Упоминания о предках
О появлении башкир, а точнее – времени и особенностях этногенеза – до сих пор идут споры. Учёные Башкирии считают, что их предки существовали на исторической родине уже тысячу лет тому назад, причём предположение это основывается на трудах арабских путешественников, которые бывали в ту пору на этих землях и рассказывали о местных племенах.
Уже в IX веке появляются упоминания о самобытном народе, населяющем Уральский хребет. Несомненно, это были предки современных башкир. Более того, уже на тот период они значительно выделялись среди соседей, а значит, имели собственную культуру.
Конечно, любой народ не может сформироваться за пару десятилетий, а значит, этногенез башкир начался гораздо раньше. Впрочем, если заглянуть в труды античных историков, можно даже узнать, от кого произошли башкиры. Грек Геродот называл эти племена аргиппеями:
Башкиры – коренной народ Башкортостана / livekavkaz.ru
В конце X века об аргиппеях уже не говорили, ведь появился башкирский этнос. В 922 году на их землях побывал посол багдадского халифа Ибн Фадлан. Он отмечал, что местные племена отличаются воинственным нравом и смелостью. Путешественник пишет, что между собой они очень сплочены:
Также перс отмечал, что башкиры в ту пору поклонялись двенадцати богам. Судя по всему, среди почитаемых духов были покровители сил природы и скотоводства – основного традиционного занятия народа. Позднее персидский путешественник Рашид-ад-Дин так рассказывает о башкирах:
Башкиры в традиционных костюмах, 1908 год / Михаил Антонович КруковскийМестонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия
Тенгрианство
До исхода кочевых племен с Урала, они придерживались религии под названием Тенгри. Это имя Бога неба и отца всего живого на планете. По мнению башкир, существует три зоны: земля, участок под и над ней. В каждой из них обитает явная и невидимая область.
Небо подразделялось на несколько ярусов, на самом высоком «этаже» проживал Тенгри-хан. Несмотря на то что у народа отсутствовали какие-либо представления о государственности, они имели четкое понятие о вертикали власти.
Все остальные божества подчинялись Тенгри и отвечали за конкретную стихию либо природную силу. В древние времена народ Башкортостана не верил в загробную жизнь и переселение душ. Они считали, что придет определенный день, когда покойный человек воскреснет в новом теле и будет продолжать существование на грешной земле.
История народа
Впервые упоминания о нации встречаются в летописях Геродота и Клавдия Птолемея. «Отец истории» называл башкир аргиппеями, а вот китайские хроники причисляли их к племенам гуннов. В седьмом столетии встречалось упоминание о Бей-Дин и Бо-Хан, которые идентифицируются как башкиры и волжские булгары.
Примерно в 840 году арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман посетил Уральский хребет и детально рассказал о быте его обитателей. Он описывал их как независимых кочевников с воинственным характером. Упоминал Саллам и о вероисповедании анимизм, которого придерживались древние башкиры.
В их религии было двенадцать божеств, главным считался Дух неба. В верованиях национальности встречались элементы тотемизма и шаманизма. |
Ямантау – 1640 м
Если перевести слово Ямантау на русский язык, то получится «злая гора». С чего бы это? Дело в том, что башкирцы издревле вкладывали особый смысл в названия природных объектов. Гора приобрела это название по той причине, что на ее склонах появились болота – они стали преградой для скотоводов. Но это не единственная причина, на самом деле, название было обусловлено несколькими факторами: опасными дикими животными, тайгой, болотистой местностью, непредсказуемостью климата.
С южной стороны недалеко от Ямантау находится закрытый город Межгорье, население которого составляет 15 800 человек.
Большой Аваляк – 1205 м
Горный массив расположен на Южном Урале. С его вершин открывается потрясающий вид на огромную курумскую стену Большого Иремеля. Фотографы Южного Урала в один голос повторяют путешественникам: «Если вы хотите сфотографировать Большой Иремель, то поднимитесь на большой Аваляк». Их заявление вполне оправдано.
У подножия горного хребта начинаются известные русским жителям реки – Ая и Агидель. Каждый, кто приезжает в Башкортостан, мечтает побывать в живописном месте, полюбоваться редкими растениями и познакомиться с каменными гигантами. К счастью, такая возможность есть у каждого!
Региональная структура химической отрасли
В структуре химической индустрии Башкирии:
- доля основной химии (производство кислот, солей, щелочей; минеральных удобрений; аммиака, хлора, кальцинированной и каустической соды) – 94,1%;
- химия органического синтеза (производство спиртов, кислот; искусственных и синтетических волокон; пластмасс, синтетического каучука и смол) – 2,5%;
- лакокрасочное производство – 2,2%;
- горная и тонкая химии (фармацевтика, фотохимия, бытовая химия и парфюмерия) – 1,2%.
Территориально в регионе сформировано два многопрофильных химических узла.
Стерлитамакско-Салаватский узел известен целым рядом предприятий, расположенных в городе Стерлитамак: ЗАО «Стерлитамакский НХЗ», ОАО «Синтез-Каучук» и пребывающим в городе Салават ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Здесь, используя горно-химическое и нефтегазовое сырьё, выпускаются синтетические каучуки, смолы и пластмассы, а также продукция хлорорганического синтеза.
В состав Уфимского узла входят: ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Новоуфимский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфаоргсинтез», АООТ «УЗЭМИК». Здесь выполняется переработка нефти и производятся каустик, продукция хлорной промышленности, синтетические смолы и пластмассы, стекловолокно и стеклопластик.
Также в республиканском городе Благовещенске расположен АО «ПОЛИЭФ» – крупнейший российский изготовитель полиэтилентерефталата и терефталевой кислоты.
Перечень играющих важную роль в экономике РФ химических продуктов (некоторые из них производятся только в Башкирии), выпускаемых республиканскими предприятиями, насчитывает свыше 60 наименований.
Процесс соединения с Россией
В 1552 году во времена падения Казанского ханства, Башкирия стала частью Московского царства. Но старейшины государства говорили сохранение некой автономности. Например, башкиры имели право владеть земельными участками, вести прежний образ жизни и придерживаться религиозных верований.
Конница Башкортостана принимала участие в сражениях российской армии с Ливонским орденом. Религиозные взгляд татар и башкир слегка различались. Вторые приняли ислам намного раньше своих соседей, и вера стала основным фактором самоидентификации нации.
Когда республика вошла в состав России на её территорию начали проникать культы. Верховная власть пыталась контролировать верующих, поэтому в 1782 году был учрежден муфриат. Подобное засилье в духовной жизни привело к расколу народности. В девятнадцатом веке они поделились на три ветви: традиционная (кадимизм), реформаторская (джадидизм), ишанизм (суфизм без сакральной основы).
С чего начать?
Как начать общение в мессенджере
Каждая платформа для знакомства в Телеграмм активируется по схожему сценарию:
- Определитесь с выбором бота и найдите его в общем списке.
- Далее выполните активацию программы с помощью клавиши «START».
- За определение нового пользователя отвечает мастер настроек.
- Обозначьте пол потенциального избранника.
- Заполните краткую анкету, которая предусматривает отображение личных данных и местоположения. Не забудьте подтвердить, что ваш возраст старше 18 лет.
- Определитесь с возрастной категорией, которая наиболее подходит для общения.
- Наступает волнительный момент: ждем результаты поиска и приступаем к просмотру анкет.
Абараш-Баш – 1292 м
Абараш-Баш считается самой высокой точкой Аваляка (горного хребта), и это неудивительно, ведь высота горы достигает 1929 м!
Абараш-Баш притягивает и завораживает своим внешним видом, вызывая желание взобраться на него. Также неподдельный интерес представляет ее перевод «Головы Пророка». Что бы это могло значить?
По имеющимся данным, в древности Абараш-Баш считался священным. Скотоводы, а также охотники относились к нему со всем уважением. Склоны этой удивительной горы покрыты густыми лесами и скалами – это то, что привлекает альпинистов, желающих испытать новые впечатления, но туристы редко посещают эту гору. И очень зря, потому что вид с него непередаваемый – на Большой Иремель, горы Синяк и вершины хребта Аваляк.
Культура и праздники
Башкиры – это нация, которая очень любит музыку и песни. В их «арсенале» найдутся мотивы для всех случаев жизни. Кажется, что ни одна минута у башкир не проходит без музыки. Народность также любит танцевать. Многие танцы носят сложный характер, это непросто набор заученных движений. Порой они превращались в настоящую пантомиму, рассказывающую определённую историю.
Большинство праздников отмечали весной и летом. Самый известные торжества: Каргатуй (день прилета грачей), Сабантуй (окончание посевных работ), Майдан (майские народные гуляния). Летом обитатели Башкирии отмечали Джиин, на праздник собирали жители всех соседних деревушек. У женщин имелся свой обряд под названием «кукушкин чай», мужчины на посиделки не допускались.
Одно из самых зрелищных мероприятий в праздничные дни – скачки. Все башкиры являлись умелыми наездниками, которые ловко управлялись со скакунами. Мальчишек с ранних лет обучают верховой езде. Не зря в былые времена существовала присказка, что башкиры рождаются и умирают в седле.
Женщины также уверенно держались на лошади и могли без проблем проскакать несколько дней. В отличие от остальных исламских барышень, они не закрывали лицо и сохранили право голоса. Башкирки преклонного возраста имели такое же уважение, как и старейшины-аксакалы. |
Во всех ритуалах народности прослеживается сплетение мусульманской культуры и языческих обрядов. По-прежнему жители Башкортостана с почтением относятся к силам природы.
Масим
Другое её название: Масим-Тау. Является самой южной горой Башкортостана с тысячной отметкой, высшей отметкой Бурзянского района республики. Названа в честь героя башкирских легенд – Масемхана (Масембая). Располагается в 16 километрах от уникальной карстовой пещеры, относящейся к национальному заповеднику и заказнику Алтын-Солок, расположенному на реке Белая. Высота горы Масим 1 040 метров.
В нижнем ярусе располагается плато с четырьмя пиками, заросшее невысокой растительностью, одна из которых имеет вид скальной стены. С древности гора считалась священным, сакральным местом для местного населения. На вершине сохранились следы жертвоприношений и наскальные рисунки.
Гора Масим-Тау популярна у путешественников, занимающихся конным и пешим туризмом.
Как провожали умершего?
Процесс погребения у башкир состоял из нескольких этапов:
- Ритуалы, связанные с охраной усопшего.
- Подготовка к похоронам.
- Проводы погибшего.
- Погребение.
- Поминальный обед.
К человеку, страдающему от сильной болезни и находящемуся на грани смерти, приглашают муллу, он возносил молитву из Корана. Считалось, это облегчает муки и отгоняет нечисть.
Усопшего располагали на твердой поверхности, руки вытягивали вдоль тела. На грудь поверх погребального одеяния укладывали лист бумаги с молитвой. Покойных опасались и приставляли к ним специальную охрану. С похоронами никогда не затягивали, от тела старались избавиться в кратчайшие сроки. Например, если человек скончался после обеда, погребение проводилось в первой половине следующего дня.
Один из пережитков язычества – принесение покойному милостыни, которую потом раздавали нищим. |
В процессе обмывания участвовало от четырех до восьми человек. Их впоследствии одаривали дорогими презентами. Вначале осуществляли ритуальное омовение, затем тело мыли, обливали водой и насухо вытирали. После этого покойного оборачивали в три слоя савана, пошитого из крапивной или конопляной материи. Между слоями вставляли листочки с аятами из Корана.
Саван перевязывали тканевыми полосками в области головы, на коленях и поясе. Женщин до оборачивания материей одевали в штаны и нагрудник, на голову повязывали платок.
Покойного выносили ногами вперед, чтобы он не вернулся в дом. Всем, кто обещал молиться за усопшего дарили скот или деньги. Когда до погоста оставалось сорок шагов читали специальную молитву – йыназа намаз. В могилу опускали с помощью полотенец, нишу прикрывали досками, чтобы земля не попала на тело.
После погребения все садились вокруг могильного холмика, имам читал молитву, нищим раздавали милостыню. Заключительным этапом похорон становился поминальный обед. Его проводили в день погребения, на третьи, седьмые и сороковые сутки. Также стол накрывали на годовщину.
Помимо национальных яств, обязательно готовили жареные блюда, поскольку башкиры верили, что подобный аромат отгоняет нечисть. На первых поминках после завершения обеда вновь раздавали милостыню всем, кто принимал участие в погребении. Вручали рубахи, нагрудники, мотки ниток и т.д.
Главный поминальный обед устраивали на сороковины. Считалось, что до этой даты душа неприкаянно бродит по земле вокруг родного дома. А после сорока дней окончательно покидает этот мир. Поэтому на обед приглашали родственников и муллу, который читал специальную молитву. В этот день обязательно забивали барана и готовили национальные яства.
Обычаи гостеприимства
Башкиры с радостью встречают гостей в своем доме. Они искренне верят, что незваных визитеров не существует. Каждый человек, переступивший порог их жилища, является посланником Бога или самим Всевышним, перевоплотившимся в земное существо.
Те, кто отказывался кормить и поить гостя, причисляли к когорте грешников. Даже случайно забредшему путнику доставали из закромов лучшие кушанья. Считалось, если он искушает молочной продукции, то корова хозяина станет бесплодной и не принесет потомства.
Согласно традициям, гостить разрешалось максимум три дня, на прощание вручали подарки
Особое внимание уделялось маленьким детям, им отдавали самые дорогие сувениры. Башкиры верили, что поскольку младенец не может опробовать предлагаемые яства, то способен наслать на гостеприимного хозяина проклятье
С помощью подарков их задабривали.
Если вы оказались в гостях у жителей Башкортостана, особое внимание уделите мытью рук. Гигиеническая процедура проводится перед приёмом пищи, после употребления мяса и перед выходом из жилища
Также перед едой требуется прополоскать рот.
Бот знакомств Телеграм: какой лучше выбрать?
Бот знакомств Телеграм готов спасти вас от одиночества. Главное условие — научиться правильно пользоваться сервисом. Вам никогда не будет скучно, ведь большое количество пользователей уже ждут интересных разговоров и встреч.
Как не запутаться при выборе платформы для общения? Именно этому вопросу и посвящен данный раздел. Вашему вниманию представлены некоторые популярные боты для знакомства в Телеграмм.
Matchmaker_bot
В первую очередь пользователю необходимо определиться с целью знакомства. Для этого можно воспользоваться списком намерений:
- Поход в кино.
- Совместное употребление горячительных напитков.
- Флирт.
- Воплощение интимных фантазий и т.д.
Не получится установить определенный город для поиска, однако представлена возможность обозначить территорию, в пределах которой система произведет отбор соискателей.
MiramiBot
Боты для знакомства в Телеграмм не могут похвастаться существенными различиями. Каждый из них предложит пользователю оставить некоторые сведения о себе. Довольно часто эти данные отличаются от реальной картины. Как только приложение активируется, следует обозначить свой пол, возраст и загрузить фотографию. Если вы желаете общаться с людьми, которые находятся в непосредственной близости от вас, то рекомендуется обозначить собственное местоположение.
Stranger Bot
Здесь подбор собеседника происходит автоматически. Не представлено возможности для выставления навигации, пола, возрастной группы и места проживания. Доступен просмотр только личного профиля. Участники могут присылать друг другу фото и поддерживать общение на различные темы. При желании от диалога можно отказаться без объяснения причины.
3 ступени Гималаев
По высоте Гималаи неоднородны. Для структуры Гималайского массива характерна ступенчатость. Основных ступеней всего три:
- Предгималаи. Местные жители называют эту часть массива хребет Сивалик (Швалик). Это самая низкая ступень горной системы. Она расположена южнее остальных. Ее образуют самые молодые, с точки зрения геологии, пики. Их высота составляет максимум 2 тысячи метров.
- Малые Гималаи. К этой ступени, расположенной параллельно Сивалику, относятся такие хребты, как Дхаоладхар, Пир-Панджал и другие. Высота горных вершин в Малых Гималаях от 2 до 4 тысяч метров.
- Большие Гималаи. Эта ступень горной системы включает в себя самые древние и, соответственно, самые высокие вершины массива (от 4 тысяч метров и выше). Она располагается за плодородными долинами (Кашмирской, Катманду и несколькими другими). Эти долины выполняют роль порога на входе к горным каменным исполинам.
Горы Гималаи — не только самые высокие, но и самые разнообразные. Именно в этом массиве обнаружены и зафиксированы наибольшие разности высот на коротких расстояниях. Высочайшие пики мира в Гималаях соседствуют с ущельями до 4−5 километров глубиной.
На северо-западе от западной цепи Гималаев находится другая высочайшая горная система — Каракорум.
Название гор произошло из древнеиндийского санскрита. «Хималайя» означает «Снежная обитель» или «Царство снегов».
Шершил Тау
По-другому, его называют еловой горой или «Салаватскими камнями». Высота пика, представляющего собой главную вершину массива Крыктытау, составляет 1 108 метров. На отметке в 1 087,2 м располагается высокий столб из бетона, видимый с дальнего расстояния. На главной вершине присутствуют остатки бетонного столбика, рядом с которым находится природная «чаша» из камня, в период дождей, заполняющаяся водой.
Из-за постоянной циркуляции воздушных масс в этом каменном бастионе здесь всегда прохладно и влажно. Основную же часть горы составляют крупные камни вулканического происхождения, собранные в две вершины. У подножья и на склонах простираются берёзовые рощи, на склоне восточной стороны преобладают участки хвойной тайги.
Совершать восхождение на гору лучше в тёплую, сухую погоду, потому что в период дождей тропы сильно размыты, что затрудняет передвижение по ним без спецтехники.
Транспортная инфраструктура
Авиаперевозки
Международный аэропорт «Уфа» (справочная) имеет две взлетно-посадочные полосы и обслуживает более 40 российских и зарубежных авиакомпаний. Аэропорт состоит из двух терминалов — внутреннего и международного — общей пропускной способностью 800 пассажиров в час.
В 2015 году введен в эксплуатацию новый международный терминал, что увеличило пропускную способность на этом направлении в три раза до 200 человек в час.
Судоходство
В Республике Башкортостан насчитывается 930 км внутренних водных судоходных путей, из которых 459 км входят в единую глубоководную систему Европейской части России. Идет строительство грузового речного порта в городе Агидель.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный вокзал в Уфе, Башкортостан (справочная)
Республику Башкортостан пересекают три из пяти имеющихся в России широтных железнодорожных магистралей между Западом и Востоком — участки Куйбышевской, Горьковской и Южно-Уральской железных дорог. Через реки Белую, Каму и Волгу республика имеет выход к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому).
Автомобильные дороги
соединяют Уфу со многими промышленными центрами России и стран СНГ — Москвой, Челябинском, Казанью, Самарой и Оренбургом. По южной окраине Уфы проходит автомагистраль М5 «Урал», здесь же заканчивается федеральная автодорога М7 «Волга».
Инвестиционные проекты в транспортной сфере
- Создание нового выезда из города Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд»).
- Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан «Стерлитамак – Кага – Магнитогорск».
- Строительство автомобильной дороги «Бавлы – Кумертау» в Республике Башкортостан.
Общая протяженность трассы по территории Республики Башкортостан составляет 265 км, на которой предусмотрено строительство 6 развязок с устройством терминалов оплаты проезда.
Как добраться до горы Белая
Крупнейший город рядом с Белой горой — Екатеринбург, от него в направлении курорта ходят рейсовые автобусы и маршрутные такси. Из Нижнего Тагила можно доехать на поезде, работает аэропорт, дважды в день отправляется автобус №113. Ещё один транспортный хаб — посёлок Уралец, от него необходимо пройти по живописной тропе примерно 2 км. Туристы могут заказать такси, но чаще всего предпочитают добираться до туристического кластера на собственном автомобиле.
Из Екатеринбурга дорога пролегает по Серовскому тракту, в районе Нижнего Тагила необходимо свернуть в сторону Черноисточника. Перед обелиском «Европа — Азия» крутой поворот, который по прямой выведет к комплексу Белой горы. У подножия вершины расположены крупные парковки, они охраняются круглосуточно. Любители экстремального отдыха обожают добираться до Белой горы на велосипедах, дорога асфальтирована и без резких подъёмов.
Масим – 1040 м
Горный массив считается самой высокой точкой Бурзянского района Башкортостана и самой южной тысячной точкой Уральского хребта. Маршрут к горе берет свое начало от села Киекбаево, от которого ближе к северу тянется пологая дорога.
Примечательно, что вершина одной из скал представляет собой железную лестницу. Поднимаясь вверх, вид, конечно, потрясающий! На вершине Масима находится каменная мечеть «Таш масет» – сооружение из каменных стен. Эта мечеть использовалась башкирами для чтения намаза в теплое время года.
Хребет является популярным местом среди туристов. С горой связано много легенд, например, согласно одной из них, в древности здесь жил Масим-хан – правитель племен Башкирии. Масим отличается от обычной горно-таежной части Южного Урала, прежде всего, лесным покровом. Здесь преобладают виды деревьев: сосна, береза, липа, дуб. Горы сплошь покрыты лесом.
Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?
Самой популярной традицией оказания взаимовыручки был Каз Умахэ («Гусиная помощь») и Кис Ултырыу («Вечерние посиделки»). В первом случае за несколько дней до наступления праздничных мероприятий хозяйка обходила соседок и приглашала их помочь. Дамы с радостью откликались на просьбу, наряжались в лучшие одеяния.
На Каз Умахэ придерживались определенной иерархии: мужчина забивал гусей, взрослые дамы общипывали их, а девчата мыли птичек в проруби. Барышень на берегу поджидали парни с гармошками, молодежь веселилась и пела песни.
В дом юноши и девушки возвращались вместе, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, они играли в фанты. Для забавы девчата заранее собирали разные предметы: гребешки, кольца, платки. Одна из барышень вставала спиной к водящей, а та задавала ей вопрос: «Какое задание для хозяйки этого фанта?». Например, спеть, станцевать, посмотреть на звездное небо с кем-то из парней и т.д.
На Кис Ултырыу в дом приглашали родственников женского пола. Барышни занимались рукоделием, а по завершении работы помогали хозяйке с домашними хлопотами. В избе звучала музыка, женщины обменивались историями. К столу подвали горячие напитки и сладости. |
Деревопереработка
Башкортостан обладает значительными запасами лесных ресурсов. Общая площадь земель лесного фонда республики оценивается в 6,2 млн га. Общие запасы древесины в лесах региона оцениваются в 759,3 млн м3 . Преобладают береза, хвойные породы, дуб, клен, сосредоточены самые обширные в стране площади липы — самого продуктивного медоносного дерева.
В лесах республики выделены памятники природы, созданы государственные природные заказники и заповедники. Природные парки расположены на площади более 1 млн га.
В 2013 году показатель объема обработки древесины и производства изделий из дерева превысил значение 2012 года и составил 103,8%.
Национальные блюда
Кухня башкир формировалась под воздействием их образа жизни. Зимовка в деревнях и кочевка в летний период сказались на вкусовых предпочтениях нации. Обитатели Башкортостана большие любители мяса, с прохладой относятся к различным специям.
Кочевой образ жизни объясняет тягу к продуктам долгосрочного хранения: отварная, сушеная и вяленая конина либо баранина; мед, злаки и ягоды. Также башкиры большие любители кисломолочной продукции. На праздничном столе можно увидеть казы (конская колбаса), кумыс (сквашенное кобылье молоко), муйыл майы (масло из черемухи).
Национальным блюдом башкир считается бешбармак – мясной суп с куриной лапшой. Помимо этого, к традиционным кушаньям относят: вак-белиш (пирожки с картофелем и мясом), тукмус (суп из гусятины и тонкой лапши), тутырлган таук (фаршированная курица), куырылган (салат из картофеля, рыбы, соленых огурчиков, майонеза и зелени, завернутый в омлетный блинчик).
Свадебные обычаи
У башкир было принято жениться на родных не ниже пятого поколения. Молодежь рано вступала в брак. Девушки становились женами в четырнадцать, парни скрепляли себя семейными узами в шестнадцать лет. Правда, с приходом СССР возрастной барьер для бракосочетания увеличили до восемнадцати годков.
Свадебное торжество делилось на три этапа: сватовство, заключение брака и праздничные гуляния. В качестве свата выступал отец жениха или родственники из его семьи. При согласии отдать дочь замуж оговаривали калым, расходы на торжество и размер приданого.
Нередко сватовство проходило, когда основные участники праздника были младенцами. Обсудив будущее детей, потенциальные родственники скрепляли договоренность батой. Это разведенный водой кумыс или мёд, его выпивали с одной пиалы.
О чувствах девушки никто не задумывался, ее могли легко выдать замуж за старика из-за материальных соображений. После сговора семейства ходили в гости, каждый визит сватов сопровождался праздничным застольем. Чаще всего в веселье принимали участие только мужчины, в редких регионах Башкирии к столу допускали женщин.
После того как основная часть калыма оплачена, родственники девушки отправлялись в избу жениха, где их ожидал богато накрытый стол.
Следующая стадия – бракосочетание, процедуру проводили в доме невесты. Мулла читал молитву и объявлял пару супругами. С этого дня до полного погашения калыма юноша имел право посещать избранницу.
После полной выплаты калыма наступало время праздничного гуляния. Свадьбу (туй) отмечали в родительском доме девушки. В обозначенную дату в избу приходили многочисленные гости со стороны невесты и жениха. Обычно гуляния затягивались на три дня. |
В первые сутки за угощенье отвечала сторона невесты, во вторые – жениха. На третий день молодая жена покидала родительский дом. В первые сутки гуляний проводились игры, скачки, в последние исполняли песни и обрядные причитания.
Перед отъездом невеста обходила избы родственников и одаривала их презентами: ткани, нитки из шерсти, платки. В ответ ей вручали птицу, деньги или скот. Затем наступал период прощания с родителями. До хаты жениха девушка обязательно провожал кто-то из родни.
После того как молодуха переступала порог нового дома, ей требовалось три раза упасть ниц перед родителями мужа и вручить всему семейству подарки. На следующий день после свадебного торжества новоиспеченная жена вместе с самой младшей девушкой в избе отправлялась к роднику за водой и бросала в него серебряную монету.
До появления первого ребенка невестка избегала родителей супруга, прятала лицо и практически не общалась с ними. В бедных семьях девушек часто похищали, чтобы избежать лишних трат на проведение дорогостоящего праздника.
Первая лошадь
По одной из существующих версий, именно на территории Башкирии впервые приручили лошадь. На стоянках Муллино II и Давлеканово II нашли древние останки домашней лошади, возраст которых оценили как рубеж VII-VI тысячелетий до н.э. Впрочем, среди претендентов также Северный Казахстан и другие места. Учёные-генетики обнаружили большое генетическое разнообразие домашних лошадей и на основе исследований предположили, что либо одомашнивание происходило независимо в разных местах, либо к генотипу домашней лошади многократно добавлялся генотип кобыл, вновь отловленных из дикой природы. В первом случае на территории Башкирии вполне могли появиться одни из первых домашних лошадей.
Самая длинная и самая глубокая пещера
Самой длинной пещерой Республики Башкортостан долгое время была Сумган-Кутук. Вход в неё представляет собой жутковатую, очень глубокую пропасть. Внизу – пещерная система с общей длиной ходов 9860 м. Глубина же пещеры 134 м. Правда, после создания Юмагузинского водохранилища большая часть пещеры ушла под воду.
Теперь лидерство перешло к пещере Киндерлинской (им. 30-летия Победы). К тому же недавно в ней открыли новую часть, длина исследованной части пещеры достигла 12935 м, благодаря чему Киндерлинская пещера теперь считается самой длинной на Урале, обойдя многие десятилетия лидировавшую пещеру Дивью в Пермском крае. Она же является самой глубокой пещерой всего Урала – амплитуда 235 м.