Средние Тимерсяны
Село расположено на р. Тимерсянке в 17 км к северо-западу от районного центра. О времени основания села документальных данных нет, но можно полагать, что оно было основано ранее Симбирска (1648), во время усиленного освоения Дикого поля. Название села чисто чувашское. Местные краеведы связывают его с чувашским словом тимёрсё — «кузнец» и полагают, что название села связано с чувашским личным именем Тимёрсын (в русском написании — Тимерсин) — «стойкий человек», «несгибаемый человек». По народным преданиям, одного из основателей села по имени Няга люди называли Тимёрсын. Вероятно, это имя было присвоено ему за личные достоинства. Первоначально поселение называлось Большие Тимерсяны, потом Старые Тимерсяны.В 1872-74 гг. учителем в Среднетимерсянской школе работал А.В. Рекеев — первый ученик И.Я. Яковлева.Село полностью электрифицировано, газифицировано, проведен водопровод, улицы заасфальтированы. Функционируют Дом культуры, музей, библиотека, детский сад, отделение связи, аптека. Открыт памятник 143 односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне. Имеется регулярное автобусное сообщение с райцентром. На начало 2007 г. в селе насчитывалось 837 чел. и 302 хозяйства, преимущественно чуваши.Родина Героя Советского Союза Егора Терентьевича Воробьева, Героя Социалистического Труда Василия Кузьмича Пирогова. Неподалеку от села расположены памятники археологии: в 2 км к югу от села находится курганная группа «Средние Тимерсяны», в 2,8 км к северо-западу — курган «Средние Тимерсяны», датированные предположительно II тыс. до н. э. — I тыс. н. э.
История села
Предпосылкой для написания истории села Урга стало место, которое расположено в пяти километрах к северо-западу нынешнего селения. Одна из версий, которая сохранена в народных преданиях, гласит, что три семьи, отправились с территорий Волжской Булгарии, после того, как она была разгромлена Ордой, это случилось в начале 14 века, в районы Черного леса.
В 1621 году 17 века в названных местах появился Абыкай Баткаев вместе с Аип-Гильде Искандеровым, который имел статус служилого человека, получает в этом месте землю, после чего занялся расширением имеющегося селения и основанием его заново. В 1621 году он именуется как Абыкай Баткваев в Писцовой книге Имзинского стана Курмышского уезда, а в 1623 году уже Ивакай Бокаев. Отсюда возникло наименование селения – Бокаево или по другим источникам Ивакаево.
В того же время, некоторое количество жителей Бакаева испугались возможности насильственной христианизации, ушли на другое место жительства, которое находилось по близости реки Урге, которое находилось в пяти километрах от прошлого. Отсюда произошло возникновение мусульманской деревни, которая некоторое время имела наименование Бакаево, после она стала называться Урга.
Рассмотрим некоторые объяснения данного названия: «йорга» — что в переводе означает искристая речка, тогда деревня имеет название по реке Урге, другая версия, что от слова «ур», что в переводе означает белка, это напоминает нам о фауне в данной местности.
Селение получает в дальнейшем название Усовка, после чего недолгое время считается новокрещенской деревней, но прекращает свое существование.
Во второй половине 18 века было задокументировано здесь нахождение первой мечети, которая построилась общими усилиями прихожан, их число возросло до 400, а также «указного» имама Абсидуллы Ахмярова. Верующие избрали его на эту должность Магометанским Собранием, когда ему было 26 лет, а год избрания – 1799. Его товарищем в 1816 выбрали Сафихана Себухан-кулова. Через время он станет «соборным» имамом и будет выполнять его функции.
Вторая соборная мечеть была построена в конце 50 – начале 60 гг. 19 века по желанию и за счет средств уммы. «Приговор» общества решил, что ее главой станет Мухаммет Сабер Юсипов и Абдул Садар Хуснетдинов.
Первая соборная мечеть имела своих имам-хатыбаев, их имена: Мухамят Закер Невмятуллин, дата начала службы 1874 год, Неабай (Неасбай) Мухаметонапов, его служение началось с 1876 года. Обязанностями азанчея занимался Аксян Шерафетдинов. Махалля выплачивала им денежные средства до 100 рублей каждый год. В те года Урга в сравнению с другими русскими деревнями самой обеспеченной.
Во время путешествия на юге губергии, казанским татарином было высказано следующее мнение: «Мусульманская деревня очень хорошая и богатая, это — Урга. В ней — две мечети».
Свидетельство современника от 15 мая 1885 г. появилось у нас в передаче Гациского. В 90-е гг. 19 века в результате экономического роста появилась возможность на строительство третьей соборной мечети, мулла был назван Якуб Саберов. В поселение проживали хаджи, в том числе одним из них был прадед нынешней жительницы Урги — Ильяс-бабай, которым был совершен хаджж в Мекку.
Со временем происходит смена деятелей. Помощником для муллы Аксяну Шерафетлинову первой соборной мечети стал в 1909 году его сын — Хусяин Аксянов, который исполнял функции азанчея. Он выполнял функции по сбору денег на учебный процесс в рамках мектебе, который открылся в конце 19 века. Обучение здесь было для мальчиков, подразумевавшее чтение по-арабски Корана.
1930 г. – год закрытия одной из мечетей, которая позднее переоборудована под школу. В 1931 году X. Аксянова (1879-1938) и М. Неасбаева (1867-1938) арестовали, а после сослали на три года. Во второй раз они были арестованы в один день в декабея 1937 г. Смерть их так же наступила в один день января 1938 года. Три года свободы был лишен Осман Люкманов.
1936 и 1938 гг. – даты, когда прекращают свою деятельность другие храмы, после чего были переданы под «культурные нужды» (школу и деточаг). В планах было снять минареты, а здания использовать под нужды жителей села. В результате в 1940 году был снят минарет с первой соборной мечети, само здание приспособили под клуб, вторую соборную мечеть передали под школу.
Но верующие люди собирались на намаз в частных домах. В их общине рассчитывалось более 20 человек. Руководителем был мулла Ф. Закиров, родившийся в 1888 году. На данный момент количество жителей села достигает 300 человек. В 1991 году на собственные средства жителями была возведена деревянная мечеть.
Мечеть в Урге
Село Подгорное
Село Подгорное возникло в октябре 1742 года как Подгорный редут на правобережье реки Урал. Находился он в 22 километрах от Ильинской крепости.
Автор фотографии: Роман Дикарев
Название свое село получило благодаря близости невысоких Губерлинских гор. Старожилы говорят, что раньше оно находилось на три километра восточнее, но его подмыла река Урал, что спровоцировало перенос населенного пункта на нынешнее место.
Единственной достопримечательностью села является деревянная церковь конца XIX века (1898 год). Уже достаточно давно она стоит пустая и за это время порядком обветшала. Однако для практически столетнего здания выглядит все же достаточно надежной – во многом благодаря использованным в строительстве невероятной толщины балкам.
Церковь в селе Подгорном изнутри/ Автор фотографии: Роман Дикарев
На сегодняшний день она является одной из немногих сохранившихся в Оренбуржье старинных деревянных церквей.
Старые Алгаши
Село расположено на р. Цильне в 22 км к северо-западу от районного центра Точная дата основания села не известна. Богдан Хитрово, под руководством которого возводилась крепость Симбирск, в своем донесении царю Алексею Михайловичу в 1648 г. упоминает два чувашских села на территории нынешнего Цильнинского р-на — Алгаши и Тимерсяны. Следовательно, эти чувашские поселения в здешних местах появились гораздо раньше Симбирска, с началом освоения Дикого поля — на рубеже XVI—XVII вв. По преданиям, вначале стояло на левом берегу реки, но по приказанию Ивана Грозного во время его похода перенесено на правый берег ниже по течению. На старом месте прослеживаются ямы, в которых находят старинные монеты и обломки старинной керамики. Основная часть населения – чуваши. Название – от чувашского слова «алгаж» – овраг. Село газифицировано, некоторые улицы имеют асфальтовое покрытие, действует водопровод. Функционируют Дом культуры, библиотека, аптека, отделение связи, АТС, амбулатория. В память о 327 односельчанах, погибших в Великой Отечественной войне, установлен памятник. Численность жителей на 1.01.2007 г. — 1731 чел. (в 1935 г. — более 5000 чел.), преимущественно чуваши.С.А. — родина Героя Советского Союза Николая Григорьевича Князькина. В северной части находится памятник археологии — селище «Старые Алгаши».
Село Ильинка
Ильинская крепость появилась на пограничной части России одной из первых, а в Кувандыкском районе первой. Основана она была в 1742 году.
В своей повести Пушкин назвал Ильинскую крепость Белогорской/ Белогорская крепость. Художник С. Герасимов
Известность ей во многом принес роман Александра Сергеевича Пушкина – считается, что в основе сюжета «Капитанской дочки лежат события, произошедшие в 1773 году именно в Ильинской крепости.
Один из подвижников Пугачева – А. Т. Соколов-Хлопуша – вместе с пятьюстами человек и шестью орудиями подошел к Ильинской крепости 24 ноября 1773 года и вскоре захватил ее, убив коменданта поручика Лопатина, но пощадив остальных офицеров и жителей. В следующие пять дней борьба за крепость продолжалась, однако в итоге она все же досталась Пугачеву. 29 ноября он захватил Ильинскую крепость, убив майора Заева, большую часть офицеров и более двухсот солдат, а остальных взял в плен. Солдат заставили встретить лжецаря, стоя на коленях. После этого Пугачев обратился к двум пленным офицерам – капитану Камешкову и прапорщику Воронову:
– Зачем вы шли на меня, на вашего государя?
– Ты нам не государь; у нас в России государыня императрица Екатерина Алексеевна и государь цесаревич Павел Петрович, а ты вор и самозванец.
За такой ответ пленников отправили на виселицу. Примерно те же слова произносит в ответ Пугачеву капитан Миронов в «Капитанской дочке».
Сегодня Ильинская крепость известна как село Ильинка. Главной его достопримечательностью является церковь святого Ильи Пророка. Первая деревянная церковь была построена в 1744 году, однако при захвате крепости Пугачевым она была сожжена. Нынешняя церковь была построена в конце 19 века на средства Оренбургского казачьего войска.