Введенский владычный женский монастырь в серпухове: древнейшая обитель подмосковья

Монастырский подвижник отец Николай

Настоящим христианским мучеником, духовно возросшим в монастырских стенах, стал в те годы иеромонах Николай (Сергиевский). Когда обитель была упразднена, и всю братию из неё изгнали, он один отказался покинуть святые места, и для того чтобы остаться, вступил в трудовую коммуну, объявив, что желает вместе со всеми строить новую жизнь.

Истинной же причиной подобного шага явилось стремление в одиночку, тайно от властей, продолжать совершать богослужениях в разоренном, но ещё не разрушенном храме. Такой необычный иноческий подвиг ему удавалось вершить в течение нескольких лет. Но в итоге отец Николай был арестован за неповиновение властям и отправлен в один из сибирских лагерей, откуда не вернулся.

Описание

Храмы монастыря не отличаются пышностью убранства. Им свойственна лаконичность и простота. Введенский собор в советское время служил складом. Его реставрацией занимались в начале 2000-х годов. Сейчас это пятиглавое здание, с облицовкой из белого кирпича.

Храм Георгия Победоносца при Трапезной представляет собой шатровую церковь со звонницей. Постройка также прошла реставрацию, в ней совершаются регулярные богослужения.

Храм Феодота Анкирского отражает традиции зодчества, существовавшие при Борисе Годунове. Церковь небольшая, каменная. Это уникальный архитектурный памятник тех времён. Он расположен над святыми вратами, которые достаточно хорошо сохранились до нашего времени. Во всяком случае, их нижний ярус из камня.


Церковь Феодота Анкирского над Святыми вратами в Введенском монастыре

Возможно, существовал и верхний ярус, деревянный. Исследователи предполагают, что ворота входили в систему укреплений обители, выполненную из дерева. Территория монастыря чистая и ухоженная, о чём заботятся монахини. Кругом много цветов и зелени.

Для паломников и туристов

Православная гимназия

Уже более 10 лет в городе Серпухове действует Православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского. Ее корпус расположен рядом со святыми вратами Владычнего монастыря.

За основу обучения взяты традиционные учебные программы. Но вместе с ними ребята изучают основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение, историю русской православной церкви.

А кроме базового обучение есть еще множество дополнительных навыков, которые ученики могут приобрести: это хореография и живопись, журналистика и фотография, шахматы и хоровое пение.

Павлин-мавлин?

Для гостей, а особенно детей, которые приезжают в монастырь, есть просторный вольер с павлинами. Мы приехали в обитель в очень жаркий день, температура была более +30 градусов. Поэтому увидели разморенных жарой и нежелающих двигаться птиц.

Да что тут говорить… мы и сами были похожи на них: жара очень утомляла.

Но нам повезло сфотографировать одного красивого павлина очень близко. Работник переносил завернутую птицу куда-то вглубь территории монастыря, закрытой от туристов,

чем вызвал восторг не только у детей, но и у взрослых.

Святыни, совершающие чудеса

В 1377 году для Владычнего монастыря специально была написана икона удивительной силы: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Расположенная на самом почётном месте соборного храма, она считалась самой главной его святыней и верующими почиталась как исцеляющая и чудотворная.

В 1599 году над Святыми Вратами построили ещё одну церковь — церковь святого мученика Феодота Анкирского, который принял смерть, но не отказался от своей христианской веры. Эту церковь позднее немного перестроили, и святитель Московский Филарет освятил её в честь Нерукотворного образа Спасителя.

По легенде, хранилась в здании монастыря икона святого мученика Иоанна Воина. В 1382 году, когда неприятелю всё же удалось оказаться в храме, один из них стал со смехом её пилить. Внезапно из иконы потекла кровь, а сама досточка удивительном образом быстро соединилась в месте распила. От неожиданности варвар отпрянул и обратился к Иисусу с молитвой.

Чуть позже для этой иконы сделали особый оклад, чтобы видны были места распила и кровь, проявившаяся на ней.

В 1607 году в обители появился новый лик Димитрия Угличского. На ней было написано, что с её Небесной помощью была одержана великая победа над войском самозванца — Лжедмитрия.

Особо чтились храмовые иконы Владимирской Божией Матери, иконы святителей Николая Чудотворца и Алексия, Митрополита Московского, Нерукотворный образ Спасителя и образ Вознесения Господня, а также Казанская икона Божией Матери. Но с конца 17 века началось время упадка и полнейшего опустошения обители.

Возрождение монастыря

Расцвет в 19 веке

Вторая жизнь Владычного монастыря началась в 1806 году, когда Митрополит Московский Платон (Левшин) получил у Императора Александра-1 разрешение на её переименование в женскую обитель. Его первой игуменией стала монахиня Дионисия, потом настоятельницы менялись, но каждая много делала для процветания этого святого места.

Храмы обновились и приобрели удивительную внутреннюю и внешнюю красоту, для паломников построили новые гостиницы, была обустроена больница и аптека при ней. В монастыре появились небольшой скотный двор, земли под пахоту, огороды и сады. Даже пчел стали разводить и собирать мёд.

В Устав монастыря были введены правила общежития, что имело большое значение для улучшения качества жизни насельниц.

Избиение плоти для усиления духа

39 лет прожила здесь блаженная старица Евфросиния. В миру это была княгиня Евдокия Вяземская. Беспрестанно она молилась, спала на голых досках, ела только лишь хлеб с квасом, ходила без обуви даже в мороз, а на шее у неё всегда была тяжёлая цепь.

Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский очень любил святую старицу, и во время своего пребывания во Владычнем монастыре, подолгу общался с ней. Господь даровал Ефросинии дар прозорливости, но по своему смирению она скрывала это под маской юродства ради Христа.

Местные жители и многочисленные паломники обители, видя подвижническую жизнь старицы, приходили к ней за советом и утешением. Но по неправедному наговору ей пришлось оставить монастырь.

Оставшиеся 10 лет своей жизни блаженная старица провела в селе Колюпаново Тульской губернии. После смерти Евфросинию Колюпановскую канонизировали. Это произошло в 1988 году, и она была причислена к лику Тульских святых.

Икона «Неупиваемая Чаша»

В 1878 году в храме к всеобщей радости появилась чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Но после революционного переворота 1917 года подлинник был утерян.

Сейчас в храме находится список этой иконы, но и он тоже являет людям свою исцеляющую силу избавляя страждущих от различных видов зависимости: от страсти к алкоголю, табаку, наркотикам и различного вида компьютерным играм.

В самом начале 20 века в монастыре кроме Настоятельницы уже жили 50 монахинь и 326 послушниц. Три святыни Владычного монастыря: надгробие преподобного Варлаама, иконы «Неупиваемая Чаша» и «Введение Богородицы во храм» постоянно освещает негасимый свет лампад.

В наши дни копия Чудотворной иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», написанная в 1993 году находится в Высоцком мужском монастыре, расположенном в нескольких километрах от женской обители. А в храме великомученика Георгия Владычнего женского монастыря есть список, сделанный в 1995 году.

Есть путаница, а где же сейчас в Серпухове находится «настоящая» икона «Неупиваемая Чаша»: в мужском или женском монастыре?

Оригинал чудоьворного образа утерян, поэтому в двух обителях есть списки. Наиболее ранний из них появился в Высоцком мужском Серпуховском монастыре: в 1993 году. А через 2 года свой вариант появился и в женской обители. Ну а подлинный образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» первым был явлен во Владычнем монастыре еще 1878 году.

Праздник этой иконы приурочен ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского. В этот день, 18 мая по новому стилю, проходит общецерковное празднование чудотворного образа.

Но сестрами Введенского Владычнего монастыря по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия празднуется дополнительный день: 10 декабря по новому стилю. Ведь именно в этот день было почитание Иконы в 19 веке.

Жизнь монастыря в 20 веке

После Октябрьской революции в 1919 году святая обитель была закрыта, сестрам пришлось покинуть свои кельи. На территории монастыря сначала размещалась школа, затем военное училище.

Помещения храмов использовались под склады и клуб. В 1978 году территория монастырского комплекса осталась без хозяина. Здания разрушались, кирпич разворовывался местным населением на строительство личных гаражей и дач.

5 мая 1995 года монашеская жизнь в святой Введенской Владычней обители была возобновлена. Первой настоятельницей была назначена монахиня Алексия (Петрова).

Восстановление сгоревшей обители

Вплоть до начала XIX века все монастырские постройки были деревянными, и не раз становились жертвами пожаров. Наиболее сильный из них произошёл в Смутное время, когда обитель была разграблена и сожжена польскими интервентами. С воцарением государя Михаила Фёдоровича началось её восстановление.

В эти годы насельники монастыря возвели два храма, один из которых ─ Введенский ─ был холодным, а другой ─ Богоявленский ─ отапливаемым, что давало возможность проводить в нём богослужения в течение круглого года. Тогда же построили и колокольню, на которой размещалось 6 колоколов, а также монастырскую ограду и Святые врата с установленным на них Нерукотворным образом Христа. В последующие годы на территории обители был возведёт целый ряд иных храмов.

Были восстановлены сгоревшие в огне пожара братские кельи, а также многочисленные хозяйственные постройки. Заново устроили коровий и конный двор, мельницу, ригу, гумно и кузницу. И во всём этом неоценимую помощь оказал насельникам мужского, как и впоследствии женского Введено-Оятского монастыря, святой источник, изливавший Божью Благодать на паломников и весьма способствовавший пополнению казны.

История постройки

Появление монастыря относится к 1360 году. По преданию, митрополиту Алексию Московскому сама Богородица велела возвести обитель «в пределе града Серпухова». Голос Божией Матери прозвучал возле её иконы и, действуя по воле Господа и Девы Марии, Алексий отправил инока Варлаама в указанные места. Через некоторое время Алексий и сам приехал в Серпухов. Но ему показалось, что дремучий лес на пересечении двух рек — это не самое лучше место для закладки обители.


Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове

В ту же ночь святитель услышал голос Богородицы снова, который сказал ему, что именно там и должен появиться монастырь. После этого Алексий без колебаний назначил Варлаама строителем и велел возвести деревянную церковь.

Возведение церкви

В 1362 году ходатайством Варлаама была построена каменная церковь, которую Алексий Московский освятил в честь Введения Богородицы во храм. Именно преподобный Варлаам стал первым настоятелем монастыря. После своей смерти он считался его заступником в Царстве Божием.

Территория и храмы

Введенский собор

Этот каменный храм был первым воздвигнут преподобным Варлаамом Серпуховским на территории будущей обители еще в 1362 году, а затем освящен святителем Алексием. За 2 года до этого на этом самом месте стояла лишь деревянная Введенская церковь.

С тех пор он неоднократно обновлялся и перестраивался. И сейчас здесь ведутся строительные работы.

Но даже та часть, которая уже отреставрирована выглядит потрясающе! Эта строгая махина из розоватого камня каким-то удивительным образом притягивает взгляд, завораживает каким-то своим тонким изяществом линий.

Ранее с южной стороны Введенского собора на месте бывшей ризницы был пристроен придел, освященный в честь праведного Филарета Милостивого. Его освящение состоялось в 1867 году. В наши дни от этого сооружения ничего не осталось.

А вот с северной стороны пристроен придел святителя Алексия со своим отдельным входом. Сегодня здесь идут строительные работы, поэтому вся его красота скрыта сейчас за строительными лесами.

У паперти Введенского храма был похоронен основатель Владычного монастыря преп. Варлаам Серпуховской. Это место особенного паломничества верующих!

Преподобный Варлаам Серпуховской

Более шести столетий почитается православным народом место упокоения святого Варлаама Серпуховского, мощи которого до сих пор сохраняются под спудом. Сейчас на этом месте рядом с Введенским собором воздвигнута деревянная часовня.

И в наши дни сюда постоянно идут люди, чтобы обратиться к преподобному со своими молитвами, попросить святого совета в трудной ситуации и исцелить от тяжелых физических и духовных болезней.

Также преподобному Варлааму Серпуховскому молятся об исцелении бесноватых и при болезнях скота. Только за 2 года после возобновления почитания святого в 1996 году рядом с его мощами произошло 20 чудесных исцелений, которые были документально подтверждены.

И уже более 20 лет этот список современных чудес продолжает пополняться.

Храм великомученика Георгия

Красивейшее здание собора является уникальным памятником Годуновской архитектуры.

Время его постройки относят к концу 16 века. Позже к храму была пристроена лестница и увеличена колокольня.

На первом этаже находятся 2 придела: Вознесения Господня и святителя Николая.

Главный придел в честь великомученика Георгия Победоносца расположен под шатром, а на втором этаже находится престол в честь благоверного царевича Димитрия.

Службы сейчас совершаются на 1-ом этаже.

В небольшом церковном помещении очень уютно и как-то по-домашнему. Восстановлен иконостас, на стенах висят иконы. Правда, росписей на потолках пока нет, зато необычные фарфоровые светильники очень украшают помещение.

Надвратный храм

Над святыми вратами находится еще один храм, освященный в честь мученика Феодота Анкирского.

Постройку этой церкви относят к концу 16 века. Ее осуществил игумен Вассиан во имя священномученика Феодотия Анкирского.

Позже, 1834 году эта церковь была освящена в честь Спаса Нерукотворного.

Центральная площадь и источник

В самом центре, на площади есть источник, освященный в честь образа Богоородицы «Неупиваемая Чаша», где каждый желающий может выпить святой воды и набрать ее с собой в свои бутылки.

А вокруг — красота! На многочисленных клумбах прекрасные цветы,

над которыми жужжат пушистые шмели.

Ну и, конечно же, кругом восхитительные розы!

Переход к совместному ведению хозяйства

До 1526 года обитель не была общежительной, и каждый инок должен был сам заботиться о своём пропитании. Объединяли же всех лишь совместные богослужения. Но затем всем монастырям Новгородчины был присвоен статус общежительных, и с этих пор иноки стали вести общее хозяйство.

Основными источниками их существования в ту пору являлись жалованные местными воеводами земельные наделы, покосы, а также рыбная ловля по Свири и Ояти. Поскольку монастырская братия не была многочисленной, и количество насельников не превышало 25 человек, то обитель не имела самостоятельного статуса, а была приписана к Александро-Свирскому монастырю.

Храм-крепость, защитница святой Руси

В 15 веке во времена частых татарских набегов, чтобы защититься от врагов, пологие берега реки, протекающей возле храма, укрепили оградой из заострённых брёвен — острогом. И конечно же, сама обитель приобрела вид крепости — её оградили массивной стеной и амбразурами. Во дворе на случай нападения вражеских отрядов стояли пушки.

За свою историю много раз святая церковь оказывалась в центре боевых действий. Так в 1598 г. она стала центром расположения воинов Бориса Годунова, которые готовились к сражению с крымскими татарами. В предании сказано, что Георгий Победоносец сам явился, чтобы оказать свою небесную защиту обители и городу.

На великолепном белом коне он выехал из монастырской калитки и приблизился к войскам неприятеля. Увидев Святого, вставшего на защиту Серпухова, враг в страхе отступил. А Святой Георгий снова вернулся в церковь.

В честь этого знаменательного события на деньги Бориса Годунова был воздвигнут из камня двухъярусный храм. По древнему преданию, перед иконой Святого защитника самопроизвольно загоралась свеча в случае, если что-то угрожало жителям монастыря.

Святые и подвижники благочестия, чтимые даты

В обители с большим почтением и любовью относятся ко всем, кто имел отношение к монастырю и был канонизирован, не исключая других святых. В определенные дни их память почитают с молитвами. К таким датам относятся:

  • 6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря — почитается Великомученик Георгий Победоносец;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря — почитается память святого Николая Чудотворца;
  • 25 февраля, 2 июня — дни памяти святителя Алексия, митрополита Московского;
  • 31 мая, 20 июня, 20 ноября — дни памяти мученика Феодота Анкирского;
  • 14 декабря — день праведного Филарета Милостивого;
  • 10 октября — почитается преподобная Рахиль Спасо-Бородинская;
  • 18 мая — преподобный Варлаам Серпуховский;
  • 28 мая, 16 июня — дни памяти святого благоверного царевича Димитрия Угличского;
  • 2 декабря — почитают память священномученика Иакова Бриллиантового.

В обители также помнят блаженную Евфросинию Алексинскую, игуменью Валентину, старицу монастыря монахиню Еликониду и Гедеона Серпуховского.

Праздники

Насельницами Введенского Владычного монастыря с особым благоговением почитаются такие праздничные дни, как:

  • 6 июня — Вознесение Господне;
  • 18 октября — день памяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Иова, Филиппа, Петра, Тихона, Ермогена, Иннокентия, Макария и Филарета, Московских и всея России чудотворцев;
  • 18 мая — день иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша»;
  • 2 июня — обретение мощей святителя Алексия.

Внимание! Престольным праздником Введенского женского монастыря считается 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Святыни и святые источники

За долгую историю своего существования монастырь обрёл множество религиозных реликвий. В советское время были утеряны оригиналы древних икон, но их списки оказались не менее чудотворными и продолжают вызывать трепет у верующих по сегодняшний день.

К числу святынь в первую очередь относятся иконы Богородицы «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша». Также здесь хранятся иконы великомученика Георгия Победоносца и Иоанна Воина, которые мироточат. Мироточащий Крест-Голгофа находится здесь же. Многие паломники приезжают в Введенскую обитель приложиться к мощам преподобного Варлаама.


Памятник преподобному Варлааму Серпуховскому перед входом в монастырь

Отдельно стоит упомянуть о чудотворных иконах царевича Димитрия Угличского и «Введение Богородицы во Святая Святых».

Важно! Святой источник «Неупиваемая Чаша» помогает истинно верующим паломникам избавиться от тревожащих недугов

Годы испытаний

За свою многовековую историю монастырь претерпел немало бедствий. Тяжёлым испытанием для него стало разорение, учинённое шведскими захватчиками и растянувшееся на долгие 35 лет (1582-1617 гг.). Мучительным бременем стали также и годы правления Петра I, издавшего указ о пострижении в монахи лишь вдовых священников и отставных солдат, результатом чего стало опустение многих православных обителей. Когда же на престол взошла императрица Екатерина II, то в результате проводимых ею секуляризаций (изъятий монастырских земель) обитель лишилась многих своих пахотных угодий, отчего инокам порой приходилось жить впроголодь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: