Большой религиозный праздник — Мцхетоба-Светицховлоба, в Грузии отмечают 14 октября – торжество посвящено Хитону Господню и Столпу Животворящему, источающему чудотворное миро
Центром религиозных праздненств в этот день становится древняя столица Грузии — Мцхета и собор Светицховели.
Мцхетоба-Светицховлоба— государственный праздник, поэтому 14 октября в Грузии объявлен выходным днем.
Чему посвящен праздник Мцхетоба-Светицховлоба — об истории и традициях торжества, читайте в Sputnik Грузия.
История праздника
Священное предание повествует, что раввин Элиоз, протестовавший против несправедливого суда Синедриона и присутствовавший на распятии Спасителя, выкупил Хитон Господень у римских воинов и привез во Мцхета, где вручил его своей сестре — благочестивой Сидонии.
Сидония, наслышанная о проповеди Спасителя и признавшая Его Мессией, взяв в руки Хитон, скончалась на месте. Деву похоронили вместе с Хитоном, так как не смогли высвободить его из ее объятий. Дерево, выросшее на могиле Сидонии, стало для жителей Мцхета священным — ему поклонялись как божеству.
Равноапостольная Нина, с детства мечтавшая посетить Иверию (Грузия), чтобы поклониться великой святыне, прибыла, по велению Пресвятой Богородицы, в Грузию через три века. После объявления христианства в Грузии государственной религией в 324-м по просьбе крестительницы дерево срубили, сделали из него четыре креста и установили на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства.
Когда дерево спилили из оставшегося столпа стало источаться целебное благодатное миро — оно истекало до XVII века, до нашествия персидского шаха Аббаса.
Столп стал именовать животворящим — по-грузински Светицховели. Над ним возвели первую грузинскую церковь и осветили в честь двенадцати апостолов Христовых. В первой половине 11 века зодчий Арсукидзе возвел на этом же месте величественный собор.
Следовательно, главный храм Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который находится в этом святом месте до сих пор. Все главные события Грузинской Церкви, в частности Интронизация Католикоса-Патриарха, проводят именно в этой церкви.
Светицховели
Собор Светицховели, подвергавшийся не раз разрушениям, основательно реконструировали в XV-XVII веках. Сохранившиеся фрески, во фрагментах которых можно увидеть сцены из предания о Хитоне Господнем, связанные со строительством храма, относятся в основном к XVI-XVII векам. А легендарный «Животворящий Столп» расположен под большой аркой.
Копия древнейшей иконы Божьей Матери Цилканской (IV век) — одна из главных святынь Светицховели. В храме находится и частица мощей святого Андрея Первозванного, проповедавшего в Грузии христианство в I веке.
Перед алтарем захоронены грузинские цари, в том числе Вахтанг Горгасали – основатель Тбилиси, Ираклий Второй – царь Кахетии, цари династии Багратиони.
Светицховели — самый крупный архитектурный памятник Грузии из полностью сохранившихся – он внесен в список Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.
Традиции
В Мцхетоба-Светицховлоба, по традиции, в городе проводят различные культурно-развлекательные мероприятия.
По традиции, на центральных улицах Мцхета проводят выставку-продажу работ народного промысла и изобразительного искусства, спортивные мероприятия, организовывают развлечения для детей, выступают местные и приглашенные из Тбилиси и регионов ансамбли. Завершает праздник Мцхетоба-Светицховлоба гала-концерт.
Праздник Светицховлоба в Грузии отмечают дважды: 14 октября и 13 июля – в этот день христианский мир празднует Собор двенадцати апостолов, которым и посвящен патриарший храм во Мцхета.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Что там можно посмотреть?
Приехав на стоянку у главных ворот, можно беспрепятственно заходить на территорию монастыря или перекусить в трапезной «Пилигрим» у парковки.
Внутри вы сразу попадаете в довольно красивый и ухоженный парк с высокими кипарисами, мощёнными дорожками, каменными стенами и вьющимся по ним плющом.
В центре всего этого скромно стоит кафедральный собор во имя святого Георгия, вход туда свободный, только фотографировать запрещено. Его архитектура слегка непривычна для среднестатистического русского человека, т.к. на нём нету куполов, хотя в XIX веке надстроили один по приказу из России, но при советской власти его разобрали. А вот внутри храм уже не так скромен, как снаружи — чувствуется отпечаток русской православной церкви. Но чему тут можно удивляться, если учесть, что его возвели в период IX-XI вв., а потом несколько раз перестраивали, реконструировали и восстанавливали, что не мешает ему быть центром Сигнахской епархии.
Национальная грузинская святыня — усыпальница св.Нины, расположена справа от алтаря. Есть поверье, что она исцеляет душевные и телесные недуги. Ежедневно на её могиле проводится богослужение за мир и благополучие Грузии и всего Православного мира.
Рядом возвышается колокольня XIX в. в три этажа — она не является классическим представителем грузинской церковной архитектуры, хотя и гармонирует с окружающими постройками.
Из парка можно попасть непосредственно на территорию самого Бодбийского монастыря, но все калитки прикрыты и на них висят таблички, что туда вход воспрещён — не стоит забывать, что это женская обитель.
Направляемся в левую сторону, к церковной лавке со стеклянной стеной, где можно приобрести всякое разное и это не только несколько видов свечей. Сразу за ней обзорная площадка.
Слева от обзорной площадки, хозяйственные постройки с коровами и другими животными, которых охраняет огромный добрый пёс с очень длинной цепью. Не думаю, что туда стоит пробовать пройти, хотя запрещающих знаков замечено не было.
А с правой стороны возвышается во всей своей красе храм святой Нины. Подходя к нему так сразу и не скажешь, но это типичный новодел, правда построенный с умом. Облицовка кирпича не даёт определить возраст здания — всё подобрано правильно и гармонирует с соседними, более древними строениями.
С обзорной площадки хорошо видны окружающие холмы и находящаяся где-то там далеко, Алазанская долина.
Источник Святой Нины
Насладившись красотой открывающегося вида, осмотрев ухоженные цветники, лужайки и виноградные лозы, пора начинать спускаться к целебному источнику святой Нино. Ради того, чтобы набрать там воды, люди приезжают из далека.
Туда можно добраться двумя способами: пешком через лес и на машине/пешком по объездной дороге.
Пешком предстоит спуститься по лестнице, которая проложена сквозь лес и вьётся змейкой на протяжении 3-х км, и имеет около 320 ступеней различной ширины. По пути очень часто встречаются скамейки для отдыха.
Людям с проблемным здоровьем или с больными ногами лучше воздержаться от спуска и подъёма по этому маршруту.
Все ступеньки делались вручную, поэтому имеют абсолютно разную ширину, что не позволяет войти в ритм и спускаться на легке, например, одна ступень может быть 20 см шириной, а вторая 1,5 метра.
В шлёпанцах, сланцах и другой обуви, непрочно сидящей на ноге, спускаться крайне неудобно — лучше разуться и идти босиком.
Второй маршрут, по автомобильной дороге, более лёгкий, но и более длинный — раза в 2. Зато можно доехать на своём авто или с таксистами, которые обычно дежурят, как на стоянке у монастыря, так и возле источника.
Спустившись наконец-то вниз и выйдя на ровную поверхность, из-за листвы начинают виднеться два кирпичных здания.
Правое, по-видимому, принадлежит смотрителю, а левое — храм Завулона и Сосаны (родителей Нины), построенный в 1990-х гг. Прямо под ним, с другой стороны, находится купель и целебный источник.
Что бы пройти омовение, нужно иметь при себе рубашку или хитон, если таковой не окажется, то можно купить на входе. Сама процедура бесплатная. Мужчин и женщин пускают попеременно. Вода очень холодная — зато взбодрит на обратный путь.
Днём там бывают небольшие очереди, кран у источника один, а некоторые люди пытаются набрать воды в целую кучу бутылок. Рекомендую приезжать туда ближе к концу дня с 16.00-18.00 — народа практически не будет.
Легенда
В 1795 году, после того, как Ага-Мухаммед-хан взял Тбилиси, персы начали грабить город.Персидская разбойничающая армия в лагерь поздно вечером возвращались. Лагерь на левой стороне Мтквари, в окрестностях Соганлуги,
был расположен на высокой горе.
Согласно легенде, каждую ночь, когда персы возвращались с добычей, с ними происходили необычные неприятности. В полночь, когда солдаты засыпали, в лагерь вторгся человек на лошади. Всадник убил бы многих из них, напугал армию, а затем он неожиданно исчез бы. На нем был черный плащ под названием «Шави Набади» на грузинском языке. Оттуда идут названия монастыря и горы. Это повторялось бы ночь за ночью. Персы решили убить всадника. Однако они не смогли поймать его, и Ага-Мухаммад-Хан решил покинуть Грузию вместе со своей армией. Он пообещал, что обязательно вернется в Грузию в следующем году и уничтожит все.
Грузины назвали гору, где черно войлок т.е. шавнабада всадник атаковал врага, и назвали гору Шавнабада, Грузины были очень рады, что завоеватели покинули страну, и построили на горе Шавнабада храм, названный в честь святого Георгия. Они верили, что всадником был сам святой Георгий, который спас им жизнь. Через год Ага-Мухаммад-Хан решил вернуться в Грузию и наконец-то вторгнуться в нее. Однако накануне путешествия они нашли его убитым мечом в собственной палатке.
Грузинское вино
Грузинское вино знаменито на весь мир. Его считают напитком богов. Без хорошего вина не обходится ни одно застолье, а грузин по праву признают самыми лучшими рассказчиками тостов.
Грузинское застолье – нематериальный памятник культуры.
С вином связано множество легенд. Но суть их сводится к тому, что Бог, пожалев людей, изгнанных из рая, решил создать напиток, которые поможет им хоть на несколько мгновений вернуть себе состояние утерянной неги и блаженства.
Легендарное грузинское вино.
Но у этой легенды есть и продолжение. Создав свое творение из виноградной лозы, Бог предложил отведать его ангелам и демонам. Все оценили нектар. Но Дьявол не захотел уступить первенство и сделал из вина чачу. Он также предложил отведать свой напиток Господу. И тот пил. И 4 раза наполнял свой кубок, после чего сказал: «Те, кто выпьют три бокала сего напитка, будут пребывать со мной в раю, а после четвертного – станут отправляться на твою темную сторону». Именно поэтому четвертый стакан чачи называется дьявольским, а во время застолий грузины внимательно следят, чтобы веселье не переходило черту, превращаясь в пьянство.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Как добраться?
Церковь на карте:
Новая асфальтированная дорога
«Как сумеете». Из Тбилиси в Степанцминду маршрутки ходят от метро Дидубе начиная с восьми утра ежечасно. Проезд по 15 лари, ехать 3-3,5 часа. Расписание и стоимость проезда, конечно, лучше уточнить на месте. Назад в Тбилиси последняя маршрутка уходит в пять вечера (летом в шесть вечера).
От Степанцминды – либо на маршрутном горном такси (те самые «делики»), либо бюджетно и богоугодно – пешком через Гергети по серпантину через лес, либо коротким, но более трудным путем готично через кладбище.
Для авто-мото-туристов в 2018 году достроили асфальтовую дорогу к храму – можно добраться на собственном транспорте.
Жилье в Степанцминде лучше выбрать и забронировать заранее.
Описание
В 1829 году великий русский поэт А.С.Пушкин посвятил Троицкой церкви известное стихотворение «Монастырь на Казбеке», хотя церковь находится на холме у подножия Казбека (возможно, настоящего Казбека он не заметил):
Также в своем тревел-блоге «Путешествие в Арзрум» того же года Пушкин красочно описывал утреннее «перетягивание оборванных туч» через вершину Казбека, и плавающий в воздухе уединенный монастырь. Действительно, в пасмурный день находясь на смотровой площадке Троицкой церкви на высоте 2170 м над уровнем моря можно наблюдать, как облака буквально плывут у тебя под ногами, в то время как очертаний самого Казбека даже не видно. Так что можем простить великому поэту его невнимательность. Просто не повезло с погодой.
Такое высокогорное расположение церкви неслучайно. Говорят, изначально на этом месте находилось место поклонения языческим богам, и до сих пор в храме где-то хранится идол в виде серебряного барана.
В XVIII веке здесь также прятали от персов крест Святой Нино (это христианская просвятительница, искавшая в Иверии Хитон Господень и принесшая христианство в Мцхета). Сама же Троицкая церковь была построена в XIVвеке (не пустовать же святому месту – по легенде Пресвятая Богородица в одном из своих явлений указала место строительства церкви). Местные жители объясняют высотное расположение необходимыми усилиями для приближения к Богу при подъеме.
Любопытные изображения на стене храма
Даже сегодня подле храма Вы не увидите закусочных, кафешек и сувенирных лавок – неоскверненная капитализмом первозданная красота святого места, и только пасущиеся на склоне лошади конных туристов да бесплатная парковка для транспорта авто-мото-туристов и маршрутных «делик» чуть ниже напоминают о смене эпох.
На территории храма, кроме основного крестово-купольного здания церкви (кстати, единственного из крестово-купольных в Казбегском районе) присутствуют также колокольня и питьевой источник (что выгодно отличает Гергетскую Троицкую церковь от Шаолиня).
Снаружи церковь украшена в духе ранней романской готики резьбой с изображениями солнечных символов, крестов с переплетением виноградной лозой и других характерных орнаментов, также интересно оформлена железная дверь на входе в храм. Внутри же церковь оформлена весьма скромно, без золота и роскошных интерьеров, характерных для православных храмов: фрагментарно сохранившиеся фрески, стены без штукатурки тускло освещаются через узкие окна – электричества в храме нет (так первозданнее). За то присутствует множество старинных икон, главная из которых – Гергетская икона Божьей матери (которая, собственно, и выбрала место строительства).
Легенды о храме на Фиоленте
Одно из старых преданий рассказывает о событии 890 г. –
когда Херсонес был в составе Византии. На Фиоленте местные рыболовы в непогоду стали жертвой кораблекрушения. Тогда мыс именовали Парфений («место Девы»). Потеряв всякую надежду, рыбаки воззвали к великомученику Георгию Победоносцу. Он услышал их и спас, одарив в память о случившемся подарком. На следующий же день горожане вырубили в скале маленький храм, и разместили тут подаренную им икону.
Часть спасенных стала жить в пещере – люди стали аскетами. Миф гласит – таким образом, зародился предтеча нынешней мужской обители. К слову, небожитель явился на рифе – место назвали скалой Явления Святого. Она и сейчас видна как с воды, так и с суши. Много столетий спустя уже русские подвижники поселились в скальной церкви. Непостижимым образом Победоносец наполнял мужеством и решимостью не только их, но и российских моряков. После посещения обители люди слышали голос святителя.
Бодбийский монастырь
Бодбийский женский монастырь находится в паре километрах от Сигнаги, города на востоке Грузии в регионе Кахетия. Это место является последним пристанищем крестительницы Грузии святой равноапостольной Нино (280 г – 347 г). 14 января отмечается день памяти святой и территорию монастыря наполняет большое количество паломников, желающий поклониться святым мощам.
На месте захоронения святой построили храм, но здание не сохранилось. В 850 году на месте храма построили собор Святого Георгия, покровителя Грузии, в южной части собора находится захоронение святой. Позже рядом с собором был возведен монастырь, который переживал периоды расцвета и упадка, в разные годы здесь был мужской монастырь, духовная семинария, женский монастырь, больница. С 1991 года обитель вновь стала женским монастырем и почитаемым местом, в которое приезжают поклониться мощам святой Нино и чудотворной мироточащей Иверской иконе Божией Матери.
Мужской монастырь Святого Георгия Победоносца сегодня
Георгиевский монастырь в Севастополе, мыс Фиолент, получил свое название в честь почитаемого греками святого Георгия Победоносца. Его житие полно различных трактовок и позднейших дополнений к основной истории. Согласно общепринятой версии, Георгий был одним из любимых воинов римского императора Диоклетиана и тайным христианином.
Во время гонений императора он сам объявил себя христианином и претерпел величайшие мучения, в конце которых был убит отсечением головы. Одним из самых известных чудес святого является его победа над драконом или змием, которого он победил, пронзив копьем. Эта история является посмертным чудом святого.
Сегодня Георгиевский монастырь является одним из памятников архитектуры, а также имеет важное духовное и светское значение. Он является знаковым местом для Черноморского флота, на территории монастыря проходят важнейшие церемонии
Современный собор Святой Троицы
Кроме эпицентра православной жизни (Кафедрального Собора), в современную Цминда Самеба входит несколько церквушек, резиденция Патриарха, мужской монастырь, колокольня, академия и семинария. Специально для туристов построили гостиницу и ресторан.
Если решите посетить комплекс, обратите внимание на несколько интересных деталей:
- Район Авлабари. Собор возвышается в старинном районе, который напоминает уютную деревеньку. На фоне величественного храма она создает очаровательный контраст.
- Часовни. На территории 9 часовен, 5 из них – на глубине 20 метров под землей. Осмотрите хотя бы одну. Колокола для них сделаны в Германии и управляются двумя режимами: электронно и механически.
- Собор в вечернем свете. Величественное здание прекрасно и днем, но в полумраке будто обретает новую жизнь. Включаются огни, и собор окутывает мягкое свечение. Изумительное зрелище. Когда смотришь на него, чувствуешь себя спокойно и безмятежно.
Часовня Цминда Самеба вечером
На территории имеется чудесный парк с лавочками, клумбами и фонтанчиками. Есть живой уголок с павлинами и лебедями и даже небольшая пасека.
Парк на территории Цминда Самеба Пруд с лебедями
Когда подниметесь по многочисленным ступеням к Кафедральному Собору, обязательно оглянитесь вокруг и немного прогуляйтесь. На холме есть прекрасная обзорная площадка, с которой видно город и гору Мтацминда. Зрелище великолепное.
Вид с обзорной площадки
Интересные факты про монастырь
Георгиевский монастырь в Севастополе в 1820 г. посетил А. С. Пушкин. В его честь здесь установлена памятная табличка и беседка, а само путешествие на мыс Фиолент отражено в дневниках и стихах того времени. Помимо него в монастыре побывали такие известные люди как А. Чехов, И. Бунин, А. Грибоедов.
Георгиевский монастырь Севастополь, Фиолент. Эта картина написана Айвазовским. В монастыре хранятся древние богослужебные книги, такие как «Часовник», датируемый 1795 г., а так же альбом фотокарточек 1893 г., с помощью которого можно увидеть монастырь таким, каким он был во время празднования своего тысячелетия.
Тбилисское море
Когда карантин стали ослаблять, мы объявили войну хинкали и вышли в “поход” — 24 километровую прогулку до горы Кениси на берегу Тбилисского моря. На ее вершине стоит скульптура Церетели “История Грузии”.
Карты maps.me вырисовали симпатичную пешеходную тропу длиной 12км в одну сторону, которая проходила по зеленой зоне. “Классно!” — подумали мы, представляя прогулку по лесу и хруст шишек под ногами. Оказалось, тропа шла через массивное Петро-Павловское кладбище на склоне горы и узелки оживленных трасс. “Гамарджоба!” — поздоровался с нами мужик, энергично копающий новую могилу.
Вылезли мы посреди пустыря, где в тени был привязан тощий конь. В отдалении во всю шла стройка церкви Махата. На днях вступил в силу второй этап отмены коронавирусного заточения, и разрешили строительные работы. Миновав пару пустырей, мы наконец дошли до озера. У подножия продавался кофе на вынос — первый, замеченный со времен блокады.
Проход к памятнику был закрыт, но мы залезли со стороны озера, в обход охранника. В зарослях Пол обнаружил черепаху. Впоследствие черепахи в Тбилиси нам попадались нам регулярно.
Обратно решили вернуться через старый город. С непривычки я оборачивалась на все полицейские машины и виляла среди толпы, выполняя квест “социальная дистанция”. По пути встретился первый открытый бар с разливным пивом. Довольные мужики слизывали пену с усов и улыбались. Тбилиси начал оживать.
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ: ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПОВСЮДУ
Уастырджи на скале – символ края, его история и гордость. Достопримечательности Осетии будут неполными без этого динамичного памятника, встречающего путешественников и поражающего их неизменным величием.
Где можно полюбоваться на эпичную скульптурную группу, возникающую из недр древней горы? Чтобы увидеть Уастырджи, Алагирское ущелье – первый ориентир для путника, ведь именно в его преддверии находится необычный памятник. Путь от Владикавказа лежит через населенные пункты Дзуарикау, Хаталдон, Алагир и Бурон. Преодоление маршрута занимает около часа.
Всадник Уастырджи – памятник, который обязательно нужно увидеть своими глазами, чтобы оценить его непередаваемое величие и красоту.
Северная Осетия. Алагирское ущелье. Памятник Уастырджи на карте
Координаты: 42.9590431, 44.2118061
Приглашаем посетить эту достопримечательность в нашем туре:
-
Горный лагерь в Северной Осетии. Дигорск…
-
Треккинг в Цейском ущелье. Тур с гостини…
Цминда Самеба, Свято-Троицкий собор
Невозможно посетить Тбилиси, не заглянув в Кафедральный собор Святой Троицы (Цминда Самеба). Храм поражает своими масштабами и является самым высоким храмом не только Тбилиси, но и Грузии, его высота более ста метров, а площадь превышает пять тысяч квадратных метров. На территории собора расположены колокольня, резиденция патриарха, часовни, парк, кафе и гостиница. Первое богослужение состоялось в 2002 году, а окончание строительства датируется 2004 годом. Стены храма украшают великолепные фрески, пол выложен мрамором. В храме хранится ценнейшая икона «Надежда Грузии» изготовленная из золота и драгоценных камней, которые жертвовали жители всей Грузии.
Волк и лев: святой царь Вахтанг
В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.
Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».
По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).
В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.
Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.
И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.
Целительная сила мощей преподобного
Мощи святого Гавриила Ургебадзе — христианская святыня Грузии, дарующая паломникам и всем около них молящимся бесконечные чудеса исцеления духа, души и тела.
Живой поток паломников к месту хранения новой раки не прекращался в течение месяца. Люди шли днем и ночью, правительство выделило войска армии для охраны святыни.
Во время Божественной литургии Патриарх Илия подчеркнул, что преподобный Гавриил был выдающейся личностью среди христианского братства. Он своим смирением и терпением заслужил благодать в нетленных мощах и великой силе даровать чудеса во время прошения верующих.
По свидетельствам людей, получивших исцеление, масло из лампадки у могилы Мамы Габриели помогло от болезней:
- псориаз;
- цирроз печени;
- аллергия;
- фиброз костного мозга;
- бесплодность;
- онкология;
- восстановление и укрепление веры;
- душевные расстройства и многие другие.
Важно! Помимо чудодейственной силы нетленных мощей, мама Габриэли оставил потомкам свои бессмертные наставления. В них была главная мысль, исполняя заповеди Божьи, нужно любить людей и тогда преподобный сможет помочь просящим.
Перенесение мощей преподобного Габриэля в Тбилиси
Где находятся мощи грузинского св. отца
Многие паломники жаждут узнать: где похоронен святой? Погребен он был согласно завещанию на месте, где подвизалась святая равноапостольная Нина.
Обретение мощей в Грузии
При жизни старец говорил о том, что его останки достанут из могилы, предсказание сбылось, несмотря на то, что перезахоронение останков не было принято в этой местности.
22
Февраль
2014 года
мощи были обретены, прославлены и перенесены для поклонения в Самтаврийский монастырь.
Мощи в Москве
2 ноября 2017 года в московский храм Воскресения Словущего была принесена икона с частицей старца. Сегодня икона доступна для поклонения.