Известные этапы конца света
Возвращаясь к перезагрузке цивилизации, предполагается, что это связано с великой эпидемией чумы, поражающей Европу и мир, известную в то время практически каждые 676 лет.
Последние две: Чума Юстиниана (541-542) и Черная смерть (чумная чума) в 1347 году.
Когда мы изучаем историю этих эпидемий и то, что происходило раньше, становится ясно, что самой чуме предшествовали некоторые загадочные события.
За несколько или даже несколько лет до вспышки чумы были: внезапные климатические изменения (например, в 1323-1324 годах Балтийское море замерзло) великий голод (1315-1317 гг.
Обратите внимание: Из сериала «Запретный плод» массовый уход актёров. Сериал закрывают? Или нас ждёт перезагрузка?
И разве эти прошлые события не напоминают нам предсказания конца света, которые сочетают в себе внезапное изменение климата, большой неурожай и, наконец, мировую войну?
Впечатления от фильма
Есть мнения, что прыгнул он только мысленно, то есть в своей голове. Считается, что мысли материальны поэтому печальные думы героя не давали ему сбежать, эта мысль преследовала мужчину до смерти. Прибежав домой, стучась в дверь, герой просит помощи у своего ребенка, надеясь, что тот поможет отцу избавиться от навязчивых мыслей. Но ребенок слишком мал, он даже не осознает всей тяжести жизни, тогда мужчина понимает, что всё зависит от него, и начинает подбирать ключи от двери. Ключи – это ответы, как выйти из тяжелой ситуации, но он слишком поздно начинает копаться в себе. Поэтому в конце эта плохая мысль в виде смерти всё же забирает его, то есть человек покончил жизнь самоубийством. А след на окне – это как бы шрам на душе ребенка от смерти отца.
Возможно, кто-то здесь увидит для себя другой смысл. В любом случае, эта картина заставляет людей рассуждать и думать. Ни это ли есть искусство? Даже если автор закладывает в фильм совершенно другой смысл, а зрители начинают додумывать что-то своё, то цель достигнута. Значит, его работа вдохновляет других на мысли и чувства. В общем, это интересно и стоит того, чтобы потратить время на просмотр не только любителям ужасов, но и начинающим режиссёрам. Это довольно талантливое произведение искусства, у которого есть чему поучиться, ну или, как минимум, хорошенько вдохновиться на что-то не менее впечатляющее и интересное.
Ши — красивое, грациозное произведение в кинематографической поэзии. Большинство прекрасных стихотворений завершаются без логичного объяснения, тем самым оставляя читателю, в данном случае зрителю, возможность посмаковать, вкладывая в концовку собственное ощущение смысла картины. Люди могут поразмышлять о том, что же происходит после окончания стихотворения.
Чего только стоит самая первая сцена в красивейшем японском лесу, здесь сразу видна работа талантливого оператора Дмитрия Боброва. Не меньше заслуживает похвалы Валентина Ходакова, ответственная за звуковое руководство и режиссуру. Джастин Берти – замечательный актёр, его чувства тревоги и отчаяния, без сомнения, читаются на лице, заставляя зрителя сопереживать ему. Можно сказать, мы видим игру одного актёра, который смог рассказать целую историю, наполненную болью.
История названия города Вышний Волочёк и древнейшие упоминания в летописях
Вышним Волочком город был назван потому, что ниже по реке существовал еще один волок — в районе современной деревни Волок на берегу реки Мста (Новгородская область). Волок — это короткий сухопутный отрезок между двумя реками, для преодоления которого грузы с кораблей перегружались на гужевой транспорт. В случае Вышнего Волочка товары приходившие со стороны Волги доставляли по реке Тверец, затем следовала разгрузка и преодоление соответствующего волока до реки Цна, где товары вновь грузились на суда и шли уже до Новгорода.
Вышний Волочек: реки Цна и Тверец на карте. Древний волок и Тверецкий канал.
Первым летописным упоминанием Вышнего Волочка считают дату 1437 г. , когда через него проследовала русская церковная делегация, направлявшаяся на Флорентийский собор:
Путь от Волги через Вышний Волочек до Великого Новгорода на карте.
Однако, многочисленные упоминания о волоке в данной месте, есть и в документах предыдущих столетий:
Н.К. Рерих. Волокут волоком. 1915.
В. Н. Татищев и вовсе считал, что первые летописные упоминая о Вышнем Волочке следует относить к 1135, основываясь на описании передвижений князей Всеволода и Изяслава Мстиславовичей противоборствующих своему дяде Юрию.
Впрочем, первое упоминание в летописи, очевидно, не равняется дате основания города. Когда же мог возникнуть Волочёк? Логично, что некий город должен был существовать в удобном для волока месте ровно столько сколько в принципе существует торговля. Потому что в древнем мире реки — это по сути чуть ли не единственные дороги, а значит — товары, движение, власть, жизнь.
И если местоположение таких древних городов как, например, Аркона, Пермь Великая или Дедославль удобно, безопасно и выгодно, но не предопределено изначально, то с Волочком история иная. Существование этого города именно в этом месте — на стыке двух водных систем — предопределено географически — он просто не мог не возникнуть. Так может, город, городище или поселение стоит там столько сколько на этой земле живут люди?
Существующие летописи не сохранили историю Руси ранее IX века, и нам трудно заглянуть за этот горизонт. Что поделать — бумага хорошо горит, как и дерево — главный строительный материал наших широт. Но, надеемся, никто всерьез не думает, что до этого момента наша земля являла собой «чистое поле»? По крайней мере доподлинно известно, что стоянки древнего человека на территории европейской части России существуют как минимум с 25–36 тысячелетия до н. э. (например, стоянка Сунгирь под Владимиром), а значит, была и история и поселения. И вполне вероятно, что среди самых древних городов нашей земли (с точкой отсчета еще до нашей эры?) был и Волочёк.
Вепсы (весь)
Новгородские торговцы и пираты добирались на север по озерам и рекам, устанавливая в удобных местах поселения — погосты. Прежде всего эти места привлекали славян пушниной и соляными месторождениями. На первых порах погосты были пунктами «немой торговли» с аборигенами, как тогда называли обмен товарами. Потом они превратились в пункты взимания дани с окрестных жителей.
Первыми на пути к северо-востоку от низовий Волхова новгородцы встретили племена вепсов. Эта многочисленная народность обитала в лесах на обширных территориях, простирающихся от межозерья между ладожскими и онежскими берегами на юго-восток до нынешних вологодских земель и бассейна реки Сухоны.
К XI–XII векам быт и нравы ближайших соседей вовсе не были экзотикой для новгородцев. Преподобный Нестор Летописец указывает весь в числе тех народностей, кто в 862 году призвал варягов на Русь: «Сказали руси («русью» в те времена славяне называли норманнов. — Прим. ред.) чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске» (Ипатьевский список «Повести временных лет»).
Первая столица Древней Руси Ладога располагалась на территориях, где жили вепсы, а город Белоозеро и вовсе был их племенным центром. Кроме того, наши финно-угорские соседи участвовали в походах князя Олега на Киев в 882 году. Так что вепсы были активными союзниками восточных славян и наряду с ними участвовали в становлении русской государственности.
Уже в X веке значительная часть веси была благополучно ассимилирована и включена в состав древнерусского этноса. С этих времен Белозерье и пространства юго-западнее его по рекам Мологе, Суде, Колпи, Шексне становятся славянскими, чередующимися или вклинивающимися в поселения аборигенов. Это подтверждает и Карамзин, который писал, что весь, как и племена мери и муромы, жившие в междуречье между Окой и Волгой, «обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» (Н. М. Карамзин «История Государства Российского»).
Внешность, одежду и пищу вепсов описал арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати во время своих странствий по Волжской Булгарии в XII веке:
Абу Хамид ал-Гарнати
«Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед» («Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу». М.: Наука, 1971).
Что касается цвета кожи белозерских вепсов, то, согласно различным источникам, красный оттенок лица приписывают и другим северным племенам. Дело в том, что во время путешествий на юг светлокожие северяне, совсем неизбалованные ультрафиолетом, быстро обгорали на открытом солнце. В результате их лица принимали красный оттенок. Неслучайно современные антропологи относят вепсов к самой светлой по пигментации группе населения бывшего СССР.
О том, что весь промышляла охотой и торговала пушниной, говорил еще один арабский путешественник первой половины X века Ахмед ибн Фадлан. В своих хрониках он называет места их обитания «страной Вису», откуда булгарские купцы привозят «соболей и черных лисиц».
Славяне научили вепсов земледелию, поэтому они жили не только охотой и бортничеством, но еще и выращивали рожь, овес, ячмень, лен и репу. Их жилища мало чем отличались от северорусских, но была и главная особенность: хозяйственные постройки у них расположены вплотную к главной избе под прямым углом с исключительно четным количеством окон.
Согласно официальной статистике, за последнее столетие численность вепсов на территории России стремительно сократилась: с 32 783 человек в 1926 году до 5 936 в 2010-ом. Значительная часть проживает в Карелии — более 3 000 человек, в Ленинградской области — 1300 человек, на Вологодчине — около 400 человек.
2
4 Цивилизации Мезоамерики (ольмеки, тольтеки, майя, ацтеки, инки)
До того, как в Америку прибыли корабли Колумба, здесь жили индейские племена и народности, которые находились на разных уровнях развития. Но на небольших участках Нового Света, в Мезоамерике и Андах, испанцы обнаружили высокоразвитые цивилизации. Первая, возникшая на этой территории – ольмеки, у которых в начале I тыс. до н.э. были свои ритуальные центры, пирамиды из глины и каменные монументы. О ней известно не так много.
У мезоамериканской цивилизации был свой календарь, в котором весь год делили на 4 сезона. Они отслеживали и записывали такие события, как лунные или солнечные затмения, фазы Луны и т.д. У них была своя письменность, а также двадцатеричная система счисления. Все цивилизации Мезоамерики исчезли после испанской колонизации Америки.
Чудь заволоцкая
По участку суши между Онежским озером и Белоозером новгородцы тащили волоком свои суда, поэтому северные территории, располагавшиеся за этой местностью, они называли Заволочьем. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения славян на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры.
Эти обширные пространства населяли финно-угорские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Одни ученые отождествляют их с этносом емь, другие — с югрой. Старинные летописи и договоры отделяют чудь заволоцкую от ее восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили зыряне (нынешние коми), пермяки, вотяки (нынешние удмурты), а также югры, чьи ближайшие родственники ханты и манси сохранились к востоку от Урала.
Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» одним из первых перечислил северных соседей: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».
Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин в широком понимании стал собирательным и сейчас он часто обозначает все северные финно-угорские племена.
Впрочем, полного единства тут все же нет. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — это название древнего финского населения Псковской, Новгородской. Архангельской, Олонецкой губерний, также в Пермской губернии и Сибири». В то же время другие источники, например толковый словарь Ожегова, определяют «чудь» как «общее название некоторых западно-финских племен». Большой энциклопедический словарь сводит это понятие к древнерусскому названию эстов, а также других финских народностей к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.
Веками значительная часть северных племен вела кочевой образ жизни, постоянно двигаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в широком понимании под чудью заволоцкой часто подразумеваются все обитатели Заволочья, включая перечисленных восточных соседей, а также самоедов (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (то есть Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.
В северные края с юга устремились не только мирные переселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники. У местных жителей был повод ненавидеть всех пришлых гостей прежде всего по одной простой причине: каждый из чужаков, кто пускал корни рядом с ними, кормился в их владениях. Охотился на их зверей, ловил их рыбу, рубил их деревья… К тому же проповедники призывали отречься от идолов и вековых языческих устоев, а многие из ушкуйников не гнушались грабежом и разбоем.
Чудь заволоцкая оказалась на еще более первобытной ступени развития, чем чудь залесская — вепсы, меря, мордва и прочие коренные обитатели низовых земель в междуречье Оки и Волги. Более развитые и сильные славяне заставили платить дань аборигенов. В погосты, построенные на берегах северных рек и озер, стали регулярно наведываться сборщики дани. Поборы стали главной причиной, побудившей коренных жителей Севера поднять топор войны против незваных гостей.
3
Цивилизация Шумеры
Одной из древнейших цивилизаций является шумерская цивилизация. Она возникла в долине рек Тигр и Евфрат. Этот район по-гречески называли Месопотамией (что означает «междуречье»). В настоящее время на этой территории располагается Ирак.
Около 5 тыс. лет до н. э. земледельцы освоили берега рек и начали осушение болот. Постепенно они научились строить оросительные системы, создавать запасы воды. Излишки продуктов питания позволяли содержать ремесленников, торговцев, священников, чиновников. Большие поселения превратились в города. Дома строились из кирпича, изготовленного из ила и глины.
При царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) произошло объединение всего Двуречья с центром в Вавилоне.
В шумерийскую эпоху существовала шестидесятиричная система исчисления, от которой до наших дней сохранилось деление круга на 360 градусов. Они знали четыре правила арифметики, простые дроби, возведение в квадрат, куб, а также извлечение корней.
Был создан календарь, делившийся на год, месяцы, сутки. Шумеры первыми стали делить час на 60 минут.
После 4000 г. до н. э. был создан новый, более эффективный плуг (с рукоятью и лемехом, лучше рыхливший почву). Пахать стали на быках. Позднее появился металлический лемех.
Около 4000 г. до н. э. шумеры научились получать чистую медь из руды, открыли способ литья расплавленной меди, серебра и золота в литейные формы, а примерно в 3500 г. до н. э. научились делать бронзу, твердый металл из сплава меди и олова.
В середине 4-го тысячелетия до н. э. в Шумере было изобретено колесо.
Между 4000 и 3000 гг. до н. э. для обозначения предметов и количественных данных стали использоваться пиктограммы (примитивные рисунки). Сначала пиктограммы записывались заостренными тростинками в вертикальных колонках. Позже стали писать горизонтальными строками, выдавливая знаки на сырой глине. Так первоначальные рисунки постепенно трансформировались в клинообразные символы, а письмо получило название клинописи. Клинопись была расшифрована в середине XIX в. английским офицером Генри Роулинсоном, которому посчастливилось найти в Иране надпись на трёх языках.
Шумеры стали второй погибшей цивилизацией, но их культура частично сохранилась. Шумер завоевали дикие племена кочевников-семитов (аккадцев, ассирийцев и т. д.). Но семиты переняли очень многое из шумерской цивилизации.
6 Цивилизация хеттов
Хетты создали могущественную древнюю державу на территории Малой Азии, которая получила название Хеттское царство. Оно было устроено по конфедеративному принципу, т.е. правители не покушались на суверенитет захваченных стран, оставляли у власти их царей. Те могли передать ее своим наследникам.
Вассалы, доказавшие свою преданность, могли участвовать в управлении Хеттского царства. Общество было очень терпимым. Здесь не было смертной казни. Те, кто совершал преступления, должны были заплатить штраф.
Женщины имели высокий социальный статус. У них имелись своя пехота и колесницы, в качестве оружия они использовали небольшой треугольный лук.
Постепенно Хеттское царство стало ослабевать из-за постоянных войн с внешними врагами и стычками внутри государства. В XII веке до н. э. из-за раздоров в стране начался голод. Группа средиземноморских народов окончательно уничтожило ослабевшее Хеттское царство.
Хараппская цивилизация
Хараппская цивилизация (Инда) развивалась в долине реки Инд в 3300—1300 годах до нашей эры.
На раннем этапе была развита торговля, жители одомашнили горох, кунжут, хлопок, буйвола, освоили изготовление керамики, орнаментов, научились обрабатывать золото и медь. Была единая система мер и весов.
Что произошло с этой цивилизацией — до сих пор точно не известно. Археологические раскопки говорят о том, что, просуществовав более полутора тысяч лет, эта цивилизация начала увядать. А когда с севера вторглись кочевники, предки современных индусов, они не встретили никакого сопротивления. От харапской цивилизации до нас дошли одни развалины – мы даже не знаем, на каком языке говорили её представители!
8 Цивилизация острова Пасхи
Археологи смогли установить, что на острове Пасхи или по-другому, на Рапа-Нуи, первые люди появились в 1200 году н.э. Откуда прибыли первые поселенцы, пока неизвестно, но есть несколько гипотез.
Когда-то первые рапануйцы на склонах вулканов выращивали бананы и разводили сады. Они держали кур, ловили рыбу, которой было много у скалистых берегов острова, охотились на черепах.
Когда-то существовало несколько племен, которые жили в огромных хижинах. Иногда они воевали, после чего победители съедали мясо побежденных. На острове долго существовал каннибализм.
В XVIII веке здесь высадились европейцы. К этому времени цивилизация Рапа-Нуи уже исчезла. Есть несколько гипотез, объясняющих это. Самая распространенная – вырубка лесов, из-за которой остров, когда-то с богатой растительностью, остался без деревьев. Это нарушило экологию и сказалось на жизни местного населения, оно стало деградировать, а потом и вовсе исчезло из-за постоянной вражды и каннибализма.
3 Цивилизация этрусков
На северо-западе Апеннинского полуострова в I тыс. до н.э. существовала древняя цивилизация, которая оказала сильное влияние на римскую культуру. Многие римские обычаи были заимствованы у этрусков: гонки на колесницах, гладиаторские бои, погребальные обряды. У них они научились возводить арочные своды у зданий.
Этрусские врачи прекрасно разбирались в анатомии, вызывали восхищения у римлян. У них был свой театр, они любили боевые состязания.
В V столетии до н.э. этрусское государство боролось с Римом, и победа была за римлянами. Та часть, которая еще сохраняла независимость, приняла сторону соперника, чтобы сражаться с галльскими племенами и другими врагами. Постепенно обе цивилизации объединились, энетруски перенимали образ жизни римлян, и история этого государства завершилась.
Цивилизация Древнего Египта
Северная часть африканского континента, которую ныне занимает пустыня Сахара, изначально была благодатным краем. Здесь простиралась тропическая саванна с обширными травяными пастбищами, по которым бродили стада антилоп и прочих копытных, на которых охотились хищники — львы и гепарды. Но с десятого тысячелетия до н.э. климат стал меняться, становясь все более жарким и сухим. Растительность высыхала, пастбища скрывались под песчаными барханами.
В то время местные племена уже освоили кочевое скотоводство и пасли на этих землях скот. Стада домашних животных съедали и вытаптывали остатки травяного покрова. Из-за частых засух саванна не успевала восстановиться, равнины превращались в пустыни и не могли больше прокормить пастбищных животных. Племена снимались с привычных мест обитания, уходя на поиски более плодородных земель. Одним из регионов, приютивших этих переселенцев, стала широкая долина реки Нил, текущей на северо-востоке Африки.
Нил несёт к Средиземному морю огромный объём воды. Хотя в своих низовьях река пересекает пустыню, но она не пересыхает даже в самые жаркие годы. Поэтому вдоль русла Нила сохранились обширные пастбища и низины, пригодные для земледелия. Первые поселения людей в данной местности относятся к VI тысячелетию до н.э. Население земель вдоль Нижнего Нила в тот период составляли выходцы из самых разных племён европеоидной и негроидной расы. Жители этих мест, смешиваясь друг с другом, породили впоследствии древнеегипетский народ.
Из-за ограниченности территории проживания этим поселенцам пришлось развивать скотоводство и земледелие: выводить более продуктивные породы скота и сорта зерновых культур. Посёлки родовых общин в пригодных для земледелия местностях и у пастбищ, на которых трава росла круглый год, становились всё более крупными.
Для земледелия очень благоприятными оказались сезонные изменения уровня воды в Ниле. В начале лета в Восточной Африке, где находятся истоки Нила, начинается сезон дождей, из-за чего уровень воды в реке повышается. Нил разливается и затапливает обширные территории. Затем вода отступает, но на землях, побывавших под затоплением, остается плодородный речной ил. Таким образом, заливные участки вдоль реки каждый год получают естественное удобрение.
Чтобы регулировать уровень воды, поступающей на орошение полей, рылись бассейны с обмазанными глиной стенками, в которых вода задерживалась после наводнений. Вода скапливалась в этих бассейнах и не заливала возделываемые поля, а при необходимости земледельцы открывали запруды, и вода текла на их участки. Управление запрудами требовало коллективного труда и соответствующей организованности общества, что побуждало людей объединяться. Места, где жили предводители, управлявшие эксплуатацией запруд, становились торговыми и политическими центрами. Туда же переселялись и ремесленники, в этих центрах общественной жизни проводились ярмарки и религиозные праздники. Так в низовьях Нила возникли первые города.
Городом и областью вокруг него, руководил «номарх». Номарх отдавал указания о начале посевной, строительстве новых запруд и починке старых. Он же отвечал за хранение собранного урожая в городских складах и делил его между всеми поровну.
Номархов на берегах Нила насчитывалось несколько десятков. Причём часто между ними возникала вражда, номархи пытались подчинить себе земли друг друга.
В конце IV тысячелетия до н.э. все области подчинились самому большому городу, располагавшемуся в дельте Нила, который назывался Хут-ка-Птах(Hwt-kA-ptH). Это название означало «Храм Птаха». Впоследствии город сменил название на Мемфис, под этим именем он остался в истории. С объединением Египта вокруг Мемфиса начинается период египетской истории, называемый Древним Царством.
Исчезла эта цивилизация только с приходом в Египет арабов в VII веке нашей эры. Большинство современных жителей Египта с древними египтянами не имеют вообще никакой связи – они говорят на совершенно другом языке, у них совершенно другая религия и культура. Потомками древнеегипетской цивилизации считаются копты – народ, составляющий около 5% населения современного Египта.
Чума, которая не чума
Мы очень хорошо знаем об ужасных последствиях эпидемии чумы. Подсчитано, что от этой болезни погибло от 30 до 60 или даже 80 процентов населения мира, известного нам в то время. Раньше говорили, что это естественный способ ограничения населения. Однако мало что говорится о том, что симптомы чумы, описанные в древних и средневековых источниках, не имеют ничего общего с тем, что мы знаем сегодня. Во-первых, она развивалась слишком быстро и напоминала известную нам сегодня геморрагическую лихорадку, вызванную вирусом Эбола. По этой причине некоторые исследователи пришли к выводу, что эта древняя и средневековая чума была не бактериальным заболеванием, а вирусным.Однако этому есть совсем другое объяснение. Даже в источниках мы находим некоторую загадочную информацию. Во время вспышки чумы в Париже в 1347 году местный медицинский департамент в письме королю обвинил небеса в болезни, а точнее — в соединении трех планет, которое не должно было вызвать ничего, кроме загрязнения воздуха. Не будем забывать, что чума в то время называлась чумной воздухом, т.е., по свидетельствам очевидцев эпидемии, она витала в воздухе! Наверное, все помнят те классные маски, которые носили в то время врачи, чем-то напоминающие современные противогазы! Лучше всего, то, что два наиболее распространенных штамма чумы, которые мы знаем сегодня, передаются блохами в результате укусов. И это опять же не к форсированной версии эпидемии.
Почему чудь — белоглазая, как жила и куда делась
Наиболее высокий уровень развития и ускоренные темпы ассимиляции наблюдались у оседлых племен, которые обитали на территориях, прилегающих к крупным проходным рекам и озерам. Близость к этим главным транспортным артериям изначально способствовала контактам с более цивилизованными соседями.
Норвежский мореход Оттар из Холугаланда в IX веке добрался до устья Северной Двины и оставил свидетельства, которые приводит в своих хрониках конца IX века англо-саксонский король Альфред Великий. Согласно Оттару, уже в конце IX века обитатели устья Северной Двины жили в городе, торговали на ярмарках, промышляли судоходством и занимались земледелием.
Согласно археологическим данным, финно-угры строили укрепленные городки не только на территории нынешней Архангельской области, но и в Карелии, и на севере Вологодчины. Рядом с городищами находят железные и серебряные и позолоченные предметы обихода. Ряд ученых считают, что северная чудь с древних времен владела навыками обработки металлов, хотя до сих пор это вопрос спорный. Следы чудских жилищ состоят в основном из ям и землянок, в которых иногда находят остатки бревен, груды глины и части печей-каменок.
Что касается внешности северных чудинов, то наверняка многим знакомо словосочетание «чудь белоглазая». И действительно, светло-серый оттенок глаз характерен для многих финно-угорских народностей. Нередко не привыкшим к активному солнцу чудинам также приписывают красный цвет кожи. Русские, нормандские и финно-угорские народные предания упоминают не только о своеобразной внешности чуди и их сверхъестественных способностях, но и о загадочном исчезновении этого племени.
В самом деле, русская пословица в словаре В. Даля «Чудь живьем закопалась» возникла не на пустом месте. О том, что вся чудь когда-то ушла под землю, гласят многочисленные финно-угорские легенды. Согласно северному преданию, однажды там, где испокон веков обитала чудь, вдруг стали расти белые березы, которых раньше здесь никогда не видели. Древнее пророчество указывало на то, что пришло время освободить чуди землю для белого народа и их царя, который придет сюда и установит свой порядок. Чудины выкопали большие и глубокие ямы, на их краях поставили стойки, удерживающие сруб, и навалили сверху тяжелые камни. Спустившись в свои могилы, они вырвали стойки и заживо погребли себя под валунами (В. Медведев, «Русский Север»).
Созвучны с этим и предания коми-пермяков, которые гласят, что соседняя чудь не хотела принимать христианство и добровольно закапывала себя в землю. Таким образом, это племя якобы полностью исчезло, и его место заняли пермяки.
Картина Н.К. Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год
На самом деле вряд ли ритуальные самозакапывания чуди носили массовый и повсеместный характер. Чудские поселения в Заволочье были известны до XVI века, а отдельные группы коренных жителей севера дожили вплоть до XIX столетия. Все это время миссионеры активно проповедовали православие среди местных язычников в самых удаленных уголках Русского Севера, и далеко не все из аборигенов готовы были умирать за своих идолов. О том, что многие язычники обретали по доброй воле христианскую веру, свидетельствуют жития преподобных Кирилла Челмогорского, Варлаама Важского, Феодорита Кольского, а также упомянутых Герасима Вологодского, Трифона Печенгского, Стефана Пермского и других проповедников.
Монах против колдуна: кто кого? — Трудная история христианской проповеди на Русском Севере
Крещеная чудь легко ассимилировалась среди русских, в результате чего со временем образовались субэтносы, соединившие в себе культурные черты славян и финно-угров. Самый известный из них — поморы, среди которых различают еще более мелкие этногруппы усть-цилёмов и пустозёров. В их лексиконе сохранилось множество слов из чудских наречий.
Другая часть заволоцкой чуди мигрировала на восток, смешиваясь с родственными пермяками, зырянами и югрой. Третья часть коренных жителей Заволочья отправилась на запад, в область нынешней Финляндии, где участвовала в формировании финского этноса вместе с братскими племенами суоми (русские называли их «сумь»), хяме (вероятно, чудская емь), саамов (лопарей) и карел.
В 2010 году в официальном «Перечне национальностей и языков РФ» чудь зафиксирована под кодом № 351. На сегодняшний день официальных сведений о численности чуди в России нет, но, по некоторым данным, с этой национальностью ассоциируют себя более двухсот человек. Подавляющее большинство из них живет в Пинежском районе Архангельской области.
5
Топор войны
Как правило, сигналом к восстанию чуди служили избиения данников, что влекло за собой нашествие новгородского войска и ожесточенные сражения. Восстания коренного населения периодически возникали с XI до XV века. Последний известный бунт заволоцкой югры произошел в 1445 году.
Русский этнограф XIX века Петр Ефименко в своем труде «Чудь заволоцкая» приводит народные предания жителей Шенкурского уезда Архангельской губернии:
«Чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжений новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам. Услышав и узнав о пришествии новгородцев, туземцы во всяком возвышенном и удобном месте строили крепости и оттуда с остервенением защищались от пришельцев. Однако же им трудно было противостоять стремлению новгородцев, и они должны были уступить одно место за другим. При явной неудаче отпора некоторые из чуди бежали в леса, другие добровольно умерщвляли себя копьями и луками, иные со всем своим имуществом погребались живыми в глубоких рвах, а некоторые оставались в своих местах. Закапывалась в землю чудь, по преданию, таким способом: выкапывала ямы, ставила по углам столбики, делала над ними крыши, накладывала на крыши камни и землю, потом сходила в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибала».
В мае 1079 года жертвой заволоцких финно-угров стал новгородский князь Глеб Святославич, внук Ярослава Мудрого, который отправился на север за данью. Чудины убивали не только данников, но и христиан-проповедников, среди которых были Андриян Ондрусовский, Макарий Вышкоезерский, Леонтий Ростовский и другие святые мученики.
Андриян Ондрусовский
Тот факт, что чудь заволоцкая также не отличалась ангельским нравом, подтверждают предания Каргопольского уезда, записанные в XVIII веке академиком П. Б. Иноходцевым: «Древнейшие люди сего края — поганые сыроеды и белоглазая чудь, кои приходя в пределы Белозерские, делали великие опустошения: поджигали селения, младенцев пожирали, взрослых и престарелых разнообразно умерщвляли».
В то же время археологические исследования свидетельствуют, что в северных русских поселениях напрочь отсутствовали какие-либо укрепления. На бывших русских погостах не было никакого подобия фортификаций, похожих на те, что строили европейцы в своих колониях… Да и в могильниках найдено крайне мало оружия. Все это позволяет говорить, что колонизация Русского Севера в целом носила мирный характер. По крайней мере, в сравнении с европейским опытом освоения новых территорий (можно сравнить, например, с колонизацией Латинской Америки или Африки). К тому же, учитывая крайне низкую плотность северных территорий, славянам было невыгодно истреблять аборигенов, которые приносили им дань
Еще одной важной причиной относительно мирного освоения Заволочья считается тот факт, что колонисты и местные жители на первых порах занимали разные хозяйственные ниши. Наши предки практиковали преимущественно земледелие и скотоводство, а северяне — охоту, рыбную ловлю и бортничество
4