Древние типы селений в россии

Война с чужими и своими

В 1648 году Ерофей Павлович отправился к воеводе Дмитрию Францбекову с просьбой направить его в Даурские земли, выделив в помощь отряд казаков и снабдив оружием и провиантом. Взятые в долг деньги Хабаров обязывался вернуть – да ещё и с процентами. Воевода согласился, и уже через год Ерофей вместе со своими соратниками отправился вверх по Лене. Это был настоящий завоевательный поход.

Одержав немало побед над даурскими и дючерскими племенами, Хабаров вынудил их принять русское подданство. Кроме того, отряд землепроходца столкнулся с маньчжурами, которые едва не разбили русских. Собрав сведения о коренных народах, живущих у Амура, Хабаров вынужден был начать обратный путь – продвижение дальше с его немногочисленной группой казаков оказалось невозможным.

Но по дороге назад Хабаров встретил ещё одну группу, направлявшуюся к нему. Оказалось, что навстречу Ерофею Павловичу прежде выдвинулся отряд разведки, но он бесследно исчез. Хабаров не стал тратить время на поиски пропавших казаков. Разумеется, в его отряде были недовольны поведением предводителя, и вскоре произошёл раскол.

Александр Кухтерин «Освоение Сибири»

Более сотни казаков, возглавляемые Стенькой Поляковым, отправились назад и построили острог на землях гиляков. Простить предателей Хабаров не мог. Он приказал установить пушки неподалёку от острога и бить по его стенам. Пойманных отступников насмерть забивали палками. Когда казаки в остроге сдались, Хабаров дал приказ уничтожить выстроенную крепость.

Сегодня поведение Ерофея Хабарова может показаться бесчеловечным и излишне жестоким, но этот человек никогда не жалел ни себя, ни других. По его прибытии в Москву началось судебное разбирательство, по итогам которого все действия Хабарова были оправданы — экспедиция требовала воинской дисциплины и исполнительности. На склоне лет Ерофей Павлович получил от царя титул сына боярского – его заслуги были высоко оценены ещё при жизни. И действительно, мы часто слышим о свершениях Христофора Колумба, но наш Хабаров сумел сделать гораздо больше. Предводитель горстки казаков сумел покорить бескрайние и дикие просторы – вовсе не ради собственного «хабара», а для процветания родины.

Население средневекового села

Любой реферат на эту тему повествует о том, что почти каждая деревня в Европе IX−XII веков была закрепощена феодалом. Изредка попадались селения, где проживали свободные крестьяне, однако в большинстве случаев и они переходили под опеку знатного человека, который смог бы их защитить от войн в обмен за работу.

Обычно население деревни делилось на три категории по роду занятий:

  1. Ремесленники.
  2. Скотоводы.
  3. Пахари.

Важно, что практически все деревенские жители, вне зависимости от того, были они свободными или крепостными, не умели читать и писать. В одном и том же поселении могли жить свободные люди и крепостные феодала — на калитку свободных вешалась специальная табличка

Однако мало кто мог понять, что на ней было написано. Безграмотность и бедность считались главными чертами крестьян.

В редких зажиточных семьях дети могли получить церковное образование. Для того чтобы восполнить количество людей во дворах, практиковались очень ранние браки. Постоянные войны и болезни уносили много жизней, поэтому девочек рано выдавали замуж, чтобы они успели родить по 5−7 детей.

Традиционно дети наследовали занятия родителей и продолжали их дело. Например, сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда и становился полноценным работником кузни.

Таким образом, рисунок судьбы ребенка — это продолжение жизни его отца или матери. Крайне редко у сыновей была возможность уехать на заработки в город. Девочек же с детства приучали к мысли о рождении детей и зависимости от семьи будущего мужа.

Европа того времени жила благодаря труду крестьян, которые, несмотря на трудности, кормили не только своего феодала, но и близлежащие города. Безграмотность, нищета, лишения и оброк со стороны богатых собственников земли стали препятствием для развития культуры. Европейские государства на рубеже IX−XII веков погрязли в бесконечных распрях и войнах, а жители деревень вынуждены были кормить себя и своих детей самостоятельно.

Планы на восстановление и их реализация

Формально Вознесенская относится к Кирово-Чепецкому благочинию Вятской епархии. Однако, никто не собирает средства на ее воссоздание, ибо очевидно: делать это не для кого. Даже группа села сети «В Контакте», поддерживающие связь односельчане, вспоминают «благополучные» советские годы, а не радеют о восстановлении попранной святыни. К тому же возвращаться не собираются.

Ныне от села осталась, по сути, память – о прошлом. Пока ее хранит все более разрушающийся храм. Но даже сами бывшие жители села понимают – ненадолго. Недаром в видеоролике о селе, церкви, снятом одним из местных жителей, постоянно звучит метроном, отсчитывая оставшееся ей время жизни…

Наталья Сазонова

Погост

Погост как тип селения упоминается в летописях с X века. Слово «погост» происходит от слова «гость». В Древней Руси гостем называли приезжего издалека торгового человека, купца. Интересно, что на Смоленщине до недавнего времени сохранялось слово «гостинец» в значении большая дорога. С торговлей связано еще одно слово — торжище. В древности торжище (т.е. торговля) имело сезонный характер. Как правило, оно устраивалось на местах языческих капищ, в местах массовых сходок людей. С приходом христианства на Русь на погостах (т.е. где останавливались гости) стали ставить церкви, и вскоре погост приобрел значение церковного прихода. На погостах при храмах также устраивались кладбища (возможно, эта традиция идет еще с языческих времен).

Со временем погосты приобрели значение княжеских округов. Князья, отправляясь на полюдье, часто останавливались на погостах, здесь творили суд и управу. Однако со времени создания централизованного государства функция погостов меняется. В Новгороде и его северных владениях погосты оставались волостными и церковно-приходскими центрами. В трапезной церкви проводились сходки, распределялись налоги, устраивались братчины — мирские пиры вскладчину. В Центральной России погосты постепенно утратили свое значение как центров княжеской власти. Многие погосты исчезли бесследно, оставив после себя пустоши, другие же сохранились в виде кладбищ с церковью при нем или слились с близлежащими селениями.

Подробнее: Что такое погост?

Икона Николая Угодника. Доска без всякого изображения…

Много имен запомнит храм Вознесения Господня. Это бригада Николая Кондакова из Абакана, благодаря которой сделана внутренняя отделка. Супруги Владимир и Марина Сиркины, вырезавшие из дерева всю церковную утварь, престол. Супруги Анатолий и Людмила Мамаевы, сделавшие иконостас, престол, жертвенник и двери в храме.

Так выглядит алтарь храма

Знаменитый в Красноярском крае художник Александр Терентьев написал много икон для храма села Казанцево. Есть здесь и старинные иконы, которые достались церкви от старожилов. Одна из них – икона Святой Троицы, которая была практически неразличима и только по прошествии времени просветлела. Икона Николая Угодника тоже претерпела нелегкий путь. Нашли её в одном из свинарников. «Доска без всякого изображения», – так говорили о ней те, кто по ней топтался. И только в храме она преобразилась, лик Николая Чудотворца стал различим.

Икона с мощами Николая Угодника

А еще в церкви есть мироточащая икона святого Порфирия Газского, которому люди молятся от онкологии. По словам отца Дмитрия, в советское время правительством было принято решение построить всесоюзный онкологический центр. Именно поэтому в районе Шушенского был построен аэропорт.

– Время диктует свои условия, меняется политический строй, устои общества, правила потребления и существования в этой жизни, – говорит батюшка. – Но ценности человеческие не меняются. Если человечек целостен и укреплен любовью Божьей, он переживет любые трудности житейские. Всё житейское он переживет, если жива душа, если есть внутри себя понимание того, что Господь всегда рядом. Гол ты или одет, весел или уныл, прав или же нуждаешься в оправдании. Господь всегда рядом.

Казанцевский приход благодарит за оказанную помощь в строительстве храма директора Шушенских теплоэлектросетей Андрея Щербакова, директора Шушенского ДРСУ Анатолия Лямина, супругов Александра и Веру Ивановых, семью Николая и Клавдии Славянских, Валентина и Ольгу Войцеховских, Татьяну Ярлыкову, Наталью Макунину, Светлану Кубрак, Лидию Комаровскую, Наталью Тянирядно, Александра Циркина.

Фото автора

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №20 (18.571) от 19.05.2022

Хроника присоединения Сибири

Даты События Результат
1581−1585 Поход Ермака. Захват части Западной Сибири, начало колонизации Сибири.
1586−1587 Основание Тюмени и Тобольска. Начало строительства в Сибири укреплённых русских поселений.
1580−1590-е Походы и экспедиции русских воевод на земли близ рек Обь, Томь, Кеть, Таз. Утверждение русской власти в Западной Сибири.
1598 Битва в верховьях р. Обь и разгром войска хана Кучума воеводой А. Воейковым. Уничтожение Сибирского ханства.
1600−1620-е Походы на Енисей, Нижнюю Тунгуску, к р. Пясине, Лене, Ангаре, основание Красноярска (1628). Утверждение русской власти в Центральной Сибири.
1630−1700-е Походы в земли енисейских киргизов и бурятов, оборона Ачинска и других острогов от их набегов. Утверждение русской власти на юге Центральной Сибири.
1628−1640-е Походы на земли бассейна реки Лена, реки Яны, Колымы, экспедиция Семёна Дежнёва к Тихому океану. Присоединение Восточной Сибири.
1625−1660-е Походы к Байкалу и Забайкалью, столкновения с бурятами и тунгусами. Буряты, якуты и тунгусы стали русскими подданными.
1639−1640 Томские казаки под началом Ивана Москвитина вышли к Охотскому морю.
1649−1653 Амурские экспедиции Ерофея Павловича Хабарова. Присоединение Приамурья к России, основание Хабаровска.
1680−1720 Начало заселения юга Западной Сибири, борьба с ойратами. Юг Западной Сибири вошёл в состав России.
1689 Нерчинский договор с Китаем. Установление примерных границ и дипломатических отношений с Китаем.
1697−1699 Экспедиция Владимира Васильевича Атласова. Присоединение к России Камчатки.

Что известно о Рюрике?

Рюрик (родился около 800 г., умер в 879 г.) — согласно летописи, основатель Новгородского княжества, варяг, князь новгородский с 862 г. и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрик, великий князь новгородский в 862—879 гг. Портрет из «Царского титулярника». 1672 г.

Впервые имя Рюрика упоминается в летописи «Житие святого князя Владимира», написанной около 1070 г. монахом Иаковом Черноризцем: «…самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину а правнуку Рюрикову…». «Повесть временных лет» была написана примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие летописные источники сведений о князе Рюрике.

Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба (ободриты — союз группы западнославянских племен), который погиб в бою в 808 г.

После потери прав на власть, которая перешла к его дяде, Рюрик отправился в Восточную Европу, где тамошние славяне конфликтовали с неславянскими племенами.

Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя (урмане — племя, жившее на южном берегу Балтийского моря) из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря, кроме которого Рюрик имел еще дочь. В упомянутых выше летописях повествуется об Олеге, самодержавном правителе государства после Рюрика, родном брате Ефанды.

Олег показывает Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»

В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построенном им замке в городе Ладоге, находящемся от Новгорода в 200 км вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц (разногласий). Эти конфликты и помогли Рюрику захватить власть в Новгороде.

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: он стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных племен (славянских и финских) начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству.

Памятник князьям Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге

Через два года, в 864 г., после кончины Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив их земли к своему княжеству, основал по сути первую русскую монархию. Она простиралась на восток до нынешних Ярославской и Нижегородской областей, а на юг — до Западной Двины.

Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников — Аскольд и Дир — с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). В 879 г. (год смерти князя) его сын Игорь был еще очень мал. Поэтому перед кончиной Рюрик поручил вест княжеские дела до того времени, как вырастет Игорь, своему родственнику Олегу.

Описание Вознесенской церкви из паспорта памятника, составленного искусствоведом А. Ю. Каптиковым 20 сентября 1979 года

  • Датировка памятника: 1819 г.
  • Адрес: Удмуртская АССР, Каракулинский район, с. Галаново.
  • Исторические сведения: церковь построена в 1819 г. Автор проекта и обстоятельства сооружения пока не установлены.
  • Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника: Было изменено завершение колокольни. К настоящему времени разобраны портики в основании колокольни, а также на северной и южной сторонах храмового четверика.
  • Реставрационные работы: не проводились.

Описание памятника

Церковь находится на площади, раскрытой в сторону р. Камы. Композиция плана трехчастная, по одной оси располагаются храмовый четверик с полукруглой апсидой, трапезная и колокольня.

Четверик храма ранее имел с севера и юга четырехколонные портики, колоннам которых соответствуют выведенные на стенах пилястры; на аттике — ложное полукруглое трехчастное окно и две круглые ниши — медальона. Над окнами четверика — треугольные сандрики. Храм увенчан полусферическим куполом на круглом световом барабане, декорированном спаренными пилястрами. В оформлении стен трапезной использован мотив аркады на пилястрах, помещённых в простенках окон.

Колокольня квадратная в плане; в основании была украшена четырехколонным портиком. Выше идет ярус, прорезанный арочными пролетами; он обработан двумя парами пилястр, несущими фронтон. Третий ярус — также сквозной; вместе с аттиком предыдущего обшит железом.

В интерьере стены храмовой части расчленены лепными карнизами с сухариками. В барабане купола уцелели фрагменты орнаментальной росписи. Трапезная четырехстолпная, перекрыта сложной системой сводов. Примечателен свод над центральным нефом трапезной, сочетающий элементы сомкнутого и крестового, с эффектным картушем в замке. Крещатые столбы обильно украшены лепниной (раскрепованные карнизы, увитые гирляндами, прямоугольные обрамления для икон с завершением в виде пышной раковины).

Фундамент бутовый, стены кирпичные, кровля храма — железная, трапезной — шиферная, полы из каменных плит.

Габариты здания: длина — 43,6 м, ширина колокольни — 16 м, ширина трапезной — 17 м, ширина храма — 14 м, ширина апсиды — 10,50 м.

Общая оценка значимости памятника

Памятник — пример культового здания в стиле русского классицизма. Представляет интерес в особенности богатым лепным убранством интерьера.

Образование древнерусского государства

От классов — к государству

В ходе выделения из относительно однородного патриархально-родового общества четко обособленных социальных групп — классов — возникла качественно новая организация — государство. Такой переход имел место у абсолютного большинства народов, в том числе, конечно, и у славян в какой-то момент их истории. Хотя точное время появления государства нелегко определить: этот процесс протекал практически незаметно. Тем не менее имеются некоторые, пусть и скудные, документальные свидетельства о начале формирования русской государственности. Так, арабский писатель Масуди, живший в конце IX в., в своем сочинении «Золотые луга» упоминает некое восточнославянское политическое объединение в Прикарпатье, возникшее там около середины VI в.: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени подчинялись все прежние славянские племена».

Древнерусское государство в X—XI вв.

Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.

Начало государственности Руси

Летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что до образования древнерусского государства существовали самостоятельные княжества. Это были полу-патриархальные-полуфеодальные территориально-политические объединения: полянами тогда руководил князь Кий, «а в деревлях свое княжество, а дреговичи — свое, а словене — свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане…».

Олег у стен Киева. 882 г.

Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.

Почему именно Киев стал столицей Руси?

Памятник основателям Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь в столице Украины.

Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.

https://youtube.com/watch?v=9S4iSeNMvp8

Вопросы для самопроверки

  1. На каких территориях жили древние славяне?
  2. Кто такой Велес?
  3. С какой целью Рюрик с братьями прибыли в славянские города?
  4. В каком городе княжил Рюрик?
  5. Как звали сына Рюрика?
  6. Что называли городищем в Древней Руси?

Ответы

  1. На территориях бассейнов рек Вислы, Западного Буга, Днепра, на побережье Балтийского моря.
  2. Языческий бог славян, покровитель домашнего скота.
  3. С целью защиты славянских земель от набегов внешних врагов и междоусобицы.
  4. В Новгороде.
  5. Игорь.
  6. Укрепленный участок с постройками, обнесенный земляным валом и высокой деревянной изгородью.

Поделиться ссылкой

Зов Сибири

В ту пору много авантюристов отправлялось в неизведанные земли, где можно было раздобыть немало «мехового золота». В 1625 году братья Хабаровы отправились в свою первую экспедицию. Они действительно сумели добыть немало ценного товара и поправить свои материальные дела.

Казалось бы, что ещё нужно – живи да радуйся. Но остановить Хабарова уже было невозможно – он «заболел» путешествиями и теперь не представлял своей жизни без Сибири. Снова и снова он отправлялся в новые походы, путешествуя по волокам и переходя реки, знакомясь с новыми сибирскими поселениями и племенами, живущими в них. Разумеется, каждая такая экспедиция была связана с нешуточной опасностью, но разве могло это остановить прирождённого исследователя?

Но Хабаров путешествовал не только с целью поиска богатой добычи. Он мечтал о том, чтобы все эти процветающие земли, дикие и прекрасные, оказались под властью России. Но далеко не все разделяли устремления землепроходца. Так, к примеру, в 1641 году в устье реки Киренги Хабаров построил мельницу, но вместо благодарности получил от воеводы Головина упрёки – дескать, урожая очень мало. В итоге Хабаров оказался в Якутском остроге, а вернуться к делам сумел лишь после смены воеводы. Но именно тогда начался его главный поход.

Петр Павлинов «Ерофей Хабаров (Поход на Амур)»

Село (сельцо)

Село, а также деревня были типичными типами поселения в XIV-XVI веках.

Село, или сельцо, связано со словом «селиться». Первоначально под ним понимали место поселения землевладельца. Оно, как правило, состояло из хозяина, его жены и детей, домочадцев, слуг и рабов. Они жили в избе, вокруг которой располагались службы (ледники, сараи, конюшни), а также «дворцы» (от слова «двор») слуг и холопов. Если рядом не было реки, то выкапывался пруд. Постепенно села становились центрами церковно-приходской жизни, в них ставилась церковь, поблизости строились дома церковного причта. Иногда служители церкви жили в особых деревнях-хуторах.

«Успеть бы к зиме окна поменять»

Матушка берет ключи и ведет меня меж наваленных шлакоблоков вдоль двухэтажного здания, поеденного временем, как бабушкина шаль молью. Одни дыры кругом. Оказывается, оно раньше принадлежало хлебозаводу, который возвели здесь в советское время. Постройки завода с двух сторон «взяли в плен» четыре стены старинного Вознесенского храма. По мнению всех историков, это на сегодня самые старые стены в Козельске. Многие исследователи и краеведы считают, что они были возведены в первой половине XVII века. А матушка Анастасия говорит, что сейчас уже не время спорить о веках. Время спасать эти стены. Ведь одно из пристроенных к церкви зданий (сегодня тоже полуразрушенное) стоит на склоне и, по мнению старшей сестры, сползает вниз, «стягивая за собой и святыню». По-хорошему пора высвободить старинную церковь от наследия XX века. Но на это нужны деньги, которых у женской общины просто нет.

– Нам бы Вознесенский придел к зиме утеплить, окна поменять успеть – вот наша задача номер один, иначе разрушится все еще больше, плесень пойдет, – беспокоится матушка.

И вот, наконец, она поворачивает ключ и отворяет дверь в прошлое:

– Вообще это место необыкновенное. Вот вы зайдете в храм и сами почувствуете, что там удивительная благодать, – успевает предупредить нас матушка, – там неописуемая благодать, люди заходят и всегда говорят: «У нас мурашки по телу!». Что-то необыкновенное охватывает их души и сердца. У вас тоже мурашки будут!

Перед нами довольно просторные два придела. Они, как и положено старинным храмам, стоят под внушительными арочными сводами. Да и в остальном все как из старинных фотографий древних монастырей: ковры на полу, деревянные иконостасы, полумрак под сводами. Ловлю себя на мысли, что мурашки, тем не менее, не побежали. Но матушка предлагает войти в Вознесенский придел, тот самый – самый древний в Козельске.

Переступаем порог – и тут меня срубает тишиной. Именно срубает. Потому что такой тишины я никогда не слышал. Будто бы древние стены не хотят пропускать в себя ничего из нового времени, а от того времени, когда они были построены, ничего, кроме тишины, и не осталось. Вот и берегут как свою главную святыню. То, что тишина эта благодатная, становится понятно через пару минут, когда ловишь себя на мысли, что и дышишь ты тут по-другому, и что все тут иное: и эта каменная кладка, местами обожженная огнем, и солнечные лучи, ласково обнимающие образа и деревянное Распятие, и донельзя скромный престол. Иное, но не чужое. А наоборот – свое, родное до последней кровинки.

В тот момент, когда от понимания всего этого уже хочется расплакаться, матушка показывает на образа – на тех, кто плачет за нас:

– Вот икона Сергия Радонежского, она у нас мироточит. Святой говорит нам: «Я живой, обращайтесь в молитве ко мне».

Недавно в Вознесенском приделе впервые почти что за 100 лет прозвучали молитвы. Здесь отслужили литургию. О том, какое благоухание в то утро распространялось по церкви, в Козельске до сих пор рассказывают с счастливыми глазами.

В общем, этот тот случай, когда лучше один раз увидеть внутренним взором, чем услышать или прочитать. Ведь слов, как мы знаем, таких не придумано. И Слава Богу, что не придумано.

«Божия Матерь послала в Козельск за Своей иконой»

Удивительно, но даже не все козельчане знают, что возрождающийся Вознесенский монастырь стоит на том самом месте, где был древний город, сожженный войсками Батыя. На уроках истории нам всем рассказывали: один маленький город не сдался врагам, мужественно оборонялся семь недель, много пало за это время и воинов Батыя, и самих горожан, но не сдался Козельск, за что и был сожжен и назван Батыем «злым городом». Так вот, археологи в XXI веке доказали: «злой город» стоял в том числе на том месте, где позднее основали женскую обитель. Более того (это уже малоизвестный факт), раскопки на территории монастыря показали, что здесь еще до рождения монастыря (на рубеже XV и XVI веков) находился храм. То есть место это – намоленное. Да к тому же – на крови. Но кругом – разруха, разруха и снова она.

И снова матушка в такт моим мыслям продолжает:

– Честно признаться, меня тоже переполняет внутренняя скорбь по этому поводу. Я раньше не знала, что это за место, что оно значит для города и страны! А тут как-то случайно пришла в козельский музей и была удивлена! Я до сих пор удивлена! В музее все есть про Вознесенский монастырь – даже археологические находки, которые доказывают, что это особое место. Здесь столько было мучеников, столько крови пролили люди, отдав жизнь свою за Отечество и Бога!

Если бы только одна древняя история «намолила» это место! В XIX веке на чердаке Вознесенского храма была обретена Ахтырская икона Божией Матери. И вот что интересно: чудо случилось накануне закрытия церкви и роспуска прихода, потому что к тому времени и обитель давно была упразднена, и ее главный собор обветшал. Церковное и светское начальство равнодушно решило поставить крест на святом месте, но Божия Матерь, верят козельчане, этого сделать не позволила.

Из келейных записок преподобного Варсонофия Оптинского:

«Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной пустыни: “Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной пустыни.

Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска и против трех церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, кто он, тот ответил: ‘Я – Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери”.

Проснувшись, я рассказал об увиденном отцу Амвросию. Начались поиски по всем церквам Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви, отец Димитрий, открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину пустынь, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно”».

Эту же историю пересказывает известный писатель Сергей Нилус, который лично знал отца Марка (Чебыкина) (мирское имя игумена – Михаил). Перед смертью монаха Нилус спросил у него о чуде, о котором тогда (в конце XIX века – начале XX) молва была еще жива.

«– Батюшка! – спросил я, – правду ли мне говорили, что вы как-то были тяжко больны, так что и врачи от вас отказались? Сказывали мне, что вы удостоились тогда видеть во сне Царицу Небесную, Которая вам повелела послать в Козельск за Своей иконой, о которой до вашего видения никто не знал, и исцелились? Правда ли это?

Глаза отца игумена просияли, и он ответил радостно:

– Да, было!».

А теперь диалог из нашего времени, когда молва об иконе в самом Козельске уже не так громка. А церковь, где образ был обретен, не найти без проводника.

– Матушка, вы думаете, у вас получится возродить и храм, и обитель?

– Нельзя унывать! И нельзя лениться. Я думаю, что есть воля Божия на то, чтобы монастырь здесь возродился. Ведь не просто так Господь что-то здесь сохранил! Я думаю, это Промысл.

– А что сохранил-то?

– Пойдем!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: