Северка и её каменные останцы. маршрут в мобильном приложении «куда»

Описание

Открытие писаниц Турочака — крупное событие не только в истории изучения петроглифов Горного Алтая, но и всей Сибири, а также Центральной Азии в целом. Исследователями отмечены своеобразие и оригинальный характер техники исполнения (краской), свободная манера нанесения рисунка на плоскость скалы — типично «таежный» лесной сюжет.

Рисунки Первой Турочакской писаницы нанесены на гранитной породе двух скал, покрытых корочкой так называемого в археологии пустынного загара, на плоскости, обращенной на юго-восток.

Сохранность рисунков большей частью была плохая — со временем, в результате отслоения корочек гранита, некоторые части изображений были безвозвратно утеряны.

На скале № 1, исследователями 1976 года было выделено три композиции. Первая и третья композиция включают по три рисунка, вторая — шесть. Из наиболее чётких рисунков определены изображения лосей, наиболее хорошо сохранившихся в верхней, второй композиции.

На скале № 2, благодаря карнизу, сохранился уникальный по размерам рисунок лося  — 225 см. Петроглиф выполнен темно-красной охрой, естественные запасы которой в изобилии встречаются в долине р. Бии. Местами древняя краска бледно-малинового цвета. К сожалению, рисунок был «подновлен» красной краской.

Первая Турочакская писаница. Копия изображения лося.

Возможно, неизвестный художник «реставрировал» краской древнее изображение ради стремления получить его четкую фотографию. И хотя он старался выполнить работу тактично — факт вандализма налицо.

Все изображения подчёркнуто реалистичны и изображают лосей в динамике, бегущими. Отмечены скрещенные ноги на главном рисунке, что наводит на аналогии фиксации движения камерой. Используются четыре приёма изображения животного — контурная и полностью залитая фигуры, изображение головы, контурные полосы по туловищу.

Образ лося занимал важнейшее место в мировоззрении таежного населения Сибири. Особенно много сходных черт (крупное туловище, четыре ноги — бегущий вправо зверь, горб на спине, отвислая нижняя губа и др.) между каракольскими и турочакскими изображениями.

Образ космического лося в мифах и наскальном искусстве таежных охотников тесно переплетается с древнейшими представлениями о Вселенной, часто ассоциируясь с образом солнца. С развитием мифологических воззрений солярные божества (лось, бык, олень) эволюционируют либо в антропоморфных богов, либо в героизированных мифических предков.

Вторая Турочакская писаница расположена на правом берегу Бии. Это три крупные (более 0,5 м) рисунка, выполненные также красной минеральной краской, охрой. Они нанесены на граните, на высоте около 3 м — образы быка, лося и личины на природном камне, напоминающим форму головы человека. Размеры самого крупного петроглифа на писанице — 65х30 см. Новые рисунки дали основание для пересмотра даты Турочакской писаницы.

Е. Гаврилов, 17 февраля 2018 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Белозерцев В.Ф. Из глубины веков // Алтайская правда, 23 мая, № 125, 1976 г.; 2. Кубарев В. Д. Древние росписи Каракола.— Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.— 173 с.; 3. Кубарев В. Д., Маточкин Е. П. Петроглифы Алтая / Новосибирск, 1992 г.; 4. Маточкин Е.П. Красные маралы Сатакулара // Археология, этнография и антропология Евразии 4 (48) 2011 г., с.107-111; 5. Маточкин Е.П. Художественное наследие и проблемы преемственности в изобразительном искусстве Горного Алтая. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Барнаул, 2010 г. 6. Окладников А.П., Молодин В.И . Турочакская писаница // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 11-21; 7. Окладникова. Е. А. Петроглифы средней Катуни. — Новосибирск: Наука, 1984 г.

  • Назад

  • Вперед

Общая информация

Туристы приезжают сюда, прежде всего, чтобы познакомиться с Екатеринбургом. Этот город часто называют столицей русского рока, и здесь проводится много музыкальных мероприятий. Из исторических памятников стоит упомянуть Александро-Невский собор, который был воздвигнут в честь героев Отечественной войны 1812 года. Можно осмотреть Белую водонапорную башню и усадьбу Железнова — оба объекта представляют собой памятники архитектуры, но первый спроектирован в стиле конструктивизма, а второй — русского модерна.

В Екатеринбурге есть много интересных музеев. Например, стоит посетить Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, который будет особенно интересен любителям минералогии и «Уральских сказов» Бажова. Заслуживает внимания Екатеринбургский музей изобразительных искусств, который может похвастаться весьма солидной коллекцией полотен:

  • Шишкина;
  • Кандинского;
  • Малевича и т. д.

Кроме того, для некоторых туристов поездка в Екатеринбург — это возможность побывать в монастыре, выстроенном на месте, где была расстреляна царская семья (Ганина Яма).

Зимой же сюда приезжают ради катания на горных лыжах. Даже в черте города есть неплохие трассы в Уктусских горах, а в окрестностях есть несколько крупных горнолыжных центров. Спелеологов привлекают подземные путешествия по карстовым пещерам, находящимся в окрестностях города.

Многие паломники стремятся съездить в Верхотурье. Этот город часто называют Уральским Иерусалимом. Это и в самом деле религиозный центр региона, в котором сконцентрировано просто огромное количество старинных церквей и монастырей. Он относится к Свердловской области, но находится на расстоянии 300 км от Екатеринбурга. Есть легенда, что Григорий Распутин стал «старцем» после своего паломничества в Верхотурье.

Стоит отправиться также в Невьянск. Он знаменит своей «падающей» башней:

  1. На шпиле закреплен первый в мире громоотвод — еще до того, как его изобрел Франклин.
  2. В подвалах богатейшие купцы Демидовы тайно занимались плавкой золота и серебра.
  3. Башню изначально строили наклонной, это видно по вращению старинного флюгера на крыше.
  4. В музее этой башни туристы могут отчеканить личную демидовскую монету.

Капова пещера-место обитания древних людей

Несмотря на довольно длительные поиски, только в последние годы в Каповой пещере В. Е. Щелинским была найдена стоянка палеолитических людей. С его открытием в 1982 году стало возможным уточнить и уточнить возраст росписи по геологическим и археологическим данным и ответить на вопрос о культурной самобытности пещерной настенной живописи. Найденная стоянка палеолитических людей расположена в глубине, на первом ярусе пещеры, в 150 м от входа в нее, в обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, который весной и осенью превращается в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала и залегает в толще рыхлых отложений на глубине около полуметра.. Наряду с каменными орудиями были найдены два костяных орудия: нож, сделанный из фрагмента трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубым шилом. Украшения, найденные в слое, совершенно уникальны. Это четыре бочкообразные бусины, просверленные с обеих сторон их зеленого серпентинита-относительно мягкие и легко обрабатываемые.

Краткий очерк изучения Каповой пещеры

Капова пещера известна местному населению с незапамятных времен. Первые литературные сведения о нем принадлежат русскому географу П. И. Рычкову, посетившему его зимой 1760 года. Он дал яркое и красочное описание, наполненное эмоциональными отступлениями. Помимо образных характеристик подземных залов, гротов и провалов, он обнаружил в одном из проходов пещеры, по его выражению, «сухую человеческую голову». В 1770 году пещеру посетил академик И. И. Лепехин. Ему удалось подняться на второй этаж пещеры в сопровождении местных башкир. В 1858 году Капову пещеру посетили известные исследователи Южного Урала А. И. Антипов, Н. Г. Меглицкий. В 1935 году Г. В. Вахрушев вновь посетил Капову пещеру, уже с целью изучения ее геологического строения и гидрогеологических особенностей. Он доказал карстовую природу происхождения этой полости. Интересно, что на этот раз на втором этаже пещеры он обнаружил доски с вырезанными на них знаками и геометрическими фигурами. Открытие рисунков древнего человека в Каповой пещере. С момента открытия палеолитической росписи Капова пещера перестала быть лишь редким памятником природы, своеобразной природной «лабораторией», где изучались происхождение, морфология, минералогия и микроклимат пещерной среды

Он по праву приобрел статус очень важного природно-археологического и историко-культурного комплекса, значение которого для культуры и науки трудно переоценить. 

Древние рисунки

«Северские писанцы» получили своё название, потому что на них были обнаружены рисунки — писаницы, оставленные нам далекими предками. Рисунки были обнаружены в 1985 году учителем Прониным В. Н., во время похода с группой школьников. Писанцы сохранились только на трех из пяти скал на высоте от 1,2 метра над землей. На скалах сохранилось изображение копытного (вероятно, лось), на фоне мотива в виде сетки – не менее восьми водоплавающих птиц (уток), 4-5 человекообразных существ и геометрические формы. Нанесены они линией шириной от 1 до 2,2 сантиметров. Ученые определяют время создания писаницы III тысячелетием до нашей эры.

Рисунки находятся с отвесной западной стороны скалы. Специалисты Широков Владимир Николаевич и Чаиркин Сергей Евгеньевич в своей работе «Шайтанская и Северская писаницы на Среднем Урале» выделяют 5 групп изображений, каждая из которых находится на отдельном блоке.

Ориентация на запад и скальный козырек над ними дают слабую естественную освещённость изображений. Возможно, именно поэтому памятник был открыт недавно, несмотря на проводившиеся здесь каменоломные работы в предшествующие столетия.

Первая группа изображений представляет собой остатки краски бледно-красного цвета на высоте 4,7 метра на своде каменного козырька. Авторы говорят о двух фигурах, верхняя из которых, возможно, человекоподобная (антропоморфная).

Вторая группа расположена на высоте около трёх метров на горизонтальном блоке. Это пятна бледно-красного цвета на площади 12×11 см.

Третья, четвёртая и пятая группы изображений наиболее яркие и многочисленные находятся на высоте 1,2—2 метра на трёх расположенных друг над другом блоках. Рисунки нанесены линиями шириной 10—15 мм. Цвет краски от бледно-красного до красно-оранжевого. Здесь довольно неплохо сохранилось изображение копытного, вероятно лося, заключенного в сетку, 10 фигур птиц, 5 условно-антропоморфных существ, также геометрические мотивы в виде линий, сетки, отдельных сложных фигур.

Композиции Северской писаницы подчинены общей традиции наскальных изображений на Среднем Урале. Сюжеты с копытными, заключенными в сетку довольно распространены в регионе, (например, писаница на Режевском Шайтан Камне). Фигуры птиц имеют массивное квадратное туловище с довольно короткой шеей. Эта особенность подачи рисунка и само месторасположение памятника, в довольно болотистой в прошлом области, может свидетельствовать об изображении уток — самого распространенного представителя водоплавающей дичи.

Изображения птиц

Изображения птиц и антропоморфных существ, в общем контексте изображений Северской писаницы, можно отнести к сценам охоты на водоплавающую дичь.

К особенностям Северской писаницы можно отнести удаление от воды и необычное западное расположение экспозиции.

Широков В. Н. отмечает тот момент, что третья, четвертая и пятая группы изображений начинаются (слева направо) с нескольких коротких наклонных линий. Исследователь предполагает, что они «маркируют начало (или конец) групп, подчеркивая тем самым их приуроченность к отдельным блокам» и о том, что перед нанесением рисунков древний художник предварительно разметил границы изображения.

Однако, это утверждение можно поставить под сомнение, так как если судить по степени яркости и сохранности краски отдельных фигур, Северская писаница наносилась не в один момент и является разновременным комплексом изображений. При этом невозможно утверждать, что краска бралась из одного, а не из нескольких источников, («емкостей» для переноски и хранения). Сохранность яркости изображений может напрямую зависеть от составляющих краски и пропорций, в которых они смешаны.

Описание

Высота скал Северских писаниц от 5 до 7 метров, состоят из гранита с матрацевидной формой выветривания. Южная сторона скалы отвесна, а северная – полога и состоит из нагроможденных друг на друга валунов, напоминающих развалины средневековой крепости. Скалы простираются с запада на восток на 14 метров.

Северские Писанцы — это скальная гряда, протянувшаяся с запада на восток на 15 метров. Месторасположение скал находится на возвышенности и со всех сторон окружено хвойным лесом. Скалы в высоту достигают до 5 м, имеют складчатую структуру, состоят из гранитных пластов матрацевидной формой выветривания. Южная и западная стороны скалы отвесны, северная и восточная практически пологи и представляют собой нагромождение валунов и каменных плит. Часть скалы была разрушена в XVIII—XIX столетиях, здесь добывался камень для строительных нужд того времени.

  • Скалы Северский Писанец.

  • Следы работ по добыче камня на скалах

  • Под этим козырьком находятся древние изображения

История изучения Шишкинских писаниц

Памятник древнего наскального искусства Шишкинская писаница был открыт для науки в начале XVIII в. одним из руководителей Великих Северных экспедиций Г.Ф. Миллером. По его приказу некоторые рисунки скопировал художник Люрсениус. Однако, мировую известность петроглифы приобрели в середине XX в. после публикации большей части материалов академиком А.П. Окладниковым.

В конце XX в. писаница была повторно изучена иркутскими археологами Л. В. Мельниковой и В.С. Николаевым. С применением новых научных методик сканировано 1762 изображения на 298–и плоскостях скального массива.

Самые древние рисунки относятся ко времени позднего неолита (IV тыс. до н.э.) это крупные фигуры животных – оленей, лосей, кабанов. Их сохранилось незначительное число.

Следующую группу петроглифов представляют рисунки, относящиеся к эпохе бронзы (III– начало I тыс. до н.э.) это изображения байкальских нерп, медведей, оленей, быков, странных мифических животных лодок орнамента хвостатых антропоморфных фигур с лучами над головой. Часть из них окрашена бордовой охрой.

Немногочисленную группу составляют рисунки, относящиеся к эпохе раннего железного века (I тыс. до н.э.). Они передают реалистические образы лосей и оленей. Преобладают изображения эпохи раннего средневековья (I тыс. н.в.)., выполненные в специфичной технике протира – лошади, кабаны, лоси, верблюды, птицы, люди в коротких и длинных одеждах.

Группа рисунков относится к первой половине II тыс. н.э. Они выполнены тонкими царапанными линиями и лёгким протиром и передают образы диких копытных животных домашних верблюдов, змей, всадников, знаков, жилищ, деревьев.

Последняя группа рисунков – различные надписи, изображения соборов и церквей, христианские восьмиконечные кресты, парусные кораблики, ведомые лошадьми, они датируются XVI – XIX вв.

Благодаря стараниям А.П. Окладникова и иркутского археолога П.П. Хороших ещё в 1948 г. знаменитая писаница под названием «Шишкинская шаманка» была поставлена на государственный учёт и охрану, но и сейчас этот уникальный археологический памятник страдает от варварских действий несознательных туристов.

Анализ писаниц показывает, что Шишкинские скалы являются своеобразным зеркалом, в котором отразилась вся сложная и многокрасочная история Ленского края и Прибайкалья. Здесь рассказывается не только повседневная жизнь, не только борьба за существование, но и мироощущение древних людей, их духовный мир, созданные ими идеи, древние мифы и легенды.

Вклад В. Н. Чернецова в изучение наскальных изображений на Урале

Территория распространения писаниц совпадает с проживавшими здесь до прихода русских манси. Об этом говорят как письменные источники, так и ономастические данные. В частности, в долинах рек с писаницами имеются топонимы и гидронимы «вогулка», а вогулами русские называли манси. Помимо этого Чернецов нашел множество совпадений между рисунками на скалах, с одной стороны, и различными изображениями в традиционном искусстве манси — в орнаментах на различных материалах, бытовых рисунках, татуировках, тамгах, изображениях на священных предметах, затесах и рисунках на деревьях, в том числе и на священных местах, — с другой. Это позволило Валерию Николаевичу высказать мнение, что традиция нанесения рисунков на скалы была связана «хотя бы на поздних этапах» с угорским населением и, конкретно, с предками манси.Сопоставляя рисунки на скалах и традиционное искусство обских угров — хантов и манси, их обрядово-ритуальную практику, данные фольклора, Чернецов пришел к следующим выводам. Следы жертвоприношений на вершинах и возле скал с рисунками подсказали, что здесь проводились какие-то обряды. В целом они были, вероятно, схожи, так как почти все скалы с рисунками обращены к югу, много общего и в самих рисунках. Объяснить их содержание помогло изучение традиционного искусства хантов и манси, а также пережитков их древних обычаев и обрядов. В результате этих исследований В. Н. Чернецов смог высказать несколько основных идей. Согласно его представлениям, писаницы отражают «коллективность мероприятий в области быта, промысла и культа». Второй особенностью писаниц он считал календарность связанных с ними обрядов, на что указывают ориентировка скал с рисунками, наличие в композициях солярных и небесных символов и определенные параллели в сезонных обрядах обских угров.

Северские скалы

Главное богатство региона — это горы и месторождения различных минералов. Вот и природные памятники области чаще всего связаны именно с горами и скалами. На относительно небольшом расстоянии от озера Песчаное и станции Северка находятся Северские скалы. И если уже путешественники направляются к озеру, то стоит сходить и к этому природному памятнику. Тем более что начинаются они сразу за станцией.

Скалы переходят в более возвышенную Северную гряду. Высота Малых гряд составляет 12- 15 м, а Большие — примерно вдвое больше. Среди скал протекает река Решетка. Юго-западные скалы своими очертаниями напоминают башни.

Неподалеку от станции Северка находится также скала Северская писаница. Здесь уже поработала не природа, а люди, поскольку она интересна своими хорошо сохранившимися наскальными рисунками, обнаруженными только в 1980-е годы. Исследователи хорошо их изучили. Среди этих рисунков есть изображения:

  • копытного животного (скорее всего — лося);
  • птиц;
  • людей;
  • различные геометрические мотивы от простых сеток до сложных фигур.

Интересно, что некоторые люди изображены так, как будто они сидят на шпагате.

Озера и водоемы

В самих окрестностях Екатеринбурга есть множество красивых мест — необычных скал, геологических и археологических достопримечательностей (например, наскальные рисунки и другие среды древних культур), а также живописных озер.

Одно из них, озеро Шарташ, находится непосредственно на окраине Екатеринбурга. Оно неглубокое, в среднем глубина составляет 2,5 м, только в некоторых местах достигает 4,5 м. Но зато на северо-западном его берегу есть интересная старинная деревня Шарташ, которую около трехсот лет назад основали староверы. А на юго-западном берегу находится городской парк, который называется Каменные Палатки.

Это один из самых красивых и монументальных природных памятников в черте города, поскольку сами «палатки» представляют собой гранитные скалы-останцы матрацевидной формы. Они не были созданы человеком, их вид — результат действия воды, ветров и перепадов температур. Высота скал составляет около 12 м .

Жители города любят этот парк, здесь есть маршруты и для пеших, и для велосипедных прогулок. А у подножия скал был оборудован гранитный амфитеатр, в котором проводятся различные мероприятия. Сюда даже не нужно ехать на машине, легко можно добраться городским транспортом, например, трамваем.

Рассматривая интересные места Свердловской области, нужно упомянуть и озеро Песчаное. Это одно из любимых мест отдыха горожан, поскольку оно находится недалеко от Екатеринбурга, в 4 км от железнодорожной станции Северка. Хотя здесь бывает довольно многолюдно, вода в озере чистая и прозрачная. Летом она хорошо прогревается, в ней можно купаться.

Рыбаков привлекает возможность поймать щуку, хотя чаще здесь встречаются окуни и караси. В принципе это неплохое место, чтобы отправиться на несколько дней в поход и осмотреть не только озеро, но и его окрестности, где можно полюбоваться причудливыми скалами.

В 20 км от города находится озеро Глухое. Вода в нем темная с желтоватым оттенком, но несмотря на это, рыба здесь водится в изобилии, есть и щука, и окунь, и лещ, и налим

Рассматривая достопримечательности Свердловской области на карте, стоит обратить внимание и на Чусовское озеро, которое относится к бассейну реки Чусовой. Здесь очень чистая пресная вода и сюда приезжают ради рыбалки

Кстати, на реке Чусовой находится весьма любопытная деревня Каменка, которую из-за путаницы в одном из первых путеводителей состарили буквально на сто лет. Но знаменита она не этим. Места здесь живописные, и кинематографисты в этой деревне снимали несколько довольно известных исторических фильмов — например, «Демидовы», «Золотая баба», «Житие Александра Невского».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: