Библиография
- А. Г. Янбухтина Александр Тюлькин. Л., 1975.
- А. Э. Тюлькин: Живопись: Каталог. Авт. вступ. ст. и сост. А. Г. Янбухтина. М., 1975.
- Большая Советская Энциклопедия т. 3 раздел «Башкирская АССР» Иллюстрация «Тюлькин А. Э. „Шиханы под Уфой“»., Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1970
- Э. Г. Коновалов Словарь русских художников. Москва, изд. Эксмо, 2008.ISBN 978-5-699-20636-0
- А. Янбухтина Художник А. Э. Тюлькин Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Башкирская АССР, изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1973.
- История Уфы. Сборник статей, гл. 6, 10, 11, 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
- Э. П. Фенина: Буклет «А. Тюлькин». Башкирское книжное изд., Уфа, 1969.
- С. Болосович: Художники Советской Башкирии. Журнал «Художник», 1959.
- Э. Фенина Художники Советской Башкирии. Справочник. Уфа, Башк. книжное изд. 1979
- Газета «Советская культура», 28 января 1975 г. ст. А. В. Пантелеева «И не устанет взор человеческий».
- А. Янбухтина: У истоков школы. Журнал «Дружба народов», 1970, № 1.
История дома
Александр Эрастович приобрёл этот дом в свои владения в 1922 году. Этот дом покорил художника живописностью мест и видами, которые открываются с крутого бережка полноводной реки Белая, что омывает столицу Башкирии.
Свою работу музей начал в начале 1989 года. Это стало возможным благодаря дару со стороны вдовы художника, Михайловой А.Н. Женщина была настолько впечатлена юбилейными торжествами, прошедшими по республике в 1988 году в честь столетия со дня рождения художника, что решила увековечить его память, передав этот дом и многие работы Александра Эрастовича во владения министерства культуры Башкирской АССР. Официальное открытие музея произошло в 1994 году.
Дом сохранил свой первоначальный, теперь уже исторический вид — расположение комнат и даже прилегающая территория, на которой раскинулся сад. Вокруг дома растут яблони, которые посадил ещё сам художник. Чуть вдали находится скульптура девушки. Это всё создаёт поистине волшебную композицию.
Посетители могут даже увидеть ту самую художественную мастерскую, где творил мастер. В этом доме художник жил и работал, с 1922 года и до конца своего жизненного пути.
Мастерская стала местом притяжения творческой интеллигенции города в тот период. Здесь любили встречаться писатели, работники театров, музыканты и прочие творческие личности. Здесь проходили оживлённые дискуссии на художественную тему, зачитывались стихи, постоянно звучала музыка.
Как отмечал сам Тюлькин, это место являлось его личным пространством. Здесь были созданы самые значительные труды художника, которые ныне находятся в различных музеях страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.Помимо этого дома у семейной четы находилась ещё и небольшая квартира на улице Благоева.
Экспозиции в доме-музее
В самом доме-музее представлены работы Тюлькина, его личные предметы, которые имеют мемориальное значение. Кроме того, в данном филиале государственного музея проходят выставки художников со всей территории республики Башкортостан. Довольно часто проводятся творческие вечера поэтов, музыкантов, критиков, художников.
Первым руководителем этого музея был Пахомов Н.А. В настоящее время директором дома-музея является Набиуллин Ф.Я.
Здание входит в число памятников архитектуры. В своё время, когда осуществлялось строительство здания для правительства республики в Уфе, планировалось пустить под снос этот дом, как это было сделано с рядом других домов-музеев. Но благодаря гражданской активности жителей города и выступлениям художников Уфы этот дом был сохранен с целью создания там впоследствии музея художников.
Мы бесконечно рады, что дом-музей народного деятеля нашей республики и первопроходца всего художественного искусства региона удалось спасти и сохранить. Именно поэтому просто необходимо посетить Музей Тюлькина, ведь только проникаясь творчеством великих людей, можно понять саму суть жизни того времени.
Адрес: Уфа, Волновая улица, 21
Литература[]
- Изобразительное искусство Башкирской АССР. – М., 1974.
- Башкирские художники. Живопись, графика, скульптура. – Уфа, 1995.
- Оськина И. Скульптура Башкортостана // Рампа. – 1996. – № 12. – с.4-5.
- Современное изобразительное искусство Башкортостана. Живопись, графика, скульптура, керамика / Авт.сост. И.Н.Оськина. – М., 1997.
- Башкирское народное искусство / под общ. ред. С. Шитовой. Уфа : Демиург, 2002. -360 с. : ил.
- Галлямова, Л.Г. Краски Башкирии : очерки / Л.Г. Галлямова. — Уфа : Китап, 1997. -104 с. : ил.
- Изобразительное искусство Башкирской АССР. Живопись. Графика. Скульптура. Монументально-декоративное искусство. Театрально-декорационное искусство. Народное искусство : альбом / авт.-сост. Г.С. Кушнеровская. М. : Советский художник, 1974. -202 с. : ил.
- Кузеев, Р.Г., Бикбулатов, Н.В., Шитова, С.Н. Декоративное творчество башкирского народа / АН СССР, Башкирский филиал, Институт истории, языка и литературы / Р.Г. Кузеев. Н.В. Бикбулатов, С.Н. Шитова. Уфа : Типография Башк. Обкома КПСС, 1979. — С. 202;
- Скульптура Башкортостана : каталог первой республиканской выставки / авт. ст. и сост. кат. И.Н. Оськина. Уфа : Слово, 1996. — 71 с. : ил.
- Янбухтина, А.Г. Художники И.С. и Н.Я. Ефимовы в Башкирии и о Башкирии / А.Г. Янбухтина // Из истории художественной жизни Урала : сборник научных трудов. -Свердловск : УрГУ, 1986. С. 91-94.
Живопись[]
Основоположниками башкирского профессионального изобразительного искусства являются художники Республики Башкирия К.С. Девлеткильдеев, А.Э. Тюлькин, П.М. Лебедев, Ю.Ю. Блюменталь, А.П. Лежнев, И.И. Урядов, В.С. Сыромятников, М.Н. Елгаштина, Б.Д. Ежов, К.И. Герасимов, А.В. Храмов, В.П. Андреев – члены первого башкирского «отряда» Союза художников.
Славу самобытному башкирскому изобразительному искусству принесли корифеи, чье творчество традиционно ассоциируется с крупнейшими достижениями – А.Ф. Лутфуллин, Б.Ф. Домашников, Р.М. Нурмухаметов, Кузнецов А.А., Т.П. Нечаева, М.Н. Арсланов, А.Д. Бурзянцев, А.Х. Ситдикова, Б.Д. Фузеев, Э.М. Саитов, З.Р. Басыров, В.П. Пустарнаков, В.И. Плекунов, С.А. Литвинов, Н.А. Калинушкин, К.А. Головченко, А.И. Платонов, Ф.А. Кащеев, В.А. Позднов, П.П. Салмасов, М.А. Назаров, В.Н. Пегов и др.
Эпоха строительства социализма[]
После революции культурная жизнь города затихла, Разруха и голод захлестнули Уфу. После освобождения Уфы от правительств Коммуча, Колчака, белочехов и установления в ней Советской власти художники, сплотившиеся еще в Уфимском художественном кружке, приложили все свои силы и умения для восстановления в Уфе культурной жизни.
В 1919—1921 гг. в Уфе организуется целый ряд художественных студий. В здании бывшего коммерческого училища (ныне здание Авиационного техникума) был открыт рабочий клуб им. В.И.Ленина, а при нем художественная студия. Ее создателем и педагогом был Касим Салиаскарович Девлеткильдеев. В 1921 году он как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины принимает участие в экспедиции по Туркестану. Основная цель поездки — собрать экспонаты для создания музея Народов Востока Советской республики. Позже идея создания музея Народов Востока позднее была упразднена, и вместо него организовали Центральный Башкирский краевой музей.
Файл:Ufa Monument at summer.jpg
Монумент дружбы народов в Уфе. Авторы – скульпторы М. Ф. Бабурин, Г. П. Левицкая, архитекторы Е. И. Кутырев, Г. И. Гаврилов. Открыт 7 августа 1965г.
В 1924 году Наркомпрос Башкирии утвердил положение об организации художественно-технической студии коллектива художников: К.С. Девлеткильдеева, А.П.Лежнева, И.Н. Самарина, А.Э.Тюлькина, Г.П.Черкашенинова. Целью студии было воспитать мастеров для «художественного производства и ремесла». Позднее эта студия перерастет в художественное отделение Башкирского техникума искусств. В студии была воспитана целая плеяда художников, которые долгие годы определяли уровень изобразительного искусства Башкирии: Г.Имашева, Г.Мустафин, Р.Ишбулатов, Р.Гумеров, Р.Усманов, В.Андреев, Л. Лезенков.
Много и плодотворно работал Касим Салиаскарович в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Впервые за всю историю города у его жителей появилась возможность общения с изобразительным искусством, с шедеврами великих мастеров.
Благодаря творческой группе Ю.Ю.Блюменталя, К.С.Девлеткильдеева, В.С.Сыромятникова при художественном музее организуется раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Разъезжая по деревням и селам, по крупицам собирали они предметы быта башкир, украшенные затейливым орнаментом. Первая экспедиция состоялась в 1928 году в Белорецкий и Тальяно-Катайский кантоны, туда едут Девлеткильдеев и Блюменталь. В следующем году Касим Салиаскарович едет с Сыромятниковым в Аргаяшский кантон (ныне Челябинская обл.). Были экспедиции и в последующие годы.
Шестидесятники – ученики А. Тюлькина: Б. Домашников, А. Пантелеев, М. Назаров, А. Лутфуллин, А. Бурзянцев, П. Салмасов, В. Позднов, Г. Пронин, А. Ситдикова а также жудожники Б. Палеха, Н. Русских, П. Лебедев, И. Урядов, В.П. Андреев, Н.Н. Анисифорова, З. Р. Басыров, В.Б. Домашников, Р.Г. Гумеров, А.П. Шутов, Э. М. Саитов, А.Г. Королевский, И.И. Гаянов, В.П. Пустарнаков, Л.Я. Круль, А.Т. Платонов, В.И. Плекунов, А.В. Храмов, А.А. Штабель, А.С. Арсланов, В.Н. Пегов, Р.У. Ишбулатов, Л.З. Рахматуллина и др. развивали возможности пейзажной живописи на материале богатства, красоты и мощи природы башкирского края. А в 1970-80 годы московские искусствоведы (Ю. Нехорошев, Г. Кушнеровская, О. Воронова, А. Пистунова) живописную традицию в башкирском искусстве стали именовать “уфимской школой пейзажной живописи”, называя ее также “школой А.Э. Тюлькина”. Вслед за шестидесятниками, эту традицию подхватили и стали развивать в дальнейшем художники следующего, нового поколения 1970-90-х, конкретно воплотившись в пейзажных полотнах: Николая Пеганова, Анвара Кашаева, Михаила Кузнецова, Михаила Спиридонова, Евгения Винокурова, Владимира Панченко, Рафаэля Бураканова, в акварельных листах Василия Лесина, Виктора Суздальцева, Ильдуса Валитова (1947-2000).
Произведения на исторические темы создавал Ежов, Борис Дмитриевич, иллюстрациями книг занимались художники — Дианов, Валиахмет Дианович, Астраханцев, Александр Александрович, Гаянов, Зуфар Гаянович.
Изобразительное искусство Башкирии 80-90 годов (художники Еникеев Тан, Гаянов Зуфар, Фарит Ергалиев, Саитов Эрнст) можно объединить общим понятием “авангард”, “модернизм”, “неформальные течения”. Картины молодых художников порой поражают своей непривычностью, неожиданностью. Здесь в картинах можно только узнать силуэты юрт, фрагменты предметов. Концептуальное направление в живописи развивает художник Игнатенко С.Н.
Искусствоведение[]
Систематизированным изучением произведений искусства Республики Башкирия и творчеством башкирских художников занимались искусствоведы: Казанская Людмила Васильевна (1905–1985) – первый профессиональный искусствовед и музеевед Уфы, Янбухтина, Альмира Гайнулловна — российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС),
Фенина, Эвелина Павловна — искусствовед, Заслуженный деятель искусств БАССР, Пикунова-Уждавини, Габриэль Раймондовна — искусствовед, бывший директор Башкирского Государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, Сорокина Валентина Мефодьевна — искусствовед, Заслуженный работник культуры РБ и др, искусствовед Оськина, Ирина Николаевна.
Миннигулова Фарида Муслимовна занимается изучением скульптуры Башкирии, проблемами ее становления и развития.
Главная А.Э.Тюлькин Тюлькин
Жизнь и творчество мастера 1888 — 1980
А.Э.Тюлькин — заслуженный деятель искусств России, народный художник Республики Башкортостан, лауреат государственной премии имени Салавата Юлаева.
А.Э. Тюлькин родился 30 августа 1888 года в Уфе. В 1912-1918 г.г. учился в Казанской художественной школе у известного русского художника Н.И. Фешина. Вернувшись в родной город, он стал одним из основателей школы профессиональной живописи, оказав сильнейшее влияние на местных художников. На раннем этапе своего творчества А.Э. Тюлькин дружил с Д.Д. Бурлюком, который с 1915 по 1918 годы жил в Башкирии. Именно Д.Д. Бурлюк подал ему идею создания картины «Цветущие окна», а в 1929 году пригласил участвовать на выставке «Художники русской провинции» в США. Ныне произведения А.Э. Тюлькина хранятся в художественных музеях Санкт-Петербурга (Государственный Русский музей), Уфы, Казани, Омска, Нижнего Тагила и многих других.
А.Э. Тюлькин на протяжении всей своей жизни обращался к различным жанрам живописи, но предпочтение отдавал изображению своего родного города Уфы. В своих воспоминаниях он отмечал: «Когда я писал «На родине Нестерова», изображая окрестности старой Уфы, я всё время помнил о современном могучем крекинге, возникшем сейчас здесь. И так часто, когда писал старый город, любовался живописными хибарками, невольно возникали мысли о новом, хотелось проникнуть в него, увидеть в нём красоту и передать в своих полотнах».
Своё отношение к живописи художник высказывал так: «Я люблю фантазию. Прошел через все направления в живописи XX века. Но в итоге своей жизни пришел к выводу, что выше натуры, выше жизни нет ничего. Надо всё брать только из жизни. Фантазию тоже. Жизнь бездна!».
А.Э.Тюлькин — педагог
А.Э. Тюлькин активно занимался и педагогической деятельностью. С 1920-1925 гг. преподавал в Чувашской учительской семинарии, а в 1927-1932 в школе-интернате 2-ой ступени им. В.И. Ленина. (Здесь он учил рисовать башкирских детей-сирот). Художник вспоминал: «Эта школа-интернат собрала детей в свои стены из разных районов Башкирии, плохо зная башкирский язык, я, тем не менее, согласился преподавать рисование и черчение. Для своей работы я сумел добиться у завуча тов. Аюханова отдельного класса, где у меня были сосредоточены все материалы и инструменты бумага, картон, краски клеевые, гуашь и пр. Вспоминаю, когда я приходил в школу, из всех коридоров бежали в рисовальный класс дети с возгласами: «Тюлькин киля!» (башкирск.: Тюлькин идет!), — и с большим усердием принимались за рисование». В нашей школе хранятся уникальные работы его воспитанников.
С 1933 по 1955 годы А. Э. Тюлькин преподавал живопись и композицию в башкирском техникуме искусств. У него учились известные художники: Б.Ф. Домашников, А.Ф. Лутфуллин, Р.М. Нурмухаметов, Г.Ш. Имашева, А.В. Пантелеев, Ф.А. Кащеев, М.А. Назаров, Р.Ф. Усманов, А.А. Кузнецов, М.Д.Кузнецов, Н.А. Пахомов, С.А. Лебедев и многие другие.
А.Э. Тюлькин умер в Уфе, в 1980 году. Сейчас в нашем городе есть мемориальный Дом-музей им. А.Э. Тюлькина. Большой вклад в создание музея, в увековечивание памяти художника внесла его жена Антонина Николаевна Тюлькина (1909-2003). Она была большим другом нашей школы. В Дом-музей им. А.Э. Тюлькина постоянно приходят его ученики и все те, кто помнит и чтит память о выдающемся художнике и педагоге.
Мы, преподаватели художественной школы, пытаемся продолжить в работах наших воспитанников ту высокую духовность, гуманность, нравственные ценности, идущие от творчества и всей жизни А.Э. Тюлькина.
Творчество
Преобладающая тема творчества — образ города, башкирского края, Урала: «Дворик на даче» (1919), «Гортензии» (1920), «Цветущие окна» (1924), «Голубец» (1942), «На родине Нестерова» (1946), «Праздник на окраине» (1948), «Тишина» (1946), «Карусель» (1923), «Лодки» (1927), «Дома в овраге» (1928, все — в Гос. Рус. музее), «Интерьер деревянной мечети», «Лавка гончара», «Юрта» (все три в 1921), «Мелкий бес» (1925).
Сделал панно в здании Управления железной дороги и Доме культуры железнодорожников (1930-е). Участвовал в оформлении павильона на ВСХВ (1939; вместе с А. П. Лежневым, И. И. Урядовым).
Скульптура[]
Файл:Salavat memorial.JPG
Памятник Салавату Юлаеву в Уфе
Башкирская скульптура зародилась под прямым влиянием русской реалистической школы. В БАССР в середине ХХ века в скульптуре, бывшей в массе своей стандартными статуями вождей и их соратников, появились памятники-бюсты, посвящённые историческим героям и деятелям культуры (памятники С. Юлаеву, А. Матросову, М. Горькому, М. Гафури, В. Ленину и др.). Выполненные на основе станковых портретов русских художников Веры Морозовой и Тамары Нечаевой, они вписывались в официальную пластическую программу советского искусства. В начале 1960-х, в портретах «сурового стиля» скульптора московской школы Бориса Фузеева, башкирскому искусству было дано развитие, усиленное станковым и монументальным творчеством Льва Кузнецова, Зильфата Басырова, Евгения Цибульского, Бориса Замараева, Б. Фузеев .
В 1980-е гг. в башкирском искусстве были заложены предпосылки для развития скульптуры, появления новых имён и творческих манер — это начало самостоятельной подготовки кадров в мастерской Н.А. Калинушкина на худграфе БГПИ, работа художников на творческой даче в Переславле-Залесском, где они испытывали сильное влияние мастеров московской школы.
С перестроечными процессами в обществе и прекращением идеологического контроля художественной жизни, поиск новых средств пластической выразительности, отличных от традиционного реализма, развернулся в творчестве молодых скульпторов Явдата Ахметова, Владимира Лобанова, Владимира Антипина, Фирданта Нуриахметова. В большинстве своём «вырастая» из мастерской Н.А. Калинушкина, они продолжали тесно общаться с учителем, работать бок о бок с ним и мастерами страны и зарубежья на симпозиумах в Башкирии и в России.
Памятник Салавату Юлаеву (1967) скульптора Сосланбека Дафаевича Тавасиева, Монумент дружбы народов (1965) скульпторов М. Ф. Бабурина и Г. П. Левицкой в Уфе стали визитной карточкой Уфы, национальным достоянием.
Шесть метафорических фигур, вписанные в созданные для них арочные проемы в музее Салавата Юлаева в селе Малоязе созданы уфимским скульптором Хабибрахмановым Ханифом Мирзагитовичем