Божества и убожество

Суздаль

Город основан в 1024 году. Это уникальное место. На территории Суздаля расположены кремль, около 30 церквей, 5 монастырей, более двухсот памятников культуры.

Вид с колокольни Ризоположенского монастыря. Фото из свободных источников

Монастыри Суздаля известны тем, что в давние времена в них ссылали «неугодных» женщин. В свое время там содержалась дочь Бориса Годунова, жены Ивана Грозного и Петра Великого.

В Суздале можно найти развлечения на любой кошелек. Например, каждый год в городе отмечается «День Огурца», на котором есть возможность попробовать овощное варенье. Праздник проходит в июле, в период сбора огурцов. На фестивале выступают ансамбли, проводятся мастер-классы и конкурсы.

Но гастрономической визиткой города является медовуха. Напиток готовится по старинному русскому рецепту. Всем гостям города на дегустацию предлагаются ягодные, травяные и, конечно же, традиционные вариации напитка.


Суздальская медовуха готовится из натуральных ингредиентов. Фото: pexels.com

Вильгорт

(полный размер)»>

Городище Вильгорт («новое поселение») при впадении реки Цыдовки в Колву коми-пермяки основали предположительно в X—XII веках. В 1579 году впервые упоминается как погост. Выгоду из географического положения места жители извлекали, занимаясь баржестроением, за что получили прозвище «щепоеды». Выгоду, похоже, немалую. В прошлом столетии здесь было обнаружено несколько ценных кладов, в том числе серебряные женские пряжки и византийская ваза X века. Самой известной местной династией является род Тимоховых. В XIX веке они владели лесопильным заводом, судоверфью и пароходством.

(полный размер)»>

В 1779 году в центре Вильгорта по проекту Александра Турчевича возвели двухъярусный храм Святой Троицы. Кирпичи для строительства местные крестьяне возили на лошадях из Покчи. По-особому был устроен барочный иконостас: в нём отсутствовали ряды. Церковь была закрыта в конце ­1920-х годов. К счастью, отмечает профессор Чагин, сохранился её архив и большое количество книг, которые переданы в Чердынский краеведческий музей.

(полный размер)»>

Примечателен такой факт. Накануне Всесоюзной переписи населения 1979 года одну улицу села назвали русской, а другую — пермяцкой. Символом разделения стала построенная на развилке часовня.

Ныроб

(полный размер)»
class=»nk-width-small nk-margin-bottom

nk-margin-left nk-float-right
«>
Идентичность Ныроба сформировалась под влиянием трагичного эпизода русской истории, связанного с борьбой за царский престол двух боярских родов. Опасаясь конкуренции со стороны братьев Романовых, Борис Годунов под предлогом предотвращения готовящейся смуты заслал их всех в дальние дали. Туда, откуда, как ему казалось, нельзя выбраться. Так 25-летний Михаил Никитич в 1601-м очутился на краю Перми Великой, в Ныробке, где и сгинул спустя год. Оковы узника, яма, в которой он был заточён, и место его первоначального захоронения стали предметом особого почитания, а впоследствии, выражаясь языком территориального маркетинга, брендом посёлка.

После восхождения на трон в 1613 году Михаила Фёдоровича Романова ныробцы стали посылать ему челобитные. Вознося образ мученика, они рассказывали царю и о своих страданиях, пережитых вместе с его родным дядей, о том, что пятерых мужиков, чьи жёны и дети подкармливали боярина, отправили в Казань на пытки, о том, что один из них не вернулся, и так далее. В ответных грамотах из столицы сообщалось о необходимости устроить в Ныробе храм, чтоб люди могли молиться об упокоении души «невинного страдальца». На тот момент церковь в Ныробе уже существовала, в одной из найденных грамот сообщается, что в 1617 году она сгорела. Детали переписки ныробцев и царя подробно описаны в первой книге Георгия Чагина «Колва, Чусовское, Печора: история, культура, быт от древности до 1917 года».

(полный размер)»>

В 1736 году на месте могилы Михаила Никитича была освящена Богоявленская церковь, в которой вплоть до закрытия в 1920-е годы находилась его усыпальница и хранились оковы. Во время кампании по борьбе с религией в Ныробе было уничтожено всё, что напоминало о Романовых. Лишь кандалы были переданы в Чердынский краеведческий музей.

(полный размер)»
class=»nk-width-small nk-margin-bottom

nk-margin-right nk-float-left
«>
В 1935 году депутаты райсовета, по словам профессора, с гордостью извещали наркома обороны СССР Климента Ворошилова (в 1913 году отбывал в Ныробе ссылку. — Авт.) о развитии ­родного посёлка: «Приедешь — не узнаешь: деревья высадили, тротуары замостили, в одной церкви у нас теперь баня, в другой — кузница и парашютная вышка». Для мытья народа советские власти оборудовали Богоявленский храм, для ковки железа и закаливания характера молодёжи — Никольский собор, лучший образец архитектуры барокко XVIII века на Урале. «Помню это устройство, — рассказывает Георгий Николаевич. — По наружной лестнице поднимались к главному барабану, который уже был без купола, и спускались на парашюте внутрь здания. Сам первоклассником туда лазил».

В 1934 году уничтожили колокольню, возвышавшуюся между двумя церквями. На одном из колоколов содержалась надпись на немецком языке «Изготовлен в Германии в 1600 году». Возможно, в Ныроб его прислали Романовы.

Об эпохе атеизма напоминает уродливая деревянная вышка, похожая на тюремную. Её поставили в 1950-е годы, чтобы разместить аппаратуру для связи с Государственным банком в Москве районного отделения, открытого в Богоявленской церкви. Банк прекратил свою деятельность 10 лет назад, но здание бывшего храма до сих пор находится на его балансе. Стены разрушаются, из помещения вынесено всё, что было можно, — даже полы и штукатурка. Ни государство, ни церковь не берут на себя расходы на восстановление.

(полный размер)»>

Никольский собор во второй половине XX века служил почтой. Теперь является памятником архитектуры и действующим храмом.

История дымковской росписи

Издавна на Руси многие праздники сопровождались народными гуляньями, а в качестве музыкального сопровождения использовались различные дудочки и глиняные свистульки. Более 400 лет назад одну из памятных дат (Хлыново побоище) на Вятской земле отмечали праздником «Свистопляски».

Начав с изготовления ярких свистулек, мастерицы слободы Дымково расширили список игрушек предложением фигурок барышень и кавалеров, животных и птиц. Со временем поделки мастериц стали продавать круглый год, а их слава вышла далеко за пределы Вятки (г. Киров).

До середины столетия традиции и секреты народной росписи сохранились благодаря мастерице Анне Мезриной и художнику Алексею Деньшину. Позже была создана артель по изготовлению народной игрушки в традициях местного искусства. Целью ее работы были не только выпуск продукции, но и сохранение навыков и секретов творчества мастеров Вятской земли.

Технология создания дымковской игрушки

Каждое изделие создается поэтапно. Процесс несложный, однако последовательность и количество этапов не изменяются из века в век. Приверженность традициям дало возможность народному промыслу стать со временем настоящим искусством.

Лепка

Основа каждого изделия – это самая большая часть (туловище, юбка и т. д.). Из комочка глины скатывают шарик, затем придают ему нужную форму – округлый брусок. К основе добавляют второстепенные элементы. Например, у лошади это:

  • ноги;
  • шея и голова;
  • грива, хвост, уши.

Соединения деталей сглаживают мокрой тряпочкой, чтобы не было видно швов. Для этого рядом всегда держат мисочку с водой. Нанесение мелких деталей проводят острой палочкой (рот, глаза, ожерелье, перья), а для заглубленного узора используют рельефные штампики из обожженной глины.

Сушка и обжиг

Готовые фигурки высушивают от нескольких дней до 2-3 недель. Срок зависит от размеров поделки и условий в помещении (влажности и температуры). Следующий этап – обжиг, который раньше проводили в печи, устанавливая изделия на железном противне над дровами.

Побелка игрушки

Перед декорированием все изделия покрывают белой краской. Традиционно применялся разведенный мел на молоке. Этот состав показал свою долговечность на протяжении веков, поэтому его используют и современные мастерицы.

Исключение – детское творчество, когда для побелки берут обычную белую гуашь.

Нанесение росписи

Заключительный этап – нанесение рисунка на белую поверхность. Простота форм при раскраске поделок прошлых веков объясняется использованием палочек, обернутых тканью, вместо кистей.

В краски добавляли яичный желток, что придавало им долговечность и прочность. Оттенки получали разведением основных красок мелом. Поверх рисунка фигурка может быть украшена кусочками сусального золота различных геометрических форм.

Как пряли в старину на прялке, процесс прядения

 Подготовленную шерсть, пух или другое волокно, которое называлось кудель привязывали к верхнему краю лопаски. Аккуратно вытягивали волокна и скручивали вручную. Скрученную нить привязывали к основанию (пяточки) веретена и обматывали веретено широкими кругами по длине. На заостренном крае веретена фиксировали нить с помощью скользящей петли. Нить переворачивали и одевали на кончик веретена, тем самым фиксируя нить.

Чем тяжелее веретено, тем труднее скрутить на нем тонкую нить, она будет рваться. И наоборот, чем легче и меньше по размеру веретено, тем прочнее и тоньше полученная нить.

 Волокна шерсти вытягиваются на нужную длину. Место, где шерсть еще не вытянута из кудели необходимо держать пальцами, иначе не вытянутая шерсть начнет закручиваться. Раскручивается веретено, и нить прядется. Далее пряха перехватывает другой рукой место перекрученной пряжи и снова вытягивает волокно. Веретено крутят всегда в одном направлении, как удобно пряхе.

 Когда нить достигла необходимой длины, скользящая петелечка снимается и нить наматывается на веретено. Снова делается фиксирующая петля. Таким образом продолжая процесс прядения. Процесс кропотливый и требует сноровки. 

 Процессу прядения предшествует длительная подготовка. Все делалось поэтапно и вручную. Шерсть необходимо было сначала подготовить. Пряли в основном немытую шерсть, только в некоторых случаях ее стирали. Перебирали руками, тем самым освобождая от травы, репея, навоза, различного мусора. Далее перебранную шерсть чесали с помощью чесок. И только после этого ее пряли.

 Прядением занимались почти повсеместно. Девочку приучают к труду с детских лет. Основным временем для этой работы были месяцы свободные от полевых работ. Собирались вечерами и пряли с песнями, пересудами. Источником света служила простая лучина или свеча.

Мастер-класс по росписи дымковской барыни

Раскрасить уже подготовленную фигурку белого цвета не составит труда даже непрофессионалу:

  • карандашом наметить контуры лица и одежды;
  • желтым цветом выкрасить кокошник, кофту и оборку на юбке;
  • нарисовать красные кружки на юбке;
  • после подсыхания на кружках более темным оттенком краски нанести прямые линии от центра – «снежинку»;
  • добавить в красную краску немного черной и выкрасить коричневым волосы;
  • зелеными линиями отметить контуры кофты, низ рукавов, пояс;
  • черным нанести «пуговицы», выделить глаза и брови, красным – рот и румянец;
  • золотая отделка – пятнышки на кокошнике и по выступам оборки.

Наглядно познакомиться с процессом создания поделок можно в видео:

Кижи

Музей-заповедник Кижи — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Он располагается на одноименном острове в Онежском озере в 68 км от города Петрозаводска.

Музей-заповедник «Кижи» собрал под открытым небом 89 памятников традиционной деревянной архитектуры: старинные часовни и дома, мельницы и амбары, риги и вешала. Жемчужина собрания – 22-х главая Преображенская церковь высотой 37 метров.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением и считается настоящим «восьмым чудом света».

Как доехать на остров Кижи

Из Петрозаводска:

С мая по сентябрь от Речного вокзала города Петрозаводска до острова Кижи ежедневного ходят суда на подводных крыльях «Метеор». Время в пути – 1 час 15 мин в одну сторону. Билеты можно приобрести в кассе Речного вокзала (пр. К. Маркса, 1, телефон (8142) 56-16-36).

Стоимость проезда туда и обратно: 2500 руб. — взрослые, 1250 руб. — дети 5-12 лет, дети до 5 лет бесплатно (цены 2012 года). Экскурсионное обслуживание и входная плата на территорию музея не входят в стоимость проезда (стоимость еще порядка 300 руб. — взрослые, 100 руб. — дети). Экскурсионные группы обычно формируются сразу же по прибытию на остров.

Существуют т.н. «социальные рейсы» на Кижи, предназначенные для жителей местных деревень, работников музея. Туристы тоже могут воспользоваться этими рейсами. Стоимость проезда на социальном рейсе примерно в 2 раза дешевле, чем на обычном рейсе. Расписание нестабильное, нужно узнавать в кассах Речного вокзала.

Кроме «Метеора», между Петрозаводском и островом Кижи курсирует водное такси.

В зимний период на остров Кижи можно добраться на катере на «воздушной подушке» или внедорожнике-пневмовездеходе. Доставка из Петрозаводска начинается с конца января (в зависимости от толщины льда). Время в пути – 1,5 часа.

С островом Кижи есть вертолетное сообщение. Трансфер осуществляет аэропорт «Пески» (офис: г. Петрозаводск, ул. Боровая, д. 4).

РЕЖИМ РАБОТЫ музея-заповедника «Кижи»:

Лето (1.06 – 31.08) – с 8.00 до 20.00;
Осень (1.09 – 15.10) – с 9.00 до 16.00;
Зима (16.10 – 14.05) – с 10.00 до 15.00;
Весна (15.05 – 30.05) – с 9.00 до 16.00.

Посещение территории острова Кижи разрешается только в часы работы музея. Предварительные заявки на экскурсии принимаются по телефону (8142) 53-57-22 (лето), 76-57-64 (зима) — экскурсионный отдел музея «Кижи». На острове Кижи можно остановиться в гостевом доме.

Подробную информацию о работе музея можно получить на официальном сайте музея-заповедника «Кижи»

Можно купить экскурсию на остров Кижи в одной из многочисленных туристических компаний города Петрозаводска.

Кроме экскурсий на остров Кижи, турфирмами организуются водные экскурсии на теплоходе по Кижскому ожерелью. Они включают посещение соседних островов: Южный Олений остров, Волкостров, остров Еглов и другие, где также сохранились замечательные памятники культуры и архитектуры.

Карта Карелии

Что посмотреть на острове Кижи

Музей-заповедник «Кижи» собрал под открытым небом 89 памятников традиционной деревянной архитектуры: старинные часовни и дома, мельницы и амбары, риги и вешала. Жемчужина собрания – 22-х главая Преображенская церковь высотой 37 метров. Рядом с ней возведены 9-главая зимняя церковь Покрова Богородицы и колокольня.

Преображенская церковь была возведена в 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Сооружение поражает своей величественностью и необычностью. Во-первых, оно срублено, что называется, одним топором без единого гвоздя. Во-вторых, ее высота — 37 метров (почти что 11-этажный дом), и 22 купола спускаются к земле, по мере продвижения к которой меняется их размер (от меньшего к большему или наоборот).

На острове также можно ознакомиться с архитектурой и других сооружений: церковью воскрешения Лазаря, часовней Михаила Архангела, домом Ошевнева, избой Елизаровой и другими. Для посетителей открыт интерьер церкви Покрова Богородицы и крестьянские дома. В избах демонстрируются традиционные крестьянские ремесла, фольклорные обряды, над островом звучат колокольные звоны. В последние годы остров Кижи стал местом проведения красочных фольклорных праздников и Дней народных ремесел.

Бывший спецназовец объявил ворам в законе беспощадную войну.

Наряду с черноморской жемчужиной Одессой, которую воры с любовью называли «мамой», Ростов на Дону снискал не менее легендарное прозвище «папа». Однако в начале 1990 х здесь все изменилось: профессиональных воров стали теснить «спортивные» группировки, состоящие из борцов, боксеров и каратистов. Физической мощи им было не занимать, а по уровню отмороженноеTM «спортсмены» могли дать фору кому угодно. Неудивительно, что почти все 1990-е в Ростове на Дону правила бал спортивная братва.
Расстрел Доктора

Сентябрь 1994 года для уголовного розыска Ростова-на-Дону выдался жарким. Едва отгремел День знаний, как на улицах зазвучали автоматные выстрелы: 6 сентября 1994 года у собственного подъезда был жестоко и показательно расстрелян лидер самой мощной ростовской группировки «Кладбищенские» Виктор Колтунов по кличке Доктор. Не таясь от многочисленных свидетелей, киллер всадил в мафиози два рожка от автомата Калашникова. Позднее на месте преступления эксперты насчитали более 60 гильз, из которых 56 поразили цель.
На тот момент «кладбищенская» ОПГ считалась самой могущественной и влиятельной в миллионном Ростове на Дону. Ее лидерами были мастер спорта по боксу Николай Скрипка и уже упомянутый 43 летний Виктор Колтунов. Названием банда была обязана местоположению своей штаб квартиры на самом крупном в Европе кладбище Северном. Воры в законе, которых на начало 1990х в Ростове было всего три Красный, Белый и Грачонок, старались не конфликтовать с «кладбищенскими», ибо про их отмороженность знали не понаслышке.
Такой репутацией ОПГ по большей части была обязана одному человеку бригадиру силового звена группировки, бывшему офицеру спецназа внутренних войск Станиславу Баракову. Говорят, именно он послужил прототипом мафиози по кличке Баркас в знаменитом романе «Антикиллер». Бараков отличался высоким интеллектом, много читал, не ругался матом и вполне мог сойти за интеллигента, если бы не одно «но». Внушительная комплекция и спортивная фигура выдавали в нем человека, знакомого с силовыми методами ведения дел.
Приехав несколько лет назад в Ростов из Нальчика, Бараков именно благодаря своим кулакам выбился на первые роли в «кладбищенской» ОПГ. При этом он руководствовался рецептами жизни из знаменитой саги Фрэнсиса Копполы «Крестный отец». Естественно, что ранг бригадира рэкетиров Бараков рассматривал лишь как этап к более крутым вершинам. Но время шло, а лидеры ОПГ Скрипка и Доктор не поощряли перспективного парня.
Все это привело к тому, что Бараков стал присваивать часть собираемых с коммерсантов денег. Слушок об этом быстро достиг ушей старших, и над головой эксспецназовца стали собираться тучи. Поняв, что дальнейшие перспективы в «кладбищенской» банде туманны, Бараков полностью забрал последний оброк в размере 50 тысяч баксов и скрылся.
Узнав об этом, лидер «кладбищенских» Доктор послал на его поиски проверенных парней. Их задача была проста: найти «крысу», наказать и вернуть украденные деньги.

Такой репутацией ОПГ по большей части была обязана одному человеку бригадиру силового звена группировки, бывшему офицеру спецназа внутренних войск Станиславу Баракову. Говорят, именно он послужил прототипом мафиози по кличке Баркас в знаменитом романе «Антикиллер». Бараков отличался высоким интеллектом, много читал, не ругался матом и вполне мог сойти за интеллигента, если бы не одно «но». Внушительная комплекция и спортивная фигура выдавали в нем человека, знакомого с силовыми методами ведения дел.
Приехав несколько лет назад в Ростов из Нальчика, Бараков именно благодаря своим кулакам выбился на первые роли в «кладбищенской» ОПГ. При этом он руководствовался рецептами жизни из знаменитой саги Фрэнсиса Копполы «Крестный отец». Естественно, что ранг бригадира рэкетиров Бараков рассматривал лишь как этап к более крутым вершинам. Но время шло, а лидеры ОПГ Скрипка и Доктор не поощряли перспективного парня.
Все это привело к тому, что Бараков стал присваивать часть собираемых с коммерсантов денег. Слушок об этом быстро достиг ушей старших, и над головой экс спецназовца стали собираться тучи. Поняв, что дальнейшие перспективы в «кладбищенской» банде туманны, Бараков полностью забрал последний оброк в размере 50 тысяч баксов и скрылся.
Узнав об этом, лидер «кладбищенских» Доктор послал на его поиски проверенных парней. Их задача была проста: найти «крысу», наказать и вернуть украденные деньги.

Дымковская роспись в детских садах и школах

Основы рисования преподаются во всех начальных образовательных учреждениях, в детских садах. Художественная роспись вятских мастериц как пример народного творчества и образец незамысловатых приемов близка и понятна восприятию ребенка любого возраста.

Наивная и выразительная дымковская игрушка – идеальный образец при проведении занятий по художественному обучению. Правильно составленные занятия решают несколько сложных задач:

  • повышают интерес к декоративно-прикладному народному творчеству;
  • совершенствуют навык создания собственных узоров;
  • знакомят с историей возникновения и развития промысла.

Работа в коллективе сближает детей и пробуждает заинтересованность к творческому процессу на примере изучения приемов народных мастериц.

Традиционные мотивы национального орнамента в резном декоре

Важно понимать, что на рубеже XIX и XX веков резчики использовали большую часть мотивов древней резьбы, не имея в виду их символического смысла во всей полноте, но главным образом по сложившемуся обычаю (так мы ежедневно используем слово здравствуйте, не вспоминая о том, что это пожелание здоровья, и даже не подозревая о том, что первоначально быть здоровым означало быть крепким и могучим, как дерево). Тем не менее, сама «сохранность», устойчивость во времени отдельных составляющих национального орнамента домовой резьбы свидетельствует о глубокой укорененности соответствующих символов в сознании славянина вообще и русского человека в частности, позволяя реконструировать картину мира и систему ценностей наших предков, которые выстраивались на основе обожествления природных стихий, обеспечивающих продолжение жизни и защиту от смерти.

Тем не менее, сама «сохранность», устойчивость во времени отдельных составляющих национального орнамента домовой резьбы свидетельствует о глубокой укорененности соответствующих символов в сознании славянина вообще и русского человека в частности, позволяя реконструировать картину мира и систему ценностей наших предков, которые выстраивались на основе обожествления природных стихий, обеспечивающих продолжение жизни и защиту от смерти.

Солярный знак («солнышко») – один из наиболее распространенных в домовой резьбе символов. Его универсальное обереговое значение, связанное с представлением о солнце как о главном источнике света и жизни, стало причиной устойчивости этого знака в традиции резного оформления деревянного дома, а также источником многообразия его воплощений – от относительно простых круглых или полукруглых узоров на очелье наличника до сложных ажурных украшений, помещаемых обычно под изгибом карниза крыши, во внутреннем поле фронтонов (фронтончиков).

Знак земли, имеющий чаще всего форму ромба и символически отсылающий к образу поля (вспаханного, засеянного, приносящего урожай), является не менее значимым в системе славянских языческих оберегов, однако в домовой резьбе встречается не так часто и воплощается довольно однообразно – в виде накладных элементов на различных частях наличника.

Знак дождя (небесных вод) замыкает языческую троицу символов плодородия «свет (огонь) – земля – вода». В отличие от знаков солнца и земли, знаки воды в домовой резьбе практически всегда являются множественными (повторяющимися) и используются для оформления вытянутых по ширине элементов зданий (например, подзоров карнизов).

В истории домовой резьбы можно проследить постепенную эволюцию знаков дождя от серии округлых выступов по нижнему краю того или иного архитектурного элемента до ажурных «подвесок» сложного рисунка, напоминающего лилию (т.н. «крин») или птицу (т.н. «уточка»).

Изображение богини плодородия (Мокоши) представляет собой женскую фигуру с поднятыми вверх (к солнцу) или опущенными вниз (к земле) руками, часто в окружении птиц и коней либо трехкратно повторенную (с противопоставлением центральной и боковых фигур по размеру и сложности рисунка). Такая композиция распространена как обычное завершение наличника (в виде ажурного гребня, размещенных на плечиках резных элементов). По мере забвения исходного символического смысла этот орнамент постепенно приобретал черты растительного, так что в поздних образцах отдельные его составляющие могут быть почти неразличимыми.

Изображение Змея (Ящера, владыки подземных вод) отсылает нас к эпохе, предшествующей периоду формирования негативного образа змея, известного по сказкам и былинам (Змей Горыныч, Тугарин Змей). Исходно Змей ассоциировался со славянским божеством Велесом – хозяином подземного и морского миров, антагонистом небесного владыки – громовержца Перуна. Велес не обеспечивал цикл воспроизводства жизни непосредственно, однако считался дарующим богатство и процветание. Как и фигура женского божества, изображение Змея (обычно парное), украшало главным образом различные части наличника и со временем трансформировалось в растительный орнамент, в составе которого уже трудно распознать очертания змееподобного мифологического персонажа.

Виды с холмов. Их семь, как в Древнем Риме

В конце лета и начале осени пейзажи в Чердыни приобретают контрастные цвета — есть чем полюбоваться. Лучшие панорамы открываются с вершин холмов. Всего их здесь семь, как в Древнем Риме: Таёжный, Вятский, Троицкий, Воскресенский, Богоявленский, Монастырский, Посадский или Всесвятский. Все они разделены глубокими оврагами. Также прекрасный вид открывается около Иоанно-Богословского собора и с колокольни Воскресенского собора. Добраться до них легко — спросите у местных жителей.

Вид с Троицкого холма на Тайгу и Полюд

Фото: Ольга Якунчева

Вдали вы заметите вершину горы Полюд — самую высокую точку в этой части Уральских гор. Она названа именем богатыря, жившего на вишерской земле. По коми-пермяцкой легенде он сражался с богатырем Колчимом. Они кидали в друг друга камни на протяжении многих лет, и Бог наказал обоих за это, превратив в скалы. По другой версии, Полюд сам ушел в каменную гору, где и спит до сих пор. Есть и еще один вариант легенды: богатыри Полюд и Ветлан любили девушку Вишеру и долгое время не могли её поделить. Тогда Бог превратил их в камни Полюд и Ветлан, а девушку — в реку Вишеру, текущую между ними.

Еще один вид, достойный кисти Рериха

Фото: Чердынский краеведческий музей

Но и это не все, есть еще одна легенда, и она похожа на реальность: на вершине горы стояла застава, оберегающая Чердынь от нападения вогуло-татарского войска. Богатырь Полюд следил с вершины за набегами неприятеля. Как только они направлялись в сторону Чердыни — на вершине Полюда зажигали костер. К тому моменту, когда войско подходило к городу, Чердынь была готова отразить натиск.

Вечером с холмов можно увидеть живописное и многоцветное небо, а безоблачной ночью в августе — звездный купол, щедро усыпанный звездами.

Владимир

Самый молодой город из нашего списка. Однако ему уже 913 лет: он основан в 1108 году. Владимир располагается на высоком левом берегу реки Клязьма.

На территории современного Владимира найдены следы поселений возрастом 25 — 30 тысяч лет.

Из главных достопримечательностей можно отметить «Золотые ворота» — когда-то парадный въезд в город. Также во Владимире множество древних соборов. Все достопримечательности расположены в пределах «старого города».

Из главных достопримечательностей можно отметить «Золотые ворота»— когда-то парадный въезд в город. Фото из свободных источников

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117-1122 гг.)

Место нахождения: Великий Новгород

Собор претерпел перестройки и некоторые изменения, но смог сохраниться до наших дней. По сравнению с каменными соборами, построенными по заказу князя, Рождественский отличается скромными размерами и обладает отличительными чертами. Вместо узеньких с полуокружным завершением окон сделаны широкие.

Главки обладают луковичной формой. Галереи паперти, вероятно, было построены позднее. Древние хоры были уничтожены. В 1898 году впервые были найдены в алтаре первоначальные фрески. В настоящее время все уцелевшие фрагменты росписи 1125 года прошли реставрацию и были очищены. Свои последние годы здесь провел преподобный Антоний.

Достопримечательности

Село Покча имеет богатое историческое и культурное наследие, а также большое количество природных памятников. Многие туристические маршруту проходят через него, и в тёплое время года здесь всегда можно увидеть экскурсионные автобусы.

Интересно! Через посёлок тянется река Кемзелка – правый приток Колвы. Длина составляет 10 километров. Большей популярностью пользуется Колва – одна из крупнейших уральских рек.

В древности по ней проходил путь из Поволжья в Печорский край. На берегах сохранились остатки городищ, в которых до сих пор находят монеты разных культур.

Благовещенская церковь

Ещё в 1579 году существовала деревянное здание. Каменную церковь построили только в 1785 году на средства прихожан. В годы советской власти она была закрыта. Внутри действовала электростанция Чердынской МТС. Дважды в колокольню ударяла молнию, поэтому её верхушка не сохранилась.

Сейчас церковь не действует, а её здание признано не подлежащим восстановлению. Однако группа добровольцев с этим не согласна, и в последний год несколько жителей села по своей инициативе взялись за восстановление храма.

Купеческие особняки

В XVII-XVIII веках Покча была центром пермской деревянной скульптуры. Традиции русской резьбы нашли своё воплощение в домах посёлка. До прихода советской власти Покча была купеческой слободой, и многие купцы украшали фасады именно в этом стиле. Он сочетает православные и коми-пермяцкие узоры.

Наибольшее количество сохранившихся домов находится вдоль улицы Мира. Рядом с некоторыми установлены информационные стенды, рассказывающие об особенностях деревянного зодчества в России.

В особняке на ул. Коммунистическая 24 стараниями добровольцев действует музей «В гостях у купчики». Внутри находится выставка старинных вещей, иллюстрирующих купеческий быт конца XIX века.

Часовня Казанской иконы Божией матери

Ул. Мира 73

Была построена в 1913 году как старообрядческая часовня. Уже в 1930-х годах её переделали в православную приходскую церковь. В 1950-х закрыли и переоборудовали под зерновой склад. Недавно здание были отреставрировано, а часовня вновь начала действовать.

Вы бывали в селе Покча?
Да, атмосферно) 20%

Я тут живу) 20%

Планирую посетить. 60%

Проголосовало: 5

Памятники

На территории Покчи находятся несколько памятников:

  • Жертвам Гражданской войны.
  • И. Широкшину – герою социалистического труда.
  • С. Падучеву – ветерану Камского речного пароходства.

В окрестностях

Любителям истории будет интересно селище Покча, находящееся в окрестностях посёлка – это археологический памятник, который относится к родановской культуре X-XIII веков. Здесь проживали предки коми-пермяков, и до сих пор археологи находятся предметы быта тех времён.

На самой окраине села, на дороге в Ныроб, находится родник. По легендам это источник мёртвой воды, который лечит тело.

Путешественники любят гулять по сосновому бору, площадь которого больше 2-х гектар. Он имеет статус памятника природы регионального значения и взял под охрану. В основном в нём растут ели и пихты со средним возрастом 100 лет. Подлесок представлен малиной, рябиной, можжевельником.

Село Покча неофициально называют столицей деревянного зодчества в Прикамье. На улицах сохранились старые купеческие особняки, украшенные уникальной резьбой. Сюда приезжают не только самостоятельные путешественники, но и экскурсионные группы, привлечённые богатой историей и необычным обликом села.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: