Духовная миссия обители
Богослужения в монастыре пока совершаются три раза в неделю, в остальные дни сестры сами вычитывают молитвы суточного богослужебного круга.
Сестринское правило совершается с 6 часов 30 минут до 8 часов, затем до 10 часов 30 минут – служба. В неделю бывает три литургии. В остальные дни вычитывается суточный круг богослужения каждый день по очереди. Участие в чтении и пении принимают практически все сестры, но не каждый день, – это зависит от послушания. Все присутствуют на Полунощнице. Великим постом все сестры стараются участвовать в службах.
Богослужение в монастыре
Послушницы живут в келье по два человека, монахини и инокини – по одной. Келейное правило у всех примерно одинаковое. Оно состоит из чтения Евангелия, Апостола, одной-двух кафизм Псалтири, покаянного канона Ангелу Хранителю или трех канонов покаянных (у некоторых дополнительно акафисты или каноны святым).
По Престольным праздникам: Сретение Господне (15 февраля) и День памяти св. вмч. Георгия Победоносца (6 мая) сестры принимают до 300 богомольцев. К сожалению, в монастырских гостиницах пока может разместиться всего около 30 человек.
Понятия
Нужный населенный пункт — это место, где жили ваши предки в определенный год.
Атлас Архангельской губернии, Церковные приходы, 1888 год. Шенкурский уезд. По карте можно определить приход церкви, к которому относится нужный населенный пункт.
Церковный приход — церковь, в метрических книгах которой записаны данные о произошедшем событии: рождение, смерть, бракосочетание. Ревизские сказки, исповедные росписи и клировые ведомости также сортируются по принадлежности к церковному приходу.
В современном понимании, церковный приход в те годы — это орган ЗАГС по месту прописки. Регистрировать рождение,браки или смерти ваши предки могли только в определенной церкви, к которой относилась их деревня или починок. В городах за церквями закреплялись районы.
Подробное описание в III Благочинии приходов и населения. Сведения из Атласа Архангельской губернии за 1888 год. Указаны церковные приходы, количество лиц мужского и женского пола, церковных школ. Перечислены деревни, которые относятся к каждому церковному приходу. Указан вид церковных построек (деревянная, каменная).
История обители
До недавних времен в селе Батурино был лишь обычный приходской храм Сретения Господня. Его построили по просьбе и на пожертвования прихожан в 1836 году. После революции храм закрыли.
Коренная батуринка, Нина Ивановна Фролова, вспоминает: «Когда сбрасывали колокола и кресты, мама как раз проходила мимо и заплакала. А тот, кто сбрасывал, крикнул ей сверху: «Эй, а что теперь будет-то?» Мама ответила: «Увидим!». Вскоре все эти разорители умерли».
Церковь пытались приспособить то под школу, то под склад. В итоге пустой, без окон и дверей, храм за несколько десятилетий превратился в развалины.
В конце 1990 года местный предприниматель Георгий Варлаамович Пруидзе, обратил внимание на разрушенную святыню и решил ее восстановить. Рядом с ней он планировал возвести туристический комплекс
К концу 1999- началу 2000-х годов усилиями семьи Пруидзе храм был восстановлен, рядом с ним возвели несколько построек (сейчас это просфорня, трапезная и женская гостиница).
В это время на Читинскую и Забайкалькую кафедру был назначен новый архиерей – епископ Евстафий (Евдокимов). Объезжая епархию, владыка побывал в Батурино и решил основать здесь женскую обитель. Семья Пруизде отдала все возведенные у храма постройки монастырю.
Туристический маршрут «Зеленая линия»
Знакомство с достопримечательностями в селе Ильинское Пермского края проходит по туристическому маршруту «Зеленая линия», который протянулся на 2 км. Он включает 17 объектов:
- Правление Пермскими владениями Строгановых, в котором расположен краеведческий музей: ул. Ленина, д.4.
- Здание 1829 г. Дома семьи Теплоуховых по Ленина,8.
- В 1914 году построенное земское училище, адрес: ул. Ленина, 9.
- Часовня Святого Илии на улице Ленина, 12.
- Памятник Строгановскому роду поставлен в 2007 году на Ленина, 9.
- Сад – сказка вокруг дома Теплоуховых по адресу Ленина, 10.
- Трапезная храма Пророка Илии по ул. Ленина, 11.
- Здание 19 века – дом купца Серебренникова по ул. Оборонной, д.16.
- Дом князя Голицына 1823 года постройки находится на Коммунистической, 8.
- Ткацкая фабрика 1811 года на ул. Советской, 7.
- Здание городского начального училища по улице Чкалова, 17.
- Дом No24 по ул. Сюзева.
- Дом общественного Собрания, памятник 1824 г., по ул. Советской,6.
- Дом управляющих Строгановскими имениями с «Музеем леса» по ул.Сюзева,3.
- Сад при Доме управляющих.
- Благовещенская церковь 1839 года на ул. 50 лет Октября, 110.
- Дом Серебренникова на ул. Ленина, 17.
Описание объекта
Аннинское училище
Во дворе за новым зданием Сретенской школы находится старое здание этой школы – бывшее Аннинское училище, построенное в 1846 году на средства свободных хлебопашцев. Это большое двухэтажное здание. Первый этаж построен из кирпича, верхний – деревянный. Аннинское училище было открыто 25 ноября 1846 года как одноклассное сельское училище со сроком обучения 3 года. В 1901 году оно было преобразовано в 2-классное училище Министерства народного просвещения с 5-летним курсом обучения.
В 1906 году Аннинское училище закончил Дважды Герой Советского Союза, выдающийся советский военачальник, участник Первой мировой, гражданской в России, гражданско-революционной в Испании, советско-финляндской и Великой Отечественной войн генерал армии Павел Иванович Батов.
В Сретенской школе работает краеведческий музей и музей истории школы.
Храмы села Сретенье
В селе Сретенское на Черемхе в прежние времена было две церкви: летняя — в честь Сретения Господня, освященная в 1790 г., и зимняя — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освящена в 1836 г. Обе церкви устроены тщанием прихожан. В церковный ансамбль входили также колокольня и каменная ограда. Престолы в летней церкви: главный в честь Сретения Господня, в трапезной на правой стороне — в честь Успения Божией Матери и на левой стороне — во имя св. и чуд. Николая.
Сретенский храм был закрыт в 1930 году а в последующие годы разобран до основания. Благовещенскую церковь закрыли в 1937 году. Ее здание использовалось как сельский клуб. До наших дней сохранилась в руинном состоянии.
Мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне.
Воинский мемориал
10 августа 2010 года в селе Сретенье Рыбинского района на частные средства открыт уникальный в своем роде в Ярославской области мемориальный комплекс. Он состоит из гранитных плит с именами 150 жителей Сретенья и соседних деревень округи, погибших в годы Великой Отечественной войны, и установленного на постаменте танка Т-62. Инициатором создания мемориала стал житель Рыбинска, уроженец села Сретенья Анатолий Александрович Вишняков.
Через дорогу от села Сретенье расположена деревня Филисово – памятное место Ярославии, малая родина дважды Героя Советского Союза, генерала армии Павла Ивановича Батова. Демилитаризованный танк Т-62А занимает центральное место в мемориальном комплексе. Это тоже дань памяти военачальнику Павлу Батову. Известно, что в 1942 году он был назначен командующим 4-ой танковой армией Донского фронта, а 14 октября 1942 года, в самый тяжелый период Сталинградской битвы, принял командование 65-й армией и до конца войны был её командующим. Имена 150 человек, высеченные на гранитных плитах, — это результат кропотливой поисковой работы по выявлению погибших земляков, проведенной работниками Волжского сельского поселения. Сретенский мемориальный комплекс — уникальный в своем роде воинский мемориал, аналогичного которому нет ни в одном сельском населённом пункте Ярославии.
11 июня 2015 году частью мемориальной композиции села Сретенье стал бюст прославленному земляку П.И.Батову.
История Сретенского храма в XX веке
По описи, сделанной в начале прошлого века, в церкви было много ценных богослужебных предметов. Это атласные, расшитые золотыми и серебряными нитями и украшенные жемчугом воздухи – покровные ткани для священных сосудов. В храме были старинные напрестольные кресты с частицами мощей святых и Евангелие, датированные XVIII веком.
Церковные службы справляли священник и псаломщик, и для их содержания ежегодно выделялось около семисот рублей. 30 десятин церковных земель сдавали арендаторам. По записям прихожанами являлись около 400 мужчин и столько же женщин – крестьян, мещан, разночинцев и военных. При храме также с 1873 года была своя приходская школа.
После прихода советской власти, весной 1919 года священнослужитель Сретенского храма Виктор Сергиевский и прихожане, живущие в трех слободах Переславля-Залесского, заключили с представителями властей специальный договор о пользовании храмом. Через три года, когда шло массовое изъятие церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, они передали в финансовое управление восемь сделанных из серебра предметов: старинный крест, два сосуда для богослужений – позолоченные потир и дискос, а также звездицу и церковные облачения на жертвенник. А оставшуюся в Сретенском храме богослужебную утварь комиссия оценила в восемь с половиной тысяч рублей.
Потом, в конце 30-х годов XX века храм на полвека закрыли, а в 1988 году вернули верующим. Часть изъятых из него ценностей удалось сохранить. И сегодня в стенах Горицкого монастыря, в Переяславском музее экспонируются старинные венцы, которые применяют во время таинства венчания, и нательный крест, датируемый XVIII-XIX вв.
Духовная радость
Основное богатство обители – полученные в дар более 20 икон и 60 мощей со Святой Земли, из Европы и крупных российских городов. Сейчас церковь обладает прекрасной коллекцией святынь, доступных для любого желающего.
Частички святых мощей
Из интервью игуменьи Ники: «Я приехала сюда в 2009 году. Здесь была благодать Божия. Это намоленное место и настоящий корабль спасения. Мы с сестрами молились Иннокентию Иркутскому, потому что он здесь был, приезжал, открывал школы, помогал людям».
Особенно благодатным для монастыря стал 2013 год. В этот год произошло два очень важных и благословенных события, которые здесь считают чудесами Божиими.
Первое чудо – монастырь посетила делегация с Афона. Она была небольшая, всего 3 монаха и несколько мирян. Монахи с Афона прибыли в Бурятию неспроста.
Святитель Инноке́нтий (Кульчицкий), Иркутский, епископ
В конце 19 века на Святую гору из Иркутска приезжал известный меценат Иннокентий Сибиряков. Там он принял постриг и до самой кончины усердно молился, продолжая жертвовать немалые средства на строительство соборов. Останки монаха Иннокентия бережно хранятся в том скиту на Афоне, откуда и приехали гости. Монахам захотелось походить своими ногами там, где святитель Иннокентий Иркутский родился, вырос и жил. В том числе и в Забайкалье. Монахи пообещали молиться о Сретенском женском монастыре.
В том же году, в дополнение к первому чуду, случилось второе. Монахини отправились на праздник в Иркутск.
Из воспоминаний игумении: «В тот день мы поехали в Иркутск и молились у раки мощей Иннокентия Иркутского, чтобы обрести нам частичку его мощей. Услышав молитвы, митрополит Вадим дал нам эту частицу. В этом же году иркутяне подарили монастырю новописанную икону Иннокентия Иркутского. Мы вставили эту частицу в икону и очень радовались, молились, а в июне месяце устанавливали крест на горе в селе Зарянске.
Собралась вся деревня, а святителя Иннокентия мы взяли с собой, чтобы молиться и показать ему, что люди тянутся к Свету, к Истине, просто не все мы можем и знаем как свое сердце открыть Богу». В тот же день, по возвращении в обитель, икона Иннокентия Иркутского замироточила.
После этого мощи стали прибывать в монастырь.
Икона с частичками мощей
Сейчас в монастыре каждый желающий сможет помолиться у мощей: Иннокентия Иркутского; Варлаама Чикойского (основатель Иоанно-Предтеченского монастыря в Чикойских горах на границе c Монголией); Амвросия Оптинского; Серафима Саровского; Александра Свирского; Спиридона Тримифутского; Дмитрия Солунского; Марии Магдалины из Франции; иконы царственных страстотерпцев с кусочком доски из Ипатьевского дома, на которой стояли перед смертью вся семья Царя Николая; Святого Луки (Войно-Ясенецкого); Георгия Победоносца; священномученика Харлампия; величайшей святыни – креста с частицей древа, на котором был распят Господь; апостола Павла; равноапостольной княгини Ольги; Петра и Февронии Муромских; Марии Египетской; священномученика Уара; мученицы Иустины; Василия Великого; Вифлиемских младенцев; Максима Грека; Агапита Целителя Печерского; Кукши Печерского; Царевича Дмитрия; Зосимы Палестинского; Блаженной Клеопатры; Матроны Московской; святого Пантелеимона; Николая Чудотворца (священник из Хельсинки, Финляндия, –отец Вадим – передал в дар монастырю эту частицу); ниточки пояса Богородицы со святого Афона.
Игумения Ника от всего сердца сказала:
Природные ресурсы
В физико-географическом отношении район находится в подзонах южной тайги и хвойно-широколиственных лесов. Ильинский район занимает территорию на восточной окраине русской платформы, где коренные пермские породы перекрыты четвертичными отложениями. К коренным, породам приурочены месторождения нефти, к четвертичным отложениям — песчано-гравийные смеси, глины, торф. Четко выделяются две части района — низменная — долины рек Обва, Чермоз с прилегающими территориями и возвышенная — северная оконечность Оханской возвышенности. Климат умеренно-континентальный.
Почвы — дерново-подзолистые суглинистые. Растительный и животный мир типичные для южной тайги и хвойно-широколиственных лесов. Леса темнохвойные южнотаежные и широколиствснно-хвойные (пихта, ель, липа). Последние сильно вырублены и на их месте сельскохозяйственные земли или участки по берегам р. Камы — пойменные луга в сочетании с кустарниками. Лесная дичь имеет промысловое значение. В лесах встречаются белка, волк, лось, боровая дичь, медведь и др. В районе имеются интересные природные объекты. Заказник — остров Туренец (устье р. Обвы); историко-природные охраняемые комплексы и территории: лесопарк Кузьминка — пгт Ильинский (заложен в 1842 г.); Чермозский природный лесной парк, имеющий культурное, эстетическое, озеленительное значение; болото Травянистое (с. Селино), сосново-сфагновое болото Чермозское.
Сёстры. Начало духовного подвига
Первый монашеский постриг в Сретенском женском монастыре состоялся 18 декабря 2000 года. 18 лет назад в Батурино появились первые сестры: Елена, Тамара, Фотиния и Евгения. Девушки приехали испытать себя на таинственном и непостижимом монашеском поприще. Одна умела шить и могла изготовить облачение, вторая – печь просфоры, третья знала устав церковной службы. Так на первых порах, вчетвером, они обеспечивали жизнедеятельность монастыря.
Монахини обители
Церковь ожила: под старинными сводами затеплились свечи и лампады, после долгого перерыва потекли к Богу молитвенные песнопения. Нелегкими, но благодатными были первые месяцы на монастырской земле. Сестры постепенно привыкали к монастырскому уставу, изучали длинные великопостные богослужения. После службы они шли разбирать кучи строительного мусора и прочего хлама, скопившегося возле церкви за годы запустения.
План путешествия
8.00 — выезд из Перми, посадка на Комсомольском Проспекте, 29 (у главного корпуса Политеха).10.00 — 13.00 — экскурсия по Ильинскому (посещение музея по желанию участников и при наличии QR-кодов у участников).Увидим связанные с лесоводом А.Е. Теплоуховым места:
- его дом,
- парк Кузьминка, в создании которого он принимал непосредственное участие,
- дом князя В. Голицына, который дал путевку в жизнь А.Е. Теплоухову;
- здание Главного правления Строгановых, где после возвращения в Ильинский работал А.Е. Теплоухов;
- последнее пристанище Александра Ефимовича.Пройдемся вдоль Обвинского залива и посмотрим на устройство старого причала.13.00 — выезд в Сретенское.13.30 — 14.00 — осмотр Сретенской церкви.14.00 — выезд в Чермоз.15.00 — 17.00 — экскурсия по Чермозу (посещение музея по желанию участников и при наличии QR-кодов у участников).Пройдем по территории бывшего Чермозского завода, увидим что от него сохранилось. Сравним время с часами курантами — которые не останавливались с 1836 года!17.00 — выезд в Пермь.19.00 — возвращение в Пермь.
В путешествии будет возможность зайти во внутренние помещения некоторых зданий.
На маршруте предусмотрено посещение кафе.
Трекинг за день: 8 км.В пути: 330 км
Экономика
Основой хозяйства района является сельскохозяйственное производство, представленное молочно-мясным хозяйством, зернопроизводством. Посевная площадь 52 тыс. га, из них 5 тыс. га занято под зерновыми культурами. Значительны посевы кормовых культур. Урожайность зерновых (пшеница, овес, ячмень, рожь) составляет 9 − 11 ц/га.
Широко представлены и другие сферы агропромышленного комплекса — предприятия и организации по контролю за качеством семян, землеустройству, агрохимическому обслуживанию, племенной работе, ветеринарному обслуживанию, строительству, снабжению, ремонту и обслуживанию энергетического оборудования.
В районе имеются молочный завод (пгт Ильинский) с сепараторными отделениями (г. Чермоз, с. Сретенское), Ильинский убойный пункт, хлебозаводы (Ильинский, Чермоз).
Промышленность представлена лесной, машиностроением, пищевой и полиграфической отраслями. Наибольший вклад в экономику района вносят производства лесной, лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности (лесхозы, леспромхоз, сплавной рейд), на долю которых приходится почти 60 % промышленно-производственных фондов, более 40 % объема продукции, около 50 % среднесписочной численности промышленного персонала. Несколько ниже параметры развития машиностроения, представленные Чермозским заводом электроустановочных изделий (выключатели, радиорозетки, распределительные щитки). Параметры развития предприятий пищевой и полиграфической промышленности значительно ниже вышеназванных отраслей. В районе добывается некоторое количество нефти в районе сел Васильевское и Русаки. Разведанные запасы невелики. Объем бытовых услуг, в том числе и на душу населения, невелик и уступает по этим показателям большинству районов.
Сокровенное
Как протекает жизнь монахинь в монастыре? Почему человек ушел в монастырь? Что его подтолкнуло? Эти вопросы интересуют многих.
Настоятельница монастыря, игумения Ника в интервью мне сказала, что
Т.е. это постоянная борьба с собой в физическом и духовном планах.
Монахиня и игуменья
Сейчас в обители пребывают 14 насельниц. Иерархическая структура монастыря строится традиционно: игумения, благочинная, казначея, на каждом послушании – старшая сестра.
Сретенский монастырь – маленький, матушка игумения и сестры живут как одна семья. Связь постоянная: совместные правила, служба, трапеза, послушания. При необходимости, в любое время можно поговорить с матушкой, посоветоваться. При желании сестры обращаются и к священнику, который приезжает 3 раза в неделю служить.
На хрупких женских плечах лежит основательное хозяйство. Насельницы Сретенской обители несут послушания в алтаре, храме, иконной лавке, столярной мастерской, где вырезают иконы, на колокольне, в бухгалтерии, канцелярии, работе с монастырским сайтом, проведении экскурсий по монастырю.
Послушания в монастыре, на дворе
Послушания в монастыре, на кухне
Сестры трудятся в швейной и вышивальной мастерских, а также в гостиницах для паломников, на скотном дворе, огороде, в курятнике, зимней теплице, медпункте, трапезной, пекарне, прачечной, заготавливают чай, делают свечи.
Летом в монастыре очень много цветов, есть небольшой фруктовый сибирский сад. На послушания, правила и службы у сестры уходит десять-двенадцать часов в день. Благодаря неустанному труду монастырь обеспечивает себя всем необходимым и по возможности помогает обездоленным.
Участок летнего садика в монастыре
В планах у монастыря расширить свое производство. Возможно, в ближайшее время оживут славянские узоры в русских костюмах швейной мастерской.
В монастыре также есть трудники из местного населения. Они работают на скотном дворе, на огороде, в швейной и столярной мастерских. Трудникам выплачивается зарплата и обеспечивается соцпакет.
Животные в обители
Какая Божия благодать – монастырь обеспечивает не только себя, но и дает рабочие места нуждающимся!
Здание главного правления Строгановых — Ильинский районный краеведческий музей.
В центре поселка в красивом белом здании с колоннами находится Ильинский краеведческий музей. Раньше здесь располагалась главная контора управления Пермским имением Строгановых. Этот дом – памятник архитектуры начала XIX века.
Он был открыт в 1921 году. Однако основа музея была заложена еще в XIX веке Ф.А. Волеговым, А.Е. и Ф.А. Теплоуховыми, которые обладали в том числе большой археологической коллекцией. Первым директором музея был Николай Серебренников – тот самый исследователь и собиратель пермской деревянной скульптуры. К сожалению, большая часть коллекции музея бесследно пропала в годы Великой Отечественной войны.
В настоящее время основной фонд Ильинского музея составляет 15 тысяч единиц хранения! Из них очень интересны археологическая коллекция (часть собрания Теплоуховых и георгиевского клада), образцы древнерусской живописи, работы Ильинской иконописной мастерской, коллекция росписи по дереву «Обвинская роза», строгановский бильярд XIX века. Здесь вы увидите фамильный герб Строгановых, узнают историю этого славного рода, подивятся деревянному велосипеду, изобретенному крепостным мастером С.Абрамовым еще в начале XIX века. Самый старый документ в фондах музея – грамота Ивана IV Строганову на владение землями Перми Великой.
В 2005 году Ильинский краеведческий музей был признан лучшим провинциальным музеем России!
Чем знаменита Пермь? Часть I
Начнем мы свой рассказ с пермского звериного стиля, искусство которого принадлежит загадочно исчезнувшей чуди.
Согласно преданиям, чудь – древний народ, персонаж мифического времени. В ряде источников представители племени чудь описываются, как обладающие необычно большим ростом. И, действительно, в мифологии славян «чудо» означает великана, гиганта.
Основной источник сведений о чуди – комплекс преданий, которых объединяет мотив исчезновения чуди после того, как началась христианизация населения. Те, кто приняли христианскую веру, стали «коми», не принявшие крещение остались «чудью».
Зарождение искусства звериного стиля датируют серединой первого тысячелетия до нашей эры. Пермскому звериному стилю среди других звериных стилей отводится особое место: фигурки, которые были найдены на территории Пермского края, сходны с таким стилем, как скифско-сарматский, но имеют ряд существенных отличий. Изделия носят другой характер и отличаются используемыми при их создании художественными приемами.
Предметы в зверином стиле изображают животных, части их тела, либо композиции, где идет сочетание человека и животных. При изготовлении этих предметов использовались металл, дерево, береста, кость, керамика, кожа и меха.
Пермская деревянная скульптура
Пермскую деревянную скульптуру, или «пермских богов», относят к одному из главных символов Пермского края. Скульптура поистине уникальна, ей нет аналогов нигде в мире.
В 1922 году молодым музейным работником Николаем Серебренниковым в заброшенной часовне села Ильинского была случайно обнаружена первая скульптура Иисуса Христа. Это и положило начало всемирно известной и единственной в России обширной коллекции русской деревянной скульптуры периода XVII – XIX веков.
Распространена была пермская деревянная скульптура в церквях северной части Пермской губернии. Местные народы с давних пор придерживавшиеся язычества, даже приняв христианство, не захотели поклоняться плоским иконам. Фигуры Иисуса и других святых они стали вырезать из дерева, по сути сохраняя традицию поклонения деревянным идолам. Объемные изображения были им намного роднее.
Церковные власти запрещали деревянные религиозные скульптуры (как считает православная церковь, объемные изображения святых оскверняют святой дух). Но, несмотря на запрет, «деревянные боги» на протяжении веков продолжали множиться в уральских церквях, находящихся на территории проживания коми-пермяков.
Местные священники, не желая терять паству, закрывали глаза на явные нарушения – деревянные скульптуры богов не сжигали и не расправлялись с мастерами, искусно их изготовившими.
По мнению специалистов, пермской деревянной скульптуре присуща монументальность художественных решений, яркая образность, высокая эмоциональность и недюжинное мастерство. Мастера при вырезании скульптур вкладывали в свои творения душу, и создавали настоящие шедевры. Лица «пермских богов» полны муки и жертвенности. При этом легко заметить, что православные святые, вырезанные из дерева, обладают ясно выраженными коми-пермяцкими чертами.
Совершенно невиданным и совершенно потрясающим явлением надо признать бога Саваофа из Лысьвенской церкви. Здесь мы имеем изображение бога необыкновенно могучего. Голова трактована под влиянием античной скульптуры, это — голова Юпитера. От всей композиции веет каким–то своеобразным соединением антика или высокого ренессанса и барокко».
А.В. Луначарский, 1928 год
В книге Николая Николаевича Серебренникова (8 июля 1900, Верхние Муллы, Пермская губерния — 21 мая 1966, Пермь) — искусствоведа, посвятившего свою жизнь собранию и изучению пермской деревянной скульптуры, говорится, что у местного населения, несмотря на утверждение православной церкви, продолжали существовать языческие деревянные символы веры.
Шло время, происходила христианизация идолов, следы которой явственно проступают на ряде церковных скульптур. Достаточно провести сопоставление «Лесного шайтана» и «Святого Николая»: в первом случае – деревянный колышек, во втором – столбик из дерева. Принципиального отличия между языческим колышком и христианским столбиком нет.
Небольшое «Распятие» дает возможность представить, как приспосабливали изображения для церкви.
Камская чудь исчезла с лица земли, но ее наследие живо.
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.