Месяц Мухаррам: годовщина гибели внука Мухаммада
Каждый год шииты устраивают особое действо в честь имама Хусейна – Ашуру. К этому дню, который является годовщиной смерти Хусейна, мусульмане готовятся особо тщательно. Ашура проходит в десятый день Мухаррамы – священного месяца правоверных.
Первые девять дней месяца объявлены траурными, во всех домах люди одеваются в черное. Они выходят на улицы и проводят шествия в память о третьем имаме. В таких мероприятиях участвуют абсолютно все люди: дети, взрослые, богатые и бедные. Многие люди обмазывают лицо грязью и бьют себя плетьми для того, чтобы показать свою причастность к мученической смерти потомка Мухаммада.
Десятый день является кульминацией траура, именно он и называется Ашурой. Обычно в это время проводятся театрализованные представления, в которых красочно рассказывается история жизни имама и его родственников. Вечером часто проходят факельные шествия с танцами. В них принимают участие мужчины, количество танцоров превышает сто человек. Все они ритмично двигаются и размахивают саблями, сверкающими в свете огня. Подобного шествия вы не увидите больше нигде в мире.
История жизни и смерти внука Пророка оказала большое влияние на весь исламский мир. До сих пор сунниты и шииты являются двумя противоборствующими сторонами мусульманского общества. А их противостояние стало причиной массовых столкновений, политических переворотов и даже войн на территории Ближнего Востока.
Детство и юность
О детстве и юности третьего шиитского имама известно очень мало. После рождения он проживал в Мекке вместе со всей семьей и большую часть времени находился в тени отца и старшего брата. Оба были деятельными людьми, занимавшими важные посты в жизни исламского общества.
Многие рассказывали о том, что имам Хусейн всегда был очень вежлив, предупредителен и крайне уважительно относился к старшим. Он никогда не заговаривал первым в их присутствии и не стремился идти впереди, даже подаяния нищим он давал чуть меньше, чем старший брат. Это доказывало его уважительное отношение к Хасану.
Интересно, что еще с детства все родственники заметили особую святость Хусейна и приходили к нему за советом в особо трудных ситуациях. Юноша всегда старался помочь всем, кто нуждался в его мудрости и словах. Также он был известен своим отношением к нищим и больным. Практически все свои деньги имам раздавал беднякам. Он часто ходил к ним в гости и звал неимущих людей к себе. Известны случаи, когда с приходом нищего во двор дома имама Хусейна тот прерывал намаз и отдавал страннику все деньги и драгоценности, которые были у него на тот момент при себе. Естественно, подобное поведение не могло не вызывать уважения и восхищения у всех, кто слышал или своими глазами видел благочестивого внука пророка Мухаммада.
Особенности проживания
- В столице Грузии курят стабильно много, поэтому почти все жилье, сдаваемое в аренду, пропитано специфическим табачным запахом.
- В Тбилиси нет центрального отопления. Поэтому в холодное время года убедитесь, что предлагаемое вами жилье оснащено газовой колонкой.
- Цены здесь одинаковы в любое время года, поэтому сэкономить на «несезоне» не получится.
- Старайтесь селиться подальше от шумных кафе и прочих развлекательных заведений, в которых любят гулять до утра.
Главные достопримечательности: проспект Руставели, Воронцовский дворец, крепость Нарикала, Старый Тбилиси (весь!), Сионский собор, мужской монастырь Бетания, серные бани Абанотубани, национальный музей Грузии, дом купца Мелик-Азарянца, Меиехский храм Божьей Матери, Мост Мира, храм Анчисхати, Тбилисский фуникулер, Тбилисский ботанический сад, собор Цминда Самеба.
Имам Махди в шиизме
Концепция Махди у суннитов отличается кардинально от того, какой концепции придерживаются , чье представление о Махди включает ряд положений и рассказов, которые можно назвать неправдоподобными измышлениями. Шииты ожидают Махди из Ахли-Бейта, который, как им представляется вот уже двести тысяч лет находится в подземном туннеле, в котором находится и в наши дни. По представлению шиитов, это и есть двенадцатый имам. Однако, официальная наука Ислама не знает о сотворении этого махди, и ставит в приоритет Махди, о котором говорил Посланник Аллаха ﷺ.
Рафидитами часто упоминается Махди, которому они молятся, обращаясь к нему с просьбами о помощи, а после намаза они не читают аят аль-Курси, как все остальные верующие в Исламе, а читают дуа «Фарадж», которое адресовано мессии. Но даже поверхностный взгляд на признаки Махди у шиитов позволяет обнаружить многое из описания Антихриста (Даджаля), данного Пророком ﷺ.
В шиитских «хадисах» о мессии содержатся пророчества, что Махди зальет кровью «кафиров», то есть суннитов, Мекку, а тела Абу Бакра и Умара будут вырваны из могил и разорваны на куски, Кааба же будет разрушена. Ученые Ислама, указывая на эти признаки, отмечают, что они совпадают с признака и антихриста (Масихуд Даджаля).
Набросок портрета
Выйти на проспект Руставели все равно, что войти под своды вокзала. Акустическую гулкость создают вековые платаны, населенные воробьями: шум такой, как будто на сотнях сковородок, свистя, треща и постреливая, жарится сало.
Воробьиный гвалт служит фоном для оживленных разговоров и степенной беседы. Разумеется, тут попадаются люди, спешащие по служебной надобе, но большинство прогуливается, старомодно выражаясь, фланирует. Оказавшись в Тбилиси, знаменитый автор «Орды» и «Браги» поэт Николай Тихонов словно вылезает из седла и ослабляет портупею: «Я просто люблю на проспект Руставели без всяких забот выходить». А знаменитый футурист Василий Каменский вспоминал: «Наши прогулки по Головинскому были окольцованы грудами сияющей юности».
Беззаботность — характерная черта главной тбилисской улицы. Одних влечет сюда потребность отдохнуть и развеяться, других — желание людей посмотреть и себя показать. Проспект с дружеской снисходительностью отвечает человеческим побуждениям. В нем нет чопорности. Его архитектурные красоты не подавляют величием или роскошью. Он соразмерен человеку и удобен для жизни.
История
В 1500 году султан Баезид II отдал распоряжение о возведении купольной мечети с двумя минаретами. Строительство длилось 6 лет под руководством архитектора Иакубшаза бин Султаншаха. Уже в 1509 году мечети Баезид суждено было стать главным храмом города – в результате землетрясения была частично разрушена мечеть Фатих.
Каждое новое столетие вносило свои корректировки во внешний облик мечети Баезид в Стамбуле: укреплялись своды, менялась отделка на более дорогую мраморную, заново отстраивались минареты в 17 и 18-м веках после попадания в них молний. И при отстройке были добавлены декоративные элементы кирпичной кладки на минаретах.
Мечеть Баязыд — историческое фотоОткрытка с изображением мечети
Мечеть изначально задумывалась как крупный религиозный и культурный комплекс. Именно поэтому на протяжении первой половины 16-го века вокруг мечети достраивались: хамам для общественного пользования, здания религиозной школы, начальная школа, несколько столовых. Сегодня все эти здания входят в ансамбль площади Баезид и являются крупнейшей достопримечательностью Стамбула.
Признаки Махди у суннитов и шиитов
Если сравнивать представление о Махди у суннитов и шиитов, то разница становится очевидной:
- если у суннитов он должен наполнить землю справедливостью, то у шиитов он должен убить арабов,
- если мессия суннитов пройдет естественный путь рождения, то Махди у шиитов должен будет родиться путем неестественным,
- если суннитский мессия должен защитить Масджид аль Харам (Каабу в Мекке), то шиитский – уничтожить его,
- у шиитов речь идет о том, что он принесет новый Коран, а у суннитов нет об этом никакого упоминания,
- у суннитов Махди может ошибаться, а у шиитов Махди – «масум», то есть безгрешный,
- если суннитский последний имам Ислама должен следовать Корану, который был послан Мухаммаду ﷺ, то у шиитов он сам принесет новый Коран и новый шариат,
- если у суннитов само пришествие мессии будет Божьей милостью, то у шиитов он будет послан на землю как гнев,
- если суннитская религия называет мусульманами последователей Махди, то шииты говорят, что его последователями будут «сыны Исраиля», то есть иудеи,
- по суннитской версии, будущий мессия вырастет в своем собственном доме, а по шиитской – он свое детство проведет в подвале,
- если суннитский Махди соответствует одному человеку, то у шиитов он соответствует свидетельству двух людей,
- у суннитов не обещается никакой награды тем, кто ждет последнего имама Ислама, а у шиитов тем, кто ждет его, обещана награда больше той, что получили свидетели битв у Ухуда и Бадра,
- по шиитскому представлению, ангел Джибриль будет первым, кто даст присягу последнему имаму Ислама, а у суннитов никакого упоминания о том, что ангел Джибриль даст мессии присягу, нет,
- шииты считают, что Пророк Мухаммад ﷺ будет одним из последователей последнего имама Ислама, но Мухаммад ﷺ последователем Махди не является – это он станет последователем Мухаммада ﷺ,
- по представлениям шиитов Махди будет резать животы беременным женщинам и убивать людей, но Махди суннитов не будет совершать столь преступные вещи,
- сунниты называют мать Махди, ее личность известна, но у шиитов мать мессии неизвестна, и если зачатие и рождение его с точки зрения суннитов будет происходить как у обычных людей в нормальные сроки, то у шиитов он будет зачат, выношен и рожден в один и тот же день, причем зачат будет не во чреве, как у суннитов, а в боку,
- шиитская религия упоминает, что уже на седьмой день после своего рождения Махди прочтет свитки Пророков Исы, Мусы, Дауда, Худа, Салиха, Идриса, Нуха и Ибрахима, а также Коран, но ничего подобного в представлениях суннитов нет.
Другие религии
Ислам
Мусульманство проникло в страну в ходе многочисленных вторжений исламских и арабских войск (преимущественно в XV-XVIII веках). Если до этих набегов мусульманское население образовывало лишь незначительную прослойку, то после этих событий их число ощутимо выросло и теперь составляет около 10 %. Ислам исповедуют разные национальности, в том числе азербайджанцы, аджарцы и лезгины. В пределах государства функционируют 130 мечетей, абсолютное большинство которых расположены в Квемо Картли (50 объектов). Мусульманская община подразделяется на две ветви: шииты и сунниты.
В Тбилиси существует уникальная мечеть, сохранившаяся с советских времен, в которой представители обеих разновидностей молятся вместе
В целом здесь не так важно, какую веру вы исповедуете. Разные религии мирно сосуществуют, как сложилось при формировании истории и культуры
Здесь вера — это не просто слово, а образ жизни, и основные религиозные постулаты люди воплощают в свою жизнь и свои дела.
Во многом действующие конфессии вносят свой вклад в культурную и архитектурную жизнь государства: появляются церкви, мечети, костелы. Религиозная терпимость позволяет развивать любую религиозную культуру из существующих в мире. А религиозные святыни ежегодно становятся центром притяжения для сотен тысяч путешественников и паломников.
Протестантизм
Протестантство пришло в страну с немцами-лютеранами, которые начали селиться в стране с 1817 года. Спустя 50 лет после этого момента бывшего молоканина Никиту Воронина перекрестили в Тифлисе по обряду баптистов. Так он стал первым русским баптистом. С 1904 года в Грузии ведут деятельность адвентисты, а приблизительно в 1929 году возникла первая пятидесятническая церковь.
На данный момент разные источники оценивают количество протестантов и прихожан свободных не деноминационных церквей в цифру от 20 до 34 тысяч человек. Наиболее масштабные группы среди них —пятидесятники (12,3 тыс.) и баптисты (10 тыс.).
История храма Метехи
Первый собор на месте нынешнего храма Метехи, как предполагают ученые, был возведен в период царствования одного из основателей страны Вахтанга Горгасали, то есть примерно в 5 веке. Возможно, здесь же находился и дворец правителя, однако данные сведения не точны — проследить историю данной местности очень трудно.
Первые упоминания о Метехи относятся к 12 веку, в то время церковь и была выстроена. Рядом располагался замок с укреплениями, который до наших дней не сохранился. Возможно, храм был приватным для грузинских правителей.
Уже в 1235 году постройку разрушили монголы, однако 1278–1289 царь Деметре (Димитрий) Самопожертвователь восстановил разрушенную церковь. Частично в том же виде святыня предстает и теперь.
После были нашествия турок, персов — собор их пережил, однако находился в очень плачевном состоянии. Во время правления Вахтанга 5 (17 век) в стенах постройки разместили склад пороха.
Только в 1748 царь Ираклий взялся за реконструкцию Метехи. В тот период появился купол, а своды внутри были перестроены под готику. Тогда же на юго-восточной стене храма и появилась надпись, которую можно наблюдать и до сих пор. В 1795 году церковь сгорела. Ее восстановлением позже занимался Георгий 12.
Когда Грузия вошла в состав Российском Империи, прилегающие к Метехи укрепления были разрушены, а вокруг церкви появилась тюрьма. Существовала она здесь и в 20 столетии, о чем свидетельствуют многочисленные записи на стенах:
В основном записи на стенах — фамилии и даты
Через некоторое время Л. Берия перенес тюрьму в другой район Тбилиси, и в пустующих зданиях появился музей.
В 1937 году храм решили снести, однако художник Д. И. Шеварднадзе смог отстоять святыню. За свою деятельность он был сослан в Сибирь, где вскоре и умер. После в Метехи расположился молодежный театр: для его размещения все стены и перегородки внутри были варварски уничтожены. Только в 1988 году святыню вернули Грузинской православной церкви.
Где находится и как добраться
Расположена Джума-мечеть в старой части Тбилиси – на улице Ботаническая, 32, около крепости Нарикала. Неподалеку от нее стоит армянская церковь и еврейская синагога. Добраться до храма можно на такси или автомобиле самостоятельно. Для этого надо ехать на юго-запад по трассе Nikoloz Baratashvili, Zviad Gamsakhurdia или Giorgi Chitaia. Расстояние от центра города составляет 6,5км. Если нет возможности добраться на автомобиле, то общественный транспорт совершает регулярные рейсы в этот район. Для этого на автобусах № 31, 44, 50, 71, 80 и 102 надо доехать до остановки Abanotubani и пройти буквально 400 метров до храма. Если добираться на метро, то нужная станция называется Avlabari, линия нужна m1, затем пройти 900 метров до самой мечети.
Какие мусульманские народы живут в Грузии
Помимо правоверных из числа этнических грузин, ислам в Грузии представлен азербайджанцами, чеченцами-кистинцами, лезгинами, турками-месхетинцами, аварцами а также татарами, лакцами, мусульманами-абхазами… Есть даже армяне-мусульмане, именуемые хемшилами. И, конечно, анатолийские турки, арабы и персы, которых, впрочем, не так много. На сегодняшний день количество мусульман в трехмиллионной Грузии составляет, по разным оценкам, до полумиллиона человек. Большинство — местные азербайджанцы, проживающие на юго-востоке страны.
Лазы
Вторые же по численности — собственно грузины-мусульмане Аджарии, в основном сунниты. Они проживают в горных районах бывшей автономии. Их число, по некоторым данным, составляет свыше 100 000 человек. Правда, далеко не все аджарцы — мусульмане. Множество представителей этого субэтноса являются православными христианами. Количество лазов в Грузии не слишком большое, основная часть этих грузин-мусульман проживает на территории современной Турции, там их число достигает нескольких сотен тысяч человек. Точных данных нет, так как в Турции не ведется учет этнической принадлежности граждан. Кстати, президент страны Реджеп Тайип Эрдоган является потомственным лазом. Широко разошлось его высказывание по этому поводу:
Реджеп Тайип Эрдоган
С лингвистической точки зрения лазы близки к мегрелам, однако по религии в отличие от последних, в основном мусульмане-сунниты. В Турции этот субэтнос грузин проживает в восточных районах Причерноморья.
Месхи
Месхетинские этнографические группы ныне расселены в грузинском регионе Самцхе-Джавахети и в северо-восточной Турции. К месхам относят проживающих в Аджарии аджарцев, которые сформировались в виде отдельной этнографической группы в высокогорном ущелье реки Аджарисцкали. Порой их путают с турками-месхетницами, которые были депортированы Сталиным с Кавказа летом 1944 году. Между ними есть этнические различия. Большинство специалистов считают турок-местехинцев (сами себя они называют турки ахыска) потомками автохтонного населения региона Месхетия, смешавшихся с тюркскими племенами. В результате они и сами стали тюркоязычными. В отличие от месхетинцев, которые говорят на одном из грузинских диалектов.
Топография
Покидаем путаницу улочек, где с балконов домов, стоящих по разные стороны, можно здороваться за руку и пить на брудершафт. Поклонившись двум древнейшим храмам, свидетелям всей его истории, — Анчисхатской церкви и Сионскому собору, выбираемся из лабиринта и, выйдя на обширную площадь, оказываемся у начала знаменитого проспекта.
Проспект прокладывался в XIX веке, и есть что-то символическое в том, что, оставив на востоке горбатый «город роз и бараньего жира», он устремился на запад. Таков вектор, причем не только географический, но и политический: здесь начало Военно-грузинской дороги, кратчайшим путем связывавшей Грузию с Россией.
Грузины мусульмане
Так, Грузия вновь слышит исламскую проповедь, которая продолжается вплоть до 19 века. В результате из состава грузинского народа выделяются уже целые субэтнические группы грузин-мусульман — лазы, аджарцы, месхетинцы и др. Каких-либо фактов насилия при этом не отмечается.
Во второй половине 19 века многие грузины-мусульмане переселялись в соседнюю Турцию – из-за недовольства установившимся в тот период российским правлением. В результате массового исхода опустели целые деревни в Аджарии и Месхетии.
В Турции грузины — мусульмане сегодня именуются этнонимом “гюрджю”, а сами местные грузины называют себя “шавшетцами” и “имерхевцами” или выступают под собирательным названием “чвенебури”.
Процесс переселения оказал существенное влияние на религиозный состав населения Грузии. Местных мусульман стало гораздо меньше. Но и по сей день ислам — вторая по численности конфессия в этой стране.
В целом надо сказать, что до установления власти Петербурга ислам и мусульмане занимали в Грузии гораздо более заметное положение, чем в наше время, будучи не первой, но значительной неотъемлемой частью народа, его культуры, истории и идентичности. Веками Тбилиси в мире был известен как Тифлис — название, которое использовали еще арабы, а потом турки. Кстати, в официальных русскоязычных документах город именовался Тифлисом аж до 1936 года.
Описание
Сказать точно, когда в Грузии появились первые мусульмане, уже невозможно. Однако известно точно, что первое знакомство с этой религией произошло благодаря тому, что через грузинские территории проходили торговые пути между Азией и Европой. Первые храмовые здания появились в 15 веке благодаря захватчикам из Османской империи и активно строились до 18 столетия.
К началу 20 века в Тбилиси сохранилось всего пять мечетей, которые постепенно были уничтожены. Джума-мечеть функционирует и сегодня, а вот шиитская, к сожалению, тоже была уничтожена.
Шиитская мечеть была возведена в 1524 году на живописном берегу реки Мтквари. Ее называли Голубой или татарской мечетью. Заказал постройку этого храма известный в те годы меценат и военачальник Исмаил I.
Большевики, придя к власти, стали сносить религиозны строения, не избежала этой участи и шиитская Голубая мечеть. Ее полностью разрушили в 1951 году, по слухам сам Л.Берия отдал на это приказ. Среди возможных причин сноса храма называется несколько версий:
- Коммунисты в принципе не признавали религию и массово уничтожали все религиозные объекты любых конфессий.
- Властям требовалось искоренить опасный обряд Ашуры – самоистязание цепями, ножами в память о героической смерти Хусейна, внука пророка Мухаммеда.
- На месте мечети планировалось возведение нового моста.
Яндекс.картинки
В Грузинском государственном музее искусств сохранились лишь изразцы покрытия минарета. Восстановить примерный облик шиитской мечети возможно по сохранившимся фотографиям того времени. Храм часто изображали на марках и открытках. Однако сейчас оригиналы хранятся в основном в частных коллекциях.
После сноса шиитской мечети, представители обоих течений ислама стали молиться в единственной уцелевшей Джума-мечети. Уникальность ее состоит в том, что этот храм исламской религии посещают одновременно представители двух течений – Сунниты и шииты. Здесь под одной крышей собираются мусульмане из Грузии, Азербайджана, Турции, Арабских эмиратов и представители других народов. Тбилисская Джума-мечеть объединила под своей крышей и примирила народы, враждующие на протяжении столетий.
Ее впервые основали в 1723-1725 годах османы-сунниты, которые в то время правили в Тбилиси. Персы, пришедшие к власти в 1740 годах, и являющиеся шиитами, снесли османский храм. И только через сто лет, в середине 19 века построили новую мечеть. Автором этого проекта был итальянец Джованни Скудиери. Но и этот храм простоял совсем недолго. В 1911 году разрушенную мечеть восстановили по проекту итальянца, именно эта постройка и сохранилась до наших дней под авторством Скудиери.
Она по своему облику не похожа ни на один из возведенных ранее храмов. Построенная в неоготическом стиле, мечеть совмещает в себе и арабские архитектурные черты. Внутренняя часть расписана красивыми узорами разных цветов. У Джума-мечети только один минарет, который видно с других тбилисских улиц.
Первое время между представителями двух конфессий существовала дистанция, и суннитскую и шиитскую части храма разделяла занавеска. Но одновременно совершать намаз двум имамам запрещено, поэтому занавеску убрали, и мусульмане стали вместе молиться в одном храме. Случилось это в 1996 году. Однако и по сей день сохранились признаки разделения между конфессиями – у каждой из них свой михраб и минбар. Минбары у этих течений немного отличаются, суннитский дополнен деревянным навесом, шиитский же напоминает невысокую трибуну. Несмотря на это, представители обоих течений ислама молятся под одной крышей, никогда не враждуют, живут в мире и очень этим гордятся.
Месторасположение
Мечеть расположена в историческом центре Стамбула на площади Баязид, недалеко от Гранд-базара.
На карте
Полный адрес: Beyazıt Mh., Ordu Cad., 34126 Fatih/İstanbul, Турция
Полезная ссылка:http://www.fatih.gov.tr/bayezid-camii
Как добраться
Район, где располагается мечеть Баязид, находится в европейской части города, добраться до нее можно на скоростном трамвае Т1, остановка «Баязыд». Из азиатской части города необходимо сначала переправиться на пароме до площади Эминеню и далее воспользоваться трамваем.
Рядом с мечетью сегодня располагаются:
- городская библиотека, под нее отведены здания старинной столовой.
- в бывшем здании религиозной школы сегодня находится очень интересный музей каллиграфии, который стоит посетить тем, кто интересуется арабской письменностью, как особым видом искусства.
- Крытый рынок Гранд-базар, который традиционно является местом для обязательного посещения туристами.
- а также уличный рынок книг, который находится в 100 метрах от мечети Баязыт.
Мечеть открыта для посещения туристов с 8 утра до 17 вечера ежедневно без выходных. Определенные утренние и вечерние часы отведены под службы.
На посещение мечети Баязид в месте с Музеем каллиграфии стоит запланировать 2-3 часа, и возможно, совместить этот визит с прогулкой по Гранд-базару.
Шиитское течение в исламе: предпосылки к возникновению
История имама Хусейна тесно связана с возникновением шиизма, ведь именно он и считается его основателем. Данную тему мы не смогли обойти стороной, поэтому подготовили краткую справку о предпосылках к появлению этого течения.
Пророк при жизни являлся бесспорным главой мусульманского общества, но после его смерти эта должность стала выборной. На большом собрании старейшин кандидатура претендента тщательно рассматривалась, и только после согласия всех собравшихся глава мог считаться избранным. Его называли халифом, и вместе с религиозной он получал всю полноту светской власти.
Интересно, что первым халифом стал не зять Пророка, а его ближайший соратник. В дальнейшем шииты жестко осуждали данный факт, считая, что власть была узурпирована. Несмотря на это, после трех халифов это почетное звание получил Али ибн Абу Талиб (отец будущего третьего имама).
Почему-то назначение нового халифа вызвало большие волнения в Сирии. Ее правитель из рода Омейядов воспротивился власти халифа Али и начал против него боевые действия. Продолжалось сопротивление недолго, так как Али ибн Абу Талиб буквально сразу после получения звания халифа был умерщвлен. Власть по праву перешла его старшему сыну Хасану. Юноша был не готов вести боевые действия и согласился признать халифом Муавию из рода Омейядов. Единственное условие гласило, что после смерти правителя Сирии власть вернется к наследникам пророка Мухаммада.
Сразу после этого знаменательного решения Хасан вместе со своим младшим братом переехал в Медину, где и был отравлен в 669 году. Шииты открыто обвиняли в его смерти Муавию, который мечтал, чтобы титул халифа остался в его семье.
Именно данный факт стал началом появления шиитов, или «последователей», как они себя называли. Эти люди были недовольны политикой, которую вел правитель Сирии, поэтому собирались вокруг настоящего наследника халифа – Хусейна ибн Али. Изначально течение было сугубо политическим, но по прошествии нескольких лет в нем наметились тенденции к приобретению религиозной окраски.
Хадисы о Махди
Как упоминается в достоверном хадисе, переданном Джабиром, по словам Посланника Аллаха, аль-Махди поприветствует Ису ибн Марьям в день его сошествия со словами «Будь нашим руководителем в молитве», но Иса скажет, что «…один из вас должен руководить молитвой других, так как в этом знак почета от Аллаха этой общине». То же самое подтверждает хадис Муслима. Также, по этому хадису, именно Иса убьет Даджаля, то есть появление Махди будет предшествовать появлению и Джаджаля, и Исы.
Еще в связи с появлением Махди в Исламе связывают такое событие, как приход народов Йаджудж и Маджудж, о которых, судя по хадису от ан-Наууаса бин Сам‘ана, Аллах сообщит Исе, что выпускает рабов, с которыми ни один человек сразиться не сможет, и их нужно будет оградить на горе Тур. Эти народы должны будут прийти внезапно, они спустятся с каждой возвышенности вниз «кишащими», их заметят у Табарийского озера, которое они выпьют, и когда их последние ряды подойдут к озеру, скажут: «Когда-то здесь была вода!». После этого события и появление этих народов Аллаха один за другим последуют события, являющиеся большими признаками наступления Судного Дня. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, которые приводятся в хадисе Абу Хурейры, «Знамения последуют друг за другом, подобно тому, как падают друг за другом бусины с нитки». Зверь появится после того, как солнце взойдет не на Востоке, а на Западе, в земле начнут появляться провалы и признаки Судного дня станут появляться один за другим.
Прогулка: запад-восток
У Земмеля мы переходим на другую — четную сторону проспекта, чтобы пройти обратный путь. Эта сторона заметно многолюднее, что объясняется не только обилием магазинов, кафе и ресторанов, но и тенью могучих платанов, укрывающих широкий тротуар.
Напротив дома Мелик-Азарянца, пытаясь затмить его, стоит помпезное здание (арх. К. Чхеидзе и М. Чхиквадзе, 1953 год) с красивой низкой колоннадой в итальянском стиле и торжественной угловой башней, придающей сходство со знаменитой Стокгольмской ратушей. Здесь располагаются президиум Академии наук Грузии и Союз кинематографистов. Последнему обязан названием располагавшийся в торце ресторан «Потерянный рай» — так называлась популярнейшая некогда кинокомедия.