Презентация на тему самоцветная полоса урала

Сколько лет пермскому звериному стилю и кто его создатель?

Фигурки обычно относят к VII — XII  в. н. э. — такая точка зрения закрепилась в науке и не пересматривается несмотря на многочисленные новые исследования. Есть мнение, что их следует отнести вообще в эпоху палеолита.

Большинство исследователей приписывают фигурки к финно-угорской культуре, но вот какой же именно народ создал их не вполне понятно.
Например, коми или пермяки (финно-угорские народы, которые сегодня проживают на территории Пермского края) НЕ относят их к своей культуре и никак себя с ними не ассоциируют. Более того, для них подобные фигурки несут демонический смысл — в былые времена местные крестьяне, находившие такие фигурки, старались как можно быстрее избавиться от них, так как воспринимали их как некие черные метки приносящие несчастья. Некоторые коми-зыряне и пермяки считали, что эти, так называемые «черти», принадлежат вогульской культуре.

Картина Андрея Клименко

Основной претендент на то, чтобы именоваться создателем фигурок — загадочный народ чудь (белоглазая), который по некоторым данным занимал обширные северные территории от Финляндии до Сибири, в том числе и те, где были найдены фигурки. Кстати, все первые исследователи феномена пермского звериного стиля именовали фигурки «чудскими». Например, Дмитрий Анучин называл данные артефакты «чудскими образками», а первый альбом, посвященный пермскому звериному стилю (Ф.Тепляков, А.Спицын) именовался «Древности камской чуди».

Заведующий отделом археологии Пермского краеведческого музея Э.Чурилов считает, что мирный народ чудь, занимавшийся в основном охотой и различными промыслами, был оттеснен с обжитых ими земель на север с приходом более воинственных кочевых племен с юга. Им приходилось уходить в девственные таежные леса, где не было не поселений, ни родовых святилищ (современная территория Пермского края), в связи с чем и возник феномен пермского звериного стиля — создавая такие фигурки (богов), чудь имела возможность отправлять религиозные и культовые ритуалы без святилищ. Отсюда же, возможно, возникли и многочисленные легенды о том, что чудь «ушла под землю» или исчезла — на деле же она действительно ушла, но просто севернее.

Хотя, что случилось с ней потом — неизвестно. Основная загадка данного народа в том — что он действительно исчез, растворился где-то на дорогах истории, но при этом оставил за собой целый шлейф легенд и артефактов (помимо предметов пермского звериного стиля, это многочисленные «чудские городки» — остатки которых раскинуты по всей Уралу и Сибири, нередко их местоположение связано с какими-то пещерными туннелями). Считается, что остатки чуди были полностью ассимилированы коми, русскими и вепсами.

Н. К. Рерих. Чудь подземная

Легенды о чуди довольно противоречивы — то чудь — богатыри-великаны, то, напротив — низкорослый народ, который может внезапно исчезать под землей. Часто они описываются как сильные и свирепые воины, или как мудрецы, владеющие многими знаниями, неведомыми другим — от этого и «чудь» — то есть «чудной», «странный», «вызывающий удивление». «Белоглазый», по всей видимости, указывает на светлую (голубую?) радужку глаз. Ассоциируют чудь и с другим легендарным народом — сиртя. Другие финно-угорские народы (коми-зыряне, пермяки) от чуди дистанцируются, (так же как и от артефактов пермского звериного стиля) и родственным народом ее не считают, а, например, Светлана Жарникова — знаменитый этнограф, лингвист и знаток Русского Севера, уверенно говорила о том, что чудь — это народ славянского корня.

Существует также гипотеза, что «ушедшая под землю чудь» — это и вовсе не реальный народ, а собирательное название для старых богов, духов и домовых, которые с христианизацией края стали «нечистыми», «злыми» и «куда-то ушли». То есть те же коми-пермяки могли и быть создателями пермских фигурок в незапамятные времена, но перестали себя с ними ассоциировать — как и со своими старыми богами — в момент разрыва культурных связей и потери преданий о собственном прошлом. Как бы то ни было, внезапное и чуть ли не единомоментное прекращение изготовления фигурок — еще одна загадка пермского звериного стиля. Как правило, никакие традиции литья, росписи или иных художественных промыслов не исчезают так, а постепенно видоизменяются, трансформируются во что-то новое.

Подписи к слайдам:

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 1852 — 1912

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852г ., в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.

В 1866г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем 4 года отучился в Пермской духовной семинарии. Потом будущий писатель учился на ветеринара в Петербургской медико-хирургической академии, затем на юридическом факультете Петербургского университета. Но, проучившись год, вынужден быть оставить из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).

Дом, в котором жил писатель в Екатеринбурге. Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка . Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.

В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с «простецами», имеющими огромный жизненный опыт.

Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков «От Урала до Москвы», опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы («На рубеже Азии», «В худых душах» и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

В 1890 писатель переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 — 1912). Через год умирает его жена, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью .

После горькой утраты любимой жены, Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники «Детские тени», » Аленушкины сказки» (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику.

Произведения Мамина-Сибиряка для детей «Зимовье на Студеной» (1892), «Серая шейка» (1893), «Зарницы» (1897), «По Уралу» (1899) и другие приобрели широкую известность. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с А ндерсеновскими .

С дочкой Алёнушкой К детской литературе Дмитрий Наркисович относился очень серьезно. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. «Детская книга — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян».

Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его — через неделю, 2 (15) ноября 1912 года, он скончался. С 1956 года прах писателя, его дочери и жены находятся на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Последние годы

В последние несколько лет писатель тяжело болел. Он пережил инсульт, паралич, перенес плеврит. Умер писатель в 1912 году в Санкт-Петербурге, где и был похоронен на одном из кладбищ Северной столицы. Его приемная дочь не надолго пережила отца. Она умерла от туберкулеза в 1914 году.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Вся жизнь писателя так или иначе была связана с Уралом. Именно поэтому в 2002 году была учреждена литературная премия его имени, которая вручается писателям, пишущим об Урале.
  • Брат писателя был довольно известным политиком и даже стал депутатом II Государственной думы.
  • У писателя не было высшего образования: ни медицинский, ни юридические факультеты он так и не закончил.
  • У Мамина – Сибиряка было очень интересное хобби: он коллекционировал необычные фамилии.
  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Сказка про храброго Зайца… (1978)

Упомянутые выше два мультфильма были сняты на «Союзмультфильме» и являются классикой. Следующие три снимались на Свердловской киностудии, и они менее известны.

Мультфильм Нины Павловской «Сказка про храброго зайца», как можно догадаться из названия — по тому же произведению, что и картина Иванова-Вано. Любопытно, что здесь снова присутствуют игровые кадры. На этот раз не абстрактные бабушка с внуками, а сама засыпающая Алёнушка, которой рассказывается сказка.

Кстати, она держит в руках игрушечного зайца — такого же, как герой мультфильма. Присутствует и текст знаменитой «Присказки», которая предваряет книгу «Алёнушкины сказки».

Литература

Первые рассказы в творческой биографии Мамина-Сибиряка были написаны еще во время учебы в семинарии. Юноша мастерски описывал красоты природы и жизнь уральских людей, однако его произведения долгое время оставались незамеченными.

Только после публикации романа «Горное гнездо», Дмитрий получил определенную популярность в обществе. На заработанный гонорар он приобрел в Екатеринбурге дом для матери. После этого из-под пера писателя вышли рассказы «В худых душах», «Старатели» и «В камнях», которые также получили признание.

М. Горький, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Д. Телешов и И. А. Бунин. Ялта, 1902 г.

В 1886 г. в свет вышел новый роман Мамина-Сибиряка – «Бурный поток», где говорилось о развитии капитализма. Одновременно с этим он продолжал писать короткие рассказы и очерки.

За свою биографию Дмитрий Мамин-Сибиряк издал 15 романов, написанных в духе реализма. В них рассказывалось о жизни простых людей, проживавших в Сибири и на Урале, а также затрагивались политические изменения, происходившие в России.

Наибольшую популярность получили следующие труды Мамина-Сибиряка:

  • «Черты из жизни Пепко»;
  • «Падающие звезды»;
  • «Мумма»;
  • «Аленушкины сказки»;
  • «Приваловские миллионы».

Последнюю из представленных книг критики назвали жемчужиной творчества Мамина-Сибиряка. Его произведения побуждали читателя не только узнавать историю или какие-нибудь интересные факты, но и задумываться о жизни и поступках его героев.

Память


Надгробие Д. Н. Мамина-Сибиряка на Литераторских мостках

  • В честь писателя названо несколько улиц, в том числе одна в Екатеринбурге.
  • К 150-летию со дня рождения писателя, в 2002 году Союз писателей России и Ассоциация писателей Урала учредили Премию имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, ежегодно вручаемую авторам, чьи работы так или иначе связаны с Уралом. Первое вручение премии прошло в ноябре 2002 года на родине писателя, в посёлке Висим (Свердловская область).
  • В Екатеринбурге на улице Пушкина есть дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка, открывшийся в 1946 году.
  • В п. Висим Свердловской области (в окрестностях Нижнего Тагила), на исторической родине писателя, на улице Д. Н. Мамина-Сибиряка находится другой дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка.
  • В 1963 году имя писателя получил Нижнетагильский драматический театр
  • Писатель изображён на лицевой стороне купюры номиналом 20 уральских франков 1991 года выпуска.
  • Рассматривалась возможность назвать в честь писателя заповедник, но в итоге его всё же назвали Висимским.
  • В 2014 г. екатеринбургский гражданский Сенат предложил присвоить писателю звание «Почётный гражданин Екатеринбурга».

Сказки Мамина-Сибиряка

 
Мамин-Сибиряк написал множество рассказов, сказок, повестей для взрослых и детей. Произведения издавались во всевозможных детских сборниках и журналах, печатались отдельными книгами. Сказки Мамина-Сибиряка читать интересно и познавательно, он правдиво, сильным словом рассказывает о тяжелой жизни, описывает родную уральскую природу. Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.
 
Сказки Мамин-Сибиряк писал, преследуя цель воспитания справедливых, честных детей. Искренняя книга творит чудеса, — так часто говорил писатель. Мудрые слова, брошенные на благодатную почву, дадут всходы, ведь дети – наше с вами будущее. Сказки Мамин-Сибиряк разнообразны, рассчитаны на детей любого возраста, ведь писатель стремился дотянуться до каждой детской души. Автор не приукрашивал жизнь, не оправдывал и не оправдывался, он находил теплые слова, передающие доброту и нравственную силу бедняков. Описывая жизни людей и природу, он тонко и легко передавал и учил, как нужно о них заботиться.
 
Мамин-Сибиряк много и тяжело работал над собой, над своим мастерством, прежде чем начал создавать литературные шедевры. Сказки Мамина-Сибиряка любят взрослые и дети, они входят в школьную программу, постановки детских утренников в садах. Остроумные и порой необычные рассказы автора написаны в стиле беседы с маленькими читателями.
 

Библиография

ЧИТАТЬ СЛУШАТЬ

Список произведений Дмитрия Мамина-Сибиряка:

Романы:

  • «В водовороте страстей» (1876)
  • «Приваловские миллионы» (1883)
  • «Горное гнездо» (1884)
  • «Дикое счастье» («Жилка»), 1884,
  • «Бурный поток» («На улице», 1886)
  • «Именинник» (1888)
  • «Три конца» (1890)
  • «Золото» (1892)
  • «Весенние грозы» (1893)
  • «Без названия» (1893)
  • «Черты из жизни Пепко» (1894)
  • «Хлеб» (1895)
  • «Ранние всходы» (1896)
  • «Общий любимец публики» (1898)
  • «Падающие звёзды» (1899)

Рассказы, повести, очерки:

  • «От Урала до Москвы», серия очерков (1881—1882),
  • «Старатели», очерк (1883). Напечатан в журнале «Русская мысль» (январь, февраль), впоследствии переименован: «В горах».
  • «Паучки (Гнездо пауков)», рассказ (1886). Впервые напечатан в журнале
  • «Наблюдатель», № 11. Вошёл в сборник «Миллион и другие рассказы», 1904.
  • «Братья Гордеевы», повесть (1891). Впервые опубликована в журнале «Русская мысль», 1891, № 9, 10 за подписью: «Д. Сибиряк»
  • «Охонины брови», повесть (1892)
  • «Кисейная барышня», повесть (1889). Впервые опубликована в журнале
  • «Наблюдатель», № 12
  • «Последняя треба», рассказ. Впервые напечатан в журнале «Мир Божий», 1892, № 12
  • «Уральские рассказы», сборник рассказов (1895)
  • «Сибирские рассказы», сборник рассказов (1889).
  • «Алёнушкины сказки» (1894—1896)
  • «Серая Шейка» (1893, экранизирована)
  • «Зарницы» (1897)
  • «По Уралу» (1899)
  • «Золотуха (Очерки приисковой жизни)» (1883)
  • «Бойцы. (Очерки весеннего сплава по реке Чусовой)» (1883)
  • «Последние клейма». Очерк из цикла «Разбойники» впервые опубликован в 1899 году
  • «Приёмыш»
  • «Зимовье на Студёной (Музгарко)» (1885)
  • «Белое золото», повесть (1897).

Детство и юность

Дмитрий, родившийся в ноябре 1852 года, – сын священника Наркиса Матвеевича Мамина и дочери дьякона Анны Семеновны Степановой. По некоторым данным, в семье росли еще младшие сестра Елизавета, братья Владимир и Николай. В отдельных источниках указывается, что старшим ребенком был Николай, ведь родился он на два года раньше.

Дмитрий Мамин-Сибиряк (справа) с отцом и братом Владимиром

Отец писателя служил в Никольском храме в поселке Висим, недалеко от современного Нижнего Тагила, состоял в Уральском обществе любителей естествознания. Мать бесплатно преподавала в местной церковноприходской школе. О детстве у Дмитрия сохранились только положительные воспоминания, чего не сказать о зрелых годах биографии. Он писал, что не мог припомнить ни одного печального момента, родители никогда не наказывали и ни в чем не упрекали.

Дмитрий ходил в школу для детей рабочих Висимо-Шайтанского железоделательного завода, принадлежащего представителю известной династии промышленников Акинфию Демидову. В 12 лет по настоянию Наркиса, желавшего, чтобы сын пошел по его стопам, Дима поступил в духовное училище в Екатеринбурге. Однако суровые нравы учебного заведения так повлияли на без того слабого мальчика, что тот заболел. Отец привез наследника домой, и в течение двух лет Мамин-Сибиряк наслаждался домашним покоем, чтением книг, прогулками.

Дмитрий Мамин-Сибиряк и его мама Анна Семеновна

Затем Дмитрий был вынужден вернуться в училище, оттуда он перешел в Пермскую духовную семинарию. Жить приходилось впроголодь. Церковное образование, по воспоминаниям Мамина-Сибиряка, не давало пищи для ума. Единственный плюс — там будущий писатель вошел в кружок передовых семинаристов, увлекавшихся идеями Николая Чернышевского, Александра Герцена и Николая Добролюбова.

Молодой человек метался в поисках собственного призвания. Он уехал в Санкт-Петербург, поступил на ветеринарный факультет медицинской академии, позднее перевелся на общехирургический. Следующей ступенью образования стал Петербургский университет, отделение естественных наук, затем – юридический факультет.

Дмитрий Мамин-Сибиряк в молодости

При этом Дмитрий подрабатывал репетиторством и умудрялся помогать деньгами брату Владимиру, когда тот учился в Московском университете и Демидовском лицее. Впоследствии младший брат стал известным адвокатом и политическим деятелем. Сам прозаик так ни один вуз и не окончил.

Университет Мамину-Сибиряку пришлось оставить по причине болезни – писатель всю жизнь боролся с туберкулезом. Дмитрий вернулся в Нижнюю Салду к родителям. После смерти отца, случившейся в 1878 году, на его плечи легли заботы по содержанию семьи. Тяжелое финансовое положение вынудило Маминых переехать в Екатеринбург, где единственный кормилец надеялся найти работу.

Дмитрий Мамин-Сибиряк

Однако ожидания не оправдались. Дмитрий много писал, испробовал жанры повестей, новелл, очерков. Забрасывал издательства своими сочинениями, но везде встречал равнодушие и отказ. Спасительным для семейства стало знакомство Дмитрия с первой женой и первые публикации – в 1881 году московские «Русские ведомости» напечатали очерки о родине писателя «От Урала до Москвы», подписанные Д. Сибиряк. Так псевдоним присоединился к фамилии Мамин.

Творческая веха: первые попытки, основные принципы работы, ключевые особенности детских произведений

С детства мечтавший стать писателем, Дмитрий Наркисович опубликовал первые рассказы, работая репортёром в Петербургской газете, в 1875 году. На 1877-1891 годы приходится расцвет его творчества — в это время создаются самые интересные произведения с неповторимо изображенной природой Урала, где тогда жил автор, с демонстрацией тамошнего жизненного уклада и непримиримой межклассовой враждой. Тогда же увидели свет его «Русская мысль», «На рубеже Азии», «Блаженные», «Переводчица в приисках», а также первые романы — «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «На улице», «Три конца».

Особое место занимают произведения для детей, написанные на рубеже двух веков, и без преувеличения ставшие классикой литературы. Кто не знает «Серую шейку»?

Писатель стремился создавать действительно искренние книги для самых маленьких, которые смогли бы рассказать правдивую историю народа — таким и получился сборник «Детские тени». А в «Алёнушкиных сказках», героями которых стали звери, он,  умело пользуясь талантом доступно излагать, рассказывает о чаяниях простых людей. Рассказ для старших школьников под названием «Емеля охотник» о труде рабочих и крестьян был высоко оценен международной премией.

Общее писательское наследие Мамина-Сибиряка насчитывает около 150 рассказов и сказок, очерков и повестей — не только для самых маленьких, но и для взрослого поколения. Главные особенности его произведений — глубокая искренность и честность.

Сказка про Комара Комаровича (1981)

В «Сказке о Комаре Комаровиче» (полное название оригинала: «Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост») сюжет книжки и мультфильма отличается гораздо больше, чем в «Серой Шейке». Комар Комарович здесь не задиристый нагловатый парень, а руководитель оркестра. Медведь — тоже любитель музыки, учащийся играть на тубе. А конфликт комаров и Миши возник из-за наговоров лягушки-провокаторши. Всё заканчивается хорошо — совместным музицированием.

Режиссёр — Валерий Фомин, который на «Сказке про храброго зайца» был художником-постановщиком. А сценарии к обоим этим мультфильмам написал Леонард Толстой.

Личная жизнь

С первой супругой, Марией Алексеевой, Мамин-Сибиряк познакомился в 1877 г. на пикнике. На тот момент девушка состояла в законном браке и имела троих детей. Ее отец занимал высокий пост на предприятиях Демидовых. В скором времени Алексеева ушла от мужа к Мамину-Сибиряку.

Между супругами была полная идиллия. Мария поддерживала Дмитрия во всем и являлась отличным помощником по литературным вопросам. Интересен факт, что писатель неоднократно доверял жене редактировать свои произведения.

Однако в 1890 г. они решили расстаться. Мамин-Сибиряк начал сожительствовать с театральной артисткой Марией Абрамовой, которая также официально была замужем, хотя и не жила вместе с мужем.

В результате писатель посвятил бывшей жене роман «Три конца» и уехал с Абрамовой в столицу. Интересно, что сестра Марии, Елизавета, станет в будущем второй супругой Александра Куприна.

Но на этом этапе биографии Мамина-Сибиряка счастье отвернулось от него. Через два года после начала отношений с Абрамовой, в 1892 г. она умерла. Произошло это на следующий день после рождения их дочери. Девочку назвали Еленой, хотя всю жизнь отец нежно звал ее Аленушкой.

Стоит отметить, что на протяжении какого-то времени Мамину-Сибиряку не удавалось дать дочери свою фамилию, поскольку она являлась незаконнорожденной. Кроме того, Алена была больна хореей – болезнью, характеризующейся хаотичными и нерегулярными движениями.

По причине смерти возлюбленной писатель впал в уныние, начал злоупотреблять алкоголем и часто думал о самоубийстве.

Дмитрий Мамин-Сибиряк с дочерью Аленушкой (Еленой)

Уйти из жизни Мамину-Сибиряку не давала дочь, которая нуждалась в его опеке. В своей творческой биографии литератор посвятит ей цикл «Аленушкины сказки», проникнутый пониманием детского характера. Известная «Серая шейка» по сути является прообразом больного ребенка.

В 1900 г. Дмитрий Мамин-Сибиряк вступил в брак с Ольгой Гувале, которая была няней его дочери. Мачеха занялась образованием приемной дочери. Однако достигнув 22-летнего возраста, Елена скончалась от туберкулеза.

Речевой этикет

Помимо поведенческих норм и традиций в «Уральских рассказах» встречаются стереотипные речевые формулы, произносимые в определенных ситуациях. Н. И. Формановская определяет речевой этикет как «систему национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных определенной социальной группой для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности».11

Ведущий критерий этикетного речевого общения — принцип вежливости.

Рассмотрим некоторые этикетные речевые формулы и сопровождающие их жесты. Приветствие

В произведениях Д. Мамина приветствия выступают как обмен знаками типа «я тебя замечаю, уважаю», при этом речевой акт приветствия вьшолняет прежде всего фатическую (контактоустанавливающую) функцию. Герои свои приветствия могут сопровождать ударом (хлопаньем) по плечу — типичным мужским, фамильярным жестом, свойственным дружелюбному, радостному приветствию. Например: «Мир на стану… — проговорил я стереотипную охотничью фразу, вступая в полосу света, падавшего от костра, и только хотел ударить приятеля по плечу, но вовремя удержался — это был совсем не он, а какой-то незнакомый молодой человек в крестьянской сермяжке, плисовых шароварах и в мягкой пуховой шляпе на голове».

Чтобы быть вежливым, герой здоровается так, как принято у охотников, то есть говорит на их языке.

У Мамина-Сибиряка встречаются и контекстуальные, речевые способы выражения приветствия: «Откедова господь несет, родимый мой? -заговорил сам Потап, из вежливости поднимаясь с корточек. — Куды девал товарища-то? — А разве он не приходил?»

Из приведенного фрагмента видно, что Потапа вовсе не интересует, откуда пришел человек, поэтому разговор сразу же переходит на другую тему. Речевой акт просто выполняет функцию «поглаживания». Жест, сопровождающий речевой акт, предполагает разговор на равных.

«Ах, это вы… — здоровался Блескин, оглядывая меня из-за своих очков. Давно ли в наших краях?» Речевой акт в этом отрывке сопровождается жестом, вьфажающим недоверие, выжидание. Это вполне объяснимо, так как, несмотря на то, что герои хорошо знакомы, прошел «год бесцветной… жизни». Просьба

Просьба — это побудительное речевое действие, поэтому выражается она чаще всего повелительным наклонением глагола. Вот как просьба звучит у Мамина-Сибиряка: «Уж ты, Иван, как хошь, а ослобони нас от Дуньки… -заговорил Кондрат из-за спины Гаврилычей».

Просьба может выражаться и в более категоричной форме: «Рубцов… засмеялся и подал старику в окно целую бутылку водки. — Всю мне, Михал Павлыч? — изумился Потап, не решаясь принять свалившееся с неба сокровище. — Всю… да, пожалуйста, убирайся к черту на хвост, надоел!.. Потап сунул бутылку за пазуху и сначала бегом побежал через прииск к своему балагану, но вернулся с полдороги и скрылся где-то в кустах».

К просьбе в широком смысле можно отнести и вопрос о разрешении что-либо сделать. Например: «Позвольте отрекомендоваться: Михаил Павлыч Рубцов и Петр Гаврилыч Блескин, студенты казанского университета… Просим любить и жаловать».

В примере использован официальный вариант просьбы, но официальность сглаживается ироническим замечанием «просим любить и жаловать».

Просьба демонстрирует вежливое, уважительное отношение к собеседнику: «Можно заночевать у вас? — спросил я из вежливости, устанавливая свое оружие к балагану. — Заночуй, коли глянется… — отвечал Потоп, мигая с особенной любезностью…» Извинение

Для этикетно-речевого жанра извинения характерно следующее: адресат оценивает поведение говорящего как отрицательное и предполагает, что другой участник ситуации ответственен за его отрицательное состояние. Согласно этикету, говорящий, ставший инициатором негативного действия, должен извиниться: «Попище, прости ты меня, ради Христа, — вдруг взмолился гордый кургатский барин и даже повалился попу Андрону в ноги. — За все заплачу, озолочу тебя, ну, помиримся».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: