Грузинский ретрит: как спланировать три дня в тбилиси

По признаку общественного назначения

Ряд исследователей предлагают классификацию музеев осуществлять по признаку общественного назначения.

Научно-исследовательские

Занимаются изучением памятников истории, культуры, природных объектов. Рассчитаны на узких специалистов.

В России это музей «Энергия» в Королеве, принадлежащий ракетно-космической корпорации.

Сотрудники музея науки в Лондоне сами проводят различные исследования, публикуют статьи в журналах и сборниках.

Научно-просветительские

Относятся к основным типам музеев. Их сотрудники не только занимаются научной работой, но и массово просвещают народ.

В Московской области – это музей Эйнштейна в Мытищах. Предлагает интеллектуальный отдых для всей семьи. В выходные и праздничные дни здесь часто устраивают квесты для детей и взрослых.

В Новосибирской области – это экспоцентр Солнца. Позволяет погрузиться в историю и культуру древних цивилизаций, в которых господствовал культ Солнца. В музее проводят лекции, показывают документальные фильмы.

Учебные

Организованы в стенах высших и средних учебных заведений. Например, музей Самарского медицинского университета знакомит с историей открытия вуза, достижениями студентов и преподавателей.

В «Квартире Чебурашки» на базе средней школы № 2036 г. Москвы поселились герои известных детских сказок.

Музей изобразительный искусств Пушкина

Это один из знаменитейших культурных центров в стране. Конкурировать с Пушкинским музеем может только Эрмитаж. Закладка здания состоялась в начале 90-х XIX века. Пοстрοен Пушкинский музей был на частные пοжертвοвания мецената Ю.С. Нечаева-Мальцοва.

Кοгда сοοружали здание, предпοлагалοсь, чтο все экспοзиции будут οсматриваться тοлькο при дневнοм свете. Вοзмοжнοсть прοведения электричества в прοекте даже не учитывали. Этο вызвалο труднοсти οпределеннοгο характера. Первым директοрοм музея стал инициатοр егο οснοвания – И.В. Цветаев. Начальная экспοзиция сοздана на οснοве кοллекции древнοстей Мοскοвскοгο университета, гипсοвых кοпий античных скульптур и мοзаик.

В 1924 году были открыты картинные галереи. После ВОВ расформировали Государственный музей нового западного искусства, а часть его коллекции перенесли в Пушкинский музей. По экспонатам, которые хранятся здесь, можно изучать историю и культуру мира: от Античности до наших дней. Это настоящий музейный городок.

Отдельного внимания заслуживает Галерея искусств стран Европы и Америки. Здесь представлены полотна знаменитых художников конца XIX-XX века. Их фамилии у всех на слуху: Ван Гог, Гоген, Пикассо, Сезанн, Кандинский, Шагал и другие. Наверняка многие видели репродукции «Девочка на шаре» Пикассо или «Голубые танцовщицы» Дега. Их оригиналы хранятся в стенах Пушкинского музея.

История Каирского музея

В XIX в. Египет стал центром притяжения для грабителей и расхитителей гробниц. Они неоднократно разграбляли первое в стране хранилище древнеегипетских ценностей, места археологических раскопок. В те годы множество ценных артефактов было вывезено за границу.

К этой проблеме не смог остаться равнодушным ученый-египтолог Огюст Мариет. Желая остановить разграбления и спасти бесценные артефакты, он основал и возглавил «Службу древностей Египта», а позже — музей в каирском районе Булак.

  • С 1878 г. по 1881 г. Булакский музей закрыли на ремонт, так как он сильно пострадал из-за наводнения. Некоторые экспонаты были утеряны и повреждены.
  • В 1891 г. музейные коллекции перевезли во дворец египетского правителя Исмаила-паши в Гизу. Там они занимали отдельное крыло здания.
  • В 1900 г. в Каире построили здание нового музея, куда все экспонаты отправили в 5 000 ящиках.

Новый Каирский музей спроектировал Марсель Дюрнон. Двухэтажное здание выдержано в стиле неоклассический бозар. Отличается лаконичным красным фасадом, на котором в контрастном белом цвете выделяются: портал с ионическими колоннами; две женские скульптуры, олицетворяющие Верхний и Нижний Египет; скульптура головы богини Хатхор.

Свои двери для посетителей Каирский музей торжественно открыл в 1902 г. В 1970-х годах на близлежащей к музею территории начала активно развиваться инфраструктура — появились новые дороги, муниципальные здания, станция метро, туристические объекты.

В 1983 г. египетские власти признали здание Каирского музея архитектурной ценностью и передали его под защиту Министерства по делам древностей.

В 2012 г. реализовали проект реконструкции музея — заменили окна, усилили меры безопасности, покрасили фасад, благоустроили прилегающую территорию.

Переходим на второй этаж мастерской

Лестницы между этажами музей-мастерская Зураба Церетели использует как полноценные выставочные пространства. Одни пролеты увешены произведениями живописи, другие – фотографиями их автора. О фото разговор впереди, а вот картину на промежуточной площадке лестницы разглядывают многие посетители. На ней любимых подсолнухов изрядное количество, для контраста под растениями – розовая собачка.

Это произведение выполнено в уже описанной технике объемного эмалевого изображения, здесь рельефность поверхности наиболее очевидна. Освещенный барельеф выглядит оченьэффектно, переливаясь разноцветными деталями. Воссоздав и усовершенствовав технологию эмалирования, Церетели перенес ее с традиционных миниатюр на полноразмерные полотна. Фактически они являются синтезом скульптурной и живописной техник.

В первом же помещении второго этажа снова наблюдаем ставшие привычными подсолнухи. На сей раз они разнообразятся разноцветными прямоугольниками, словно автор вспоминает Казимира Малевича. Размещенная рядом картина с фантазийным цветущим растением в человеческий рост показывает некоторое разнообразие изображаемой натуры. Однако подсолнечник затесался и в следующую экспозицию из различных цветков, рядом со скульптурами.

Вариации изображений Колосса Родосского разнообразных размеров расставлены на подиуме переменной высоты, словно на выбор посетителям. Одно из семи чудес древнего мира, из которых сохранились только пирамиды Египта, воссоздано исключительно воображением. Рогатый венец вызывает ассоциацию со статуей Свободы, подаренной Францией на юбилей Соединенных Штатов. Своим Петром Церетели переплюнул Эйфеля, создавшего подарок еще до своей знаменитой башни в Париже.

Продолжение экспозиции

Очередной зал представляет скульптуры совсем иного рода, не претендующие на величие при любом увеличении. Одноцветная статуэтка женщины в умиротворенной позе выполнена с натурщицы, по слухам небезразличной автору. Раскрашенная керамическая статуэтка с загадочным названием «Я жду, жду, жду…» в экспозиции не одинока. Похожей манерой отличается кентавр с лицом Пикассо (Пиккентавр) и бюст маэстро, раскрашенный в три цвета.

Этими работами Церетели как бы вспоминает общение с великим Пикассо, еще в собственной юности. Учитель немало занимался керамикой, будучи мастером на все руки. На столе в этой комнате представлены некоторые особо увесистые монографии о творчестве хозяина, которые музей-мастерская Зураба Церетели позднее предложит приобрести. Живопись здесь весьма колоритна, особенно глаза справа и сюжет слева – горбунья у зеркала со свечой.

Еще разнообразнее живописные работы в следующем помещении, которыми музей-мастерская Зураба Церетели буквально изобилует. Интересны миниатюрные произведения, изобретательно размещенные на крохотных мольбертах. Обозреватель не запомнил подобных рисунков большего размера, но и эти производят впечатление. Статуэтки рядом с миниатюрами из-за одноцветности выглядят на их фоне невзрачно.

Разнообразие заимствований Церетели, либо степень влияния на его творчество других мастеров, исследуют искусствоведы. Именуют его работы разнообразно, находя в них признаки стилей и направлений абстракционизма и импрессионизма, кубизма и сюрреализма. Еще раз вспоминаются две группы художников у входа, причисленных к своим учителям самим Церетели. Что касается монументализма, тут Зураб Константинович безусловно самобытен.

История

Дом Долгоруковых, в котором, собственно, и размещена Галерея Церетели — один из лучших примеров эпохи классицизма в Москве. Его строительство началось в 1788 г. В те времена это была типичная городская усадьба, выполненная в классическом стиле и состоящая из главного дома с монументальным античным портиком, боковыми корпусами и парадным двором. В 1795 г. дом приобрели князья Долгоруковы, которые впоследствии стали его хозяевами на более чем полвека.

Дворец много раз перестраивался. Так в ходе восстановления здания от пожара 1812 г. был видоизменен уличный фасад. Архитектура дворца приобрела черты ампира.

В 1918—1998 годах дом Долгоруковых, как и другие близлежащие здания, занимало Военное ведомство. К концу 80-х дворец пришел в упадок: его залы разделили на комнаты, лестницы перестроили. За долгие годы было утрачено большинство элементов отделки. Но на рубеже тысячелетий дворец был возрожден в прежнем великолепии.

Особенности проживания

  • В столице Грузии курят стабильно много, поэтому почти все жилье, сдаваемое в аренду, пропитано специфическим табачным запахом.
  • В Тбилиси нет центрального отопления. Поэтому в холодное время года убедитесь, что предлагаемое вами жилье оснащено газовой колонкой.
  • Цены здесь одинаковы в любое время года, поэтому сэкономить на «несезоне» не получится.
  • Старайтесь селиться подальше от шумных кафе и прочих развлекательных заведений, в которых любят гулять до утра.

Главные достопримечательности: проспект Руставели, Воронцовский дворец, крепость Нарикала, Старый Тбилиси (весь!), Сионский собор, мужской монастырь Бетания, серные бани Абанотубани, национальный музей Грузии, дом купца Мелик-Азарянца, Меиехский храм Божьей Матери, Мост Мира, храм Анчисхати, Тбилисский фуникулер, Тбилисский ботанический сад, собор Цминда Самеба.

История

Начало созданию галереи положила собственная коллекция художника. В ней было собрано более 2000 уникальных работ творческих личностей 20 века. Позже она значительно увеличилась, за счет закупленных картин на собственные средства директора галереи либо принесенных в дар Зурабу Константиновичу самими создателями. Галерея искусств располагается в красивом особняке, архитектурном памятнике 18 века в бывшем Доме князей Долгоруких. Дворец за всю свою непростую историю постоянно изменялся, перестраивался и дополнялся различными помещениями. Его хозяева постоянно сменяли один другого.

В 1865 году здание стало собственностью Мариинского училища. Спустя годы дворец пришел в упадок, был перестроен на небольшие комнатки. Произошла утеря многих элементов отделочного декора. В 2000 году здание было отреставрировано под руководством Зураба Константиновича и прежнее его великолепие вновь засияло. В данный момент особняк сочетает в себе старые и новейшие формы. Его просторные залы, как будто самого начала своей истории предназначались для проведения различных творческих экспозиций. Здесь был открыт новый выставочный зал, где разместилась галерея искусств Зураба Церетели.

Галерея искусств Зураба Церетели

Весной 2001 года в Москве начал работать музейный комплекс «Галерея искусств Зураба Церетели». Он относится к Академии художеств России и является крупным популяризатором современных искусств. Создание этого комплекса – одна из благотворительных инициатив Зураба Церетели в области культуры.

Само здание, в котором расположена Галерея, является архитектурной достопримечательностью. Это дворец Долгоруких с анфиладой прекрасных сводчатых залов на 1-ом этаже, сохраненных в архитектурном стиле XVIII века. На 2-ом этаже торжественные парадные залы относятся уже к середине XIX века. Этот старинный дворец отлично подошел для экспонатов. Многочисленные залы с крытыми внутренними двориками служат отличным обрамлением современным произведениям.

Выставочные залы Галереи искусств наполнены монументальным творчеством скульптора Зураба Церетели. Эстетика многих скульптур имеет горячих поклонников не только в нашей стране, но и за рубежом. Ряд работ Церетели известны во всем мире: памятник Петру I, храм Христа спасителя и др.

В Галерее можно увидеть точную копию скульптуры Христофора Колумба в Пуэрто-Рико.Много скульптур дорогих сердцу персонажей, реально живших и героев художественных произведений. Вот известные всем мушкетеры со шпагами, прообразом которых послужили Боярский и другие актеры, сыгравшие его друзей в фильме, а в другом зале – Владимир Высоцкий, Сергей Есенин, царь Петр I, Солженицын, Шостакович.

Можно даже встретить скульптуры современных политиков. Вызывают невольную улыбку пара скульптур Лужкова в совершенно неожиданном образе или Никита Михалков, у которого что-то не так с усом. Отдельный зал Зураб Константинович посвятил Чарли Чаплину.

Многие экспонаты Галереи не только наполнены глубоким философским смыслом, но и ошеломляют по способу выполнения. Размах фантазии автора и присущий ему некоторый гигантизм впечатляют своей грандиозностью. Таким является, например, «Яблоко» – архитектурный плод Зураба Церетели размером с двухэтажный дом.

Многие вышедшие после экскурсии с удовольствием приобретают на память маленькие произведения искусств. На первом этаже для этих целей имеется салон по продаже статуэток и предметов интерьера. Галерея искусств не только демонстрирует работы Зураба Церетели, но и проводит на своей территории масштабные по объему и значению международные и отечественные выставки изобразительных искусств. Здесь же регулярно проходят интереснейшие показы тех богатств, которые Академия художеств накопила в своих запасниках в течение всего времени своего существования.

Видео и фотоматериалы не передают в полной мере всего комплекса впечатлений, которые испытываешь, находясь непосредственно возле произведений Зураба Церетели – их нужно видеть собственными глазами. Как и многие произведения искусств, его творчество часто вызывает споры и противоречия, не оставляя равнодушными никого.

Топография

Покидаем путаницу улочек, где с балконов домов, стоящих по разные стороны, можно здороваться за руку и пить на брудершафт. Поклонившись двум древнейшим храмам, свидетелям всей его истории, — Анчисхатской церкви и Сионскому собору, выбираемся из лабиринта и, выйдя на обширную площадь, оказываемся у начала знаменитого проспекта.

Проспект прокладывался в XIX веке, и есть что-то символическое в том, что, оставив на востоке горбатый «город роз и бараньего жира», он устремился на запад. Таков вектор, причем не только географический, но и политический: здесь начало Военно-грузинской дороги, кратчайшим путем связывавшей Грузию с Россией.

Виды

Что такое музей? Это организация, цель которой — ознакомление населения с историческим и культурным наследием. Музеи бывают различные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по типу хранимого наследия. Существуют музеи краеведческие, палеонтологические, антропологические, этнографические. Почти в каждом крупном городе имеется выставка восковых фигур. Есть музеи, в которых представлена военная техника или предметы, связанные с историей кораблестроения.

Музеи бывают частными и государственными. Они различаются также по способу знакомства с экспонатами. Так, самый современный тип – виртуальный. Тематика музея может быть какой угодно. По сути, каждый может создать собственный музей. Если, конечно, он располагает коллекцией, имеющей интерес для потенциальных посетителей. В мире действует ряд необычных музеев-выставок. Один из них находится в Загребе. Называется эта небольшая выставка Музей разводов. Экспонаты представлены здесь отнюдь не редкие – свадебные платья, предметы гардероба, украшения. Но каждый элемент имеет свою историю и связан с определенной стадией несостоявшихся отношений.

Основание Исторического музея

     Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея

Фотография Исторического музея начала ХХ века

      Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет

Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота

      Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады

Западный фасад Исторического музея

      Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.

Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»

      В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов

Декор южного фасада Исторического музея

       Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов

     В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли

С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.

Крепость Нарикала (Тбилиси)

В центральной части столицы Грузии находится одна из самых главных ее достопримечательностей – крепость, возведенная еще в 4 веке. На протяжении долгих веков она обороняла город, несмотря на многочисленные разрушения. Построенная на холме, окруженная с трех сторон скалами и мощной каменной стеной, крепость неплохо сохранилась до наших дней и стала визитной карточкой столицы. Красивейшие виды открываются с ее смотровой площадки и с канатной дороги, которая проложена к вершине. Рядом с цитаделью стоит 20-метровый памятник «Мать-Грузия». «Чтобы лучше увидеть всю красоту этого места советуем взять напрокат бинокль на 2 минуты за 1 грузинский лари».

Прогулка: запад-восток

У Земмеля мы переходим на другую — четную сторону проспекта, чтобы пройти обратный путь. Эта сторона заметно многолюднее, что объясняется не только обилием магазинов, кафе и ресторанов, но и тенью могучих платанов, укрывающих широкий тротуар.

Напротив дома Мелик-Азарянца, пытаясь затмить его, стоит помпезное здание (арх. К. Чхеидзе и М. Чхиквадзе, 1953 год) с красивой низкой колоннадой в итальянском стиле и торжественной угловой башней, придающей сходство со знаменитой Стокгольмской ратушей. Здесь располагаются президиум Академии наук Грузии и Союз кинематографистов. Последнему обязан названием располагавшийся в торце ресторан «Потерянный рай» — так называлась популярнейшая некогда кинокомедия.

Описание коллекции

Основная экспозиция, конечно, посвящена монументальному творчеству Зураба Церетели. Здесь можно убедиться и в мастерстве скульптора, который к тому же художник, и в его плодовитости – даже в свои 83 года деятельность Зураба Константиновича все такая же активная, и на данный момент он работает заграницей.

Пройдясь по залам музея Зураба Церетели, вы встретите на своем пути много изображений известных писателей, музыкальных исполнителей, деятелей кино и даже политиков! Чего стоит одна скульптура «В здоровом теле – здоровых дух!», изображающая В.В. Путина в форме дзюдоиста, или неоднозначные работы, посвященные образам Ю.М. Лужкова.

Отдельный зал посвящен Чарли Чаплину: посетители могут ознакомиться с представлением Зураба Церетели о нем в различных техниках – здесь есть и скульптуры, и живопись. В огромных светлых залах выставлены копии с античных скульптур – поэтому сюда часто приходят студенты с художественных направлений, чтобы сделать с них зарисовки.

Самое знаменитое фундаментальное творение скульптора – огромное яблоко в центре атриума размером с двухэтажное здание. В этой работе по библейским мотивам отражена тяга Церетели к монументальности и даже гигантизму. «Яблоко» не оставляет равнодушным никого: либо вы уйдете от него в восторге, либо с полным неприятием идеи, либо в раздумьях о добре и зле.

Что посмотреть

Сегодня в Галерее постоянно работает 2 экспозиции. Одна из них представляет собой коллекцию копий памятников античной скульптуры, созданных по образцам ГМИИ им. Пушкина. Античный зал со сводчатым потолком и нишами, в которых стоят произведения искусства, напоминает типичный итальянский дворик, отсылающий ко временам великих основателей классической пластики.

Вторая постоянная коллекция — это собрание произведений (скульптура, живопись, графика, эмаль) основателя галереи, легендарного Зураба Церетели. Огромную художественную ценность имеют рельефы из цикла работ «Мои современники».

Неизменный интерес вызывает светлый зал-атриум, главными «звездами» которого являются исполинские скульптуры и бронзовые барельефы на библейские темы.

Самая известная работа Мастера, которую можно увидеть в его Галерее — композиция «Яблоко», расположенная в Зале познания добра и зла. В коллекции можно увидеть скульптуры принцессы Дианы и Чарли Чаплина, а также многочисленные произведения станковой живописи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: