Соликамск
permsk_obl/solikamsk/index.html
Центр:
Код ОКАТО: Основан: Город с:
Телефонный код | Справочный телефон |
34253***** | 70-705 |
Отклонение от московского времени, часы:Географическая широта: Географическая долгота:
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Соликамск
Карта окрестностей города Соликамск
Соликамск. Ближайшие города. Расстояния по карте (автодороге), км, направление | |||||||
1 | Березники (Пермская область) | 27 (28) | Ю | 7 | Губаха (Пермская область) | 94 (124) | ЮВ |
2 | Усолье (Пермская область) | 31 (…) | Ю | 8 | Чермоз (Пермская область) | 100 (…) | Ю |
3 | Александровск (Пермская область) | 73 (…) | ЮВ | 9 | Кудымкар (Коми-Пермяцкий АО) | 140 (391) | ЮЗ |
4 | Чердынь (Пермская область) | 81 (108) | С | 10 | Чусовой (Пермская область) | 166 (194) | Ю |
5 | Кизел (Пермская область) | 88 (96) | ЮВ | 11 | Горнозаводск (Пермская область) | 167 (…) | ЮВ |
6 | Красновишерск (Пермская область) | 88 (113) | С | 12 | Волчанск (Свердловская область) | 182 (964) | В |
Исторический очерк
Около 1430 г. на левой притоке Камы — р. Усолка была начата выварка соли и возникло селение. В летописи 1506 г. назывался Усолье на Камском, позднее — Усолье Камское, с 17 в. — Соль Камская.
С середины 16 в. до начала 18 в. был крупнейшим центром солеварения в России.
Город с 1573 г.
К началу 17 в. значительной центр на торговом пути в Сибирь. С установлением торговых связей с Китаем к концу 17 в. стал транзитно-торговым центром между Москвой и Бэйпином (Пекином). В 1597 г. была открыта т.н. Бабиновская дорога (от Соликамска до Верхотурья, соединившая Центральную Россию с Сибирью).
В конце 17 — 18 вв. в Соликамске развивается медеплавильная промышленность, изготовление изразцов и эмалей.
С 1781 г. уездный город Соликамск.
К концу 18 в., с открытием Большого Сибирского тракта, утрачивает торговые функции.
Со второй половины 19 в. начинается новый экономический подъём Соликамска. Строятся новые соляные заводы. В 1925 в районе Соликамска открыто Верхнекамское месторождение калийных солей.
В 1959 г. в состав Соликамска вошёл город Боровск.
Экономика
Соликамск — крупный центр химической и нефтехимической промышленности.
АО «Сильвинит» (добыча и переработка калийных солей, производство калийных и калийно-магниевых удобрений, технической соли), магниевый завод (магниевые сплавы, кальцинированная сода), завод «Урал» (резинотехническая продукция).
Целлюлозно-бумажный комбинат, судоремонтный завод. Предприятия деревообрабатывающей промышленности.
Педагогический институт.
Краеведческий музей.
Архитектура, достопримечательности
Троицкий (1682-97), Крестовоздвиженский (1698-1709) соборы, Богоявленская церковь (1687-95).
Воеводский дом (1688), Усть-Боровский солеваренный завод (вторая половина 19 в.) и др.
Дополнительная информация о городе Соликамск: интернет-страницы, литература
Если Вы знаете какой-нибудь хороший Интернет сайт, посвящённый какому-нибудь городу, региону, городскому или областному району — сообщите нам его адрес:
[email protected]
Численность населения по годам, тыс. жит. | |||||
1896 | 4 | 1970 | 88.6 | 1989 | 110.2 |
1926 | 3.7 | 1973 | 91 | 1992 | 109.9 |
1939 | 38 | 1976 | 97 | 1996 | 107.3 |
1959 | 82.9 | 1979 | 101.2 | 1998 | 106.6 |
1962 | 82 | 1982 | 103 | 2000 | 106.0 |
1967 | 88 | 1986 | 107 |   |   |
2000-2008
Вы смотрите страницу http://rfdata.al.ru/auto/city/18/846.HTM
Если Вы нашли ошибку, обязательно напишите [email protected]
С нетерпением жду Ваших предложений и замечаний [email protected]
География
- Прибрежный ландшафт: река течёт по холмистой местности, среди хвойных, смешанных и лиственных лесов. Местами сильно петляет, образуя старицы. Периодически по берегам попадаются песчаниковые и известняковые скальные выходы. В нижнем течении реки развит карст.
- Населённые пункты на берегах: Пермяки, Сылва, Шигаево, Коптелы, Тепляки, Кедровка, Симонята, Роща, Низ, Платоново, Коптело-Шамары, Шамары, Нижняя Баская, Кремлёво, Молебка, Красный Луг, Березовка, Агафонково, Тис, Усть-Иргино, Суксун, Усть-Кишерть, Кунгур
Исток
- Координаты: 57°14′15″ с. ш., 59°03′05″ в. д.
- Высота над уровнем моря: 380 м.
- Топографический ориентир: родник в окрестностях посёлка Вырубки.
Устье
- Координаты: 58°06′50″ с. ш., 56°37′50″ в. д.
- Высота над уровнем моря: 108.2 м.
- Местоположение: река Чусовая — левый берег в 21 км от её устья — в черте п. Ляды.
СТРАНА: РФ. Регион: Пермский край. Районы: Кишертский, Кунгурский, Пермский, Суксунский.
Регион: Свердловская область.
- Район:Шалинский.
Характеристика
Исток Сылвы находится на западном склоне Среднего Урала, в Шалинском районе. Впадает она в Чусовской Залив Камского водохранилища, неподалёку от Перми.
Река течёт на запад, но русло извилистое, с перекатами и мелями. В нижней части множество пещер: Кунгурская, Сергинская, Закурьинская и другие.
Длина реки составляет 493 километра. Площадь бассейна – 19 700 кв.км. Дно галечное. Присутствуют крупные острова.
Основными притоками, которые протекают по Пермскому краю, являются: левые – Иргина, Ирень, Кишерть и правые – Барда, Шаква, Молебка. На некоторых, в особенности рядом с устьем, сохранились заводские пруды.
В районе сел Пепёлыш и Сасыково ручей, который впадает в Сылву, образует водопад Плакун с высотой 7 метров. Он имеет статус памятника природы и пользуются популярностью среди обычных путешественников и паломников.
Интересно! На левом берегу расположен М-ский треугольник – аномальная зона, которую связывают с различными мистическими явлениями.
Вдоль течения Сылвы издавна селились люди, поэтому археологи находят древние селища и городища. Сейчас в Пермском крае на реке стоит 12 населённых пунктов.
Самые крупные – город Кунгур, села Молебка, Усть-Кишерть, Серга, Сылва. Вдоль берегов произрастают леса, в основном из сосны. Реже встречаются поляны.
Ансамбль дымковских церквей Дымковская слобода
Дымковская слобода — на правом береге Сухоны, напротив центральной части Великого Устюга. Отсюда открывается великолепный вид на городскую набережную и Соборное дворище. В свою очередь, со стороны набережной — огромное удовольствие любоваться Дымковским архитектурным ансамблем. Недаром эти виды считаются визитной карточкой города.
Два храма одного прихода: храм побольше — «холодный», поменьше — «теплый» — это традиционная система храмовой застройки на Руси, особенно актуальная на Русском Севере. Сейчас здесь стоят каменные сооружения, а в конце XIV века храмы в Дымково были деревянные. Выстроили их в память участия устюжан в Куликовской битве.
Одна из церквей посвящена Димитрию Солунскому, другая — Сергию Радонежскому. Их много раз возводили на месте сгоревших или обветшавших предшественников. До наших дней дошли каменная холодная церковь 1700–1708 годов и теплая церковь середины XVIII века.
Они очень красивые, великолепно вписаны в ландшафт, их обожают фотографы. Правда, внутрь войти не получится — фотографировать можно только снаружи: в 1930 г. храмы закрыли, сняли с колокольни колокола, уничтожили многие элементы интерьеров, в том числе иконостасы Сергиевской церкви. Разобрали каменную ограду, которая окружала ансамбль, — от нее сохранились лишь восточные ворота и частично угловая юго-восточная башенка. В 80-х годах ХХ века церкви реставрировали, но внутрь по-прежнему не пускают. Сегодня ансамбль дымковских церквей охраняется государством как памятник истории культуры федерального назначения и закреплен за Великоустюгским государственным музеем-заповедником для внешнего показа.
В начале XXI века правый берег Сухоны, который в половодье сильно размывало, пришлось укрепить бетонными конструкциями. Храмы были спасены, но традиционный вид ансамбля с противоположного берега, конечно, изменился. И все же стоит обязательно пересечь Сухону по мосту и доехать до Дымковской слободы или на экскурсионном автобусе, или на машине — эти храмы достойны внимания.
4
Как добраться до Спасо-Барды
Это место расположено в Кишертском районе Пермского края. На автомобиле нужно ехать по трассе Пермь – Екатеринбург, затем повернуть по указателю на Усть-Кишерть. Проехать мимо Усть-Кишерти и двигаться до села Спасо-Барда. Спасская церковь расположена по адресу ул. Советская, 16.
Можно добраться и на общественном транспорте: на электричке из Перми или со стороны Екатеринбурга до железнодорожной станции «Школьная».
Координаты: 57.363984°, 57.357612°. Расстояние от Перми – 126 км, от Екатеринбурга – 286 км.
Павел Распопов
Литература: Туризм в Пермской области. – Пермь, 2002. Финкайзер А.В., Финкайзер Ю.В. Церкви Кишертского районаЭнциклопедия «Пермский край»
История монастыря
История Спасо-Раевского монастыря непроста и интересна.
Он был создан в нижегородском Заволжье, Чёрной Рамени — так, святой Дмитрий Ростовский называл Брынские леса. Тогда это было главным местом раскольников.
О первом строителе Саровской пустыни рассказывается в летописи священномученика Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря- Серафимом (Чичаговым). Его звали — Исааким. В 1705 году он обращает из раскола монаха Филарета и возводит в своём скиту церковь, впоследствии Спасо-Раевский монастырь.
Женским монастырь стал после 1713 года.Он просуществовал до 1764 года, в связи с учреждением монастырских штатов, его упразднили.
На этом месте появилось село Спасское, ранее Спас-на-Кезе.
Комплекс Михайло-Архангельского монастыря
Комплекс Михайло-Архангельского монастыря. Фото vologda-mitropolia.ru
Это второй по древности устюжский монастырь после Троице-Гледенского. Предание гласит, что мужской монастырь во имя Архангела Михаила в Великом Устюге основал преподобный Киприан Устюжский в XIII веке. Каменное строительство началось здесь в XVII веке. По благословенным грамотам Ростовских и Ярославских митрополитов Варлаама II и Ионы (Сысоевича) на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653 году в обители построили и освятили теплую церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1653–1656 годах тот же купец Ревякин организовал и оплатил строительство каменного пятиглавого холодного (то есть неотапливаемого) храма во имя Собора Архангела Михаила. До него на этом месте стояла деревянная церковь с тринадцатью главками. Одновременно с собором поставили каменную восьмигранную шатровую колокольню. До нынешнего времени в соборе и на его паперти сохранились росписи разных веков, древнейшая из которых датируется рубежом XVII–XVIII веков. В конце 1680-х годов над монастырскими святыми вратами появилась церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. На протяжении нескольких веков в ней находился Владимирский образ, который устюжский иконописец Афанасий Соколов скопировал с московской святыни. В 1711 году над могилой преподобного Киприана встала церковь Преполовения Пятидесятницы.
На территории монастыря располагалось Великоустюжское духовное училище, а с 1737 по 1786 годы — Великоустюжская духовная семинария.
В 1918 году монастырь закрыли, до 1941 года здесь были концлагерь, исправительно-трудовой дом, следственное отделение, тюрьма. Затем сменилось несколько учреждений — от пехотного училища до автотранспортного техникума. Сейчас Михайло-Архангельский монастырь — часть Великоустюгского государственного музея-заповедника, памятник истории и культуры федерального значения.
3
История строительства
Она началась три с лишним века назад. Первая деревянная церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа построена в Атарах в конце 17 века.
Интересный фактОбраз Спаса Нерукотворного — это изображение Христа, которое запечатлелось на убрусе (плате), когда Он отер свой лик после омовения. С изображением связана легенда о том, что оно помогло исцелить больного царя Эдессы. Образ считается первой иконой.
Православный храм возник на низменном берегу Вятки по инициативе Кукарского Покровского монастыря, но просуществовал чуть больше 30 лет. До конца 18 века здесь возводили еще один деревянный Спасский храм на месте разрушившегося, а позже и новый, Введенский придел к нему. В летописях отмечается, что население прихода составляло в то время 188 дворов.
История каменной церкви начинается в 1800 году, когда епископ Амвросий благословил в храмозданной грамоте ее строительство. Древнюю деревянную церковь решили разобрать, однако она еще несколько десятков лет простояла в развалинах на старом месте.
Как появилась база?
Кладбищем старых паровозов называют железнодорожный тупик, который находится рядом со станцией Шумково Пермского края.
Сюда свозят поезда, которые уже отслужили свой срок или перешли в нерабочее состояние.
Изначально не было планов, чтобы база стала туристическим объектом, тем более находится она вдали от центра.
Однако любители заброшек открыли для себя этот объект, и кладбище паровозов стало почти что культовым местом.
Сюда добираются ради интересных прогулок, атмосферных фотографий и истории. На большинство поездов можно подняться, посмотреть составы, кабины машинистов. Многие детали по-прежнему сохранились.
История базы
В Шумково существовала крупный ремонтный пункт и база технического обслуживания локомотивов.
Ежегодно сюда свозили поезда, ремонтировали, а затем вновь ставили на рельсы. Постепенно изношенной техники становилось всё больше, и возникла база.
Однако первоначально тупик для паровозов находился в Кунгуре. Он был больше и лучше охранялся. В 1967 году их перевезли в Шумково.
Паровозы сохранились, а не были утилизированы, не просто так. Советское правительство разработало план: если начнётся ядерная война, электровозы станут неэффективны, но оно сможет использовать паровозы – они двигаются без электричества, за счёт топлива.
До перестройки за ними присматривали, их обслуживали: чистили от грязи, смазывали и т.д. Это был хорошо охраняемый секретный объект.
Но вот холодная война стала ослабевать, угроза спала, а в самом государстве начались перемены. План перестал быть значимым, следить за паровозами перестали, хотя так и не убрали их.
И вот уже несколько лет они стоят, медленно сдаются природе, а пока заманивают к себе туристов со всего Пермского края и соседних регионов.
Сейчас на базе около 20 паровозов и много более современных тепловозов и электричек.
Общее количество «экспонатов» составляет почти 200 объектов. Сначала паровозов было около 140, но многие из них продали в другие страны или передали музеям, что-то утилизировали.
Храмоздатели майор Гурьев и помещица Лызлова
К середине XVIII века старинная деревянная церковь Преображения Господня на погосте сильно обветшала. В 1765-1768 годы помещик деревни Черной отставной майор Александр Григорьевич Гурьев выстроил в Спас-Детчино в стороне от старого храма новую деревянную церковь с двухъярусной колокольней и с тем же посвящением главного придела Преображению Господню и двух приделов – пророку Илии и Николаю Чудотворцу. Остатки обветшавшей церкви были разобраны, а на месте алтарей поставлены памятники- голбцы.
26 июня 1849 года скончалась богатая прихожанка церкви, помещица сельца Лунево (Бесово) Анна Павловна Лызлова. В своем завещании она велела продать свое имение, а вырученные деньги положить на счет в Московский опекунский совет с тем, чтобы через несколько лет построить в селе новый каменный храм.
Деревянный храм, возведенный помещиком Гурьевым, простоял более ста лет на погосте в селе Спас-Детчино, но со временем и он обветшал. В 1865 году буря сбила крест с купола и накренила деревянную колокольню, а из-за щелей в стенах здание стало непригодным для богослужений в зимнее время. В 1870 году душеприказчица покойной Лызловой Глафира Ивановна Козлова подала прошение епархиальным властям о строительстве новой каменной церкви в Спас-Детчино. Несколько лет ушло на подготовку к строительству, решение организационных вопросов, изготовление кирпича и поиск бутового камня. 22 июня 1875 года новый храм был торжественно заложен, а спустя три года основное здание церкви и колокольня построены.
Деревянная церковь помещика Гурьева стояла на погосте какое-то время и после постройки нового храма. В 1883 году разобрали старую колокольню, и только в 1888 году – трапезную и саму аварийную церковь. Ее алтарь, однако, был оставлен на прежнем месте и обращен в часовню (утрачена в советские годы). На месте деревянного храма и сегодня уцелел небольшой участок древнего погоста, в том числе несколько частей надгробных плит XVII столетия.
Паровозы
Пройдете еще метров двести-триста и попадете в 30-50 годы XX века без машины времени. На запасных путях застыли железные монстры — паровозы. Отслуживших свой век и устаревших ветеранов свозили на базу неслучайно, а в соответствии со стратегическим планом на случай глобальной катастрофы – ядерной войны, потому что в случае ядерной войны их можно было бы использовать для ж/д перевозок и при отсутствии электричества. Поэтому до перестройки за паровозами ухаживали, их смазывали и т.д. В советское время это был секретный объект. Сейчас уже, конечно, не понять логику «холодной войны», но и в США по всей стране разбросаны бетонные бункеры, как спасение от ядерной войны.
Кстати, по пути к паровозам, вы увидите старинную железнодорожную стрелку (ручное устройство для переключения путей), которая и сегодня находится в рабочем состоянии.
Паровоз Л (Лебедянка, Лебедь)
Сейчас на кладбище паровозов остались лишь паровозы одного типа: «Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года он обозначался как — П32 — «Победа») — советский магистральный грузовой паровоз, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год».
В свое время это был лучший и самый массовый (выпущено свыше 4000 экземпляров) советских паровозов, который трудился на всех железных дорогах СССР. За разработку его конструкции авторы были награждены Сталинской премией. Железнодорожники ласково называли эти паровозы «Лебедянка» и «Лебедь».
В конце войны перед железной дорогой стала особенно остро задача транспортировки грузов на далекие расстояние. Созданный паровоз Победа оказался настолько успешным детищем конструктора Лебедянского, что Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л.С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001—0078 и № 1001) также получили обозначение Л.
Интересно, что вместо простой красной звезды (кое-где они остались на паровозах) на фронтоне «Лебедянки» располагалась красная звезда с барельефами В.И. Ленина и И.В. Сталина. После 1953 года, XX съезда КПСС, в связи с борьбой с культом личности, этот вариант был демонтирован практически со всех паровозов. На территории России только на двух исторических паровозах сохранился барельеф со Сталиным и Лениным: на паровозе Л-0186 в депо Барнаула и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.
Паровозы ФД
По воспоминаниям старожилов, на базе были и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Говорят, что они были проданы в Китай, надеюсь, не на металлолом, а как памятники, ведь там «красный туризм» очень популярен, а вместе с ним и «Железный Феликс», хотя бы в виде паровоза. Впрочем, любители могут посмотреть паровоз этой марки в Музее железнодорожной техники под Екатеринбургом.
Паровоз ЭР
У самого старого паровоза с этой стоянки (паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG», год производства – 1936) оказалась счастливая судьба. Паровоз выкупили музейщики и он продолжает служить людям в качестве экспоната в прекрасном музее УГМК «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.
Хотя территория охраняется, но охранники свои функции не особенно выполняют. При организации массовой экскурсии или какого-либо флеш-моба лучше получить разрешение на посещение в руководстве РЖД.
Планы на восстановление и их реализация
Храм в Атарах начала 19 столетия находится в ведении Уржумской епархии РПЦ. Планов по восстановлению и консервации объекта в данный момент нет. Информация в публичном информационном пространстве о сборе пожертвований на восстановление церкви также отсутствует.
При обращении в 2016 году к руководству ООО «Чепецкнефтепродукт» с просьбой о помощи в восстановлении церкви был получен отказ: восстанавливать храм в лесу сочли нецелесообразным. Последний молебен там отслужили в 2017 году.
По информации, опубликованной на сайте правительства Кировской области, в реестре объектов культурного наследия регионального и федерального значения храм также не числится. Нет его и в перечне вновь выявленных объектов культурного наследия.
Наше культурное прошлое лес обступил плотным кольцом. Не каждый найдет дорогу. Ведь церковь, как указано в многочисленных указателях, ныне не существует. И вряд ли эта формулировка сменится на существует и поныне. А ведь когда-то здесь было село, кипела жизнь, которая постепенно угасла вместе с уничтожением храма. Просто совпадение?
Евгения Пономарева