Достопримечательности дивеево: что посмотреть за один день в монастыре и окрестностях?

Книги и фильмы о Сванетии

Фильмы

Сван (2007), Сосо и Бадри Джачвлиани. Там есть все — и любовь, и кровная месть. Фильм основан на реальных событиях, и снят внуками центральных героев. Он доступен на ютубе.

Вертикаль (1966), Станислав Говорухин. Лента о советских альпинистах, которые отправились в Сванетию покорять вершину. В главной роли — Владимир Высоцкий. Посмотреть фильм можно тут.

Деде (2017), Мариам Хачвани. Он рассказывает о тяжелой жизни женщины в горах, ее бесправном положении. Съемки проходили в Ушгули. Ленту крутят в «кинотеатре» в Ушгули и Местии. В сети есть трейлер.

Динола (2017), Мариам Хачвани. Короткометражный фильм, мини-версия Деде. История, описанная в фильме , на самом деле произошла с бабушкой Мариам. Посмотреть ленту.

Соль Сванетии (1930), Михаил Калатозов. Древняя документалка о сванах из Ушгули. Есть много любопытного о традициях народа. Ссылка.

Кто здесь сван? (2018), Елена Райгородская. Новый документальный фильм о современных сванах. Доступен тут.

Книги

Бурлаков Ю.Б. Восходитель. Повесть о Михаиле Хергиани. Рассказ о лучшем грузинском альпинисте.

Иосселиани Ярослав «Огонь в океане». Автор, сван по происхождению, служил на подводной лодке. В книге он подробно описывает свою деревню, отношения между кланами, традиционные праздники.

Кузнецов Александр. «Внизу — Сванетия». Написана альпинистом о Михаиле Хергиани.

Алексей Бобровников. «Крайности Грузии. В поисках сокровищ Страны волков». Путешествие грузинского журналиста на велосипеде по удаленным уголкам Грузии.

Ежедневные обязанности послушника

Итак, теперь о ваших ежедневных обязанностях, которые в этом квесте всерьез надо соблюдать, иначе будут проблемы. Вообще весь день расписан от и до – можете заглянуть в книгу «Список повседневных дел» и убедиться в этом. Кроме того, сам квест будет обновляться и подсказывать вам, куда идти.

Обязанности послушника таковы:
 
3:00 – начало дня. Не обязательно просыпаться строго в это время, у вас есть зазор до 4:00, когда начинается следующая активность.

4:00 – Утренняя молитва. Идите в капеллу и просто стойте там с другими монахами. Вы не должны ни с кем заговаривать. Если захотите уйти – убедитесь, что никто вас не видит. Время молитвы можно промотать, как обычное ожидание.

6:00 – Завтрак. Идите из капеллы в трапезную. Сесть можно где угодно, но вообще это не обязательно. Опять же, в этот период вас не должны видеть в других частях монастыря. Но попасть на кухню и из нее в кладовую на практике в этот период не составляет труда.

8:00 – Работа в лаборатории. Идите из трапезной в лабораторию и говорите с братом Невласом. Он скажет сварить зелья. Алхимический стол в соседней комнате. Возьмите нужные травы из сундука и используйте стол. Когда закончите работу, или отведенное время истечет, возвращайтесь к Невласу. Он оценит работу Индро. В первый день можно не справиться – никаких последствий не будет. Однако в последующие дни провал задания будет означать проблемы. Также вы получите выговор от Невласа, если не пришли на работу в требуемое время – но можно попытаться просто не попадаться ему на глаза в других частях монастыря.

12:00 – Работа в библиотеке. Из лаборатории поднимайтесь в библиотеку и говорите с братом Библиотекарем. Он даст задание переписывать книги. Для этого нужно выбирать из списка фрагменты текста, совпадающие с тем, что в книге на экране. Предложения в списке очень похожи, так что надо быть внимательным и не торопиться. Когда работа завершена, или отведенное время истекло, возвращайтесь к Библиотекарю. Опять же, провал работы в первый день обойдется без последствий, в остальные дни вам влетит. И если вы не пришли на работу вовремя, попытайтесь не пересечься с монахом в других местах монастыря.

Совет: В библиотеке можно украсть книгу Некрономикон. Как это сделать — читайте в этой главе.

16:00 – Дневная служба. Идите из библиотеки в капеллу и стойте там до конца молитвы. Можно ускорить время.

18:00 – Ужин. Идите в трапезную. Как и утром, тут можно поесть, если Индржих голоден.

19:00 – Время для раздумий. Свободное для монахов. Сейчас можно беспрепятственно ходить по монастырю, разговаривать со всеми, но некоторые области все равно запрещены для послушников.

21:00 – Отбой и начало комендантского часа. Поднимайтесь в опочивальню. Спать можно на любой свободной кровати. А можно не спать, а исследовать монастырь – сейчас самое удобное время.

Правила посещения монастыря

Фотографировать в храме можно только с разрешения митрополита. Об этом предупреждает табличка при входе. На территории монастыря сотовые телефоны должны быть отключены. В храме может остаться пожить любой мужчина. Для этого имеется специальная гостиница.

Паломнику разрешается есть и работать вместе с монахами. Причем все это – бесплатно, но невозможно без благословления настоятеля. После этого придется придерживаться существующего общего устава, а также посещать богослужения. По правилам, в храме не проводится Венчание и Крещение.

Рядом с Успенским монастырем находится г. Чуфут-Кале (выше храма). Он существовал еще в средние века в качестве пограничного объекта. Сейчас там остались только руины. Между храмом и бывшим городом, в лесном массиве, расположено Газы-Мансур, кладбище. На нем покоятся воины, которые охраняли Чуфут-Кале от набегов. Этот город и Успенский пещерный монастырь вошли в мировое наследие ЮНЕСКО.

Следующая запись Музыкальные фестивали в Европе – 8 самых популярных

Полезная информация

  • GPS координаты для Навитела: N 41°36’23», E 45°55’58»
  • Координаты для ЯндексКарт и ГуглМэпса: 41.606302, 45.932683
  • Координаты целебного источника: N 41°36’33», E 45°56’14»
  • Вход бесплатный.
  • Режим работы: с 10:00 до 19:00.

Как доехать и добраться

Коль вы собрались в Бодбе, то лучше это сделать в купе с экскурсией по Сигнахи и Алазанской долине в принципе. По времени она занимает весь день, включает дегустацию вин, чачи, посещение всяких интересных мест и заслужено является одной из самых популярных экскурсий из Тбилиси. Только советую бронировать экскурсионные туры заранее, а то в сезон быстро разбирают самые дешёвые предложения с хорошими гидами.

Если ехать самостоятельно, то покупаете билет на маршрутку Тбилиси-Сигнаги за 6 лари, отправляющуюся от метро Самгори, и просите водителя остановить у поворота на Бодбе. Дело в том, что этот поворот очень крутой и его элементарно проскочить, если это случится, то придётся топать ~2 км в обратную сторону. Зато пешком вы вряд ли пропустите указатель.Расписание маршрутки:

  • Тбилиси-Сигнахи 9-00, 11-00, 13-00, 15-00, 17-00, 18-00.
  • Сигнахи-Тбилиси 7-00, 9-00, 11-00, 13-00, 16-00, 18-00.

На машине всё также, как и с маршруткой. Учитывайте, что от Тбилиси до Сигнахи расстояние 110 км, на которые уйдёт 2-2,5 часа времени в одну сторону. Поэтому выезжайте пораньше, а то не успеете всё осмотреть, т.к. ворота закроют, и никто не сможет пройти.

Если всё сделать вовремя, то на всё про всё хватит одного дня.

Сванские праздники

Традиции горцев ведут свое начало из язычества, хотя и приурочены к христианским праздникам. Многие даты плавающие, зависят от дня недели и Пасхи. Туристы редко присутствуют на праздниках, только иногда — гости сванской семьи.

Зима

2 января — Куимтоб. В этот день принято веселиться, навещать родственников, не начинать новых дел. Сваны верят, что одна минута этого дня является судьбоносной. Как ее проведешь, таким будет весь следующий год. Но какая именно это минута, никто не знает. Женщины пекут хлебцы лемзири, и молятся в одиночестве. Остальная Грузия справляет похожий праздник Бедоба, или день судьбы. 

18 января — Липанали. Считается, что в этот день умершие предки посещают родной дом. На специальный стол ставят угощения для их душ, молятся и жгут свечи.

13 февраля — Лампроба. За 10 недель до Пасхи мужчины устраивают факельное шествие как символ победы над врагами. Затем они жгут костры и режут быка. Так они отдают знак уважения храбрым защитникам родины. Современные сваны посвящают этот день святому Георгию, хотя православная церковь праздник не признает и считает его языческим.

Весна

Апрель, два дня после Пасхи — Уплиши. Люди идут в церковь, а после устраивают соревнования по поеданию кубдари. Их готовят с курдючным жиром быка, которого зарезали в тот день.

Апрель, вторник после Пасхи — Мацхвар Тахаш. С ним связана история об отважных жителях общины Латали, которые отстояли свои богатые леса в войне с другими кланами. 

3 мая — Кашветоба. Церковный праздник в общине Ленджери, в церкви Святого Георгия.

Конец апреля, второе восресенье после Пасхи — Пуста Лхани Литваал. Он посвящен белому быку, рожденному от Бога. По легенде, села Цвирми и Иели страдали от нападений жителей общины Мулахи. Чтобы разрешить спор, пригласли старейшин Латали, и в дар им принесли белого быка. Судьи остановили вражду, приняв сторону жителей Цвирми и Иели. Праздник проходит в церкви Мацховар, в общине Латали.

Лето

14 июня — Хылищ, Латали. Женщины приносят к священному дубу домашнюю водку и молитвенные хлебцы лемзир. Они молятся о здоровье и детях. После этого начинается застолье.

21 июля — Лимхери. В этот день в храме Мхери на высокой горе собираются жители общины Латали. После службы в церкви они приносят в жертву Архангелу Гавриилу животных — кур, телят, баранов. Затем их варят в котле и угощают всех желающих. Весь день проходят конные скачки, сваны поют хором традиционные песни.

28 июля — Квирикоба. Самый известный праздник Сванетии. Он проходит в церкви Лагурка в селе Хе. После ночной службы священник выносит икону Шалиани. Увидеть ее можно только два раза в год. Когда церемония закончена, начинаются конные скачки и соревнования по бросанию тяжелых камней. Прекрасное описание праздника есть в книге Ярослава Иосселиани.

1 августа, вторник — Личанишоба. Проходит в церкви св. Георгия в Адиши, в 3 км от села. Мужчины просят сына, а когда он рождается, ставят около церкви высокий шест с флагом. Службу в храме проводит не батюшка, а старейшина — представитель адишских родов Авалиани или Калдани. В жертву приносят печень быка.

Начало августа — Фустоба, Ушгули. Пастухи из разных общин устраивают поединок баранов около церкви.

30 августа — праздник общины Халде. В когда-то заброшенную деревню, которую русская армия разрушила до основания во время восстания, постепенно возвращаются люди. В этот день устраивается большое застолье, поет хор.

Осень

5 октября — Латалоба. День общины Латали, который празднуют в церкви пророка Ионы в селе Иенаши. Рядом работает ярмарка, выступает традиционный сванских хор. Праздник возник 900 лет назад, но традиции живы до сих пор. 

Монастырь Айя-Напа

Монастырь Айя-Напа, современное здание которого было построено в XIV веке, находится на популярном Кипрском курорте, в километре от побережья, и привлекает внимание не только паломников, но и многочисленных туристов. Монастырь построен в не вполне типичном для Кипра стиле Итальянского Ренессанса; его название переводится как «Святой лес» и происходит от названия иконы Панагии Напы («Всесвятой Леса»), найденной в этой местности

В наши дни монастырь представляет из себя музей, а исповедоваться и причаститься можно в новом храме, построенном поблизости; в часовне, расположенной непосредственно на территории монастыря, можно увидеть древние иконы и поставить свечку.

Сейчас в монастыре регулярно проводятся церковные собрания, конференции и фестивали. 
Вход свободный.

Самая большая и знаменитая обитель Кипра

Монастырь Киккос расположен в северо-западной части горного массива Троодос. Добираться до него удобно одинаково как от Лимассола, так и от Пафоса. На его посещение лучше оставить примерно 4 часа. Это время на дорогу (около 45 минут в каждую сторону) и 2-2.5 часа на посещение и экскурсии.

По пути

Если вы планируете ехать в Киккос со стороны Пафоса, то лучше всего запланировать поездку через монастырь Богородицы Хрисорроятисы (Координаты монастыря Богородицы Хрисорроятисы: 34.909931, 32618914). Обитель небольшая и на ее посещение у Вас уйдет не более получаса.

Если вы отдыхаете в Лимассоле, то при планировании дороги к Киккской обители поставьте целью посетить монастырь Богородицы Троодитиссы по координатам: 34.912882, 32.838319.

Как добраться

Дорога к Киккскому монастырю одинакова, как со стороны Лимассола, так и со стороны Пафоса. Время в пути может составить от 45 минут до 1 часа при неспешной езде. Мы же рекомендуем не торопиться по двум причинам. Главная – горный серпантин очень опасен, а те, кто не привык к левостороннему движению, он опасен на порядок. Во-вторых, по пути к Киккосу на дороге есть множество точек для остановки и любования красотами Троодоса. Не откажите себе в удовольствии.

При выборе организованной и самостоятельно экскурсии мы рекомендуем отдать предпочтение последней.

Координаты монастыря Киккоса: 34.983622, 32.740967

Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю

Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря — Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.

Воскресенский собор

Здесь гид начала свой рассказ.

Духовная жизнь человека часто начинается с паломничества в монастырь

Надо ли, на Ваш взгляд, как-то готовиться к паломнической поездке в монастырь? Что бы Вы посоветовали почитать или сделать человеку, который собирается посетить Оптину, в качестве подготовки к паломничеству?

Из Москвы приехать в Оптину пустынь можно с паломническим автобусом, который отправляется каждую субботу от монастырского подворья. Поездки также организуют многие паломнические службы. Но есть люди, которым больше нравится путешествовать самостоятельно. Какой способ Вы назвали бы наиболее правильным для оптинского паломника?

Мы принимаем всех, кто приезжает вне зависимости от того, каким способом люди к нам добираются. Одинаково радушно и добросовестно мы проводим как групповые, так и индивидуальные экскурсии. Наиболее простой способ попасть в обитель – приехать с группой от своего храма

Вообще в духовной жизни, помимо молитвенного делания, очень важно вымолить у Бога храм или монастырь, приход которого стал бы для верующего человека своим. Быть постоянным прихожанином какого-то конкретного храма очень важно для христианина

Ведь в паломничество не получится ездить каждую неделю, а на приходе батюшка обязательно даст человеку какое-нибудь поручение. Например, привлечет к совместной подготовке праздников, уборке храма, поездкам. Человек начинает участвовать в делах прихода, и постепенно становится полноценным членом Церкви. Лично мне в свое время это очень нравилось – ведь это и есть духовное развитие.

На Оптинском сайте в разделе «Паломничество» подробно описаны все возможные способы паломнических поездок: на общественном транспорте – с какого вокзала по какому расписанию ходит автобус или поезд, по какой трассе надо ехать на личном транспорте. Указаны номера телефонов гостиниц для предварительного бронирования номеров, телефон паломнической службы для заказа экскурсий. Мы рады всем.

Есть ли в числе братии те, кто начал свой монашеский путь с паломничества в Оптину пустынь?

Не могу сказать, что таких монахов много, но они есть. Многие из оптинской братии познакомились с духовной жизнью, посетив тот или иной монастырь. Именно так порой и зарождается желание быть церковным человеком. Люди начинают читать святых отцов, чаще приезжать в обитель. Затем периоды пребывания в монастыре увеличиваются. Так что польза от паломничества, безусловно, есть. Это одно из обязательных направлений деятельности Церкви, которое надо развивать.

Я всегда стараюсь советовать людям посещать святые места, даже в случае, если они едут в отпуск на курорт. Помню, как-то я попросил одного человека, который ехал в Грецию, привезти мне что-нибудь на память из кафедрального собора Димитрия Солунского в Салониках, поскольку этот человек, как я думал, должен был находиться где-то неподалеку. Когда же он вернулся, рассказал, что его путь туда от места, где он отдыхал, составил более 300 километров. Но, пообещав привезти мне сувенир, мой знакомый считал важным выполнить обещание. Для паломничества он выбрал пасмурный день, в дороге очень устал, но был весьма впечатлен и о поездке не пожалел.

Так что, если человек, находясь на отдыхе, посетит святое место, это добавит ему приятных воспоминаний о проведенном времени.

Мы придаем очень большое значение паломническому движению. Ведь порой человек заходит в храм только для того, чтобы поставить свечку или написать записки. Но если мы предложим ему наш буклетик о паломничестве в Оптину, то есть надежда, что в следующий раз его знакомство с монастырем, а значит, и с Церковью, будет более глубоким. Еще раз повторю: если человек к нам приехал – это означает, что он уже проявил интерес к церковной жизни, и не ответить ему было бы неправильно.

Беседовала Екатерина Орлова

Фото: Владимир Ходаков

В материале также использованы снимки из архива Оптиной пустыни

ПОЧЕМУ СОБОР ВОЗВЕДЁН ТАК ВЫСОКО

Не только ученые, но и обычные граждане задаются вопросом, почему местом для возведения храма выбрана высокая гора Шоана (Карачаево-Черкесия). Это не очень логично, поскольку небольшая, обрывистая площадка труднодоступна для посещения и категорически не подходит для размещения многолюдных собраний верующих.
Версий несколько. Первая говорит о том, что на горе планировался Шоанинский монастырь – скит-киновия, скрытый от посторонних глаз. Версия довольно логична, поскольку, согласно верованиям христиан, с горных вершин гораздо удобнее разговаривать с Богом, а молитвы становятся результативнее.
Вторая гипотеза говорит о том, что храм проектировался как резиденция, предназначенная для епископа Кубанского. Обе версии довольно правдоподобны, но какая из них истинная – неизвестно.

Видео Домбай. Шоанинский храм

Georgiy Grushin. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=xd1Ld9XAqks. Не для коммерческого использования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: