Село клеопино. церковь ильи пророка

Социальная и просветительская деятельность

Приходская жизнь не ограничивается религиозными обрядами и церковными службами. В храме ведется активная социальная работа. Священники и прихожане оказывают помощь нуждающимся семьям и одиночкам одеждой, обувью, деньгами, продуктами. Ежегодно проводятся сборы новогодних подарков для многодетных семей и пожилых людей, приходящих в храм. В подшефных детских социальных учреждениях работают волонтеры — помогают в каждодневном уходе и устраивают праздники с подарками.

Молодежная программа «Илиинский светоч» включает в себя несколько направлений: хоровая деятельность, участие в социально-значимых мероприятиях церкви, помощь священникам в храме, паломнические поездки, занятия иконописью.

В воскресной школе занимаются как дети, так и взрослые. Преподаватели школы рассказывают об основах и истории православия, о церковных правилах и обрядах. В программу школы также входят основы церковного пения, изучение Священного писания и Церковнославянского языка.

Основная цель просветительской деятельности церкви — приобщение к духовным ценностям, укрепление веры, сохранение православных традиций.

Реставрация

К моменту начала реставрации в июле 2003 года церковь находилась в полуразрушенном состоянии. Верхняя часть храма (два восьмерика из трёх) рухнула в 1960-х годах. Реставрация велась по методу полной переборки, разработанному архитектором-реставратором, лауреатом Государственной премии РСФСР Александром Поповым, с применением исторических строительных инструментов и технологий.

В частности, было установлено, что при сооружении церкви Ильи Пророка при тёске применялись топоры с характерно оттянутой пяткой, узким лезвием шириной около 16 сантиметров и треугольной проушиной, отличающиеся от более древних колунообразных топоров. С целью следования историческим технологиям обработки дерева при проведении реставрационных работ использовались реконструированные аналоги этих топоров.

Реставрационные работы выполнялись Реставрационным центром «Архитектура — Производство — Обучение», под руководством Александра Попова. Основные работы по реставрации церкви были закончены в середине лета 2009 года.

По мнению директора НИИ историко-теоретических проблем народного зодчества, академика РААСН В. П. Орфинского реставрация церкви Ильи Пророка на Цыпинском погосте «лучший пример реставрации деревянного храма в новейшей истории России».

Храм Илии Пророку был построен благодаря Илье Озакову

Илье Озакову многие обязаны, ведь именно он открыл ныне существующий храм, который никогда не закрывался. В советские годы многие церкви в России были снесены с лица земли, но храм Пророка Божия Илии уцелел. Еще с древнейшего времени и по настоящее время храм оглашает колокольным звоном восточные окрестности столичного града. Изначально храм был деревянным, построен был в честь небесного покровителя Илии Озакова.

После была построена каменная церковь, крест которой виден очень далеко. В праздники и в будние дни, в храм стекалось огромное количество народу. Приезжали не только из ближайших деревень, но и приезжали из самой Москвы. Особенно много народу собиралось в престольный праздник, в Ильин день.

Фото времен, когда храм Илии Пророка в Черкизове уже был построен каменный, крест которой виден был очень далеко. Храм был построен в честь небесного покровителя Илии Озакова

Конечно, многие века в этом месте молились и ходатайствовали перед Богом святого Пророка Божия Илию, это и принесло свои плоды. Храм пережил многие войны, революции, а также годы лихолетий и богоборчества. Но в итоге храм все же выстоял.

Есть один момент, который как покажется совсем не такой простой, в центре Москвы, в Обыденском переулке, тогда стоял еще один храм Илии Пророка, который также никогда не закрывался. Можно посчитать это простой случайностью или совпадением, но у многих верующих людей на этот счет совсем другие мысли и точки зрения.

Святитель Алексий, митрополит Московский купил у Илья Озакова это село на свои келейные деньги. После чего куплю закрепил жалованной грамотой у князя Василия Темного. Совсем не случайно в переписной книге 17 века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной».

Начиная с того времени, очень часто храм сменял другой, но в 1690 году наконец была построена каменная с приделом во имя Святителя Алексия, митрополита Московского.

Митрополит Алексий сделал Ильинский храм летней резиденцией московских патриархов, сто не удивительно, ведь храм располагался в живописнейшем месте, на берегу Сосенки

После был устроен еще один придел во имя Честнаго Креста Господня. Была сооружена новая колокольня, об этом указано в книге П.В. Синицина.

По этим же сведениям, село Черкизово впервые встречается в духовной грамоте Святителя Алексия, которое было найдено митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году.

В далекие годы, с было довольно далеко от шумной суеты Москвы. Здесь все было расположено для уединения и отдыха на природе в окружении дубрав и живописной речки Сосенки.

Митрополит Алексий построил дачу, куда обычно он приезжал в теплое время года. Это место летнего пребывания было не только для него, но и для его последующих приемников.

В своей книге Синицын пишет, что царь Иоанн Васильевич с царевичами ездил в Черкизово на охоту и для отдыха. Также следует отметить, что митрополит Алексий завещал село Чудову монастырю.

Историки по сей день решают, так ли это было…

Проснувшись, тотчас приказала сделать для Святителя с священниками драгоценное облачение по тому покрою, как она видела во сне. Когда Св. Алексий вошёл в город, его встретил хан с великою честью, как человека Божия; вводит его в свою палату. Святитель, начав петь молебен, велел зажечь свечу, которую слепил. После молебна окропил царицу святой водой; она тотчас прозрела. Это чудо всех поразило удивлением и исполнило радостью. Тайдула, в память своего исцеления молитвами Святителя Алексия, подарила ему перстень, который хранится в Москве в патриаршей ризнице. Хан, осыпав его дарами, отпустил с миром в Россию.

Насколько этот факт достоверен, насколько приукрашен, судить не нам. Даже ученые историки не один век ведут дискуссии. Прийти к общему знаменателю мешает то, что при пожаре в 1812 году сгорели многие архивы, в том числе летописи тех времен. Но люди верят в чудо, молятся и по вере получают исцеление.

Храм Ильи Пророка

Главная достопримечательность села Клеопино – каменная Ильинская церковь. Строительство культового сооружения началось в 1901 году, его курировал купец Михаил Белов.

С началом строительства связана любопытная легенда. В конце XIX века земство решило, что на этой территории необходимо построить два жизненно важных для населения объекта: школу и церковь. До этого жителям приходилось ездить в село Воскресенское. Старожилы рассказывали, что на размещение у себя этих объектов претендовали как Клеопино, так и Григорьевка. Чтобы разрешить спор, решили вытянуть жребий. Григорьевке досталась школа на 60 учеников, а Клеопино – церковь.

Возведение церкви шло на деньги предпринимателей братьев Злоказовых, на средства земства и пожертвования прихожан. Её освятили в честь святого пророка Ильи. В 1907 году тут состоялось первое венчание. С этого момента деревня превратилась в село.

Церковь видна издалека, она стоит на въезде в село. В 1936 году её закрыли и отдали под зерносклад Булзинского совхоза. Долгое время здание стояло заброшенным. В первой половине 2000-х годов церковь была восстановлена и сейчас снова действует. Здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Из истории

Село Цыпино известно с начала XVI века. Существующая сегодня Ильинская церковь была построена в 1755 году и освящена в 1756 году: в архивах музея сохранилось «Прошение Надпорожского стану церкви Пророка Илии, что на Цыпине, священника Поликарпа Иванова… о выдаче из вологодского Софийского собора ко освящению новопостроенной Ильинской церкви священного антиминса» от 26 июня 1756 года.

В XIX веке в Цыпинском погосте, кроме Ильинской, существовала ныне не сохранившаяся каменная церковь с колокольней, построенная в 1800 году, с двумя престолами: в холодном храме во имя великомученика Димитрия Солунского и в тёплом приделе во имя великомученика Георгия. В 1866 году Цыпинский приход был одним из крупнейших в Кирилловском уезде. К приходу относились 21 деревня, 265 дворов, 1794 человека.

В конце XIX века (с 1862 по 1895 год) священником Ильинской церкви был Иван Михайлович Бриллиантов, многочисленная семья которого длительное время проживала в Цыпино и дети которого стали образованными и известными людьми. Двоим из его сыновей посвящены статьи в ЭСБЕ: историку церкви, члену-корреспонденту Российской академии наук Александру Ивановичу Бриллиантову (1867—1933) и исследователю Ферапонтова монастыря и истории села Цыпино Ивану Ивановичу Бриллиантову (1870—1934).

История села Клеопино

Название села произошло по фамилии первого землевладельца – коллежского советника Никифора Клеопина. Он руководил строительством Екатеринбургского завода, а также ряда других предприятий. В 1745-54 и 1756-58 годах исполнял обязанности главного командира Канцелярии главного правления заводов в Екатеринбурге.

Эти земли Клеопин приобрёл в 1753 году. Жители были крепостными. Спустя 10 лет, в 1763 году, имение Воскресенское (в него входила и эта деревня) отошло его сыну Григорию. В его честь был назван другой населённый пункт – село Григорьевка на противоположном берегу озера Анжелы.

Н.К. Чупин в XIX веке писал, что «Клеопино» являлось местным названием села Воскресенского, а данный населённый пункт тогда назывался по озеру Анжелы.

В 1784 году имение Воскресенское было куплено владельцем Кыштымских заводов Никитой Никитичем Демидовым, а в 1809 году эти земли вместе с заводами приобрёл екатеринбургский купец Лев Иванович Расторгуев.

По данным на 1869 год в деревне числилось 105 дворов и 665 жителей обоего пола. Основными занятиями жителей были земледелие и выжег древесного угля для заводов. В то время деревня относилась к приходу Знаменской церкви села Воскресенского. В 1873 году больше половины домов деревни было уничтожено в огне вспыхнувшего пожара.

По данным переписи 2010 года, в селе проживало 130 человек.

Храм Пророка Божия Илии начали восстанавливать только в 1982 году

Церковь долго находилась без ремонта. Когда состояние храма дошло до критического, власти вспомнили о древнем памятнике. В 1982 году вместе с настоятелем храма с настоятелем храма протоиереем Алексеем Глушаковым началась внутренняя реставрация храма, а также его росписей и икон.

Также рядом с храмом было решено построить дом причт. В 1912 году на месте ветхих деревянных построек, было построено кирпичное здание. С 1996 года здесь размещалась крестильная. Во время разборки старых строений, была найдена утерянная икона Святого Пророка Божия Илии.

На фото изображен иконостас главного придела в честь Пророка Божия Илии в Черкизове

В 1986 года иконостас был разобран. Его реставрация была проведена силами реставраторов и художников. Заново были расписаны подкупольные своды древнего четверика в технике настенной фрески.

Расписание богослужений на официальном сайте храма Илии Пророка

В настоящее время храм полностью действующий, сейчас при нем работает воскресная школа. Расписание богослужений можно узнать на официальном сайте храма.

Все, кто желает, может приехать и посетить это замечательное место — храм в честь Пророка Божия Илии, древний памятник архитектуры. Адрес храма: г. Москва, улица Большая Черкизовская, д. 17.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Иван Яковлевич Корейша

Как говорилось выше – кладбище возле Ильинского храма – самое древнее в Москве, и самое маленькое. Поток народа сюда не иссякает. Одной из причин тому- могила знаменитого Ивана Яковлевича Корейши. Это русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного. Свыше 47 лет провёл в больницах в качестве психически больного, из них почти 44 года в Московской Преображенской больнице.

После смерти тело старца не могли предать земле в течение пяти дней, поскольку сразу несколько обителей претендовали на право похоронить его у себя. Предлагалось сделать это на родине в Смоленске или в Алексеевском женском монастыре. В дело вмешался некто полковник Заливкин, которому удалось уговорить Филарета разрешить похоронить тело Ивана Яковлевича в селе Черкизове, при этом полковник полностью взял на себя все расходы по захоронению. Причина усердия полковника состояла в том, что ему, бывшему ревностному католику, Корейша трижды являлся в видениях, после чего Заливкин (Заливский) принял православную веру и впоследствии был миропомазан самим митрополитом Филаретом.

Другой весомой причиной решения митрополита была просьба племянницы блаженного — Марии, бывшей замужем за дьяконом храма Ильи Пророка в Черкизове. Гроб с телом покойного юродивого из больницы был вынесен с чёрной лестницы в сопровождении персонала во избежание осложнений со стороны душевнобольных, считавших Корейшу своим благодетелем. Множество экипажей провожало усопшего, несмотря на длинный и грязный путь, большое количество приверженцев блаженного следовали в процессии. Похоронен с правой стороны от центрального входа.

Исцеление ханши Тайдулы

В храме находится очень редкая икона – «Исцеление ханши Тайдулы митрополитом Алексием, всея Руси Чудотворцем». К ней притекают верующие и молятся об исцелении глазных болезней. Много бытует версий историков, легенд и преданий о поездке Алексия в Орду. Мать хана Джанибека царица Тайдула три года страдала слепотой и другими болезнями.

Он, слышав об Алексии, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия чтоб он помолился о даровании прозрения его матери. «Если, — писал хан,— по его молитвам исцелеет, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле». Такое послание хана поставило Святителя в затруднение. Он, естественно, сознавал свою немощь для такого необычайного дела, и вместе с тем, страшился угроз хана.

По усиленным просьбам Великого Князя Святитель решился отправиться в Орду. Собираясь в путь, прежде всего со всем клиром отслужил молебен в соборной церкви Успения Божией Матери. Когда он молился, свеча у гроба Святителя Петра сама собою засветилась в виду всех. Это явление служило ему предзнаменованием, что Господь устроит его путь во спасение. Слепив небольшую свечу из воска от свечи, чудесно засветившейся, Св. Алексий отправился в путь с полным упованием на милость Божию. Прежде чем он достиг места, в котором жил хан, Тайдула видела во сне Святителя Алексия в архиерейском облачении вместе с священниками.

Клеопино (Покровский погост) — Казанская церковь

   Село Клеопино, от Твери 40 верст.    Из материалов Клировой ведомости Тверского уезда 1801 года:    Село Клеопино, в нем церьковь деревянная, ветхая во имя Казанския Божия Матери, утварию довольна, на месте оной строится каменная, в тоже именование, однокомплетная, при ней приходная и росходная шнуровая книга имеется. Дата построения не записана. Земли к ней отмежевано 36 десятин. Приходских дворов 148, в них мужеска пола душ 630, женска 634. В близости к оному селу Клеопину имеются села: 1-е село Дудино в 5 верстах, 2-е погост Козма и Домиан что в Повязьме, в 5-ти же верстах, 3-е село Бели Архиерейские в семи верстах.    В 1801 году служили: священник Антип Дометиев — 32 года. В школах был, уволен из реторики, в чтении и пении хорош. Невдов. Во священиика произведен в 1793-м году, ставленную гpaмoту имеет. Священник пономарю зять. Сему священнику в 1800-м году за излишнее требование за погребение умершаго тела учинен в Консисторском присудствии строгий выговор. В дурных поступках ни в чем не замечен. Жена ево Катерина Николаева — 25 лет. У них дети: Петр — 6 лет обучается словесному, Варвара — 4 года, Наталья — 2 года, Илья — полугоду.    Вдова диаконица Ирина Афанасьева — 43 года. У ней дети: Дарья — 16 лет, Иван — 12 лет обучается в семинарии в информатории прозывается Клеопиным, Василий — 6 лет обучается словесному, Алексей — 2 года.    Дьячек Василий Макаров — 17 лет. В школе был уволен из рускаго класса, в чтении и пении нехуд. Холост. Во дьячка определен и в стихарь посвящен в 1801 году, грамоту имеет. Записи о родстве нет. Подозрительных дел не было. В дурных поступках ни в чем не замечен.    Пономарь Николай Ильин — 49 лет. В школе был уволен из грамматики в чтении и пении хорош. Женат первым браком. В пономаря определен и в стихарь посвящен в 1775-м году, гpaмoту имеет. Священник пономарю зять. Подозрительных дел не было. В дурных поступках ни в чем не замечен. Жена ево Анна Иванова — 47 лет. У них дети: Алимпиада — 16 лет, Евдокея — 14 лет.    Прихожан в сельце Клеопине, в сельце Любалеве, сельце Ажарове, в деревнях Матфеевской, Рябцево, Бордине, Ручкове — 148 дворов (630 мужчин, 634 женщины).    Церковь Казанская, построена в 1803 году, каменная, престолов три: в холодной Казанской Божией Матери, в теплой правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый Богоявления Господня.    Церковные документы: опись 1812 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1823 года, план на землю.    В 1901 году служили: Священник Николай Арсеньевич Иустинов 37-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1885 года, Священником с 1886 года. Диакон Сергий Иоаннович Борисоглебский 31-го года, в служении с 1887 года, диаконом с 1894 года. Псаломщик Василий Иванович Ливанов 66-ти лет, в должности с 1852 года.    Прихожан в сельце Ажарове, в деревнях Клеопине, Царицыне, Матвеевском, Рябцеве, Любалеве, Бородине, Ручкове, Устинове, Емельянове — 242 двора (834 мужчины, 922 женщины).    В 1914 году служили: Священник Леонид Морковин 35-ти лет, на службе 12 лет, в Казанском храме 7 лет. Щтатный диакон Алексий Пономарев 36-ти лет, на службе 13 лет, в Казанском храме 1 год. Псаломщик Николай Васильевич Ливанов 30-ти лет, на службе 7 лет.    Прихожан в деревнях Клеопино, Царицыно, Матвеевское, Рябцево, Любалево, Устиново, Бордино, Ручково, Емельяново, Ажарово — 917 мужчин и 1030 женщин.    В приходе сей церкви в Любалеве находилась часовня Святителя Николая и Пророка Илии, построена в 1861 году, каменная.

         (По материалам изданий Духовенство и приходы города Твери и Тверского уезда. 1801 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦЦИ и ПК им В.В. Болотова. Редкол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред.) и др. — Тверь: Тверской гос. ун-т. 2008., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915.)    

  • < Назад
  • Вперёд >

За всю свою многолетнюю жизнь храм Илии Пророка в Черкизове много раз перестраивался и изменялся

За свою огромную многолетнюю историю храм строился и перестраивался мне один раз. В 1821 году было принято решение отремонтировать храм, которое состоялось при участии знаменитого московского архитектора Матвея Казакова.

К центральному куполу храма были пристроены еще четыре боковых главки. После, в 1825 годы был расширен северный придел во имя митрополита московского Алексия, который освятил митрополит московский Филарет.

Тогда, в те времена все перестройки проводили с огромной осторожностью. Всегда учитывался тот факт, что церковь — древнейший памятник архитектуры русского зодчества

Матвей Казаков — известный архитектор, именно при участии этого человека было решено отремонтировать храм в Черкизове в 1821 году

Например, прежде чем начать возвышать на две сажени колокольню, было необходимо собрать все бумаги на такую переделку. Тогда священнослужителям нужно было написать письмо Московскому Археологическому обществу, которое тогда и занималось этими делами.

Через несколько месяцев в храм приходил ответ, возможно ли строительство или нет. На счет возвышения колокольни, тогда пришел ответ, что церковь перестраивалась уже достаточно много раз, при последней перестройке она должна называться искажением.

Искажение коснулось именно северной стороны. Многие архитекторы писали, что церковь Пророка Илии относится к уцелевшим постройкам 16 века и ее должны охранять от дальнейших искажений. Это было написано уже на момент искажения северной стороны, с которой был пристроен придел и трапезная.

1590

в этом году был построен храм Илии Пророка

К последним искажениям относится, и перестройка верхней части и шатра колокольни. Многие архитекторы того времени высказывали замечания по поводу чертежей храма. По их расчетам, нельзя было допускать строительство южной стены храма, потому что в результате могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника архитектуры русского зодчества.

Также архитекторы были против и во время более поздних перестроек, это касалось северного придела и трапезной. Но в целом все работы были поддержаны.

Чуть позже в 1888 году храм снова подправляли, ремонтировали, меняли, о чем также свидетельствует переписка, которая была сохранена в центральном государственном историческом архиве Москвы.

Пока не запретили церковный звон, прямо из притвора звонарь ударял в нужные колокола

После Октябрьской революции в храме осталось все по-старому. В притвор храма была спущена веревка от одного из средних колоколов.

Однажды в один из дней празднования Пасхи, у самого большого колокола сорвался и упал язык. Своим огромный весом он проломил пол и застрял. В тридцатые годы все колокола были изъяты.

Но в 2006 году на заводе были отлиты новые, и переданы в дар храму. В настоящее время прихожан в храм снова созывает звон колоколов. В советские годы храм хотели множество раз закрыть, но чудом храм выстоял.

Современное состояние

2 августа 2009 года состоялась официальная церемония, посвященная окончанию основного объёма реставрационных работ и открытию храма для посещения туристами и экскурсантами. В настоящее время Ильинская церковь функционирует как филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Одновременно с этим в храме проводятся реставрационные работы по восстановлению исторического интерьера. В 2010 году были завершены работы по воссозданию деревянного резного иконостаса.

В связи с невозможностью обеспечения климатических условий, требуемых для длительной сохранности икон и некоторых предметов интерьера, подлинные иконы и серебряное паникадило экспонируются в экспозиции музея на территории Кирилло-Белозерского монастыря в городе Кириллове. Вместо подлинных икон в иконостасе выставлены их фотокопии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: