Василий Немирович-Данченко — Письма краткое содержание
Прочтите описание перед тем, как прочитать онлайн книгу «Василий Немирович-Данченко — Письма» бесплатно полную версию:
Немирович-Данченко Василий Иванович — известный писатель, сын малоросса и армянки. Родился в 1848 г.; детство провел в походной обстановке в Дагестане и Грузии; учился в Александровском кадетском корпусе в Москве. В конце 1860-х и начале 1870-х годов жил на побережье Белого моря и Ледовитого океана, которое описал в ряде талантливых очерков, появившихся в «Отечественных Записках» и «Вестнике Европы» и вышедших затем отдельными изданиями («За Северным полярным кругом», «Беломоры и Соловки», «У океана», «Лапландия и лапландцы», «На просторе»)
Из них особое внимание обратили на себя «Соловки», как заманчивое, крайне идеализированное изображение своеобразной религиозно-промышленной общины. Позже Немирович-Данченко, ведя жизнь туриста, издал целый ряд путевых очерков, посвященных как отдельным местностям России («Даль» — поездка по югу, «В гостях» — поездка по Кавказу, «Крестьянское царство» — описание своеобразного быта Валаама, «Кама и Урал»), так и иностранным государствам («По Германии и Голландии», «Очерки Испании» и др.)
Во всех этих очерках он является увлекательным рассказчиком, дающим блестящие описания природы и яркие характеристики нравов. Всего более способствовали известности Немировича-Данченко его хотя и не всегда точные, но колоритные корреспонденции, которые он посылал в «Новое Время» с театра войны 1877 — 78 годов (отд. изд. в переработанном виде, с восстановлением выброшенных военной цензурой мест, под заглавием «Год войны»). Очень читались также его часто смелообличительные корреспонденции из Маньчжурии в японскую войну 1904–1905 годов, печат. в «Русском Слове». Немирович-Данченко принимал личное участие в делах на Шипке и под Плевной, в зимнем переходе через Балканы и получил солдатский Георгиевский крест. Военные впечатления турецкой кампании дали Немировичу-Данченко материал для биографии Скобелева и для романов: «Гроза» (1880), «Плевна и Шипка» (1881), «Вперед» (1883). Эти романы, как и позднейшие романы и очерки: «Цари биржи» (1886), «Кулисы» (1886), «Монах» (1889), «Семья богатырей» (1890), «Под звон колоколов» (1896), «Волчья сыть» (1897), «Братские могилы» (1907), «Бодрые, смелые, сильные. Из летописей освободительного движения» (1907), «Вечная память! Из летописей освободительного движения» (1907) и др. — отличаются интересной фабулой, блеском изложения, но пылкое воображение иногда приводит автора к рискованным эффектам и недостаточному правдоподобию. Гораздо выдержаннее в художественном отношении мелкие рассказы Немировича-Данченко из народного и военного быта, вышедшие отдельными сборниками: «Незаметные герои» (1889), «Святочные рассказы» (1890) и др.; они правдивы и задушевны. Его эффектные по фактуре стихотворения изданы отдельно в Санкт-Петербурге (1882 и 1902). Многие произведения Немировича-Данченко переведены на разные европейские языки. «Избранные стихотворения» Немировича-Данченко изданы московским комитетом грамотности (1895) для народного чтения. В 1911 г. товариществом «Просвящение» предпринято издание сочинений Немировича-Данченко (вышло 16 т.). Часть его сочинений дана в виде приложения к журналу «Природы и Люди».
Творчество
С конца 1860-х годов начал печатать в «Отечественных записках», «Вестнике Европы» и других изданиях художественно-этнографические очерки, выходившие позднее отдельными изданиями («За Северным полярным кругом», «Беломоры и Соловки», «У океана», «Лапландия и лапландцы»). Отличался высокой плодовитостью. Автор многочисленных очерков и описаний многочисленных путешествий — «Страна холода» (1877), «По Германии и Голландии», «Очерки Испании» (1888), «Земля Марии Пречистой», «Кама и Урал» (1890) и многие другие.
Военные корреспонденции в переработанном виде составили книгу «Год войны 1877—1878. Дневник русского корреспондента» (т. 1-3, Санкт-Петербург, 1878—1879). Впечатления турецкой кампании дали материал для военных романов «Гроза» (1880), «Плевна и Шипка» (1881), «Вперёд» (1883). Автор бытовых рассказов и романов («Кулисы», 1886, и другие). Выпустил также сборник «Стихотворения» (1882), мемуарную книгу «На кладбищах» (1921).
В отличие от своего брата, Василий Немирович-Данченко не принял революции и эмигрировал. Интересно, что в стихотворении «Грозы» 1901 года он, призывая к обновлению страны, не боялся неизбежных гроз и громов.
Библиография
- Немирович-Данченко В. И. Год войны. Дневники русского корреспондента: главы из книги / Немирович-Данченко В. И. // Московский журнал. — 2002. — N 8. — С. ; N 9. — С. ; N 10. — С. 18-27.
- Немирович-Данченко, Василий Иванович. Страна холода: В 2 т. Т.1. — 2-е изд. -СПб.: Изд. П. П. Сойкина, 1903. ?310 с; 18 см.
Немирович-Данченко В. И. На просторе. — Очерки. Затерянные в океане. — В тихой и мирной пристани. — Полярное лето. — Мертвая бухта / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: Изд. книготорговца И. Л. Тузова, 1878. — 193 с.
- Немирович-Данченко В. И. Собрание сочинений. Т. 16: Профили и зигзаги / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: Просвещение, 1898. — 359 с.
- Немирович-Данченко В. И. Собрание сочинений. Т. XII: Гроза. Роман в двух частях. Ч. 2-я / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: б. и., 1886. — 295 с.
- Немирович-Данченко В. И. Собрание сочинений. Т. 5: Вперед! Кн.2. Последние были / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: Просвещение, 1898. — 360 с.
- Немирович-Данченко В. И. Собрание сочинений. Т. 4: Вперед! Кн. 1 / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: Просвещение, 1898. — 440 с.
- На кладбищах.— Ревель, 1921;
- Новое собр. соч.: В 50 кн.: — П., 1916.
- Из воспоминаний Вас. И. Н.-Д. о Некрасове // Литературное наследство.- М., 1949.- Т. 49—50.- С. 589—599.
Похожие термины:
-
(р. 17.III.1909 г.) — советский астроном. Род. в гор. Корец, Ровенской обл. В 1934 г. окончил Ленинградский ун-т. С 1934 по 1937 г. — аспирант Пулковской обсерватории. С 1937 г. работает в Пулковской обсерватории. В 1941
-
посадник новгородский 1435 г.; жил еще в 1471 г. {Половцов}
-
(1924). Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 24.05.1982 г. по 30.09.1988 г. Секретарь ЦК КПСС с 18.12.1972 г. по 30.09.1988 гг. Член ЦК КПСС в 1971 — 1989 гг. Член КПСС с 1942 г. Родился в г. Иланском Красноярского края в семье рабоче
-
историк, экономист и поэт, р. 9 февр. 1847, секр. СПб. биржев. ком., † 12 окт. 1905. {Венгеров}
-
терапевт, д-р мед. и переводчик, р. 1770, с. врача, † 23 окт. 1810. {Венгеров}
-
докт. медиц., проф. общей терапии и патологии в Мед.-Хир. акад. 1804—10 г. {Половцов}
-
историк г. Пскова и авт. брош. «Светлые черты русской женщины» (1894). {Венгеров}
-
ярославский синолог. {Венгеров}
-
сост. «Таблицы процентов на капиталы обращ. в Госуд. кредитн. установлениях» (СПб., 1853). {Венгеров}
-
переводчик (1898). {Венгеров}
-
— доктор медицины, профессор Московского университета. Н. род. в 1770 г. и был сыном врача; по окончании курса в московской славяно-греко-латинской академии, он в 1789 г. поступил учеником в Елизаветград
-
дьяк с 1647 г., в 1649—59 г. в приказе Новгородская четь; 1658 г. в Посольском приказе; 1659—66 в приказе Большого дворца, 1667 г. в приказе Казанского дворца. {Половцов}
-
(1899-1938). Сотрудник советской военной разведки. Полковник (1935). В 1926 году окончил Основной и в 1928 году — Восточный факультеты Военной академии имени М. В. Фрунзе. В 1928-1930 годах — начальник сектора трет
-
-а, ср.; жарг. политтехн. Объект негативного отождествления, выбираемый для реализации одноименной некорректной избирательной технологии. Типичными пугалами на отечественных выборах последних ле
-
Balance of power (англ.). Название существующего или создаваемого состояния, при котором два или многие государства или союзы обладают равной (обычно военной) силой.
-
— см. Щиты. {Брокгауз}
-
д-р мед., ред. «Медиц. календаря» (СПб., 1910—1912). {Венгеров}
-
авт. брош. по вопр. солдатского продовольствия (СПб., 1900 гг.). {Венгеров}
-
(около 1798 — начало 1822). — Подпоручик л.-гв. Измайловского полка. Отец — бунчуковый товарищ Петр Ив. Немирович-Данченко, мать — Ульяна Гр. Искрицкая. Подпоручик л.-гв. Измайловского полка (1820, в 1821 в сп
-
юрист, сотр. «Судебного вестника 1874 г. {Венгеров}
Историческое значение
Владимир Иванович Немирович-Данченко стал одним из создателей режиссёрского театра во всем мире. Он оставил потомкам и продолжателям учение о творческой роли режиссёра в спектакле.
Публика знает только третьего, потому что его видно. Он проявляет себя непосредственно во всех художественной ткани спектакля. Что же касается первого и второго, то их не видно, потому что они «потонули» в актёре, «умерли в нём». Немирович-Данченко всегда был категорически против режиссёрского деспотизма.
Говоря о функциях режиссёра, с замечательной точностью определяя каждую из них, Владимир Иванович настаивал на единстве и нерасчленённости этих функций в процессе репетиций: «Режиссёр — толкователь и в ту же минуту — едва лишь актёр начал пробовать предложенное, воплощать намеченное, — режиссёр — зеркало, преломляющее промахи и находки исполнителя, и тут же рядом — режиссёр — организатор, умеющий окинуть взором целое, направить все компоненты спектакля к конечной цели — к воплощению его идеи».
Деятельность Немировича-Данченко после революции
И после 1917 года Немирович-Данченко и Станиславский продолжали бороться за правду жизни на театральных подмостках.
В 1919 году при Художественном театре Владимир Иванович организует музыкальную студию. В 1925 году студия выезжает на гастроли в Европу и США. Часть артистов студии осталась в Америке. Сам Немирович-Данченко подписал полуторагодичный контракт с Голливудом. Однако ни репетиции, ни беседы с заокеанскими актерами не принесли удовлетворения режиссеру. В США не был осуществлен ни один его проект.
Вернувшись на родину, Немирович-Данченко сказал: «Творить можно только в России, продавать в Америке, а отдыхать в Европе».
В 1926 году музыкальная студия была преобразована в театр. Через два года подобное преобразование произошло и с оперной студией Станиславского. Оба театра находились под одной крышей, имели свои дирекции и труппы, но общий оркестр.
С конца 1928 года Станиславский практически отошел от организационных дел (начались проблемы со здоровьем), и сохранение Художественного театра стало главной заботой Немировича-Данченко.
Творчество
Василий Немирович-Данченко, 1906 год.
С конца 1860-х годов начал печататься в «Отечественных записках», «Вестнике Европы» и других изданиях художественно-этнографические очерки, выходившие позднее отдельными изданиями («За Северным полярным кругом», «Беломорье и Соловки», «У океана», «Лапландия и лапландцы»). Отличался высокой плодовитостью. Автор многочисленных очерков и описаний многочисленных путешествий — «Страна холода» (), «По Германии и Голландии», «Очерки Испании» (), «Земля Марии Пречистой», «Кама и Урал» () и многие другие.
Во время русско-турецкой войны сотрудничал с газетой «Новое время», начиная с русско-японской войны был постоянным представителем газеты «Русское слово» в действующей армии.
Титульная страница журнала «Природа и люди» за 22 октября 1915 года со статьёй П. В. Быкова о В. И. Немировиче-Данченко. На фото: Писатель на позициях в Манчжурии в 1904 году.
Военные корреспонденции в переработанном виде составили книгу «Год войны 1877—1878. Дневник русского корреспондента» (т. 1—3, Санкт-Петербург, 1878—1879). Впечатления турецкой кампании дали материал для военных романов «Гроза» (), «Плевна и Шипка» (), «Вперёд» (). Автор бытовых рассказов и романов («Кулисы», , и другие). Выпустил также сборник «Стихотворения» (), мемуарную книгу «На кладбищах» ().
В отличие от своего брата, Василий Немирович-Данченко не принял революции и в 1922 году эмигрировал, хотя в стихотворении «Грозы», написанном в 1901 году, он, призывая к обновлению страны, не боялся неизбежных гроз и громов. «Немирович-Данченко ненавидит деспотов, тиранов, утеснителей человечества, владык и слуг „царюющего зла“, в каких бы формах и личинах оно ни вторгалось силою, ни вкрадывалось обманом. Он ненавидел железнорукую автократию Александра III, ненавидит человеко-истребительный, безбожный большевизм», — писал в 1934 году о маститом литературном старце А. В. Амфитеатров.
За весь период творческой деятельности Василия Немировича-Данченко было опубликовано более шестидесяти томов его произведений, а его кавказские очерки были отмечены даже Львом Толстым.
Немирович-Данченко. Святые горы. Титульный лист
Примечания
- ↑ Немирович-Данченко Василий Иванович // Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. М—П / Главный ред. П.А. Николаев. — М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — Т. 4. — С. 282. — 704 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-256-0.
- ↑ Данченко Елена. Мой прадед Василий Иванович Немирович-Данченко // Зарубежные записки : журнал. — 2017. — № 36.
- Катаева-Мякинен Е. В. Образ Испании в заметках русских путешественников XIX века: автореферат дис. на соискание учёной степени канд. филологических наук: 10.01.01. — Москва, 1999. — С. 18—20. — 25 с.
- Свои аджарские впечатления описал во II части книги «Под горячим солнцем», выдержавшей множество переизданий
- . Дата обращения: 17 ноября 2010.
- Этот роман был официально запрещён в СССР — в отличие от ряда других произведений Немировича-Данченко, находившихся в 1970-е-80-е годы в свободном букинистическом обороте
Детство и семья Немировича-Данченко
Какие иногда интересные хитросплетения случаются в судьбах людей! Владимир Немирович-Данченко родился в Грузии, отец его был украинцем, мать – армянкой, а стал он великим русским и советским режиссером! Отец Владимира — владелец имения в Черниговской губернии — был офицером, и в чине подполковника служил на Кавказе. В городке Озургети близ порта Поти в 1858 году в семье появился второй мальчик — Владимир. Старшему Василию в то время шел уже девятый год. С
самого раннего детства мальчик мечтал о театральной сцене. Видимо, это было своеобразной семейной традицией: в семье все увлекались театром.
Когда Владимир подрос, родители переехали в Тифлис, чтобы дать возможность сыну получить достойное образование. В гимназии Володя учился очень хорошо. Кроме этого помогал родителям, занимаясь репетиторством. В Тифлисе, недалеко от дома, в котором жила семья Немировича-Данченко, находился летний театр. Еще будучи учеником четвертого класса, Володя стал писать пьесы, а затем принимать участие в занятиях любительских театральных кружков.
В 1876 году Владимир с серебряной медалью окончил тифлисскую гимназию и уехал в Москву поступать в университет. Володя стал студентом физико-математического факультета, затем перешел на юридический, но через три года покинул университет так и не закончив его.
Встреча Станиславского и Немировича-Данченко
В 1891 году Владимир Иванович становится преподавателем Московского филармонического училища. Узнав более подробно, изнутри, театральный мир, он понимает в каком кризисном состоянии находится театральное искусство. В тот же период начинает расцветать талант Константина Станиславского.
Судьба как бы подготавливала встречу двух реформаторов театра. Встреча будущих театральных мэтров состоялась летом 1897 года. В течение восемнадцати часов в ресторане «Славянский базар» шла речь о будущем российского театра вообще и о создании нового театра в частности. В книге «Рождение нового театра» Немирович-Данченко пишет: «Мы ни разу не заспорили. Наши программы или сливались, или дополняли одна другую».
Творчество
С конца 1860-х годов начал печатать в «Отечественных записках», «Вестнике Европы» и других изданиях художественно-этнографические очерки, выходившие позднее отдельными изданиями вышедших затем отдельными изданиями («За Северным полярным кругом», «Беломоры и Соловки», «У океана», «Лапландия и лапландцы»). Отличался высокой плодовитостью. Автор многочисленных очерков и описаний многочисленных путешествий — «Страна холода» (1877), «По Германии и Голландии», «Очерки Испании» (1888), «Земля Марии Пречистой», «Кама и Урал» (1890) и многие другие.
Военные корреспонденции в переработанном виде составили книгу «Год войны 1877—1878. Дневник русского корреспондента» (т. 1-3, Санкт-Петербург, 1878—1879). Впечатления турецкой кампании дали материал для военных романов «Гроза» (1880), «Плевна и Шипка» (1881), «Вперёд» (1883). Автор бытовых рассказов и романов («Кулисы», 1886, и другие). Выпустил также сборник «Стихотворения» (1882), мемуарную книгу «На кладбищах» (1921).
В отличие от своего брата, Василий Немирович-Данченко не принял революции и эмигрировал. Интересно, что в стихотворении «Грозы» 1901 года он, призывая к обновлению страны, не боялся неизбежных гроз и громов.
Причины и обстоятельства создания нового театра
Именно во время случившегося театрального кризиса весной 1897 года в Москве в ресторане «Славянский базар» и состоялась знаменательная встреча В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского, людей, которым было суждено изменить судьбу русской театральности и стать основателями Московского художественного театра (МХТ).
В ходе этой встречи они всю ночь обсуждали сложившуюся печальную ситуацию, но высказали друг другу идеи о создании нового театра. Надо сказать, будущие гениальные реформаторы русского театра в ту пору сами тогда ещё не имели чёткого представления, каким именно он должен быть.
Первые репетиции нового театра
Инициаторами была собрана молодая труппа, которая уже через год активной работы перебирается из Москвы в Пушкино и обосновывается в загородном доме режиссёра Н. Н. Арбатова. В помещении деревянного сарая проходит подготовка постановок для первого театрального сезона, поиски и разработка новых для отечественного театра направлений и новых художественных приёмов. Этому молодому театру впоследствии предстояло сыграть огромную роль в развитии всей театральной жизни и России, и мира, а также сформировать качественно новые принципы сценического ремесла.
Революция в театре
С конца XIX века две фамилии Немирович-Данченко и Станиславский стали произноситься как одно целое. Начав совместную работу в Художественном театре (позже МХАТ), оба режиссера стали инициаторами коренных изменений в театральном искусстве.
К знаменитым совместным постановкам относятся чеховские «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) и горьковская пьеса «На дне» (1902). Самостоятельно Владимир Иванович поставил пьесу «Иванов».
Спектакль «Юлий Цезарь» считается одной из лучших работ Немировича-Данченко. Режиссер вместе с художником Симоновым специально ездил в Италию, чтобы проникнуться духом эпохи. В массовке было задействовано около 200 человек и каждый из них получил конкретную установку от режиссера.
Как все новое, искания Немировича-Данченко и Станиславского не у всех находили понимание. Причем среди скептиков были не только простые любители театра, но и люди, имеющие значительный вес в литературных и театральных кругах. Так в своей книге «Театральный роман» Михаил Булгаков с изрядной долей иронии описывает великих режиссеров, правда под другими фамилиями.
Интересные случаи
Во время какой-то очень напряжённой паузы, последовавшей за очень резким замечанием Владимира Ивановича одной из репетирующих актрис, он вскочил, вылетел из-за режиссёрского стола в проход и начал с хриплыми возгласами «Ай! Ай! Ай!» кружиться вокруг своей оси и бить себя ладонями по бёдрам и груди, потом сорвал с себя пиджак и стал топтать его ногами… Оказалось, что у него загорелись в кармане спички и прожгли большие дыры в брюках и пиджаке. Репетиция сорвалась.
На другой день Василий Лужский рассказывал эту историю с невероятными подробностями: Немирович горел так, что пришлось вызывать две пожарные команды, они развернули шланг, направили струю воды на Владимира Ивановича и смыли его в водосточную трубу — «решётка у нас широкая, а он такой маленький, что проскочил было совсем, но Костя его увидел и вытащил».
Библиография
- Страна холода. Виденное и слышанное / Вас. Ив. Немирович-Данченко: Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1877. — 518 с.
- У океана. Жизнь на крайнем Севере / Вас. Ив. Немирович-Данченко. — Санкт-Петербург: Типография А. И. Траншеля, 1878. — 544 с.
- После войны / Вас. Ив. Немирович-Данченко. — Санкт-Петербург: Типография А. И. Траншеля, 1880. — 337 с.
- Немирович-Данченко, В. И. На разных дорогах (Роман в трех частях) // Северный вестник. — 1894 г.
- Немирович-Данченко, В. И. На просторе. — Очерки. Затерянные в океане. — В тихой и мирной пристани. — Полярное лето. — Мертвая бухта / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: Изд. книготорговца И. Л. Тузова, 1878. — 193 с.
- Монах: Роман Вас. Немировича-Данченко. — Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1889. — , 205, с.
- По закону!: Роман Вас. И. Немировича-Данченко. — Киев: Ф. А. Иогансон, 1893. — 222 с.
- Немирович-Данченко, В. И. Собрание сочинений. Т. XII: Гроза. Роман в двух частях. Ч. 2-я / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: б. и., 1886. — 295 с.
- Немирович-Данченко, В. И. Собрание сочинений. Т. 4: Вперед! Кн. 1 / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: Просвещение, 1898. — 440 с.
- Немирович-Данченко, В. И. Собрание сочинений. Т. 5: Вперед! Кн.2. Последние были / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: Просвещение, 1898. — 360 с.
- Немирович-Данченко, В. И. Собрание сочинений. Т. XIV: C Вооруженным народом. / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: б. и., 1913.
- Немирович-Данченко, В. И. Собрание сочинений. Т. XV: На боевых полях. / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: б. и., 1913.
- Немирович-Данченко, В. И. Собрание сочинений. Т. 16: Профили и зигзаги / Немирович-Данченко В. И. — СПб.: Просвещение, 1898. — 359 с.
- Немирович-Данченко, В. И. Новое собр. соч.: В 50 кн.: — П., 1916.
- На кладбищах. — Ревель: Библиофил, 1921. — 163, с.
- Папочка с улицы: В чужой клетке. Повести / Вас. Ив. Немирович-Данченко. — Берлин: Рус. универс. изд-во, 1922. — 125 с. — (Зеленая библиотека; № 13—14).
- Вольная душа: Из воспоминаний художника. Роман / Вас. Ив. Немирович-Данченко. — Берлин: Глагол, 1923. — 221 с.
- Она: (Роман моего друга): В 2-х ч. / В. И. Немирович-Данченко. — , 1938. — 256 с.
- Из воспоминаний Василия Ивановича Немировича-Данченко о Некрасове // Литературное наследство. — М., 1949. — Т. 49—50. — С. 589—599.
- Скобелев: / Василиј И. Немирович-Данченко; превод од руски јазик: Андреј Јованчевски. — Скопје: Мартина, 2018. — 284 с.: 500 экз.
Биография
Ранние годы
Будущий литератор родился в семье командира Кавказского Линейного № 32 батальона майора Ивана Васильевича Немировича-Данченко, служившего под началом А. П. Ермолова и М. С. Воронцова, и дочери коллежского асессора Каспара Якубяна, армянина по происхождению, Александры. Отец происходил из казацкого дворянского рода, ведущего своё начало от войскового товарища Данилы Немировича (Nemirowicz), польского дворянина, служившего на стороне Богдана Хмельницкого и получившего от него малороссийское дворянство. Детские годы Василия прошли в походной обстановке в Грузии, Азербайджане, Дагестане. Подростком зачитывался романами Ф. Купера и Вальтера Скотта, Загоскина и Масальского. Учился в Александровском кадетском корпусе в Москве.
В 1873 году предпринял путешествие на Кольский полуостров, во время которого наблюдал за бытом местного населения и собирал саамский фольклор. Материалы поездки были положены в основу книги «Страна холода» (1877).
Летом 1875 года путешествовал по Уралу. Его путевые очерк публиковались циклами, с 1877 по 1884 год, в журналах «Дело» », 1877), «Исторический вестник» , «Русская речь» , в газете «Русские ведомости». Из этих циклов Немирович-Данченко составил книгу «Кама и Урал (очерки и впечатления)», состоящую из 66 главок.
В 1885—1886 годах путешествовал по Каталонии и Кастилии. Впечатления и воспоминания об этой поездке вошли в два тома «Очерков Испании». В «Очерках» писатель соединил развёрнутые экскурсы в историю Испании, критические заметки об испанской культуре со своими непосредственными впечатлениями.
В 1876 году посетил Аджарию, где назревало восстание против турецкого ига. Был военным корреспондентом во время Русско-турецкой войны 1877—1878 года (принимал участие в боевых действиях и был награждён знаком отличия Военного ордена Св. Георгия 4-й и 3-й степеней), русско-японской войны 1904—1905 (награждён орденом св. Станислава 2-й степени с мечами), на Первой Балканской войне (1912—1913).
Масон. С 1906 года был одним из основателей масонской ложи «Возрождение», находившейся под эгидой Великого Востока Франции. Секретарь ложи при получении патента.
В эмиграции
С 1921 года — в эмиграции: сначала в Германии, затем в Чехословакии. В Праге был завсегдатаем кафе «Slavia» и «Deriberka». В Праге же был издан роман Немировича-Данченко «Бедная Инес». Был председателем съезда русских писателей и журналистов в Чехословакии; избран почётным членом общества «Чешско-русское единство» (Česko-ruská jednota).
С 1922 года сотрудничал в газете «Сегодня» (Рига).
Скончался в Праге 18 сентября 1936 года. В этот день в городе были вывешены траурные флаги, а газеты вышли с крупным заголовком: «Умер великий славянин». Его могила на Ольшанском кладбище в Праге находится на попечении общества «Русская традиция».