Самая длинная узкоколейка рф с ночными плацкартами. 87 фото с поездки по алапаевской жд, что на урале

Введение

Станция Калач АУЖД

Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) — крупнейшая узкоколейная железная дорога на территории России и бывшего СССР, одна из крупнейших узкоколейных железных дорог мира. Управление узкоколейной железной дороги находится в городе Алапаевск Свердловской области.

Дорога является своеобразным историческим и техническим памятником.

Дата открытия первого участка (Алапаевск — Мугай): июль 1898 года. Строилась французским предпринимателем А. Иллеро.

Ширина колеи: 750 мм.

Протяжённость, по состоянию на 2006 год: около 270 километров.

Максимальная протяжённость (в 1970-е годы), по разным оценкам, составляла около 500—600 километров.

АУЖД в наши дни

Сейчас протяженность узкоколейки от Алапаевска до Калача составляет 149 километров, хотя из-за переноса вокзала к депо фактически длина железной дороги чуть меньше. Алапаевскую узкоколейку по праву называют дорогой жизни. Только она связывает с цивилизацией отдаленные населенные пункты Алапаевского района: Ельничную, Гаранинку, Строкинку, Берёзовку, Муратково, Калач. Поезда не только везут пассажиров, но также доставляют почту и товары. 

Кстати, АУЖД не имеет никакого отношения к РЖД, она является муниципальной собственностью и поддерживается властями Алапаевского района, как социально важная. Поэтому прокатиться по АУЖД куда проще. Паспорт не требуется, а проезд по современным российским меркам стоит немного.

Вагоны узкоколейной железной дороги, по сравнению с обычными, значительно меньше по размерам. Пассажирские вагоны двух видов: с жесткими деревянными сидениями и плацкарт (из-за габаритов вагонов все полки в нем боковые). Также есть специальные туристические вагоны с диванами, которые присоединяют под заказ. 

Железная дорога сильно изношена. Некоторые шпалы совсем прогнили. Особенно плохое состояние дороги от Санкино до Калача. Впрочем, местами дорогу ремонтируют, меняют рельсы и шпалы. В движении вагоны сильно раскачиваются. Порой кажется, что еще немного – и перевернется. И такие случаи действительно бывают. Вагоны нередко сходят с рельс, а то и переворачиваются. Такое случается при превышении скорости. Во избежание аварий поезда ходят медленно – в среднем 15-20 км/ч, максимум до 30 км/ч.

В Верхней Синячихе узкоколейка пересекает автомобильную дорогу. Переезд вручную закрывает и открывает едущий в поезде кондуктор.

Главное средство передвижения местных жителей – «пионерки». Это самодельные мотодрезины, ездящие по рельсам. Нередки случаи столкновений «пионерок» с поездами или друг с другом, приводящие к печальным последствиям. Неспроста их тут ещё называют «бедой».

В отличие от других населенных пунктов АУЖД, Санкино связано «с землей» автомобильной дорогой. А от Санкино до Калача ходит один старенький вагон с печкой-буржуйкой посередине. Освещения в нем нет. Проводница ходит с фонариком. Обычно поезд приезжает быстрее, чем согласно расписанию.

Насыпь железной дороги идет и дальше Калача, но рельсы там уже сняты. Депо здесь закрыто в 2007 году. В Калаче много заброшенных домов. Свет раньше подавался лишь на несколько часов в день. Во время нашего визита в августе 2014 года стало известно, что подачу электричества и вовсе прекратили. Закрылся здесь и последний магазин. Подробнее о поселке Калач читайте здесь.

Сигнал сотовой связи в Калаче можно поймать с Санкино, только поднявшись на вышку около железнодорожной станции.

В 2014 году специально для АУЖД построен новый тепловоз ТУ7А-3367.

2. Современное состояние

Схема линий АУЖД

На Алапаевской узкоколейной железной дороге выполняются регулярные пассажирские перевозки. Узкоколейная железная дорога служит основным средством сообщения с семью сельскими населёнными пунктами Алапаевского района: Ельничная, Гаранинка, Строкинка, Берёзовка, Муратково, Санкино, Калач. Основные грузовые перевозки производятся зимой, когда вывозится заготовленный лес (в основном из района Калача). Перевозят также грузы, необходимые для нужд населения.

По состоянию на 2008 год, действуют следующие маршруты поездов: № 3/4 Алапаевск — Санкино (4 вагона), № 5/6 Санкино — Калач (1 вагон), № 11/12 Ельничная — Гаранинка (1 вагон, на участке Алапаевск — Ельничная следующий с поездом 3/4), № 13/14 Чернышовка — Берёзовка (1 вагон, на участке Алапаевск — Ельничная следующий с поездом 3/4). Поезда курсируют 4 дня в неделю.

Гражданская инициатива

Микрорайон «Звездный
городок» объединяет улицы Феоктистова, Комарова, Терешковой, Титова, Дружбы и переулок Дружбы в центре Калача. Раньше
здесь не было тротуаров – люди вынуждены были весной и осенью месить грязь. Уличных
фонарей было мало. Отсутствовала детская площадка. Наконец, были сложности с
водой. Городские власти пытались справиться с этими проблемами, но денег на все
не хватало.

Тогда местные жители решили сами взяться
за дело – создали ТОС «Звездный городок» и при содействии администрации
горпоселения стали готовить проект по решению своих вопросов для участия в
областном конкурсе поддержки гражданских инициатив.

Губернатор области всегда откликается на
просьбы жителей. В последнее время в регионе хорошо отлажен механизм поддержки
ТОСов и других общественных объединений. Александр Викторович определил
основной задачей этого механизма помощь прежде всего тем начинаниям, которые
предполагают комплексное решение проблем и тщательную проработку проекта.

Калачеевский ТОС
справился со всеми этими условиями и выиграл гранты в трех номинациях. Так удалось
за один раз решить сразу три местные проблемы. Во­первых, установили детскую
площадку. Во-­вторых, обновили 1,5 км водопровода. И, наконец, оборудовали 130 м
тротуаров с новой линией уличного освещения со светодиодными лампами. Стоимость детской площадки
составила 462 тыс. рублей, обустройство тротуаров – 355 тыс., обновление части
водопровода – 1 млн 200 тыс. рублей.

– Благодаря
областным грантам и помощи руководства горадминистрации мы решили проблему с
тротуарами и получили игровую площадку для детей со спортивным комплексом и
различными качелями. Также установили скамейки, урну, песочницу, высадили
деревья, из доступных материалов сделали цветочные клумбы. А ремонт водопровода
– вообще сказка. Забыли теперь про перебои с водой, – рассказала председатель ТОСа Ирина Тиванова.

Жительница микрорайона Ирина Ануфриева добавила:

– Вы не
представляете, как приятно было пройти по тротуару. Намучились месить грязь,
хотя и живем в центре города. Да и при освещении можно погулять вечером. А
особенно отрадно, что установили детскую площадку. Детям раньше гулять негде
было, а сейчас играют там и говорят: «Мама, теперь у нас стало как в большом
городе».

Кроме «Звездного городка» в Калаче с 2018 года реализовали проекты 18
ТОСов на сумму грантов из областного бюджета 3 млн
734 тыс., еще 1 млн 674 тыс. добавили из бюджета города и от местных спонсоров.

Пеньковая гора

Достопримечательностью
Калача (позитивной) является гора Пеньковая с уникальной пещерой и
возвышенностью над нею. Оттуда открывается красивый вид на город и его
окрестности. Однако до недавнего времени покорить крутую гору было сложно. Теперь
на нее можно заехать на автомобиле. Калач и район обрели экопарк «Пеньковая
гора», пожалуй, регионального уровня.

Началось все с победы
городского проекта благоустройства «Пеньковая гора» в 2018 году во
всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в
малых городах Минстроя РФ. Федерального гранта хватило на то, чтобы приступить
к формированию двух объектов – Хлебной площади с арт­объектами на вершине горы
и площадки у меловой пещеры с реставрацией входа в нее. Однако оставались
вопросы. Появится ли дорога к пещере и Хлебной площади? Где поставить
автомобили и автобусы? Когда благоустроят заросшую кустарником и заваленную
мусором окрестную территорию?

Выручило участие главы региона.
Александр Гусев не только порадовался успеху Калача во всероссийском конкурсе,
но и надежно подстраховал его. Губернатор предложил довести проект до
логического завершения: площадки есть – почему бы их не объединить в единый
экопарк?

Александр Викторович особое значение
придает умению работать по региональным программам. Точечным вмешательством
можно «вытянуть» забуксовавший было перспективный проект. Что случилось и здесь
– благоустройство отдельных площадок превратилось в идею экопарка «Калачеевские
поляны».

Территорию вокруг знаковых объектов
благоустроили и объединили дорожками. Площадки на верху горы и у пещеры
соединили лестницей. Обустроили автостоянку снизу. Осветили должным образом,
установили видеонаблюдение. Украсили множеством арт­сооружений, а также
беседок, столов, скамеек. Смонтировали даже троллейный спуск. В общем, довели
проект до достойного уровня.

Директор экопарка Вадим Стрельцов отметил:

– Такой
объект давно был нужен Калачу. Он стал местом отдыха для сотен, а по выходным
для тысяч жителей и гостей из других районов. Работы по благоустройству и
оснащению парка будут продолжены. Недавно установили статичные бинокли, чтобы
посетители могли любоваться видами Калача. Для детей завезли новые игровые
комплексы. Заработала троллейная трасса для желающих прокатиться над городом.

Заместитель главы администрации
горпоселения Инна Крамарева подчеркнула:

– Федеральные и областные средства не
просто надо освоить – они должны принести эффективный результат в виде нужных
жителям объектов. Чтобы сделать гору Пеньковую центром притяжения не только
калачеевцев, но туристов и паломников из нашей и других областей, нужно сделать
еще многое. Особенно важная задача – укрепление сводов пещеры для возможности
проводить тут экскурсии, о чем просят многие земляки и гости района. Планируем
развитие экопарка вместе с областными департаментами.

Житель Калача Виктор Авдеенко признался:

– После окончания учебы у меня была
возможность остаться работать в Воронеже. Но предпочел вернуться в Калач,
потому что увидел, как много здесь сделали для улучшения жизни людей. Дороги,
тротуары, детские площадки, спортивные сооружения. Не менее важны парки,
особенно на горе Пеньковой. Есть куда сходить с друзьями или семьей, культурно
отдохнуть. Еще порадовало, что улучшили уличное освещение. На глазах Калач
обретает новый стиль, комфорт и даже понемногу приближается к областному
центру.

Грант Минстроя России за победу городского
проекта составил 55 млн рублей. Областные власти добавили на дополнительное
благоустройство 9 млн. Затраты на вторую очередь проекта – «Калачеевские поляны» – составили 26,3 млн рублей.

Дороги, тротуары и пешеходные зоны

Гости
города всегда отмечали дороги как его негативную достопримечательность. Еще – практически
полное отсутствие нормальных тротуаров и нередкие перебои с водоснабжением,
особенно летом. Губернатор Александр Гусев нашел решение для Калача в виде
системной работы по вхождению в федеральные и региональные программы
администраций района и городского поселения.

С 2018 года в городе
стали ремонтировать по десятку и более километров дорог в год. Решительно
взялись за строительство тротуаров. Сдвинулась с места проблема обновления
водопровода. И впечатления людей стали меняться.

Глава администрации
горпоселения Дмитрий Дудецкий рассказал:

– Теперь знакомые, когда приезжают к
нам, удивляются: что у вас случилось, откуда нашли средства, например, на
дороги? Отвечаю: помог губернатор области. Он пошел навстречу нашим просьбам
взять на областное содержание дороги на центральных улицах, которые фактически
являются дорогами регионального значения. Это позволило нам сосредоточиться на
других участках. Но главное – Александр Гусев и глава администрации района
Николай Котолевский поддержали нас в работе над вхождением в федеральные и
областные программы, прежде всего программу «Комфортная городская среда».

Благодаря поддержке правительства
области на центральных улицах стали делать кардинальный апгрейд дорог. Не
только обновлять асфальт, но и устанавливать отбойники на аварийных участках,
продуманную разметку, водоотводы на некоторых улицах, чтобы избавиться от
потоков воды на проезжей части в сильный дождь.

Дмитрий Николаевич отметил:

– Бывало, едешь по дороге и чувствуешь
себя как в Венеции. Но уж лучше без этих евроособенностей… Начали с
обустройства пешеходной зоны с переходом через дорогу у городской школы №6 – чтобы
родители и дети могли безопасно и комфортно пройти в учебное заведение и
местный магазин с аптекой. Финансировали проект по программе «Комфортная
городская среда». Сейчас у нас девять подобных переходов в многолюдных местах.
Всерьез взялись за тротуары, чтобы сберечь пешеходов от неприятного купания
брызгами от проезжающих автомобилей и в центре, и на окраинных улицах. Решаем и
застарелую проблему с водоснабжением. Наиболее изношенные участки водопровода
из чугуна заменили на трубы из полиэтилена со сроком службы полвека и больше.
При всем громадье планов не забыли про то, что называется качеством жизни.
Небольшие вроде объекты, но важные для того, чтобы люди могли заниматься собой,
с пользой проводить досуг. Пример – территория вокруг стадиона, где именно с
помощью программы по совершенствованию городской среды создали веревочный парк,
лыжероллерную трассу. Затем добавили площадки с уличными тренажерами, для сдачи
норм ГТО. И стадион в дополнение к сотням зрителей на соревнованиях стал
центром притяжения не только спортсменов, но и сотен калачеевцев, приверженцев
здорового образа жизни и тех, кто решил с пользой провести свободное время.

Жительница города Надежда Киселева поделилась:

– Как директору детско-­юношеской
спортшколы, мне ближе спорт. И вижу, что в Калаче создают условия как для
занятий спортом, так и для того, чтобы люди просто могли держать себя в тонусе.
Это модно и достойно. А веревочный парк? Столько людей приходит сюда с детьми,
чтобы получить заряд эмоций! В области подобный, по-­моему, есть только в
Воронеже. Все это влияет на настроение калачеевцев. Они видят, что власти
стремятся улучшить условия жизни людей в большом и малом.

С 2018 по 2020 год отремонтировали около 27 км дорог на 62 улицах на сумму 104,2 млн рублей из федерального,
областного и районного бюджетов. В 2021 году на обновление 18,1 км дорог на 32
улицах направили из областного и местного бюджетов 43,5 млн рублей. В городе появились
тротуары общей протяженностью почти 10 км по шести улицам на сумму 36 млн
рублей.

Парк «Защитников Отечества»

На въезде в Калач со стороны Воробьевки
стоит березовая роща. Жители соседних улиц давно предлагали создать здесь парк,
так как в этом микрорайоне просто не было места для отдыха с детьми. Роща
превратилась в свалку и пункт сбора маргиналов. Кроме того, практически треть
деревьев засохла – появилась серьезная опасность пожара.

Организация
ветеранов армии и флота выдвинула инициативу обустройства здесь парка
«Защитников Отечества»: рядом находятся памятники воинам­интернационалистам и
герою­-пограничнику Евгению Родионову. Городские власти откликнулись на
предложение калачеевцев. Парк здесь очень нужен и послужил бы логическим
завершением проекта благоустройства и создания пешеходной зоны на улице
Советской, который ранее реализовали по программе «Комфортная городская среда».

Идею поддержал
губернатор области. И началась работа по подготовке проекта. Глава региона
четко определил правила проведения областных конкурсов по благоустройству.
Заявка, сметы, экспертизы.

В результате
появился проработанный проект, который предусматривал благоустройство
нескольких площадок: центральной (с входной группой в виде арок­-звезд) и
игровых, детских и концертной со сценическим подиумом. Также – пешеходные
дорожки, уличное освещение, видеонаблюдение, поливочный водопровод, беседки,
скамейки и урны. Запланировали и дополнительно озеленить место отдыха газонами,
кустарниками и деревьями, посаженными взамен засохших. Наметили и небольшую
автомобильную стоянку. Парк составил единое общественное пространство с улицей
Советской.

Торги прошли, и
подрядчик взялся за работу. Не все получалось, потребовались коррективы, но
правительство области с властями района и города контролировали объект. Сейчас
парк готов к сдаче.

– Парк
официально не открыли, но строительные работы фактически завершились тут месяц
назад, и сюда уже стали приходить многие калачеевцы. Жители окрестных улиц идут
семьями, детишек очень много. Для них установили несколько красивых и удобных
площадок. Все арт-­объекты выдержаны в военном стиле. У нас есть мечта – рядом с
парком обустроить стоянку настоящей военной техники по примеру других районов,
– поделился председатель районной
организации ветеранов войны и труда Михаил Гринев.

Стоимость проекта составила 17,6 млн рублей,
из них субсидия из областного бюджета – 15,4 млн. Остальное вложили бюджеты
района и горпоселения. Для ускорения работ субботники здесь проводили члены
ветеранских организаций и местные жители.

В 2018 году по федеральной
программе «Формирование комфортной городской среды» в Калаче обустроили веревочный
парк (стоимость проекта – 7,2 млн рублей), лыжероллерную трассу у стадиона «Урожай» (4,5 млн рублей) и
пешеходную зону у школы №6 на улице 1 Мая (9,8 млн рублей). Всего – 21,5 млн рублей. В 2019 году 64 млн рублей
пошло на реализацию проекта «Гора Пеньковая» и еще 40 млн – на создание
пешеходной зоны на улице Советской. Всего – 104 млн рублей. В 2020 году
завершилась реализация проекта пешеходной зоны, на работы потратили еще 5,1
млн. Наконец, в 2021 году на
реализацию проекта экопарка «Калачеевские поляны» ушло 26,3 млн рублей.

– Времени с 2018 года хватило, чтобы многократно
доказать правоту предложения губернатора области Александра Гусева о создании
комфортной городской среды как реального способа решать проблемы таких
райцентров, как Калач, – рассказал глава администрации Калачеевского района
Николай Котолевский

– Парки, тротуары, детские площадки, уличное освещение –
для людей все это не менее важно, чем экономика и социальная сфера. Это
качество жизни

По словам Котолевского, молодежь стала задумываться, стоит ли уезжать в крупные
города – не лучше ли оставаться дома, если здесь будут во многом сравнимые условия.

– А в части истории и традиций – еще и лучше

Поддержка со стороны правительства
области огромная, и, самое важное, она продуманная, направлена на перспективу.
Программа «Комфортная городская среда» для нас не просто палочка-выручалочка в
случае затруднений, а эффективное направление работы по улучшению условий жизни
наших людей. Хотя работать в ней непросто

Надо выдвинуть свою идею или
поддержать инициативу людей, доказать ее грамотными расчетами, защитить, затем
вместе с правительством области контролировать сроки и качество работы. Зато на
выходе – реальные результаты, которые нужны нашим людям.

Странная болезнь

По данным Юрия Снегирева, первым в длительный необъяснимый сон погрузился 10-летний мальчик Вова, и было это еще в 2010 году. Через двое суток ребенок очнулся, и на этот случай никто не обратил внимания. А когда подобное произошло с тетей Верой, живущей на другом конце села, врачи решили, что у нее инсульт, но диагноз не подтвердился. Тревогу забили лишь в марте 2013 года, когда болезнь приобрела массовый характер.

Продавщицы с местного рынка, пожилые первоцелинники, школьники внезапно засыпали. Они приходили в себя обычно через 6-7 дней и жаловались на плохое самочувствие. Одни говорили про слабость, частичную потерю памяти и туман в голове, у других случались зрительные галлюцинации. Кого-то врачам даже приходилось привязывать к кровати, чтобы находящийся в полубредовом состоянии человек не навредил сам себе.

Угарный газ

Затем многие ученые, реабилитировав радон, заподозрили во всем угарный газ. Корреспондент РИА Новости Дмитрий Виноградов в своей статье «»Сонная деревня»: ученые Казахстана близки к разгадке «тайны века»», которая была опубликована в мае 2015 года, привел мнение заместителя гендиректора по радиоэкологии Национального ядерного центра Казахстана Сергея Лукашенко.

«В пробах из Калачей мы обнаружили повышенное содержание угарного газа CO и углеводорода СН. Причину «сонной болезни» я бы сформулировал так: периодическое вдыхание воздуха с пониженной концентрацией кислорода и повышенной концентрацией угарного газа и углеводорода. Каждый из этих трех компонентов по отдельности находится почти в пределах нормы… А при совокупности трех факторов возникает классический синергетический эффект», – предположил ученый.

Однако не все специалисты согласились с этой версией. Они утверждали, что в крупных городах содержание угарного газа в атмосфере значительно больше, чем в домах жителей села Калачи, где СО вырабатывается, поскольку люди отапливаются углем. Кроме того, и в других населенных пунктах используют это топливо для обогрева жилищ, а случаев массовой сонной болезни нигде больше не было выявлено.

Станции и остановочные пункты

Главная линия Алапаевск — Калач

  • Алапаевск-2. Главный вокзал дороги. Нынешняя станция открыта в 1999 году, после закрытия прежнего вокзала на улице III Интернационала и демонтажа линии к нему. Новый вокзал расположен рядом с депо. Путевое развитие на станции минимально. У тупика главного пути расположен пассажирский перрон.
  • Красная-2. Крупнейшая по путевому развитию станция дороги, начинается сразу за станцией Алапаевск-2 и выездом из депо. Пассажирских платформ нет.
  • Болотная. Станция полностью ликвидирована.
  • Советская (в настоящее время именуется пост 21 км). Бывшее примыкание ответвления на Зенковку (линия разобрана). Станционные пути разобраны, остановки нет.
  • Тимошино. Остановка по требованию в одноимённой деревне.
  • Синячиха. Станция в посёлке Верхняя Синячиха ликвидирована в 2000 году, восстановлена в 2013 для оборота туристических поездов. Рядом со станцией — пересечение с ширококолейной линией на Верхнесинячихинский металлургический комбинат.
  • Больница. Остановочный пункт в Верхней Синячихе.
  • Угольная. Действующая станция, на вокзале действуют зал ожидания и билетная касса. После станции линия проходит по путепроводу над магистральной ширококолейной линией Алапаевск — Серов.
  • Осиновка. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Рублиха. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Ельничная. Бывшая узловая станция — от неё начиналось ответвление на Гаранинку (полностью разобрано). На станции работает депо, обслуживающее восточные ветви.
  • Строкинка. Станция ликвидирована, действует остановочный пункт. По состоянию на 2007 год, станция действовала, были стрелки и 2 пути ().
  • Чернышовка. Действующая узловая станция — ответвление на Берёзовку. Одноимённый посёлок ликвидирован.
  • Паньшино. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Октябрь. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен. До начала 2000-х гг. станция действовала.
  • Подкур. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
  • Муратково. Действующая станция.
  • Санкино. Действующая станция, депо. Пересадка на поезд до станции Калач.
  • Переезд. Остановочный пункт в посёлке Санкино.
  • 135 км. Разъезд. Населённых пунктов нет, поезда не останавливаются.
  • Шемейное. Разъезд у бывшего посёлка Шемейное, ликвидированного ещё в 1970-е гг.
  • Калач. Конечный пункт линии. Депо закрыто в 2007 г. За станцией пути продолжаются ещё примерно на 1 км и обрываются.

Разобранные ответвления

  • Гаранинка. В начале 2013 года полностью демонтирована.
  • Мугай
  • Зенковка
  • Северка
  • Ясашная
  • Озеро
  • Сусан
  • Бобровка. Бывшая станция, в настоящее время — остановочный пункт. Полностью демонтирована.

История АУЖД

Как пишет исследователь железных дорог Сергей Болашенко, решение о строительстве железной дороги приняли в 1893 году по предложению управляющего Алапаевским горным округом А. Иллеро. Она была нужна для решения проблем с древесным углём, необходимого для работы заводов. Железная дорога должна была связать углевыжигательные заведения с Алапаевским заводом.

В 1894 году началось строительство. Почти все работы велись вручную крестьянами. Официальное открытие дороги состоялось в июле 1898 года. Главная линия прошла от Алапаевского завода до станции Мугай через узловую станцию Яковлевская (ныне Советская), где отходила ветка на Синячиху. Позже эту линию разобрали. Поезда ходили с территории завода, где расположилось депо.

Ширина колеи с самого начала составляла 750 мм, позже именно такой размер колеи стал стандартным для узкоколеек. По линии ходили паровозы французского производства. Постепенно протяжённость железной дороги увеличивалась, появлялись новые ветки. Вдоль путей провели линию телефонной связи.

Штат рабочих и служащих узкоколейной железной дороги в 1900 году составлял 300 человек. По состоянию на 1 января 1911 года, было 9 паровозов, вагонный парк насчитывал 25 модификаций двухосных вагонов в общем количестве 360 единиц (некоторые из них использовались только в цехах завода). В 1915 году было заказано два паровоза у американской фирме «Болдуин». В годы первой мировой войны на АУЖД работали в том числе китайские наёмные рабочие и военнопленные. 

К 1912 году построили Строкинскую линию, а в 1913 году линия продлена через Чернышовку до Паньшинского заведения. В 1913 году построено паровозное депо на станции Синячиха. В 1915 году построили Зыряновскую ветку с мостом через реку Нейву. В 1917 году сдали ветку от станции Ельничная до Бобровского углевыжигательного заведения (посёлок Бобровский). После революции заводы и железную дорогу национализировали. В 1920 году началось строительство линии от Алапаевска на Нейво-Шайтанский завод (станция Сусан).

В 1920-х годах несколько паровозов с АУЖД передали на Белорецкую узкоколейную железную дорогу. Вместо старых паровозов появлялись новые — производства Коломенского завода. После того, как к 1936 году Алапаевский, Нейво-Шайтанский и Верхне-Синячихинский заводы, перешли с древесного угля на использование кокса и каменного угля, основным грузом АУЖД стал лес. Длина путей тогда достигла 279 км. Строкинская линия стала главной магистралью. 

В 1949-52 годах был построен участок Сусан (Нейво-Шайтанка) — Ясашная, а в 1958-61 годах построили ныне действующий участок Муратково — Санкино. Вскоре началось и строительство моста через реку Туру. Он стал одним из крупнейших мостов на узкоколейных железных дорогах страны. На линии за Турой, в прежде глухих и безлюдных местах, появился посёлок Калач. Он стал самым дальним посёлком на АУЖД. Также в тех местах появились посёлки Шемейное, Бакарюка и Романовский. 

Строительство новых линий продолжалось вплоть до 1960-х годов. В результате в советское время протяженность АУЖД достигала по некоторым данным 600 (!) километров. 

В 1960-е годы старенькие дымящие паровозы заменили на тепловозы ТУ2, а через некоторое время и их заменили на ТУ4, ТУ6 и ТУ7. Главный расцвет АУЖД пришелся примерно на 1970-е годы, когда только леса по ней перевозилось более 1 миллиона тонн в год. Правда, тогда же началась постепенная ликвидация некоторых железнодорожных веток. Позже из-за сокращения лесозаготовок большую часть путей разобрали, рельсы сдали на металл, а часть посёлков опустела.

Когда Алапаевский металлургический завод полностью отказался от перевозок по узкоколейке, ведущую на завод линию разобрали, а поезда стали ходить со станции Алапаевск II. В 2008 году наделал шуму разбор ветки до бывшего посёлка Зенкова, где оставалась жить одна семья отшельников. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: