Величайшая правительница в истории грузии: царь тамара

Когда муж равнодушен к жене

Юрий явно не желал мириться с ролью принца-консорта. Проведя два успешных военных похода, он показал себя умелым полководцем и приобрел симпатии некоторых вельмож, виртуозно используя разногласия в грузинской верхушке. Русский князь постепенно становился влиятельным, и его претензии на реальную власть становились все очевиднее.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да и мужем он оказался, мягко говоря, не идеальным. В личной жизни Юрий проявил себя как человек грубый, неуживчивый (видно, не зря его с Руси выставили) и вовсе не считал себя счастливейшим из смертных, обладая прекраснейшей женщиной Грузии. Красота Тамары, которую воспевали поэты, оставляла мужа равнодушным.

Другая юная женщина в такой ситуации могла бы пасть духом — трон практически отобрали, за него теперь дерутся разные группировки влиятельных и жестоких мужиков, собственный муж с тобой не считается и не любит, в стране беспорядки… Но умница-красавица Тамара, обладавшая к тому же редким обаянием, умела и ждать, и действовать.

Она постепенно собирала своих сторонников, оттесняла и ссорила противников, завоевывала симпатии подданных — и к 1187 году оказалась настоящей правительницей своей страны. Юрий был отправлен в Константинополь, в утешение ему дали приличное состояние. Причиной для развода назвали пьяные бесчинства Юрия и его гомосексуальные наклонности. Был ли князь подвержен этому греху или такой повод показался удобным, неизвестно. Но детей в этом браке не было.

Царице удалось навести порядок в стране — где-то жесткими мерами, где-то щедрыми дарами, но в Грузии воцарился мир. Юная прекрасная царица сумела, как сейчас модно говорить, сплотить нацию. И наконец, она обрела любовь.

Загадочная пещера

Зимой 1967 года спортсмены Московского геологоразведочного института под руководством своего тренера, мастера спорта по альпинизму Эдуарда Грекова совершали восхождения на вершины в районе Грузинского угла. Среди них находился и автор этой статьи. Первая наша ночёвка была в коше, располагающемся в верховье реки Кистинки. Как это часто бывает, возбуждение от мрачной красоты окружающих ущелье гор и зрелища быстрой реки, несущей свои воды к Тереку, не давало нам уснуть, и мы полночи слушали рассказы нашего тренера о его приключениях в горах. Среди прочих мы услышали историю, имевшую непосредственное отношение к царице Тамаре. Примерно в 1963-1964 годах на Военно-грузинской дороге, недалеко от высокогорного селения Казбеги, произошла трагедия. На крутом повороте шофёр не смог удержать машину, и она вместе с четырьмя пассажирами рухнула в ущелье Терека. Прибывшему на место происшествия горноспасательному отряду пришлось поднимать на дорогу тела погибших путешественников. При спуске вниз по альпинистской верёвке один из спасателей увидел под карнизом скалы тёмное отверстие входа в пещеру, загороженное кованой заржавевшей решёткой. Попытки «закачнуться» к выходу успеха не имели. Кошки, с помощью которой можно было бы зацепиться за решётку, у спасателей не было, поэтому обследование пещеры было отложено до лучших времён. Но они так и не наступили. На следующий год все участники спасательных работ погибли в момент восхождения на одну из вершин.

Неудачный брак

Единоличной правительницей своей страны Тамара стала уже после смерти отца. Она была коронована в 1184 году. Сразу же после восхождения на престол она велела созвать собор — Тамара осознавала, что Грузия нуждается в разумных преобразованиях. По её приказу были отстранены от службы архиереи, злоупотребляющие своим положением или пренебрегающие обязанностями.

Более того, Тамара освободила церкви от пошлин, облегчила участь крестьян, благодаря чему в Грузии стабилизировалась внутренняя обстановка.

Царице приходилось жертвовать многим во имя интересов своей страны, причём личное счастье не было исключением. Всего через год самостоятельного правления Тамары придворные, патриарх и епископы призывают её связать себя узами брака с представителем православной державы.

Л. Табиташвили «Царица Тамара»

После недолгих переговоров они выбирают в качестве жениха для неё сына князя Вышгородского Георгия (Юрия) Боголюбского. Историк Андрей Поспелов так рассказывает об этом:

Царица грузинская Тамара / Galana Platon / platonovag7.wixsite.com

Как показало время, Тамара оказалась права. Юрий нередко злоупотреблял вином, совершил много “непристойных дел”, непочтительно обходился с супругой и тяготел к пагубному образу жизни. Через два с половиной года совместной жизни Тамара вынуждена была изгнать его, “снабдив несметным богатством и драгоценностями”.

Юрий обосновался в Константинополе, но на супругу затаил зло. Через некоторое время, собрав немалое войско, он двинулся на Грузию, желая вернуть себе престол. Замысел его не увенчался успехом, однако Юрий сумел освободить от мусульман многие армянские города, причём в местных источниках он описывается как герой и человек, не лишённый благородства.

С.Б. Савлаев «Торжественное прибытие князя Юрия в Тбилиси» / gorets-media.ru

Краткий курс истории. Тамара Великая

14 мая (н. ст.) Русская православная церковь чтит память святой благоверной Тамары, царицы грузинской. С именем Тамары связан золотой век грузинской истории. Святая Тамара – одна из самых близких православным христианам святых, недаром многие женщины в Грузии и России носят ее имя.

Из рода Багратионов

Тамара родилась в 1166 году и происходила из рода Багратидов (Багратионов) – древней царской династии в Грузии, к которой принадлежали многие выдающиеся военные и государственные деятели Грузии и России. Отцом «царицы цариц» был «царь царей» Георгий III, а дедом – святой царь Давид IV Строитель. В 1178 году царь Георгий, получив согласие от высшего духовенства, аристократии и военачальников, перед представителями семи своих царств объявил Тамару царицей. Царство она приняла в руки спустя семь лет, после смерти отца. Автор биографического труда о Тамаре и ее современник описывал царицу как очень красивую женщину с застенчивым взглядом, приятной речью и чуждую всякой развязности и порочности.

Два мужа

Свершения

Считается, что во время правления Тамары Грузия добилась такого величия, какого у нее не было ни раньше, ни после. Окрестные народы благодаря этому также переживали период процветания. Грузия дважды могла потерять независимость и православную веру, но благодаря Тамаре сначала было разбито превосходящее по численности мусульманское войско халифа Абу-Бакра, а в 1203 году – султана Рукн ад-Дина. Обе блестящие победы принесли Тамаре еще большую известность в Средиземноморье. Во многом благодаря святой Тамаре, после разграбления Константинополя крестоносцами, в 1204 году была утверждена Трапезундская империя у южного побережья Черного моря. В области культуры при Тамаре развивался и совершенствовался грузинский язык, была создана светская романическая словесность в прозе, многие памятники искусства. Среди горцев Кавказа распространялись гражданственность и христианская вера. Тамара умерла от неизвестной болезни, однако год смерти остается спорным: 1209, 1210 или 1213-й. Современник Тамары во втором известном источнике о ее правлении «История и восхваление венценосцев» написал, что за 31 год правления Тамары в Грузии по ее распоряжению ни одного человека даже плетью не наказали.

Использованные материалы

  • Поспелов Антон Евгеньевич, «Святая царица Тамара Великая. Жизнеописание по грузинским летописям», портал Православие.Ru, 14 мая 2013:

  • Страницы календаря на портале Православие.Ru:
  • Минея-апрель, ч. 2, Изд. Московской Патриархии, с. 341:

    — тропарь

  • Асатиани Фридон, прот., «Время царствования святой благоверной царицы Тамары», портал Богослов.Ru, 26 мая 2009:

    — материал использован частично

  На начало XXI века среди русско-говорящих грузин было принято называть святую царицей Тамар.

  Точные годы жизни продолжают обсуждаться. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 10-24, или

  О годе рождения будущей царицы можно судить приблизительно на основании слов «Истории и восхваления венценосцев» (см. русский перевод, с. 33) о том что, после смерти царя Георгия III в году вельможи страны обратились к его сестре Русудан со следующими словами: Тамара, «будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей«. «Юная» в оригинале передано словом крма, которое обозначает отроковицу 15-20 лет, из чего следует что она должна была родиться между и годами. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 18.

  Джавахишвили Иване, Сочинения в двенадцати томах (на груз. яз.), Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1977, т. VIII, с. 137.

  Метревели Роин, Царица Тамара (на груз. яз.), Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1991, с. 125.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 32,

  Джанашвили М., Царица Тамара, Тифлис, 1900, с. 50.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 18.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 30.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 31.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 42.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 34.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 37.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 41.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 41.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 51.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 29.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 38.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 54-55.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 55.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 50.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 66.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 48.

  Число по грузинским летописям. В русским месяцесловах указано 1 мая — день памяти святой.

  И. А. Джавахишвили на основании косвенных данных годом смерти царицы Тамар условно счёл 1213 год. Эта датировка закрепилась в официальной грузинской историографии. При этом на основе прямых указаний грузинских, армянских и арабских источников ряд ученых датирует её преставление годом. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 15, сноска 14. Существуют также датировки преставления и годом.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 49.

  Русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985.

  Русский перевод: История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954.

  «Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары», портал Православие.Ru, 20 февраля 2013,

История правления

Георгий скончался в 1184 году, оставив дочери не только государство, но и натянутые отношения с местным духовенством. В тот же год царицу Тамару повторно короновали в Гелати, после чего она принялась устранять неурядицы в церковной среде и наводить административный порядок. По ее повелению храмы были избавлены от повинностей, а от кафедры отстранены недостойные епископы.

Примерно за 30 лет правления царица Тамара сделала столько, сколько не мог совершить ни один предыдущий правитель Грузии:

завершила начатое ее предками дело — создала совершенную грузинскую армию; завоевала Эрзерум и Темриз;

одержала победу над ардебильским султаном;

вышла победительницей в Шамкорской битве, поразив алеппского султана Нукардина; поспособствовала развитию романтической словесности в прозе и усовершенствованию грузинского языка;

распространила гражданственность и христианство посреди кавказских горцев.

Благодаря военным трофеям и дани, собираемой с завоеванных территорий, Грузия стала одной из самых богатых стран в средневековом мире. На полученные средства царица Тамара построила много храмов, замков, оборонительных сооружений, в том числе дворец Вардзия (ныне – пещерный монастырь) в Джавахетии.

Царица понимала, что для продолжения ее начинаний грузинским подданным необходимо хорошее образование, поэтому приложила максимум усилий для расширения школьной программы. Детям преподавали богословие, арифметику, астрологию, иностранные языки и множество иных предметов, которым не обучали в других государствах.

Во времена правления Тамары при дворе собирались лучшие музыканты, писатели, философы и поэты. Именно при ее царствовании появилась поэма «Витязь в тигровой шкуре», в которой Шота Руставели воспел такие человеческие качества, как воинская доблесть, мужество, щедрость и дружелюбие.

Что касается личной жизни Тамары, то первый раз она вышла замуж в 1185 году. Ее скорее политическим, чем душевным выбором стал князь Новгородский – Юрий Андреевич Боголюбский, который оказался пьяницей и человеком с множеством пороков. Царица два года терпела его недостойное поведение, а в 1187-м отправила в изгнание и расторгла брак. Вторым мужем правительницы стал Давид Сослани – царевич из Осетии, который многие годы был надежным соратником Тамары и подарил ей сына Георгия IV Лашу.

Дела военные

Царица помнила, что когда-то только усилиями Давида Строителя удалось восстановить царство в пределах, соответствовавших ареалу нации и, без притязаний на чужое, заявить: «Грузией называется страна, в которой богослужение ведется на грузинском языке». Самое разумное для внучки Давида — окружить свою страну союзниками и вассалами. Для этого с одними правителями нужно договориться, другим пригрозить, а третьих и разгромить.

В общей сложности за три года интенсивных боевых действий грузинское воинство под знаменами Тамары и предводительством Давида Сослани одержало множество побед.

Замирены были Ширван, Шамхор, Гянджа, Двин. Потом до Тамары дошли слухи о том, что византийцы обирают грузинские монастыри на Южном побережье Черного моря. Трудно судить, послужило ли это только поводом, но она приказала ввести войска в пределы греческой империи, и они продвинулись вплоть до Синопа и Гераклеи.

Эти земли были большей частью населены грузинскими племенами — лазами. Дабы обезопасить юго-западные рубежи, царица Тамара содействовала созданию здесь Трапезундского царства, на престол которого возвела своего родственника Алексея Комнина, из древней византийской же династии. Комнин с братьями еще младенцами попали в Грузию, где и получили воспитание. Родным языком их был грузинский, а царица доводилась теткой, так что союз оказался надежным — во всяком случае, на первых порах.

Житие святой Тамары

Род царицы восходит к знатному царю Давиду. Ее земной путь был относительно коротким 1165-1213 года. Казалось бы, так немного времени, но так много благих дел смогла совершить эта подвижница.

До сих пор Грузины считают период ее правления лучшим временем в стране. Хотя саму Тамару трудно назвать баловнем судьбы, да и в роскоши она никогда не купалась. Даже наоборот – сторонилась.

Первым супругом ее стал сын Андрея Боголюбского по имени Георгий – забулдыга и раб всяческих страстей, с которым царица пришлось разорвать отношения. Она могла остаться вдовицей при живом муже, но стране требовался наследник и было решено взять второго мужа, которым теперь оказался Давид – осетинский царевич. Очередной брак оказался более продуктивным, не только в смысле появления наследника, но и в смысле намного лучших отношений.

Из основных реформ и достижений царицы Тамары следует отметить:

  • освобождение церкви от налогообложения;
  • облегчение сборов с сельского хозяйства;
  • активная поддержка вдов, сирот и обездоленных;
  • смену военноначальников на более надежных;
  • отбила войска двух захватчиков халифа Абу-Бакра и султана Рукн-ад-Дина;
  • создала общий собор церковного богослужения в стране;
  • возвела немалое количество храмов и монастырей.

В целом в стране наблюдалось развитие во всех сферах от грандиозных военных свершений (не только упрочились границы, но и взято множество новых городов) до развития культуры.

Заслуживает внимания духовное подвижничество царицы, о котором свидетельствуют биографы. Днем она, облаченная в роскошные одежды, правила страной и имела доступ к самым разнообразным богатствам, даже подчиняла близлежащие страны. Тем не менее по ночам царица одевала простую одежду и ставала на молитву, дабы обрести подлинные богатства – духовные. Именно такая высокая мудрость и благочестивое поведение позволили царицы достигнуть процветания и с этим позволить процветать собственной стране.

Бремя царствования

Картинка взята с сайта YouTube

Тамара родом из грузинской династии Багратиони, она была правнучкой знаменитого царя Давида Строителя и дочерью Георгия Третьего. Будущая правительница появилась на свет в 1165 году и была коронована отцом в юном возрасте. Девушка разделила с Георгием бремя царствования, когда ей исполнилось всего четырнадцать лет. Это вызвало гнев и возмущение среди придворных.

В те времена восхождение женщины на трон было нонсенсом, а в Грузии вообще подобное произошло впервые. Но никто не смел перечить воле Георгия. Отец приложил массу усилий, чтобы аристократия и знать смирились с фактом будущего царствования Тамары. В 1178 Георгий созвал царский совет и объявил дочь соправительницей. На протяжении шести лет они совместно руководили страной.

В 1184 Георгий скончался, и молодая девушка осталась наедине с теми, кто изначально не желал видеть ее на троне. Женщина повторно прошла процедуру коронации, но лишь после того, как вынужденно пошла на многочисленные уступки аристократии.

Так Тамара стала первой и единственной царицей Грузии. А вот управление войсками женщине не доверили. На протяжении многих лет придворная знать требовала, чтобы государыня вышла замуж.

День памяти святой Тамары — 9 апреля и 1 мая

Тамаре написан тропарь и молитвы, которые можно читать дома перед ее иконой.

Тропарь благоверной Тамары, царицы Грузинской,  глас 8:

Вышния красоты желая, нижния сласти телесныя далече от себе отгнала еси и, в чертозе царском пребывающи, ангельское житие препровождала еси, царице Тамаро блаженная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь, глас 4:

Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва святой благоверной царице Тамаре:   

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай. Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Экспедиция, которой не было

Гроб с телом царицы Тамары искали восемь веков. Были тщательно обследованы все места, которые могли бы стать последним пристанищем легендарной властительницы: царское кладбище Гелати в Мцхете, монастырь на склонах горы Казбек, пещеры в Касарском ущелье и многие другие. Все поиски заканчивались неудачами. Постепенно археологи и просто поисковики-любители оставили попытки найти место упокоения царицы или хотя бы одной из трёх женщин, умерщвлённых после её смерти. Но учёные рано отказались от возможности раскрыть одну из исторических тайн. Существует в Грузии место, где может храниться один из гробов. Узнал я о нём более 30 лет назад — совершенно случайно. К сожалению, организовать свою экспедицию мне так и не удалось. СССР распался на отдельные независимые страны. Предполагаемое место захоронения царицы Тамары осталось в Грузии, с которой Россия сегодня находится в натянутых отношениях. Но рано или поздно страны, прожившие вместе сотни лет, должны помириться, и тогда такая экспедиция станет реальностью.

Смерть и похороны

Точную дату смерти царицы Тамары установить не удалось, но считается, что смерть её произошла между 1209 и 1213 годами. Страдающая от неизлечимого недуга царица перед самой кончиной переместилась в крепость Агарани возле Тбилиси, где и провела свои последние дни. Летописец сообщает, что похоронена она была в Гелати, но есть и мнение, что позднее её останки перевезли в Иерусалимский Крестовый монастырь, поскольку при жизни она хотела посетить святые места, но не успела. Есть легенда, что в предчувствии скорого конца Тамара распорядилась сделать 7 идентичных гробов, в одном из которых она и должна была оказаться после смерти. Каждый гроб достался кому-то из личной охраны царицы, а получив его, он закопал в месте, известном ему одному. Когда все охранники умерли, то унесли с собой в могилы и тайну места погребения царицы Тамары.
Стоило Грузии потерять свою величайшую правительницу, как её могуществу быстро пришёл конец. Вместо процветания наступило монголо-татарское иго, за которым последовало завоевание страны турками. Так завершился «золотой век» Грузии. Грузинскому народу осталось только пронести сквозь века неизбывную любовь к своей славной правительнице, которую после смерти причислили к лику святых. Появилось даже предсказание, что когда в мире под солнцем страдание и горе умножатся, то Тамара восстанет из своего гроба и встанет на защиту своего народа. 

Оценить!

10
101

Личная жизнь грузинской правительницы

Грузинская знать была очень недовольна тем, что страной управляет женщина и поэтому постаралась поскорее выдать ее замуж. В 1185 году на Русь был отправлен купец, чтобы подыскать Тамаре подходящего жениха. Он остановил свой выбор на Георгии (Юрии) Боголюбском (внуке Юрия Долгорукого).

Но счастливой семьи у молодых не получилось— муж пил и вел распутный образ жизни. И через 2,5 года царица была вынуждена отправить его в изгнание в город Константинополь. После расторжения брачного союза, обиженный Георгий с войском в 1191 году отправился в Грузию, чтобы возвратить утраченный престол. Ему удалось занять Кутаиси, и он был там коронован, но затем мятеж удалось подавить, и Юрий был вновь изгнан. Несмотря на это поверженный бывший муж позже еще раз предпринял попытку отобрать грузинский трон.

Вторым мужем царицы Тамары стал друг ее детства и воспитанник той же Русудан аланский царевич Давид Сослан. На этот раз девушка выбрала суженого сама. Этот брак был счастливым и подарил паре двух детей: сына Георгия IV Лаша и дочь Русудан. Имена детям были выбраны не случайно: мальчик назван в честь прославленного дедушки, а дочь именем любимой наставницы владычицы. Муж Давид долгие годы был Тамаре другом и соратником в военных походах. Вместе она блестяще выигрывали крупные сражения и вели захватническую внешнюю политику. Женщина пережила его лишь на несколько лет.

Имя и внешность

Начнем по порядку — то есть с имени Тамара (точнее — Тамар). В святцах оно определяется как грузинское, хотя, несомненно, восходит к Фамари, одной из самых ярких героинь Ветхого Завета (ее поучительную историю можно обнаружить в 38-й главе Книги Бытия).

А коль скоро речь зашла о библейских «корнях» царицы, то уместно вспомнить предание, согласно которому грузинские Багратиони происходят по прямой линии от Давида Псалмопевца. Это обстоятельство даже нашло отражение в фамильном гербе династии — среди прочих атрибутов на нем изображен кимвал великого царя Иудейского. Одно время муссировались слухи, будто бы при создании государства Израиль после Второй мировой войны потомкам Багратиони предлагали трон в Иерусалиме…

Теперь о внешности. Похвалы Руставели можно дополнить одой придворного поэта Чахрухадзе, повествующей о неземной красоте царицы. То же восхищение проскальзывает в хрониках и народных преданиях. Даже в современном учебнике по истории Грузии для школьников, иллюстрированном тусклыми фотографиями, изображение Тамары воспроизведено в цвете на мелованной бумаге. В этом портрете есть все, что за века прославило красоту грузинских женщин и подсказало Бальзаку лестное для нации сравнение: «Она стояла перед ним прекрасная, как молодая грузинка» («Неведомый шедевр»).

Портрет, однако, совершенно произволен, основан на чистом художественном домысле. Если же вернуться к объективности и вглядеться в сохранившиеся прижизненные изображения царицы на фресках в Бетании и Вардзии…

Фресковая техника не способствует достижению большого сходства, но в общих чертах модель «схвачена». Что мы видим? Одутловатое лицо с припухшими веками, округлый подбородок и тонкие губы. Скорее всего, Тамару рисовали уже в поздней зрелости. И слава Богу, здесь любитель исторической правды может хотя бы смотреть на нее, не зажмуриваясь, как от софитов, которыми освещена апологетическая литература о нашей героине.

Мощи и почитание

Св. блгв. Тамара Грузинская

По слову жизнеописателя, с преставлением святой царицы Тамары «погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем: «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их» . Согласно «Жизни царицы цариц Тамар» прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов. Однако на деле подлинное место упокоения её мощей осталось сокрытым. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после кончины, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица, выехало десять отрядов. Каждый вёз гроб, и все десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она была похоронена в Гелатском монастыре. Другая традиция утверждает, что она была погребена в Иерусалимском Крестном монастыре, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Георгий Лаша исполнил заветное желание своей матери. Современники царицы Тамары оставили два оставшихся в веках крупных жизнеописания святой. «Жизнь царицы цариц Тамар» написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Василием Эзосмодзгвари и посвящено в первую очередь нравственному облику святой. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» — написано в более светском ключе очевидцем большинства описываемых им событий и изобилует подробными географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Сведения о жизни святой также содержатся в указах и документах наподобие дарственных грамот.

Как её личное благочестие, так и беспримерный расцвет Грузии под её рукой, способствовали сложению особого почитания вокруг её имени. Наравне с равноапостольной Ниной, благоверная царица сделалась наиболее чтимой и любимой святой среди грузин. Соборно утверждённое Церковью почитание святой царицы дополнилось разнообразными народными легендами и поверьями. Со временем почитание святой стало распространятся и в других православных народах. На Руси широкое хождение со второй половины XVI века получила «Повесть о царице Динаре», основанная на событиях связанных со славной Шамхорской битвой. В связи с 800-летием её кончины Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: