Музей в Дворце Культуры
Музей в ДК – это частная коллекция группы энтузиастов, краеведов, влюбленных в свой район. Благодатское краеведческое общество, которому и принадлежит этот музей, собрало невероятную коллекцию экспонатов – от уникальных фотографий дореволюционной Кушвы, которых не найдете нигде в интернете, до предметов дореволюционного и советского периода.
Музей в ДКФото: Арина Савина
Конечно, мы сразу нашли общий язык с Александром, который и заведует музеем. Он нам рассказал, как они с коллегами по крупицам собирают интересные артефакты, связанные с историей и жизнью Кушвы, и что скоро им должны выделить под их экспозиции отдельное здание.
Музей в ДКФото: Арина Савина
А где найти обед?
Ну, проморозившись хорошенько на горе Благодать, мы решили, что пора пообедать. И если вы думали, что наши приключения до этого были еще слабоваты, то найти место пообедать – приключение еще большее. Кафе всего 2. Первое было закрыто. Совсем. Работает ли оно в будни неизвестно. Но надеемся, что да. Второе кафе «Метелица» тоже было закрыто на поминки. Однако нам удалось убедить официантку, чтобы нам дали в соседнем зале хотя бы поесть, а вот за едой мы отправились в кулинарию этажом ниже. Выбор был здесь неплохой – салатики, пирожки, пирожные. В общем, казалось, что вкусный обед нам все-таки обеспечен. После оплаты наших покупок мы краем уха услышали «Пирожки от 30 декабря», и наш оптимизм был уже немножко подпорчен.
Кафе «Метелица»
Ну да ладно, пообедав вкусными салатиками и твердым, как камень, бисквитным пирожными, мы отправились на дальнейшее изучение города. Мы решили проехаться по улице Первомайской, там старинные дома – красивые до невозможности, но, к сожалению, большинство из них в разрушенном состоянии. И чудесный памятник Александру III. У которого тоже своя, непростая история. Однако восстановленный, красивый, смотрящий вдаль Александр все-таки отлично смотрится на том месте, на котором его и поставили в далеком 1901 году.
Архитектура ул. ПервомайскойФото: Арина СавинаПамятник Александру IIIФото: Арина Савина
Экспедиция
Начнем с того, что наша поездка началась рано утром, когда мы выезжали, на дороге еще не было ни одной заблудшей души. Зато ровную дорогу, которая вела нас из Екатеринбурга к заветной цели, окружали невероятные зимние, заснеженные пейзажи. Честно говоря, если бы вела машину я – мы бы до Кушвы не доехали. Я бы точно останавливалась у каждого белоснежного деревца ради красивой фотографии.
Великолепные зимние пейзажиФото: Арина Савина
Ближе к Кушве дорога начала приобретать горно-холмистые очертания. Это на самом деле тоже отдельный вид искусства. Можем представить, какая красота это все, если посмотреть с квадрокоптера.
Гора Благодать и смотровая площадка
Пообщавшись, нафотографировавшись, мы отправились покорять гору Благодать. Надо сказать, что сделать это в летнее время ГОРАЗДО проще, чем зимой. На самом деле, конечно, ничего сложного – почти до самой вершины можно доехать на машине. Едешь, ни в чем себе не отказываешь, оказываешься в нескольких метрах от смотровой площадки. Да, как раз той самой смотровой площадки на горе Благодать, о которой мы были столько наслышаны. С нее открывается чудесный вид на карьер. Карьер, на месте которого когда-то была гора. И эта гора стала ключевым элементом во всей истории появления города Кушва.
Смотровая площадка на горе БлагодатьФото: Арина Савина
На смотровой площадке установлен памятник вогулу Степану Чумпину. Однако желающие могут подняться еще выше, на самую вершину, с которой открывается чудесный вид на весь город. И вот тут уже вас ждет неприятный подъем. Летом там есть ступеньки, по ним Вы без сложности подниметесь. А вот зимой они оказались полностью занесены снегом. В общем, проходя вдоль табличек «Опасность упасть с высоты», мы еле как взобрались на вершину. Правда виды Кушвы и заснеженная природа того стоили.
Новогодняя сказка на горе БлагодатьФото: Арина Савина
Уральский художник Бурак Александр Филиппович (1921-1997)
Всю красоту Урала, его величие Александр Бурак увидел и прочувствовал, будучи уже достаточно взрослым человеком. Можно сказать, что его взгляд, в отличие от восприятия коренных уральцев, был свежим, непресыщенным. Родом Александр Филиппович из небольшой деревушки Ефремовки, что раскинулась вдоль извилистой речушки. Здесь, на белой, неплодородной сибирской земле — той, что называют солончаками, хлеба почти не родились, зато на лугах у болот, да на лесных опушках росли пышные травы. Во время покоса, в тесном балагане из сухого ароматного сена 10 июля 1921 года и появился на свет будущий художник.
Одному Господу известно, почему в этакой глухомани (до районного центра шестьдесят километров, а до железной дороги и до города Барабинска — больше восьмидесяти!) мальчишка с тех пор, как помнил себя, рисовал — на обрывках бумаг чем придется, углем на стенах.
Раннее осознание своего призвания, как это и случается, обернулось испытанием на прочность: случайно мальчик повредил левый глаз, и хоть удалось его спасти, он впоследствии сильно уступал здоровому.
В 1930 году из занесенной чистым снегом родной Ефремовки вся семья переезжает в закопченный, дымный город Кемерово.
Здесь, в заводском клубе, юный Александр подружился с местным художником — помогал ему грунтовать щиты, делал подмалевки, писал объявления и целыми часами стоял за его спиной, наблюдая, как из-под кисти на полотне возникает целый мир.
Затем учеба в Новосибирске, на архитектурном факультете Сибирского строительного института им. В. В. Куйбышева, и параллельно работа художником-мультипликатором на Новосибирской студии научно-популярных фильмов, где ему предложили остаться после окончания института.
Переехав в 1946 году в Свердловск, он работает в проектном институте, но все свободное время посвящает живописи, этюдам.
Бурак не боялся критики, не стеснялся показывать мастерам свои еще незрелые работы. «Другой бы собрал этюды и ушел, — вспоминал Александр Филиппович, — а я вновь на натуру, опять пишу, пишу, пишу и снова несу кучу этюдов на суд художников. Меня опять раскритикуют, а я еще злей — опять за работу!..»
Уже через год, в 1947 году, он участвует в областной выставке свердловских художников, командируется в Дом творчества «Сенеж» в Подмосковье, где общается не только с молодыми художниками со всей страны, но и признанными столичными мастерами.
Первый большой пейзаж А. Бурака «На Южном Урале» тепло встретили и на Урале, и в Москве. В рамках Всесоюзной выставки 1951 года работа экспонировалась в Государственной Третьяковской галерее. В том же году Александр Филиппович стал членом Союза художников, расстался с архитектурой, решив посвятить все свое время и все свои силы живописи
Но точная проработка, предельное внимание к каждой мелочи и при этом умение увидеть общую картину — разве эти особенности художника не унаследованы от Бурака-архитектора?Художник был необычайно пытлив во всем: создавая серию «Индустриальный Урал», он вникал в производственные процессы, изучал технологию. Работая над уральскими пейзажами, он словно растворялся в величественной природе, сливался с ней воедино и она доверительно открывала ему тайны неповторимого сочетания красок
В 50-е годы Бурак стал широко известен и как мастер жанровой живописи. Особое признание получила его картина «К сыну за помощью». Написанная в лучших традициях русской реалистической живописи, она подняла значимость бытового жанра в тот период, когда, по словам искусствоведов, в нем намечался определенный упадок. Кроме того, Александр Филиппович проявил себя не только как мастер, остро чувствующий природу, но и как тонкий психолог.
По мнению итальянского критика Паоло Леви, творчество А. Ф. Бурака отмечено редким художественным мастерством и прирожденным реалистическим даром. Он сумел уловить нерв своего времени, найти те основные темы, которые давали художнику общественное признание и делали его творческую судьбу успешной.
Но в успехах, внешнем благополучии мастера было бы грешно усматривать плоды расчетливого служения политике государства и тому времени, в котором жил художник. Он был искренен во всем — и тогда, когда отражал в своих картинах уральскую природу, и тогда, когда погружался в производственную тему, и когда делал быстрые репортажные зарисовки за рубежом. Эта искренность позволила Бураку и в новом веке, в новом тысячелетии оставаться современным, быть востребованным. Художник продолжает жить в своих полотнах, быть нашим современником, хорошо знающим прошлое и настоящее. Он словно призывает нас сегодня остановиться, оглянуться вокруг, увидеть ту красоту, что еще сохраняет земля для того, чтобы мы черпали в ней жизненную силу.
Сергей Гамов
Храм Архангела Михаила
Набравшись сил, мы приехали к красивому храму. Который виднелся на горизонте почти всю нашу поездку по Кушве. Храм Архангела Михаила большой, красивый, с белоснежными стенами и зелеными куполами. Красота впечатляющая как издалека, так и при ближайшем рассмотрении.
Храм Архангела МихаилаФото: Арина Савина
Когда мы попали внутрь, мы восхитились еще больше! На самом деле, здесь даже рассказывать ничего не хочется, просто хочется, чтобы вы это увидели. Дух захватывает от красоты, величественности, изящности. Если будете в Кушве — обязательно загляните, вы точно не останетесь равнодушными.
Храм Михаила АрхангелаФото: Арина Савина
Биография
Александр Филиппович Бурак родился 10 июля 1921 года в деревне Ефремовка (ныне — Барабинский район Новосибирской области). В 1930 году семья переехала в город Кемерово.
В 1937 году Бурак уехал поступать в художественное училище в Москве. Там он успешно сдал экзамен по рисунку и живописи, но отказался от дальнейшей сдачи экзаменов, так как в училище готовили художников по росписи тканей, мастеров декоративно-прикладного искусства. Бурак принял решение вернуться домой и окончить среднюю школу.
В Москве произошла он познакомился с другом его отца, архитектором Коноплевым. Под влиянием рассказов Коноплева он решил стать зодчим. Вернувшись домой, он в 1938 году окончил 10-й класс школы № 56.
Годы его дальнейшей учёбы (1938—1943) проходили на архитектурном факультете Новосибирского строительного института им. В. В. Куйбышева. Одновременно он подрабатывал художником-мультипликатором в Новосибирской студии научно-популярных фильмов.
После окончания института, в 1944 году, Бурак был назначен главным художником цветного документального фильма «Нетронутый Урал». Съемки проходили в Свердловске и Свердловской области. На Урале он познакомился с художниками И. К. Слюсаревым, В. С. Зиновым и другими. Свердловские пейзажисты стали его учителями в живописи с натуры. Фильм «Нетронутый Урал» не был закончен, однако почти через 10 лет А. Бурак создал полотно под названием «Нетронутый Урал».
С 1946 года Бурак жил и работал в Свердловске (ныне Екатеринбург) в проектном институте. Картины писал в свободное время.
В 1950 году правление Союза художников откомандировало Бурака на учебу на творческую базу под Москвой. Там художник учился, общался с мастерами живописи из Киева, Ленинграда, Москвы. Занятия на базе проводили художники П. Соколов-Скаля, Г. Нисский, Г. Шегаль, П. Крылов и др. После возвращения домой Бурак лето 1951 года провел на Южном Урале в Симе, где работал на природе, устроив мастерскую в скалах. Там была написана его картина «На Южном Урале».
В 1951 году принят в Союза художников СССР, в 1964 году получил звание «Заслуженный художник РСФСР».
В 1958 году путешествовал на теплоходе «Грузия» вокруг Европы, побывав в Брюсселе на Всемирной выставке, в Антверпене, в Лувре, Париж и др. Результатом поездки были картины «Бездомные», «У станции метро», «На улицах Неаполя», «На улицах Стамбула» и др.
В 1968—1989 годах работал зав. кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Свердловского архитектурного института, профессор.
Семья: жена Клара Михайловна, дочери Юлия и Лариса, внуки Арина, Даша, Лиза, Саша.
Скончался 29 апреля 1997 года. Похоронен на Сибирском кладбище Екатеринбурга.
Дворец Культуры Горняков
Ну, терять нам все равно уже нечего – кроме архитектуры же хочется получить какую-то информацию, мы отправились в Дворец Культуры. Нуууу, тут стоит один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вы пока полюбуйтесь фотографиями, а мы к вам еще вернемся.
Дворец Культуры ГорняковФото: Арина Савина
И так, Дворец Культуры, что снаружи, что внутри, — самое настоящее искусство. Не знаю, как детям, которые приходят туда на танцы и другие кружки, но лично мы ходили с запрокинутой головой, потому что от потолка и балкончиков невозможно было оторваться. Наши ошеломленные и чуть подмороженные лица увидела директор ДК. Разглядев в нас неподдельный интерес к истории и культуре своего города, она тут же нашла нам руководителя музея, который уже через 10 минут открыл для нас двери своей сокровищницы.
ДК внутриФото: Арина Савина