Село патруши. место падения летчика бахчиванджи и порог на реке арамилка

Биография

Родился 7 () февраля  или 1909 года в станице Бриньковская (ныне — Приморско-Ахтарского района Краснодарского края) в гагаузской семье[источник не указан 48 дней], где окончил семь классов школы.

Трудовую деятельность начал с 1925 года в городе Приморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году перебрался в город Мариуполь, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии, и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.

С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы лётчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолёта, высокую физическую подготовленность. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил 65 боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

Дата Тип сбитого самолёта Комментарий
04.07.1941 Дорнье-217 Лично
05.07.1941 Юнкерс-88 Лично
07.07.1941 Юнкерс-88 В группе с А. Г. Прошаковым
10.07.1941 Хеншель-126 В группе с Кожевниковым
02.08.1941 Юнкерс-88 В группе с П. Х. Ананековым и Жаровым

В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание «капитан», и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванджи награждается первым орденом Ленина.

20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Владимировичу Палло, головка двигателя, сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота, сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но, несмотря на произошедшее, от продолжения испытаний не отказался и, вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.

Уже 15 мая 1942 года лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Погиб 27 марта 1943 года во время очередного, седьмого по счёту испытательного полёта, на третьем экземпляре (БИ-3). Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли, полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в 6 километрах южнее аэродрома в районе Старого пруда у села Патруши. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление , бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями.

Похоронен Григорий Бахчиванджи на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

28 апреля 1973 года первому ракетоиспытателю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. О его подвиге первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин сказал: «…Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

История города

Во времена гражданской революции город был захвачен белогвардейцами. Промышленность пришла в упадок. Когда к власти пришли Советы, началось возрождение города. На базе суконной фабрики открыли первый ФЗУ. Учениками стали арамильские дети и воспитанники детдомов. Также в 30-х годах была построена первая средняя общеобразовательная школа и заведение для обучения пилотов.

В годы Второй мировой войны в город были эвакуированы множество промышленных производств и предприятий, ведь тут не проходила линия фронта.

Город в современных условиях — это небольшой по величине населенный пункт, который располагается поблизости от Екатеринбурга. Постепенно в Арамиле возводятся новостройки. Большая часть городка не оснащена газом, но эта проблема решается.

Размещение на территории Арамиля филиалов крупнейших предприятий и развитие местной промышленности – перспектива для города.

В 2002 году по решению Арамильской муниципальной думы был утвержден герб города Арамиля. Он находится под номером 1020 в Государственном геральдическом регистре.

В 2009 году активно начали строиться дома в городе. В основном были возведены трехэтажные здания на улицах Красноармейской, Рабочей и Текстильщиков. По улицам 1 Мая и Космонавтов можно встретить девятиэтажные дома. Все новостройки в Арамиле – это жилье экономварианта, которое отвечает всем требованиям комфортного проживания.

Активно застройщики скупают близлежащие земли. Расположение Арамиля относительно Екатеринбурга дает перспективы развития.

Город-спутник Екатеринбурга размещает на своей территории множество различных производств. Усиленная миграция отличает Арамиль от других городов. Более двух тысяч приезжих трудоустроились на его предприятиях.

В городе Арамиле есть небольшие компании местного значения. Это небольшой пищекомбинат, сысертский райпромкомбинат, завод по выпуску электротехнических изделий и 2-й филиал объединения «Звезда». Также в городе производят продукцию молокозавод и хлебокомбинат, мельзавод и ремонтные мастерские районного объединения «Сельхозтехника».

Из культурных ценностей жители имеют возможность посетить кинотеатр «Заря», местные клубы, возведенные Дом культуры и больничный городок.

Крушение самолета Бахчиванджи

В районе Старого пруда однажды произошла катастрофа. 27 марта 1943 года во время неудачного испытания самолета с реактивным двигателем сюда упал взлетевший в Кольцово самолет. Летчик-испытатель Григорий Бахвиванджи погиб и был похоронен на кладбище в Малом Истоке.

Это был его седьмой полет на экспериментальном самолете «БИ-1». Бахчиванджи было дано задание довести скорость горизонтального полета самолета до 750-800 км/ч на высоте 2 тысячи метров.  Сначала все шло хорошо, но после окончания работы двигателя на 78-й секунде (без выработки топлива его было бы не посадить) самолет неожиданно опустил нос и упал под углом около 50 градусов. Позже выяснилось, что самолет разбился из-за неучтенных при проектировании особенностей обтекания прямого крыла и оперения на околозвуковых скоростях.

На главной улице села Патруши — Советской — близ пруда стоит памятник, напоминающий об этой трагедии. Также памятники Бахчиванджи есть в поселке Кольцово и на площади перед одноименным аэропортом.

Промышленность города

В нескольких километрах от слободы был выстроен Уктусский завод. Обнаружение больших залежей медной руды положило начало возведению Полевского завода, а затем было найдено еще несколько ценных рудных месторождений.

Гражданская война привела суконную фабрику Арамиля к упадку. Работа в Арамиле отсутствовала, а тем, кто работал, труд не оплачивался. Они в основном занимались земледелием. Но к 1923 году фабрику восстановили, и уровень ее производства вырос по сравнению с дореволюционным. Было отлажено производство грубого сукна для шинелей, позже — рисунчатых тканей. Кроме суконного производства в городке возвели мастерские, фабрику по выпуску кирпича и мукомольный завод.

На сегодняшний день в Арамиле сохранились две мельницы, они усовершенствованы и находятся в рабочем состоянии. Современный мельзавод № 3 – одна из них. А мельзавод № 4 – вторая.

Порог на Арамилке

Через село Патруши протекает река Арамилка. Ее длина около 30 километров. На этой реке в черте села создано два небольших пруда. Верхний называют Новым прудом, а нижний – Старым.

В результате постройки Старого пруда русло реки Арамилки было смещено. Прежнее русло перекрыли дамбой, а реку пустили по каменистому склону.

Вода реки Арамилки побежала, петляя, между гранитных валунов, образуя шумный порог. Местами образовались небольшие водопадики (отчего это место порой называют Патрушевским водопадом, однако по сути это просто порог). Общая длина этого участка составляет около 200 метров. Стоит прогуляться и полюбоваться падающей водой.

История Патрушей

Этот населенный пункт возник в 1670-е годы. Относился к Арамильской слободе, которой в то время принадлежали обширные земли. Жители занимались земледелием, чему способствовали плодородные земли.

Когда в 1720 году на Урал прибыл В.Н. Татищев, вместе с ним приехал и бергштейгер Иван Патрушев для руководства на Уктусском заводе. Так здесь возникла фамилия Патрушевы, такое же название со временем получили река и село.

Летом 1720 года Патрушеву для работы на Уктусском заводе дали разрешение «во благо горного дела отписать часть Арамильской слободы с домами и проживающими в сих душами мужеского и женского полу». Появилось село Патруши.

Интересно, что в 1980-е годы Патруши (наряду с Балтымом) решили сделать экспериментальным поселком. Здесь в едином архитектурном стиле строились усадьбы для работников колхоза. В 1983 году уральские строители получили две премии Совета Министров СССР с формулировкой «за планировку и застройку в Свердловской области экспериментальных поселков Балтым и Патруши».

В наши дни главное предприятие села – Агрофирма «Патруши». Имеется православный храм Святой Равноапостолькой Княгини Ольги. Численность населения Патрушей, согласно переписи 2010 года, составляет 3274 человека.

Память

В честь Григория Бахчиванджи назван посёлок при аэродроме «Чкаловский» (Московская область).

  • Памятники Бахчиванджи установлены:
    • в посёлке Малый Исток (на могиле героя);
    • в городе Екатеринбурге (памятник возле международного аэропорта «Кольцово» и бюст на улице Бахчиванджи);
    • в станице Бриньковская, на родине лётчика;
    • в селе Патруши (обелиск близ места падения самолёта БИ-1).
    • в городе Ахтубинске Астраханской области;
  • Имя Бахчиванджи присвоено улицам:
    • в городе Екатеринбурге (ведущей к международному аэропорту «Кольцово»);
    • в городе Оренбурге;
    • в городе Мариуполе (Украина);
    • в городе Приморско-Ахтарске Краснодарского края;
    • в городе Арамиле Свердловской области;
    • в городе Ахтубинске Астраханской области;
    • в городе Щёлково Московской области (в микрорайоне Щёлково-3);
    • в городе Первоуральске Свердловской области (в микрорайоне Билимбай);
    • в городе Краснодаре;
    • в станице Бриньковская, на родине лётчика.

Именем Бахчиванджи также названы:

  • школа № 5 станицы Бриньковской;
  • школа № 60 города Екатеринбурга;
  • площадь перед международным аэропортом Екатеринбурга — «Кольцово»;
  • общеобразовательная школа при НИИ ВВС в Екатеринбурге;
  • кратер на обратной стороне Луны.
  • Изначально именно фамилия Бахчиванджи упоминалась в песне Александры Пахмутовой «Нежность»: «Так же пусто было на Земле, И когда летал Бахчиванджи», впоследствии было изменено на Экзюпери и именно в таком виде стала известной слушателям .
  • В 1987 году в честь Г. Я. Бахчиванджи названа платформа 41 км на хордовом участке Ярославского направления Московской железной дороги, поблизости от военного аэропорта Чкаловский и Звёздного городка.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: