Смирнов борис васильевич (1881–1954)

СОДЕРЖАНИЕ.

ТЕКСТ.

А. Б. Историческая выставка предметов искусства. СПБ. 1904.. 77

Билибин, И. Народное творчество русского Севера.. 302

Вениаминов, Б. С. Архангельское. Очерк.. 31

Иванов, А. Логэ и Зигфрид.. 128

Николаев, П. Средневековая поэзия в миниатюрах. (Заставка по рис. Е. Лансере, виньетки из немецких книг XV в.).. 121

Успенский, А. Патриаршая ризница в Москве.. 237

Фомин, И. Московский классицизм.. 187

ИЛЛЮСТРАЦИИ.

Аргунов, Н. И. . Портреты братьев Варгиных.. 44

Архангельское, село, имение кн. Юсуповых Московск. губ.  1—30

Архитектура, в Москве, в эпоху Екатерины II и Александра I.. 144—186

Бакст, Л. Титулблат.. 1

Бенуа, А. Версаль.. 48

Билибин, И. Титулблат..265

Заставка.. 303

Боровиковский, В. (1757—1825) Портрет г-жи Арсеньевой.. 43

Мужской портрет.. 44

Врубель, М. Портрет жены художника.. 46

Выставка, Историческая, предметов искусства. СПБ. 1904.. 50—76

Добужинский, М. Заставки.. 31, 77

Титулблат.. 50

Замирайло, В. Титулблат.. 201

Историческая выставка предметов искусства. СПБ. 1904.. 50—76

Кипренский, О. (1783—1836). Портрет K. Н. Альбрехт.. 45

Колло, Мария. Екатерина II. Терракот. медальон.. 17

Лансере, Е. Титулблат.. 85

Заставка.. 121

Миниатюры, 53 снимка с миниатюр XIII—XVI в.в.  85—120

Патриаршая ризница в Москве.. 201—236

Рашет, (?) Бронзовая статуя Екатерины II.. 30

Ризница, Патриаршая, в Москве.. 201—236

Ротари, гр. (1707—1762). Головка.. 7

Поселянка.. 20

Портрет.. 28

Север, Русский, 70 снимков с церквей северных губерний, народных узоров и предметов утвари.. 267—302

Серов, В. Зима (пастель).. 47

Энкель, М. Моряк.. 47

Фомин, И. Концовка.. 186

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1) „Читальщица“. Картина гр. Ротари (автотипия duplex). Находится в с. Архангельском.. перед стр. 19

2) „Храм Аполлона“. Картина Гюбер-Робера (фототипия). Находится в с. Архангельском.. 7

3) „Вторая терраса в Архангельском“ (фототипия).. 3

4) Портрет М. В. Якунчиковой, ребенком. Рисунок И. Е. Репина (фототипия).. 77

5—7) 3 фототипии: 1) Верхняя часть передка второго саккоса митрополита Фотия; 2) Оклад Евангелия; дар боярина Морозова 1669 г.; 3) Оклад Евангелия; дар царицы Наталии Кирилловны.. 208—216—252

8) Заглавный лист из рукописи XV в. в Имп. Публичной Библиотеке: „Trois traitiez de la Conservation et garde de ta Santé par Guy Pavat“ (фототипия).. 77

9) Жеган Фуке́ (?) Заглавный лист из рукописи в Имп. Публичной Библиотеке: „Le Debbat ou Estrif de Vertu et fortune“ (фототипия).. 125

10) Два образца шитых намышников, из собрания И. Билибина. Трехцветная хромоавтотипия Голике и Вильборг.. 302

Батальная живопись в картинах А. Боголюбова и В. Верещагина

Особый интерес в жанре исторической живописи представляют баталии, которые особенно мастерки получались у Алексея Боголюбова и Василия Верещагина. Алексей Петрович Боголюбов служил на флоте и был художником Главного морского штаба Российской империи. Значительные успехи в Императорской Академии художеств и большая увлеченность морскими сюжетами помогли ему создать внушительную серию картин по истории русского флота. К каждой новой работе Боголюбов подходил очень серьезно, долгие годы изучая исторические документы каждого боя, внимательно осматривая корабли и не упуская ни одной значительной детали. Соблюдая историческую достоверность, художник сумел создать целую морскую летопись, повествуя зрителям о подвигах русского флота. Не зря его картины в жанре батально-исторической живописи относятся к числу лучших во второй половине XIX века. Среди них «Синопский бой 18 ноября 1853 года», «Гангутский бой», «Гренгамское сражение» и другие.

А. Боголюбов. «Синопский бой 18 ноября 1853 года». 1860 г.

Если Боголюбов служил на флоте и писал о морских баталиях, то Василий Васильевич Верещагин участвовал в сухопутных сражениях. Он принимал участие в ряде войн и даже погиб в одной из них в возрасте 61 года. Войны оставили глубокий след в его жизни, и потому именно этот мотив часто звучал в его работах. Имея талант к живописи и получив образование в Академии художеств Петербурга, художник создал много интересных с точки зрения истории картин. Это многочисленные работы, посвященные русско-турецкой войне 1877—1878 годов, Палестинской серии (1883—1885), испано-американской войне 1898 года, а также Отечественной войне 1812 года.

Баталии Верещагина — это отнюдь не картины о лихих воинах, которых запечатлели в пылу битвы. Это горькая правда об ужасах войны в таких известных работах, как «Апофеоз войны», «В покоренной Москве», «Смертельно раненный» и многих других холстах. Это летопись поможет потомкам понимать, какова расплата за любую войну.

В. Верещагин. В покоренной Москве. 1898 г.

Историю можно изучать не только по военным работам Василия Верещагина, но и по его многочисленным картинам о разных народах мира. Путешествуя по всему миру, художник глубоко проникся бытом людей самых разных стран и регионов мира. Примером таких картин служат работы «Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», «Прогулка в лодке», «Двери Тимура (Тамерлана)» и другие.

В. Верещагин. «Двери Тимура (Тамерлана)». 1872 г.

Міръ искусства : художественный иллюстрированный журналъ / Редакторъ и издатель: С. П. Дягилевъ. — С.-Петербургъ, 1899—1904.

Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшийся органом одноименного объединения — «Мир искусства» и писателей-символистов. Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков.

Выпуском журнала первоначально занимались княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, однако с 1902 года эти полномочия перешли к С. П. Дягилеву, который одновременно выполнял обязанности редактора. Увеличение нагрузки привело к тому, что уже с 1903 года журнал стал редактироваться совместно с А. Н. Бенуа.

«Мир искусства» первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций.

Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству.

В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».

Редакция журнала располагалась в доме Дягилева (Литейный проспект, 45; а с 1900 — набережная реки Фонтанки, 11).

Мир искусства

Том первый. №№ 1—12. — 1899

PDF (234 МБ)

Мир искусства

Том второй. №№ 13—24. — 1899

PDF (218 МБ)

Мир искусства

Том третий. №№ 1—12. — 1900

PDF (227 МБ)

     

Мир искусства

Том четвертый. №№ 13—24. — 1900

PDF (210 МБ)

Мир искусства

Том пятый. №№ 1—6. — 1901

PDF (220 МБ)

Мир искусства

Том шестой. №№ 7—12. — 1901

PDF (226 МБ)

     

Мир искусства

Том седьмой. №№ 1—2. — 1902

PDF (92,9 МБ)

Мир искусства

Том седьмой. №№ 3—4. — 1902

PDF (90,2 МБ)

Мир искусства

Том седьмой. №№ 5—6. — 1902

PDF (58,2 МБ)

     

Мир искусства

Том восьмой. №№ 7—8. — 1902

PDF (80,0 МБ)

Мир искусства

Том восьмой. №№ 9—10. — 1902

PDF (62,4 МБ)

Мир искусства

Том восьмой. №№ 11—12. — 1902

PDF (54,7 МБ)

     

Мир искусства

Том девятый. №№ 1—6. — 1903

PDF (151 МБ)

Мир искусства

Том десятый. №№ 7—12. — 1903

PDF (149 МБ)

Мир искусства

Том одиннадцатый. №№ 1—3. — 1904

PDF (130 МБ)

     
 

Мир искусства

Том одиннадцатый. №№ 4—6. — 1904

PDF (113 МБ)

Мир искусства

Том двенадцатый. №№ 7—12. — 1904

PDF (127 МБ)

 

ЗИМНЯЯ СКАЗКА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВА

Зиму 1912-1913 годов художник провел у себя на даче, в Красноборске Архангельской губернии, а в летнюю пору ездил на Соловки. Так был создан цикл работ, который можно назвать «Зимняя сказка».

Александр Борисов -Зимняя Сказка -1913 год

Поразительной чертой художника Борисова является верность теме. Ничего, кроме северных мотивов, он никогда не писал, не искал никакой другой темы — только Русский Север! Вслед за Борисовым Крайний Север также посетили  В. Серов и К. Коровин (кстати, тоже соседи Борисова по Орсею!), но для них северный мотив был лишь мимолетным эпизодом творческой биографии. Борисов же Крайнему Северу посвятил всего себя, с ученических лет и до конца своих дней.

Александр Борисов -Часовня на берегу Югорского Шара -1898 г.

Умер Александр Алексеевич Борисов 17 августа 1934 года у себя в мастерской, во время работы над картиной об Арктике.

Александр Борисов -Кладбище на острове Вайгач -1898 г.

Автор панорамы

Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.

Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны. В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии. К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.

Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва

Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.

Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.

Картина Покорение Сибири Ермаком Василия Сурикова

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье коллежского регистратора.

Род Суриковых принадлежал к казачьему сословию. Дед по материнской линии Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске, двоюродный брат деда по отцовской линии Александр Степанович Суриков был атаманом Енисейского казачьего полка (в его честь на Енисее назван остров Атаманский: обладая большой силой, однажды в бурю, бросившись в реку, он вытащил оторвавшийся от берега плот)

В возрасте 8 лет Василий Суриков переехал с семьей в Сухой Бузим, куда отца перевели на службу, и там закончил два класса приходской школы при Всехсвятской церкви, в 1858 году начал учиться в уездном училище.

В 1859 году умер от туберкулеза его отец, и матери с детьми пришлось вернуться в Красноярск. Первые уроки живописи Василий получил от учителя рисования Красноярского уездного училища Николая Васильевича Гребнева.

После окончания учебы в училище Суриков устроился работать писцом в губернское управление: денег на продолжение образования сына в гимназии у матери не было.

Енисейский губернатор Замятин, увидев в управлении рисунки Сурикова, нашел мецената золотопромышленника Кузнецова, который оплатил обучение талантливого юноши в Академии художеств.

По приезде в Санкт-Петербург в 1868 году Суриков сначала учился в рисовальной школе Общества поощрения художников, а в 1869 году стал вольнослушателем Академии, через год был зачислен воспитанником.

За время учебы с 1869 по 1875 год за свои работы Суриков получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий

Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор»

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл его покровитель Петр Иванович Кузнецов.

В 1874 году художник за картину «Милосердный самаритянин» получил Малую золотую медаль.(Эту картину он подарил Кузнецову)

По окончании Академию художеств Суриков получил звание классного художника первой степени.

В 1877 году Суриков переехал в Москву, получив заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре. У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга и Елена. (Дочь Сурикова Ольга впоследствии была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская стала писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский)

В 1881 году Суриков стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1883 году художник на деньги от продажи картины «Меншиков в Березове» (ее приобрел Павел Третьяков) смог побывать в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником Петром Кончаловским посетил Испанию.

В 1915 году Василий Иванович из-за ишемической болезни сердца уезжает на лечение в Крым.

Скончался в Москве в 1916 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Василия Сурикова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Античная живопись в картинах Г. Семирадского

Генриху Ипполитовичу Семирадскому пришлось буквально пробиваться в искусстве, так как и семья была против его художественного поприща, и в Академию художеств двадцатилетнего молодого человека брать не хотели по причине уже солидного по меркам образовательного заведения возраста. Тем не менее, упорство и талант помогли юноше все же стать учеником и с большим успехом завершить академию

Писал он в академическом стиле и особое внимание уделял античной истории и мифологии. Хотя мастер творил в общепринятом стиле, его достижением стало совмещение природы и античности, что заставило древние мотивы звучать по-новому

Слияние античных персонажей с природой, а также виртуозное владение техниками изображения света рождало на свет оригинальные произведения, которые вызывали восторг у зрителей.

Г. Семирадский. «Танец среди мечей». 1881 г.

Однако творчество Семирадского было по нраву отнюдь не всем. Многие критиковали его за неестественность и сумбурность композиций, которые художник порой собирал, словно конструктор из однотипных героев. Известный коллекционер Павел Третьяков даже принципиально не хотел покупать работы художника, полагая их слишком далекими от истинной русской живописи. Однако это не мешало славе картин Семирадского: одни из них уходили в царскую семью, а некоторые в конце концов все равно попали в Третьяковскую галерею. Среди его известных картин жанра исторической живописи назовем «Христос у Марфы и Марии», «Танец среди мечей», «Светочи христианства. Факелы Нерона», «Грешница» и другие.

Г. Семирадский. «Грешница». 1873 г.

История создания[ | ]

Замысел полотна возник у Сурикова ещё в 1889 году, но работу над картиной он начал лишь в 1891 году. По собственным словам художника, общая концепция полотна сложилась у него ещё до ознакомления с историческими событиями, на которых оно основывалось:

А я ведь летописи и не читал, картина сама мне так представилась: 2 стихии встречаются. А когда я потом уж Кунгурскую летопись начал читать, вижу – совсем, как у меня, совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял.

Этюд к картине — знамя из арсенала Московского Кремля На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме». Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске. Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5,6×2,8 метра. В 1892 году он выезжал на Дон — собирать типажи для образов казаков, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». На реке Немире Суриков рисовал старого шамана — рука шамана с палочкой, которой тот бьёт в бубен, на лист не поместилась, и художник нарисовал её отдельно. В этнографической коллекции Минусинского музея он делал зарисовки с одежд туземцев, украшенных бисером и необычными узорами. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине — «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде.

В 1893 году в станице Раздорской Суриков делал этюды с местных казаков — Арсения Ковалёва, Антона Тузова, Макара Агаркова, впоследствии использованные в картине. Именно батареец Арсений Иванович Ковалёв послужил прототипом для окончательного образа Ермака, а Макар Агарков — для образа есаула Ивана Кольца. На Дону были созданы образы казаков Дмитрия Сокола и Кузьмы Запорожцева, сделана зарисовка большой казачьей лодки, потом попавшей в картину. В этом же году художник отправился на север Сибири — снова делать зарисовки остяков; в 1894 году состоялась новая поездка в Тобольск и по Иртышу.

Ввиду большого масштаба картины Сурикову пришлось сменить московскую квартиру, куда он переехал из Красноярска осенью 1890 года, на другую — побольше. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака». Автор долго искал нужную цветовую гамму — на ранних набросках преобладают голубые и желтовато-пепельные тона, а когда на картине появляется обрывистый берег, его расцвечивают зелёные пятна. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе — на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план; в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска, и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины.

Гибриды

Исследователи ломоватовской культуры и пермского звериного стиля называют их ящерами. Обычно представляют собой комбинацию водных и наземных существ. Например, щуку с лапами выдры, собаку с хвостом бобра, загадочного мамонта с рогами (бьярмы считали мамонта подводным животным). Эти гибриды охраняли вход в подземный мир. Существует другая группа гибридов — комбинация воздушных и земных существ. Это крылатые человеколоси, покровители людей-лосей, полубоги. Есть еще помощники шаманов — крылатые собаки. Собаки могут видеть чуять незримых для человеческих глаз духов. Потерев такую бронзовую собаку-птицу, шаман тоже обретал магическое зрение.

Третья группа — навершия предметов: кинжалов, ножей, посоха и ручки котлов в виде животных. Характерны для предшественников ломоватовской культуры — ананьинских племен. Ранняя история Пермского звериного стиля.

Люди-птицы

Создатели пермского звериного стиля верили, что души во сне и после смерти могут превращаться в птиц. До культа человеколосей, вероятно, существовал древнейший культ людей-птиц.

Металлопластика подтверждает это предположение. Сочетание двух родовых групп или даже двух этносов с культами человеколосей и людей-птиц могло привести к сложному культу третьего порядка: людей-лосей-птиц.

Человеколоси

«Люди-лоси-птицы» — самый загадочный и распространенный сюжет пермского звериного стиля.

Происхождение сложного комбинированного образа третьего порядка можно проследить по самим изображениями. Существуют изображения второго порядка: люди-лоси и люди-птицы. Образ человека с птичьим клювом и лосиной головой над человеческим лицом произошел, возможно, от слияния двух родовых групп и соответствующих культов.

Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) Композиция состоит из двухголового ящера и человеколосей, сидящих на нем. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПГУ — коллекция М. Н. Зеликмана Размеры: 67 мм х 97 мм VII — VIII вв.

Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.

Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками.

Место находки: Республика Коми, Троицко-Печорский район Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Исторический музей Крылатый человеколось стоит на ящере. (Троицко-Печорский р-н Коми АССР). Бронза, литье. ГИМ-91 652 92х67 мм

Особого внимания стоят ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает много таких существ: фавны, сатиры, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Последующие эпохи, например, христианство трактует этих полуживотных существ как нечисть и превращает в чертей. Однако, только пермский человеколось сочетает в себе элементы персонажей, которые последующее христианство развело в разные стороны: крылья ангела-хранителя и копыта черта. И черт, и ангел-хранитель занимаются душой человека, но в разных сферах, а пермский языческий человеколось один: может спасти, а может и наказать.

Как и весь пермский звериный стиль, этот образ занимает особое место в мировой культуре. Образ человеколося — «визитная карточка» пермского звериного стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует.

Музей сегодня

Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.

Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.

С середины 2000-х годов частью музейного комплекса стал музей Героев Советского Союза и России. Возле главного здания музея можно увидеть памятник Кутузову, копию Триумфальной арки, обелиск с братской могилы погибших под Бородино и храм-часовню Архангела Михаила.

Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894

Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.

Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.

На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.

Не только панорама

За век собрание музея пополнилось уникальными коллекциями живописи, графики, оружия, через которые раскрываются основные события Отечественной войны 1812 года. Только за 2011-12 годы появилось около 400 новых экспонатов: подаренных коллекционерами, историками, потомками участников войны 1812 года, или найденных на Бородинском поле

В обновленной экспозиции не только показана история русских и французских войск, но и уделено внимание основному союзнику России того времени – Англии, ее военным традициям, вооружению и обмундированию. Кроме того, среди новых экспонатов – дневники участников войны, документы (приказы, карты) того времени, личные вещи Михаила Голенищева-Кутузова и бойцов противоборствующих армий

Впервые выставлен раритетный хирургический набор того времени: на Бородинском поле было сделано более 10 тысяч операций. Экспонатом может стать и грубый осколок ядра, и изящная табакерка. Сам факт помещения предмета в музейную экспозицию вводит его в научный оборот, в информационное пространство, доступное любому исследователю, будь то профессионал или любитель. Вскоре в нескольких шагах от панорамы откроет двери для посетителей «Кутузовская изба». В ней практически полностью воссоздана обстановка Военного совета в Филях. Историю снова оживляют с помощью современных технологий: в окнах появились экраны, на которых можно пронаблюдать за лагерем русских войск, увидеть проходящих солдат, услышать беспокойный шум. Посреди комнаты сидит полководец — Михаил Илларионович Кутузов — и рассказывает, как непросто ему далось историческое решение. Открытие «Кутузовской избы» намечено на День исторического и культурного наследия — 18 апреля: научная работа уже закончена, экспозиция составлена, осталось решить, сможет ли «изба» принимать большие группы зрителей, посещающих панораму. Саму панораму к юбилею сделали как можно более доступной для людей с ограниченными возможностями. Правда, винтовая лестница на верхний этаж, где располагается полотно Рубо, не предполагает ни пандусов, ни лифта. Те, кто не сможет подняться наверх, в «зале виртуальной реальности» составят впечатление о Бородинском сражении по 3-D презентации (она будет интересна всем, особенно детям). 6 марта в музей пришли историки, потомки участников войны 1812 года, а с ними — кадеты. Первокурсников Первого московского кадетского корпуса (в пересчете на обычную школу –пятиклассников) больше всего интересовали интерактивные табло со схемами передвижения войск. Взрослые же не только расточали и принимали поздравления, но и задумывались: какова судьба исторических памятников и музеев в стране «рецидивирующего в юбилейные годы» патриотизма? Проще говоря, не придется ли «затянуть пояс» по истечении юбилейного года? Об этом сотрудники не беспокоятся: зрители не забывали музей даже в 90-е, паутиной панорама не зарастет. Версия для печати

Тэги:

Культура Музеи История

АЛЕКСАНДР БОРИСОВ В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ

Из своих экспедиций Борисов вернулся знаменитостью. Слава первого художника Арктики бежала впереди него. В 1902 году по приглашению Венского общества художников А. А. Борисов устраивает выставку в столице Австрии.Затем выставки с триумфом проходят по всей Европе. Прага, Лондон, Берлин, Гамбург, Кельн, Дюссельдорф, Мюнхен,Париж…

лександр Борисов -Драма свершилась. Новая Земля -1896 год

В Париже Александр Алексеевич выставил 227 работ! Правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона и приобрело картину «Льды в Карском море».

Теперь понятно, как она попала в Musee d’Orsay!

Александр Борисов — Айсберг в Карском море-1901 год

В 1907 году по представлению Нансена, посетившего его выставку в Лондоне, художник от имени правительств Норвегии и Швеции награжден орденом Святого Олафа. Нансен сам и вручил его русскому художнику.

Александр Борисов -Весенняя ночь на Мурмане-1896 год

Британское правительство наградило художника Орденом Бани.

Александр Борисов — В Кандалакшском заливе

Большое  впечатление картины Борисова произвели на президента США Теодора Рузвельта. В начале 1908 года Борисов приехал в США. Выставка его картин была проведена прямо в Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, которого принял Президент США.

Александр Борисов — Мурманская гавань в марте -1896 год

Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855

Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.

Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».

Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.

Историческая живопись в картинах В. Сурикова и И. Репина

Настоящим виртуозом русской исторической живописи по праву считается Василий Иванович Суриков. Даже далекий от искусства человек наверняка вспомнит его картины о Суворове, Боярыне Морозове или о стрелецкой казни. Это масштабные полотна, которые никого не оставят равнодушными. Интересно то, что многие из них художник создавал не по недавним событиям, а по тому, что было в далеком прошлом. Так, сюжет картины «Утро стрелецкой казни» художнику пришел внезапно, когда он гулял по улицам Москвы и вдруг со всей явственностью увидел в воображении казнь стрельцов. Но на картине это был не просто вымышленный эпизод, так как долгие годы художник изучал историю и кропотливо подбирал нужные ему образы и атрибуты. Сам же образ казни настолько пронзил его, что он многие дни с облегчением просыпался по утрам после ночных кошмаров о казненных. Аналогичным образом он создавал и другие свои картины, которые превратились в целые летописи.

В. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 г.

Работы Сурикова пользовались большим успехом. Так, знаменитая картина «Боярыня Морозова» относится к числу первых русских холстов, на которых художнику удалось так полно передать русскую историю. Его работы широко обсуждали в обществе, а именитые персоны даже называли самые высокие цены, чтобы заполучить шедевры в свои коллекции. Например, император Николай II перекупил за 40 тысяч рублей картину «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», которая должна была за 30 тысяч рублей перейти в коллекцию Павла Третьякова. Это были огромные для своего времени деньги, которые многим другим художникам и не снились.

В. Суриков. «Боярыня Морозова». 1884–1887 гг.

Обращался к прошлому в своей живописи и знаменитый художник Илья Ефимович Репин. Его полотна были не менее драматичны, чем у Сурикова, и поднимали острые социальные вопросы. Мало кого оставила равнодушным его известная картина «Бурлаки на Волге» и тем более холст об убийстве Иваном Грозным его сына. Первая картина просто шокировала общество, которое буквально забросало художника противоречивыми отзывами от критики до полного восторга. Вторая работа продолжает потрясать общество и сегодня — до такой степени глубоко художник передал душевный разлад в описанном сюжете. Сам художник писал картину об Иване Грозном в больших муках, неоднократно бросал ее, и, вероятно, эта выстраданная боль и позволила ему так тонко передать все чувства на полотне. Этот сюжет до сих пор воспроизводится в кино, театрах, студиях восковых фигур и на других площадках искусства.

И. Репин. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885 г.

Репина особенно волновали сильные личности, которые оставили глубокий след в обществе. Это могли быть известные писатели, композиторы, царские особы или простые люди, которые показали свой сильный характер. Так, непокоренной волевой женщиной предстает перед нами царевна Софья — сестра и опекун Петра I. Гордость и самобытность прослеживается и в образе простой русской девушки в картине «Садко». Пока заморские красавицы пытаются вскружить голову видному жениху драгоценностями и богатыми нарядами, скромная русская девушка стоит в отдалении

Она понимает ценность своей души и не пытается привлечь внимание мишурой.

И. Репин. «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (неполное название). 1879 г.

Его знаменитые картины представляют собой сложнейшие клубки эмоций многих персонажей. Так, эмоционально многогранна картина «Крестный ход в Курской губернии» или не менее знаменитый холст «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Именно эти эмоции многофигурных композиций так захватывают зрителей и заставляют часами рассматривать картину и удивляться ей.

И. Репин. Картина «Запорожцы». 1878–1891 гг.

Примечания

  1. Документы Фонда художников Б. В. и Г. Б. Смирновых в ЦГАОРСС (Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства) г. Москвы (Государственный архив Российской Федерации) ф. 2863 (Художников Смирновых), оп. I, дд. 1-22, 24-26, 28-31, 33-42, оп. 2, дд. 1-26, 30-50, 52-60, 62-64.

Другие источники информации.

  • Воспоминания профессора Р.Геккера и художника Ф. Мельникова
  • Каталог выставки произведений Бориса Васильевича Смирнова. Июль 1959. Москва
  • «Творческий путь художника». Статья О.Ресиной и С.Шило о посмертной выставке произведений Б. В. Смирнова
  • «Династия художников». В. Семенов. Газета «За коммунизм» (1965)
  • «В дар музею». В. Розов.
  • «Вечная жизнь в искусстве» М. Пешков
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: