Как добраться?
На карте:
На автомобиле
Доехать в Бодбе проще всего из Тбилиси. Дорога займет около двух часов, а значит, за день вы успеете не только посетить святое место, но и посмотреть Сигнахи. Как вариант, можно заночевать в этом небольшом городке, чтобы на следующий день осмотреть местные достопримечательности. Автомобильные дороги до монастыря в прекрасном состоянии, и вы сможете легко проехать по ним на любом автомобиле.
На такси
Другим вариантом может стать трансфер или такси. Но лучше взять трансфер: это дает возможность выбрать конкретную машину, изучить отзывы о водителе, да и стоимость поездки будет известна сразу.
На маршрутке
Если вы хотите воспользоваться общественным транспортом, то знайте, что прямых рейсов до монастыря Бодбе нет. Но добраться до монастыря несложно и так: нужно сесть в маршрутку, идущую до Сигнахи, и выйти у поворота к Бодбе. Маршрутки выезжают с автовокзала Тбилиси, расположенного около метро «Самгори», каждые 2 часа с 7:00 до 18:00. Стоимость проезда — 13 лари (5$).
Табличку, указывающую на монастырь Бодбе, плохо видно со стороны Тбилиси, и велик риск проехать мимо. Стоит заранее сказать водителю, где вам нужно выйти. В противном случае придется пешком возвращаться назад.
Территория монастыря
Монастырь Святой Нино в Грузии занимает большую площадь. На территории расположены основные постройки и ухоженный парк со большим количеством растительности и мощеными дорожками. По периметру построен небольшой забор, вход в монастырь закрывается в 19.00.
Изначально возведенный на месте палатки Святой Нины храм, в Бодбе не сохранился. На его месте в IX в. возвели кафедральный собор во имя Георгия-победоносца и равноапостольной Нины. Это главная достопримечательность комплекса, в южном пределе которого и расположены мощи Святой. Здание представляет собой кирпичную классическую базилику. Здесь находится икона Иверской Божией Матери, источающая миро, и останки военачальника Василия Гулякова. Генерал, герой кавказской войны, знаменит тем, что победил в битве с дагестанцами у реки Иори в 1803 г.
Также на территории находятся:
- Колокольня XIX в.
- Церковная лавка.
- Резиденция патриарха.
- Кельи монахинь.
- Кладбище.
- Хозяйственный постройки.
Святая Нина.
Святая равноапостольная Нина родилась в богатой и знатной семье на территории Каппадокии (современная Турция) в конце III века. Родители её были римский полководец Завулон и сестра Патриарха Иерусалима Сосанна.
Когда Нине исполнилось 12 лет, её семья отправилась из Каппадокии в Иерусалим. Отец уединился в Иорданской пустыне, а мать стала помогать своему брату ухаживать за нищими. Нину отдали на воспитание прислужнице Гроба Господня Саре.
От Сары Нина узнала, что Риза Господня была перенесена из Иерусалима в Мцхету. Как Риза Господня попала в Грузию эта уже другая история, к которой вернёмся при рассказе о Мцхета.
В 14 лет к Нине во сне явилась Пресвятая Богородица и объявила о том, что на Нину возложена святая миссия найти Ризу Господню и проповедовать Истинную Веру в Иверии (современная Грузия).
Иверия считается первым уделом Богородицы или проще землёй под её особым покровительством. Именно Богородице, после распятия Христа, по жребию нужно было отправиться в Иверию для проповеди Евангелия.
Богородица вручила Нине крест из виноградной лозы (хранится сейчас в Тбилиси, в Сионском соборе) и благословила её на апостольский подвиг.
И вот в возрасте 23 лет Нина и ещё несколько православных девушек начали свой путь в Иверию.
Путь лежал через Армению, где местному царю понравилась одна из девушек и он захотел оставить её. Но она отказалась и в гневе царь убил всех, спаслась волей Богородицы, только одна Нина.
В Грузии молитвами святой Нины исцелились от болезни царица Нана, царь Мириан и был найден Хитон Господень. Вскоре в водах реки Арагви во Мцхета уже весь народ Иверии принимал крещение.
Умерла Святая Нина в селе Бодбе. Царь Мириан хотел перенести мощи святой к Хитону во Мцхету, но даже двести человек не смогли сдвинуть с места её усыпальницу. Тогда над могилой святой Нины царь велел построить храм, который до наших дней не сохранился, и основать около могилы монастырь.
Святая Нина
Святая Нина появилась на свет в богатой семье в Каппадокии (нынешняя турецкая территория). В возрасте 12 лет девочка была отдана на воспитание христианке, служащей при храме Гроба Господня. Та рассказала, что в Иверию (современную Грузию) перенесен Хитон Господень. Через два года произошло явление Нине во сне Богородицы, та поведала об избрании девушки для поиска Ризы и проповедования Слова Божьего в том краю.
Нино удалось силами молитв исцелить грузинскую царицу Нану и царя Мириана, ее мужа, после чего правитель принял Христа. Спустя несколько лет, в 324 г. Грузия стала православной. Святая же отправилась в Кахетию и прибыла в селение Бодбе, где несколько лет жила в палатке и обращала в христианскую веру грузин, жителей окрестностей. Умерла она примерно в 335 г., завещав похоронить ее в Бодбе, что и было сделано. На месте ее палатки в 50-е годы IV в. возвели храм (не сохранившийся до наших времен), в последующем разросшийся до монастыря.
Детство и юность Святой Нино
На свет Нина появилась в 280 году от Рождества Христова в Каппадокии (современная Турция). Её семья отличалась богатством и благочестием. Отец девочки Завулон — дальний предок Георгия Победоносца — являлся римским воеводой. Мать, Сусанна, – сестра Патриарха Иерусалима.
Оба родителя помышляли о монашеской жизни. Когда девочке было 12 лет, они всей семьёй отправились в Иерусалим, где стали на службу Христу, а дочь отдали на воспитание старице Нианфоре. Спустя 2 года Нино наизусть знала Священное писание и следовала всем правилам веры. Из уст Нианфоры Нина слышала различные истории, впитывала истины христианской веры. Девушка так прониклась подвигом Христа, что решила найти его Хитон (одеяние Христа, сшитое его матерью), потерянный в столице Иверии.
Нино мечтала поклониться ему, а после рассказа Нианфоры о языческой вере в Грузии, ещё и обратить эту страну в христианство. Она молилась об исполнении своей мечты, и однажды ей приснилась Святая Дева, которая благословила её на эту миссию, подарив крест из виноградной лозы. По её словам, он будет защитой Нино на протяжении всего опасного и долгого пути. Утром девушка обнаружила сжатый в ладони крест. Нино оплела его своими волосами, тем самым показав, что отдаёт себя служению Христу. Рассказав о случившемся Иерусалимскому Патриарху, она получила благословение на апостольскую миссию.
Лайфхак: как я экономлю на страховке
Хорошую работающую страховку и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам:
Также рекомендую почитать подробную статью о выборе правильной туристической страховки — это вполне может уберечь от ненужных переплат и более серьезных неприятностей.
Полезные статьи о Кахетии:
Телави: лучшие достопримечательности города
Некреси: древний монастырь и роскошные виды на Алазанскую долину
«Жемчужина» Кахетии: замок Греми
Достопримечательности Кахетии: кафедральный собор Алаверди
Что посмотреть в Кахетии: ТОП-33 достопримечательностейАлазанская долина, древние монастыри, легендарные вина, национальные парки и многое другое…
Монастырь св. Нины Самтавро
Самтавро-Преображенская церковь и женский монастырь св. Нино расположен при слиянии Мтквари и Арагви. Монастырь находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского Илии II. Мцхета в старых источниках называли вторым Иерусалимом. Обращение Грузии (Иберии) тесно связано с равноапостольной, каппадокийской девой св. Нино, собравшей грузинский народ и приведшей его к Богу.
В этих местах находится «ежевичник» (Маквловани), где св. Нино проповедовала христианство, свет которого озарил всю Грузию, в связи с чем в 324 году христианство было объявлено государственной религией во времена святых царей Мириана и Наны.
Ежевичник св. Нино, как источник духовной благодати, находит аналог в Библии, в «неопалимой купине» Моисея. По выражению Святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Илии: «По Божественному пути Андрея Первозванного и Симеона Кананита, следующий путь св. Нино, или дорога дорог каждого грузина и путь этот есть Свет Христов».
Известно, что на протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни и духовного подвига.
«Картлис цховреба», словами св. царя Мириана говорит: «и построил церковь на этом «ежевичнике» (подразумевается малая церковь в Маквловани), и построил верхнюю церковь (Самтавро) для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь (Светицховели) назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её».
После преставления св. Нино, вернувшийся из Бодбе равноапостольный царь Мириан пожелал выстроить храм Самтавро: «пошли царь и весь народ, и строили верхнюю церковь из камня и закончили на четвёртом году.» Участие «всего народа», желание царя и четыре года строительства это признак того, что храм был довольно масштабный.
По свидетельству Вахушти Багратиони «Мириан построил церковь с каменным куполом, великолепную и сам был там похоронен» Церковь Самтавро стала усыпальницей «и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь.»
Из-за того, что святая обитель со дня своего основания стала усыпальницей предстоятелей церкви, её и назвали «Самтавро» (Мтавари-глава). Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии.
В I половине XI века, во времена царствования Георгия I, по указу католикоса Мелхиседека храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом. Также украсили храмовый интерьер.
После царя Мириана, Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. Обновление храма было при царе Арчиле, Вахтанге Горгасали, во время Католикоса Мелхиседека и др.
Во второй половине XIX в. во времена экзархата, храм обновила игуменья женского монастыря св. Нино, Нино Амилахвари. Также было основано женское духовное училище (4-х классная прогимназия), которую потом перенесли в Тбилиси. По словам Якоба Гогебашвили: «многим грузинским женщинам в этом монастырском училище было дано настоящее христианское воспитание, хорошее образование, знание рукоделия и воспитаны прекрасные родители, настоящие матери».
Из многоцветного комплекса Самтавро, на сегодняшний день сохранились Преображенский храм, малая церковь св. Нино (Маквловани), колокольня, башня-крепость, храмовый иконостас XV века, фрески XVII века. В южных вратах церковь Михаила-архангела. В северном крыле храма две церкви. Восточная — св. Иоанна Крестителя, западная св. Иоанна Златоуста. Слева от большого алтаря — жертвенник, справа церковь св. Мириана и Наны.
Храм крестовокупольный, обрамлён оригинальным орнаментом, аналогов которых нет в грузинском зодчестве. Цилиндрическая башня построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках.
В храме Самтавро находится множество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, на ней читается:»Свято-Иверский грузинский монастырь 1919 г», чудотворная икона св. Нино, пожертвованная из Петербурга царём Георгием XII своим внукам 1870 г, могилы св. царей Мириана и Наны, св. мощи св. Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре, св. мощи св. Шио Мгвимского, часть камня с могилы св. Нино из Бодбе и др.
Наследие
Женский монастырь Фоки Святой Нино был основан в сельской Джорджии игумением Елизаветой и двумя послушницами. Изначально они жили в соседнем доме, принадлежащем главе Грузинской православной церкви. Патриарх Илия II, затем в 1992 году переехал на место церкви 11 века для ее восстановления. Население женского монастыря в 2010 году выросло до шести монахинь и одной послушницы, и реставрация была завершена. Местные монахини не только ведут религиозную жизнь, но и являются ремесленниками. Кто-то занимается эмалью и мозаикой, кто-то делает сыр, мед, шоколад и джемы. Они объединяют свои навыки с местными народными обычаями сыроделия, а также производят текстиль в традиционных Джавахетский стиль. Монахини также руководят школой для местных детей, в основном армян.
Священный монастырь Святой Нины — дом монашеской общины грузинских апостольских православных монахинь в Патриархате Североамериканской епархии Грузии. Это находится в Юнион-Бридж, Мэриленд, США, и была основана в сентябре 2012 года.
Невесты Христовы: как живут монахини в Свято-Елисаветинском женском монастыре
День. Постный обед и знакомство со скитом
Нас зовут на обед в монашескую трапезную. На столе отварной рис, грибная подлива, чечевичная похлёбка и компот из сухофруктов. А ещё нарезанные мелкими кубиками пшеничные и ржаные сухарики. На таком «топливе» насельницы много и тяжело трудятся, усердно молятся и спят от силы часов по пять. При этом бодры, веселы, приветливы и не лишены чувства юмора — заметили, что в монастыре начисто отсутствует мирская «модная» депрессия на лицах.
После утренней службы и обеда все сёстры несут послушание, на которое благословляет матушка-настоятельница. Есть в монастыре огородница, повар, просфорница, швея, янтарщица, свечница, алтарница и ещё много новых слов и профессий…. Имеются свои иконописная и творческая мастерские, травная, швейный цех, янтарная, плотницкая и типография.
Перекусив, отправляемся в скит Марии Египетской вместе с матерью Мстиславой, которую игуменья благословила дать нам интервью. Здесь в ведении четырёх монахинь животноводческое хозяйство, которое обеспечивает сестринскую общину молочными продуктами, яйцами, мясом. Есть огороды, теплицы и ягодники.
Всего в монастыре более 50 человек, но идти в фермерский скит желающих мало. Да и животина не каждого примет, и не у каждой с растениями получается договориться. Работы здесь начинаются в четыре утра в любую погоду, нездоровится ли тебе — всё равно спеши на скотный двор мыть животных, задавать корм, доить коров и коз, ухаживать за молодняком. Затем нужно почистить курятник и накормить птицу. Сторожат скит две собаки, которых ночью спускают с цепи. Чуткие, верные псы не любят чужаков. Их задача — охранять от лис и случайных гостей. Справа и слева от подворья кивает высокими ёлками лес.
Какие они, Божьи невесты?
Монахине Мстиславе 51 год, в монастыре она уже больше десяти лет. Высокая, седовласая, с огромными серыми глазами, в которых часто стоят слёзы то от горечи, то от умиления. В прошлой жизни — дочь военного и жена военного, по образованию медик и педагог. В миру у неё остались сын-программист, мать и сестра. Про себя говорит, что она одна из немногих, кто пришёл в монастырь «не по беде».
Однажды на православной выставке женщина встретила игуменью Елисавету, которая представляла монастырь.
Стать монахиней — дело небыстрое. Решившиеся встать на этот путь, проходят несколько этапов. Сперва паломницами приезжают потрудиться «во славу Божию». Те, кто начинает работать в монастыре более регулярно и готовит себя к монашеству, становятся трудницами, а затем послушницами. После этого совершается первый иноческий постриг, а затем и второй — монашеский. Путь затягивается на годы. Уживчивый характер, трудолюбие и смиренность зачастую приходят со временем.
Храмовый комплекс
Храмовый комплекс Стефано-Махрищского монастыря (1905 год) Путеводитель по монастырю.
- Троицкий собор (в настоящее время не восстановлен)
- Колокольня
- Храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца
- Надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского
- Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла
- Храм преподобного Сергия Радонежского в Махринской подмонастырской слободе (с 2010г. Храм Пресвятой Троицы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря)
- Монастырская трапезная
- Архипастырская гостиница
- Архимандритский корпус
- Странноприимный корпус
- Монастырская гостиница (приют)
Немного истории и легенд
Жизнь Нины
Стоит упомянуть, что Нина была родом не из Грузии, а её отец был знатным римским полководцем, который был женат на сестре иерусалимского Патриарха, и являлась единственным ребёнком своих родителей. Когда ей исполнилось 12 лет, её родители раздали все свои богатства и имущество нищим и двинулись в путь, который привёл их в Иорданскую пустыню, где и уединился отец, а мать стала помогать сирым да убогим. В итоге родной дядя отдал её на воспитание доброй христианке из Вифлеема.
Спустя 2 года, Нине было ведение, в котором Пресвятая Богородица благословила её на распространение христианства на территории Грузии. Так она и попала в село Бодбе, где на горе разбила свою палатку и жила в ней, неся свою веру человечеству, параллельно помогая людям излечивая их от различных недугов. Среди её спасённых была и царица Нана, которая уверовала вместе со своим мужем Мирианом, что и послужило тому, что грузинский народ вскоре принял христианство в реке Арагви у Мцхеты.
Из всего этого следует, что христианство в Грузии существует где-то с 326 года, а крещение Руси произошло лишь через 662 года — в 988. Поэтому не удивляйтесь, что грузинский народ столь сильно предан своей вере, что даже любой таксист незаметно перекрестится проезжая мимо малюсенькой церквушки.
После этого знаменательного события, св. Нина вернулась в Бодбе, где, спустя непродолжительное время, и умерла. И хотя её похоронили там же, царь Мириан решил перевезти её мощи в древнюю столицу Грузии — Мцхету. По одним данным пара волов, а по другим 200 человек не смогли сдвинуть с места карету с её телом. В итоге от транспортировки из Бодбе отказались и захоронили её на том месте, где стояла её палатка, а перед своей смертью, царь Мириан, наказал жене, кабы она половину казны отдала на возведение храма над могилой святой — к сожалению, он не сохранился до наших дней.
История монастыря
По древним записям удалось установить, что после кончины святой Нино, в начале IV века, над её могилой в Бодбе был воздвигнут храм, а рядом появился монастырь — его постоянно достраивали и расширяли приходящие на смену друг другу цари.
К этому месту крайне почтительно относились не только грузины, но и даже татаро-манголы, которые грабили и разрушали всё на своём пути, но не тронули усыпальницу, в отличии от храма, который серьёзно пострадал от их набега.
Монастырь святой Нины в XV веке становится настолько популярным и значимым местом, что в нём начинают короновать кахетинских царей.
В XVII веке персидский шах Аббаса I разоряет Бодбе, а кахетинский царь Теймураз I восстанавливает монастырь и открывает там духовную семинарию, хранящую в себе одно из самых больших в стране собраний книг на религиозную тематику.
С XVIII века обитель перепрофилируется в мужской монастырь, с большим количеством монахов.
После 1811 года Бодбийская епархия была упразднена указом из Российской Империи и монастырь пришёл в упадок. У него забрали большинство земель, перевели на гособеспечение, а присматривать за ним осталось всего несколько монахов. Не смотря на все эти трудности, в это время над реставрацией усыпальницы и комплекса в целом, трудится известный иконописец и аэрограф, Михаил Сабинин.
В 1889 году, Российский Император Александр III, посещает Сигнахи и настолько восхищается здешней природой, что повелевает открыть в Бодбе женский монастырь. Буквально сразу же приступили к его реставрации и восстановлению, возвратили отобранные земли, открыли школу живописи и рукоделия, а первыми монахинями стали 12 женщин из различных регионов Российской Империи.
Жизнь кипела и бурлила, количество сестёр достигло 300 и всё шло хорошо, пока в 1924 году не пришли большевики и полностью не разорили монастырь, превратив его в больницу. Лишь в 1991 году нашлись силы и средства для начала восстановления и возрождения Бодбийского монастыря.
Бодбийский монастырь, как добраться.
Из Тбилиси в Бодбе прямой маршрутки нет. Первый вариант – не о чём не думать и прибегнуть к помощи турфирм Тбилиси, второй вариант – договориться с такси и третий вариант, самый бюджетный – на маршрутке до Сигнахи. Если нужно попасть в монастырь самостоятельно, то нужно сесть на маршрутку до Сигнахи и попросить водителя, чтобы он остановил перед поворотом на монастырь. От поворота до монастыря пешком около 1,5 километра. Обратно в Тбилиси нужно либо дойти до этого же поворота и ждать маршрутку или дойти до площади Ираклия II в Сигнахи (около трёх километров), где останавливаются те же маршрутки. Поездку в Бодбе можно и нужно совместить с осмотром замечательного городка Сигнахи. Расстояние от Тбилиси до Бодбе около 110 километров, время в пути около двух часов.
Я предлагаю наш вариант осмотра монастыря и для этого не обязательно ехать в однодневную экскурсию из Тбилиси с четырёх часовым сидением в транспорте. Для этого нужно всего лишь поселиться в Сигнахи хотя бы дня на три и выделить для монастыря Бодбе весь день. Наше прибывание в Сигнахи, что можно посмотреть в Сигнахи и куда можно съездить из Сигнахи подробно описано мной в статьях: Сигнахи и Сигнахи город любви.
Дорогу от Сигнахи к монастырю Бодбе можно спросить у жителей или, если вы ориентируетесь в названиях, от площади Ираклия II идти по улице Бараташвили по направлению на Тбилиси.
С дороги открываются превосходные виды на Сигнахи и Алазанскую долину.
По пути нам встретились цветы огромных размеров.
Они росли рядом с домом, откуда к нам вышла женщина и пригласила посмотреть её цветы.
Проходим мимо заправочной станции.
И практически сразу после неё поворот налево к монастырю Бодбе.
Немного истории и легенд
Жизнь Нины
Стоит упомянуть, что Нина была родом не из Грузии, а её отец был знатным римским полководцем, который был женат на сестре иерусалимского Патриарха, и являлась единственным ребёнком своих родителей. Когда ей исполнилось 12 лет, её родители раздали все свои богатства и имущество нищим и двинулись в путь, который привёл их в Иорданскую пустыню, где и уединился отец, а мать стала помогать сирым да убогим. В итоге родной дядя отдал её на воспитание доброй христианке из Вифлеема.
Спустя 2 года, Нине было ведение, в котором Пресвятая Богородица благословила её на распространение христианства на территории Грузии. Так она и попала в село Бодбе, где на горе разбила свою палатку и жила в ней, неся свою веру человечеству, параллельно помогая людям излечивая их от различных недугов. Среди её спасённых была и царица Нана, которая уверовала вместе со своим мужем Мирианом, что и послужило тому, что грузинский народ вскоре принял христианство в реке Арагви у Мцхеты.
Из всего этого следует, что христианство в Грузии существует где-то с 326 года, а крещение Руси произошло лишь через 662 года — в 988. Поэтому не удивляйтесь, что грузинский народ столь сильно предан своей вере, что даже любой таксист незаметно перекрестится проезжая мимо малюсенькой церквушки.
После этого знаменательного события, св. Нина вернулась в Бодбе, где, спустя непродолжительное время, и умерла. И хотя её похоронили там же, царь Мириан решил перевезти её мощи в древнюю столицу Грузии — Мцхету. По одним данным пара волов, а по другим 200 человек не смогли сдвинуть с места карету с её телом. В итоге от транспортировки из Бодбе отказались и захоронили её на том месте, где стояла её палатка, а перед своей смертью, царь Мириан, наказал жене, кабы она половину казны отдала на возведение храма над могилой святой — к сожалению, он не сохранился до наших дней.
История монастыря
По древним записям удалось установить, что после кончины святой Нино, в начале IV века, над её могилой в Бодбе был воздвигнут храм, а рядом появился монастырь — его постоянно достраивали и расширяли приходящие на смену друг другу цари.
К этому месту крайне почтительно относились не только грузины, но и даже татаро-манголы, которые грабили и разрушали всё на своём пути, но не тронули усыпальницу, в отличии от храма, который серьёзно пострадал от их набега.
Монастырь святой Нины в XV веке становится настолько популярным и значимым местом, что в нём начинают короновать кахетинских царей.
В XVII веке персидский шах Аббаса I разоряет Бодбе, а кахетинский царь Теймураз I восстанавливает монастырь и открывает там духовную семинарию, хранящую в себе одно из самых больших в стране собраний книг на религиозную тематику.
С XVIII века обитель перепрофилируется в мужской монастырь, с большим количеством монахов.
После 1811 года Бодбийская епархия была упразднена указом из Российской Империи и монастырь пришёл в упадок. У него забрали большинство земель, перевели на гособеспечение, а присматривать за ним осталось всего несколько монахов. Не смотря на все эти трудности, в это время над реставрацией усыпальницы и комплекса в целом, трудится известный иконописец и аэрограф, Михаил Сабинин.
В 1889 году, Российский Император Александр III, посещает Сигнахи и настолько восхищается здешней природой, что повелевает открыть в Бодбе женский монастырь. Буквально сразу же приступили к его реставрации и восстановлению, возвратили отобранные земли, открыли школу живописи и рукоделия, а первыми монахинями стали 12 женщин из различных регионов Российской Империи.
Жизнь кипела и бурлила, количество сестёр достигло 300 и всё шло хорошо, пока в 1924 году не пришли большевики и полностью не разорили монастырь, превратив его в больницу. Лишь в 1991 году нашлись силы и средства для начала восстановления и возрождения Бодбийского монастыря.