Причины исчезновения деревень
Революции и народные волнения не оставляли Башкирию со времён её вступления в состав Российского государства в XVI веке. Народные бунты, крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва, а затем стачки, забастовки и организованные выступления рабочих в 1905—1907 гг. — всё это подготовило почву к активному участию жителей региона в дальнейших бурных революционных событиях.
Стоит отметить большинство бунтов и восстаний происходили вокруг идеи создания Башкирской национальной автономии в составе России. Последняя попытка была предпринята в 1917 году, а в 1919-м появилась Башкирская Советская Республика. С этого момента судьба многих деревень края была предрешена. Борьба новой власти с частной собственностью, коллективизация крестьянских хозяйств, бурный рост нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, сопутствующее развитие тяжёлой промышленности и машиностроения стремительно — меняли облик региона. Многие сёла недосчитались жителей, погибших на фронтах Первой мировой, в суровые годы революции и Гражданской войны. Ещё больше подорвало жизнь башкирской деревни грозное время Второй мировой войны: на фронт из республики ушло более шестисот тысяч человек. При этом из европейской части страны в тыловую Башкирскую АССР были перевезены десятки фабрик и заводов, для которых тоже требовалась рабочая сила — нужно было налаживать поставки продукции на фронт. После войны в республике стали развиваться нефтедобыча, строительство, промышленность и сельское хозяйство, но облик села уже необратимо изменился. Развитие промышленности привело к оттоку населения даже из самых старых поселений, казалось бы, навечно вросших корнями в эту землю.
Исчезнувшие деревни Башкортостана
В республике насчитывается около сотни опустевших селений, большей части из которых уже нет и на географических картах. А ведь многие деревни Башкортостана славятся далеко за пределами своих районов! Какие тайны хранят деревни и земли Башкирии? Самые интересные из них:
● деревня Чандар Нуримановского района — здесь обнаружили каменную рельефную карту местности, выполненную с высокой точностью не менее 50 миллионов лет назад;
● Нарыстау Миякинского района — вода родника, бьющего из подножия местной горы, считается целебной, к нему едут люди со всей России;
● Ахуновские менгиры Учалинского района — башкирский Стоунхендж: возраст обнаруженных при раскопках камней измеряется столетиями, а об их назначении до сих пор спорят учёные;
● Мавзолей Турухана в Чишминском районе — каменное здание, построенное в XII веке во времена татаро-монгольского ига, одно из самых древних подобных сооружений на территории России;
● совхоз «Стерлитамакский» — место падения в 1990 году Стерлитамакского железного метеорита; сейчас небесное тело хранится в Уфе, в Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН;
● Капова пещера, Шульган-Таш, Бурзянский район — здесь были обнаружены наскальные рисунки 18-тысячелетней давности.
Пусть же пример возрождения старейшего села Башкортостана — Николо-Берёзовки — станет доброй надеждой и для других сёл республики.
История старейшей деревни
Николо-Берёзовка — знаменитое село, стоящее на границе сразу трёх регионов: Башкирии, Удмуртии и Пермского края. Оно основано за 24 года до начала строительства первой местной русской крепости, Уфимского острога – будущей столицы Уфы. Село некогда являлось крупнейшим портом на Каме, народным центром православной жизни края.
Руины особняков Большой Купеческой улицы впечатляют до сих пор — некогда богатые постройки ветшают год от года. Улица стала памятником катастрофы начала ХХ века: Гражданской, раскулачивания, «борьбы с вражеским элементом», репрессий и расстрелов.
Директор местного историко-краеведческого музея при Троице-Никольском храме Елена Неженская рассказывает, что вплоть до революции к пристаням Николо-Берёзовки причаливало множество судов, как грузовых, так и пассажирских. Путешественники и паломники прибывали издалека. Дважды село посещала сестра императрицы Александры, Елизавета Федоровна. Великую княгиню привлекла история чудесного явления команде купцов Строгановых иконы Николая Чудотворца. По легенде купеческие суда, проходившие по реке, остановились и не трогались с места, пока команда не вышла на берег и не увидела на берёзе небольшую икону святого. Помолившись перед ней, путники вернулись на суда и с лёгкостью продолжили свой путь. Вскоре после этого обретения иконы на месте её явления был основан Троице-Никольский храм. Год его основания — 1550-й — стал считаться и годом основания села. Обретённая икона, снискавшая славу чудотворной, хранилась в храме все эти годы, откуда была украдена уже в советское время.
На фото — посещение Великой Княгиней храма в Николо-Берёзовском.
Неудивительно, что этот оплот состоятельной купеческой жизни и место духовного паломничества привлёк особенно пристальное и недоброжелательное внимание новой власти, а попытки большевиков национализировать и реквизировать богатства жителей деревни, самого большого православного храма Башкирии и Камско-Берёзовского монастыря, также располагавшегося в селе до революции, были встречены самым ожесточённым отпором. В итоге Николо-Берёзовка стала не только местом боёв, но и средоточием подлинных личных трагедий.. Жительница села Людмила Клещёва — потомок местного купеческого рода
О своей ближайшей родне она знает только из рассказов бабушки и архивных документов. В семье произошла драма, для которой печально известное выражение «Брат на брата, сын на отца» стало пророчески-роковым. Родных братьев — купца Ивана и менее зажиточного Александра Сюткиных— революция развела во враждующие лагеря. Иван вступил в ряды армии Колчака, вместе с её отступающими частями попал в Японию, из которой хотел, но так и не смог вернуться в родное село. Его семья была признана «врагами пролетарского народа». Жена Ивана Сюткина спаслась чудом, бежав из деревни вместе с маленькой дочерью. Проживший много лет в доме брата Александр примкнул к красным, а его сын стал первым пионером Николо-Берёзовки.
Жительница села Людмила Клещёва — потомок местного купеческого рода. О своей ближайшей родне она знает только из рассказов бабушки и архивных документов. В семье произошла драма, для которой печально известное выражение «Брат на брата, сын на отца» стало пророчески-роковым. Родных братьев — купца Ивана и менее зажиточного Александра Сюткиных— революция развела во враждующие лагеря. Иван вступил в ряды армии Колчака, вместе с её отступающими частями попал в Японию, из которой хотел, но так и не смог вернуться в родное село. Его семья была признана «врагами пролетарского народа». Жена Ивана Сюткина спаслась чудом, бежав из деревни вместе с маленькой дочерью. Проживший много лет в доме брата Александр примкнул к красным, а его сын стал первым пионером Николо-Берёзовки.
В домах раскулаченных купцов разместились учреждения и общественные заведения — больница, педучилище, детский дом. В особняке, занятом детдомом, даже нашли клад — воспитанники отыскали спрятанное прежним хозяином столовое серебро. Отобранные у прежних владельцев дома один за другим пустели — учреждения закрывались или меняли адреса, жители села перебрались из «барских коммуналок» в новые жилища, оставляя разорённую историческую часть опустевшей.
Восстановление исторической части старейшего поселения Башкортостана началось недавно — часть особняков реконструируется на бюджетные и частные средства, началась программа по обустройству набережной, а в 2020 году Николо-Берёзовка получила федеральный грант на развитие.
Единственные жители Субхангулово и Вознесенки
Жители Субхангулово и Вознесенки — последние в своих деревнях. Посёлок Вознесенский был основан в 1893 году, первыми его жителями были крестьяне-вятичи. Вознесенка расположена очень удачно, совсем недалеко от Уфы — до столицы отсюда меньше ста километров. Неудивительно, что опустевшее село облюбовали дачники; в округе вовсю ведётся частное строительство. А вот в самой деревне осталась одна-единственная местная жительница — Мария Константиновна. По её словам, в 1920 году в селе было 75 дворов, почти 400 жителей и колхоз, с развалом которого люди начали покидать село.
Кинъягул-бабай не знаком с Марией Константиновной, но их, как и их сёла, отделённые друг от друга сотнями километров, объединяет одно: он тоже единственный житель своей деревни. В расположенном недалеко от Белорецка родном селе Кинъягул-бабай прожил всю свою жизнь. И если Марию Константиновну время от времени посещает лечащий врач, а летом рядом с ней живут дачники, то Кинъягул-бабая жители Белорецка и его окрестностей не зря прозвали лесным отшельником — дорогой к Субхангулово они не пользуются последние лет тридцать. Вся связь отшельника с внешним миром происходит в одностороннем порядке — по радио. Покидать родной дом, построенный ещё его дедом, Кинъягул-бабай не собирается — об этом он заявил переписчикам, добравшимся до его избушки во время Всероссийской переписи населения 2018 года.
Судьба Субхангулово не слишком отличается от Вознесенки: в 1960 году закрылась лесозаготовительная артель. Люди, лишённые работы и заработка, стали уезжать. Уговаривали уехать и Кинъягул-бабая, но он отвечал одно: «уеду — не станет деревни». Так и хранит уважаемый Кинъягул-бабай память о родном селе и деде, построившем родовой дом сто пятьдесят лет назад. Родственники заботятся о нём: племянник доставляет продукты и батарейки для радиоприёмника. Летом пешком, зимой на лыжах — чтобы добраться до дяди, ему приходится пройти около 20 километров.
А вот Марию Константиновну навещать зимой некому. Она собирается продать дом дачникам и переехать в Уфу — оставаться одной каждую зиму все труднее и страшнее.
Легенды по Святую Платониду
Основных легенд — четыре:
Первая
Много — много лет назад из села Краснояр ушла молодая женщина по имени Платонида и обрекла себя на затворничество и одиночество среди дикого леса. Прожила она у чистого лесного родника до конца своих дней. Долгие годы Платониде удавалось сохранять силы и здоровье.
После смерти Платониды к ее могиле началось настоящее паломничество. Родник, у которого проживала Платонида, стали почитать чудодейственным.
Вторая
Девушка из зажиточной крестьянской семьи полюбила парня – пригожего да бедного. Сама была киржачка, а он – православный. Только отец не отдал дочь свою Платониду за бедняка замуж, решил выдать за сына богатого крестьянина. И решила девушка бежать из родных мест, с обозом на село Краснояр, чтоб не мыкаться всю жизнь с немилым.
Недоверчиво встретили жители села скиталицу, и пришлось ей уйти жить в лес. Едой лес богат, со зверьем подружилась. Постепенно угасла обида на людей, стала Платонида тайком помогать людям. Да пыталась прознать, не слыхали ли что о ее деревне, отце матери, женихе.
Жаль что не знали люди, что все это время любимый Платониды ходил по Уралу в поисках своей невесты. Побывал он не раз и рядом с тем местом, где жила Платонида. Но так не заметна была ее землянка, что юноша всегда проходил мимо. Состарился он, поседел в горьких скитаниях.
А однажды обессиленный вечным путем, присел отдохнуть на берегу речушки Ик, да не смог больше подняться, окаменел…
Прозвали люди эту окаменелость Старик–Камень.
А Платонида жила много лет на берегу речки Ик у подземного ключа. Уже давно нет Платониды а ключ все журчит и журчит оплакивая ее судьбу. Утоляет он жажду путников, и говорят люди, что стал он целебным.
Третья
По христианской легенде, жила в одной татарской семье девушка, которая решила отказаться от ислама и принять православие. Накануне свадьбы с татарином-односельчанином девушка сбежала из дома и удалилась в скит. Прожив несколько лет в женском монастыре, она получила имя Платонида и стала вести жизнь отшельницы.
Рядом с лесным скитом благодаря ее молитвам забил целебный источник. По легенде, от вторжения родственников, которые искали случая отомстить Платониде, ее охранял медведь. Впрочем, когда медведь был убит, родня застрелила женщину из охотничьего ружья, так как враги боялись подходить к ней близко.
Душа медведя превратилась в камень, ныне называемый Стариком Камнем, и по сей день охраняет источник и бессмертную душу Платониды…
Четвертая
Жила в старообрядческой семье девушка, в которой после смерти родителей начался раздел имущества. Братьев Платониды обуяла жадность, они решили поделить наследство между собой, а девушку отправили в лес на верную гибель. Через сорок лет братьев замучила совесть, и они решили замолить вину, считая свою сестру умершей. Но, приехав к скиту, где они бросили девушку много лет назад, родственники нашли ее в полном здравии.
Более того, женщина была красива и молода, как много лет назад, так как она пила и умывалась из целебного источника. Простила она своих братьев, но осталась жить с своем ските, где умерла через много — много лет, схоронив повинившихся своих братьев неподалеку от своего жилища…
Все известные легенды говорят о чудотворных свойствах источника Святой Платониды: если поклониться на могиле Платониды и окунуться в ледяную воду чудотворного источника, то можно избавиться от многих болезней.
Вода в источнике очень холодная даже в летнюю жару, неприятных привкусов в воде нет, считается, что вода не портится очень долгое время.
Уникальные лечебные свойства источника связаны с находящейся в нем большой концентрации растворенного в воде газа радона.
В зависимости от условий, радон может оказывать на человеческий организм как негативное, так и целебное воздействие. В виде радиоактивного газа радон даже в минимальном количестве может привести к серьезным заболеваниям. Но растверенный в воде (как в источнике Платониды), радон оказывает противовоспалительное и обезболивающее действие, улучшает обмен веществ, благотворно влияет на сердечно-сосудистую и половую системы, нормализует сон.
Радоновыми ваннами удачно лечат кожные и нервные заболеваниях, подагру, болезни кровообращения. Прием радоновой воды внутрь отлично лечит заболевания органов пищеварения.
Гора Нарыстау
Гора Нарыстау — это одна из культовых достопримечательностей Республики Башкортостан и священное для мусульман место. Его название происходит от слов «норыс», что на башкирском языке означает «возвышенность или холм», и «тау» — «гора». Расположен уникальный объект в 2 часах езды от г. Уфа, в Миякинском районе, в 5 км к югу от одноименного села.
Место паломничества представляет собой вершину, на которой находится захоронение сахабов (сподвижников и соратников пророка Мохаммеда), принесших в эти края ислам. Вместе с мечетью и священным родником у подножия холма является частью единого туристического комплекса.
История горы
Считается, что на возвышенности покоятся отец и сын: Зубаир ибн Заит и Абдуррахман ибн Зубаир. Они пришли в эти земли в 630 году, как первые исламские проповедники. Такой версии придерживается местное сообщество мусульман, которое опиралось на откровения своего духовного наставника, одного из потомков пророка Мохаммеда — шейха Назима Аль Хакади
Именно он призвал огородить это место и оказать достойное внимание и почести захоронениям
Существует и другая версия, согласно которой на священной горе похоронен легендарный богатырь Идукай (Эдигей или Идигей) — темник Золотой Орды конца XIV — начала XV вв. Его героические подвиги в борьбе против хана Туктамыша отражены в народном эпосе «Идукай и Мурадым». Является родоначальником древних княжеских родов Юсуповых и Урусовых. После гибели Эдигея дело продолжил его сын Мурадым (Нур ад-Дин Батыр-бий). Его могила расположена на вершине соседнего холма, о чем свидетельствует сооружение из камней.
По словам старожилов, еще в начале прошлого века, чтобы поклониться могилам сахабов, к горе съезжались люди из разных уголков Средней Азии. Добирались на верблюдах, ишаках и даже пешком. Паломники останавливались рядом с источником и совершали религиозные обряды (жертвоприношение, раздача милостыни, чтение молитвы).
Гора Шунут, Шунутский горный массив
Вместе с окрестными лесами занимает площадь 3620 га. Сам горный массив с венчающей его скальной грядой возвышается в центре Коноваловско — Уфалейского хребта, образующего в этой части Среднего Урала главный водораздел. Хребет вытянут в северо — восточном направлении и отделяет бассейн реки Уфы от бассейна реки Чусовой.
Вся горная местность сильно расчленена реками и речушками, глубина вреза некоторых из них достигает 100 — 150 метров. Общая длина вытянутой в меридиональном направлении величественной скальной гряды Шунута 5 км., высота скал 25 — 40 метров с запада, 60 — 70 метров с востока.
Это одно из значительных и очень живописных обнажений горных пород на Среднем Урале. С разных точек осмотра очертания скал весьма причудливы. С самой верхней из скал Шунута открываются бескрайние дали лесов и гор, голубые просторы озер и водохранилищ.
Гора Шунут (726 м.) сложена очень древними массивно — кристаллическими породами. Наиболее прочные породы состоят из кварцитов и рассланцеванных кварцито — песчаников большой модности (объема) с вкраплениями крупногалечниковых конгломератов. Породы эти серого, реже белого цвета, на фоне зелени хвойных лесов выделяются ярким пятном…
Ближайшие интересные места
1
1.3 км
Озеро Аушкуль
Пресное озеро тектонического происхождения, расположенное Учалинском районе Республики Башкортостан. Ближайший населенный пункт — деревня Старобайрамгулово (неофициальное название — Аушкуль), находящаяся на одном из берегов водоема. По данным переписи населения за 2010 год 281 человек проживает в населенном пункте. Озеро Аушкуль находится в бассейне реки Уй. Река интересна тем, что она заканчивает свой …
5
7.9 км
Хребет Нурали
Хребет Южного Урала, один из нескольких, входящих в горный массив Башкирии, расположен в Учалинском районе Республики Башкортостан. Хребет Нурали примечателен тем, что на его склонах берет свое начало река Миас, приток Шерамбай и приток реки Уя. С башкирского название «нурлы» переводится как «светлый». Свое название хребет «Светлый» получил не только благодаря цвету пород, из которых он …
4
18 км
Исток реки Урал
Река Урал является одной из самых протяженных рек в Восточной Европе. По своей протяженности Урал уступает только таким большим рекам, как Волге и Дунаю. Река Урал имеет множество притоков, поэтому точное местоположение истока указать сложно, но самый северный исток реки находится у подножия (в 3,5 км юго-западнее вершины) горы Круглая Сопка. Она является частью горного хребта Уралтау (Алабия) Республики …
1
23.5 км
Храм Святого Апостола Андрея Первозванного
В Челябинской области расположен небольшой поселок Ленинск, датой основания которого считается 1824 год. Местом основания поселка считается Царёво-Александровский прииск, который получил свое название в честь императора Александра I. Сразу после основания поселка в нем побывал даже сам император. Тогда же на территории прииска обнаружили самый крупный в России самородок из золота, получивший название …
Загрузить еще
Туристическая база «Нарыстау» — Святой источник «Изге-Гали» – гора «Нарыстау»
Местоположение базы отдыха можно назвать уникальным – единственная база в шаговой доступности от святого, целебного источника Изге Гали (Святой Гали).
С одной стороны пруд с другой гора «Нарыстау», где захоронены два из трех сахабов — учеников и сподвижников Мухаммеда, которые отправились на земли башкир в 630 году по велению самого пророка Мухамеда. Один из них Зубаир сын Заита, другой Абдрахман сын Зубаира. На горе установлен мемориальный комплекс со стеллой.
У подножия построили мечеть и домик под купель, разделенную на две половины, женскую и мужскую. Поговаривают, точнее утверждают об исполнении искренних(благочестивых) желаний, даже есть определённый ритуал!
Программа тура:
Встреча группы
Автобусный переезд до д. Ильчигулово
Посещение целебного источника Изге Гали. Желающие могут набрать целебной воды.
Подъем на гору Нарыстау к захоронениям сахабов
Обед на туристической базе «Нарыстау» (за дополнительную плату)
-
Положение о министерстве туризма и оздоровительных курортов ставропольского края
-
Озеро ястребиное отдых с палатками
-
Отели бургаса с собственным пляжем
-
Отдых с палатками в дубне
- Дом отдыха бекасово карта гостя
Гора Большой Иремель
Иремель – вторая по высоте гора Башкортостана. Издревле она считалась священной для башкир, и в настоящее время гору часто посещают любители эзотерики и необычных явлений. Иремель находится на стыке Башкирии и Челябинской области, представляет собой две вершины, называемые Большой и Малый Иремель.
Фото: Хафизов А.
Сами вершины и окрестные места очень живописны, тут разнообразная природа от смешанного леса и южной тайги до альпийских лугов и каменного курумника. У подножья горы берёт своё начало река Белая (это самая длинная река Башкортостана, которая впадает в Каму на территории Татарстана). По башкирским легендам Иремель является местом обитания богов и духов, которым в древности приносили языческие жертвы, поэтому гору могли посещать только жрецы и старейшины племен. Также существуют легенды о больших пещерах внутри горы, якобы там обитает племя чудь, которое ушло под землю много веков назад.
В настоящее время гору посещают туристы любых возрастов, добраться сюда можно через поселок Тюлюк, откуда на вершину ведет проторенная тропа.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Гора Ауштау, родник Аулия
На Южном Урале в Башкирии находится красивая гора Ауштау, расположена она всего в 15-20 километрах от Челябинской области Гора эта невысокая, но про неё сохранилось множество легенд и преданий. У подножья горы бьет святой ключ, который называется Аулия, и который почитается местными жителями.
Фото: Хафизов А.
Самая известная здесь местная легенда об «Аулие» (о святом Рамазане).
В этот край приходили мусульманские проповедники, то были случаи, когда их преследовали и даже убивали. Так случилось и на этот раз, когда святой (аулия) Рамазан с караваном путешествовал по этим краям, и проповедовал среди башкир Коран и учение Мухаммеда. И именно в этом месте местным жителям не понравились новые религиозные догмы, они напали на путешественников и убили Рамазана и его друзей.
Рамазану они отрубили голову, но тут случилось чудо – святой взял отрубленную голову в свои руки, а потом поднялся с ней на вершину горы Ауштау.
Местные люди с большим изумлением поднялись за Рамазаном на гору, и там увидели, как над телом святого человека летали белоснежные ангелы. Так они получили свыше подтверждение, что Рамазан был святым человеком и проповедовал Всевышнего.
После свершившегося чуда у подножья горы Ауштау забил святой родник Аулия.
Тогда башкиры, чтобы загладить свою вину перед Богом, и чтобы не быть наказанными, с великими почестями похоронили святого на вершине горы Ауштау. Почитаемым с тех времен стал источник с чудотворной водой. Эта вода очень богата полезными минералами, она излечивает многие болезни и недуги приходящих сюда странников.
Предыдущие статьи вы можете прочитать здесь:
Топ-5 самых крутых «инстамест» в Татарстане: от вида на Камское море до «Шатер-горы»
В республике Башкортостан есть свои интересные и древние святыни. В древности башкирские племена были почитателями культа Тенгре – бога неба, этот культ был очень распространен среди кочевых тюркских племен. Но уже в 12-13 веках ислам стал проникать на башкирскую землю, стали появляться мусульманские проповедники. В Башкирии много памятных и почитаемых мест, которые связаны с первыми имамами и проповедниками.
Отчасти, священные места связаны с захоронениями святых людей и имамов, которые много потрудились на ниве распространения магометанства (мавзолеи и могильники).
Некоторые сакральные места башкир были почитаемы еще в языческую эпоху, но с приходом ислама – эти места так или иначе стали почитаться уже с точки зрения мусульманской религии, хотя некоторые древние культы на территории Башкортостана сохранились до сих пор. Также башкиры и местные народы почитают некоторые географические объекты, к ним относятся горы и холмы (шиханы), священные источники и родники, а также некоторые озера. Про эти объекты мы также укажем в этой статье.