Образовательная деятельность
- Бельщинская школа
Одноклассная при Введенской церкви была открыта 19 января года священником Константином Хитровым. Он преподавал Закон Божий, а все остальные предметы его помощник — псаломщик Григорий Завьялов.
Школа располагалась в особом помещении при церковной сторожке. Занятия в ней начинались с окончанием работы в поле и заканчивались с началом полевых работ, в 1887/88 учебном году занятия проходили с октября по январь.
На 1888/89 учебный год Бельщинская церковно-приходская школа значилась, как школа грамоты, а затем прекратила своё существование.
Вновь одноклассная церковно-приходская школа открылась в селе в 1891 году. Учителем при школе до января 1894 года состоял Василий Николаевич Вихров.
В начале 1909 года заведующим и законоучителем Бельщинской церковно-приходской школы был назначен священник Максим Шалкинский.
Сведения о числе учащихся | |||||
1885/86 | 1886/87 | 1887/88 | |||
---|---|---|---|---|---|
м.п. | ж.п. | м.п. | ж.п. | м.п. | ж.п. |
30 | 3 | 38 | — | 10 | — |
33 | 38 | 10 |
- Зыбинская школа
В 1889 году школа грамоты открылась в деревне Зыбино Бельщинского прихода. Она располагалась в съёмном доме.
Первым законоучителем в школе был священник Стефан Лебединский, учителем — крестьянин деревни Зыбино Евграф Новиков, самоучка. Последний получал за обучение вознаграждение по 30 копеек в месяц с ученика. В 1890/91 учебном году учителем в Зыбинской школе был отставной рядовой Евдоким Медянин, домашнего образования. Он также получал вознаграждение по 30 копеек в месяц с ученика, из этой суммы он оплачивал съём дома под школу.
Слайд 8ПЕТРОПАЛОВКИЙ МОНАСТЫРЬ В «очерках» Григорий Плотников, к сожалению, предельно кратко
упоминает о недавно построенном Петропавловском монастыре на реке Синаре. В августе 1662 года, бунтовавшие башкиры разгромили слободы русских, в том числе, Катайский острог, сожгли Петропавловский монастырь с церковью на правом берегу реки Синары, в месте её впадения в реку Исеть, над Белым Яром, и от монастыря осталась только яма от хлебного амбара. При написании очерков Григорий Плотников использовал документы Далматовского монастыря. Были ли в архиве монастыря более содержательные сведения относительно обители, названной во имя первоверховных апостолов Петра и Павла — не известно. В настоящее время самый ранний имеющийся документ Далматова Успенского монастыря датирован 1671 годом.
Где находится село Мужи
В Мужах проживает более 3700 человек. Фото: Андрей Ткачев/«Ямал-Медиа»
Мужи — административный центр Шурышкарского района, расположен на живописном берегу Малой Оби юго-западнее Салехарда. Как любят подчеркивать жители, природа здесь просто завораживающая. Рядом настоящие леса, а не лесотундра, а река — это и отменная рыбалка, и главная транспортная артерия. В Шурышкарском районе часто говорят, что ориентируются не на освоение недр, а на собственные ресурсы.
Расстояние от Мужей:
- до Салехарда —153 км по прямой;
- до Тюмени — 9 18 км по прямой, 1230 км по трассе;
- до Москвы — 1803 км.
Добираться в Мужи — отдельное приключение, которое приехавшим с Большой земли подарит массу эмоций, а для ямальцев — вполне себе привычная транспортная схема.
Преображенская церковь с. Тишково
В фамильных
документах рода Загряских сохранилась запись, которая позволяет утверждать, что
окрестные земли были за Загряскими еще со времен Дмитрия Донского. «В прошлом
1682 г. — свидетельствует она, — в смутное время разбили дом разбойники в
Коломенском уезде в сельце Тишкове Семена Зарянского и многие животы ево разбоем
побрали и всякие письма подрали и с собою поимали и жалованные грамоты великого
князя Дмитрия Ивановича пропали».
К 1712 г. в
сельце поставлена была деревянная двухэтажная церковь во имя Преображения
Господня с приделом Николая Чудотворца и колокольней. Находилась она у оврага
между двором господским и крестьянскими дворами.
В 1780 г.
священником в церковь определен был Иоанн Яковлев, который прослужил здесь более
40 лет и за участие в событиях 1812 г. награжден был бронзовым крестом. В 1865
г. из-за малости прихода причт был упразднен, а церковь приписана к Ильинской
церкви с. Скульнево.
Через двадцать
лет проживавший рядом с церковью помещик, коллежский асессор Иван Георгиевич
Соколов, старую двухэтажную церковь сломал, а вместо нее построил деревянную
одноэтажную однопрестольную с колокольней.
За сохранность
церкви, икон и утвари с 1911 г. отвечал церковный староста крестьянин села Петр
Ермолович Комаров, за что прихожане выплачивали ему по 15 руб. в год. Служил в
ней священник Ильинской церкви Павел Смирнов.
Какое производство действует в Мужах
Одно из главных предприятий — МСП «Мужевское», занимается оленеводством, рыбодобычей и овощеводством. Ежегодно оно заготавливает около 35 тонн оленины. Мясо поступает в детские сады и школы, доступно и в розницу.
Фото: vk.com/public170438171
Предприятие обеспечивает селян свежей молочной продукцией из 15 наименований — от пастеризованного молока до ряженки и йогурта.
С лета 2020 года здесь стали выпускать собственное мороженое — уникальный продукт не только для сельской глубинки, но и для городов. В производстве используют собственное молоко, топпинги и стаканчики отечественного производства. В линейке — малиновое и шоколадное мороженое, с маракуей. Одна порция стоит 170 рублей.
Еще одно направление работы предприятия — овощеводство. В теплицах выращивают огурцы, помидоры, перец, свеклу, кабачки, баклажаны, морковь, капусту, редис, репу, салат, зеленый лук, укроп.
Продажа местного картофеля на Обской ярмарке в Мужах, 2019 год. Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»
На полях собирают тонны картофеля. Купить всю продукцию предприятия можно в местном магазине «Нива».
Фото: /vk.com/popovolegshur
-
Обская ярмарка в Мужах, 2019 год. Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»
-
Обская ярмарка в Мужах, 2019 год. Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»
-
Обская ярмарка в Мужах, 2019 год. Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»
-
Обская ярмарка в Мужах, 2019 год. Фото: Юлия Чудинова/«Ямал-Медиа»
Сельское хозяйство в районе всегда было в чести, не забывают о нем жители и сегодня. У многих есть свой огород. А увидеть, попробовать, прицениться и купить местную продукцию можно на специальных ярмарках, которые устраивают несколько раз в год.
Еще одно важное предприятие в селе — районный филиал АО «Ямалкоммунэнерго», который отвечает за тепло-, электро- и водоснабжение. В Мужах расположена центральная районная больница со стационаром
В селе работают три оператора сотовой связи: Теле2, Мегафон и Мотив с интернетом до 4G. Создана обширная культурно-досуговая и образовательная среда, что также обеспечивает возможности для развития селян, занятость населения.
Кстати, о рынке труда. На конец сентября 2022 года в районе официально безработными числилось 37 человек, в Мужах и к относящимся к ним деревнях — 13 граждан. В районном банке вакансий на тот момент было 120 мест, из них 28,9% относились к рабочим профессиям.
На шурышкарской земле активно поддерживают предпринимателей и самозанятых. Одним из важных направлений последних нескольких лет стал туризм, большой потенциал которого очевиден в районе и в самих Мужах.
Причт
На начало 1800-х годов состоял из священника, дьячка и пономаря; позднее в штате причта состояли священник и псаломщик.
Священники
- (на 1847)
- Василий Гаврилович Северский (до 12 марта )
- (23 ноября 1868 — 23 апреля )
- (23 апреля 1873 — 9 октября )
- Константин Иванович Хитров (на декабрь 1876 — 3 февраля )
- Стефан Никитич Лебединский (19 февраля 1888 — 28 июня )
- Василий Васильевич Благовидов (9 июля 1903 — 3 февраля )
- (21 февраля — 6 июля 1906)
- (16 августа — 15 сентября 1906; был назначен на священническое место, но не служил)
- Николай Иванович Лебедев (26 января — 25 сентября )
- (20 ноября 1908 — 3 декабря )
- Александр Яковлевич Поликарпов (9 февраля — 20 декабря )
- (12 февраля — ?)
- (4 июня 1914 — 22 мая )
- (19 июня 1917 — ?)
- (20 июля — 7 октября 1917)
Церковнослужители
- Пономари
- Фёдор Сафронович Великанов (на 1847)
- Иван Антонович Долгов (на 1847 — 15 сентября 1866)
- Александр Лавров (ноябрь 1866 — конец 1870)
- Семён Боголюбов (17 января 1871 — ?)
- Псаломщики
- Григорий Петрович Завьялов (на 1885 — 3 июня 1903)
- Павел Преображенский (3 июня — октябрь 1903)
- Михаил Павлович Пинерков (3 ноября 1903 — 10 августа 1906)
- Александр Дмитриевич Терновский (10 августа 1906 — 9 октября 1914)
- Андрей Дмитриевич Климов (9 октября 1914 — 12 августа 1916)
- Степан Усков (8 сентября 1916 — 20 января 1918; крестьянин села Мордовский Карай Балашовского уезда)
- Владимир Спиридонов (22 января 1918 — ?)
Введенская церковь с. Введенское
Это старинное
село впервые упоминается в духовной великого князя Василия Темного, по которой
оно завещано в 1461 г. его сыну Борису. Из этой же духовной следует, что село
это досталось великому князю от Марии Федоровны Голтяевой, бывшей замужем за
Боровским князем Ярославом Владимировичем. А Мария унаследовала Введенское после
отца своего боярина Ф. Ф. Голтяя-Кошкина и бездетных братьев ее. Весь XV в. оно
находилось в вотчинах удельных и великих князей и неоднократно упоминается в их
духовных.
Через полвека
селом владел новый помещик Иван Матвеевич Огалин. В селе тогда находилась
деревянная церковь, но из причта у церкви проживал лишь дьячок Мартын Ипатов с
братом. Кроме того в селе стояли двор господский и четыре двора крестьянских с
шестью жителями мужского пола. Церковь стояла на правом берегу р. Северки в
восточной части села близ мельницы, от нее брала свое начало проселочная дорога
в с. Кузовлево.
В 1760 г.
большую часть села у Огалиных купил коллежский советник С. Г. Домашнев. В 1782
г. тщанием статского советника Ивана Герасимовича Домашнева в селе построена
каменная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и с престолом во
имя св. Евангелиста Иоанна Богослова. Одновременно построили каменную
колокольню.
После
Отечественной войны 1812 г. Введенская церковь приписана к Спасской церкви с.
Вертково, находящегося отсюда в одной версте, а причт был упразднен. Священник
села, проживавший в одном из господских домов, переведен в другой приход, а
службу в церкви дважды в месяц вел священник Спасской церкви. Сама церковь в
последующие годы особых изменений не претерпела, если не считать того, что
придел сделали теплым, а в 1898 г. обновили иконы в иконостасах.
Легенды
- Река Нияп названа в честь дочери местного хана.
- В первой половине XVIII века в село Чимеево чудесным образом приплыла против течения реки Нияп в вертикальном положении икона Казанской Божьей Матери. Это почитали знаком свыше, и поместили икону в церковь Константина в Елены. Икона Царицы Небесной и Богомладенца Христа довольно большого размера −108 на 89 см. 5 ноября 1770 году от топящейся печи церковь сгорела. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь. После пожара люди нашли на пепелище абсолютно невредимую икону Божьей Матери, которая лишь слегка потемнела. 9 октября 1774 года игумен Маргарит из Далматовского монастыря освятил церковь, которую нарекли, как прежнюю – в честь равноапостольных Константина и Елены. К 1887 году церковь обветшала, и в августе на приходском собрании было принято решение обратиться к епископу Тобольском Авраамию за благословением на строительство нового храма. 26 января 1888 года было получено благословение строить на прежнем месте церковь в честь Казанской Иконы Божией Матери. 7 мая 1889 года состоялась закладка нового храма. 21 мая 1890 года в селе Чимееве состоялось торжественное освящение новопостроенного храма. В таком же виде он дошёл и до наших дней. В 1937 году, когда была объявлена пятилетка по окончательному уничтожению религии, Чимеевский храм закрыли. В 1943 году в храме решили устроить зерносклад. Местные активисты стали срывать иконы. Но когда дошли до Чудотворной, то ничего у них не вышло. Председатель сельсовета Гурьян Гладков зло выругался и пригрозив «вытащить ее за косы», пытался сорвать икону ломом и топором разрубить. Но был незримой силой Божией отброшен от иконы. Упал на спину. Через три дня он умер от сильного кровотечения из носа и рта. А Казанская икона Божией Матери осталась в храме. Прихожане сохранили и другие иконы. В 1947 году церковь решили вернуть верующим. Паломники, приезжающие сюда, набирают с собой столько воды, сколько могут унести. 17 июля 2002 года Указом Святейшего Патриарха Алексия Свято-Казанский приход преобразован в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь. 22 марта 2004 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия список иконы Казанской Божией Матери, именуемый Чимеевским, включен в календарный месяцеслов Русской православной церкви. День празднования иконы — 21 июля. Чудотворная икона притягивает в этот монастырь множество паломников, жаждущих исцеления. На берегу реки Нияп построена часовня в честь Явления Иконы Божией Матери «Казанская». К северу от Чимеево, в 1,5 км, находится Чимеевский святой источник.
Приход
На 1869 год Введенская церковь относилась к . К приходу на середину — конец 1890-х годов были приписаны три деревни: Зыбино, Зыбино-Корякино и Панырка; к году в приходе осталась только одна деревня Зыбино.
На 1894 год общее количество прихожан Введенской церкви составляло 1372 души, из них: духовенства — 19 человек, дворян — 4 человека, мещан — 19 человек, военных — 275 человек, крестьян — 1055 человек.
Численность прихожан по годам | |||||||||||
1840 | 1860 | 1880 | 1894 | 1908 | 1912 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
м.п | ж.п. | м.п | ж.п. | м.п | ж.п. | м.п | ж.п. | м.п | ж.п. | м.п | ж.п. |
580 | 540 | 682 | 715 | 698 | 790 | 654 | 718 | н.св. | н.св. | 517 | 552 |
1120 | 1397 | 1488 | 1372 | 1098 | 1069 |
На 1894 год в приходе числилось 216 дворов; к году их количество сократилось до 172.
Кем гордятся жители Мужей
Фото: vk.com/popovolegshur
Среди тех, кем гордятся жители села, — поэт и писатель Иван Истомин. Его произведения публиковались на русском, ненецком и коми языках. Комедия Ивана Истомина «Цветы в снегах» много лет не сходила со сцены Тюменского драматического театра. Писатель занимался и живописью. Две его картины «Арест легендарного вождя ненецко-хантыйской бедноты Ваули Пиеттомина» и «Ленин на Ямале» хранятся в МВК им. И. С. Шемановского в Салехарде. В его честь названа одна из главных улиц села, а портрет в виде мурала украшает фасад одного из зданий.
Местная школа названа в честь участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Николая Васильевича Архангельского. С 1933 года он рос и учился на тюменском Севере. Его отец Василий Алексеевич Архангельский работал директором полноватской, казымской, шурышкарской и октябрьской школ. В 1933-1937 годах семья жила в Мужах. Во дворе школы установлен монумент герою, одна из улиц носит его имя.
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
В числе первых, из сорока девяти храмов Чухломского уезда, Введенская церковь построена неизвестными мастерами на высоком берегу речки Мелши, притока Виги, по которой волость и получила название Вижской. Возведена каменная церковь в 1800 году на средства прихожан — помещиков окрестных усадеб и зажиточных крестьян 25 селений обширной округи. Места эти в XVI веке неоднократно разоряли казанские отряды, в Смутное время польской интервенции край сильно запустел. Но уже в XVII веке первый русский царь из рода Романовых — Михаил Федорович раздал здешние земли стрельцам и боярам за верную службу. Долгоруковы и Дурново стали владельцами и хозяевами этих угодий.
Деревянный храм несколько раз ветшал, горел и строился вновь. Возведение каменной церкви началось при жизни владельца усадьбы Степана Васильевича Перфильева, генерал-майора, одного из воспитателей будущего императора Павла I, друга князя А.И. Мещерского и поэта Г.Р. Державина. Завершилось строительство после его смерти, когда усадьбу в Стан купил Его Превосходительство генерал Александр Дмитриевич Семичев. Сын Семичева — Павел, известный театрал, жертвовал немалые средства на украшение и убранство церкви, а великий князь Александр Александрович Вяземский, следующий владелец усадьбы, крестил в храме свою дочь и двух сыновей. Долгое время жила в усадьбе Введенское и молилась в храме еще одна благотворительница, жена генерала Карла Ивановича Зейферт — Надежда Петровна. В числе более чем двух тысяч прихожан были семьи дворян Кадниковых, Языковых, Шигориных, Лермонтовых, Сальковых, Перфильевых и т.д.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Виге. с.Введенское.
К началу XX века Введенский храм считался одним из самых богатых и красивых по внутреннему убранству. Вокруг церковной площади, вымощенной кирпичом, располагались 12 торговых лавок, церковно-приходская школа, каменная двухэтажная богадельня, построенная на средства крестьянина деревни Бариново Дмитрия Климовича Лебедева, и дома причта. Позади храма сохранился до наших дней огромный, площадью 20 гектаров, старинный парк, заложенный генералом Степаном Васильевичем Перфильевым.
В первой половине XIX века служил в церкви священник Антоний Соболев, сын которого — Иоанн во время учебы в Санкт- Петербургской духовной академии подружился с будущим святым, в земле российской просиявшим, Иоанном Кронштадтским. Сам Иоанн Соболев прожил долгую жизнь, был священником одной из церквей северной столицы, а затем настоятелем Исаакиевского собора.
Иоанн Антонович в летние месяцы гостил в доме отца, а после его смерти в семье сестры Юлии, выданной замуж за священника Федора Воскресенского. Каждый его приезд был праздником для жителей села, многим он помогал духовно и материально. Существует устное предание, что вместе с ним посещал Введенский храм и его друг Иоанн Кронштадтский.
Племянник Иоанна Соболева — Михаил Федорович Воскресенский после смерти жены и ребенка принял монашеский постриг с именем Макарий и будучи архимандритом Александро-Невской лавры был репрессирован и сослан на Соловки. Больной и немощный, вернулся к сестре в Чухлому умер г 1931 году. Годом раньше в селе Введенское раскулачили весь церковный причт, священника Апександра Николаевича Птицына сослали в Северные края, где он и умер. Второй священник Николай Александрович Наградов, протопресвитер вместе с бывшим псаломщиком Александром Ивановичем Вигским расстреляны 26 августа 1937 года. Расстрелян в Ярославле и сын здешнего священника Николая Суворова — Дмитрий.
Фрагмент храма села Введенское.
В 1934-35 годах сельскую церковь окончательно разграбили и разорили, заняв пустое здание под машинно-тракторную станцию. И теперь, по прошествии семидесяти с лишним лет, отделяющих нас от скорбных событий, трудно вернуть храму былое великолепие. Но Господь велик и может все! Рушили деды, а восстанавливать необходимо внукам и правнукам. Наверняка найдутся потомки бывших дворян, купцов, лесопромышленников, священнослужителей и крестьян, чьи предки жили на благословенной земле введенского края и смогут оказать помощь по восстановлению еще одной церкви в Чухломском районе Костромской области. А начало этому доброму делу положили прихожане здешней маленькой церкви в честь Дмитрия Солунского во гласе со своим пастырем — отцом Варфоломеем. Второй год с верой и любовью собирает батюшка камни разбросанные ветром неверия и атеизма
Татьяна Байкова
Газета «ВПЕРЕД» 18 сентября 2008 г.
Публикатор Михаил Шейко
Образование и досуг в Мужах
Фото: vk.com/public204321058
В Мужах работает три детских сада, где занимаются с воспитанниками от года до восьми лет. В штате 147 сотрудников, из них 53 педагога. В детсадах обучают не только по основным, но и по дополнительным программам научно-исследовательской, художественно-эстетической, естественно-научной и физической направленности.
Фото: vk.com/public190699862
Детский сад «Аленушка» в 2021 году вошел в федеральный реестр «Всероссийская Книга Почета», а «Олененок» стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшие детские сады России — 2022».
В Мужевской средней школе им. Н. В. Архангельского функционируют «Точка Роста», спортивный клуб «Стерх». В школе открыт психолого-педагогический класс, представлены общественные объединения «ЮнАрмия», «Волонтеры Победы», «Орлята России», Российское движение школьников, Российское движение детей и молодежи, «Эколята», практикуется школьное самоуправление.
В Центре воспитания и дополнительного образования действует мобильный технопарк «Стерх». Благодаря кванториуму дети изучают управление беспилотными летательными аппаратами, виртуальную и дополненную реальность, робототехнику, 3D-моделирование.
Фото:vk.com/public170438171
Обширны возможности и для любителей спорта. На базе школы «Юниор» обучают хоккею, боксу, кудо, лыжному спорту. Для развития последнего в лесу обустроили освещенную лыжную трассу. На берегу реки Юган появилась современная лыжная база. Игровые виды спорта доступны в спортивно-оздоровительном комплексе «Олимп». Кроме того, в селе есть крытый ледовый корт, где зимой играют в хоккей, а летом разворачивают многофункциональную площадку с тренажерами и батутами.
Два года назад в Мужах открыли кинозал «Север», где доступны общероссийские премьеры. На базе Центра досуга и народного творчества проходят различные мастер-классы, работают театральная и вокальная студии. Еще одно место притяжения селян — районный музей.
В 2023 году откроет свои двери первый в районе спортивно-молодежный центр. На площади в 1200 квадратных метров разместят коворкинг, творческо-игровую зону, тренажерный зал и зал для фитнеса, семейное кафе, выполненное в стиле хай-тек.
Источники:
http://www.zapoved.net/index.php/katalog/regiony-rossii/severo-zapadnyj-fo/leningradskaya-oblast/Кировский_район/Жихарево
https://ru.wikipedia.org/wiki/Жихарево_(Ленинградская_область)
https://sdk-putilovo.ru/zhikharevo/item/78-istoriya-zhikharevo
https://www.liveinternet.ru/users/3721868/post192949217
https://peterburg2.ru/restplaces/zhiharevskaya-karstovaya-peshhera-12081.html
https://www.lentravel.ru/districts/kirovskij-rajon/dostoprimechatelnosti/zhiharevskaya-karstovaya-peshhera.html
https://ivbg.ru/7912162-23-zamechatelnyx-mesta-v-lenoblasti-v-kotoryx-obyazatelno-stoit-pobyvat-xotya-by-raz.html
http://www.zapoved.net/index.php/katalog/regiony-rossii/severo-zapadnyj-fo/leningradskaya-oblast/Кировский_район/7013-Каньон_Лава
Иверская церковь погоста Бурхино
Погост этот с
трехпрестольной церковью Ильи Пророка находился на левом берегу речки Малой
Северки (Гнилуши) восточней д. Образцово. При переписи 1627–28 гг. церковь с
приделами Николая Чудотворца и мученицы Параскевы Пятницы и четырьмя дворами
церковного причта стояла на земле Ивана Дядина. Предшественницей села являлась
древняя Мошневская слободка, находившаяся в версте к северу от погоста и
упомянутая в духовной князя Владимира Андреевича в самом начале XV в.
Впоследствии на месте слободки появились сначала «сельцо Мошневское, Старое
Бурхино тож», а затем и Ильинский погост с церковью Ильи Пророка.
«Церковь Ильи
Пророка с приделами, — отмечено в писцовой книге в 1633 г., — в погосте Бурхино
у речки Северки-Гнилуши; по сказке попа Никифора Дмитриева, та церковь сюда
перенесена с пустоши Ильинской». В ее приходе находились деревни Образцово,
Дядино, Пестово, Житнево и Еремино, а позже вновь поселенные Бурхино и Проводы.
В 1833 г. к ней
приписана Спасская церковь с. Дядино. Еще через два года при церкви поставили
новую колокольню, но та оказалась «непрочной» и в 1871 г. священник Иоанн
Никитин просил ее разобрать, а колокола разместить на прочно установленных
столбах. Одновременно он сообщал, что прихожане решили вместо деревянной
построить церковь каменную, для чего пожертвовали 1000 руб. и кирпич, приняв на
себя и его доставку. Разрешение на строительство каменной церкви было получено
27 сентября того же года с утверждением плана его постройки, составленного
художником-архитектором И. Герасимовым.
Строительство продвигалось довольно быстро и в первом номере «Московских
епархиальных ведомостей» за 1874 г. появилось объявление о том, что при погосте
Бурхино построен каменный храм и, несмотря на множество предстоящих еще работ,
главный престол храма «во имя Божией Матери Иверской имеет быть освящен 1874
года января 13 дня. Придельные же храмы: по правую сторону во имя Святого
Пророка Божия Ильи, а по левую сторону во имя Святой Мученицы Параскевы — 14
дня. Местный священник — И. Никитин. Староста церковный — крестьянин сельца
Образцово Егор Силин».
Существенную
помощь в строительстве храма оказали прихожане: крестьянин д. Базулино Петр
Иванов, купчиха Евдокия Ирина, мещанки Ирина Иванова, Прасковья Федорова,
пожертвовавшие 900 руб. на построение храма с тем, чтобы церковь приобрела потом
на соответствующую сумму процентные бумаги, доходы от которых предназначались
причту на поминовение их.
Колокольню,
двухъярусную, но довольно высокую, сложили из материалов разобранной Спасской
церкви с. Спасителева. В 1875 г. между церковью и колокольней возвели кирпичный
притвор.
14 декабря 1887
г. ходатайством местного причта в наемном крестьянском доме открыта была
церковно-приходская школа, в которой священник П. Д. Лужниковым преподавал Закон
Божий, а псаломщик Н. В. Любимов церковное пение.
Данные за
последующие годы свидетельствуют о том, что церковь продолжала успешно исполнять
свое служение, и даже в непростом 1917 г. ее доходы позволили полностью окупить
все текущие потребности.
Спасская церковь с. Спасителево
На правом
берегу р. Малой Северки между деревнями Житнево и Бурхино в XVI в. существовала
деревенька Обонегово. Сменив несколько владельцев, в конце XVII в. она перешла к
стольнику Ивану Ивановичу Засецкому, который в 1710 г. построил здесь каменную
церковь во имя Всемилостивого Спаса, и деревня стала называться селом
Спасителевым.
Церковь эта по
размерам была небольшой, без колокольни, в приходе ее было лишь само село,
количество жителей в котором никогда не превышало 120 человек. В конце XVIII в.,
на пример, по данным 1793 г., в ее приходе насчитывалось 17 крестьянских дворов
с 187 жителями.
В 1821 г.,
когда служивший в церкви священник скончался, из-за малочисленности прихода
нового сюда так и не назначили, а церковь приписали к Ильинской церкви погоста
Бурхино.
Через десять
лет, в 1831 г., село по купчей перешло к генерал-лейтенанту Павлу Яковлевичу
Куприянову. В начале 40-х гг. генерал вывез всех крестьян села на свои земли в
Харьковскую губернию, церковь же осталась одиноко стоять посреди опустевшего
села — посещать ее стало теперь некому.
Спустя
некоторое время, когда усердием Павла Яковлевича была перестраиваема Знаменская
церковь в с. Лобаново, генерал просил Консисторию упразднить Спасскую церковь с.
Спасителева, а материал от нее использовать для перестройки Знаменской церкви.
Консистория 2 апреля 1847 г. утвердительно решила этот вопрос, обязав лишь на
месте престола церкви поставить памятный каменный столб. Однако, Павел Яковлевич
по каким-то причинам не привел этот план в исполнение, и церковь так и осталась
без хозяина, хотя иконы и утварь из нее были вывезены.
Вскоре генерал
скончался, и в бывшем с. Спасителеве кроме пустовавшего каменного господского
дома с хозяйственными пристройками и скотного двора ничего не осталось. Спасская
церковь впоследствии была разобрана, а материал ее пошел на строительство
колокольни церкви погоста Бурхино.
Архитектура
Каменный Спасский храм в стиле классицизма построили уже на возвышении, поскольку низину часто затапливало. Он был возведен в 1809 году и включал 3 престола. Они были освящены с 1817 по 1838 годы:
- в честь Нерукотворного образа Спасителя,
- Введения в храм Пресвятой Богородицы,
- святого князя Владимира
Настенные росписи появились здесь лишь к концу 19 века.
Направление классицизма в светской и храмовой архитектуре стало доминирующим в период правления Екатерины II. Императрица с усердием вытесняла барочные мотивы из уже существующих церквей, а новые воздвигались с учетом вкусовых пристрастий царствующей особы. Так она пыталась «стереть» в архитектуре елизаветинский след, предпочитавшей барокко.
Над центральным входом одного из приделов церкви взметнулась ввысь колокольня. По сохранившимся письменным источникам, звонницу храма когда-то украшали 8 медных колоколов, самый большой из них весил почти полтонны.
Спасская церковь с. Вертково
В клировых
ведомостях и метриках XIX в. храмоздателем Спасской церкви в сельце Вертково
указан подпоручик Николай Васильевич Измайлов, а временем ее строительства 1752
г. Об этом свидетельствует и надпись на деревянном кресте, венчавшем
единственную главу церкви: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа во храме Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа при державе благочестивейшей самодержавнейшей Великой Государыни нашей
императрицы Елизаветы Петровны всея России при наследнике Ея внука Петра Первого
благоверном Государе великом князе Петре Федоровиче и при супруге его
благоверной Государыне великой княжне Екатерине Алексеевне и при благоверном
Государе великом князе Павле Петровиче. По благословению Святейшего
правительствующего Синода и Преосвященного епископа нашего Порфирия Коломенского
и Каширского».
Однако, более
тщательное изучение архивных документов говорит о том, что первоначальная
церковь в Верткове построена была гораздо раньше. В отказных книгах Коломенского
уезда за 1671 г. упоминается село Вертково стольника Петра Андреевича Измайлова,
а через четыре года его же село Спасское. В переписных книгах 1678 и 1709 гг.
значится «село Спасское, что была деревня Вертково». Эти записи объясняют и
происхождение имевшихся в церкви икон XVII в. В церковном алтаре по метрике 1887
г. находилась икона Знамения Божией Матери с надписью: «1676 года месяца декабря
в 28 день написана сия икона». Надпись под иконой Корсунской Божией Матери была
еще более древней: «Лета 1611 писал сей образ Пимен, именуемый Симоном Ушаковым
по обещанию Петра Андреевича Измайлова». Последний, очевидно и строил первую
церковь в Вертково, а его потомок лишь перестраивал.
Новопостроенная
одноэтажная церковь, как и прежняя, была деревянной, обита и крыта тесом, 12 м в
длину, 7,5 в ширину и 4,3 в высоту.
Внутрь ее с
западной, северной и южной сторон вели двери. Изнутри она выглядела
продолговатой палатой, алтарь от которой отделял трехъярусный иконостас. В
последнем находилась храмовая икона Нерукотворного Спаса с надписью: «Совершися
Образ сей 1755 года августа 14. Иконописец Дмитрий Добрынин».
Вместе с
церковью построена и деревянная колокольня. В XIX в. деревянную крышу церкви
заменили железной, прежний иконостас заменен четырехъярусным с колоннами,
окрашенным в синий цвет.
Более 40 лет
священником здесь был Никифор Семенов, который за заслуги в войне 1812 г. был
награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте.
В 1890 г. при
священнике И. Я. Любимове на средства московского купца С. И. Кронова под здание
церкви подведен каменный фундамент, а в трапезной сложена печь. Тремя годами
раньше в селе открыта была церковно-приходская школа, а к Спасской церкви
приписана Введенская церковь.
Слайд 2ДЕРЕВНЯ НИКИТИНАПри царе Алексее Михайловиче за пристрастие к табаку резали нос,
выбивали зубы. Слыл ли красавцем Никита Табатчиков, «выходец из внутренней России», основавший деревню Никитину — история умалчивает. По соседству с Никитиной в 1680 году выросла деревня Сапожникова, переименованная в Ушакову. В округе, как грибы после дождя, появились деревни: Иткинной Яр (Ипатово), Оконечниково, Ярки, Медведево, Булыгино, Даньково, Марай. Раньше Никитиной, в 1650 году, началось строительство Катайской слободы в устье речки Катайки, с крутыми берегами «эх, прокачу!». В Никитиной в 1840 году возвели Прокопьевскую церковь, и деревня стала называться селом, стали устраиваться крестные ходы в урочище Крестик. В окрестностях Никитиной много памятных мест, требующих индивидуального рассмотрения. Например, у соседней деревни Булыгиной, от которой остались заросшие ямы, вода выносит на отмель кости доисторических животных, в обрывах берега видны отложения различных геологических эпох. У Никитиной и Булыгиной имеются, так называемые «караульные угоры», на которых в 17-18 веках разжигали сигнальные костры, в случае появления неуёмных кочевников.
Слайд 4Известная повесть Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, прославила местечко Охонины брови или по-другому
— Белый Яр. Перед впадением в реку Исеть правый берег Синары высок, вытянулся вдоль реки в изломанную линию, образует крутые выступы- мысы, отделённые друг от друга неглубокими логами. В одном километре от устья реки Синары мыс Охонины брови. Со стороны реки — это песчаниковое обнажение, издали рисующее изогнутые брови. От реки оголённая площадка мыса плавно повышается к белому лесу. Подышать воздухом луговых трав, послушать невнятный шепоток берёз, потоптать историческую почву речных берегов, мечтает каждый краевед. Первым на Белый Яр, в 1903 году, взошёл Павел Фёдорович Первушин. Все катайские курганы полегли у его ног, пришёл черёд городищ. Действительно, ров и оплывший вал указали краеведу на наличие древнего укреплённого поселения. Шаркали ногами по Охониным бровям и советские археологи, нарыли не то иткульскую, не то воробьёвскую керамику. Учёный Владислав Евгеньевич Стоянов был долговязым, широко шагая, он присовокупил к иткульской археологической культуре исетскую культуру, устоявшуюся в науке, предложенную в своё время Елизаветой Михайловной Берс. В «иткуль», до кучи, кинул типы и этапы — воробьёвский и прыговский и ещё задумал что-нибудь «кинуть», но вовремя остановился.
Слайд 12ПРОКОПЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ Никитинский приход открыт в 1824 г. А до того
времени д. Никитина входила в состав прихода Катайскаго острога. С 1824 г. Никитинский приход, кроме села, состоял из деревень: Ипатовой, Медведевой, Ярков и части д. Булыгиной, в 1868 г. к нему была присоединена и другая половина Булыгиной, раньше принадлежавшая к Зырянскому приходу. Прихожан м. п. 1685 и ж. п. 1673 души. Все они – русские, православные, занимаются хлебопашеством. – Существующий в с. Никитинском каменный храм заложен 13 Июня 1821 г. по грамоте Иустина, епископа Пермскаго и Екатеринбургскаго. Первоначально храм был двухпрестольный: в теплом храме престол в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы освящен в 1824 г.; холодный храм с престолом во имя св. праведнаго Прокопия, Устюжскаго Чудотворца освящен в 1840 г. В таком виде храм был до 1887 года. 15 Августа 1887 г. совершено заложение севернаго придела во имя св. Николая, Мирликийскаго Чудотворца; освящен придел 8 Ноября 1899 года. – При церкви причта по штату полагается 1 свящ., 1 диак., 1 псал., для помещения коих имеются два церковных дома. В с. Никитинском существует земское училище.