Отношение общественности
Из-за ритуала жертвоприношения, у праздника Ломисоба есть, как множество сторонников, так и противников. Противников особенно много среди зоозащитников. Именно традиция жертвоприношения создает синтез Ломисоба между христианством и язычеством. Была даже проведена акция протеста с требованием прекращения этой традиции. Ритуал жертвоприношения совершается и сегодня, хотя и вдали от храма, на несколько возвышенном участке, под горой. Ломисоба не оставит ни одного гостя без эмоций, будь они сторонники или противники этого праздника, побывав там хотя бы раз, вы обязательно вспомните его.
Храм Баграти (Кутаиси)
Величественный храм Баграти возвышается над Кутаиси на вершине горы Укимериони над рекой Риони. Он является одной из самых интересных достопримечательностей не только Кутаиси, но и всей Грузии. Храм Баграти был основан царем Баграти III в 1003 году. Для 11 века возведение такого огромного храма требовало высокого мастерства строителей.
Храм Баграти в Кутаиси был основан царем Баграти III в 1003 году
Интерьер восстановленного Храма Баграти в Кутаиси
Официально Храм Баграти называется Собор Успенья Богородицы, но все его называют «Баграти». В Тбилиси также есть Собор Успенья Богородицы, но все его называют Храм Метехи. Рядом с Баграти сохранилась старинная звонница. У ее подножия есть смотровая площадка, с которой открывается замечательный вид на Кутаиси.
Читать подробнее о Храме Баграти
Постройки
С 2002 г. монастырь считается объектом мирового культурного наследия, признанным ЮНЕСКО. Здесь до настоящего времени можно увидеть древние храмы, история которых насчитывает более 1000 лет.
Базилика Преображения
Она построена при имп. Юстиниане. При входе, над резными – греческая надпись (стих из 117 псалма): «Вот врата Господа, и праведные войдут в них». Храм украшен 12 колоннами, в которые вделаны мощи святых. На самих колоннах – минейные иконы, по одной на каждый месяц года.
Главная ценность церкви – мозаика «Преображение Господне», сохранившаяся с VI в. Отреставрировать изображение удалось реставраторам из США в 1965 г.
Мозаика Преображение Господне
Святыня базилики – мощи вмч. Екатерины, большая часть которых пребывает в алтаре, кроме перста, который находится в иконе-мощевике. Она доступна для поклонения верующих постоянно.
Часовня Неопалимой Купины
Это еще один уникальный храм, основание которого относится к IV в. Так как «Купиной Неопалимой» Церковь именует Богородицу, часовня посвящена Благовещению. При этом ее престол находится при корнях куста, из пламени которого Бог говорил с прор. Моисеем. Место, где была купина, могут видеть паломники, так как часовня не имеет иконостаса. Это отверстие в плите из мрамора, прикрытое серебряным щитом.
Часовня на вершине горы Моисея
Сам легендарный куст пересажен таким образом, что находится за часовней. Здесь он продолжает расти до наших дней. Некогда паломники имели возможность поклониться этой святыне, но сейчас ее обнесли забором ввиду множества желающих унести «на память» лист или ветку.
Другие
Кроме того, в обители можно увидеть:
- колодец Моисея, до сих пор дающий инокам воду; считается, что именно здесь он пророк повстречал дочерей священника Рагуила (Исх. 2:15-17);
- 12 часовен, посвященных святым, праздникам; часть из них недоступны паломникам, так как являются домовыми, находятся при покоях епископа Синайского;
- трапезную XI в.; считается, что она появилась после того, как древняя трапезная стала мечетью; реставрация убранства завершена, с 2005 г. трапезная используется братией;
- вне монастырских стен можно увидеть сад, а также кладбище с так называемой костницей; здесь только 7 могил; по смерти монаха останки его через время извлекаются из земли, помещаются в часовню; здесь можно видеть кости архиепископов Синайских, монахов обители.
Челтер-Мармара
Пещерный монастырь Челтер-Мармара находится в Балаклавском районе города Севастополя в 2 км от села Терновка. Он расположен в толще отвесной сорокаметровой скалы массива Кара-Коба. Название «Челтер (Чилтер)» происходит от крымскотатарского слова «решетка, решето», «Мармара» – предположительно называлась расположенная поблизости средневековая деревня. Монашеская жизнь в Челтер-Мармара вернулась в 2007 году. Сейчас в древних пещерах размещается мужской монастырь Преподобного Саввы Освященного.
Челтер-Мармара
В Челтер-Мармара было выявлено 56 сохранившихся и 30 сильно разрушенных помещений в пещерах как естественного, так и искусственного происхождения, расположенных в 5-ти ярусах. Среди них жилые и хозяйственные помещения, 3 церкви и часовня на пятом уровне. Сейчас помимо монашеских келий и хозяйственных помещений восстановлено два храма – небольшой храм Святого Николая Чудотворца, расположенный в 3-м ярусе, и храм Преподобного Саввы Освященного, который находится в центральной части 2-го яруса.
Храм Преподобного Саввы Освященного
Деревянные лестницы монастыря
Пешеходный маршрут к Челтер-Мармара несложный, проходит по тропе через лес из низкорослых деревьев и кустарника. Тропа достаточно пологая, значительный набор высоты присутствует на последнем небольшом участке пути.
Треккинг к монастырю Ломиси
По пути в монастырь Ломиси можно любоваться видами на ущелье Арагви, на всю долину Гудаури, снежники вдалеке, а в ясную погоду даже на гору Казбек. Ну а с самой вершины можно заглянуть по другую сторону хребта.
Ломиси находится на отметке 2200 м, на противоположной стороне через ущелье от Гудаури. Забавно – в Гудаури мы как раз и жили на этой же отметке, но для того, чтобы попасть в Ломиси, нужно сначала спуститься на машине по горному серпантину вниз, на высоту 1200 м, а уже оттуда стартовать пешком по природной тропе наверх.
Про треккинг к монастырю Ломиси я прочитала заранее, но откуда конкретно начинается тропа, насколько сложен маршрут, и в какое время лучше идти, мы не знали. На помощь пришёл Олег, он работает профессиональным гидом в компании Gudauri Travel. Именно с ним мы и отправились по маршруту – выехали из отеля в 5 утра, за 20 минут доехали до посёлка Квемо-Млета, припарковались у церкви, и получив треккинговые палки, все вместе стартовали на рассвете.
В это время ещё совсем нежарко, даже напротив – свежо.
Весь маршрут от места старта на вершину и обратно составляет чуть больше 7 км, а перепад высот – около 1 км.
Ещё одним, незванным нашим провожатым стал этот черный мускулистый щенок, что живёт в нижней церкви, которую и охраняет, за что его и подкармливают монахи.
В Грузии (а раньше и в Азии) мы уже привыкли к таким собакам-попутчикам. Видимо, они считают своим долгом составить компанию любому туристу, сопроводить его на вершину, причём бегут чаще всего впереди, как будто, и правда ведут нас
Поднимаясь все выше к вершине, на которой расположен монастырь Ломиси, мы постепенно стали мишенью для первых солнечных лучей
Старинный храм 7 века носит имя в честь быка по кличке Лома (что переводится как «лев»), который в древние века вывел 7 тыс. пленных грузин из Персии и поднялся на гору. Выполнив свой полководческий долг, бык умер тут же на этом холме. К его рогам была привязана икона Св. Георгия, так что в том месте, где она упала, и основали монастырь Ломиси.
Уже рассвело, а на небе до сих пор луна
Храм Цминда Самеба (Тбилиси)
В переводе с грузинского языка Собор Цминда Самеба означает Собор Святой Троицы. Это название, достаточно распространенное среди храмов Грузинской православной церкви. Например, в Дарьяльском ущелье с 14 века сохранился храм Цминда Самеба Гергетис, который находится на горе у подножия горы Казбек.
Собор Цминда Самеба (Святой Троицы) в Тбилиси является кафедральным собором Грузинской Православной церкви
Своды Собора Цминда Самеба в Тбилиси
Собор Цминда Самеба в Тбилиси построен недавно. Его строительство началось в 1995 году, а освятили храм в 2004 г. Собор Цминда Самеба стал вторым главным кафедральным храмом Грузинской Православной церкви. Главным храмом Грузии с 11 века на протяжении десяти столетий является собор Светицховели в Мцхете.
Читать подробнее о Храме Цминда Самеба
Монастырь Святого Георгия Аламану
Женский монастырь Святого Георгия Аламану находится недалеко от Лимассола. Монастырь, изначально мужской, был основан немецкими отшельниками, пришедшими из Палестины, приблизительно в XII веке и получил своё название в честь одного из монахов («Аламану» переводится с греческого как «германский»).
Во времена Средневековья монастырь был заброшен, а в конце XIX века иеромонах Паисий возвёл на его месте новый храм и монашеские кельи. В 1949 году в монастырь переехали монахини из обители Святого Антония в Деринии, и он стал женским. Со временем монахини возвели на территории монастыря новый храм и церковь.
В наше время монахини, населяющие монастырь, занимаются садоводством (на территории монастыря растёт множество цветов), пчеловодством, рукоделием, а также пишут иконы. Мёд и другие натуральные продукты, произведённые в монастыре, можно купить тут же в небольшом магазинчике. Кроме того, посетители монастыря могут набрать здесь святой воды в действующем источнике. Через монастырь пролегает дорога к чистому и пустынному пляжу под названием «Белые камни» — одному из самых живописных мест в округе.
Монастырь св. Феклы
Монастырь Святой Феклы, как и несколько других монастырей Кипра, был основан в IV веке царицей Еленой, которая совершила весьма плодотворную остановку на острове по дороге из Иерусалима в Константинополь.
В конце XVIII века в монастыре была построена однонефная базилика, а также монастырские корпуса, в которых жили монахи.
Во время турецкого владычества монастырь был заброшен, а во второй половине XIX века из него сделали школу, в которой обучались местные дети.
Во второй половине XX века монастырь возродился в качестве женского. Рядом с входом в монастырь расположен источник со святой водой, а у входа в церковь можно увидеть фотографии детей, исцеленных, как считается, целебной глиной, источник с которой находится тут же.
Монастырь открыт для посещения ежедневно.
Монастырь Святого Неофита (Неофита Затворника)
Монастырь Святого Неофита — ставропигиальный, то есть независимый от местной епархиальной власти и подчиняющийся исключительно патриарху. Этот мужской монастырь расположен недалеко от деревни Тала, немного западнее Пафоса, на высоте 412 метров над уровнем моря.
В начале XII века монах Неофит обустроил на месте будущего монастыря пещеру для собственного затворничества (оборудованная внутри скалы келья сохранилась до сих пор). Здесь монах провёл в одиночестве 11 лет, а 1170 году его жилище начало постепенно преобразовываться в скит, и, позднее, — в монастырь, для которого в 1187 году Неофит написал первый устав. Однако, монастырская жизнь показалась Неофиту слишком бурной, и 1197 году он выкопал над скитом новую келью — «Новый Сион», а учеников стал навещать лишь один раз в неделю. После кончины Неофита Затворника насельники монастыря продолжали обустраивать монастырь и заниматься сельским хозяйством.
Главный храм монастыря был построен в начале XVI века. Сейчас в нем можно полюбоваться на резной иконостас и прикоснуться к мощам Неофита, найденным на территории монастыря в 1756 году, а в древней келье сохранились фрески, созданные ещё при жизни основателя монастыря.
На территории монастыря расположен также музей, в котором представлены рукописи Неофита, иконы разных веков, античная керамика, книги и многое другое. На одном этаже с музеем размещены гостевые комнаты.
Добраться до монастыря можно на рейсовом автобусе из Пафоса. Вход в пещеру (скит) Неофита Затворника платный, на территорию современного монастыря — свободный.
Краткая история Ком-Омбо
С 305 года до нашей эры Египет находился под властью греческой династии Птолемеев. Птолемей I Сотер получил в управление часть земель, завоеванных Александром Македонским. Господство этой династии продолжалось почти триста лет, и окончилось со смертью знаменитой царицы Клеопатры VII.
Храм Ком-Омбо возник на руинах гораздо более древнего храма бога Собека. Этот старый храм возвели правители 18-й династии — царь Тутмос III и царица Хатшепсут. От первоначальной постройки сохранился лишь непримечательный дверной проем, встроенный в стену современного храма.
Таким увидели Ком-Омбо путешественники в 19-м и 20-м веках.Авторы изображений: David Roberts и Pascal Sebah.
Возведение нынешнего храма начал царь Птолемей VI Филометор, который жил в 186-145 годах до н.э. Его преемники дополнили святилище пристройками и гипостильным залом. Храм для египтян был домом конкретного бога, а не просто местом поклонения. Поэтому вместо строительства новых зданий правители совершенствовали уже существующие. Работы в Ком-Омбо велись более 400 лет.
Птолемеи переняли древнеегипетские верования, и не стали насаждать новую религию. К культу бога Собека в Ком-Омбо они добавили культ бога Хора Старшего, одного из древнейших богов египетского пантеона.
Храм Ком-Омбо разделен на две симметричные половины. Восточная часть храма посвящена божественной триаде Собек, Хатхор и Хонсу, а западная — триаде Хор Старший, Тасенетнофрет и Панебтави. Почти всегда в Египте боги почитались в виде троицы: отец, мать и сын или дочь.
Собека изображали в виде крокодила, а Хора — в виде сокола.
Верхний ряд: слева — бог Собек; справа — Хор Старший и Собек. Снизу изображена Хатхор в виде священной коровы.
На протяжении веков храм страдал от разливов рек, землетрясений и грабителей, которые использовали его камни для других строительных проектов. Некоторые барельефы внутри уничтожили копты, которые в 6-7 веках использовали храм как христианскую церковь.
Экскурсия в подземный монастырь
Спустившись по длинным лестницам ко входу в Монастырские пещеры, мы вместе с экскурсоводом отправились под землю. Освещения в подземном монастыре нет. На входе нам выдали свечи, мы их зажгли и светом живого огня освещали себе путь. Впрочем, нам выдали фонарик один на всех. И ещё один фонарь – у экскурсовода.
Спуск ко входу в подземный монастырь
Вход в подземелья
Холл пещеры
Подземные тоннели низкие и узкие. Некоторые – 1,5 метра и меньше. Экскурсовод сразу предупредила, что надо наклоняться, потому что местами своды очень низкие.
– Это сделано специально для того, чтобы при входе все склоняли головы, – объяснила она нам. – Но даже если стукнетесь головой – ничего страшного. Значит, вразумление получили.
Разумеется, я со своим «идеальным модельным ростом» пару раз получила нехилое «вразумление» от сводов. И потом уже всю дорогу не забывала низко наклоняться. Что и говорить про высоту сводов, если даже дети умудрялись ударять головы.
Пещерные ходы длинные и узкие
По высоте все ходы разные. По некоторым можно только ползком. Экскурсии по таким, конечно, не водят.
В подземельях много ответвлений
Узкий ход петляет под землёй. По пути мы посмотрели крошечные кельи с небольшими выступами и нишами под постель. Выступы настолько маленькие, что сразу возник вопрос – как тут можно спать? Отшельники были низкорослые?
Оказывается, монахи спали сидя. Это тоже было частью аскезы. Если добавить к этому, что в пещере круглый год температура около +8°С, влажно и зябко, а отшельники тут порой проводили дни и ночи напролёт в молитвах – можно только догадываться о том, насколько тяжелой была такая жизнь…
Местами на стенах есть изображения, слова молитв, выдолблены ниши под иконы. Надо брать с собой хороший свет, чтобы их запечатлеть.
Увы, изображения на стенах запечатлеть не удалось!
К сожалению, у меня фотографии не получились.
Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь и ее история
Промыслом Божьим в Греции, на святом Афоне, произошла встреча двух монахов. Инок Виталий приехал туда паломником из России, а иеромонах Мартирий в это время там подвизался. Их взгляды сошлись на желании обосновать монастырь и уже в 1877 г., по благословению афонских старцев, они отправились в сторону Кавказа. Местные казаки, жившие в станице, ранее пытались обустроить обитель в горных отрогах, но ничего не получалось. После приезда иноков, получив благословение правящего архиерея, они совместно начали хлопотать о выделении земли под возведение.
Великий князь Михаил Николаевич Романов являлся ктитором монастыря. Архангел Михаил – покровитель князя, поэтому в честь него и был воздвигнут первый храм в сентябре 1877 г. Сюда приезжает еще несколько монахов с Афона, поэтому обитель получила название «Афонская», так как первые иноки были именно оттуда. На работы жертвовали средства будущие прихожане, иером. Мартирий вложил свою «лепту» в сумме 55 тыс. руб. В 1883 г. последний возведен тут в сан архимандрита (настоятеля).
В этой церкви первоначально проводились службы и различные требы. Здесь же, за неимением келий, братия жила. Затем построили монашеский корпус – уже насчитывалось около 200 служителей, пристройки для хозяйственных целей и гостиницу для паломников. В 1885 г. возводиться церковь в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, которая вмещала до 2000 прихожан.
Храмы и расцвет
Всего было построено 5 храмов:
- в честь Архистратига Михаила;
- во имя преп. св. Александра;
- Успенский;
- во имя Святой Троицы (сохранился до сегодня);
- посвященный Преображению Господню (Преображенский), на Физиабго.
Гора Физиабго имела крутые склоны – для основания церкви подвезти камни было невозможно, поэтому желающие помочь приносили их, доски и бревна вручную. Такими трудами была воздвигнута Преображенская церковь, которая вмещала около 500 молящихся. Здесь имелись мастерские разных направлений – иконописная, сапожная и портняжная, токарная, слесарная. Работала на территории и кузница. Для своих нужд выстроили небольшой кирпичный заводик. Для жителей станицы открыли церковно-приходскую школу.
Жизнь монастыря процветала. Появилась своя пасека, сыроварный цех, организовали небольшой монастырский пруд для разведения рыбы. Монахи не имели ни в чем нужду. Они обеспечивали пропитанием не только себя, но и приезжающих паломников, странников. Для них в трапезной готовили щи, а на пекарне выпекали хлеб. В Великий пост объект посещало около 5000 человек. Прихожане гордились монастырем. Все происходило под чутким руководством архим. Мартирия, о котором стоит сказать детальнее.
Архимандрит Мартирий
Архим. Мартирий был родом из Херсона. Его отец – бывший казак и состоятельный мещанин – Василий Островых. Сначала Мартина (его имя в миру) отдали на учебу в церковно-приходскую школу. Со временем для продолжения «дела» отца он осваивал торговое ремесло. Религиозное образование мальчика началось при его болезни. Находясь в постели на протяжении двух лет, он читал духовную литературу и молился Царице Небесной, просил исцеления и обещал свою жизнь после выздоровления посвятить монашеству.
Прошло время, мальчик выздоровел и забыл о своем обете. Будучи взрослым парнем, он собрался жениться и перед этим событием поехал помолиться у киевских святынь. На исповеди он вспомнил о данном много лет назад обете и обещал его выполнить. По приезду домой родственники всячески пытались отговорить парня – только вторая болезнь подтолкнула его к этому шагу. Сначала Мартин нес послушание в Киево-Печерской лавре, затем уехал на Афон, где принес монашеские обеты и принял постриг с именем Мартирий. С Афона он приехал в Чернигов, где стал иеромонахом. Затем с несколькими иноками он опять уехал в Грецию и уже оттуда направился на Кавказ. Здесь, в созидании обители, и прошла вся остальная часть его жизни.
Окончилась жизнь архимандрита трагически. Зимой 1917 г., по возвращению домой, повозка, на которой он ехал, была окружена волками. Лошади в испуге свернули с дороги, и она разбилась о дерево. На территории монастыря есть могила, в которой покоятся останки его основателя – архим. Мартирия, помолиться у нее и преклониться может каждый желающий.
Ломисоба — праздник монастыря Ломиси, названного в честь быка, который был назван в честь льва…
Праздник Ломисоба — поклонение иконе Святого Георгия в древнем православном храме Ломиси (IX век) недалеко от горнолыжного курорта Гудаури. С этим местом связано множество легенд. Место много веков является местом силы, чудес и источником вдохновения для православных христиан.
История названия этого места связана с кличкой быка — «Лома», что значит «Лев», который вывел 7 тысяч пленных мтиул (обитатели долины реки Арагви) из Персии, поднялся на гору, на которой сейчас находится монастырь и тут же испустил дух. Икона святого Георгия, которая была привязана к его рогам упала на земь и осталась стоять в вертикальном положении. На этом месте основался монастырь, носящий имя быка — «Ломиса», во главе которого стоит икона Святого Георгия.
Монастырь Ломиси виден из Гудаури как крохотный спичечный коробок, лежащий на вершине хребта к югу от курорта.
Как отмечают праздник Ломисоба?
Один из самых замечательных горных праздников – Ломисоба считается древнейшим церковным праздником Грузии. Традиционно необходимо соблюдать ритуальный процесс до начала жертвоприношения: перед жертвоприношением молящиеся ночью выходят на торжественную литургию. Сам ритуал начинается во вторник. Двенадцать апостолов несут иконы, животворящий крест и флаг из храма Ломиса. Затем протоиерей дает команду церковнослужащим, звонить в колокола и приглашает жителей на место сбора. Около 5 часов вечера колокола звонят повторно, и молящиеся отправляются из Млета к горе Ломиси. Желающие принести жертву приходят с подношением, вином и свечами. После чего, этими свечами, церковнослужащий прижигает шерсть овце в двух местах. Под ухом, возле живота и снова под ухом. Он молится о жертвователях и желает, чтобы их просьба, с которой они пришли в Георгиевский собор, исполнилась. С рассвета многие люди присоединяются к процессии в сторону храма. По традиции, флаг возносят на гору с песней.
Монастырь Святого Ираклидия
Женский православный монастырь Святого Ираклидия расположен в 20 километрах от Никосии, близ селения Политико. Саркофаг священномученика Ираклидия, а также икона Святого, которой приписывают чудодейственные свойства, хранятся на территории монастыря. Кроме того, здесь хранится частичка мощей апостола Варнавы.
Женским монастырь стал в начале XII века. В последующие века он несколько раз был разрушен в результате нападений и стихийных бедствий, однако, древние иконы остались в сохранности. С середины XIX по середину XX века монастырь функционировал как обычный приход, но в1962 году архиепископ Макариос III дал своё благословение на возрождение монастыря. С тех пор здесь был построен из камня новый храм в честь Иоанна Предтечи. Также на территории монастыря расположены кладбище, колокольня и тихий монастырский сад.
Послушницы монастыря посвящают много времени иконописи, а также занимаются вышивкой, пчеловодством и приготовлением восточных сладостей, которыми можно угоститься здесь же.
Могнинская церковь св. Георгия
Эта величественная церковь была построена в 1532 году благодаря стараниям и финансовым средствам граждан Манденова, Бастамова и Башинджагова. По словам специалистов-историков создатели ориентировались на Эчмиадзинский храм как на прототип.
Почему церковь назвали Могнинской? Французский путешественник Жан Шарден делится с легендой, услышанной у местных жителей, указывая, что «Могнин — это название села около Еревана, где долгое время хранился череп святого Георгия, а когда святыню перенесли в отстроенный храм, то и использовали название местности».
В советскую эпоху был превращен в музей народного искусства, который был закрыт в 1980 году. После этого церковь продолжительное время не использовалась как религиозное сооружение и постепенно разрушалась. В 2009 году произошел частичное обрушение церкви, что привело к катастрофическим последствиям. На данном этапе решается вопрос о сохранение Могнинской церкви как значимого памятника культуры и проведение грамотных восстановительных и реставрационных работ.
Святыни и другие сокровища
За более чем 1500 лет обитель, по сути, ни разу не подвергалась разграблению, так что она хранит уникальные сокровища высочайшей исторической и духовной ценности.
Библиотека в монастыре была создана только в 1734 году при архиепископе Никифоре[, до этого времени работ по изучению книг и рукописей не проводилось.
Библиотека
По мнению специалистов, она уступает только Ватиканской. Здесь хранятся более 5000 древнейших рукописей на разных языках, включая славянский. Среди наиболее ценных:
- Евангелие от Матфея – рукопись VI в.;
- Евангелие 717 г., подаренное обители имп. Феодосием;
- древнейшая Псалтирь на славянском языке, относящаяся к XI в.
7 июля 1975 г собрание обители еще увеличилось: когда ремонтировали пострадавшую от пожара северную стену обители, была найдена заложенная кирпичами келия, где находилось множество древних рукописей.
Иконы
В музее при обители можно увидеть уникальные иконы VI в., древнейшие из сохранившихся. Они написаны воскомастикой. Есть также образы, созданные византийскими мастерами.
Христос Пантократор Первая половина VI в. Очерки истории 84 × 45.5 × 1.2 см Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет