Село Первомайское в наши дни
Указом от 27 декабря 1940 года село Гробово было переименовано в Первомайское. Административно оно относится к Нижнесергинскому району Свердловской области.
После строительства нового Московского тракта, село Первомайское оказалось чуть севернее от дороги. Кстати, каждый водитель, ездивший по дороге Екатеринбург – Пермь, помнит пост ГИБДД «у Первомайки». Недавно его закрыли после очередной оптимизации.
Село делит на две части река Утка, приток реки Чусовой. Кстати, это самая верхняя река с таким названием из нескольких, впадающих в Чусовую. В низовьях этой реки расположен посёлок Новоуткинск – бывший Уткинский завод Верх-Исетского горного округа (или Яковлевская Утка).
Главная историко-архитектурная достопримечательность села – Пророко-Ильинская церковь XIX века (ул. Ленина, 23А). В советское время купола снесли и можно было бы подумать, что это не церковь, а дом культуры. То, что это церковь, выдаёт архитектура. В том числе наличники на фасаде, которые имеют барочное завершение. Здание вернули верующим в 2000-е годы. Сверху надстроили небольшую деревянную колокольню.
Поблизости расположена автобусная остановка. От обычных деревенских остановок она отличается тем, что внутри нарисован красивый пейзаж со стогами и вечерним солнцем. Ждать автобус тут – одно удовольствие. По данным на 2010 год, в селе Первомайском проживало 595 человек.
Есть кое-что интересное и в окрестностях. Поблизости от Первомайского сохранилось два старинных моста на старом Сибирском тракте. Один – через речку Грязнуху, а другой – через Большую Расковалиху. А в Дружинино можно посмотреть виадуки. Они сильно уступают в зрелищности виадукам Красноуфимского района, но зато недалеко от Екатеринбурга.
Происхождение названия
Откуда же такое мрачное название – Гробово? В литературе встречается несколько версий. Некоторые из них довольно оригинальные и даже интригующие.
Если взглянете на карту, то к северу от села увидите гору Гробову (415 м). Здесь расположен Гробовский увал – цепь невысоких гор, которая тянется с севера на юг и разделяет бассейны речек Утка и Черемша. Как пишет краевед Ю.А. Дунаев, старожилы рассказывали, что название увала пошло от горы, спуск с которой по направлению к реке Утке очень пологий, внешне похожий на крышку гроба. А ещё есть народная легенда, что в селе будто изготавливались гробы и всегда имелся запас на случай смерти в пути странников или каторжников, которых вели этапом в Сибирь.
В 1875 году по Уралу путешествовал Василий Иванович Немирович-Данченко. Он писал в книге «Кама и Урал»:
Однако никаких документальных подтверждений написанному В.И. Немировичем-Данченко нет.
Как видите, версий много, в том числе достаточно загадочных. Но всё оказалось куда проще.
И.И. Лепёхин, посетивший Урал в 1770 году, писал: «Наименование сие дано по одному старожилу мужику, который прежде на сём месте имел свою пашню или поле, и большое пропитание имел от делания домовищ или гробов». И был близок к истине. Позже историк Н.К. Чупин в XIX веке сообщал, что согласно старым делам Екатеринбургского горного архива ещё до появления тут поселения эта местность, по которой проходила дорога из Уктусского завода и Екатеринбурга в Кунгур, называлась Гробовым Полем.
Краевед Р.И. Кашин выяснил, что в 1660-х годах в Уткинской (Чусовской) слободе (ныне это село Слобода) проживала семья Гробовых. Один из них, Тимошка Трофимов, сын Гробов, уехал из слободы и поселился в небольшой деревушке Польская, расположенной в верховьях реки Утки. Такое название она получила по наличию рядом поля. Деревня стояла на Кунгурской дороге и в ней было около 20 дворов. Тимошка приобрёл поблизости от деревни землю и распахал её. С тех пор это место стало называться Гробовским (или Гробовым) полем.
История села Гробово (Гробовское)
Тут проходила дорога от Уктусского завода и Екатеринбурга до Кунгура. Дорога шла по сравнительно малонаселённой местности. Поэтому, по информации краеведа Р.И. Кашина, главный командир Уральских и Сибирских заводов Вильгельм де Геннин решил дополнительно поставить острожец Гробово на территории Гробова поля, рядом с деревней Польской на правом берегу реки Утки. В 1723 году по распоряжению де Геннина здесь поселили несколько крестьянских семей из Кунгурского уезда. В 1724 году тут числилось 11 ревизских душ мужского пола, которые жили в двух дворах. Со временем Гробово разрослось и «поглотило» Польскую.
Историк Н.К. Чупин писал, что в том же 1724 году в деревне Гробовой был таможенный заставщик Салманов (вероятно, назначенный из Тобольской губернской канцелярии). На него шли жалобы, что он вымогал взятки с проезжающих по дороге и всячески их притеснял. Многие торговые люди, ехавшие с товарами в Екатеринбург, были вынуждены возвращаться с Гробовой обратно.
При сменившем де Геннина В.Н. Татищеве в Гробово перевели ещё больше крестьян из Кунгурского уезда. После башкирского восстания в 1735 году Гробово, Кленовское и Киргишаны были превращены в крепости. Они прикрывали горнозаводской Урал от набегов с юга. На берегу реки Утки выросли деревянные стены с башнями.
Во время Крестьянской войны, в январе 1774 года, отряд пугачевцев под командованием Ивана Белобородова при наступлении в сторону Екатеринбурга занял Гробовскую крепость. Гарнизон сдал её без боя. Через месяц войско Белобородова разбили под Уткинским заводом (ныне Староуткинск) и остатки его отряда отступили. Со временем Гробовская крепость утратила своё значение, и Гробово стало обычным селом. Оно находилось в самой западной части Екатеринбургского уезда Пермской губернии.
С 1763 года через Гробово официально прошёл большой Сибирский тракт – кратчайший путь из европейской части России в азиатскую. А ещё в Гробово выходила на Сибирский тракт дорога с Сергинских заводов. В поселении размещалась Гробовская почтовая станция (соседними с ней с одной стороны была Киргишанская, а с другой – Билимбаевская). В селе постоянно содержалось 60 пар казённых лошадей для перевозок по тракту. Многие жители также держали своих лошадей и самостоятельно занимались извозом.
По Сибирскому тракту через Гробово проезжало множество известных людей. В том числе тут побывал в 1824 году император Александр I, а в 1837 году – цесаревич Александр Николаевич, будущий Александр II. Но особенно много через это поселение с невесёлым названием проследовало каторжан и ссыльных, которых отправляли в Сибирь. Среди них был и писатель А.Н. Радищев, упоминавший Гробовскую станцию в дневниках.
Жители села были приписаны к Билимбаевскому заводу и были обязаны выполнять заводские работы. Главными их занятиями были извоз, содержание постоялых дворов, работы на рудниках и некоторые промыслы. Многие уходили на заработки в Красноуфимский уезд на жатвенную страду, а осенью некоторые уезжали на золотые прииски в Верхотурский, Челябинский и Троицкий уезды. Земледелием в самом Гробово мало кто занимался – земля была каменистая, а урожай страдал от ранних заморозков. К тому же окрестные земли принадлежали заводам, а село – казне. Зато некоторые крестьяне успешно выращивали на полях репу. «Гробовская» репа славилась своим качеством и пользовалась спросом.
Самостоятельный приход в Гробово открылся в 1751 году. Сначала к Гробовскому приходу была приписана и Киргишанская крепость. В 1849 году в Гробово заложили каменную Пророко-Ильинскую церковь. Придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы освятили в 1857 году, а главный храм во имя пророка Илии – в 1863 году. Деньги на строительство пожертвовал в том числе екатеринбургский купец М.А. Нуров в 1851 году (позже он дважды возглавлял Екатеринбург). В 1935 году церковь закрыли, в здании размещался сельский клуб.
Пророко-Ильинская церковь села Гробово. Фото из домашнего архива Юрия Дерягина
В газете «Екатеринбургская неделя» за 1883 год (№ 6) читаем о местной церкви:
Ежегодно 27 июля совершался крестный ход по всем улицам села в память избавления от свирепствовавшей в июле 1871 года холеры и произошедшего тогда же наводнения, когда река Утка затопила всю западную часть села и причинила много бед.
Позже поблизости от села возникла крупная железнодорожная станция Дружинино, где встречались Казань-Екатеринбургская и Западно-Уральская железные дороги. Многие жители стали работать там.
«Царский мост»
Здесь же сохранился участок Сибирского тракта и каменный мост через Большую Расковалиху, построенный около 200 лет назад. В народе его называют «Царским мостом». А называют потому, что из царских особ по этому мосту проезжали: 29 сентября (по старому стилю) 1824 года царь Александр Первый. Тогда, по словам управляющего пермским имением Строгановых Льва Ослоповского, дороги в селениях и по тракту в пределах Билимбаевской дачи были «в совершенстве». В 1837 году царевич, наследник престола Александр Николаевич, в 1845 году герцог Максимилиан Лейхтербергский, муж дочери Николая I. Проходили конечно же и декабристы, приговоренных к каторге. В 1826-1827 годах они прошли несколькими партиями. Для них условия были суровыми, в кандалах и пешком.
Автор фотографии: Святослав Кудрявцев
Достаточно лестно о тракте отозвался в 1829 году немецкий ученый Александр Гумбольдт. Он заявил, что тракт на промежутке от Перми до Екатеринбурга «лучше английских». И действительно, глядя на этот старый, очень красивый мост, построенный из плитняка, удивляешься с каким запасом прочности он был построен. Без какого-либо ремонта, несмотря на то, что в советское время по нему проехали десятки тысяч автомобилей мост и в настоящее время находится в хорошем состоянии. Рядом построен современный мост. Но водители гусеничной техники чтобы не повредить новый мост, безбоязненно проезжают по старому мосту. Да, действительно «Царский мост». Дополнительно об истории Сибирского тракта можно почитать здесь:
Первая чеченская война. Захваты Кизляра и Первомайского (9-18 января 1996 г.)
В 1996 году произошло нападение чеченских боевиков на дагестанский город Кизляр — один из кровавых эпизодов первой чеченской войны, дерзкий теракт, в ходе которого погибли мирные граждане и военнослужащие.
9 января 1996 года боевики под командованием Салмана Радуева и Хункар-Паши Исрапилова атаковали город Кизляр (Республика Дагестан) и, взяв заложников, 18 января возвратились на территорию Чечни. В результате нападения на Кизляр и боя в районе села Первомайское погибло около 70 человек, более ста получили ранения.
Обстоятельства совершения этого террористического акта, хроника и результаты расследования событий, связанных с нападением на Кизляр и боевыми действиями в селе Первомайском читайте далее.
История Первомайского
Рядом с пос. Первомайским находится с. Новобогоявленское, которое раньше называлось также Новики. В данном селе стояла церковь Богоявления Господня. Второе же название села, как считается, содержало память о солдатах. Новиками называли новобранцев, подростков из дворян, детей боярских и городовых казаков в России в 16-17 вв., поступивших на военную службу в 15-18 лет и впервые внесенных в десятни (списки служилых людей по отечеству). Также новиками назывались дворяне, прослужившие на государственной службе ряд лет, но еще не верстанные денежным и земельным окладом, и неслужилые. Село Новобогоявленское оказало влияние на первые названия современного Первомайского. Годом основания Первомайского считается 1781, когда в этой местности впервые упоминается постоялый двор на Астраханском тракте. Здесь были Новинские харчевни, затем – дер. Харчевня (харчевней назывался трактир низшего разряда, закусочная с простой дешевой едой). Согласно списку населенных мест по сведениям 1862, дер. Новиковские Дворики (Харчевня) Козловского уезда Тамбовской губернии состояла из 38 дворов с 297 жителями. На топографической карте Менде Тамбовской губернии (1860-1862) указаны Ново-Богоявленские выселки (Харчевня). Название поселения было получено по причине того, что его население формировалось за счет переселенцев из с. Новобогоявленского. В 1866 было открыто движение по Рязанско-Козловской железной дороге со станцией Богоявленск. В 1888 в Ново-Богоявленских Выселках была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня стала селом. В 1926 с. Ново-Богоявленские Выселки (Харчевня) состояло из 220 хозяйств с 1080 жителями, ст. Богоявленск – из 45 хозяйств со 197 жителями. В 1935 в составе Воронежской области был образован Варейкисовский район (в честь И. М. Варейкиса, занимавшего тогда должность первого секретаря Воронежского областного комитета ВКП(б)). Село Ново-Богоявленские Выселки и поселок при станции Богоявленск были слиты в с. Варейкисово. В 1937 Варейкис был арестован, и Варейкисовский район переименовали в Первомайский, а с. Варейкисово – в с. Богоявленское. В 1947 на базе паровозного депо было начато строительство Богоявленского паровозоремонтного завода (ныне – завод «Первомайскхиммаш»). Данное предприятие сыграло важную роль в развитии населенного пункта. В 1958 с. Богоявленское было преобразовано в поселок городского типа Первомайский (по названию района).
Станция Богоявленск
Железнодорожная станция Богоявленск была открыта в 1866. Станция Богоявленск является узловой (линии на Ряжск, Чаплыгин, Мичуринск и Сосновку).
Как добраться до Первомайского
Нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь, затем повернуть по указателю на Первомайское (около Дружинино). Расстояние от Екатеринбурга – 73 км. Специально в Первомайское ехать не стоит, но можно заехать по пути к каким-то интересным достопримечательностям. Например, неподалёку расположены пруд и небольшой водопадик на реке Черемша и Бойцовская пещера.
Координаты села: 56.818067°, 59.533797°.
Павел Распопов
Литература:Дунаев Ю.А. Топонимы окрестностей Первоуральска Екатеринбургская неделя. 1883. № 6. История Нижнесергинского района: документы и факты. – Екатеринбург, 2007. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург, 1902.Село Первомайское: храм пророка Илии – По святым местам Урала Трусов В.А. Царский мост // Уральский следопыт. 2009. № 3. Чупин Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии. — Пермь, 1873.