Нижняя синячиха

История села

Нижняя Синячиха — старинное село, основанное в 1680 году рядом с Сибирским трактом и Бабиновской дорогой, которая связывали Сибирь с европейской частью России.

В 1724 году здесь был построен железоделательный завод. Сейчас о нем может напомнить разве что сохранившееся здание заводоуправления. Многие считают Нижнюю Синячиху обычным захудалым селом, каких множество на Урале, если бы не старания одного, достойного уважения, человека — Ивана Даниловича Самойлова.

Иван Самойлов. Начало зарождения музея

Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе. Он в прямом смысле слова рисковал жизнью! За подобное решение в чудовищные советские времена расстреливали или отправляли в ГУЛАГ. Но к Ивану Даниловичу Самойлову судьба оказалась благосклонна.

В то же время у Самойлова возникла идея собрать в Нижней Синячихе лучшие старинные здания — образцы русского деревянного зодчества.

Нижняя Синячиха

С единомышленниками Самойлов ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества. Многих из тех деревень уже давно не существует. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, заново собирались и реставрировались. На одном лишь энтузиазме была проделана колоссальная работа!

Самойлов стал первым человеком, которого удостоили звания Почетного гражданина Свердловской области. 7 августа 2008 года Ивана Даниловича не стало. Он похоронен здесь, в Нижней Синячихе, в церковной ограде у стен храма, реставрации которого он отдал многие годы своей жизни. У каждого строения в Нижнесинячихинском музее-заповеднике своя особая судьба, неповторимая история. Кратко расскажу о наиболее интересных постройках музея.

Основатель музея

Если бы не Самойлов, то, положим, никакого музея здесь бы и не было. Да и церковь в конце концов так была бы разрушена, что уже и восстановлению могла не подлежать.

Экскурсоводы рассказывают, что Иван Данилович по вечерам, по выходным дням ходил в церковь ремонтировать её. И собирал по Нижней Синячихе и окрестным деревням предметы, украшенные уральской росписью.

Уральская роспись — это народный художественный промысел, появившийся на Урале в XVII веке, когда её заселили русские переселенцы с севера страны. Главное её отличие в том, что при работе на кисть с разных сторон берётся сразу две краски, одна из которых всегда — белая. Обычная для уральской росписи тематика — цветы и растения, но встречаются и птицы, и животные, и сказочные существа.

Когда Иван Данилович всё же в 1978 году добился открытия музея в реставрируемой церкви, то основу его как раз и составила уральская домовая живопись. Почему домовая? Да потому что экспонатами здесь оказались предметы из жилых домов крестьян.

Вобщем-то, я и сама в детстве жила в доме, части которого были украшены уральской росписью: например, полка в продолжение полатей и косяки двери. А ещё мама пряла на расписанной прялке (к сожалению, прялка с росписью сохранилась только в моей памяти).

Интерактив для любознательных и мастеровитых

Лучше всего история как познаётся? Правильно, на собственном опыте. Если, к примеру, что-то поделать так, как делали когда-то те, кто жил в домах, которые теперь являются экспонатами в музее, то будто окунёшься в прошлую жизнь, в давно ушедшее время.

Например, есть шанс научиться уральской росписи — если договориться о мастер-классе заранее с работниками музея. Тогда вас усадят в специальном домике, выдадут деревянные лопатки или ложки, краски и кисточки — и научат писать так, как уральские художники писали в старину.

А ещё в музее-заповеднике есть конюшня с пятью, кажется, лошадьми. Нас покатали в телеге, запряжённой лошадью. Но, я думаю, есть варианты: при желании можно и верхом проехать.

В кузнице кузнец показал нам, как куёт гвозди и ещё какие-то изделия. Дал попробовать поработать молотом и всем желающим.

Можно пройтись подальше, за реку, наверх, к лесу — туда, где стоит часовня Ильи Пророка. Там, с горы, вид на заповедник открывается шикарный. На минутку даже кажется, будто ты переместился во времени-пространстве лет на 150 назад…

История села и Нижнесинячихинский завод

Нижняя Синячиха в виде небольшой деревеньки появилась в 1680-е годы. Здесь проходила дорога из Верхотурья в Ирбит. А вскоре тут появился и завод.

Нижнесинячихинский завод на реке Синячихе был передельным, сопутствующим Алапаевскому заводу. Дело в том, что казенный (государственный) Алапаевский завод не справлялся с переработкой чугуна в железо. При осмотре завода в 1723 году начальник Уральских горных заводов Вильгельм де Геннин распорядился построить дополнительный завод. Нижнесинячихинский завод начали строить 14 апреля 1724 года, а в 1726 году уже выдали первое железо.

Первое время заводу не очень везло. В 1730 году прорвало плотину пруда. Затем все повторилось через три года.

В 1759 году завод вместе с Алапаевским передали из казны в частное управление к гвардии секунд-майору Александру Гурьеву. Так его наградили за участие в дворцовом перевороте.

11 сентября 1766 года Гурьев продал предприятие Савве Яковлеву, который организовал на Урале целую промышленную империю, обогнав Демидовых. Начинавший с уличной торговли, Савва Яковлев (Собакин) стал одним из богатейших людей России.

Во время пугачевского восстания 1773-75 годов крестьяне и рабочие завода не поддержали повстанцев, поскольку получали неплохое жалование, и поводов для бунта у них не было.

Нижнесинячихинский завод закрылся в 1828 году. К нашему времени от него ничего не осталось, кроме дома заводоуправления, пруда и дамбы реконструированной плотины. Да и плотина пруда, прорвавшаяся во время паводка 1926 года, была восстановлена только в 1992 году.

Колодцы

В центральной части музея-заповедника стоит ранее действовавший колодец начала XX века. Он интересен большим деревянным колесом. Крутя колесо, приводили в движение деревянный валик. На него наматывалась веревка или цепь, и поднималось наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной.

Есть в селе и колодец, который в честь основателя музея-заповедника прозвали Данилычем.

Кроме экспонатов музея в Нижней Синячихе сохранилось несколько старинных каменных зданий рубежа XIX и XX веков. А на въезде в село туристов встречает оригинальный резной знак из дерева.

Посетив Нижнюю Синячиху, вы перенесетесь в атмосферу уральской деревни прошлых веков, узнаете о быте наших предков. Проводятся здесь и фольклорные праздники: Масленица, Яблочный и Медовый Спас и другие.

Пожарная

Стоит по соседству с башней острога. Это здание родом из деревни Катышка Алапаевского района, что на реке Реж. Пожарные сооружения раньше играли огромную роль, ведь пожары на Урале были настоящем бедствием. Иногда они дотла уничтожали целые населенные пункты. Поэтому пожарные были в каждой деревне.

На крыше здания — дозорная каланча. Здесь вели наблюдения, а завидев дым били в колокол, быстро собирая жителей на борьбу с огненным бедствием.

Внутри, за решеткой экспонаты: старинные пожарные машины, бочка для воды, багры, различный пожарный инвентарь.

У входа на перекладине висит сплошной колокол. А за пожарной — покосившийся от времени деревянный чан для воды. Из него пожарные брали воду.

Постоялый двор (таможенный пост)

Этот большой, двухэтажный дом-шестистенок стоял на оживленном Сибирском тракте в деревне Лучинкино Тугулымского района Свердловской области

На него обратили внимание участники экспедиции Свердловского архитектурного института 1986 года. К изучению дома подошли основательно

Дендрохронологи установили, что деревья для строительства были срублены в 1806-1807 годах. Выходит, что дом из Лучинкино – старейшее двухэтажное деревянное строение Урала. Говорят, что в этом доме по дороге в сибирскую ссылку могли останавливаться декабристы.

Увы, ставший хозяином дома тюменский бизнесмен не счел дом за уникальный памятник архитектуры и начал его «благоустраивать». Так, на первом этаже разместил гараж, потом принялся и за второй. Продать дом музейщикам хозяин отказался. В итоге сохранились лишь архитектурные обмеры, фотографии и некоторые старинные элементы. То есть в Нижней Синячихе построили новодел – точную копию архитектурного шедевра из Лучинкино. Делалось это непросто. Например, найти подходящий лес удалось только в Сысертском районе. Посмотреть на дом пока можно только с улицы. Работы по воссозданию продолжаются с 2004 года. Когда-нибудь внутри появятся новые экспозиции музея, пока же на здание можно посмотреть только с улицы.

Иван Данилович Самойлов

Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества — это единственный музей такого рода на территории Свердловской области. На Среднем Урале сравним с ним музей в Хохловке (Пермский край), в чем-то даже опережая.

Но самое удивительное в этом музее то, как он создавался. В это трудно поверить, но музей создан благодаря энтузиазму одного-единственного человека.

Иван Данилович Самойлов родился в деревне Исаково Алапаевского района 6 сентября 1922 года. Там, на улице Нижней, сохранился дом, в котором он жил. 

Самойлов прошел Великую Отечественную войну, в том числе участвовал в битве за Москву. Был ранен. Получил ордена Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Почета, несколько медалей. Вернувшись на родину, работал инженером-землеустроителем. Тогда-то и возник интерес к родной земле и народной культуре.

Иван Данилович писал:

В деревнях Самойлов на собственные средства начал покупать предметы народного искусства. По его словам, не мог смотреть, как они гибнут, порой идя на дрова. Когда коллекция стала большой, задумался над созданием музея. И тут вспомнил про удивительное здание бывшей церкви в Нижней Синячихе, к тому времени разрушавшееся. После четырехлетних ходатайств Самойлова бывшую церковь признали памятником архитектуры республиканского значения.

С 1967 года Самойлов своими силами, на общественных началах взялся за реставрацию Спасо-Преображенской церкви как памятника архитектуры. Здание было сильно разрушено, восстановление заняло десять лет. Интересно, что во время реставрации иногда находили застрявшие пули – отголоски событий гражданской войны.

В 1978 году Иван Данилович открывает в отреставрированном здании музей уральской домовой живописи. А затем на близлежащей территории создает музей под открытым небом – заповедник деревянного зодчества и народного искусства. Сюда свозит старинные памятники архитектуры: часовни, сторожевую вышку, ветряную мельницу, пожарную и др. Самойлов ездил по Среднему Уралу, искал ценные деревянные постройки

Найденные жемчужины архитектуры осторожно разбирались, перевозились, заново собирались в Нижней Синячихи и реставрировались. Если бы не Самойлов, то их бы уже давно не было

В 1989 году Иван Данилович был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры.

В 1995 году Нижнесинячихинский музей получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения. Вот так старания одного человека сделали небольшое уральское село уникальным и известным как минимум на весь Урал.

Иван Данилович Самойлов – первый почетный гражданин Свердловской области.

7 августа 2008 года после долгой болезни Ивана Даниловича не стало. Он похоронен у стен здания церкви, реставрации которой отдал многие годы своей жизни. Спустя год Нижнесинячихинскому музею-заповеднику присвоено имя Самойлова.

Спасо-Преображенская церковь

Грандиозная по красоте и величию церковь является главной архитектурной доминантой Нижней Синячихи. Строилась с 1794 по 1823 год (т.е. почти 30 лет). Имя талантливого зодчего затерялось в веках и нам неизвестно. По местной легенде начинал строительство храма итальянский архитектор, непонятно как оказавшийся на уральской земле. Но однажды архитектор поскользнулся на строительных лесах, упал и разбился. Хотя специалисты считают, что здание строил, скорее всего, какой-то тобольский мастер.

Спасо-Преображенская церковь — редкий и, пожалуй, лучший образец сибирского барокко.

В 1937 году церковь закрыли, использовали под зернохранилище. Разрушающееся здание приметил И.Д. Самойлов и своими силами в конце 1960-х годов начал реставрацию. Искал деньги, покупал стройматериалы, нанимал рабочих (главным образом работали местные пенсионеры-плотники). Особенно сложными и опасными были высотные работы.

К осени 1977 года реставрация закончилась. И тут выяснилось, что на отреставрированные чужими руками площади претендует Свердловский областной краеведческий музей. С трудом Самойлов отстоял отреставрированную им церковь, и в 1978 году был образован музей с уникальной коллекцией уральской народной росписи по дереву. Особенно интересна «белая горница» из деревни Мезень Алапаевского района – полностью обставленная комната крестьянской избы начала XX века. Самый ранний из достоверно датированных образцов уральской росписи, представленных в музее, относится к 1869 году.

Народная роспись на Среднем Урале была распространена примерно с начала XIX по начало XX века. Ей занимались народные мастера, которые приходили с Вятки и с реки Кармак, которая находилась в стороне Тюмени. Художники использовали краски, полученные из растёртых природных минералов. Такой порошок разводили олифой. Поэтому народная роспись до сих пор радует глаз яркими и насыщенными цветами. В основе композиции обычно были растительные мотивы: дерево жизни, букет, куст или ветвь. Иногда можно было увидеть птиц, животных, а порой и какие-то сценки из жизни. Кстати, расписать дом стоило недешево. Мастера брали за это 40 рублей, в то время как за корову тогда просили 15 рублей. Расписывали и предметы быта — мотивы там были аналогичны настенным, но только меньших размеров. 

Помимо уральской народной росписи по дереву в музее представлены написанные здесь иконы, церковные книги и предметы. На стенах красуются очищенные с помощью мыла и восстановленные художниками фрески.

Именно со Спасо-Преображенской церкви туристы начинают знакомство с Нижней Синячихой. Это главное здание музея, здесь продаются билеты в музей-заповедник.

Часовня Александра Невского

Родина часовни – старинное село Останино Алапаевского района. В советское время ее приспособили под склад столовой, а потом вовсе забросили.

В Нижней Синячихе перевезенную часовню поставили на небольшой скале Камешок на берегу пруда. Благодаря необычной для часовен архитектуре (восьмерик с ротондой наверху), издали напоминает скорее беседку для отдыха.

Летом 2015 года в основании часовни археологи раскопали древнее святилище и бронзолитейное производство, действовавшие с 1 тысячелетия до нашей эры и вплоть до средневековья. Основная масса находок относится к так называемой петрогромской археологической культуре. Среди находок керамика, большое количество костей, наконечники стрел, жилья, иголки, украшения. Наиболее интересные находки: трехлопастной бронзовый наконечник стрелы скифского типа, поясная накладка, серьга и бронзовая иголка.

Экспозиция музея

Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская церковь

Первый этаж Спасо-Преображенского храма

12 мая 1794 года в Нижней Синячихе на средства прихожан начали строить Спасо-Преображенский храм, который освятили в 1823 году. По мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как церковь несёт черты сибирского барокко, архитектура схожа с Захарьевской церковью. В 1967—1978 годах усилиями И. Д. Самойлова и местных жителей началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал музей уральской народной живописи, предметов быта, книги и икон из собственной коллекции. В 1980-х годах рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.

Согласно книге «Режевские сокровища», И. Д. Самойлов родился в деревне Исакова, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.

Крестьянские усадьбы

В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями. Наличники окон украшаются росписью и резьбой. Планировка усадьбы переходит от гнездовой к уличной планировке.

Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка. Но самое главное, фасад здания и даже хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями, которые поражают не меньше, чем внешний облик здания.

Часовни

Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен: Спасская, Вознесения Господня, Михаила Архангела, Александра Невского, Ильи Пророка, Зосимы и Савватия Соловецких. В прошлом подобные строения ставились не только в сёлах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня «Ильи Пророка» относится к старейшему на Урале типу , состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей. Часовни Спасская и Зосимы и Савватия имеют небольшие двухэтажные колокольни, а Александра Невского возвышается на скале над рекой, на крыше имеется смотровая площадка.

Общественная архитектура

Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.

Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских посёлках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.

Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и сёлах по берегам крупных рек строились ветряки.

Двухэтажный шестистенный дом в своё время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего Центральную Россию и Сибирь.

Крестьянская усадьба XIX века

На крестьянские дома XIX века начала оказывать влияние городская архитектура того времени. С виду он мало отличается от привычных деревенских домов. Но это только на первый взгляд.

Постройка перевезена из деревни Камельской Алапаевского района в 1981 году. В то время деревня ликвидировалась и ни в одном из трех десятков домов уже никто не жил.

Фасад дома украшен красивой деревянной резьбой. Внутри воссоздана обстановка, какая была в усадьбе XIX века. «Белая горница» дома украшена великолепной росписью, выполненной в 1897 году. 

Двухэтажный амбар попал в Нижнюю Синячиху в 1982 году из села Кировское. Главное украшение амбара – перила с точеными балясинами.

Часовня Савватия и Зосимы Соловецких

Часовня построена в конце XVIII века и названа в честь святых Соловецкого монастыря. Привезена в Нижнюю Синячиху из деревни Кокшаровой Верхнесалдинского района в 1981 году. Эта деревня еще в XIX веке прославилась археологическими находками, но сейчас ее уже не существует.

В часовню можно зайти и посмотреть экспонаты музея резьбы по дереву. Безусловно, самый интересный экспонат — большой макет Крестовоздвиженской церкви Кыртомского монастыря. Церковь, построенная в 1900 году, была очень красива: шатровая крыша, галереи, одиннадцать глав, фронтоны крылечек, орнамент резьбы по кедровой древесине.  

Эту уникальную деревянную церковь И.Д. Самойлов планировал перевезти в Нижнюю Синячиху. Но не успел… Уже начались подготовительные работы, как 10 июля 1972 года монастырь был уничтожен вспыхнувшим пожаром. Остались лишь фотографии и данные архитектурных обмеров. Макет создан П.А. Харловым в одну семнадцатую натуральной величины.

Он до последнего мечтал воссоздать эту архитектурную жемчужину в Нижней Синячихе.

Крестьянская усадьба XVII века

Самая старая и одна из самых интересных построек музея-заповедника. Реконструкция усадьбы стоила больших трудов. Она собиралась по частям, ведь найти постройки такого времени – большая редкость. За основу взяли избу из деревни Таборы, несколько бревен добавили из деревни Мысы, накатный бревенчатый потолок перевезли из Черемисиной, бревенчатый фронтон из Никоновой, охлупень из Арамашки. По частям собирали сени, крыльцо, внутреннее убранство. Крыша сделана без единого гвоздя. Изба XVII века отличается своей монументальной основательностью. И ведь все это наши предки строили при помощи одного топора (пил тогда не было). Именно такие дома ставили первые уральские поселенцы (похожую избу того времени — избу бабы Кати — можно увидеть в селе Коптелово). Внутри воссоздан интерьер того времени, по которому можно судить о быте XVII века.

Рядом с избой обратите внимание на амбар с навесом, колодец с «журавлем». Представлен во дворе и фрагмент избы с волоковым окном

А какова лежащая у забора колода для кормления лошадей из ствола огромного дерева в несколько обхватов! По числу годовых колец установили возраст дерева – 234 года. Эту колоду привезли из деревни Грязнуха.

Необычен для современных уральцев и забор из толстых бревен. Он играл защитную функцию и позволял отразить набеги неприятелей (например, бунтовавших время от времени башкир), которые случались в то время.

За избой находится баня, всегда приводящая туристов в восторг. Сруб из толстых бревен-половинок в три венца. Этим деревьям было несколько сотен лет. Баня топилась «по-черному». Дым от топки-каменки выходил не через трубу, а через отверстие в стене. Эта старинная баня привезена из деревни Городище Алапаевского района.

Перед входом на территорию усадьбы XVII века стоит постройка, внешне похожая на избушку, вросшую в землю чуть ли не по крышу. Это надпогребеница (т.е. помещение, стоявшее над погребом).

Сторожевая башня

Эта высокая деревянная башня также служила для наблюдения за пожарами. Сторожевая башня — самое высокое сооружение на территории музея-заповедника. Ее высота — 35 метров. С нее же и начинался Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества. Это первый экспонат музея под открытым небом. Башню перевезли в 1979 году из поселка Красногвардейский Артемовского района. До этого она стояла на территории кранового завода. А когда она стала мешать развитию предприятия и ее решили убрать, вовремя приехал Иван Данилович. Непросто было разобрать башню для транспортировки. Как-никак шестьдесят рубленых венцов и высота более трех десятков метров. Каждое бревно крепилось шкантами, имелись замки. Разъединять бревна сруба было трудно.

Интересно, что сначала башню думали поставить на скале Камешок. Но передумали и поставили на нынешнем месте, что оказалось очень даже удачно.

Верхушку башни венчает флюгер с цифрами «1928-79». Они означают дату постройки и дату переноса сооружения.

Правее башни стоит скромный памятник Нижнесинячихинскому заводу с надписью:

«На этом месте у реки Синячиха стоял завод Саввы Яковлева (1724-1834)». Рядом лежат лиственничные бревна с заводской плотины.

А поблизости кузница и памятник-якорь. Это якорь со своей историей. Он был найден в реке Реж недалеко от села Арамашево.

Башня Арамашевского острога

Эта башенка деревянной крепости с частоколом из заостренных сверху бревен — реконструкция. И неудивительно, ведь крепости и остроги на Урале ставили в XVII-XVIII веках для защиты от набегов татар и башкир. С тех пор они до нас просто не дошли.

На крыше башни дозорная вышка с шатровым завершением. Отсюда вели наблюдение за округой. Место для реконструкции удачно выбрано перед спуском в долину реки. Стоящая на фоне пруда башня производит особенное впечатление.

И.Д. Самойлов вспоминал:

В прошлом такой острог стоял на высокой скале над рекой Реж – на месте нынешнего села Арамашево (кстати, можете заехать туда по пути в Нижнюю Синячиху). Сейчас на месте крепости в Арамашево возвышается каменная церковь.

Село Арамашево

На обратном пути можно заехать в село Арамашево, посмотреть на стоящий на высоком скалистом берегу реки Реж восстанавливаемый храм…

В «Пермской летописи» от 1884 года говорится, что село Арамашево было основано в 1631 году. Название села, по одной из версий, происходит от тюркского «ара», то есть «граница». Село и, правда, расположено так, что очень надежно защищено от набегов кочевников. Представьте, с одной стороны непроходимое болото, с другой стороны река и высоченные скалы. Поэтому очень часто Арамашево называют пограничной крепостью.

Поселенцы облюбовали берег Режа с его недоступными скалами, стали строить жилища и одновременно церковь. Сначала церковь была деревянной. Несколько раз она сгорала от набегов кочевников. В 1800 году поселенцы построили каменный пятиглавый с двумя приделами храм. Храм назвали в честь иконы Казанской Божьей Матери. Скала, на которой стоит храм, люди называют Церковной. Её высота 42 метра.

В 1929 году церковь была закрыта большевиками. Тогда же была разобрана колокольня, которая была вдвое выше куполов храма.

В 1970 году в здании произошел пожар, и в течение 35 лет церковь только разрушалась и приходила в запустение.

В 2005 году по инициативе директора историко-краеведческого музея Веры Васильевны Реутовой начато восстановление молитвенного здания.

А подкрепиться?

Кафе располагается прямо через дорогу от церкви. Цены весьма умеренные (здесь же деревня), всё очень вкусно. Но лучше звонить в кафе заранее, предупредить о приезде. Или хотя бы зайти заказать обед сразу, как приедете — тогда к нужному времени хозяева смогут всё подготовить.

Адреса, пароли, явки

Если вы интересуетесь достопримечательностями Екатеринбурга и окрестностей, Уралом, то вас могут заинтересовать и другие мои публикации:

.

Подписывайтесь на о путешествиях по России с детьми, о воспитании детей и их образовании. Я живу на Урале, в Екатеринбурге, поэтому рассказываю и о своей малой Родине.

Последние Статьи

Если снимаешь деньги в банкомате и пропал свет, в первую очередь обезопась себя

Снятие денег в банкомате — процедура стандартная и обыденная. Просто вставляешь карту в устройство, вводишь пин-код и необходимую сумму, получаешь свои средства. Но в современных реалиях даже такая быстрая манипуляция может стать проблемной. Из-за нестабильной подачи электричества, можно легко оказаться
Запись Если снимаешь деньги в банкомате и пропал свет, в первую очередь обезопась себя впервые появилась Так Просто!.

18.01.2023
Советы

В газовой духовке ничего больше не пригорает, решила проблему за минуту

Ни для кого не секрет, как пользоваться газовой духовкой. Такая красавица есть чуть ли не на каждой современной кухне. Однако и мороки с ней бывает достаточно. Например, хозяйки часто сталкиваются с проблемой: низ блюда подгорает, а верх остается сырым. Что
Запись В газовой духовке ничего больше не пригорает, решила проблему за минуту впервые появилась Так Просто!.

18.01.2023
Советы

Центробанк впервые установил официальные курсы рубля к 9 новым валютам

Центробанк объявил, что начиная с 18 января будет устанавливать официальные курсы рубля по отношению к 9 новым валютам: ️ Дирхам ОАЭ ️ Таиландский бат ️ Вьетнамский донг ️ Сербский динар ️ Новозеландский доллар ️ Грузинский лари ️ Индонезийская рупия ️ Египетский фунт ️ Катарский риал Ранее Банк России устанавливал курсы только к доллару, евро и…

18.01.2023
Технологии

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: