Долина безголовых, канада

ЦЕЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ: КАК ДОЕХАТЬ

Добраться до Цея, чтобы увидеть здешние скалы, пещеры и ледники (Осетия), можно от Пятигорска или Владикавказа. До последнего населенного пункта от курорта всего 90 километров. Все магистральные трассы находятся в отличном состоянии.
Достопримечательности Осетии стоят того, чтобы приехать в эти края – здесь каждый найдет для себя то, что искал всю жизнь!

Северная Осетия. Цейское ущелье, Цейский ледник на карте.

Координаты: 42.775086, 43.860499

Приглашаем посетить эту достопримечательность в нашем туре:

  • Горный лагерь в Цейском ущелье. Северная…

  • Треккинг в Цейском ущелье. Тур с гостини…

Млетский спуск

По зигзагообразному серпантину, вырубленному ярусами в лавовых породах, дорога спускается на целый километр вниз. Это знаменитый Млетский спуск, один из самых красивых и захватывающих дух участков дороги. (Иногда спуск называют Земомлетским, иногда Гудаурским). Дорога образует петли с крутыми разворотами, где открываются красивые виды на склоны ущелья и долину Арагви.

Млетский спуск и ущелье Белой Арагви

Скалы вдоль дороги и горы на другом берегу — это наплывы лав с ближайших вулканов. За 10-15 миллионов лет Арагви промыла каньон в вулканической породе.

Из зоны довольно сурового горного климата и альпийских лугов по серпантину за несколько минут можно попасть в красивую долину с мягким и теплым климатом.

Млетский спуск стали строить после неудачной попытки построить перевальный участок дороги в обход Крестового перевала по Гудамакарскому и Гудушаурскому ущельям.

Проектированием этого нового участка Военно-Грузинской дороги занимался известный и талантливый инженер Б. И. Статковский. Для того, чтобы дорога была построена по всем правилам, он был командирован в Западную Европу, где в течение полутора лет изучал новейшие методы строительства горных дорог и троп. По возвращении из командировки инженер представил полностью разработанный план участка дороги, который после тщательного рассмотрения был утвержден.

Строительство началось в 1857 году. Работы сопровождались большими трудностями. В скальных стенах, образованных лавами вулкана Садзели, были вырублены ярусы-площадки, и затем укреплены подпорными стенками из извести. Обрывистые места ограждали каменными парапетами. Грузинский писатель Илья Арджеванидзе пишет: “Много людского труда, жизней и средств было затрачено на проведение Военно-Грузинской дороги. Рабочих приходилось привязывать к канатам и спускать над бездной в обрыв, чтобы они могли вырубать в скалах ступени, на которых можно было бы стоять и работать”. Движение по новому участку дороги торжественно открылось в 1862 году.

Млетский спуск поражает легкостью и плавностью линий трассы. В 19 веке он являлся одним из выдающихся образцов инженерного искусства и мог служить образцом даже для европейских шоссейных дорог того времени.

Весь перевальный участок дороги между селениями Коби и Квешети представлял собой смелое и совершенное решение по проведению дорожной трассы по сравнению с существующими в то время благоустроенными перевальными путями в Швейцарских Альпах. Больше не надо было перегружать багаж путешественников и товары на волов, чтобы преодолеть перевал. Помимо дорожного полотна на перевальном участке было возведено множество других инженерных и гражданских сооружений: каменные арочные мосты, в том числе красивый мост через Арагви в Млети, казармы и бани для рабочих, дорожные караульные будки.

После Великой Отечественной войны, в 1957-1962 годах, на Млетском спуске расширялось полотно дороги, спрямлялись повороты и велись другие работы, обеспечивающие безопасность движения.

Как добраться в Дигорское ущелье?

На общественном транспорте можно добраться не до конца, да и расписание неудобное. Лучше всего ехать на своем авто или вообще взять экскурсию или тур.

На автобусе

От автовокзала №1 во Владикавказе (адрес Архонское шоссе, 1) можно доехать до Дзинаги, отправление в 15:55 каждый день. В пути 2,5 часа. Обратно во Владикавказ автобус отправляется в 7 утра. Стоимость проезда 147 рублей. Неудобство этого варианта в том, что на месте будете уже затемно.

От поворота с главной трассы на Дзинагу до баз в Дигорском ущелье остается 10 км — их либо идти пешком, либо поймать попутку. Я уехал на УАЗе-буханке.

На машине

Расстояние от Владикавказа до Дигорского ущелья (до баз у горы Кубус) — 120 км. Сначала вам нужно держать курс на село Дигора, затем на Чикола. После Чиколы будет поворот уже в горы. Дорога на две трети хорошая, асфальтированная, а вот последний участок — гравийка. Там сейчас идет ремонт дороги, поэтому скоро уже можно будет доехать быстро.

Но даже в своем нынешнем состоянии гравийка проходима на любом авто.

Кроме того, на некоторые базы организуется автобусная доставка.

Исходя из всего, что написано выше, держите несколько советов:

  • Брать теплую одежду, в какое бы время года вы не приехали. Ветровка, флиска, термобелье, шапка, треккинговые ботинки
  • Бронировать жилье заранее, если вы без своей палатки
  • Закладывать больше времени на посещение, ведь дорога сюда долгая
  • Продукты стоит купить во Владикавказе, в ущелье с магазинами совсем плохо
  • Питаться можно только на базах, благо столовая или кухня есть везде.
  • Ориентироваться лучше всего по картам maps. me или Osmand — приложения просто незаменимые. Показывают тропы, стоянки, другую дополнительную информацию.

Географические особенности Баксанского ущелья

Своё название Баксанское ущелье получило по имени реки Баксан. Река является второй по длине в Кабардино-Балкарии, ее протяжённость — 170 км. Баксан берёт начало в высокогорных ледниках Большой и Малый Азау. Эти ледники находятся возле Эльбруса, входящего в состав Большого Кавказского хребта. Название реки переводится с кабардинского как «пенящийся». Река протекает через всё Баксанское ущелье.

Недалеко от города Баксан Баксанское ущелье начинает извиваться — то резко сужаться, то широко расходиться, открывая потрясающие горные виды. Дорога идёт вдоль кабардинского посёлка Исламей, что на левом берегу реки. Напротив посёлка, на другой стороне реки высится скальный массив Кызбурун. Топоним переводится как «красный нос», по цвету горы. По другой версии, он переводится как «девичья гора».

Территория села Заюково пронизана сетью пещер, а на массиве Харахора есть туфовый и известковый карьеры. Гора Харахора знаменита своими природными каменными скульптурами на вершине, напоминающими собаку и кабана. Название Харахора так и переводится — «собака со свиньёй». Здесь Баксанское ущелье становится настоящим ущельем географически, и следующий населённый пункт — Лашкута — располагается между Скалистым и Пастбищным хребтами Кавказских гор.

Лашкута — аутентичное балкарское селение, жители которого занимаются овцеводством. По горным породам, слагающим Скалистый и Пастбищный хребты, становится очевидно, что в древности здесь было океанское дно. Мергели, доломиты и известняки, из которых состоят горы, веками образовывались из панцирей ископаемых морских обитателей. На заре геологического формирования ландшафта нашей планеты на месте Баксанского ущелья и всего Большого Кавказа плескался тёплый океан.

Из его вод и поднимался Эльбрус, который в то время был огромным извергающимся вулканом. Чем ближе дорога ведёт к Эльбрусу, тем более явственно на скалах видны следы вулканической деятельности горы в прошлом. В семи километрах от Лашкуты начинается теснина Шаш-Боват. Теснина продолжается в горы на 5 км и сужается в самом узком месте на 30 м. Далее, уже в поясе субальпийских лугов расположена котловина Сары-Тюз.

В 12 км от ущелья Сары-Тюз находится город Тырныауз, знаменитый вольфрамово-молибденовым комбинатом и рудником в высокогорье, откуда добытую руду перевозили по канатной дороге. От Тырныауза до Эльбруса путь составляет всего 30 км, он проходит через посёлки Верхний Баксан и Терскол. Терскол — последний населённый пункт перед Эльбрусом. Он расположен на высоте 2100 м, здесь расположены базы отдыха и альпинизма. До ледово-снежных склонов Эльбруса отсюда всего 3900 м.

Как добраться

Главным ориентиром является поселок Красная Воля. Лесная улица приведет к грунтованной дороге и центральному входу в заповедник. А дальше – деревянная лестница и начало экскурсионного маршрута. Это схема движения для туристов на личном автотранспорте. На автобусе или маршрутке придется доехать до этого самого поселка до остановки «Улица Володи Ульянова» и пройтись пешим ходом все по той же грунтовке минут 20-30.

Навалищенское ущелье считается одним из популярнейших природных и экскурсионных объектов в масштабах Большого Сочи. Поэтому побывать в этой заповедной зоне всегда интересно.

Мистика лощины черного бамбука

Ученые так и не смогли найти разумное объяснение тому, что происходит на территории долины. Факт исчезновения людей до сих пор остается загадкой, ведь не было найдено ни останков, ни личных вещей, ничего такого, что могло бы натолкнуть на разгадку событий. Так как научного объяснения не нашлось, люди начали придумывать разные мистические теории. По одной из них, на территории бамбукового леса обитает редкий белый медведь, который охотится на людей и убивает их. Местные называют его панда-людоед.

По второй версии во всем виноват густой туман. Люди рассказывают, что он имеет инопланетное происхождение, так как появляется и исчезает он очень быстро. Инопланетяне прилетают в данное место, чтобы похищать людей, и для маскировки используют туман. По третьей версии во всем виновата магнитная аномалия, из-за которой гниют растения, разбегаются животные, а также выделяются ядовитые пары, от которых люди сходят сума. По четвертой версии причиной всему Злые силы, которые забирают людей в свой потусторонний мир.

Водопад Гвелети

После долины Чаухи мы по той же дороге, вернулись обратно, снова проехали село Сно и далее, через Степанцминда отправились в сторону границы с Россией, к водопаду Гвелети.

Треккинг к водопаду совсем несложный, начинается практически из полузаброшенной деревушки на несколько домишек, вон они за булыжниками.

Природная тропинка ведёт через живописную можжевеловую рощу в ущелье.

Кругом стояла тишина, время близилось к закату,

поэтому встретили лишь пару туристов, уже возвращающихся с водопада. Так что у самого водопада мы были одни, вот он уже виднеется, состоит, словно из 2-х каскадов – верхней и нижней части.

Признаюсь, мы не стали подходить к самому подножию верхнего водопада, для более эффектного кадра, слишком уж много было брызг от него, не хотелось промокнуть, так как вечером было уже не жарко.

Поэтому фото не передаёт всей мощи и реальной его величины, он куда выше, чем кажется на фотографиях.

Вся тропа идет вдоль речки, образуемой водопадом,

заблудиться здесь невозможно, а идти от парковки всего минут 20-25 в одну сторону. Правда до этой парковки нужно ещё доехать – дорога к ней от основной трассы очень каменистая, по ней также на обычной машине не проехать.

Экскурсионные туры на несколько дней по Дагестану

Так как Дагестан в последнее время стал очень популярен, появляется все больше комплексных предложений — экскурсий по Дагестану на несколько дней. Вариантов много, постоянно появляются новые предложения.

Все экскурсионные туры по Дагестану на одной странице здесь

Самый популярный тур — это за три дня увидеть  и Сулакский каньон с барханом, и Хунзах с горными чудесами, и Гамсутль с Салтой. Оценить маршрут здесь

В пятидневном туре вас уже провезут по всей республике, можно будет увидеть значительно больше — к основным достопримечательностям добавится возможность оценить красоту Дербента и увидеть максимальное количество водопадов, горных аулов. Посмотреть маршрут

В зарослях бамбука

На очередном повороте дороги перед людьми показалась бамбуковая роща, все люди на мгновение замерли, перед ними как-будто раскинулось озеро с белой водой, над которым возвышался бамбук. Это было не озеро, а туман, Ян Юнь первым шагнул в лощину, и через несколько минут дал команду продолжать путь всем остальным членам группы. На следующий же день люди почувствовали себя плохо. На протяжении месяца группа проводила исследования, и только тех, кто уже не мог работать, из-за плохого самочувствия отправляли в базовый лагерь. Главным открытием стало то, что породы в лощине имеют сложную геологическую структуру. Также было установлено, что в скалах есть система трещин, с которых выделяется ядовитые фтористые и ртутные испарения.

Причиной туманов оказалось отнюдь не мистические причины, а высокая влажность и резко меняющаяся погода. Полную картину дополнял сложный рельеф, с множеством пещер, гротов и провалов в земле. В восточной части рощи были обнаружены зыбучие пески. В совокупности все перечисленные факторы и повлияли на то, что территория приобрела плохую славу и угрожающее название «Долина Смерти». Но Ян Юню не давало покоя то, что они все же что-то упустили, какой-то фактор, который влияет на болезненное состояние людей. Течение болезни напоминало отравление неизвестными минеральными или растительными ядовитыми ядами. После длительных раздумий Ян Юнь вспомнил лекцию своего профессора. Он собрал образцы грунта, воздуха и завершил свои исследования.

ЗАМОК В ДОЛИНЕ НАРЗАНОВ: ОТБЛЕСКИ СОВЕТСКИХ ЗАРНИЦ

Дача Калмыкова в Долине нарзанов – знаменитый объект, привлекающий к себе таинственностью и необычностью форм. Дело в том, что постройка, выглядящая, словно средневековый замок, была возведена в 1936 году, во времена правления Иосифа Сталина.Здание выполняло функции охотничьего домика, который посещали члены ЦК партии, когда-то обличенные немалой властью, но, по сути, это была дача Калмыкова – первого секретаря обкома КБР. В разное время здесь бывали и Ворошилов, и Буденный, и прочие важные гости. Но, однажды, в 1939 году, фактического хозяина дома, Бетала Эдыковича, арестовали, и дача постепенно опустела. Это не удивительно – времена были смутные и опасные.
С архитектурной и эстетической точки зрения здание построено идеально: метровые капитальные стены, стилизация окон под бойницы, кованые винтовые лестницы, просторные террасы и огромные балконы. Трехэтажный корпус снабжен высокой смотровой башней. А виды здесь просто поразительные – со стен замка видна вскипающая лента бурной реки, горы, покрытые лесными коврами, и вьющийся асфальтовый серпантин, ведущий к легендарному урочищу Джилы-Су.

Фотореконструкции и виртуальные музеи

Удовлетворить любопытство поможет виртуальная лаборатория Луизы Лики, внучки легендарного антрополога Луиса Лики. Проект, созданный палеонтологом в третьем поколении, позволяет разглядывать и вертеть цифровые 3D-копии найденных в Олдувае окаменелостей. Коллекция постепенно пополняется.

В Санкт-Петербурге существует благотворительный проект «Коротко и ясно», выпускающий качественные образовательные стенгазеты для школьников. Поверьте, для взрослых это тоже очень интересно! На сайте проекта можно посмотреть и даже скачать прекрасно иллюстрированное Эволюционное древо человека. Там же есть замечательные выпуски: На пути к Человеку разумному с ответами антропологов на самые интересные вопросы и Мифы об эволюции человека с коллекцией из 65-ти популярных заблуждений о происхождении человека.

На сайте палеохудожника Джона Гурче можно рассмотреть прекрасные фотографии древних гоминид, в том числе парантропа Бойса, представителя хомо хабилиса и хомо эректуса. Художник-реконструктор работает в Музее Земли в Итаке, США. Джон Гурче создает скульптуры динозавров и рисует реалистичные портреты предков человека.

На сайте художников братьев Кеннис можно полистать гиперреалистичные изображения древних приматов, например, известного австралопитека Люси.

А в Доисторическом музее Чонгока (Jeongok Prehistory Museum, Республика Корея) выставлены полноразмерные модели древних предков людей, а также их двоюродных родственников. Великолепные реконструкции созданы Элизабет Дайнес и Кимом Сеонг-муном. Благодаря просветительскому проекту Google в Корею ехать не обязательно, можно совершить быстрое виртуальное путешествие в этот виртуальный зал, детально рассмотреть экспонаты и почитать о каждом персонаже из прошлого. Например, второй экземпляр здесь это та самая Люси, четвертый — парантроп Бойса, пятый — хомо хабилис из Олдувая, а седьмой — хомо эргастер из Кении.

Экспозиция юрского периода

Объект интересен не только как занимательная достопримечательность, привлекающая своей красотой и чем-то мистическим, но и тем, что он, по некоторым данным, был образован в период мезозойской эры. То есть можно смело предположить, что каменные развалы были местом обитания древних ящеров и динозавров.

Навалищенское ущелье расположено на территории Сочинского Национального парка и является частью Кавказского биосферного заповедника. Оно – фрагмент известного в этих краях хребта Ахун, отделившееся от основного горного массива более двухсот миллионов лет назад в результате раскола земной коры. Сегодня границей служит русло реки Хоста, веками размывавшей известняковые слои и достигшей в этом деле превосходных результатов. Кристально чистые потоки никогда не прогреваются выше 17 градусов – манящая с первого взгляда красота коварна и обманчива.

Карта региона

Транспорт

Автобус. Из Тбилиси до Сигнахи и Телави ходят автобусы от станции метро «Исани» и «Самгори» или от вокзала Ортачала (ул. Гулиа, 1).

Такси. Яндекс-такси из Тбилиси по любому из направлений будет стоить от 100 до 200 лари (2,568.8–5,137.6 рублей).

Аренда авто. Проще всего арендовать машину в Грузии через агрегатор Localrent. Они работают с местными компаниями, но тщательно их отбирают и оперативно реагируют на все жалобы клиентов. Местные компании или частники, работая напрямую, а не через сервис, бывает, что привозят побитые машины и по завышенной цене.

Летом стоимость машин за сутки начинается с 22 долларов (1,511.7 рублей) за автоматическую коробку передач. Большой плюс «Локалрента» в том, что при аренде автомобиля часто не требуется депозит, что актуально для путешественников, у которых нет карт заграничных банков. Также через агрегатор можно внести первый взнос за аренду российской картой. Остальную сумму придется платить наличными в лари или в долларах.

Проще всего арендовать машину в Грузии через агрегатор Localrent. Летом стоимость машин за сутки начинается с 22 долларов за автоматическую коробку передач

В аренду машины часто входит страховка. Дополнительно можно воспользоваться услугой подачи авто на удобный адрес. Обычно она стоит десять долларов (687.2 рублей) в одну сторону и изредка входит в стоимость аренды.

Хотя и у «Локалрента» тоже не все идеально. Бывает, что привозят усталые машины, где не работают какие-то мелочи типа дворников или зеркала с трещинами. Надо обязательно проверять работоспособность на месте.

Наш большой путеводитель «По Грузии на машине: что посмотреть и как спланировать маршрут».

Автостоп. В Грузии невероятно гостеприимные жители, и автостоп здесь чаще оказывается быстрее, чем общественный транспорт. Но девушкам все равно стоит быть более бдительными, как и при путешествии по любому кавказскому региону. Ну и в нынешнем контексте нужно быть готовыми к политическим разговорам, хотя откровенная агрессия от грузин в сторону россиян встречается невероятно редко даже сейчас.

В Грузии автостоп чаще оказывается быстрее, чем общественный транспорт

Происхождение и история Баксанского ущелья

Когда-то Кабардино-Балкарская Республика была двумя отдельными образованиями — Кабардой и Балкарией. Кабарда располагалась на равнине и в предгорьях, а Балкария — в высокогорных районах. Со временем они объединились, и Кабардино-Балкария с её горами, реками и другими природными красотами стала точкой притяжения для туристов. Сегодня Приэльбрусье — популярное курортное место в республике.

По остальным четырём ущельям Приэльбрусья — Ирик, Адыр-Су, Адыл-Су, Иткол — проехать можно лишь на внедорожнике. Дорога Баксанского ущелья поднимается к самому Эльбрусу на две тысячи метров, являясь самой высокогорной дорогой в Кабардино-Балкарии. Вдоль всей дороги течёт река Баксан, шумная и горная, сотнями лет ворочающая огромные валуны. Река настолько бурная, что не подходит для купания и сплавов.

Здесь же находится село Заюково, название которого переводится с кабардинского языка как «кизиловая долина». Тянется поселение на 12 км, являясь самым длинным посёлком ущелья. Село имеет древнее происхождение, оно было основано в XVII веке кабардинскими князьями. Заюково считается границей перехода из предгорий в горную местность. Село расположено на высоте 850 м над уровнем моря в окружении горных хребтов Заюко, Матхуко и Харахора.

Река Баксан

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: