География
Село Шурала муниципального образования «Невьянский городской округ» находится к северу от Екатеринбурга, к югу от Нижнего Тагила и в 5 километрах к юго-западу от районного центра города Невьянска. Ближайшие населённые пункты: Цементный, Вересковый, Забельный, Невьянск, Шурала. К востоку от села пролегают железнодорожная магистраль регионального значения Екатеринбург — Нижний Тагил и автодорога регионального значения Серовский тракт.
Ближайший остановочный пункт – 419 км Свердловской железной дороги. Старое название – Златница.
Через село протекает река Шуралка, берущая начало на склоне Уральских гор и впадающая в Невьянский пруд. В черте села на ней расположен Шуралинский пруд. К северу от него начинается болото. В 10 километрах от Шуралы расположено знаменитое своими археологическими находками (в том числе Шигирским идолом — древнейшей деревянной скульптурой) Шигирское озеро. В черте села располагаются коллективные сады 5, 14, 15 и Дружба.
Шурала, как и вся Свердловская область, находится в часовой зоне МСК+2. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +5:00.
«Сказка ложь, да в ней намек!»
Это существо часто сравнивают с лешим или с духом леса, приписывают ему различные мифологические и сверхъестественные свойства. Особенно «прославился» персонаж Шурале в поэме татарского классика Габдуллы Тукая.
Всегда было интересно узнать, откуда у татарского народа появился такой странный «лесной дух», в переводе на татарский язык: «урман иясе». Ведь известно, что древние булгары и их предки – татары – жители бескрайних степей и лесостепи. Лес и таежные чащи, в какой-то степени, чуждая среда для татар. Тем интересна версия Кочующих, откуда мог появиться такой «сказочный персонаж».
Шурале. Художник: Рауф Ахметгараев.
Как известно, великий татарский поэт Габдулла Тукай родился на территории нынешнего Арского района (Заказанье), который сто лет тому назад был еще настоящим лесным краем. Именно здесь татарское население могло столкнуться с неведомыми существами, которые обитали в непроходимой чаще, в мрачных ельниках среди бурелома и болот. После таких встреч рождались легенды и предания о жутком существе, которое могло заманить человека в глухой лес, пытаться защекотать его до смерти, или всячески напугать несчастного дровосека или путника. Именно такие легенды (может быть, правдивые истории) слушал в детстве молодой Тукай, а потом изложил в легендарной поэме «Шурале».
Достопримечательности Шуралы
Главная достопримечательность села Шурала – храм Александра Невского. Он бросается в глаза своим величием на фоне сельских домов. Монументальный храм отлично видно из окна проезжающих мимо электричек, поездов и автомобилей. Дополняют живописную картину синеющие на горизонте горы.
Храм относительно молодой. Ему еще нет и века. Строился при помощи графов Стенбок-Фермор с 1906 года, освящен в 1916 году. Построен в стиле неоклассицизма. Представляет собой пятикупольную церковь с боковыми портиками, соединяется притвором с трехъярусной колокольней.
С точки зрения архитектуры храм ценен как редкостный пример использования классицистических форм в храмах начала XX века. Является памятником истории и культуры Свердловской области.
В советское время храм официально не закрывался, но в 1937 году 59-летнего священника Михаила Хлопотова приговорили к расстрелу. С тех пор до начала 1990-х годов службы в храме не велись.
Из святыней храма Александра Невского можно отметить икону святого преподобного Максима Грека с частицами его мощей и старинный Крест-Голгофу. А с декабря 2011 года в храме имеется частичка мощей Александра Невского.
На пустыре близ храма в прошлом было кладбище. Если присмотреться, то и сейчас на поляне восточнее храма среди травы можно заметить старинные мраморные надгробия. Надписи на большинстве из них уже стерлись. В остальном о кладбище напоминает разве что небольшой деревянный поклонный крест, установленный поблизости.
Близ церкви находится памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной войны сельчанам. А поблизости была школа (до революции церковно-приходская), закрытая в 2009 году. Сейчас здание заброшено.
В Шурале сохранилось много старых домов. Село интересное, колоритное, приятно пройтись по его улочкам. В небольшом сквере близ перекрестка улиц Розы Люксембург — 1 Мая — Советов можно посмотреть памятник жертвам Гражданской войны. Рядом, в бывшем здании волостного правления, располагается администрация села.
По адресу ул. Советская, 51 расположен красивый домик, украшенный тысячами пластиковых крышек от бутылок — новая местная достопримечательность.
В результате золотодобыче на реке Шурала образовалось несколько водоемов.
За селом, слева от трассы на Кировград, можно заметить руины недостроенного Шуралинского завода по производству нестандартного оборудования. Его начинали строить в 1990 году, но так и не пустили.
В 10 километрах от Шуралы находится Шигирское озеро, многочисленные археологические находки на берегах которого легли в основу зала «Шигирская кладовая» в Свердловском областном краеведческом музее. Здесь же была найдена древнейшая на планете деревянная скульптура – Шигирский идол.
И еще кое-что. Натуралисты рассказывают, что более века на тополях на окраине села Шурала постоянно селились грачи. Деревья пестрели многочисленными грачиными гнездами. Как известно, грачи всегда живут на одних и тех же местах, неохотно их покидают. Но сейчас этих птиц здесь нет и в помине. Оказывается, птиц заставило сменить место обитания то, что поля бывшего Шуралинского колхоза ныне превратились в отвалы золотодобычи и заросли кустарником. В поиске пропитания грачи покинули Шуралу…
Православный храм
До 1846 года жители села входили в состав Невьянского прихода, а с 1846 года, благодаря владельцу завода Алексею Ивановичу Яковлеву, был заложен деревянный Александро-Невский храм, а 15 июня 1847 года храм был освящён в честь благоверного великого князя Александра Невского.
В селе Шурала в настоящий момент находится каменный однопрестольный действующий православный храм Александра Невского, который был заложен в 1906 году на средства заводовладельцев Стенбок-Фермор, а построен и освящён в 1916 году. В состав прихода, кроме села входили деревни: Федьковка – в 5 верстах, Дедюхинская – в 3 верстах, Столбяная – в 10 верстах, Копотиная и Листвяная – в 8 верстах и Нейво-Рудянский завод – в 10 верстах.
Официально храм не закрывался, но с 1934 года службы не велись из-за отсутствия священника. Единственного священника отца Михаила Хлопотова расстреляли в 1937 году. В советское время в здании храма был зерновой склад, а затем музей. С 1991 года храм снова стал действующим. В 2011 году в храме была помещена икона с частицей мощей Александра Невского, прибывшая из Александро-Невской лавры. Храм является главной достопримечательностью села и просматривается с большого расстояния, его колокольня хорошо видна и с проходящих неподалёку поездов, в том числе и с железнодорожной станции в расположенном в 2 километрах посёлке Шурала.
Золотая лихорадка
В 1819 году на Нейве началась золотая лихорадка, вскоре она добралась и до речки Шуралки. Здесь обнаружили самые большие в районе золотоносные отложения. Была Шурала обычным заводским посёлком, а стала Златницей, давшей стране тонны драгоценного металла.
Старатели добывали золото разными способами: закопушками, шурфами с рассечками, небольшими шахтами. Вот как описал это производство Дмитрий Мамин-Сибиряк:«Прямо по сторонам дороги почти непрерывно тянулись золотые промыслы и мелькали живописные кучки старателей, золотопромывательные машины, глубокие выработки, желтевшие отвалы промытых песков и вообще полная картина местности, охваченной золотою лихорадкой. Особенно выделились Рудянка и Шуралинский завод, — в последнем даже спущен пруд, чтобы выработать золото на его дне».
Работа на приисках нашлась всем. Мужчины добывали руду, ребята на таратайках перевозили её с шурфов, а женщины работали на промывке. За смену юный возчик мог заработать 50 копеек (стоимость мешка муки и головки сахара), что уж говорить о взрослых старателях. Многие из них стали зажиточными людьми. Например, у местного старателя Михаила Калинина было прозвище Дорогая Рыба. Его так прозвали за то, что, приезжая в Невьянск, он всякий раз просил у купцов продать ему самую дорогую рыбу. Купцы, чтобы угодить состоятельному покупателю, завышали для него цену на порядок.
Стоявшее на золоте село расцвело. Зажиточность населения сказывалась не только в добротности жилья. В селе были купеческие лавки, где торговали изысканными товарами, привезёнными из Европы и Китая. До сих пор здесь сохранились кирпичные купеческие особняки. На золоте поднялся и шуралинский храм. Когда на церковных землях были обнаружены залежи драгоценного металла, Екатеринбургская духовная консистория отдала их старателям в аренду. За каждый золотник добытого золота арендаторы платили 20 копеек. Эти доходы и помогли настоятелю местной церкви Алексею Бирюкову построить пятиглавый храм с колокольней, который хорошо виден с Серовского тракта.
Даже отходы золотого промысла шли в дело. Из красной глины вручную делали кирпичи и снабжали ими всю округу. Они служат шуралинцам и по сей день.
Все пошло от «чудесной» чуди?
Если мы посмотрим на карту Заказанья, то увидим, что это бывший лесной край, который примыкает к республике Марий Эл, а в древности часть этих земель занимали южные удмурты. Их татары и чуваши называли народом «ар», отсюда произошли Арское княжество и город Арск. Неслучайно, что на землях, которые раньше занимали финно-угорские народы, до сих пор живы предания и легенды о «мифических» лесных жителях.
При анализе марийских мифов и сказок многие исследователи и фольклористы, например, В.А. Акцорин, пришли к выводу, что очень часто за понятием «Овда» понимается некий автохтонный народ, который обитал в Волго-Вятском регионе еще до прихода сюда марийских и удмуртских племен. Многие памятники археологии указывают на проживание в этих краях пермских племен азелинской культуры, в некоторых легендах их также называют – чудь, чудские племена. И, конечно, удмурты и марийцы, занимаясь охотой и бортничеством, не могли не столкнуться с загадочным «чудесным» народом. Такие «контакты» попали в местные былины и предания, откуда и появилась легендарная овда.
Деревня Овдасола (Моркинский район). Фото: Хафизов Ахат
Аналогично и татары, осваивая северные лесные земли, также не раз могли столкнуться с загадочным лесным народом, сохранив эти встречи в сказках про Шурале. Конечно, многие черты этого «героя» были выдуманы, ведь, у страха глаза велики. Обычно в народном сознании любое таинственное лесное существо будет выглядеть сверхъестественно, с элементами «нечистой силы»: рогом, шерстью, хвостом, длинными пальцами. Но в целом, очень похожие легенды у соседних народов про «Шурале – Овду» невольно наталкивают на мысль, что прообразом их вполне могли быть неведомые нам древние племена, обитавшие в этих краях.
Также следует добавить, что образ подобного лешего был и у древних чувашей, а назывался он «арсури». При этом слово «ар» у чувашей также означал удмуртов (или Арский край), а «сури» или «сурале (шурале)» — нечистую силу. В частности, в старочувашском языке: «сурале» — человек, в которого вселился «сура» (чёрт). В северных говорах чувашского языка и в марийском языке — звук «с» иногда переходит в «ш» — тут возникает слово: «шурале».
История Шуралы
Село Шурала начинает свою историю с 1716 года, когда на реке Шурале Никитой Демидовым был построен Шуралинский железоделательный завод. Позже завод был продан Савве Яковлеву. Сейчас от этого предприятия не осталось и следа.
Название завода и поселка возникло по реке, а она в свою очередь — от татарского или башкирского слова «шурале» — «леший». Впрочем, в народе существуют и альтернативные варианты. Этнографы, собиравшие местные предания, записали несколько вариаций. Вот одна из местных легенд.
Помимо работы на заводе, местные жители трудились на приисках. Места вокруг Шуралы золотоносные. Но о золоте позже.
В литературе встречаются сведения, что в прошлом в селе проводили… факельные шествия. В 1921 году по вечерам их организовывали молодые учителя, призывая жителей изучать грамоту.
В Шурале родился человек, получивший за жестокие нравы прозвище «Кыштымский зверь». Григорий Федотович Зотов появился на свет в 1775 году в семье приказчика Шуралинского завода. Будучи крепостным, он вырос до управляющего Кыштымским горным округом. Но за жестокое обращение с работниками по решению суда был отправлен в ссылку.
Еще одна известная личность, родившаяся и выросшая в Шурале – подводник Александр Иванович Петелин (1913-1987). В 1962 году, изучая возможность нанесения ракетного удара по США, руководимая Петелиным подводная лодка смогла пробраться почти до Северного полюса. За это Петелин получил звание героя Советского союза, а позже одна из улиц Шуралы была названа его именем.
По данным переписи 2010 года население Шуралы 459 человек.
«Слово «шуран» означает «рогатый»
При этом Шурале также герой башкирских легенд и сказок, а поскольку башкиры до настоящего времени жили среди уральской тайги, то среди них известно множество преданий про это лесное существо. Некоторые легенды очень похожи на марийские, например, что Шурале отличаются по полу, среди них есть существа женского рода. Якобы, некоторые башкиры брали самых красивых среди них себе в жёны, и от них появлялось потомство. Похожие легенды существуют про овду и среди восточных мари.
Существуют марийские сказки, где храбрый охотник или дровосек тем или иным способом обманывает овду, а потом спасается от этого загадочного существа. По своему сюжету эти сказки очень напоминают легенды о Шурале.
Такое сходство в мифологиях татарского и марийского народа неслучайно, ведь эти народы бок о бок, вместе, прожили почти тысячу лет. И, скорее всего, «Шурале» появилось из марийских поверий, ведь даже название этого «героя», вероятно, возникло из марийского языка. Слово «шур» с марийского означает «рог», а слово «шуран» — «рогатый». А в большом марийском словаре также указано, что понятие «шуран» — в древности означало «нечистый, чёрт».
Пещера Овды на Карман-Курык. Фото: Хавфизов Ахат
Интересно и то, что южные удмурты (калмез) словом «шурали, урали» иногда называют птицу филина, который пугает людей своими криками в ночном лесу. Те же удмурты в старину словом «шурали» называли нечистую силу.
Наследники
Золото в Шурале добывали и в советское время, а сейчас артели переместились ближе к Кировграду. В память о золотой лихорадке в округе остались десятки озёр и прудков, а в характерах местных жителей сохранился крепкий старательский стержень, так поразивший когда-то историков. В постсоветские годы Шурала должна была зачахнуть. Производств здесь никаких уже не было, закрылись школа, детсад и детский дом. По переписи 2010 года здесь было прописано всего 459 человек. Однако в последнее время село обрело второе дыхание. Люди стали гораздо мобильнее, поэтому из села, что находится в пяти километрах от города, уезжать они не видят смысла. Повсюду строятся новые дома. В селе и на станции сегодня зарегистрировано 705 человек. И будет ещё больше, если в ближайшем будущем здесь появится газ.
— Готовились к трёхвековому юбилею мы своими силами, — рассказала «ОГ» специалист местной администрации Валентина Ушакова,— прочистили три колодца, отсыпали две улицы, облагородили территорию у пруда, создали цветочные композиции.
Также в селе проходят конкурсы на лучшее подворье и лучшую улицу. Выбрать самых-самых будет нелегко, ведь село с золотым прошлым и сегодня выглядит достойно.
Что скажет об этом марийский фольклор?
Все эти истории можно было списать на богатую татарскую мифологию и суеверное сознание народа, однако у наших соседей, народа мари, мы встречаем удивительные истории про некое лесное существо, которые очень похожи на «татарского» Шурале. Марийцы называют его (её) – Овда, или народ овды. Во многих селах и деревнях Марий Эл до сих пор бытуют настоящие истории про овду, про места, где они обитали, про их проделки и проклятия. И вот что интересно: некоторые свидетели указывают, что овды обитали тут сравнительно недавно, может быть, сто или двести лет назад.
По своим описаниям овда очень походила на шурале, судите сами, и те и другие существа обитали в лесных урочищах (оврагах, норах, пещерах). Овда (как Шурале) любили кататься ночью на лошадях, иногда загоняя их до смерти. При этом местные жители ловили их, намазывая спину лошади смолой. Овда также имела длинные груди, которые часто перебрасывала через плечо (вероятно, что за груди принимали огромные клоки шерсти этого существа).
Гора Карман-Курык, где по легендам обитали овды. Фото: Хафизов Ахат
Овда и Шурале побаивались воды, поэтому от них часто спасались, переправившись через речку, или перепрыгнув лесной ручей. Также в легендах о Шурале встречается упоминание, что в левой подмышке у него дыра, откуда можно вытащить сердце во время сна Шурале. Аналогичные рассказы можно найти и про народ овды. Шурале (как и овда) боится соли, и имеет перевернутые задом наперед ступни ног.
Золото Шуралы
Как уже упоминалось выше, Шурала и окрестности очень богаты золотом. Драгоценный металл добывают с XIX века по наши дни. В былые времена за счет этого село было весьма богатым (его даже называли Златницей), не то что сейчас.
Заглянем в книгу В.И. Немировича-Данченко «Кама и Урал» (посещал Урал в 1875 году):
А вот что писал об этих местах Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке «Самоцветы»:
Ходят легенды, что сельчане находили золото прямо в огородах и погребах. Фольклорные экспедиции, работавшие в том числе в Шурале, собрали немало интересного. Приведем лишь несколько рассказов старожил из книги «Предания и легенды Урала» (Свердловск, Сред.-Ур.кн.изд-во, 1991):
И сейчас в окрестностях села можно увидеть озерки на месте бывших мест добычи золота, а кое-где и действующие золотопромывальные машины.