовать Отцом своим Бога, сделаться общниками благодати Христовой; именоваться чадами света, приобщиться вечной славы, одним словом, дарует всю полноту благословения в этом и в будущем веке, когда в себе, как в зеркале, мы отражаем благодать тех благ, какие предназначены нам по обетованию и которыми через веру мы наслаждаемся, как уже настоящими».
- «Страж наш есть Дух Святой. Когда душа приносит плоды, достойные вечных житниц, Дух Святой пребывает с нею, охраняет ее и отражает нападения врага».
- «Самым важнейшим доказательством того, что Дух соединен со Отцом и Сыном, служит сказанное, что Он имеет такое же отношение к Богу, какое к каждому человеку имеет дух, находяшийся в нем. Ибо сказано: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11). И этого довольно».
Филологические радости
Чтобы раскрыть полное содержание этой книги, понадобится как минимум ещё одна книга: там собраны и не изданные ранее произведения «матери русского футуризма» Василия Каменского, и больше 40 его портретов (невероятная удача: у Владимира Маяковского при жизни был всего один живописный), и обложки его книг, и факсимильное издание его однодневной газеты и «Моего журнала», и, конечно, фотографии. Всё это кажется нагромождением филологических радостей даже при перечислении! Сама книга чётко структурирована: в ней пять разделов, не считая вкладок.
Составитель Андрей Россомахин обошёлся без громоздких предисловий, и это верный ход, ведь что может дать возможность открыть или переоткрыть для себя Каменского лучше, чем его тексты? Первый раздел начинается с рукописей «Аэропророчество» и «Вот как надо жить в…», там же есть воспоминания «Двадцать три», или «нумерологическая биография Каменского», как её называет сам Россомахин. Уже здесь Каменский предстаёт читателям во всех своих ипостасях: и как «Пифагор современности» (по его собственному, конечно, выражению), и как поэт-авиатор, посланник небес («Недаром с детских лет я чуял свою обязанность пред жизнью впереди подняться на высоту изумительных достижений духа и воли и поднять за собой всех — кто ниже, кто отстал или устал. К небесам человечества»), и как провидец, и даже как циркач.
Как раз с эссе «За что мы любим цирк?», по признанию Россомахина, было довольно трудно работать: «В рукописи был ряд имён циркачей, которые невозможно было разобрать. Но нельзя же оставлять это так — пришлось поднять ряд цирковой периодики тех лет, которая позволила установить этих героев и даже визуализировать их».
Следы «пермской школы»
Многие исследователи в статьях полемизируют с пермским учёным Владимиром Абашевым, который, по выражению Юрия Орлицкого, полагает, что поэтическая составляющая произведений Каменского находится на периферии его собственного творчества. Это не единственное присутствие «пермской школы» в книге. Филолог, преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Зоя Антипина написала для книги статью о попытках писателя «правильно» реагировать на события советского времени — «Советский Каменский: авторская стратегия в 1920—1930-е годы». И это неудивительно — в Перми Каменского знают, считают «своим».
Об этом говорит вопрос одной из бывших сотрудниц Дома-музея Каменского в селе Троица, заданный на презентации. Предыстория вопроса такова: в начале 2000-х она как-то пригласила в музей одну учительницу литературы из престижной пермской школы, но получила ответ: «Каменский не тот поэт, на которого нужно тратить время».
— А что вас, петербуржца, привлекло в нашем Каменском? — спросила она.
— Во-первых, Каменский не ваш, а «всехний» — воспользуюсь словом Маяковского, — ответил Андрей Россомахин, и зрители зааплодировали.
3. «Улетан» (1914)
Улетан
В разлетинности летайно
Над Грустинией летан
Я летайность совершаю
В залетайный стан
Раскрыленность укрыляя
Раскаленный метеор
Моя песня крыловая
Незамолчный гул – мотор
Дух летивый
Лбом обветренным
Лет летисто крыл встречать
Перелетностью крылисто
В небе на орлов кричать
Эйт! дорогу!
С вниманием ястреба-тетеревятника
С улыбкой облака следить
Как два медведя-стервятника
Косолапят в берлогу
Выев вымя коровы и осердие
Где искать на земле милосердия
Летокеан,
Летокеан.
В летинных крылованиях
Ядрено взмахи дрогнуты
Шеи – змеи красных лебедей
В отражениях изогнуты
Пусть – долины – живот
Горы – груди земли
Окрыленные нас укрылят корабли
Станем мы небовать, крыловать
А на нелюдей звонко плевать.
(1914)
Одна из главных ипостасей Василия Каменского – авиатор. О себе поэт говорил так: «Это я. Это я – / Футурист-песнебоец / И пилот-авиатор».
Тема авиации, мотив полета являются ведущими в лирике Каменского. Основой «Улетана» стали строки написанного ранее стихотворения:
Лечу над Грустинией
Летайность совершаю
Летивый дух ядрен
Летвистость в мыслях
Летимость отражаю…
Некоторые неологизмы перешли в «Улетан» именно из этого первого варианта. Они представляют собой словотворческие (по типу хлебниковских) и звукописные вариации корня «-лет-». Ритмико-метрическая организация текста как будто воссоздает движение аэроплана – увеличение скорости и замедление, набор высоты и снижение.
Аэроплан – символ не только технического прогресса, но и будущего
В «Улетане» мир делится надвое: с одной стороны, на небо и землю (формально), но с другой – и это более важно – на «нелюдей» и тех, кто готов, как поэт, «небовать, крыловать». Елена Желтова подчеркивает, что в «авиастихах Каменский совершал и метафизический, и вселенский прорыв»
И именно это стремление к прорыву, желание его достичь и является своеобразным критерием деления.
Тема авиации воплощена и в одной из «железобетонных поэм» сборника «Танго с коровами» – в «Полете Васи Каменского на аэроплане в Варшаве» (1914). Это еще один яркий пример визуальной поэзии: пирамидальное расположение текста воссоздает взлет аэроплана. Внизу дана ремарка – «читать снизу вверх». По мере «взлета» слова все сильнее дробятся, в конце превращаясь в слоги и отдельные буквы, демонстрирующие набор высоты:
i
ю
ю
зз
ензу
чу ть ещ
тум анито
альн аейтам
Визуальная поэзия тем и хороша, что предлагает читателю множественность трактовок. Следуя авторской рекомендации, мы следим за взлетом аэроплана – то есть смотрим снизу вверх. Но существует как минимум еще одно возможное прочтение – нарушить правило и смотреть на землю с высоты, как авиатор Василий Каменский.
Тропарь и молитва
Тропарь, глас 1:
Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свя́щение, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
Молитва
О вели́кий во иера́рсех, вселе́нныя учи́телю богому́дрый, преблаже́нне о́тче Васи́лие! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же во сла́ву святы́я Це́ркве соверши́л еси́: ты испове́дник тве́рдый и свети́льник ве́ры Христо́вы на земли́ был еси́, све́том Богове́дения ве́рныя озаря́яй, ло́жная уче́ния попаля́яй, и всему́ ми́ру сло́во спаси́тельныя и́стины возвеща́яй.
Ны́не же, ве́лие на Небесе́х име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помози́ нам, со смире́нием к тебе́ припа́дающим, тве́рдо и неизме́нно святу́ю правосла́вную ве́ру до конца́ жития́ на́шего сохрани́ти, от малове́рия же, сомне́ний и колеба́ния в ве́ре соблюди́, да не прельще́ни бу́дем богопроти́вных и душепа́губных уче́ний словеса́ми.
Дух ре́вности святы́я, е́юже ты пламене́л еси́, о пресла́вный Це́ркве Христо́вы па́стырю, возгре́й предста́тельством твои́м и в нас, и́хже Христо́с поста́ви бы́ти па́стырями, да всеусе́рдно просвеща́ем и утвержда́ем в пра́вей ве́ре слове́сное ста́до Христо́во.
Испроси́, о милосе́рдый святи́телю, от Отца́ све́тов и всем, вся́кий дар коему́ждо благопотре́бен: младе́нцем благо́е в стра́се Бо́жием возраста́ние, ю́ным целому́дрие, ста́рым и немощны́м укрепле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим вразумле́ние и исправле́ние, оби́димым заступле́ние, сирота́м и вдови́цам защище́ние, искуша́емым благода́тное поможе́ние, отше́дшим от сего́ вре́меннаго жития́, отце́м и бра́тиям на́шим блаже́нное упокое́ние.
Ей, свя́тче Бо́жий, при́зри ми́лостиво от оби́телей го́рних на нас смире́нных, мно́гими собла́знами и напа́стьми обурева́емых, и с земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Препода́ждь нам, преблаги́й о́тче, твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, в сие́ но́вое ле́то и во все про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре, покая́нии и послуша́нии Святе́й Правосла́вной Це́ркви поживе́м, за́поведи Христо́вы усе́рдно творя́ще, по́двигом до́брым ве́ры подвиза́ющеся, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́би Тро́ицу Святу́ю, Единосу́щную и Неразде́льную, пе́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_psalmy/#0_1
http://diak.ortox.ru/*_svjatiteljam/view/id/4667
Ранние годы
Василий Васильевич Каменский принадлежал к тем людям, которые способны проявить свои таланты в самых разных сферах деятельности человека. Он писал картины, сочинял стихи, интересовался футуристическими взглядами своих коллег-литераторов, а также стал одним из первых русских авиаторов.
Василий Каменский родился на пароходе на реке Каме 5 (17) апреля 1884 года. Капитаном этого судна был дед по материнской линии Гавриил Серебреников. Маленький Вася почти не помнил родителей — они умерли, когда ему не исполнилось и пяти лет. Его отец Василий Филиппович, служил на золотых приисках графа Шувалова (там и прошло детство Каменского). Мать Евстолия Гаврииловна посвятила свою жизнь воспитанию детей и домашним заботам.
После смерти родителей мальчик был взят под опеку своей тёткой Александрой Трущовой. Поскольку её муж работал управляющим в буксирном пароходстве, детство Каменского было связано именно с этим. Его часто брали на пароходы, рассказывали об особенностях работы грузчиков, крючников, самых разных рабочих на баржах и плотах.
Впоследствии взрослый Каменский вспоминал, что пароходы стали главным воспоминанием о детстве. Наверное, в ту пору он и представить себе не мог жизни, в которой нет погрузок на баржи и постоянного движения грузовых судов.
Василий Каменский в юности
День Василия Великого
Общеизвестный праздник святого – 14 января, издавна называемый также народом «Васильевым днем». На этот же день приходятся именины Иисуса Христа — праздник Обрезания Господня.
Но есть также еще один день памяти – это 12 февраля, когда празднуется Собор трех святителей, и вместе с Василием чествуются его друг, свт. Григорий Богослов, и живший почти на 100 лет позже свт. Иоанн Златоуст.
Святой Василий, святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст
Эти, как именует их Церковь, «вселенские учители и святители» прославились как личным благочестием, так и своими проповедями, богословскими сочинениями и даже – составленными ими богослужениями.
В чем же заслуги перед христианством свт. Василия?
Самореклама, пластика железобетона и Пикассо
Во втором разделе многие статьи тематически пересекаются
Каменскому-авиатору посвящены две из них, где показано, насколько важно для футуристов было иметь в своих рядах поэта, который на деле воплощает принципы жизни будетлянина. В остроумной статье Светланы Казаковой «Каменский как (само)рекламист» рассказано о таких разных попытках поэта устроить себе пиар, как выступления в цирке верхом на лошади, издание собственных газет (почти всегда под номером один, второго не следовало), а также об отношениях Каменского с критиками (хорошие, естественно, — с теми, кто его хвалил)
Ещё четыре статьи так или иначе раскрывают художественные особенности «железобетонных поэм». В статье Юрия Орлицкого «Каменский как первооткрыватель новых форм русской поэзии» они рассматриваются как попытка создания «принципиально нелинейного текста», что отличает их от фигурных стихов. Поэму «Константинополь» в следующей статье Михаил Карасик называет картой города, говорит об эффекте аэроживописи и настолько скрупулёзно разбирает материал издания этих поэм, что можно даже узнать адрес типографии, где их напечатали.
О культурном контексте эпохи подробнее рассказывает Евгений Осташевский в статье «ПИКАССОМНОЙ: «Слова на свободе» Маринетти, каламбуры Пикассо и язык «железобетонных поэм» Каменского»; а в следующей статье Ирина Сироткина возвращает названию поэм утраченное значение: «В то время железобетон считался материалом прежде всего пластичным: заливка цемента в деревянную опалубку позволяла получать самые причудливые, скульптурные формы».
Личная жизнь
Многие годы рядом с поэтом была его верная спутница, певица и педагог Августа Алексеевна Касторская.
Августа Алексеевна Касторская
У поэта было три сына — Василий, Алексей и Глеб. Средний из них пошёл по стопам отца, посвятив свою жизнь живописи. Алексей Васильевич Каменский стал известным графиком-нонконформистом. Как позднее он писал, в детстве его смущала “кажущаяся неполноценность” живописи в сравнении с музыкой. Вероятно, именно так маленький Алёша подсознательно выбирал между матерью и отцом, которые занимались и музыкальным, и изобразительным искусством. Как показало время, Алексей унаследовал талант отца.
Отношения Каменского с Августой Алексеевной были непростыми. Тем не менее, современники вспоминали, что Василий Васильевич всегда внимательно и трепетно относился к женщинам, очень ценил свою жену.
Новости
- 15 Октябрь 2017
-
В день Покрова Божией Матери настоятель храма Архистратига Божия Михаила в селе Новленском иерей Александр Скородумов по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита ИГНАТИЯ совершил первую Литургию в строящемся храме.
- 08 Сентябрь 2017
-
Митрополит Игнатий и руководитель администрации Вологодского района Сергей Жестянников вместе с активом прихода осмотрели строящуюся двухэтажную каменную церковь Архангела Михаила, в которой предусмотренно даже обустроить баптистерий для крещения взрослых полным погружением.В храме все поднимаемые жителями деревни вопросы касались хозяйственной части строящегося храма.Обсуждение волнующих прихожан и жителей деревни вопросов продолжилось за общей братской трапезой.
Все новости
Становление и жизнь
Лёгкой жизнь юного поэта назвать было нельзя. Уже с 1900 года ему пришлось самостоятельно зарабатывать. Окончить школу Каменский так и не смог — не хватало средств на содержание всей семьи, а юноша обузой для родственников становиться не хотел.
В 1902 году юноше удалось устроиться конторщиком в бухгалтерию железной дороги. Там он проявил себя как весьма способный молодой человек, получил хорошие рекомендации, что позволили продолжить трудовой путь. Именно в ту пору Василий Васильевич начинает проявлять интерес к “искусству пера”.
В 1904 году Каменский начинает работу в газете «Пермский край», где публикует свои первые стихотворения
Отдельное внимание читателей привлекают небольшие заметки молодого автора. Несмотря на краткость, в них заметны глубина и стремление Каменского поделиться своими взглядами, философскими идеями.
В 1905 году он открывает в себе новые таланты — он решает путешествовать по стране с театром
На это вдохновили его друзья-марксисты. Как оказалось, Каменский был неплохим актёром, причём пьесы с его участием пользовались успехом у публики.
Вернувшись на Урал, где прошло его детство, Василий Васильевич начинает активную агитационную деятельность. Он разделял идеи сторонников Карла Маркса, что не одобрялось властями. Каменский был арестован, однако в заключении пробыл недолго.
Выйдя на свободу, литератор решает посетить страны Ближнего Востока. В дальнейшем впечатления от многих колоритных городов, в частности, Стамбула и Тегерана, нашли отражение в художественном и поэтическом творчестве Каменского.
В 1906 году Василий приезжает в Москву. Здесь перед ним раскрываются новые горизонты. Его хорошим другом становится журналист Николай Шебуев, который предлагает Каменскому место заместителя главного редактора. С этой поры начинается работа поэта в журнале «Весна».
С 1909 года Василий Васильевич начинает развивать ещё один свой талант. Теперь уже он представляет публике свои картины. Как живописец Каменский тяготел к футуризму, причём нередко смешивал графику и слова. Такой симбиоз позволял получить необыкновенные произведения искусства. Творения Каменского были своеобразными, однако находили отклик среди единомышленников.
Хотя Каменский известен как поэт и художник, его истинной страстью была авиация. В 1911 году он отправился в Европу, чтобы обучиться лётному делу. Его верным наставником стал преподаватель Варшавской лётной школы Харитон Славороссов. Позднее уже пожилой авиатор вспоминал, что тянулся за своим учителем “как мальчик за папой”. Этот человек действительно показал Каменскому, к чему стоит стремиться, каких вершин может достигнуть авиатор.
Василий Каменский управляет самолетом «Блерио 11».