Ленёвка 3

Крестовоздвиженский храм с. Клекотки


Благочиние: 2-е Скопинское благочиние

391825 Рязанская область, Скопинский район, с. Клекотки, ул.Школьная, 8А

Настоятель — иерей Николай Бородин

Историческая справка:

Село Клекотки относилось к Епифанскому уезду Тульской губернии ко 2-му благочинному округу Тульской епархии. Село Клекотки расположено на ровной, открытой местности, в одной версте от названной от его имени станции Клекотки Сызрано – Вяземской железной дороги. Оно отстоит от Тулы в 106 верстах и от города Епифани на 22 версты. Около села протекает речка Клекотка, от которой и само село, вероятно, получило свое название.

Время возникновения прихода определить невозможно, но к 1-й половине XVIII-го столетия он уже существовал, так как в 1740 г. в приходе уже существовал храм. К приходу села Клекоток принадлежит сельцо Погибелка, отстоящее от него в трех верстах. Прихожан муж. пола 1129 человек, жен. пола 1119 человек.

До настоящего храма в приходе существовал деревянный храм во имя Богоявления Господня, построенный в 1740 году князем Иваном Андреевичем Голицыным. Нынешний приходский храм во имя также Богоявления Господня деревянный, построен в 1848 году иждивением прихожанина — помещика г. Страхова. Придел во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны, устроен был тем же храмостроителем в 1856 году. С того времени храм подвергался незначительным обновлениям только внутри.

В 1888 году рядом с этим храмом, с его северной стороны, выстроена была каменная колокольня частью на церковные средства, а частью на средства прихожан; а в 1891 году рядом с каменною колокольнею начата была постройка нового каменного храма тщанием помещика сельца Писаревки г. Перцева. В 1894 г. наружная постройка трапезной уже окончена, но внутри она еще не отделана. Новый храм будет освящен во имя Богоявления Господня и при нем предполагаются два придела: один во имя Покрова Пресвятой Богородицы, другой во имя великомученика Никиты.

На содержание храма есть капитал 1128 рублей. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Проценты с капитала 459 руб. поступают в пользу причта.

Земли при сей церкви 33 десятины. С 1881 года в селе существуют две земские школы, одна для мальчиков, другая для девочек.

В 1899 г. он был освящен во имя Богоявления Господня. Скончавшийся в 1896 г. храмоздатель П. П. Перцев был похоронен в крипте недостроенного храма. Его резное беломраморное надгробие сохранилось в притворе церкви до наших дней.В 1930-х гг. храм был закрыт. В 1990-х гг. возвращен верующим.

По усадьбам самостоятельно: где спать, когда и на чем ехать

Дороги. Многие усадьбы находятся на окраинах городов, а какие-то — прямо в центре поселка. Дороги в целом хорошие и асфальтированные, грунтовок почти нет. Но и по ним проедет любая легковушка даже зимой.

Когда ехать. Зимой будет сложно попасть в заброшенные усадьбы — все подъезды и подходы засыпает снег. Лучшее время для поездки — апрель-май и октябрь-ноябрь. Осенью и весной, когда нет листвы, не так живописно, но зато можно досконально изучить архитектуру усадеб. Но летом зато можно прогуляться по тенистым аллеям усадебных парков 19 века.

Транспорт. Удобнее всего посещать усадьбы на машине, потому что общественного транспорта между населенными пунктами чаще всего нет, и придется ездить автостопом. В некоторые имения можно съездить одним днем из Пензы: на автобусе или электричке. Но проложить полноценный маршрут на общественном транспорте не получится.

Аренда машины. В Пензе не работают международные сервисы проката машин. Но есть несколько российских сетевых — Mars, «Мой автопрокат» и локальные — например, «Альбатрос». Цены везде примерно одинаковые — бюджетные иномарки, типа Киа «Рио» или Хёндэ «Солярис», стоят 2200–2400 рублей за сутки, Лада «Веста» или «Икс-рэй» — около 2000. Некоторые компании предлагают забрать машину сразу в аэропорту — не придется тратить время и заезжать в город.

Ночлег. Необычных глэмпингов или отелей в старинных имениях на маршруте нет. И в целом проще всего остановиться в Пензе — здесь есть хоть какой-то выбор. Ночь в сетевом «Азимуте» (8.5 на «Букинге») стоит 2000 рублей, а цены в хостеле начинаются от 500. Но если вам нравится романтика провинциальных отелей, то в каждом городе на маршруте есть гостиницы. В Никольске это «Центральная» (Ленина, 135). В Каменке есть одноименный отель в центре (Суворова, 22) и два мотеля на окраине, на трассе — «Кувака» (8.6/10) в честь располагающегося неподалеку минерального источника и «Колесо» (9.3/10).

Главная реликвия храма — животворящий крест

Люди со всех регионов России съезжаются в Белгород ради единственной святыни, которая хранится в храме Воздвижения Креста Господня. Чудотворный каширский крест — это главная реликвия церкви. Он был установлен здесь в тот же год, когда была построена и освещена сама Крестовоздвиженская церковь.

Высота его 177 см, а ширина равна полутора метрам. Украшает его серебряный оклад, созданный на средства жертвователей.


Коширский крест по праву является чудотворным

История его появления в Белгороде еще более многогранна. Согласно преданию, упоминающемуся в книге А.И. Фирсова, в середине XVIII века крест был послан послушником с Афона в подарок своему родному брату — богатому коширскому помещику Юрию Выродову.

Все жители в округе почитали крест как чудотворный. Вот только сам хозяин не питал к нему никакого почтения и благоговения, а за свои греховные поступки он был даже отлучен от церкви.

Когда во время неудачной охоты хищники задрали дорогую сердцу Выродова собаку, он в неистовстве приказал вынести из дома святыню и выбросить в болото со словами:

После смерти нечестивого помещика про крест позабыли.

В конце XVIII века одному слепому приснился сон, где ему было сказано найти животворящий крест, и, приложившись к нему, он получит прозрение. После того, как он сообщил о видении жителям, крест был найден и вытащен из болота. Когда же слепой прикоснулся к нему — он тот час же исцелился. А на месте извлечения креста забил святой источник, где позднее устроили колодец.


Явленный крест занял почетное место в храме Воздвижения Креста Господня

Сначала крест был установлен на подмостки, после чего его перенесли в каменную часовню Пузанова. Затем около тридцати лет крест находился в Белгородском Николаевском монастыре, после чего святыня обрела свой постоянный дом в церкви Крестовоздвижения.

Самым тяжелым временем для уральских храмов стал 1937 год.

История с протестами вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге заставила многих задаться вопросом: как относится епархия к своему хозяйству в отдаленных районах области. JustMedia.ru совместно с сообществом «Ural Travellers. Уральские покатушки» подготовил спецпроект о заброшенных храмах Свердловской области, которые еще сто лет назад были символом не только силы веры, но и богатства екатеринбургских деревень. В каком состоянии сейчас православные святыни, читайте в JUSTTRIP.

Этим летом участники «Уральских покатушек» планировали совершить четырехдневный трип по 11 заброшенным церквям Свердловской области, но по факту удалось посетить больше храмов за меньший промежуток времени.

Растесс

Деревня Растесс была построена на берегу реки Кырья для обслуживания Бабиновского тракта. В свое время деревня считалась одной из самых крупных в области – теперь же здесь ни то что живой души не встретишь: не осталось даже ветхих развалин.

Современный вид на деревню Растесс. Автор фотографии: Лёха Бездорогофф

Это самая популярная и известная среди туристов заброшенная деревня – вряд ли найдется хотя бы один человек, который не слышал бы жутких легенд о бесследно испарившихся расцессовцах.

Согласно легенде, однажды жители соседней деревни поняли, что давно не видели людей из Растесса. Тогда местные мужички отправились узнать, все ли там в порядке. Вернулись они бледные и напуганные. «В деревне не осталось ни одного жителя, — говорили они. — При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется». На следующий день стало известно, что покинули свое жилище не только живые растессовцы – кладбище было перекопано, а могилы опустели».

Автор фотографии: Лёха Бездорогофф

Более 50 лет эта легенда пугала уральцев, заставляя обходить окрестности Растесса стороной, однако не так давно загадка исчезновения жителей деревни была раскрыта журналистами одной из уральских газет.

На сегодняшний день от населенного пункта осталось только чистое поле.

GPS-координаты: 59.422989, 58.764605

Крестовоздвиженский храм

Заброшенный Крестовоздвиженский храм находится в селе Леневское Режевского района. По сведениям справочника 1902 года «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», каменный храм был заложен в 1800 году, а 1811 году освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В 1833 году был устроен в нем придел в честь Пресвятой Богородицы и в 1834 году был также освящен, а в 1888 году был приложен новый придел в честь Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, освященный в 1893 году. В начале XX века для священнослужителей церкви имелись два дома.

Службы в церкви перестали проводиться в 1937 году, когда в СССР начался «большой террор» и были расстреляны несколько влиятельных митрополитов, в том числе митрополит Петр Полянский, чей приговор привели в исполнение в соседней Челябинской области, в Магнитогорске.

В 2000-х годах в селе создан новый православный приход. В 2007 году эпизодические службы в разрушающемся храме проводил настоятель прихода соседнего села Арамашка Кирилл Любомудров. Сейчас некогда величественный храм с двумя колокольнями не функционирует и быстро разрушается.

Достопримечательности Режа

Для столь некрупного городка, не отличающегося развитым туризмом, Реж может похвастаться на удивление богатым списком достопримечательностей. Здесь можно найти культурные памятники, музеи, интересные природные места. Популяризирует туризм в городе , которая регулярно проводит экскурсии и разнообразные развлекательные мероприятия для гостей.

Музеи и монументы

Исторические музеи и памятники города посвящены его прошлому и настоящему в качестве металлургического и горнодобывающего центра. Интересные места:

  • Памятник основателям. Был установлен в 1973 году в честь двухсотлетия города. Расположен в живописном сквере, окружён высокими деревьями. Представляет собой фигуры двух взрослых мужчин-рабочих — один стоит и смотрит вперёд, другой сидит с задумчивым видом. Они олицетворяют Режских умельцев-основателей завода, благодаря которым стало возможным существование города.
  • Исторический музей. Был открыт в 1990 году. Хранит самые разные экспонаты, рассказывающие об истории города в каждый период жизни — от посёлка при заводе до современности. Здесь можно найти образцы растений, чучела животных, плакаты и картины, предметы быта, промышленные инструменты и многое другое. Часто в музее проводятся мастер-классы и познавательно-развлекательные мероприятия для детей.
  • Минералогический музей. Открыт в 2004 году, сейчас насчитывает более 3000 экспонатов. Позволяет ознакомиться с минералами уральской полосы — турмалинами, аквамаринами, уникальным и знаменитым на всю Россию шайтанским переливтом. В музее организуются экскурсии-экспедиции на заброшенные копи, где туристов знакомят с технологиями добычи и даже позволяют самостоятельно резать и собирать образцы для коллекции.
  • Монумент трудовой и боевой славы. Его построили в 1973 году как дань памяти жителям города, погибшим во Второй мировой войне. В 1975 здесь зажгли Вечный огонь, а в 1985 добавили мемориальную табличку с именами местных героев, отдавших жизни за отчество. Сейчас горожане празднуют тут День Победы, а призывники дают клятву верности родине.

Любителям истории также будет интересно посмотреть на районы старого города. Там ещё сохранились древние каменные и деревянные дома (возраст некоторых из них превышает 200 лет), нетронутые пруды и скалистые берега, предающие местности атмосферу старины.

Природные памятники

Среди достопримечательностей г. Реж в Свердловской области трудно не упомянуть его природные памятники. Река, на которой было построено первое поселение, окружена живописными скалами, а окружающие его уральские горы славятся суровой северной природой. Немалый интерес для туристов представляют также заброшенные и затопленные карьеры. Список природных достопримечательностей города:

  • Скалы «Пять братьев». Они расположены на правом берегу реки Реж в непосредственной близости от города. В 1983 году им присвоили звание природного памятника регионального значения и сделали охраняемой зоной. Поражает вид этого места издалека — пять величественных каменных стен частично покрыты землёй, на них растут сосны и кусты дикой брусники, раскинувшиеся вплоть до береговой линии. Среди них бегают животные, в основном промысловые. Место популярно среди рыболовов и просто любителей отдыха на природе.
  • Шайтан-камень. Находится там, где в реку Реж впадает приток Адуй. Величественная скала поражает своими размерами — высота отвесного камня составляет 30−40 метров (колеблется на разных участках), а протяжность вдоль воды — почти полкилометра. С вершины открывается незабываемый вид на окрестности. Интересно и культурное значение горы для древних людей — они считали её магическим местом, где обитают духи и потусторонние силы. На камне хорошо сохранились следы древних обрядов — наскальные письмена, углубления и трещинки от ударов ритуальным оружием.
  • Родник «Пробойный ключ». Один из символов города, любимый туристами и местными жителями. По легенде, он возник от удара молнии, которая пробила камень настолько глубоко, что из него заструилась вода (её считают крайне чистой и даже приписывают лечебные свойства). Сам родник очень живописный — источник выложен камнем, над ним построена крыша-навес, рядом стоят несколько скамеек для отдыха. Спуститься к нему можно по рукотворной каменной лестнице. От источника струйка воды тонким ручейком бежит по лесу, теряясь в деревьях. Недавно родник был освящён, потому к нему ходят паломники, посещающие святые места Урала.

Практическая информация

Сегодня в храме регулярно проводятся богослужения, на которые может попасть любой желающий. С расписанием можно познакомиться на официальном сайте.

Добраться до Крестовоздвиженского храма в городе Белгород можно несколькими способами.

По Левобережью курирует автобус №19, остановка, на которой надо выйти называется «Храм»; Также можно воспользоваться маршрутными такси под номера 44 и 24. Или доехать до остановки «Цемзавод» на троллейбусе №6 или автобусе под номером 23 и дойти пешком несколько метров.

Точный адрес: 308015, г. Белгород, ул. Везельская, 154, Крестовоздвиженский храм.

Телефон.

Схема проезда к Крестовоздвиженскому храму.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Усадьба Бахметевых-Оболенских, 1860-е годы

  • Что сейчас: бизнес-инкубатор
  • Расположение: город Никольск (20 000 человек)

Пять поколений Бахметевых и родственных им Оболенских 250 лет владели усадьбой, причем ее не делили между наследниками. К середине 19 века это было одно из крупнейших имений губернии: более трех тысяч крепостных душ и около 20 000 десятин земли (218 км² — ⅔ площади современной Пензы), из них 90 % — лес.

В 1780-е годы Алексей Бахметев выстроил деревянный господский дом и Никольскую церковь, которые не сохранились, а также хрустальный завод — здание сейчас заброшено. В 1790-е годы его вдова и сын Николай построили Воскресенскую церковь (не сохранилась), каменное заводоуправление и барский дом, которые восстановили несколько лет назад.

Внук основателя, Алексей Николаевич, уйдя в отставку, поселился в Николо-Пестровке (село, где находилась усадьба) и начал изучать стекольное производство. После его смерти усадьбой и заводом владела его жена, а с 1884 года имение перешло к князю Александру Оболенскому, ставшему его последним владельцем.

Получилось, что на заводах стекла и хрусталя работали несколько поколений жителей села. Помещики широко занимались благотворительностью и культурно-просветительской деятельностью. Уже до Первой мировой войны в дома рабочих провели электричество. Владельцы усадьбы постоянно жили в Санкт-Петербурге, но любили Николо-Пестровку, приезжали сюда на Рождество, Пасху и летом. В усадьбе гостили писатель Лев Толстой, музыкант и композитор Василий Андреев.

Двухэтажный барский дом в стиле классицизма одной стороной выходит к площади и заводоуправлению, другой — к парку и пруду. Трехэтажное здание заводоуправления составляет единый ансамбль с главным домом. В центральной части здания размещался театральный зал на 400 мест, где проходили елки для рабочих и ставились спектакли.

После революции 1917 года в доме Оболенских размещались различные образовательные и административные организации. С 1990-х годов дом был бесхозным и постепенно разрушался. В 2010 году усадьбу купило правительство Пензенской области, реконструировало и открыло областной бизнес-инкубатор. Внутри сохранился парадный зал, куда можно попасть, если приехать в рабочее время инкубатора.

1 of 2

Больше 200 лет хозяева усадьбы собирали хрустальные предметы. Советская власть их национализировала и позже на основе этой коллекции создала Музей хрусталя и продолжала пополнять его новыми экспонатами.Из Пензы в Никольск ходит десяток автобусов в день, в пути около 2,5 часов, билет стоит 300 рублей.

История Крестовоздвиженского храма в Белгороде

Как известно, в 1862 году в Белгороде была построена небольшая церквушка. Она носила название Крестовоздвиженской. В книге «Белгород с уездом», которая была издана в 1882 году, описаны события, освящающие строительство храма. Здесь говорится, что церковь была построена на средства купцов Мухановых (Егор и Николай были известными виноделами) и графини Ластовской А. В.

По другой версии, указанной в «Историческом вестнике» в 1910 году говорится, что храм был построен на средства другого человека — Богданович Анны Варламовны.

Историки сообщают о том, что в дате строительства могла быть совершена ошибка. В настоящий момент уже невозможно определить точную дату возведения. Расхождения в исторических источниках о средствах, на которые был построен храм, объясняются тем, что пожертвования могли быть сделаны от разных людей и в разное время.

Крестовоздвиженский храм в Белгороде выстроен в стиле русской архитектуры 17 века. Он является образцом провинциального зодчества. Храм входит в состав Белгородско-Старооскольской епархии.

В 2010 году на территории храма была выстроена часовня. Она была освящена в честь иконы Божьей Матери «Знамение».

Усадьба Тюрина, начало 19 века

  • Что сейчас: Музей народного творчества
  • Расположение: Пенза (516 000 человек)

В начале 19 века деревянный особняк принадлежал надворной советнице Варваре Загоскиной, двоюродной тете известного русского писателя Михаила Загоскина и родной тете Лаврентия Загоскина — знаменитого исследователя Аляски, Алеутских островов и Калифорнии. Вокруг здания сохранилась часть старого усадебного парка, который недавно получил статус памятника природы — теперь его будут тщательнее охранять.

В течение короткого периода в конце 19 века усадьбой владел барон Отто фон Эйнем, брат известного в то время московского кондитера Фердинанда Теодора фон Эйнема. В советский период предприятие, созданное «шоколадным королем» фон Эйнемом, стало известной на весь мир кондитерской фабрикой «Красный Октябрь».

Реклама продукции «Эйнемъ»

Отто фон Эйнем занимался благотворительностью и развитием ремесленного труда в губернии. При нем в кабинете особняка установили камин, облицованный разноцветными майоликовыми изразцами немецкой работы, украшенными растительным и геометрическим орнаментом. Над каминной полкой размещен керамический рельеф с жанровой сценкой из средневековой городской жизни. После смерти фон Эйнема усадьбу купил пензенский лесопромышленник Степан Тюрин.

Дом до наших дней сохранил свой особенный исторический колорит благодаря качественной реставрации.

Сейчас в здании особняка находится Музей народного творчества. Один из центральных залов экспозиции — кабинет самого Тюрина, который отреставрировали в 1974 году. Портрет, висящий на стене, нарисован по единственной сохранившейся литографии Тюрина.

Литография Тюрина Степана Лаврентьевича (1846-1911), лесопромышленника, купца 1 гильдии.

6. Усадьба Охотникова, 1860-е годы

  • Что сейчас: средняя школа
  • Расположение: село Черкасское (1200 человек)

Имение попало к династии Охотниковых в 1797 году. С четырьмя поколениями этого богатейшего рода связан расцвет усадьбы. Замысел дома-замка принадлежит Владимиру Охотникову. Возможно, это одна из первых усадебных построек известного архитектора модерна Петра Бойцова. Он автор усадьбы Мейендорф (сейчас — резиденция президента России в Барвихе), усадьбы Рукавишниковых и ярмарочных построек в Нижнем Новгороде и разных домов-замков в Московской и Владимирской областях, в Москве и Киеве.

Усадьба тогда и сейчас.

Достраивал дворец купец Василий Андронов: при нем завершили богатую внутреннюю отделку комнат, каминного зала, провели телефон, электричество и водопровод. Сын купца Василий Васильевич владел усадьбой до 1917 года. На юго-восточной границе усадебного парка сохранились сиреневые аллеи. С восточной стороны когда-то располагались оранжереи, теплицы и водоем с фигурой чугунного медведя, из пасти которого бил фонтан.

В 1922 году во дворце, частично перепланированном внутри, открыли школу, которая действует здесь до сих пор. Из дореволюционных интерьеров сохранились каминный зал и некоторые элементы отделки комнат. С 2000 года в школе действует краеведческий музей. Чтобы попасть внутрь дворца и осмотреть музей, надо договариваться с администрацией школы.

Чудодейственная сила креста привлекает православных верующих со всей страны

Весть о явленном кресте разнеслась по всей земле русской. Приложиться к святыне и получить благодать стали съезжаться в село Кошарское люди со всех уголков России. Судьба многих паломников была спасена святой силой креста. С целительной мощью креста связано немало удивительных историй, которые занесены в церковную летопись.


Православные люди стараются попасть и приложиться к явленному кресту, чтобы исцелиться

Но самая невероятная из них о чуде, свершившемся с мирянином, который был на грани смерти.

На протяжении 20 лет Василий мучился страшным недугом — ему парализовало одну ногу, руку, язык, а мозговая деятельность быстро ухудшалась. В течение трех лет доктора пытались лечить болезнь самыми изощренными средствами, даже применяя электрический ток.

Состояние улучшилось — Василий стал с трудом говорить и передвигаться. Однако это был временный эффект. Болезнь снова стала прогрессировать так, что ходить без посторонней помощи пациент не имел возможности.

18

столько лет Василий жил в страшных муках и тихо помышлял о смерти

Следующие 18 лет Василий жил, словно в страшном сне, иногда боли становились настолько невыносимы, что он помышлял о смерти как спасении.

Родственники посоветовали посетить проверенного врача в Харькове. После осмотра профессор поставил диагноз: парализовало желудок, его надо срочно удалять.

Получив указания и рекомендации для больницы, Василий сперва навестил сестру в Харькове.

Сестра посоветовала ему поехать к Святителю Иоасафу в Белгород и молиться об исцелении.

Лежа практически без сил пред изголовьем гробницы святителя и прося смерти или излечения, Василий вдруг услышал голос священника. Он сказал ему ехать в село Кошары к Животворящему кресту, возможно там Господь помилует страдальца.

Когда Василий приехал в село, просил О.Порфирия служить молебен, в то время как сам лежал рядом. После службы священник поднес напиться животворящей воды.

Дома больной проспал весь день и всю ночь. На следующее утром случилось чудо — Василий пошел на поправку. А через месяц он окончательно выздоровел.

Церковь Николая Чудотворца в Шогринском

Церкви Николая Чудотворца в селе Шогринском Артемовского района повезло больше. Епархия занялась его восстановлением.

До постройки каменного храма в Шогрыше была деревянная церковь, которая существовала до 20-х годов XIX столетия, когда был освящен один из приделов новой церкви. На месте престола старой церкви, находящейся в церковной ограде, был устроен каменный памятник с крестом наверху.

В 1804 году был заложен трехпрестольный каменный храм и в 1830 году был построен на средства прихожан. Основной алтарь был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца, боковые приделы: правый в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, и левый в честь Святых Флора и Лавра. В 1871—1878 годах колокольня и храм были перестроены, а в 1887—1888 годах к колокольне была приделана паперть. В состав Свято-Никольского прихода входили деревни Налимова, Хайдук и Сарафанова. В Налимовой и Сарафановой и в самом селе были построены деревянные часовни. Из предметов церковной утвари при храме находились оловянная дарохранительница и святой Евангелие, изданное в царствование императрицы Елизаветы Петровны.

18 августа 1936 года храм закрыли. Многие иконы были сожжены, колокола сброшены, а имущество вывезено и растащено. В советское время были разобраны боковые приделы. Здание храма служило клубом, складом, гаражом. Часовни в Шогринском и деревне Налимовой также разрушили.

В 1992 году храм во имя Святителя Николая был возвращен Екатеринбургской епархии в полуразрушенном состоянии. Сейчас ведется его восстановление. Частично восстановлена крыша, установлены пять куполов. На фасадах частично сохранился богатый декор, но внутри храма росписи утеряны.

Богослужения сейчас проходят в приспособленном молитвенном доме.

Ни война, ни революции не сокрушили церковь в Белгороде

В годы революции крестовоздвиженский храм в Белгороде подвергался разорению со стороны большевиков (было изъято множество предметов из серебра общим весом на 17 кг), а в 1915 году был расстрелян настоятель храма О.Порфирий. Затем в конце 20-х годов по приказу советских властей большевики попытались изъять явленный крест.

Но свершилось чудо — когда один из членов РКП(б) схватил крест и, бросив в конную повозку, поскакал, его тут же ударило молнией насмерть.

Партийцы испугавшись, решили больше не посягать на святыню, но позже храм закрыли на время.

Молитвами белгородских граждан ктитору Крестовоздвиженского прихода М.И. Киреевой в Москве удалось получить официальное разрешение на открытие храма от председателя ВЦИК.

В тяжелые военные годы в церкви продолжались богослужения. Она не подвергалась разорениям и выстояла, не смотря на утрату нескольких других Белгородских церквей. Однако война сумела отложить свой отпечаток — территория вокруг была практически заброшенной, а стены самого храма давно не поновлялись.

С назначением нового настоятеля (протоиерея Иоанна Борчука) началось новая страница в истории храма.


Протоиерей Иоанн Борчук вдохнул новую жизнь в заброшенный храм

Был проведен капитальный ремонт внутри и снаружи церкви, облагорожена прилегающая территория, а также вновь открыт чудотворный источник рядом с храмом.

Усадьба Голицыных, конец 18 века

  • Что сейчас: заброшено
  • Расположение: село Зубрилово (300 человек)

Усадьба расположена на высоком берегу реки Хопёр, на границе трех областей — Пензенской, Тамбовской и Саратовской. Ансамбль в основном формировался в 1780–1790-х годах при Сергее Голицыне и его сыновьях. В усадьбу входят дворец, церковь, колокольня, парк с мемориальной часовней и башней-руиной, больничный корпус, четыре жилых строения и огромный парк, вытянутый по склону на полтора километра.

Дворец, церковь и колокольня были построены по типовым проектам, возможно, Жана-Франсуа де Неффоржа — бельгийского архитектора, который работал в стиле рококо. Архитектурной основой дворца является тип «дома во французском вкусе». До сих пор впечатляют выступающая шестиколонная полуротонда и двухмаршевая лестница, спускающаяся в парк. По другую сторону оврага сохранилась башня-руина, построенная, по преданию, пленными французами в 1810-х годах.

Усадьбу посещало много известных людей: баснописец Иван Крылов, государственный деятель и поэт Гавриил Державин, мемуарист Филипп Вигель, художники Василий и Елена Поленовы, Виктор Борисов-Мусатов.

19 октября 1905 года, во время крестьянских волнений, усадьбу разгромили, а дворец сожгли. Ее не стали восстанавливать и продали в казну еще до революции. В 1920-х годах усадьбу занимала крестьянская коммуна. В 1936–1937 годах дворец перестроили, а флигель капитально отремонтировали под Дом отдыха партактива. Позже в усадьбе располагались госпиталь и туберкулезный санаторий. Колокольня использовалась как водонапорная башня, поэтому утрачены звоны и завершение.

Сейчас во дворце отсутствует кровля, межэтажные перекрытия и лестницы — в стадии обрушения. Церковь отремонтирована, службы проводят с 1990 года. Но часовня почти разрушена.

Археологические и природные памятники, уникальные ландшафты

В 1773 году при строительстве Режевского железоделательного завода был образован Режевской пруд. Водоем имеет живописные скальные выходы, на его берегах произрастают сосновые боры. Пруд отличается очень чистой водой и обилием рыбы.

По правому берегу реки Реж, в двухстах метрах от плотины, находится известняковая скала «Орлова гора». На вершине Орловой горы расположена Иоанно-Предтеченская церковь. Недалеко от церкви, за скалой, расположены отвалы ОАО «Режникель». Данный объект интересен тем, что имеет радикально черный цвет и на нем отсутствует какая-либо растительность. Место пользуется повышенным спросом у экотуристов.

Особо охраняемыми природными территориями в окрестностях города Реж являются ландшафтный заказник Болото Боковое и Режевской природно-минералогический заказник. Осоково-низинное болото — это водоохранная зона реки Малый Рефт. Расположен объект на территории Озерского лесничества, в семи километрах к юго-западу от деревни Костоусово.

Природно-минералогический заказник выполняет задачу по охране современных и старинных минералогических копей, таких как изумруды, аметисты, топазы, турмалины и др. Кроме того он выполняет функцию комплексного заказника по охране диких животных. Территория заказника является открытой для туристов, которые могут посетить более шестидесяти копей.

На правом берегу реки Реж, недалеко от деревни Голендухино, расположены известняковые скалы, на которых произрастает уникальная скальная растительность. Объект носит название «Камень Большой» и является ботаническим и геоморфологическим памятником природы.

В окрестностях города Режа, на правом берегу реки Реж, находится большой утес из известняка, на котором можно увидеть комплекс редкой скальной флоры. Объект носит название «Камень Белый» и является ботаническим и геоморфологическим памятником природы.

На территории Глинского лесничества, на правом берегу реки Реж, раскинулись живописные известняковые скалы с уникальным растительным комплексом. Объект носит название «Камень Глинский» и является ботаническим и геоморфологическим памятником природы.

Вблизи от деревни Голендухино, на правом берегу реки Реж, находятся известняковые скалы с редчайшим комплексом скальной растительности. Объект носит название «Камень Брагино» и является ботаническим и геоморфологическим памятником природы.

На правом берегу реки Реж, рядом с селом Першино, расположены невысокие известняковые скалы с уникальным комплексом скальной растительности. Объект носит название «Камень Першинский» и является ботаническим и геоморфологическим памятником природы.

В окрестностях села Октябрьское, рядом с устьем реки Шайтанки, которая является притоком реки Реж, находятся отвесные скалы, обращенные к реке. Объект носит название «Камень Шайтан» и является ботаническим и геоморфологическим памятником природы.

На территории Глинского лесничества, на правом берегу реки Реж, можно увидеть невысокие известняковые скалы, на которых произрастает уникальная скальная растительность. Объект носит название «Камень Сохаревский» и является ботаническим и геоморфологическим памятником природы.

В окрестностях города Режа, по правому берегу реки Реж, расположены серпентиновые скалы в виде стены из останцев. Объект носит название «Скалы Пять братьев» и является ботаническим и геоморфологическим памятником природы.

Недалеко от поселка Крутиха находятся старинные копи самоцветных камней (Адуйская группа). Объект имеет название «Копи Семениха» и является историческим и геоморфологическим памятником природы.

На территории Глинского лесничества, на правом берегу реки Реж, можно увидеть карстовую пещеру. Объект носит название «Сохаревская пещера» и является геоморфологическим природным памятником.

На правом берегу реки Адуй расположен объект «Адуйский камень». Он представляет из себя утес 28 метров высотой, который частично порос лесом. В семидесятые годы девятнадцатого века крестьянин А. И. Злобин нашел в расселине клад. Находка была сделана совершенно случайно. В составе клада оказались уникальные вещи: разломанное на три части круглое навершие булавы из камня, медные антропоморфный идол, над головой которого были изображены лучи, и идол в виде птицы. Сейчас этими предметами владеет Свердловский областной краеведческий музей. Их можно увидеть в экспозиции «Древняя история народов Урала».

В 1958 году В. Н. Чернецов провел масштабные археологические разведочные работы на вершине Адуйского камня. В расщелинах был обнаружен культурный слой в пяти пунктах, который содержал кальцинированные кости, угольки и фрагменты сосудов 6–9 веков нашей эры.

Украина[ | ]

  • Крестовоздвиженская церковь на Подоле в Киеве.
  • Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры.
  • Крестовоздвиженский храм в посёлке Диёвка города Днепр (1812)
  • Крестовоздвиженский храм в Горняке Донецкой области
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Каменец-Подольске (1799, деревянная)
  • Крестовоздвиженский храм в посёлке Лесная Дача Луганской области
  • Крестовоздвиженский женский монастырь в Полтаве
  • Крестовоздвиженский собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве
  • Крестовоздвиженский кафедральный собор Ужгорода (греко-католический)
  • Свято-Кресто-Воздвиженский храм в посёлке Черкасская Лозовая Харьковской области (1-я половина XVIII века)
  • Крестовоздвиженский храм в селе Лиман Харьковской области
  • Крестовоздвиженская церковь(Изюм) в Харьковской области.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: