Земляки — камнерезы продолжатели дела уральских мастеров – камнерезов.
«Много сказов посвятил Бажов мастерству уральских мастеров», в том числе мастеров-камнерезов. Традиции камнерезов прошлого, воспетых в сказах, продолжают современные мастера. Среди них и наши земляки. Анатолий Жуков познакомился с камнем в четырнадцать лет в геологическом музее школы 16. Занимался в геологическом кружке который вел В. П. Шевалев. Обработкой камня серьезно занялся в архитектурном институте. После его окончания начал работать художником-камнерезом. С 1986 года он постоянный экспонент разных выставок
. Его работы экспонировались более чем на 80 выставках в России и других странах; заняли достойное место во многих музеях, частных коллекциях в стране и за рубежом. Есть у него работа и на бажовскую тему («Данилушка», 2001г). Творчеству мастера посвящена книга Т. Парнюк «Анатолий Жуков» ( 2006). С 1995 года А. Жуков – член Союза художников России. Признанием заслуг мастера стало награждение его в 2008 г. медалью им. А. К. Денисова – Уральского за № 1.
Находясь в рассвете творческих сил, Анатолий Иванович продолжает создавать уникальные образцы камнерезного искусства.
Многоликий мир природы живой,
Полный света, красок, движения, звуков,
Видит, чувствует в камне душой
Камнерез и художник Анатолий Жуков!..
Т. Парнюк
Житель Каменска – Уральского камнерез — любитель Н. И. Ильенко по мотивам бажовских сказов изготовил из камня «Огневушку – Поскакушку», подсвечник «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Митяйка», « Жабреев ходок»; « Хозяйку железных гор». Дважды в Екатеринбурге проходили персональные выставки Николая Ивановича. В 2013 году на межрегиональном конкурсе имени А. К. Денисова – Уральского стал лауреатом. На проходящей в Екатеринбурге выставке посвященной 150 летию со дня рождения А. К. Денисова – Уральского работы земляков — камнерезов стоят рядом: « Бюст Денисова – Уральского» А. Жукова и « Здравствуй Урал» Н. Ильенко. Работы земляков – камнерезов можно увидеть в геологическом музее Центра внешкольной работы.
« Работа – она штука долговекая… Человек умрет, а дело его останется», говорил П. П. Бажов. Работы созданные нашими земляками сохранят память о них на века.
Великая Отечественная
В июне 41-го Павлу Бажову уже исполнилось 62 года. Идти на фронт он не мог, поэтому в первый же день войны явился в обком партии и попросил мобилизовать его на любую работу по месту жительства, чтобы заменить тех, кто ушел воевать. Павла Петровича назначили руководителем областного издательства. С 1942 года он также возглавил журнал «Уральский современник», к тому же он был выбран и парторгом.
Все писатели, которых эвакуировали в Свердловск, первым делом направлялись к Бажову. И он всех принимал, старался помочь, искал им жилье, теплую одежду, валенки, ведь многие приезжали в летнем, без каких-либо вещей – как застала их война. Помимо хозяйственных вопросов Павел Петрович изо всех сил старался, чтобы эвакуированные писатели не бросили творить, продолжали создавать новые произведения даже в военное время. «Ведь что пропало для литературы, то и для народа пропало», – говорил он.
Павел Бажов. Источник фото: www.bazhov.ru/
По воспоминаниям тех, кто жил и работал с ним в эти годы, Павел Бажов за годы войны исхудал неимоверно, буквально светился, но обязанности, которые волею судьбы были взвалены на плечи пожилого уже человека, исправно выполнял и не жаловался. Напротив, он был одним из тех, кто сносил все тяжести этих лет стойко и мужественно, всех подбадривал, никогда ни на кого не раздражался и вообще поражал окружающих терпением и спокойствием.
Кроме всего прочего Павел Петрович успевал вести переписку с фронтовиками. Многие писали ему письма с просьбой прислать новую книгу (в 1942 году вышел «Ключ-камень», а в 1943 – «Сказка о немцах»). И писатель отправлял. Но вместе с книжечкой всегда клал в бандероль и кулек табака, выращенного им самим в огородике за домом. Бажов любил садовые работы, причем, выращивал не только овощи, но и экзотические растения. Например, в его комнате около печатной машинки стоял горшок с инжиром.
Наш земляк – художник – друг Бажова
П.П.Бажов был знаком с нашим земляком художником – пейзажистом, непревзойденным мастером этюда на Урале, родоначальником уральского пейзажного жанра И. К. Слюсаревым. В 1898 году Иван Кириллович закончил байновскую церковно – приходскую школу — прародительницу школы № 16 Каменска – Уральского.
«.Бажов и Слюсарев познакомились в начале 1920-х. По совету П. Бажова Слюсарева пригласили в редакцию журнала «Товарищ Терентий», где были напечатаны статья о художнике и репродукции его этюдов». По просьбе писателя художник приносил свои рисунки в редакцию журнала. Возможно, что Слюсарев выполнял и некоторые иллюстрации к журналу.
«В восприятии Урала у Бажова и Слюсарева было много общего – оба видели в нем величие и поэтичность».
В отличие от Бажова любовь к Уралу Слюсарев выражал не словами, а красками, «стремился создать лирически окрашенный образ уральской природы на холсте». Но довольно часто их работы перекликаются. Бажов пишет о камнях и скалах, а Слюсарев изображает их на холсте. На некоторых скалах, изображенных Слюсаревым, Бажов бывал. Например, на скалах «Чертово городище», которые Слюсарев изобразил на картине «Скалы Чертова городища».
Не раз был П. Бажов в Златоусте, где жили герои некоторых его сказов. В 1935 году Златоуст и его окрестности посетил И.К. Слюсарев и написал картины: «Город Златоуст и гора Таганай», «В окрестностях горы Таганай», «На горе Таганай. Замшелые камни».
В 1941 году П.П. Бажов посетил п. Висим – родину Д.Н. Мамина-Сибиряка, а И.К. Слюсарев изобразил поселок в работе «На Родине Мамина-Сибиряка. Висимо-Шайтанск».
Бажову были знакомы все улицы и достопримечательности Екатеринбурга. Некоторые из них Слюсарев изобразил в своих работах. Так, в картине «Первое мая. Открытие трамвайного парка в Свердловске» художник изобразил уголок города и пуск трамвая, где находилась автобусная станция, с которой Бажов уезжал в Сысерть. Написал пейзаж «Зеленая Роща», «Екатеринбургский городской пруд»; картины «Ночь в Харитоновском парке», «Дом Харитоновых», «Дворец пионеров».
Некоторые картины Слюсарева можно считать иллюстрациями к сказам Бажова. Например, «Завтрак рудокопа».
27 января 1944 года, в день 65-летия писателя, Слюсарев подарил Бажову картину «В поисках малахита». На картине среди сказочного каменного леса человек «с лопатой на плече и рудничной лампой в руке». В фигуре человека угадывается образ П.П. Бажова. « Особенно узнаваема привычная бажовская кепка на крупной высоколобой голове. Это не портрет, а скорее дружеский шарж на замечательного уральского писателя».
На бажовскую тему писал художник А. А. Заусаев. « Наиболее известные его работы «П. П. Бажов (певец Урала)» и ее повторный вариант «Певец Урала (П. П. Бажов на Думной горе)». Алексей Александрович родился в 1920 году в д. Борисова Катайского района, что в 4 км. от нашего края. В прошлом деревня входила в дачу Каменского завода. Художника видел и знал Заусаев Алексей Александрович живущий в Каменске – Уральском. Оба они родом из д. Борисова. Дома рядом – соседи. Одинаковы фамилия, имя, отчество. Только год рождения разный – у художника 1920, у каменца – 1949. И, что удивительно, не родственники. Пятнадцатилетним подростком «наш Заусаев», вместе с матерью, не раз бывал в доме художника, видел его картины в горнице. Видел как летом художник, приезжая из Свердловска на родину, писал пейзажи.
Гумбейский район
В Гумбейском районе Южного Урала в россыпях по обеим сторонам реки Гумбейки часто встречались мелкие и крупные самородки золота.
Особенно крупные самородки весом 24,5; 9,8 и 5,3 кг, а также много более мелких было взято в северной вершине россыпи в непосредственной близости с кварц-золоторудной жилой, рудные столбы которой являлись несомненно первоисточником самородков.
Карта золотых приисков Южного Урала 1901 года
Глубокая многопластовая россыпь соседнего Балканского прииска была богата многочисленными сильно окатанными самородками весом от десятков граммов до нескольких килограммов. Отвал из известнякового галечника, оставшийся от промывки песков в дореволюционный период, в 30-х годах был переработан старателями вручную и при этом было выбрано несколько сотен самородков весом в десятки и сотни граммов.
Два самородка были интересны отпечатками кристаллов пирита и карбоната. По сообщениям штейгера С. И. Лазарева, подобные самородки встречались очень часто и раньше. Это можно объяснить тем, что Балканская россыпь, состоящая из нескольких золотоносных пластов па вертикальном отрезке до 60 м. расположена в котловине Кордонного лога, в плотике и на бортах которого залегают многочисленные кварцевые золотоносные жилы, чаще приуроченные к зонам гранитов и порфиритов с известняками, яшмовидными и кремнистыми породами. Состав жил преимущественно кварц-карбонатный с ограниченным вкраплением сульфидов, но с обильными включениями кристаллов пирита, нередко в виде друз.
В том же Гумбейском районе в россыпи, лежащей на змеевиковом плотике по левому берегу речки Гумбейки близ Александро-Невского поселка, встречались многочисленные окатанные самородки исключительно проволочной и крючковатой форм.
Как в этой россыпи, так и в соседних, расположенных ниже по течению речки Гумбейки, по левую ее сторону, золото сопровождалось мелкопластинчатым иридием, который в дореволюционный период при промывке песков сбрасывался вместе со шлихом. Происхождение его следует связывать со змеевиком, занимающим в районе речки Гумбейки значительную площадь.
Исовский район
В Исовском районе на реке Нясьме, системы реки Ляли, также известны случаи находок самородков: в 1934 г. найден самородок весом 22,2 г; в 1936 г. три самородка несом 47,2, 28,5 и 85,5 г.
По архивным данным, здесь встречались самородки весом 400 г и более.
Южнее в россыпях речек Северной, Егорьевки, Петровки, Варгаринки и других рек, впадающих в реки Полуденку и Тискос системы реки Койвы, золото отличалось крупностью золотин. Значительным содержанием самородков выделялась россыпь на реке Шалдинке, притоку реки Койвы, в которой количество металла в самородках крупнее 1 г составляло около 19%. При разведке встречались самородки до 12 г, а при эксплуатации до 30 и 100 г.
В Хищном логу (правый приток реки Айвы, системы реки Салды) в 1934 г. был найден самородок плитчатой формы весом 1800 г н размером 21x9x0,8 см. Россыпь реки Салды также отличалась наличием самородков, составлявших не менее 13% общего содержания золота.
Мелкие самородки встречались в россыпях реки Бол Именной и ее притоков речек Чекменя и Ломовки, в количестве по первой от 1 до 8% и по второй 17,5%. В россыпях речки Талой притоку реки Ис и речки Рога левому притоку реки Вый часто встречались самородки весом от 1 до 100 г.
ВОЛШЕБНЫЙ МАРШРУТ
ПО СЛЕДАМ ЗОЛОТОГО ПОЛОЗА
ОХОТНИКИ ЗА СОКРОВИЩАМИ
8 сентября в парке устроят массовую прогулку «Бажовская верста». Всего один день будут водить туристов, в том числе из Беларуси и Германии, по «волшебным» маршрутам.
У нас же эксклюзивная «репетиция» перед сентябрьской прогулкой. Маршрут — «Легенды Талькова камня». Бажов любил бывать там. Но в сказах это место так и не описал. По воспоминаниям жены, неоднократно пытался, но почему-то не получалось.
На экскурсии можно запросто столкнуться нос к носу с легендарным змеем. Фото: Евгения Заболотских.
В парке сразу понимаешь, что оказался во владениях Медной горы хозяйки! Тайга. Хвойный воздух. Мачтовые сосны смыкаются над головой. Шурша гравием на болотистых тропах, чувствуешь себя очарованным Данилой-мастером или растерянной сироткой Даренкой. Вон там чудится Синюшкин колодец, из которого тянутся длинные белые руки. Кстати, многие его тут подмечают. Ведут показать — и… колодец исчезает! В стороны рассыпаются «подружки» Медной горы хозяйки — ящерицы с коронами на голове. Это безногие ломкие веретеницы, занесенные в Красную книгу.
Бажов неспроста поселил свою героиню в этом месте. Тут начинается вторая часть самоцветного пояса Урала.
— Из-за бурого железняка тут магнитная аномалия, — отмечает Сергей Санатин. — Если пройти с компасом, стрелка будет работать, как пропеллер.
Примерно в середине пути натыкаемся на… огромную змею! В темноте можно было бы испугаться! Она из бетона и покрыта золотой краской. Это еще один персонаж — Великий полоз. Бажов сделал его Хранителем золота. Когда он полз, тело кольцами поднималось выше деревьев.
— И это неспроста, — говорит Сергей Санатин. — Геологи, когда изучали сказы, пришли к выводу, что такими же волнами залегает золото.
А в этих местах золото добывали не только рассыпное, но и в виде самородков весом по десять кило. В окрестностях поселка Косой Брод нашли третий по величине в мире. Из-за формы его назвали «Лосиное ухо». Самородок находится в Алмазном фонде Кремля.
Великий полоз у Бажова боялся показаться людям. Переживал, что испортит их, и станут жадными до богатства. Так и вышло. Многие уходили с заводов в надежде найти сокровища. Получалось, но счастья золото не приносило. В окрестностях города Березовский случилась первая золотая лихорадка в России.
Месторождения драгоценных камней небольшие, но их много. Тут и турмалины, и горный хрусталь, и гранаты, и альмандины. Здесь же находится и самое богатое месторождение изумрудов. То и дело встречаются белые выпуклые камни, похожие на комки соли. Это кварциты, свидетельствующие о том, что рядом могут быть золотые жилы.
ТАЛЬКОВ КАМЕНЬ
Ну вот и цель! От красоты Талькова камня захватывает дух. Отвесные скалы, а посередине изумрудно-зеленое и гладкое, как зеркало, озеро в форме сердца. Его называют уральским озером Рица. Образовалось оно, когда во время работ задели родники. Глубина — 32 метра. Наверху вода прогревается, а глубже пятнадцати метров замерзает настолько, что превращается в лед.
Одна из легенд гласит, что тут затоплены сокровища последнего владельца Сысертских заводов Дмитрия Соломирского. У Бажова он описывается, как «чудной барин», который «ходит по лесу, смотрит дичь и собирает яички». По легенде, две его коллекции — скульптура из итальянского мрамора и собрание дорогого фарфора — бесследно исчезли.
Каждый год появляются те, кто хочет их найти, но из-за глубины карьера сделать это сложно. Охраняет их Озерница, или Белая женщина. Иногда ее видят. В белом одеянии с бледным полупрозрачным лицом. Ни слова не говоря, она спускается к озеру и медленно погружается. Тех, кто пытается ее спасти, утаскивает на дно.
По словам Сергея Санатина, Бажова забывают, потому что из-за уральского говора сказы трудно читать.
— Например, жителям других регионов сложно понять, что «пимы» — это валенки, а «баский» — красивый, — отмечает Санатин. — «Сбегай в залавок (буфет), возьми пряник!» — говорила, как и Бажов, моя бабушка.
Но, несмотря на этот факт, еще при жизни Бажова сказы перевели на 24 языка, а теперь — на 68. И еще будут читать долго.
Ключевые слова: Бажовписательклассикаисториисказкиинтересные факты
Они встречались с Бажовым
Дважды встречалась с П.П. Бажовым жительница Каменска-Уральского Н. А. Лапико. В детстве она жила в Свердловске. Первая встреча произошла в 1937 году на занятиях драматического кружка, где шла репетиция сказа «Малахитовая шкатулка». Вторая – в 1939 году, когда Нина победила в литературном конкурсе, посвященном Л.Н. Толстому. Оба раза Павел Петрович беседовал с ней.
Встречалась с писателем и жительница села Травянского Е.А. Бунькова. «Шел Февраль 1946 года. П. Бажов был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Красноуфимскому избирательному округу. Я была студенткой Красноуфимского сельхозтехникума. 12 февраля мне исполнилось 18 лет. Как самого молодого избирателя меня пригласили на встречу с Павлом Петровичем во дворец культуры. Позднее о встрече с писателем я рассказала по местному радио».
В 1949 году с П. Бажовым беседовал краевед А. Ф. Коровин. Вероятно Аркадий Федорович не раз встречался с писателем, что позволило ему написать книгу «Этюды о П. П. Бажове» ( не издана).
Ежегодно общественность города отмечает день рождения П.П. Бажова, особенно широко в юбилейные годы. Так в 1979году – год 100 летия со дня рождения писателя, в школе 16 была организована « Выставка – камней» — первая в городе, которую посетило более 3 тысяч человек; конкурс рисунков, стихов, сочинений и литературно – музыкальная композиция «Бажов – великий сказочник земли уральской.
Район реки Ташкисю
По речке Ташкисю близ поселка Мулдакай, в 20 км южнее г. Миасса, в 1933 г. было найдено несколько плоских, совершенно неокатанных самородков. Самый крупный из них весом 425 г с острозазубренными краями находился в проточном болотце, в голубоватой вязкой глине, залегающей на щебенке сланцев. Ниже болотца вместе с самородками стало встречаться и мелкое золото. На площади распространения самородков проходит тектонический контакт хромистоносных змеевиков с порфнритами, а к западу от контакта находятся сланцы.
Судя по форме, самородки, вероятнее всего, следует связывать с контактовой рассланцованиой зоной, так как имеющиеся вблизи кварцевые жилы незолотоносны. Самый крупный из найденных в этом районе самородков представляет собой согнутую пластинку, сглаженную на выпуклой стороне и бугорчатую на вогнутой, с явно кристаллическим сложением. Так как самородок располагался выпуклой стороной вверх, очевидно, он подвергался шлифовке проносившимся через пего песчано-глинистым водным потоком.
Версии появления самородка на поле
Всего озвучивается две версии появления золота на поле:
- Существует легенда, которая гласит, что «Ирендыкского медведя» башкиры преподнесли Ивану Грозному в середине XVI века, но обоз с ним был разграблен разбойниками. Обозники якобы закопали драгоценный подарок царю в землю.
- Согласно второй версии, самородок, сильно напоминающий «Ирендыкского медведя», в 20-м году XX века нашли золотодобытчики. Это было на руднике неподалеку от Кусеево. Человек, который управлял прииском, погрузил находку на подводу и повез в районный центр. Туда он не доехал – не смогли найти не только начальника, но и лошадей. Может быть, подводу ограбили, а самородок спрятали в колхозном поле.
Были проведены анализы почвы поля, в котором обнаружили небывалую находку. Они показали, что почва не золотоносная. Кроме того, такие золотые исполины зачастую залегают на большой глубине около 15 м, поэтому на поверхности их обнаружить невозможно.
Но как бы там ни было, «Ирендыкский медведь» — однозначно башкирский самородок, ведь именно на местных приисках «водятся» такие гиганты. На это же указывает анализ его химического состава. Так, на соседних приисках в год удавалось добывать до 0,5 т золота. Лишь к 70-м годам добычу прекратили по причине исчезновения руды.
Как добраться до Косого Брода?
Село Косой Брод относится к Полевскому городскому округу (Свердловская область). От города до села 4 километра. От Полевского сюда идет автомобильная дорога.
На автомобиле из Екатеринбурга нужно ехать до Полевского. Вскоре после въезда в город повернуть налево – на улицу Совхозную. На Т-образном перекрестке вновь повернуть налево и ехать до Косого Брода.
Можно доехать и на общественном транспорте. На окраине Косого Брода расположена остановка пригородных поездов сообщением Екатеринбург – Верхний Уфалей и Екатеринбург – Полевской. Либо можно доехать на автобусах с пересадкой в Полевском.
GPS-координаты Косого Брода: N 56° 28.796´; E 60° 19.645´.
Посещение Косого Брода можно совместить с поездкой в город Полевской и на Азов-гору. К северу от Косого Брода находится село Мраморское, издавна славящееся отменным мрамором и тоже заслуживающий посещения.
Павел Распопов
Литература:Карпов Станислав. Путешествие по Полевскому краю. – Полевской, 2014.Косой Брод – ВикипедияСело Косой Брод – Река ЧусоваяСледом Великого Полоза (Косой Брод) // Полевской край: историко-краеведческий сборник. Вып.1. – Екатеринбург, 1998.
- Город Полевской
- Подземные тайны Полевского
- Полевской мрамор в Эрмитаже
- Тайна горы Азов
Последние годы жизни
Сразу после окончания войны Бажова избрали народным депутатом. Супруга писателя расстраивалась, так как видела, что мужу уже сложно вести многочисленные дела: вести рукописи самостоятельно он уже не мог – у него серьезно ухудшилось зрение, врачи к этому моменту диагностировали у него рак легких. Но Павел Петрович не чувствовал в себе моральных сил отказать в просьбах, со всеми просящими ходил, договаривался, помогал.
Павел Бажов с дочерью Ариадной
Несмотря на то, что писатель чувствовал себя все хуже и хуже, его все же убедили избраться на второй срок депутатства. Однажды прямо на заседании Верхового Совета в Москве Бажову стало плохо. На скорой его доставили в Кремлевскую больницу, где он и скончался 3 декабря 1950 года.
Хоронить писателя привезли на родину, в Свердловск. Несмотря на суровый декабрьский мороз проводить писателя в последний путь пришли тысячи людей. Похоронили автора «Малахитовой шкатулки» на Ивановском кладбище Свердловска, на вершине холма.
Павел Бажов — родители
Отец
Павел Петрович родился 15 (27) января 1879 года в поселке Сысертский Екатеринбургского уезда Российской империи. Отец будущего писателя Петр Васильевич Бажов (изначально фамилия писалась как «Бажев» с ударением на первый слог, но позднее приняла сегодняшнее написание) был высококвалифицированным рабочим, горных дел мастером. Однако характер его, прямо скажем, был скверным, поэтому, даже несмотря на свое мастерство, работу ему приходилось менять часто. Как вспоминал впоследствии сам писатель, отец любил выпить, а когда был навеселе, ругал начальство «и в хвост, и в гриву», за что часто и получал нагоняй, а то и лишался должности.
За острый язык и ехидство Бажова-старшего даже прозвали «Сверлом». И все-таки Петр Васильевич был высококлассным работником, которые во все времена ценились на вес золота, поэтому без работы он надолго не оставался. Но все же жизнь своей семье он серьезно осложнял: Бажовым приходилось периодически переезжать с место на место, а в периоды, когда отец был в немилости и сидел без работы, семья сильно нуждалась и выживала только благодаря рукоделию матери писателя.
Павел, Августа Стефановна и Пётр Васильевич Бажовы, 1885
Мать
Августина Стефановна Бажова (в девичестве Осинцева) происходила из польских крестьян. Равно оставшись сиротой, девочка попала в «барскую рукодельню», где ее обучили плести кружева и вязать. Именно благодаря этому мастерству Августина Стефановна помогала мужу в содержании семьи. Помимо ведения хозяйства она плела кружева и ажурные чулки, которые пользовались спросом у богатых модниц и выручала кое-какие деньги. Так что в «запойные времена» мужа и во «времена гонений», когда Петр Васильевич сидел в очередной раз без работы, супруга зарабатывала копеечку на домашние нужды.
У Павла не было ни сестёр, ни братьев. С отцом, несмотря на его тяжелый характер, у мальчика сложились хорошие, дружеские отношения, тот относился к сыну с лаской и уважением. Матушка будущего писателя и вовсе была добрейшей женщиной, так что Павел Петрович провел детство в любви и гармонии.
Павел Петрович Бажов, 1889
Творчество Бажова
Не было бы счастья…
Интересно, что именно благодаря второму исключению из партии на свет появился автор уральских сказов. Дело в том, что Бажов к этому времени уже был известным корреспондентом, имел большой опыт в издательском деле, публиковал свои труды и монографии. Но из-за доноса он не только стал беспартийным, но и лишился должности в издательстве, а на новую работу его не брали.
В это время семья жила очень тяжело, деньги зарабатывала лишь сестра жены, которая работала учительницей. Павел Бажов тяготился таким положением, но поделать ничего не мог. И чтобы не сидеть без дела, помимо работы по дому и хозяйству, он решил оформить уральские сказы, которые собирал много лет подряд.
С чего все начиналось
Толчком к созданию сборника стал такой случай. В то время, когда Бажов возглавлял газету, он участвовал в дискуссиях по теме устного народного творчества. Молодая советская власть хотела издать сборник рабочего и колхозно-пролетарского фольклора. Человек, назначенный на должность редактора этого сборника, с поставленной задачей не справился, и ему на смену пришел Павел Петрович.
Бажов за работой… Источник фото: www.bazhov.ru/
Справедливости ради надо сказать, что легенды и былины Павел Бажов собирал не как ученый-фольклорист, а как писатель, то есть всех правил сбора фольклорных данных он по сути не соблюдал: не проводил паспортизацию и часто мог «переделать» сказку, если в ней герои не прославляли Россию или Урал. Он честно признавался, что отвергал все, что было не в пользу его родины. Позднее его даже обвиняли, что писатель не записывал издревле существующие народные сказания и былины, а сочинял свои. Но, как показало время, даже если отчасти это было так, русская литература обогатилась за счет фантазии автора.
Валентина Александровна помогает мужу. Источник фото: www.bazhov.ru/
«Малахитовая шкатулка» и другие сказы Павла Бажова
Первая публикация уральских сказов состоялась в 1936 году. В свет вышел сказ «Девка Азовка». Через три года был опубликован сборник «Малахитовая шкатулка», который автор пополнял новыми былинами всю последующую жизнь. Именно здесь появляется персонаж дедушка Слышко, прототипом которого был уральский старожил Василий Хмеленин. Подписаны сказы были так: «Записано П. Бажовым».
После выхода сборник к автору начались придирки: мол, в чем же, собственно, его заслуга, если он просто записал рассказы дедушки? Позднее критики сменили направление нападок: раз сказы – авторский вымысел, значит, это фальсификация. За Бажова вступился поэт Демьян Бедный.
Сегодня уже всем очевидно, что творчество Бажова невозможно ограничить только термином «обработка фольклора», оно вполне самостоятельно. Просто основа его лежит в народных преданиях. Также как в гетевском «Фаусте» или пушкинском «Каменном госте», идеи которых авторы почерпнули в древних сюжетах.
С экземпляром книги «Малахитовая шкатулка». 1939 г. Источник фото: www.bazhov.ru/
Вот как описывал значение творчества Павла Бажова один из его биографов:
Отельную (и весьма большую) работу Павел Бажов вел в отношении языка сказов. Он не хотел скатываться в просторечия, свойственные мастеровому люду, но и напыщенности, лубочности тоже не хотел. Павел Петрович внимательно изучал труды предшественников, в особенности Николая Лескова и Ивана Горбунова.
I-е изд. книги «Малахитовая шкатулка», 1939 г. Худ. А. А. Кудрин
В итоге он смог выработать свой неповторимый стиль и язык, в котором соединились и узорчатая народная речь, и ясность, ладность, выразительность собственного бажовского слога. Его описания родной земли очень проникновенные:
Почтовая марка России к 125-летию со дня рождения Павла Бажова.
Мурашиная тропка
Мурашиная тропка(художник Г.С. Мосин)
Мурашиная тропка – волшебная дорога, известная по сказам П.П. Бажова.
Волшебные приметы
Искать волшебную Мурашиную тропку следует на Урале, недалеко от Сысерти, возле Косого лога, там, где расположен Денисовский рудник.
На первый взгляд, ничего волшебного в этой дорожке нет: «Тропка как тропка». Однако на этой тропе можно заметить муравьёв, больше, чем обычно их ползает по дорожкам:
«Мурашики по ней ползут, только все в одну сторону, а встречных не видно».
На Мурашиной тропке, у Каменных губ(художник Ю. Козлов, палех)
Более того, чем дальше ведет тропа, тем больше размером становятся муравьи. Возле самих Каменных губ, потаённых камней, они становятся настолько большими, что можно разглядеть, что на лапках у муравьёв надеты золотые лапти. Если подойти к Каменным губам поближе, то они раскроются, и покажется лаз. Сквозь этот лаз и ползут муравьи. Причем если перед ним муравей был размером с ладонь, то, пройдя сквозь потаённые камни, он становится «с ягненка, еще ниже подался – стал с барана, с телёнка, с быка. Дальше и вовсе гора-горой ползёт, и лапти у него, может, по пуду, а то больше. Пока лапти в салке не оставит, потихоньку идёт, а как снимет все до одного, так и пойдёт скользить не хуже плавунца, и в росте больше не прибывает».
Как пройти по тропке
Найти Мурашиную тропку может только чистый душой и честный человек, привыкший сам добывать себе хлеб, трудолюбивый и уверенный. Злой, алчный и ленивый эту тропу никогда не найдёт. Так и будет ходить вокруг да около, но самого главного так и не увидит.
Находясь на тропке, следовать надо строго за муравьями. Они приведут к горе под названием Каменные губы. Муравьи станут исчезать в проходе этой горы. Нужно постараться туда попасть. Там, в горе, окажется много золотых слитков в виде лапоточков. Но жадничать нельзя, взять можно ровно столько, сколько необходимо. Если Каменные губы почувствуют, что человека одолела алчность, они захлопнутся, и путник навсегда останется внутри. Это очень хорошо понял Дениска Сирота, именно потому, что он решил взять 2 лапоточка, один в память о Никите, другой – чтобы выкарабкаться из беды, Каменные губы вернули его в человеческий мир.
Ходоки по Мурашиной тропке
Известно, что пройти по Мурашиной тропке удалось только двум героям бажовских сказов – Никите Жабрею, суровому и в то же время щедрому старателю, и Дениске Сироте – справедливому и упорному человеку с твердым характером, которого не смогли сломить никакие испытания.
Предупреждение
С золотыми слитками, добытыми на Мурашиной тропке, обращаться надо бережно и аккуратно. Ни в коем случае не пытайтесь хитростью и каким посулом выманить их из рук хозяина: лапоточки тут же рассыплются в прах, а Мурашиную тропку вы никогда не найдете.
Иллюстраторы
Ковалёв Станислав Романович (р. 1935), СССРКозлов Юрий Протасьевич (р. 1929), СССРКошкин Александр Арнольдович (р. 1952), СССР, РоссияМосин Геннадий Сидорович (1930 – 1982), СССР
Библиография
ЧИТАТЬ СЛУШАТЬ
Творчество Павла Бажова (сказы):
- Алмазная спичка.
- Аметистовое дело.
- Богатырева рукавица.
- Васина гора.
- Веселухин ложок.
- Голубая змейка.
- Горный мастер.
- Далевое глядельце.
- Две ящерки.
- Демидовские кафтаны
- Дорогое имячко.
- Дорогой земли виток.
- Ермаковы лебеди.
- Жабреев ходок.
- Железковы покрышки.
- Живинка в деле.
- Живой огонек.
- Змеиный след.
- Золотой волос.
- Золотоцветень горы.
- Золотые дайки.
- Иванко Крылатко.
- Каменный цветок.
- Ключ земли.
- Коренная тайность.
- Кошачьи уши.
- Круговой фонарь.
- Малахитовая шкатулка.
- Марков камень.
- Медная доля.
- Медной горы хозяйка.
- На том же месте.
- Надпись на камне.
- Не та цапля.
- Огневушка-Поскакушка.
- Орлиное перо.
- Приказчиковы подошвы.
- Про Великого Полоза.
- Про водолазов
- Про главного вора
- Рудяной перевал.
- Серебряное копытце.
- Синюшкин колодец.
- Солнечный камень.
- Сочневы камешки.
- Старых гор подаренье.
- Тараканье мыло.
- Таюткино зеркальце.
- Травяная западёнка.
- Тяжелая витушка.
- Хрупкая веточка.
- Хрустальный лак.
- Чугунная бабушка.
- Шёлковая горка.
- Широкое плечо.
Ссылки
Страница в википедии
БАЖОВ: МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА, КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК И ДРУГИЕ | ФИЛЬМ «БАЖОВ. ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»