Ритуальные бесчинства. обряды, трапезы и гадания на старый новый год

Кухня

Для коми характерно обильное питание. В пищу люди используют мясные, рыбные и растительные продукты. Обычно каждый день происходит по 3 трапезы. В будний день во время обеда и ужина может быть подано по 3 жидких блюда. На празднике число блюд могло составлять от 15 до 25.

Традиционная коми кухня разнообразна и вместе с тем — экономна и проста по способам приготовления. Набор продуктов определялся природными условиями и видами хозяйственной деятельности: в северных и промысловых районах на Печоре, Удоре, Выми, Верхней Вычегде мясные блюда были повседневной пищей, а в южных районах, в Прилузье, преобладали блюда из злаков.

Горячие блюда – супы, каши, кисели, рыба — готовились в русской печи в чугунках, в глиняных горшках (по-коми «гырнич»), на глиняных или чугунных сковородках («латка»).

Суп по-коми называется «шыд». Наиболее распространенными были кислые супы – «азя шыд» или «шыдӧса шыд» — с заправкой из ячневой крупы и ржаной муки. А готовили его так: разводили в воде хлебную закваску и ржаную муку, добавляли ячневую крупу и ставили чугунок в печь. Ели со сметаной.

Были супы с добавлением картофеля, овсяной крупы, гороха. Добавляли различную зелень, щавель. Распространены были также «тшака шыд» (грибной суп с картофелем и луком) и «кӧчана шыд» (из свежей или квашеной капусты.

Излюбленным блюдом была уха, «юква». Рыбу варили целиком, к столу подавали сначала уху в деревянных больших чашках, затем рыбу на специальном деревянном подносе. Так же ели и «яя шыд» — мясной суп из телятины оленины или дичи: сначала сам суп, потом мясо – как второе блюдо.

Рыба на столе была обязательно. Ее готовили на воде или молоке, при подаче добавляли масло. А ели руками, особым способом «мачитӧм» — маканием: зачерпывали уху и кусок рыбы хлебом.

Хороши были и различные виды соленой рыбы, рыбные пироги – «черинянь».

Праздничным блюдом считались «пельнянь» (буквально «хлебное ухо») — теперь всем известные пельмени. Для начинки использовали мясо, которое рубили в специальном корыте вместе с луком, капусту. К празднику готовили в печи и птицу: в южных районах – кур, гусей, уток, в охотничьих северных – глухарей, тетеревов, куропаток, рябчиков.

Старинным традиционным блюдом были каши («рок») из ячневой или овсяной крупы, заправленные топленым маслом или молоком, в пост – растительным маслом.

Хлеб пекли из «живого» теста, то есть без дрожжей, на закваске. Место в печи («под») предварительно выметали помелом из пихтовых веток. Тесто валяли в специальной миске, а когда оно принимало форму, на лопате ставили в печь. Ржаной хлеб назывался «чӧлпан».

Небольшие ячменные или ржаные колобки, «кӧвдум», пекли в специальных формах – «рач». Популярны были пироги из пшеничной муки на ячменной корке, пироги с брусникой, черникой, капустой, луком, грибами, редькой, репой, даже с хвощом.

Но самой любимой выпечкой были и остаются шаньги, сохранившие налет старинных культовых традиций: круглая форма связана с почитанием солнца и его жизнетворной силы.

На ржаной тонкий круг кладут начинку – из мятой картошки, ячменную или овсяную крупу, пшеничную или овсяную муку, настоянную в простокваше несколько часов, добавляют яйцо. Потом защипывают края и ставят в печь. Готовые шаньги смазывают маслом или сметаной.

Чудь заволоцкая

По участку суши между Онежским озером и Белоозером новгородцы тащили волоком свои суда, поэтому северные территории, располагавшиеся за этой местностью, они называли Заволочьем. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения славян на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры.

Эти обширные пространства населяли финно-угорские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Одни ученые отождествляют их с этносом емь, другие — с югрой. Старинные летописи и договоры отделяют чудь заволоцкую от ее восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили зыряне (нынешние коми), пермяки, вотяки (нынешние удмурты), а также югры, чьи ближайшие родственники ханты и манси сохранились к востоку от Урала.

Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» одним из первых перечислил северных соседей: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».

Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин в широком понимании стал собирательным и сейчас он часто обозначает все северные финно-угорские племена.

Впрочем, полного единства тут все же нет. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — это название древнего финского населения Псковской, Новгородской. Архангельской, Олонецкой губерний, также в Пермской губернии и Сибири». В то же время другие источники, например толковый словарь Ожегова, определяют «чудь» как «общее название некоторых западно-финских племен». Большой энциклопедический словарь сводит это понятие к древнерусскому названию эстов, а также других финских народностей к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.

Веками значительная часть северных племен вела кочевой образ жизни, постоянно двигаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в широком понимании под чудью заволоцкой часто подразумеваются все обитатели Заволочья, включая перечисленных восточных соседей, а также самоедов (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (то есть Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.

В северные края с юга устремились не только мирные переселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники. У местных жителей был повод ненавидеть всех пришлых гостей прежде всего по одной простой причине: каждый из чужаков, кто пускал корни рядом с ними, кормился в их владениях. Охотился на их зверей, ловил их рыбу, рубил их деревья… К тому же проповедники призывали отречься от идолов и вековых языческих устоев, а многие из ушкуйников не гнушались грабежом и разбоем.

Чудь заволоцкая оказалась на еще более первобытной ступени развития, чем чудь залесская — вепсы, меря, мордва и прочие коренные обитатели низовых земель в междуречье Оки и Волги. Более развитые и сильные славяне заставили платить дань аборигенов. В погосты, построенные на берегах северных рек и озер, стали регулярно наведываться сборщики дани. Поборы стали главной причиной, побудившей коренных жителей Севера поднять топор войны против незваных гостей.

3

Особенности финно-угорских языков

Финно-угорские языки имеют определенные общие черты и закономерности. Многие из них характеризуются фиксированной интонацией слов и отсутствием фонетических согласных. Для всех финно-угорских языков характерно агглютинативное словообразование. То есть, слова образуются путем добавления различных суффиксов к корню или основе слова, например, «производитель».

Еще одной особенностью финно-угорской группы является отсутствие грамматической категории пола. В этих языках есть только одно местоимение, означающее «он», «она» и «оно». Кроме того, в некоторых финно-угорских языках редко используются притяжательные прилагательные и местоимения («мой», «твой»). Другими особенностями финно-венгерской группы являются использование метафор, наличие лично-персонального склонения и выражение отрицания специальным вспомогательным глаголом.

КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА

Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды — на берегу залива, озера или реки. И это не случайно. Именно по воде завозят сюда необходимые товары, и прежде всего уголь, бензин. Срок навигации очень короткий, и за него нужно успеть доставить всё необходимое для долгой зимы. В остальное время года в посёлок можно попасть (или выбраться из него) только вертолётом.

Жители работают на звероферме, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской — здесь шьют одежду как европейского типа, так и национальную, чаще всего из оленьего меха. В посёлке работают мотористы, механики, продавцы, санитарки. Но всё это — и почта, и магазин, и пошивочная мастерская, и звероферма, и бревенчатые рубленые дома, почти такие же, как в русских посёлках, — лишь современная «надстройка», привнесённая из России «городская цивилизация».

В основе же национального существования малых народов, их самобытности лежит как раз то, что находится не в посёлке, а в окружающих его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для малых народов России видами хозяйственной деятельности. Это оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми. Это охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах. И наконец, рыбаки, в путину (в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, «на песках», т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.

Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и в тундре, идёт настоящая жизнь — жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идёт в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад, — с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми. Впрочем, и тут можно увидеть много примет современности — радиостанцию, радиоприёмник, традиционный очаг иногда заменяют бензиновым примусом, на лодках установлены моторы.

Оленеводством занимаются преимущественно жители Севера (кроме эскимосов, береговых чукчей и алеутов). Саамы, ненцы, оленные чукчи, коряки, северные селькупы и ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко. У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью — дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д. Таков быт эвенков, эвенов, манси. Народы Приморского края — южные селькупы, юкагиры — великолепные охотники.

Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки — маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров — для следующего посетителя.

Основное занятие хантов Приобья и народов Приамурья (негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев) — рыболовство. Однако в той или иной мере как подсобным промыслом рыболовством занимаются все народы Севера.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Э В Е Н К О В

Традиционная верхняя одежда эвенков — кафтан. Шили его из шкур оленя, а чтобы капли дождя скатывались, не проникая внутрь, в плечевой шов вставляли бахрому из козьего меха. Под кафтан надевали нагрудник из меха. Праздничный нагрудник делали из ровдуги (замши) и украшали узорами из бисера. В более суровых районах, в лесотундре, поверх кафтана носили глухую меховую одежду — соку и. Мужской костюм мало отличался от женского, главным образом некоторыми особенностями кроя и количеством украшений.

Головной убор делали из шкурки с головы оленя. Шкурку вытягивали по форме головы человека и высушивали; отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером, края обшивали ровдугой. Эвенки носили также шапки наподобие капора, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски мужчины повязывали вокруг лба и затылка сложенные широким жгутом платки. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей.

Обувь эвенков так хорошо приспособлена для долгих переходов по тайге, что её заимствовали соседние народы. Шьют унты (так называется этот вид обуви на Крайнем Севере и в Сибири) из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя). Унты могут быть короткими (до щиколотки) и длинными (прикрывают всю ногу). Зимой унты носят с меховыми чулками.

Автор статей: Л.Соловьёва.

Сету

Сету, также известные как «псковская чудь», преимущественно проживают на территории юго-востока Эстонии и в Печорском районе Псковской области. На территории России к 2010 году их осталось всего 214, тогда как в Эстонии — более 13 тысяч. Жилища сету — дома с застекленной верандой и замкнутым двором с высокими воротами. Их традиционная одежда — косоворотки и сарафаны с геометрическим орнаментом. В XV—XVI веках представители сету приняли православие (до этого их религией было язычество).

Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Radaja_Seto_Festival_(2016)_-_048.jpg

Какое производство действует в Мужах

Одно из главных предприятий — МСП «Мужевское», занимается оленеводством, рыбодобычей и овощеводством. Ежегодно оно заготавливает около 35 тонн оленины. Мясо поступает в детские сады и школы, доступно и в розницу.

Фото: vk.com/public170438171

Предприятие обеспечивает селян свежей молочной продукцией из 15 наименований — от пастеризованного молока до ряженки и йогурта.

С лета 2020 года здесь стали выпускать собственное мороженое — уникальный продукт не только для сельской глубинки, но и для городов. В производстве используют собственное молоко, топпинги и стаканчики отечественного производства. В линейке — малиновое и шоколадное мороженое, с маракуей. Одна порция стоит 170 рублей.

Еще одно направление работы предприятия — овощеводство. В теплицах выращивают огурцы, помидоры, перец, свеклу, кабачки, баклажаны, морковь, капусту, редис, репу, салат, зеленый лук, укроп.

Продажа местного картофеля на Обской ярмарке в Мужах, 2019 год. Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»

На полях собирают тонны картофеля. Купить всю продукцию предприятия можно в местном магазине «Нива».

Фото: /vk.com/popovolegshur

  • Обская ярмарка в Мужах, 2019 год. Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»

  • Обская ярмарка в Мужах, 2019 год. Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»

  • Обская ярмарка в Мужах, 2019 год. Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»

  • Обская ярмарка в Мужах, 2019 год. Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»

Сельское хозяйство в районе всегда было в чести, не забывают о нем жители и сегодня. У многих есть свой огород. А увидеть, попробовать, прицениться и купить местную продукцию можно на специальных ярмарках, которые устраивают несколько раз в год.

Еще одно важное предприятие в селе — районный филиал АО «Ямалкоммунэнерго», который отвечает за тепло-, электро- и водоснабжение. В Мужах расположена центральная районная больница со стационаром

В селе работают три оператора сотовой связи: Теле2, Мегафон и Мотив с интернетом до 4G. Создана обширная культурно-досуговая и образовательная среда, что также обеспечивает возможности для развития селян, занятость населения.

Кстати, о рынке труда. На конец сентября 2022 года в районе официально безработными числилось 37 человек, в Мужах и к относящимся к ним деревнях — 13 граждан. В районном банке вакансий на тот момент было 120 мест, из них 28,9% относились к рабочим профессиям.

На шурышкарской земле активно поддерживают предпринимателей и самозанятых. Одним из важных направлений последних нескольких лет стал туризм, большой потенциал которого очевиден в районе и в самих Мужах.

Язык

Коми — официальный язык республики. Большая часть населения также знает русский. Народный язык преподается во всех школах. Существует примерно 10 диалектов, каждый из которых приурочен к определенному региону.

Коми язык является (наряду с русским) государственным языком Республики Коми. В соответствии с законом Республики Коми «Об образовании», «во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных организациях изучение коми и русского языков как государственных языков Республики Коми является обязательным в соответствии с законодательством».

В 2011 году Министерство образования Коми ввело обязательное изучение коми языка с первого класса. В сентябре 2011 года Конституционным судом республики вынесено решение об обязательности изучения коми языка в школах субъекта федерации — как для коми, так и для некоми учеников. Школы имеют право выбирать программу преподавания коми языка — «как государственный» (2 часа в неделю в начальных классах) и «как родной» (до 5 часов в неделю). На декабрь 2014 года коми язык преподаётся в 97 % школ республики, его изучают 51,4 тысячи детей. Как родной язык коми преподаётся в 77 школах для 4317 учеников.

В XVI-XVII веках анбур, созданный Стефаном Пермским коми алфавит, использовался в России как тайнопись – для передачи секретных и конфиденциальных сведений.

В Республике Коми осуществляются меры по сохранению традиционных наименований географических объектов. Наименование населённых пунктов, улиц, площадей, дорожные указатели оформляются на коми и русском языках. В случаях, когда объект имеет коми название, оно даётся в существующей орфографии, затем его адаптированный к русскому языку вариант. Если объект имеет традиционно русское название, к нему даётся адаптированный к нормам коми языка вариант. Если объект имеет и коми, и русское название — оба признаются официальными

Развитие языка позволило создать письменность. Коми пользовались уникальными руническими знаками — пасами. С приходом Стефана Пермского письменность начинает претерпевать изменения, что отчетливо видно на «Зырянской Троице» — иконе, сохранившейся до наших дней еще с XIV века. Собственной азбукой (анбур, или абур) коми пользовались до XVII века, затем произошел переход на кириллическую основу.

Ресурсы

Корпуса и коллекции текстов

Опубликованы книги различного содержания на литературном языке, коллекции диалектных текстов (см. некоторые ссылки в разделе «Публикации текстов» выше).

Корпуса и коллекции текстов

Корпус коми языка

http://komicorpora.ru

Корпус современного коми языка, более 60 млн словоупотреблений.

Корпуса коми-зырянского языка

http://komi-zyrian.web-corpor…

Корпус современной прессы (1,76 млн словоупотреблений), корпус соцсетей (1,85 млн словоупотреблений).

Корпус текстов коми Википедии

Корпус текстов из Википедии, около 250 тыс. словоупотреблений.

Коми медиатека

http://videocorpora.ru/ru

Медиа-коллекция диалектных текстов (преимущественно на ижемском диалекте).

История Республики

В летописях 12 века уже упоминалась страна под названием Коми, с которой торговали новгородские и суздальские купцы. Затем эти земли перешли под власть Великого Новгорода, а в 15 веке – Московского княжества. Территории оставались малонаселенными долгое время, ведь сюда не вели дороги, а суровый климат многих потенциальных поселенцев отпугивал. Добыча пушнины была главным занятием населения Коми. Республика начала индустриально развиваться в советское время, и толчком послужила, как это ни странно, деятельность ГУЛага. Заключенные начали добывать каменный уголь, который был здесь обнаружен в начале 30-х годов ХХ века.

Автономная АССР в составе РСФСР была образована в 1921 году.

История

Коми начали свою историю еще в 4 веке. Именно тогда они появились на территории современной республики. Позже им пришлось отступить из-за прихода русских княжеств. Новгородская республика перекрыла доступ к морю, население испытывало длительное влияние с 11 по 12 века, однако к 14 веку часть племен сумела объединиться и создать Великую Пермь.
Государству пришлось бороться с Московским княжеством, которому помогала Новгородская республика. Ситуация осложнялась из-за присутствия волжских булгар, которые совершали регулярные набеги. Все это делало борьбу за независимость крайне трудной. Окруженная со всех сторон противниками, Пермь не могла торговать, что вынуждало совершать долгие транспортировки товара за Уральские горы. Это негативно сказалось на жизни населения, в том числе его духовном состоянии. Пермь стала терять величие и превратилась в государство дикарей. Московское княжество в результате стало самым могущественным во всем регионе и расправилось с Новгородской республикой. Затем пришел черед Перми.
Тем не менее отношения между князьями и коми стали налаживаться. В 1380 году пермяки встали на сторону Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. Уже через 3 года на территорию коми епископом был выбран Стефан, который прославился как Пермский.
В 15 веке Московское княжество окончательно завладело землями народа, однако хорошие отношения сохранялись. Жизнь народа осложнялась отсутствием торговых путей, что препятствовало развитию региона. Все в корне изменилось с обнаружением нефти — ее начали добывать впервые для Ивана Грозного, а активная добыча началась в 16 веке с реки Ухты.
В дальнейшем история региона была определена нефтепромыслом. Началось деление на губернии и уезды с волостями. С наступлением Октябрьской революции в Коми начались националистические движения. Все чаще происходили съезды Советов, большинство жителей высказывало одобрение действиям большевиков и пропагандировало идею общественного самосознания. Постепенно образовалась автономная область, в которую вошла 21 волость, а затем произошло образование районов.
Советский Союз привел республику к промышленному развитию. Здесь стали добывать каменный уголь, строить шахты и пути для транспортировки нефти и древесины. Статус республики регион получил в 1991 году.

Национальная одежда

Традиционная коми-пермяцкая одежда изготовляется из тканей собственного производства: холста, пестряди и сукна. Женский костюм — это сарафанный комплекс, состоящий из рубахи (йöрнöс), сарафана (дубас), передника (запон), пояса (покромка) и головного убора (у южных коми-пермяков-  шамшура, у северных — в виде кокошника).

Мужской костюм состоит из рубахи-косоворогки (йöрнöс), которую носят поверх штанов (вешьян) и подпоясывают узким пояском (йи) или широким тканым поясом (кушак). В мужской костюм входят также меховые и суконные шапки или войлочные колпаки. Наиболее распространенной обувью коми-пермяков являются лапти из лыка и бересты (нинкбммез).

Жилище коми-пермяков

Крыша с изголовьем лошади

Традиционные жилища коми-пермяков представляют собой одно- , двух- (изба и сени) и трехкамерные (изба, сени, клеть) строения. Избы (керку — на коми-пермяцком) невысокие, с маленькими окнами. Вплоть до начала XX в. избы были курными (с печью без трубы). Фундаментом служат камни или деревянные столбы по углам. Крыши изб — двускатные, кровля — тесовая. Фронтон в старину был бревенчатым, а с конца XIX в. обшивается досками. Яркая отличительная черта жилища коми-пермяков — детали в виде голов птиц и зверей, чаще всего коня.

Помимо избы в усадьбу коми-пермяков входят амбар, погреб, хлев и навесы.

Традиционное жилище[править | править код]

Основными типами сельских поселений у коми были деревня и село, расположенные в основном по берегам рек, не имеющие укреплений и окружённые сельскохозяйственными угодьями. Первоначально деревни у коми были мелкими, с разбросанной планировкой. В ХVIII-XIX вв. распространились многодворные деревни с рядовой планировкой. Село представляло собой сельский административный центр, в котором находились административные здания, церковь, магазины, а вокруг группировались деревни. В XIX в. в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные села, растянувшиеся на несколько километров вдоль рек. Правильная уличная планировка в коми поселениях появилась лишь в современный период.

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых брёвен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединённых сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вёл помост) занимал до половины всего комплекса. Характерная черта жилища коми — односкатность крыши, крытой тёсом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома.

Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-чёрному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб. На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (к��з��д), баня (пывсян) и реже колодец (юкм��с, ��шм��с, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет. Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние — ближе к реке. Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

См. также: Усадьба коми-зырян, Усадьба коми-пермяков

Декоративно-прикладное искусство

С детства коми приучаются к труду. Богатый на ресурсы край позволял им заниматься различными ремеслами и строить надежные дома. Домики возводили из дерева. Деревянной была и посуда, причем коми использовали любую породу. Из поколения в поколение они передавали знания обработки древесины и улучшали навыки. Долгие годы развивалось ткачество, основой которого была браная техника. На станках делали полотенца, рубахи, скатерти. Каждую вещь украшали орнаментом и изысканной вышивкой.

До сих пор народ соблюдает приверженность традициям в вязании. Коми используют узорное вязание с 5 спицами. У каждого района республики есть собственная разновидность и стиль. Некоторые работы выполняются в разных районах, что позволяет создавать уникальные композиции.

Коми прославились как мастера обработки кожи и меха. Они делают сложные в изготовлении сапоги, используя уникальные методики обработки кожи. Все эти ремесла до сих пор актуальны, а изготавливаемая продукция пользуется большим спросом за пределами республики.

Фольклор коми-пермяков

Инсценировка по мотивам фольклора

Мифы, предания, легенды, былинки, песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки — вот далеко не полный перечень жанров коми-пермяцкого фольклора. Богатый эпос донес до нас предания о древнем населении края — чудском народе. Популярными героями эпоса являются богатыри: Кудым-Ош, Пера, братья Юкся, Пукся, Чадз и Бач. Большое распространение имеют былички о лешем, водяном, колдунах, банном и других чудах. С обработки фольклорных мотивов начиналось творчество основателей коми-пермяцкой литературы М. Лихачёва и А. Зубова.  Большую работу по сбору и переводу на русский язык выполнил В. Климов. На основе коми-пермяцких легенд снят мультфильм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: