Малышева Любовь Картины Перми

Художница Александра Экстер и ее картины

Александра Александровна Экстер еще в детстве проявила склонность к рисованию и обучалась в Киевской рисовальной школе, а затем в Киевском художественном училище и в академии Гранд-Шомьера во Франции. Большое влияние на расширение ее художественного круга оказали брак с Н. Экстером и организация в своем доме мастерской. В последней нередко собирались представители авангарда. Александра жила в разных местах и много путешествовала. Она была знакома с П. Пикассо, с ведущими авангардистами Италии, активно принимала участие в выставках и сама выступала в роли организатора. Талантливая женщина оформляла постановки, создавала рисунки для одежды и бытового текстиля, оформляла интерьеры и многое другое.

Александра Экстер (1882–1949).

В живописи Экстер была сторонницей авангардизма, в частности, работала в стиле кубофутуризма и супрематизма. Ее картины и эскизы костюмов для постановок отличались яркостью, смелостью, свободой движения и форм. Этому во многом способствовала активная жизнь с постоянными путешествиями, знакомство с новостями в мире живописи и участие в выставках. Она была вхожа во многие круги, и даже прославленный Малевич ей единственной доверил посещение своей мастерской в пору создания им супрематизма. Ее творчество можно проиллюстрировать следующими работами: «Город ночью», «Синий, черный, красный», «Дизайн костюма для Саломеи», «Женщина с рыбой» и многими другими.

А. Экстер. Работа «Дизайн костюма для Саломеи». 1917 г.

Самой дорогой картиной Александры Экстер, проданной на аукционах, на сегодня является холст «Венеция»

Это важное произведение, написанное художницей при переезде во Францию, которое участвовало в нескольких выставках. На торгах оно ушло за внушительную сумму в 1,7 млн долларов

В топ-100 самых дорогих картин русских живописцев художница находится на 64-й позиции.

А. Экстер. «Венеция». 1925 г.

На этом мы завершим наш список известных русских художниц XIX-XX веков, но заметим, что он не является полным. Мы рассмотрели в первую очередь тех из них, чья живопись не только известна, но и высокого ценится сегодня на арт-рынке. Вы можете самостоятельно познакомиться с такими русскими художницами, как Мария Якунчикова, Елена Поленова, Мария Башкирцева, Ольга Розанова, и многими другими. Также существует большая плеяда современных художниц, которые активно участвуют в выставках, содержат галереи, создают интерактивные инсталляции, произведения мобильного искусства и других течений.

Правда и правдоподобие

Удивительно, но кто-то из зрителей фильма «Юрьев день», включившихся в обсуждение на кинофорумах, не увидел в нем притчи. Так бывает — спор о жанрах начался с того момента, как их определил Аристотель. Однако перепутать «чернуху» на социальные темы и что-то более талантливое и глубокое невозможно. Даже если режиссер и автор сценария (сценарий для картины, кстати сказать, написал Юрий Арабов) не очень хорошо знакомы с жизнью российской глубинки.

Именно в несоответствии реалиям нашей действительности упрекали Кирилла Серебренникова некоторые зрители, которые пришли на премьерный показ «Юрьева дня» в саратовском Доме кино. Перед собравшимися выступил и Сергей Сосновский, актер, начавшийся и состоявшийся как актер в наших городских театрах. Он пытался убедить недовольных неправдоподобием (в провинции нет такой убогости, люди не так себя ведут, все не так бедно, грязно и серо), что это не момент спора о фильме.

Для кого-то «Юрьев день» — это повод поразмышлять о нашей повседневной действительности, об «ужасах» провинции, а для кого-то — момент истины. Те, кто посмотрят картину или уже ее посмотрел, вряд ли придут к какому-то единому выводу по поводу увиденного — но этого и не нужно. Ведь любой человек, который будет говорить о своей вере, расскажет о чем-то своем.

Потерять все и найти себя

Вечная тема отношений матери и сына становится основой, на которой строится фильм. Андрей и его мать не понимают друг друга. Когда это началось, мы не знаем. Может быть, тогда, когда умер муж Любови, может быть, когда ее карьера пошла в гору и на сына перестало хватать времени? Мы видим их вместе в начале картины: на машине они едут по заснеженной дороге, оба недовольные друг другом. Потом пространство расширяется: музей древнерусского зодчества, белые улицы нищего городка. Андрей словно пытается примирить себя с какой-то неправдой, исходящей от матери: она кажется чересчур инородной на колокольне старинного собора, в провинциальном магазинчике, где продают китайские кроссовки, резиновые сапоги и телогрейки. Люди обходят ее стороной, когда она пытается спросить, как называется речка в родном городе — забыла… Ни Андрей, ни зритель не верят Любови, когда она театрально восклицает с колокольни: «Русь моя!..». Она не чувствует правды — задуматься об этом заставляет ее только внезапно исчезнувший сын.

В поисках Андрея Любовь, словно сестра Орфея, спускается на самое дно городка, в котором когда-то родилась. Почти в ад. Милиция, куда она обращается с заявлением, придорожное шоферское кафе с чадом и матом — здесь все равнодушны к беде странно, по-столичному, одетой дамочки. Только кассир из музея, добрая женщина, живущая просто, даже убого, зовет Любовь к себе: переночевать, обогреться. Да еще местный оперуполномоченный по кличке Серый (актер Сергей Сосновский) как-то помогает — не из добрых чувств: московская певица напоминает ему бедовую девку Люську, с которой он был знаком когда-то. В провинциальном аду, с его пьяницами, самогоном, краской для волос цвета «интимный сурик», вечным безденежьем и бездорожьем, Любовь начинает узнавать правду.

Певица, которую ждут за границей, срывает свой прекрасный голос, когда от невысказанной боли поет, поет, поет, как сумасшедшая. Через какое-то время она слышит себя в записи — по телевизору: кто-то распахнул окно в вестибюле общежития. «Господи, услыши Мя…»,— поет женщина на экране. Женщина, которая слушает, видит горящую в мусорном баке ель. Ель догорает, окно закрывают, музыка обрывается. Но остается Неопалимая Купина, куст, который горит и не сгорает, как материнская любовь, как что-то большое, что зреет в душе.

Поиски приводят Любовь в монастырь — туда несколько дней назад поступил послушником москвич по имени Андрей. И уже, казалось бы, узнав своего сына, она понимает, что ошиблась. В монастырской приемной настоятеля она сидит грустно, не понимая, что происходит вокруг нее: какая-то суета, подсчет свечей, смешной батюшка, все время рассуждающий о качестве строительных материалов, от которого и сама Любовь, и зритель ждут, что он сейчас освободится и утешит, поможет. Вместо этого священник уточняет, правда ли она — оперная знаменитость, не споет ли она в храме? Сорванным голосом она отвечает ему, в глазах ее — обреченность. Уже собираясь уходить, она вдруг застывает у «подопытного» паникадила, висящего пока на уровне груди: кто-то включает свет, оно вспыхивает ярким светом, в котором словно растворяется печаль, становится радостью. И не видно ничего, кроме изумленных и преображенных глаз матери, которые будто бы увидели чудо.

Палата в туберкулезном диспансере для заключенных меньше всего напоминает больницу. Но не найдя сына и там, Любовь нанимается сюда уборщицей, носит голодным зекам еду, которую те вырывают у нее из рук, словно обезумевшие звери. И внезапно обнаруживает избитого в драке молодого заключенного, тоже по имени Андрей (к нему-то она и приходила сюда в первый раз): окровавленного, порезанного, несчастного и никому не нужного, кроме нее. Она моет его раны, и зритель видит удар от ножа: справа, под ребрами. Натурализм, крупный план дают мгновенную ассоциацию — наверное, так обмывали тело Того, Кого распяли на Голгофе.

Смотреть и увидеть

О чем фильм «Юрьев день»? Отвечая на этот вопрос, нельзя не пересказать сюжет хотя бы вкратце.

Знаменитая оперная певица Любовь Малышева (актриса — Ксения Раппопорт) вместе с сыном Андреем приезжает в родной городок, расположенный где-то в непосредственной близости от Суздаля — судя по архитектуре и погоде. Вскоре Любови предстоит переезд за границу, поэтому она решила показать отпрыску то место, где провела детство. Сыну вся эта затея не кажется вдохновляющей, да и отношения с матерью у него не особо складываются. В конце концов, Андрей исчезает — словно растворяется в бедном захолустье. Любовь, в тщетных попытках найти сына, обращается в местную милицию, знакомится с аборигенами и… остается в городке насовсем. Она ищет сына всюду — в православном монастыре, в палате для зеков-туберкулезников — и не находит. Однако она обретает любовь и сострадание. Пустота в ее душе, осязаемая, словно вода, заполняется светом, который невозможно потрогать рукой. И этот свет делает очевидным прежде невидимое: как луч солнца высвечивает дым, пар, растворяющийся в воздухе.

По большому счету, сюжет в «Юрьевом дне» — это всего лишь внешняя линия, которая скрепляет собой то, что появляется в кадре и становится значимым

В этом смысле картина — поэтична, образна, к ней невозможно подходить с той же меркой, которой мы меряем исключительно фабульные ленты о любви, например, где не видно (да это и не очень важно) то, что у героя за душой, где актер показывает все чувства сразу мимикой, с помощью средств простых и действенных. Кто-то называет «Юрьев день» «другим» кино, причисляет его к арт-хаусному искусству

В общем-то, если не бросаться терминами, то можно сделать один вывод: картина Кирилла Серебренникова относится к разряду фильмов, над которым надо думать. Человек, совсем не знакомый по какой-то причине с библейской историей, заметит только первый смысловой пласт истории оперной певицы Любы, потерявшей сына в северном русском городке. Тот, кто все-таки уловит что-то еще в видеоряде, проникнет глубже.

Художница Варвара Степанова и ее картины

Творческому становлению Варвары Федоровны Степановой способствовало обучение в художественной школе Казани и знакомство с живописцем и скульптором Александром Родченко. Супружеская пара переселилась из Казани в Москву, где им приходилось много работать в самых разных сферах, чтобы прокормить себя. В то же время оба активно проявляли себя в живописи и примкнули к русскому авангарду. Варвара погрузилась в станковую живопись, готовила декорации для спектаклей, иллюстрировала книги и позже перешла к производственному искусству. Она имела свое видение того, как должна выглядеть советская молодежь, и много труда вложила в разработку эскизов тканей и моделей одежды для советского гражданина. Эта увлеченность сложилась еще в период станковой живописи, когда художница проводила многочисленные опыты по движению тела человека.

Варвара Степанова (1894–1958).

Степанова мечтала о выпуске в больших объемах такой одежды, которая в первую очередь была бы функциональной. И ей это удалось, так как по ее эскизам создавали одежду для спорта, конкретных профессий и повседневности. Больше того, в 1920-е годы она стала профессором текстильного отделения ВХУТЕМАСа, а разработанная ею одежда была в советское время весьма популярной. Примерами ее известных произведений могут служить многочисленные работы цикла «Фигуры»: «Три фигуры», «Три фигуры. Музыканты», «Танцующие фигуры на белом фоне» и другие.

В. Степанова. «Три фигуры». 1921 г.

Наиболее дорогим произведением Варвары Степановой стала картина «Фигура с гитарой», которая появилась на аукционе на Sotheby`s в 2014 году. Участники торгов по достоинству оценили это произведение и поднимали цену, пока она не достигла 2,8 млн долларов. В топ-100 живописцев с дорогими картинами художница занимает 51-е место.

В. Степанова. «Фигура с гитарой».

Точка отсчета веры

Конечно, меня можно упрекнуть в излишней прямолинейности выводов — может быть, это будет справедливо. Дело в том, что все образы, которые рождаются от просмотра фильма, напоминают перевертыши. Елка сгорела — ее выбросили после Нового года, свет от паникадила — это всего-навсего свет, а раненый зек — только падший, трусливый человек, получивший за что-то по закону «око за око». Но ведь у каждого в жизни случается свой Юрьев день, день перемен — и он непохож ни чей другой. Непохож и похож — правдой происходящего…

На сайтах, посвященных кино, в графе «Жанр» фильм «Юрьев день» чаще всего называют драмой, и прибавляют иногда: «семейная». Но картина скорее напоминает притчу. Притчу о том, что рождает незримую нить нашей жизни — о вере. Веру эту трудно определить однозначно: есть она, нет, какая она — сильная или нет, ортодоксальная или какая-то иная. Вера эта находится вне какой-либо формы. Пока вне формы — для героини фильма «Юрьев день»: повествование оканчивается прекрасным многоточием. Пока — для режиссера Кирилла Серебренникова: недаром он все же снял «Юрьев день» именно так, как снял. Пока — но сначала так, наверное, и должно быть. Даже ребенок в утробе матери зарождается из маленькой клеточки, совсем невидимой точки. Кстати сказать, у меня появилось сомнение в том, что сын Любови Малышевой существовал на самом деле — что-то дает право говорить так. Пропавший Андрей, который вроде бы есть, но с другой стороны, его и нет — это еще один образ веры, которая есть, но ее не видно. Образ веры, которую ищут.

Библейские мотивы и образы, которые всплывают на экране в совершенно невообразимом, на первый взгляд, виде, дают понимание того, что и в нашей жизни может случиться свой разговор с Богом, совершиться своя Жертва. Главное — захотеть этого так, как захотела успешная оперная певица с говорящим именем Любовь…

Художница Наталья Гончарова и ее картины

Наталья Сергеевна Гончарова пришла к живописи не сразу, а после долгих поисков себя в разных видах деятельности. Значительное влияние на ее решение оказала встреча с художником Михаилом Ларионовым. Ее художественный стиль формировался под влиянием учителя Константина Коровина, французских представителей различных течений XX века и, конечно, ее супруга авангардиста Ларионова. Наталья принадлежала к числу тех, кто не боялся критики и непонимания общества, и это стало одной из причин выработки собственного стиля и успеха ее холстов. Ее картины неоднократно арестовывали по самым разным причинам: обвиняли в порнографии за то, что женщина посмела изображать обнаженные тела, за использование авангардистских приемов в религиозных сюжетах и многое другое. Но всякий раз за Наталью заступались те или иные представители общества, что говорит о его готовности принимать новое.

Наталья Гончарова (1881–1962).

Во многих ее произведениях прослеживаются черты неопримитивизма с ярко выделенными контурами объектов и упрощением изображения, что заставляет зрителя меньше искать сходство с реальностью, но больше ощущать. Помимо него Гончарова творила в стиле кубизма, вслед за мужем пробовала себя в лучизме, фовизме, модерне и других. Но все эти течения накладывались на ее любовь к родине, к русскому быту, что и породило на свет много удивительных картин. Среди ее работ назовем произведения «Автопортрет с желтыми лилиями», «Испанка» и «Сирень».

Н. Гончарова. «Испанка». 1916 г.

Наталья Гончарова также принадлежит к числу наиболее дорогих русских художниц и находится на втором месте после упомянутой выше Тамары де Лемпицки. К числу самых дорогих аукционных продаж ее картин относится уход работы «Цветы». Это произведение появилось на торгах аукционе Christie`s в 2008 году и было продано за 10,9 млн долларов. В списке русских художников с самой дорогой продажей она занимает 12-е место.

Художница Любовь Попова и ее картины

Любовь Сергеевна Попова была дочерью состоятельного и просвещенного мецената, который с малых лет привил ей любовь к искусству. Будучи материально обеспеченной, девочка училась в частных художественных школах в России и за рубежом. В частности, среди ее учителей были К. Юон и В. Татлин. Путешествуя по Европе, Попова, как и многие художники двадцатого века, была увлечена новыми авангардистскими течениями. Она с интересом пробовала себя в кубизме и кубофутуризме, осваивала конструктивизм, работала вместе с супрематистами. Также художница оказалась талантлива и в плане художественного оформления спектаклей и разработки дизайна тканей. Она хорошо разбиралась в особенностях текстильного производства, которым владел ее отец. С учетом этой специфики художница разрабатывала оригинальные принты, благодаря чему ткани с необычными узорами быстро раскупали. К сожалению, прожила она еще меньше Веры Рохлиной и скончалась в возрасте 35 лет от скарлатины.

Любовь Попова (1889–1924).

Любовь Попова много экспериментировала в своих картинах. Она исследовала различные фигуры, их пространственное построение, использовала разные фактуры в рисовании. В том числе среди них были и картины в стиле кубофутуризма, где в предметную живопись врезались формы и создавали новое видение. Среди таких работ отметим кубофутуристическую картину ««Человек + воздух + пространство», работы серии «Живая архитектоника» и холст «Пространственно-силовая конструкция».

Л. Попова. «Пространственно-силовая конструкция». 1921 г.

Рекордной с точки зрения аукционных продаж сегодня является картина «Натюрморт с подносом», которая была выставлена на Sotheby`s в 2007 году. Это абстракция, которая относится к числу значительных работ художницы и потому уже на старте претендовала на пару миллионов долларов. Продана она была за 3,5 млн долларов. Попова в топ-100 художников с самыми дорогими картинами занимает 39-ю строку.

Л. Попова. «Натюрморт с подносом». 1915 г.

Вместо точки

Долго и много можно рассуждать о «Юрьевом дне», прежде всего, о том, почему он снят именно так, а не иначе. На этот вопрос, как мне кажется, есть только один ответ: Кирилл Серебрянников сказал то, что хотел сказать. Показал правду. Американская поэтесса Эмили Дикинсон вот что написала однажды о способе подачи (и о нем тоже), который использовал режиссер:

Всю правду скажи — но скажи ее — вкось. На подступах сделай круг.Слишком жгуч внезапной Истины луч.Восход к ней слишком крут.

Как детей примиряет с молниейОбъяснений долгая цепь — Так Правда должна поражать не вдруг —Или каждый будет слеп!

Наталья Волкова

Перевод В. Марковой.

Художница Вера Рохлина и ее картины

Вера Николаевна Рохлина жила и училась в разных местах: в Москве, Киеве, Тифлисе, Париже. Ее учителями в живописи были авангардисты Илья Машков и Александра Экстер, которые оказали значительное влияние на творчество художницы. В связи с разными местами жительства ее работы также выставлялись в разных странах. Больше всего ей приглянулся Париж, куда она переехала на постоянное место жительства. Во Франции художница быстро стала популярной и участвовала в разнообразных выставках, а также была членом Общества Осенних салонов, Союза деятелей русского искусства во Франции и других организаций. Общественности нравилась ее особенная живописная манера, о ней высоко отзывались критики и пресса, ее удостаивали премий, а поклонники помогали в организации персональных выставок. К большой печали общества, в возрасте 38 лет на пике славы художница покончила с собой.

Вера Рохлина (1896–1934).

Как и многие художники, Вера Рохлина работала в разных стилях. Одним из них был кубизм, который позволял разложить реальность на детали и словно бы собрать ее заново, но уже с другими акцентами. Это помогало зрителю полнее ощутить нагромождение домов или конкретные черты характера на портрете. Другим излюбленным стилем живописи художницы был импрессионизм. Особенно она любила рисовать в нем обнаженные натуры, и эти полотна тоже вызывали восторг зрителей. Ее творчество хорошо иллюстрируют такие работы: картины серии «Обнаженные», работы о Тифлисе, картины о Париже и другие.

В. Рохлина Nu Alonge. 1925 г.

Самой дорогой картиной Веры Рохлиной считается холст «Картежники», который несколько раз появлялся на аукционах. Последняя продажа этой картины состоялась в 2008 году на торгах Christie`s, причем холст купили с десятикратным превышением эстимейта и отдали за него 4 млн долларов. Если говорить о названном выше топ-100 дорогих картин, то среди русских художников она занимает 33-е место.

В. Рохлина. «Картежники». 1919 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: