№1 Шишкин Иван Иванович
«Золотая осень», (холст, масло), Шишкин Иван Иванович, Общественное достояние, увидеть пейзаж можно в Пермской государственной художественной галерее
Гений русской пейзажной живописи, академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Императорской Академии художеств. Автор десятков всемирно-известных пейзажей.
Был рожден в Вятской губернии у берегов Камы. В 20 лет начал учебу в Московском училище живописи, где проучился четыре года. Уже ранние работы мастера выделяются редкой красотой и узнаваемой техникой. В 33 года за работу «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присвоили звание академика, а затем, через восемь лет, профессора. Академию художеств Шишкин окончил с золотой медалью.Как и другие известные пейзажисты, он писал с натуры, в тех местах, где его никто не мог отвлечь, потревожить. Именно этому живописцу было свойственно передавать мощь, торжественность, величие родной природы. При этом в его картинах нет тяжести, пафоса — напротив, легкость. Даже изображая колосящиеся нивы, вековые деревья, Шишкин прописывал каждую былинку и травинку. Любил изображать нетронутую природу, улавливал поэзию игры света и тени.
Одни из самых известных творений художника — «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя», «Лесная глушь», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Пруд в старом парке», «Сосна на Валааме», «Рубка леса», «Рожь». В последней он мастерски соединил два основных цвета в русском изобразительном искусстве — золотой и голубой. В его время такая цветовая гамма была характерна для православных икон.
Свой самый известный пейзаж «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал совместно с Савицким. Поэтому в рейтинг включена другая полюбившаяся зрителям картина. «Золотая осень» была закончена в 1888 году. Пейзаж является ярким представителем стиля реализм. Картина пробуждает ностальгическое настроение. Несмотря на золотисто-желтую палитру, зритель явно ощущает холод от надвигающихся серых туч.
Роспись Каповой пещеры
На сегодняшний день в пещере обнаружено более 50 различных типов красочных изображений. Среди них рисунки животных, особенно мамонтов, различные символы и размытые красные пятна. Рисунки размещены как на среднем, так и на верхнем ярусах пещеры на расстоянии от 170 до 300 м от входа. На среднем ярусе (это ярус с современным входом в пещеру) изображения расположены в трех залах, идущих анфиладой один за другим (залы: Купольный, Знаки и Хаос). На верхнем ярусе они зафиксированы пока только в самом близком из них — зале рисунков. Рисунки обоих ярусов пещеры в целом отличаются по композиции и планировке. Однако у них есть и ряд общих черт. Так, большинство из них расположены довольно низко над полом. Животные изображены довольно живо, в движении, по-видимому, так, как их видел первобытный художник. Мамонты, в частности, являются самыми популярными животными среди анималистических рисунков этой пещеры. Лошади передаются с большой выразительностью. Его можно узнать по изображениям носорога и, по-видимому, бизона. Однако есть и рисунки странных животных.
Жанровые картины
Жанровые картины русских художников изображали бытовые сцены, включая ситуации уже давно ушедших дней. Так, наравне с повседневными делами на полотнах появлялись религиозные и былинные сюжеты, моменты из легенд.
«Явление Христа народу» (Александр Иванов)
Мне нравится1Не нравится
На картине А. Иванова 35 персонажей в разных одеяниях и с разными реакциями на появление Христа. Позы и жесты людей детально проработаны. Такую сложную композицию можно очень долго разбирать. При этом, внимательно рассматривая картину, можно заметить дополнительные детали. Например, в гуще деревьев находятся верующие, которые незаметны на первый взгляд.
«Бурлаки на Волге» (Илья Репин)
Мне нравитсяНе нравится
Репин сопоставил два полюса жизни того времени. Вдалеке виднеется пароход, который мог бы стать буксиром, а на переднем плане бурлаки тянут судно. Вокруг безоблачная, прекрасная погода, а на бурлаках такие лохмотья, которые ассоциируются лишь с непролазной грязью.
«Богатыри» (Виктор Васнецов)
Мне нравится1Не нравится1
Сильные богатыри Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец изображены каждый по-особенному. У них разные черты и фигуры, кони разномастные, оружие – свое. Жесты тоже отличаются, несмотря на общее дело и готовность к защите.
«Опять двойка» (Федор Решетников)
Мне нравитсяНе нравится
Знакомая всем с детства картина показывает, что плохие оценки – это дело не только самого ученика, но и всей его семьи. Каждый из персонажей выражает свое отношение к ситуации, и даже собака участвует в выражении чувств. А на стене висит репродукция другой картины художника «Прибыл на каникулы».
«Последний день Помпеи» (Карл Брюллов)
Мне нравитсяНе нравится
Улица древних Помпей, изображенная Брюлловым, существовала в действительности. Она была восстановлена в процессе раскопок. Фигуры и позы персонажей художник также «подсмотрел» в руинах, ведь лава навсегда запечатлела всех так, как их застигла гибель.
Реалистичность картины выражается в усиленном выражении эмоций на лицах и в действиях людей. Брюллов передал весь трагизм, хотя некоторые критики называли эффект театральным.
«Не ждали» (Илья Репин)
Мне нравитсяНе нравится
Возвращение главы семьи застает всех врасплох. Эмоции детей видны, но мать стоит спиной, и о ее чувствах можно лишь догадываться. Сам герой тоже растерян. Все застыли от неожиданности, такая реакция передает правдивость и жизненность картины.
«Охотники на привале» (Василий Перов)
Мне нравитсяНе нравится
Персонажи картины полны эмоций. Слушатели переживают в не меньшей мере, чем рассказчик. Художник запечатлел охотников в момент движения. Такой прием помог хорошо изобразить эмоции, сделав их живыми и яркими.
«Иван-царевич на Сером Волке» (Виктор Васнецов)
Мне нравитсяНе нравится
Непролазная чаща, подступающая со всех сторон, тревога на лице царевича и усталость волка создают напряженность картины. Но герои оторвались от погони, и Елена, прильнувшая к Ивану, уравновешивает тревожность. Сюжет, навеянный сказкой, приобрел у Васнецова форму реальной жизни.
«Дети, бегущие от грозы» (Константин Маковский)
Мне нравитсяНе нравится
Девочка с маленьким братом вот-вот будут настигнуты грозой. Видимо, уже гремит гром, и на детских лицах смешаны страх и предвкушение дождя. Такое сочетание чувств объясняется обостренностью детских ощущений. А Маковский кистью мастера сумел их передать.
«На террасе» (Борис Кустодиев)
Мне нравитсяНе нравится
На террасе собралась счастливая и любящая семья. Художнику легко было вложить в лица теплоту и чувства, ведь он писал свою семью и себя. От каждого словно исходит внутренний свет и нежность с заботой друг о друге. Мягкие и плавные тона обстановки усиливают впечатление.
«Ковер-самолет» (Виктор Васнецов)
Мне нравится1Не нравится
Глубина темного тона ковра контрастирует с ярким светом жар-птицы, исходящим наружу. По задумке художника, сюжет выражает победу, движение и торжество русских ценностей. Изображение раннего утра символизирует окончание темных времен и вселяет надежду в новый день.
«Боярыня Морозова» (Василий Суриков)
Мне нравитсяНе нравится1
В. Суриков сумел написать картину так, что не только толпа движется вместе морозовскими розвальнями, но и сам зритель чувствует себя втянутым вслед за ними.
Критик В. Стасов назвал «Боярыню Морозову» первой из всех сюжетов русской истории.
«Тайная вечеря» (Павел Попов)
Мне нравитсяНе нравится
Попов изобразил самый известный библейский сюжет, наиболее приблизив его к реальной жизни. При таком подходе далекие от простого человека события стали ему близки и понятны. Это вызывает еще больше теплых чувств у русского народа, который и так проникнут религиозностью.
№8 Архип Куинджи (1842—1910 гг.)
«Ладожское озеро», 1873 г. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Архип Куинджи
Архип родился в Мариуполе, в простой семье грека-сапожника. С детства он отличался трепетной любовью ко всему живому. Мальчик рано стал сиротой, работал у хлеботорговца, у фотографа, и даже помогал при строительстве церкви. Рисовал на всем, что попадалось под руку.
В Петербург ради Академии художеств он приехал почти без денег, никого не зная. Но ему помогало упорство и горячее желание учиться. Куинджи стал посещать Академию в качестве вольнослушателя, подружился с Крамским, Васнецовым, Репиным. Под их влиянием написал несколько пейзажей, имевших успех на выставках. И все же искал собственный путь в искусстве.
Со временем его приняли в общество передвижников. Вдохновленный их идеями, Куинджи создает «Осеннюю распутицу», «Забытую деревню». В них он показывал неприглядную мрачную действительность. Работы были высоко оценены зрителями и коллегами, но спустя четыре года живописец попрощался с передвижниками. Для него стало важнее отражать в своих полотнах радость.
Куинджи называли художником света. Во многом благодаря его таланту тонко передавать световые потоки и его любви к жизни. В своих пейзажах он создает образы, полные красоты и гармонии. Они не только удивляют реализмом, но и дарят умиротворение.
Яркими пейзажами можно назвать «Лунную ночь на Днепре», «После дождя», «Ладожское озеро», «Радугу», «Вечер на Украине». «Березовую рощу», «Снежные вершины».
Этапы урало-сибирской росписи
На примере несложного мастер-класса попробуем на практике понять, что же такое урало-сибирская роспись – поэтапно нарисуем простую цветочную композицию.
Для работы нам нужны:
- плоская кисть № 12, № 7;
- круглая кисть № 3;
- краски – гуашь;
- акварельная бумага;
- вода.
Урок урало-сибирской росписи – цветы пошагово:
- Предварительно на листе намечаем, где у нас будут располагаться цветы. Набираем на плоскую кисть охру, а на один из краев – оранжевую краску. Рисуем закругленный лепесток.
- Лист бумаги придется поворачивать, чтобы соблюсти размеры и симметрию. У нас получится светлый цветок с оранжевыми краями. Переходы цвета, благодаря технологии двойного мазка будут максимально естественны. Таким образом рисуется внешний круг цветка.
- Переходим к внутреннему кругу. Круглой кистью между двумя лепестками точно такими же красками рисуем внутренний круг, он поменьше. Элементы внутреннего круга перекроют недостатки и неровности первого круга. Прямо на глаза цветок будет становиться объемным. По мере необходимости добавляйте краску на кисть.
- Настало время сделать сердцевинку цветка. На круглую кисть набираем все те же 2 краски, прорисовываем округлый элемент.
- Переходим к следующему цветку. Его рисуют плоской кистью № 7. Краски используются тех же цветов. Рисуете так же, как и первый цветок, только размер этого цветка будет чуть больше.
- Берем новые цвета на кисть – красный и коричневый. Все тем же двойным мазком справа от первого цветка рисуем круг (одним безотрывным движением). Делаем второй круг, симметрично. Вот и все, с основой вы разобрались, технику двойного мазка освоили.
Выполняйте это упражнение как тренажер – сделайте несколько урало-сибирских цветков, попробуйте другие сочетания красок. После этого рисунки можно оживлять другими элементами, листочками, припиской, разживкой. Разживку очень удобно делать пальцами – так поступают и многие мастера. Более тонкая работа заключается в прорисовывании приписок и травок, но это как венец творчества, тот самый изящный финальный штрих.
Украшение цветка деталями
Все работы сначала выполняйте на бумаге, и только потом переносите их на поверхность: доски, шкатулки, гребешка. Впоследствии милые цветы в технике урало-сибирской росписи могут украшать матрешки и другие традиционные детские игрушки. Не забывайте, что зафиксировать рисунок должен лаковый слой.
Искусство росписи не стоит на месте. Даже когда в мире люди все больше работают над диджитал-картинками, старинный промысел не уходит под слои музейной пыли. Мастера из творческих династий, художники, которые считают своим долго сохранять самобытное творчество, дают народной росписи возможность остаться, продолжиться, найти отклик у современного зрителя.
Также рекомендуем познакомиться с нашим обзором, посвященному основам дымковской росписи: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни».
И если те, кто только восхищенно наблюдает за МК по росписи деревянных изделий, тоже возьмет краски и кисти в руки, старинный промысел не просто сохранится, но и обязательно даст подпитку новым арт-проектам.
Творческих успехов!
Бренд или обуза?
Очередной спад промысла, который длится и по сегодняшний день, пришёлся на начало 90-х.
Сейчас в Нижнем Тагиле росписью подносов занимаются четыре фирмы, самая большая из которых – как раз «Тагильская артель» (6 художников). На самом деле мастеров, владеющих уникальной техникой лаковой росписи по металлу, гораздо больше, но рабочих мест для них нет. Впрочем, и «Тагильская артель» переживает сегодня свои худшие времена. Здание, в котором она располагается, принадлежит администрации города, и сейчас решено мастеров оттуда переселить в цеха предприятия «Евраз НТМК». Пока артель находилась на Старом Демидовском заводе, у художников была возможность проводить мастер-классы, водить экскурсии по своему цеху, а главное – продавать изделия туристам, которых тут много. На металлургическом комбинате – жёсткая пропускная система, а это значит, что посторонние (экскурсионные группы, покупатели) в цех не попадут.
Не говоря уже о том, что из-за оптимизации на предприятии артель лишают ещё двух рабочих мест – что опять же будет губительно для мастерской, ведь как и в любом промысле – каждый здесь отвечает за определённый участок работы.
Мастера надеются лишь на то, что власти, которые считают тагильский поднос брендом и гордостью города, услышат их, и оставят на прежнем месте. А ещё включат эту замечательную мастерскую (куда и раньше с удовольствием приезжали гости со всей страны и мира) в туристический маршрут нашей области. Это будет первым шагом к формированию рынка сбыта…
№14 Джон Констебль (1776-1837)
Стоит водном ряду с Тёрнером как один из лучших английских пейзажистов, не в последнюю очередь из-за своей исключительной способности воссоздавать цвета, климат и деревенский пейзаж романтической английской деревни, а также из-за новаторской роли в развитии пленэризма. В отличие от отчетливо интерпретивного стиля Тёрнера, Джон Констебл сосредоточился на природе, рисуя пейзажи Саффолка и Хэмпстеда, которые он так хорошо знал. Однако, его спонтанные, свежие композиции часто были тщательной реконструкцией, которая во многом обязана его близкому изучению голландского реализма, а также итальянизированным произведениям в духе Клода Лоррена. Известный художник Генри Фюсли однажды высказался, что жизненные натуралистические изображения Констебля всегда заставляли его призвать к их защите!
Знаменитые пейзажи Джона Констебля:
— «Строительство лодки во Флэтворде» (1815), масло, Музей Виктории и Альберта, Лондон
— «Телега для сена» (1821), масло, холст, Национальная галерея, Лондон
№12 Якоб ван Рёйсдал (1628-1682)
Творчество Якоба Ван Рёйсдаля, в настоящее время считающееся величайшим из всех голландских художников-реалистов пейзажной живописи, оказало огромное влияние на позднее европейское пейзажное искусство, несмотря на то, что при жизни он был менее популярен, чем художники итальянского стиля. Его сюжеты включали ветряные мельницы, реки, леса, поля, пляжи и морские пейзажи, изображенные с необычайно волнующим чувством, используя смелые формы, плотные цвета и энергичные густые мазки, вместо обычного сосредоточения на тоне. Яков, ученик своего дяди Саломона ван Рёйсдаля, в свою очередь обучал знаменитого Мейндерта Хоббема (1638-1709), и очень восхищался английскими мастерами, как например Томас Гейнсборо и Джон Констебль, а также членами Барбизонской школы.
Знаменитые пейзажи Якоба ван Рёйсдаля:
— «Пейзаж с пастухами и фермерами» (1665), холст, масло, Галерея Уффици
— «Мельница в Вейке около Дуарстеда» (1670), холст, масло, Рейксмузеум
— «Еврейское кладбище в Аудеркерке» (1670), Галерея старых мастеров, Дрезден
№2 Томас Коул (1801-1848)
Томас Коул: Величайший американский пейзажист начала XIX века и основатель школы реки Гудзон, Томас Коул родился в Англии, где работал учеником гравёра до эмиграции в США в 1818 году, где он быстро добился признания как художник пейзажей, поселившись в деревне Катскилл в долине Гудзона. Будучи поклонником Клода Лоррейна и Тёрнера, он посетил Англию и Италию в 1829-1832 годах, после чего (отчасти благодаря поддержке, которую он получил от Джона Мартина и Тёрнера) он стал меньше сосредотачиваться на изображении природных пейзажей и больше на грандиозных аллегорических и исторических темах. В значительной степени впечатлённый природной красотой американского пейзажа, Коул наполнил большую часть своего пейзажного искусства большим чувством и очевидным романтическим великолепием.
Знаменитые пейзажи Томаса Коула:
— «Последний из могикан» (1827), холст, масло, Художественный музей Фенимора, Нью-Йорк
— «Вид на Катскилл — Ранняя осень» (1837), холст, масло, музей Митрополит, Нью-Йорк
— «Американское озеро» (1844), холст, масло, Детройтский институт искусств
Капова пещера-место обитания древних людей
Несмотря на довольно длительные поиски, только в последние годы в Каповой пещере В. Е. Щелинским была найдена стоянка палеолитических людей. С его открытием в 1982 году стало возможным уточнить и уточнить возраст росписи по геологическим и археологическим данным и ответить на вопрос о культурной самобытности пещерной настенной живописи. Найденная стоянка палеолитических людей расположена в глубине, на первом ярусе пещеры, в 150 м от входа в нее, в обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, который весной и осенью превращается в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала и залегает в толще рыхлых отложений на глубине около полуметра.. Наряду с каменными орудиями были найдены два костяных орудия: нож, сделанный из фрагмента трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубым шилом. Украшения, найденные в слое, совершенно уникальны. Это четыре бочкообразные бусины, просверленные с обеих сторон их зеленого серпентинита-относительно мягкие и легко обрабатываемые.
Датировка наскальных изображений
Определить время создания наскальных изображений очень сложно
При определении возраста уральских писаниц необходимо принимать во внимание многие факторы: стилистические особенности и технику нанесения рисунков, состояние поверхности камня, высотное расположение, топографию местности.. Но, все же, основным методом выявления примерных датировок является метод аналогий — определение сходства рисунков на скалах другими предметами: орнаментами на керамике, гравировками на кости, орудиях и оружии, проведении археологических раскопок вблизи писаниц, а также сравнение с аналогичными памятниками других территорий
На сегодняшний день нижнюю границу традиции нанесения наскальных изображений на Урале специалисты определяют неолитом, а возможно и поздним мезолитом.
Но, все же, основным методом выявления примерных датировок является метод аналогий — определение сходства рисунков на скалах другими предметами: орнаментами на керамике, гравировками на кости, орудиях и оружии, проведении археологических раскопок вблизи писаниц, а также сравнение с аналогичными памятниками других территорий. На сегодняшний день нижнюю границу традиции нанесения наскальных изображений на Урале специалисты определяют неолитом, а возможно и поздним мезолитом.
№7 Альфред Сислей (1839-1899)
Часто называемый «забытым импрессионистом», англо-француз Альфред Сислей уступал только Моне в его преданности самопроизвольному пленэризму: он был единственным из импрессионистов, посвятившим себя исключительно пейзажной живописи. Его серьёзно недооцененная репутация основана на умении запечатлевать уникальные действия света и времён года на широких пейзажах, морских и речных сценах. Особенно запоминается его изображение рассвета и неясного дня. Ныне он не очень популярен, но по-прежнему считается одним из величайших представителей пейзажной живописи импрессионистов. Мог вполне быть бы переоценённым, поскольку, в отличие от Моне, его работы никогда не страдали от недостатка формы.
Знаменитые пейзажи Альфреда Сислея:
— «Туманное утро» (1874), холст, масло, Музей Орсе
— «Снег в Лувесьенне» (1878), холст, масло, Музей Орсе, Париж
— «Мост Моретт в лучах солнца» (1892), холст, масло, частная коллекция
Гора Айсувак
Рекомендовать место
47
16
Айсувак – это гора, расположенная в России, на Урале, в Баймакском районе, в Башкортостане в самом центре села Старый Сибай. Входит в число гор массива Ирандек – самой восточной гряды Южного Урала, ее высота составляет 544 метра.
Точно также как Ирандек, гора сложена известняками, диабазами, порфиритами, а на севере – девонскими вулканитами. В восточной части горной цепи располагается Ибрагимовский водопад. Горная цепь разделяется на южную и северную части. Вблизи Айсувак были обнаружены древние городища-поселения, могильники, заброшенные деревни и мастерские.
На горе обитают горные козлы, муфлоны и мелкие грызуны.
Краткий очерк изучения Каповой пещеры
Капова пещера известна местному населению с незапамятных времен. Первые литературные сведения о нем принадлежат русскому географу П. И. Рычкову, посетившему его зимой 1760 года. Он дал яркое и красочное описание, наполненное эмоциональными отступлениями. Помимо образных характеристик подземных залов, гротов и провалов, он обнаружил в одном из проходов пещеры, по его выражению, «сухую человеческую голову». В 1770 году пещеру посетил академик И. И. Лепехин. Ему удалось подняться на второй этаж пещеры в сопровождении местных башкир. В 1858 году Капову пещеру посетили известные исследователи Южного Урала А. И. Антипов, Н. Г. Меглицкий. В 1935 году Г. В. Вахрушев вновь посетил Капову пещеру, уже с целью изучения ее геологического строения и гидрогеологических особенностей. Он доказал карстовую природу происхождения этой полости. Интересно, что на этот раз на втором этаже пещеры он обнаружил доски с вырезанными на них знаками и геометрическими фигурами. Открытие рисунков древнего человека в Каповой пещере. С момента открытия палеолитической росписи Капова пещера перестала быть лишь редким памятником природы, своеобразной природной «лабораторией», где изучались происхождение, морфология, минералогия и микроклимат пещерной среды
Он по праву приобрел статус очень важного природно-археологического и историко-культурного комплекса, значение которого для культуры и науки трудно переоценить.
Техника рисования
Каракули делаются на открытом воздухе на вертикальных плоскостях под навесами или откосами, чтобы защитить рисунки от разрушительного воздействия природных факторов. Древние художники рисовали каракули на светлых участках скалы как с земли, так и с помощью лестниц и платформ, что давало возможность наносить изображения на высоту более 3 метров. Анализируя линии и контуры каракулей, исследователи пришли к выводу, что они, скорее всего, были нарисованы пальцами. Отличительной особенностью писаниц является также использование красящих веществ, в состав которых входила смесь тонов красной охры, яиц, крови, животного жира, а также оксидов различных металлов. Стоит также отметить, что некоторые рисунки сделаны поверх предыдущих изображений.
Плато Мань-Пупу-Нер
Рекомендовать место
102
22
Одним из малоизвестных и захватывающих мест России является затерянное в горах Урала плато Мань-Пупу-нер. На языке манси «Мань-Пуп-нер» означает «Малая гора идолов». Такое название очень точно отражает действительность. Семь огромных (высотой до 40 метров) каменных глыб-изваяний очень напоминают собой каких-нибудь древних богов.
Каменные колоссы — продукты выветривания. Миллионы лет назад на этом месте высились горы, которые разрушились за тысячелетия. Разнородные породы с разной плотностью разрушались с разной скоростью, что и привело к образования столь причудливых форм рельефа.
Конечно, это место, кстати, достаточно удаленное от населенных пунктов, овеяно легендами. Большинство посетивших эти места отмечают ни на что не похожую, умиротворяющую энергетику этого места. Раньше плато считалось священным и даже подниматься на гору запрещалось.
На Мань-Пупу-нер организуются разнообразные экскурсии и маршруты. Но следует учесть, что это путешествие осилят лишь более-менее подготовленные туристы.
№13 Клод Лоррен (1600-1682)
Французский живописец, рисовальщик и гравёр, активный в Риме, который рассматривается многими искусствоведами как величайший художник идиллического пейзажа в истории искусства. Поскольку в чистом (то есть, светский и неклассический) пейзаже, как и в обычном натюрморте или жанровой живописи, наблюдалась (в XVII веке в Риме) нехватка моральной тяжести, Клод Лоррен ввёл классические элементы и мифологические темы в свои композиции, включая богов, героев и святых. Кроме того, его избранная среда, сельская местность вокруг Рима, была богата античными руинами. Эти классические итальянские пастырские пейзажи были также наполнены поэтическим светом, который представляет его уникальный вклад в искусство пейзажной живописи. Клод Лоррейн особенно повлиял на английских художников, как при жизни, так и в течение двух столетий после неё: Джон Констебль назвал его «самым прекрасным пейзажистом, которого когда-либо видел мир».
Знаменитые пейзажи Клода Лоррена:
— «Современный Рим — Кампо Ваччино» (1636), холст, масло, Лувр
— «Пейзаж со свадьбой Исаака и Ребекки» (1648), масло, Национальная галерея
— «Пейзаж с Товием и ангелом» (1663), масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург