Все о пермском зверином стиле: история, датировка, образы, значение, кто создал

Конфеты

Вкусные конфеты «Пермской» кондитерской фабрики – главный гастрономический сувенир из Перми. В городе много фирменных магазинов бренда, где всегда большой выбор сладостей. В супермаркетах он гораздо скромнее.

Самые популярные конфеты фабрики из серий:

  • Буренкина любовь;
  • Мономах;
  • Пермский метеорит;
  • Пейзажи Перми;
  • Дивные края.

Фабрика выпускает продукты в сувенирных упаковках с символикой Перми. Вот вам идея для подарка близким. Купите конфеты в коробках «Пермский край», «Пермский балет», «Из Перми с любовью» или с девизом города «Счастье не за горами». Все они действительно вкусные.

Сколько лет пермскому звериному стилю и кто его создатель?

Фигурки обычно относят к VII — XII  в. н. э. — такая точка зрения закрепилась в науке и не пересматривается несмотря на многочисленные новые исследования. Есть мнение, что их следует отнести вообще в эпоху палеолита.

Большинство исследователей приписывают фигурки к финно-угорской культуре, но вот какой же именно народ создал их не вполне понятно.
Например, коми или пермяки (финно-угорские народы, которые сегодня проживают на территории Пермского края) НЕ относят их к своей культуре и никак себя с ними не ассоциируют. Более того, для них подобные фигурки несут демонический смысл — в былые времена местные крестьяне, находившие такие фигурки, старались как можно быстрее избавиться от них, так как воспринимали их как некие черные метки приносящие несчастья. Некоторые коми-зыряне и пермяки считали, что эти, так называемые «черти», принадлежат вогульской культуре.

Картина Андрея Клименко

Основной претендент на то, чтобы именоваться создателем фигурок — загадочный народ чудь (белоглазая), который по некоторым данным занимал обширные северные территории от Финляндии до Сибири, в том числе и те, где были найдены фигурки. Кстати, все первые исследователи феномена пермского звериного стиля именовали фигурки «чудскими». Например, Дмитрий Анучин называл данные артефакты «чудскими образками», а первый альбом, посвященный пермскому звериному стилю (Ф.Тепляков, А.Спицын) именовался «Древности камской чуди».

Заведующий отделом археологии Пермского краеведческого музея Э.Чурилов считает, что мирный народ чудь, занимавшийся в основном охотой и различными промыслами, был оттеснен с обжитых ими земель на север с приходом более воинственных кочевых племен с юга. Им приходилось уходить в девственные таежные леса, где не было не поселений, ни родовых святилищ (современная территория Пермского края), в связи с чем и возник феномен пермского звериного стиля — создавая такие фигурки (богов), чудь имела возможность отправлять религиозные и культовые ритуалы без святилищ. Отсюда же, возможно, возникли и многочисленные легенды о том, что чудь «ушла под землю» или исчезла — на деле же она действительно ушла, но просто севернее.

Хотя, что случилось с ней потом — неизвестно. Основная загадка данного народа в том — что он действительно исчез, растворился где-то на дорогах истории, но при этом оставил за собой целый шлейф легенд и артефактов (помимо предметов пермского звериного стиля, это многочисленные «чудские городки» — остатки которых раскинуты по всей Уралу и Сибири, нередко их местоположение связано с какими-то пещерными туннелями). Считается, что остатки чуди были полностью ассимилированы коми, русскими и вепсами.

Н. К. Рерих. Чудь подземная

Легенды о чуди довольно противоречивы — то чудь — богатыри-великаны, то, напротив — низкорослый народ, который может внезапно исчезать под землей. Часто они описываются как сильные и свирепые воины, или как мудрецы, владеющие многими знаниями, неведомыми другим — от этого и «чудь» — то есть «чудной», «странный», «вызывающий удивление». «Белоглазый», по всей видимости, указывает на светлую (голубую?) радужку глаз. Ассоциируют чудь и с другим легендарным народом — сиртя. Другие финно-угорские народы (коми-зыряне, пермяки) от чуди дистанцируются, (так же как и от артефактов пермского звериного стиля) и родственным народом ее не считают, а, например, Светлана Жарникова — знаменитый этнограф, лингвист и знаток Русского Севера, уверенно говорила о том, что чудь — это народ славянского корня.

Существует также гипотеза, что «ушедшая под землю чудь» — это и вовсе не реальный народ, а собирательное название для старых богов, духов и домовых, которые с христианизацией края стали «нечистыми», «злыми» и «куда-то ушли». То есть те же коми-пермяки могли и быть создателями пермских фигурок в незапамятные времена, но перестали себя с ними ассоциировать — как и со своими старыми богами — в момент разрыва культурных связей и потери преданий о собственном прошлом. Как бы то ни было, внезапное и чуть ли не единомоментное прекращение изготовления фигурок — еще одна загадка пермского звериного стиля. Как правило, никакие традиции литья, росписи или иных художественных промыслов не исчезают так, а постепенно видоизменяются, трансформируются во что-то новое.

Что происходит в М-зоне

Многочисленные очевидцы утверждают, что регулярно наблюдают в районе Молебского треугольника НЛО, имеющее формы тарелок, сигар, шаров и гантелей.

Они видят гуманоидов и других существ, которые показывают признаки разумного поведения. А некоторые журналисты и уфологи даже сообщали о телепатическом контакте с представителями внеземных цивилизаций.

Так или иначе, но и местные, и туристы регулярно сообщают о необычных случаях, находках, встречах. Особенность Пермского треугольника в том, что для него характерно не одно явление, а несколько. Можно увидеть разные аномалии:

  • Сияющие шары – это наиболее часто встречающееся явление. Местные жители и туристы видят, как серебряные шары неожиданно появляются в воздухе, зависают, а затем исчезают. Ночью они светят так ярко, что становятся похожи на вторую луну. Реже появляются не шары, а продолговатые объекты в разном количестве. И те, и другие порой выстраиваются в разные фигуры.
  • Эффект присутствия – все люди, посетившие зону, едины во мнении, что постоянно кажется, за тобой кто-то наблюдает.
  • Блудные места – в лесах, окружающих Молебку, даже опытные охотники и лесники могут блуждать на маленьком хорошо известном участке. Люди плутали на одном и том же месте, словно что-то начинало удерживать их там, а затем неожиданно та же местность казалась знакомой, и они легко выходили назад.
  • Тёмные силуэты – очевидцы рассказывали, что во время исследования странные фигуры преследовали их, то появлялись, то исчезали, точно следили.
  • Временные аномалии – с часами в треугольнике часто происходят странные вещи. Они то начинают спешить или опаздывать, или показывают разницу с реальным временем не в минуты, а часы.
  • Звуковые иллюзии – часто люди слышат в зоне звуки, которых там не может быть. Например, в густом лесу – звук едущей машины.

Список странных явлений гораздо больше. Во время похода часто пропадают вещи и находятся в неожиданных местах, встречаются нагретые или чересчур холодные камни или брёвна и даже двигаются предметы.

Как относились к каменным пирамидам древние народы Карелии

Среди саамов ходило поверье о том, что каждый сейд – это воплощение духа шамана. После того как великий нойд – шаман – уходил в мир иной, он находил воплощение в камне. Саамы верили, что если к сейду обратиться с просьбой, то заточенный в нем дух шамана поможет.

Но было одно ограничение. Общаться с сейдами разрешалось только саамам-мужчинам. Женщинам и детям было категорически запрещено приближаться к каменным пирамидам.

Так, среди представителей древнего северного народа было распространено поверье, что дух шамана, заключенный в каменной пирамиде, сможет помогать только тогда, когда находится в хорошем настроении. В противном случае поддержки и защиты от духа нойда не ждать.

Для того чтобы задобрить шаманских духов, им преподносили разные дары.

Саамы верили, если сейд оставить без внимания и подношений, то дух шамана обидится и покинет каменную пирамиду. Тогда племя останется без покровителя и защиты.

Ангальский мыс

ЯНАО, Салехард, правый берег р. Обь

Памятник «Ангальский мыс» – это уникальный пример хантыйской культуры, в которой гармонично сочетаются древние мифы и природа.

На слиянии рек Обь и Полуй, в окрестностях современного Салехарда, находится священное для коренных народов Ямала место – Ангальский мыс. Ханты совершали здесь обряды, связанные с рыболовным промыслом.

Священное место «Ангальский мыс» переводится с хантыйского как «обской старик». Памятник древней культуры коренных народов Ямала растянулся примерно на 2,2 км и органично сливается с окружающим ландшафтом.

По легенде, рыбу людям посылает божество Ас Ики, именно его и задабривают в местных водах, отпуская улов в знак благодарности. Упоминания о священном месте встречаются на рубеже XVI-XVII веков, а с 2009 года место внесли в список объектов культурного наследия регионального значения.

Еще одно сакральное место Ямала – река Тромъеган, ее название переводится как «Божья река». Ханты считают ее местом рождения верховного бога Торума.

Вепсы (весь)

Новгородские торговцы и пираты добирались на север по озерам и рекам, устанавливая в удобных местах поселения — погосты. Прежде всего эти места привлекали славян пушниной и соляными месторождениями. На первых порах погосты были пунктами «немой торговли» с аборигенами, как тогда называли обмен товарами. Потом они превратились в пункты взимания дани с окрестных жителей.

Первыми на пути к северо-востоку от низовий Волхова новгородцы встретили племена вепсов. Эта многочисленная народность обитала в лесах на обширных территориях, простирающихся от межозерья между ладожскими и онежскими берегами на юго-восток до нынешних вологодских земель и бассейна реки Сухоны.

К XI–XII векам быт и нравы ближайших соседей вовсе не были экзотикой для новгородцев. Преподобный Нестор Летописец указывает весь в числе тех народностей, кто в 862 году призвал варягов на Русь: «Сказали руси («русью» в те времена славяне называли норманнов. — Прим. ред.) чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске» (Ипатьевский список «Повести временных лет»).

Первая столица Древней Руси Ладога располагалась на территориях, где жили вепсы, а город Белоозеро и вовсе был их племенным центром. Кроме того, наши финно-угорские соседи участвовали в походах князя Олега на Киев в 882 году. Так что вепсы были активными союзниками восточных славян и наряду с ними участвовали в становлении русской государственности.

Уже в X веке значительная часть веси была благополучно ассимилирована и включена в состав древнерусского этноса. С этих времен Белозерье и пространства юго-западнее его по рекам Мологе, Суде, Колпи, Шексне становятся славянскими, чередующимися или вклинивающимися в поселения аборигенов. Это подтверждает и Карамзин, который писал, что весь, как и племена мери и муромы, жившие в междуречье между Окой и Волгой, «обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» (Н. М. Карамзин «История Государства Российского»).

Внешность, одежду и пищу вепсов описал арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати во время своих странствий по Волжской Булгарии в XII веке:

Абу Хамид ал-Гарнати

«Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед» («Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу». М.: Наука, 1971).

Что касается цвета кожи белозерских вепсов, то, согласно различным источникам, красный оттенок лица приписывают и другим северным племенам. Дело в том, что во время путешествий на юг светлокожие северяне, совсем неизбалованные ультрафиолетом, быстро обгорали на открытом солнце. В результате их лица принимали красный оттенок. Неслучайно современные антропологи относят вепсов к самой светлой по пигментации группе населения бывшего СССР.

О том, что весь промышляла охотой и торговала пушниной, говорил еще один арабский путешественник первой половины X века Ахмед ибн Фадлан. В своих хрониках он называет места их обитания «страной Вису», откуда булгарские купцы привозят «соболей и черных лисиц».

Славяне научили вепсов земледелию, поэтому они жили не только охотой и бортничеством, но еще и выращивали рожь, овес, ячмень, лен и репу. Их жилища мало чем отличались от северорусских, но была и главная особенность: хозяйственные постройки у них расположены вплотную к главной избе под прямым углом с исключительно четным количеством окон.

Согласно официальной статистике, за последнее столетие численность вепсов на территории России стремительно сократилась: с 32 783 человек в 1926 году до 5 936 в 2010-ом. Значительная часть проживает в Карелии — более 3 000 человек, в Ленинградской области — 1300 человек, на Вологодчине — около 400 человек.

2

Мазуевская карстовая депрессия и провал Волчья Яма

Провал Волчья Яма.
24

Карстовыми депрессиями называются зоны понижения грунта, появившиеся из-за обрушающихся карстовых пустот. Одно из таких геологических образований находится рядом с деревней Мазуевка в Кишертском районе. Рядом с ним расположена еще одна местная достопримечательность – провал Волчья Яма.

Зачем посещать:

Местность рядом с Мазуевкой интересна не только любителям геологии: по окрестностям можно проложить маршрут для пеших прогулок. В карстовой депрессии, глубина которой достигает ста метров, есть несколько озер: они представляют собой воронки, заполненные водой. Рядом с одним из них (озеро Малое) есть красивые скалистые образования, сложенные из гипсовых пород, а также пещера.

После осмотра озер можно дойти до Волчьей Ямы – большого провала, шириной около 120 метров. На дне находится лаз в пещеру Варсанофьевой, длина которой составляет примерно 200 метров. Спуститься вниз без альпинистского снаряжения не получится. При посещении также стоит учитывать, что местность обвалоопасная.

Адрес: Кишертский р-н, Пермский край, Россия.

Духи кавказских дольменов

Жители кавказских сёл, расположенных рядом с мегалитическими памятниками, из поколения в поколение передают сказания об оракулах. Якобы много лет назад внутри дольменов обитали прорицатели, никогда не выходившие наружу. Еду и воду им передавали через маленькое отверстие в стене.

Согласно легендам, эти оракулы не умирали, а при помощи медитации избавлялись от телесной оболочки и переходили в особое состояние, в котором пребывают и по сей день. В эту версию особенно верят любители мистики и эзотерики.

  • Китай является мировым лидером по борьбе с загрязнением планеты
  • Какие правила королевской семьи нарушает Меган Маркл
  • Живьём «замурованная» в отеле на 24 года
  • Откуда в Абхазии негроидная народность?
  • Нижний ящик в духовке: зачем он нужен?

Архипелаг Кузова

Карелия, Белое море

Сейчас все острова архипелага Кузова необитаемы. А 2,5 тыс. лет назад здесь жили саамы.

На севере в старину говорили: «Финский колдун боится колдуна карельского, а карельский колдун – колдуна-саама». Современного человека колдунами не напугать. Но удивить – можно. Например, древними сооружениями, находящимися на архипелаге Кузова.

Архипелаг Кузова состоит из 16 островов. Его древнесаамское название «Куз-ойвэ» означает «еловые головы». Древние саамы оставили здесь загадочные сейды и каменные лабиринты.

Населяют острова и сотни каменных идолов, напоминающих людей и животных. В общей сложности на архипелаге Кузова исследователи насчитали более 800 культовых объектов древних саамов. По одной из версий, среди этих таинственных сооружений есть и обсерватория. Получается, что предки современных саамов были не только удивительными строителями, но и учеными.

Священное место саамы называют сейдом. Сейды – огромные валуны, водруженные на крошечные «камешки-ножки». В них, по представлениям саамов, обитают духи.

Пегтымельские петроглифы

Чукотка, Иультинский район

Фото: wikimedia.org

На древних петроглифах можно разглядеть сцены охоты на оленей и морских зверей.

Возраст петроглифов, обнаруженных в горном массиве Кэйныней, в низовьях чукотской реки Пегтымель, – 2-3 тыс. лет. Археологи нашли здесь около 500 наскальных рисунков. На Пегтымельских петроглифах кроме вполне понятных сцен охоты на оленя или морских зверей часто изображаются люди-грибы, причем большинство из них – женщины. Это перекликается с древней корякской легендой.

В древности камни и скалы особых очертаний становились объектами культа, и коренные народы Чукотки снова и снова возвращались к ним, чтобы оставить рисунки и тем самым подчеркнуть сакральность места.

Согласно преданию, Демиург Куткиняку, создавая коряков и окружающий их мир, последним создал мухомор. Его сын Эмемкут был так поражен красотой гриба, что превратил мухомор в женщину и женился на ней. Но чем-то обидел, и она, уйдя вместе с детьми под землю, снова стала мухомором. Следуя этому мифу некоторые роды коряков считают своим предком мухомор.

Но ученые уверены: на петроглифах изображены вовсе не мифологические сцены. Женщины-грибы – это первые шаманки Чукотки, которые, скорее всего, вводили себя в транс, употребляя мухоморы. Судя по петроглифам, мужчин-шаманов в те времена было значительно меньше, чем женщин, владевших этим даром.

Среди персонажей наскальных Пегтымельских рисунков есть и удивительные люди-грибы.

Горы Бырранга

Красноярский край, Таймырский заповедник

В горах Бырранга найдены стоянки древних охотников, относящиеся к I тысячелетию до нашей эры.

Горы Бырранга – самые северные скалы Евразии

Для европейцев горную систему открыла Великая Северная экспедиция 1736 года Василия Прончищева, но для местных жителей – нганасанов и долган – горы испокон веков были важной точкой: и священной, и опасной.. По легенде, за горами Бырранга находится страна мертвых, куда уходят души умерших

Вот почему нганасаны хоронили родных головой к северу, в сторону гор Бырранга. Но в сами горы избегали подниматься, доходили только до их подножия: «Там царство злых духов, камень и лед, более ничего. Там гибель», – говорили они.

По легенде, за горами Бырранга находится страна мертвых, куда уходят души умерших. Вот почему нганасаны хоронили родных головой к северу, в сторону гор Бырранга. Но в сами горы избегали подниматься, доходили только до их подножия: «Там царство злых духов, камень и лед, более ничего. Там гибель», – говорили они.

По одной версии, название скал Бырранга происходит от нганасанского «изрезанные реками каменистые горы», этот коренной народ называет горы «границей смерти». По другой, от якутского «гора, хребет».

Тем не менее русские исследователи выяснили, что некоторые из нганасанов в горы все же ходили – это были шаманы, облюбовавшие их для проведения обрядов и, очевидно, для лучшей связи с загробным миром. Да и обычные жители все-таки отваживались показать русским первопроходцам тайные тропы в горах.

Горы Бырранга входят в Большой Арктический и Таймырский заповедники. Чтобы попасть сюда, потребуется разрешение администрации этих особо охраняемых природных территорий.

Что за пирамиды встречаются в Карелии

Карелия считается не только регионом с суровым климатом и живописными местами. В разных ее уголках можно встретить много странных и загадочных сооружений. Одними из них являются пирамиды, выложенные из камней. Странные «архитектурные сооружения» бывают разных размеров и форм.

Этнографы и археологи предполагают, что к возведению пирамид из камней причастны саамы – древний северный народ. Он отличался языческими обрядами, многие из которых были направлены на усмирение грозных и могучих явлений природы. Об этом и рассказывается на портале rsute.ru.

Так саамы называли сооружения из валунов и обломков горной породы. Каменные пирамиды были объектом поклонения для древнего северного народа.

Уральское Чудо света – столбы плато Маньпупунёр (Столбы выветривания)

«Мансийские Болваны» входят в список семи чудес России. Шесть Cтолбов выветривания выстроены природой у края обрыва. Немного дальше находится седьмой «Мансийский Болван». Формы столбов причудливы и разнообразны. В зависимости от стороны, с которой человек приближается к Столбам выветривания, из причудливых очертаний возникают различные образы. Это могут быть фигуры людей, животных или очертания разнообразных предметов. Например, седьмой «Мансийский Болван», многим напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх дном, шестой столб, часто сравнивают с головой лошади или барана. Осмотр пятого столба выветривания наталкивает многих зрителей на образ огромной фигуры человека. В зимний период Столбы выветривания высятся над холмами величественными, белыми, хрустальными изваяниями. Осенью, «Мансийские Болваны» плывут в дымке над землей.

Мистический Поясовой Камень

Когда видишь эти очень внушительных размеров каменные громадины воочию, язык не поворачивается назвать их просто «геологическим памятником» или «причудливым результатом тысячелетней работы ветра, дождя и снега» – скорее, начинаешь верить в легенды. Во-первых, потому что трудно представить, откуда у природы столько мастерства, во-вторых, раз это чудо – значит, и история его должна быть чудесной и даже загадочной.

Плато расположено так, что когда в июне на южной стороне все цветет, на северной — еще лежит снег, который начинает таять только в начале августа. Все, кто видел Столбы выветривания, отмечают, что находясь в непосредственной близости от них, начинаешь испытывать необъяснимое чувство страха. Местные жители утверждают, что там были древние капища и прикормленное для духов место. По словам тех, кто побывал на плато, здесь не хочется разговаривать, есть, пить, и в голове светло, ни одной лишней мысли. Единственное желание просто созерцать окружающее и ощущать себя в нем.

Находясь на плато слышно, как эти великаны гудят, будто переговариваясь между собой. Чем ближе подходишь к ним, тем необычней становится их вид. Один столб, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Шестой столб, часто сравнивают с головой лошади или барана. Осмотр пятого столба выветривания наталкивает многих зрителей на образ огромной фигуры человека. Столбы находятся друг от друга на приличном расстоянии, а вокруг места размещения столбов выветривания расположились каменные гряды и валуны, образуя нерукотворную стену, огораживающую плато с кекурами.

Очень впечатляет местность в зимний период, когда останцы совершенно белые, словно хрустальные. По осени на плато бывают туманы, и Столбы вырисовываются сквозь дымку — есть что-то божественное в этом зрелище.

Как добраться

Пожалуй, отличительная особенность этого чуда, то, что до него очень трудно добраться, и далеко не каждому хватит силы воли, терпения или средств – это в зависимости от того, какой путь выбрать. А их существует два:

  • Первый способ — пешком, для этого необходимо преодолеть приличное расстояние со стороны Свердловской области или Пермского края.
  • Второй способ – для ленивых и состоятельных: вертолетом из Ухты с дозаправкой в Троицко-Печорске. Вертолетное путешествие займет немногим более четырех часов. Пешая же прогулка займет 10-11 дней.

Сначала на поезде или машине из Сыктывкара (столица Коми) до Троицко-Печорска, затем — на автомобиле до поселка Якша, потом – 200 километров на моторной лодке и в заключение нужно пройти пешком около 40 километров.

Если путешествие начинать со стороны Свердловской области, то сначала поездом или на машине нужно добраться до г. Ивдель. От Ивделя — только на внедорожнике на север, через Вижай, Ушму к перевалу Дятлова, от перевала Дятлова до границы Печеро-Илычского заповедника. Спустившись с хребта Поясовый Камень и остановившись у границы заповедника в верховье реки Печоры автомобили придется оставить и пройти примерно 8 километров пешком.

На территории Печоро-Илычского заповедника Вас обязательно встретит сотрудник заповедника и предложит разместиться для отдыха в специально-оборудованном домике. Дом построен из дерева, его размер 5х8 метров. Отапливается дом с помощью экономичной печи. Зимой до этого домика можно добраться на снегоходе, летом — на вездеходном автомобильном транспорте.

Как выглядят пирамиды из камней в Карелии, и где их можно найти

Древние сейды располагаются в так называемых местах силы.

Саамы строили пирамиды из камней в непосредственной близости от водоемов – ручьев, озер, рек. Но встречаются сейды и в местах геологических разломов.

Учены полагают, что при помощи сейдов саамы выстраивали маршрут, известный только им.

Первые каменные примитивные сооружения древнего северного народа датируются IV-VI веком до нашей эры.

Древние сейды в Карелии сгруппированы в трех местах:

  • на островах Кутузова. Их геолокация – акватория Белого моря;
  • на горе Кивакка, что в национальном парке под названием «Паанаярви»;
  • на горе Воттоваара. Она расположилась недалеко от небольшого поселка Суккозеро.

Кроме древних монументальных сейдов, в Карелии можно встретить и компактные композиции из камня. Сделаны они уже в современном мире.

Среди жителей Карелии бытует поверье, если складывать друг на друга камни, то получится энергетически сильный объект. Он поможет исполнить желания, но не все. Только самые заветные и искренние мечты могут воплотиться в реальность. Для этого, кладя один камень, надо загадать желание. Если пирамидка начинает рушиться, то пора остановиться.

На каждый камень современного сейда можно загадать только одно желание.

Дома для карликов

Кавказские дольмены, чьё название переводится с бретонского как «каменный стол», на самом деле больше похожи на небольшие домики. Они состоят из пяти или шести каменных массивных плит. Четыре плиты поставлены вертикально, на них сверху покоится плита-крыша. Иногда в дольменах есть и плита, являющаяся полом. В одной из стен дольмена обязательно есть небольшое круглое отверстие, через которое можно проникнуть внутрь. Этот вход закрывается массивной каменной пробкой. На первый взгляд кажется, что в дольменах и правда кто-то жил. Так что неудивительно, что про них сложили немало легенд.

Адыгейцы называют дольмены Кавказа «домами карликов» — «сырп-ун». Но построили эти дома якобы не сами карлики, а великаны. Согласно легенде, на Западном Кавказе давным-давно жили всего два народа. Один народ состоял из могучих великанов, второй — из карликов. Племя великанов жило возле рек и было хорошими охотниками. Карлики же жили в пещерах и были колдунами, которые ездили на зайцах. Долгое время два народа не знали друг о друге. До тех пор, пока карлики не спустились к реке и не увидели играющих друг с другом великанов. Те забавлялись, перебрасываясь огромными скалами. Карлики околдовали великанов и приказали им построить маленькие дома. Зачарованные великаны построили по берегам рек и долинам каменные домишки для карликов с крошечными входами, через которые карлики пробирались внутрь. С той поры минуло немало лет, карликов и великанов не стало, но плоды их сотрудничества — кавказские дольмены — сохранились.

Конечно, это красивая легенда, не более. Ведь на территории Кавказа не было найдено ни одного подтверждения существования столь необычных племён — ни останков, ни каких-либо других следов. Но совершенно точно понятно, что и дольмены Западного Кавказа и дольмены Северного Кавказа — творение рук человека. Но зачем древние люди, жившие в III–II веке до нашей эры всё-таки их построили?

Аппапельская каменная баба

Камчатка, Быстринский природный парк

Фото: vulcanikamchatki.ru

Памятник природы включает скальный выступ на правом борту ручья Аппапель и Аппапельские горячие источники.

Каменная баба – скальный выступ на берегах ручья Аппапель, напоминающий человеческую фигуру. Изваяние окружено горячими термальными источниками. Разноцветная скала, окутанная паром, поднимающимся из девяти кипящих грифонов, напоминает древний храм с жертвенником. Неудивительно, что она издавна почиталась у эвенов-оленеводов как священное место.

Слово «аппапель» – корякского происхождения. Оно означает священное место, которому поклонялись и в котором совершали жертвоприношения. На Камчатке можно найти несколько географических точек с таким названием.

Люди приходили к скале и с практической целью: у ее подножия образовалась ванна, благодаря чему купаться в минеральных источниках очень удобно. На рубеже 1960-70 годов в этих местах проводились геологоразведочные работы, и скала-идол пострадала. Потом шурфы засыпали, и сейчас место приобрело почти первозданный вид.

Температура воды в Аппапельских термальных источниках достигает 97 °С.

Святилище Лозыль-лакка

ЯНАО, Чертовы озера

Фото: panoramio.geolocated.org

Чертовы озера в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.

Сакральное для селькупов, ненцев и хантов место – Лозыль-лакка – это мыс, высотой около 20 м, выступающий в озеро Лозыль-то (Чертово озеро) в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь живет дух, определяющий судьбу человека. Чтобы задобрить его, селькупы проводят обряды возле жертвенных деревьев.

В названиях селькупских священных мест часто встречается «лозыль» (от лоз – «дух», «черт»): лозыль то – «чертово озеро», лозыль лака – «гора духов», лозыль мачи – «лес духов» и т. д.

Селькупы верят, что после смерти человеческая душа перемещается в медведя. Если охотнику пришлось убить медведя в случае нападения животного, то селькупы гадали на лапе, кто из прародителей являлся к ним. По преданию, в святилище Лозыль-лакка жили те самые духи – полулюди-полумедведи, это их дом.

Множество культовых мест селькупов встречается в бассейне реки Таз на Ямале.

Мегалитические гробницы

В среднем бронзовом веке на Западном Кавказе жили представители дольменной культуры, как их назвали современные исследователи. Строители дольменов знали, как делать сосуды из глины и обрабатывать камень, получая из него различное оружие. Но делали оружие и из бронзы — кинжалы и топоры. Владели они и разными строительными инструментами, например, скребками и зубилами. Разумеется, были у них и свои обряды.

Так, в древних дольменах Кавказа были найдены останки представителей дольменной культуры. Видимо, хоронили их согласно каким-то обычаям, поскольку рядом с останками были найдены кусочки черепков от горшков. Подобные обряды захоронения умершего в каменной гробнице-дольмене встречаются и у других народов, а не только на Кавказе.

В научном мире версия, что дольмены — это древние гробницы бронзового века, принята за основную. Также вполне вероятно, что древние мегалитические сооружения были и святилищами, где проводили обряды.

Монастырь на Белой горе для туристов

Это одно из самых популярных туристических мест Пермского края. Сюда организуют групповые и индивидуальные туры, приезжают самостоятельные путешественники. В любое время года здесь можно увидеть туристов не только из Перми, но и других городов края и регионов.

Интересно! Гору называют местом силы. На ней бьют целебные ключи, а с вершины стекают 13 ручьёв, которые у подножия превращаются в реки.

Особо популярна гора становится зимой, когда всё вокруг снегом. Но и летом с вершины открываются потрясающие виды на окрестности. Её высота составляет 450 метров.

Паломников особо привлекает родник, освящённый во имя Николая Чудотворца. Место полностью обустроено: к нему ведёт деревянная лестница, рядом стоит часовня.

Любителей истории будут интересны языческие капища, которые находятся выше. У подножий горы – скрытые гроты, где когда-то прятались беглые каторжники.

Часто монастырь на Белой горе Пермского края выбирают для отдыха в формате путешествия на выходные. Рядом находится Кунгур, с посещением которого можно объединить поездку к храму. Многие туристические фирмы края предлагают путешествие на гору на 1 день.

Интересно! Летом в районном центре проходит необычное мероприятие, посвященное воздухоплавателям – фестиваль «Небесная ярмарка». Он традиционно привлекает туристов со всех городов и регионов.

Остров Столб

Якутия, дельта реки Лены

Остров Столб – почитаемый каменный останец, расположенный примерно в 150 км от моря Лаптевых.

Остров Столб высотой 114 метров – своеобразный «пограничный знак», открывающий дельту реки Лены. Возраст скалы – около 400 млн лет. По легенде, остров был не создан природой, а сложен древним шаманом на могиле дочери, убитой недругами. Считается, что дух девушки продолжает обитать в этом месте и время от времени является людям. Один из склонов острова при определенном ракурсе действительно напоминает профиль шамана.

Остров Столб был почитаем не только в древности: и сейчас на нем можно найти недавно сооруженные каменные пирамидки, возле которых люди оставляют монетки, украшения, фигурки из моржовой кости, обереги.

Согласно поверьям юкагиров, не только по острову Столб, но и по другим островам дельты Лены бродят души умерших. В прежние времена юкагиры поклонялись острову. Но и в наши дни, когда мимо него проходит теплоход, многие путешественники «задабривают» священное место, бросая в воду монетки, конфеты, маленькие сувениры. А особо выносливые поднимаются на вершину Столба и оставляют приношения там.

Дельта Лены, впадающей в море Лаптевых, имеет площадь 32 тыс. кв. км и занимает второе место в мире после дельты североамериканской Миссисипи.

Тундровый камень

Красноярский край, пос. Попигай

Нельзя просто так уйти и не оставить ничего в подарок земле, где охотился, уверены долганы – коренные жители Таймыра.

У долган, коренного народа Таймыра, отношение к природе особое. Можно сказать, что священными для них являются не отдельные места или объекты, а тундра в целом. Когда охотник идет на промысел, он обязательно «кормит» землю, кидая монетки. Так же поступает он и возвращаясь с добычей. Конечно, удобнее делать это в приметных местах.

Около шести тысяч долган проживает относительно компактно на северо-западе Таймыра, на реках Попигай и Хатанга, в районе Норильских озер. Окончательно традиции и культура этого народа сложились около ста лет назад.

В тундре неподалеку от долганского поселка Попигай есть камень с отверстием, который местные называют «юттэк-тас». Охотники, чтобы добыча была богатой, просовывают ружье через отверстие, а рядом с камнем оставляют патрон или гильзу. Что будет, если не соблюсти все эти ритуалы, не проявить почтение к тундре? Да ничего хорошего, считают долганы. Или зверь к тебе не пойдет, или ружье в самый ответственный момент даст осечку.

Охотники оставляют рядом с сакральным камнем патроны и гильзы – на удачу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: