Грузия: казбеги

Троицкий храм в Гергети

Когда мы вылезли из автобуса, даже отсюда на вершине был виден храм Гергетской Святой Троицы. Визуально он будто парил в облаках, если учитывать расстояние до него и высоту холма, на которой он расположился — 2170 метров над у.м.

Как подняться к храму Гергети Самеба

На машине. На личном автомобиле к Троицкой церкви не подъехать, слишком крутой серпантинчик, и сама грунтовая дорога сурова. Поэтому можно не рассчитывать на попутку, в гору сможет забраться не всякая машина, а из тех, какие имели такую возможность, были все таксисты. На повороте к селу Гергети полно местных, кто предлагает отвезти к храму за 50 лари/машина (туда и обратно с ожиданием). Можно сторговаться за меньшую сумму, нам в сентябре предложили 20 лари в одну сторону.

Пешком. Большинство туристов предпочитают подниматься пешком, дешевле и потрясающие виды по пути можно пофоткать. Пешком есть две дороги:

• По грунтовке — та самая дорога, по которой поднимаются машины. По ней идти легче, но дольше (6 км).
  • Прямая тропа — подъем для более выносливых, зато короче почти в 2 раза (около 4 км).

Для лучшего представления карта (из MapsMe) подъема к Троицкой церкви в Гергети ниже (по клику открывается в полном размере):

Пеший подъем (личный опыт)

Мы выбрали второй вариант в связи с экономией времени и хорошей погодой (в дождь по такой тропе подниматься дольше и сложнее). Тропу не сложно найти, она есть на карте MapsMe, ну или ее можно найти методом опроса местного населения. По пути заодно познакомитесь с местной живностью.

В моем случае была только одна заковырка — вывихнутая нога (еще в крепости Гонио)… Для эксперимента решили пройти пешком хотя бы сотню метров вверх. Сначала, я сильно отставала, нерасхоженная коленка «подвывала» и подошва бот постоянно проскальзывала по мелким камням с песком. Зато потом, вспомнив молодость лихую (это когда я еще от зари до зари спортом занималась), приноровилась, весь упор был в основном на здоровую левую ногу, а правая выполняла роль фиксатора, чтобы кубарем не скатиться вниз. Так мы добрались до первого пересечения с автомобильной дорогой, которая змейкой шла вверх. Удобное положение для подъема найдено, дальше лучше не останавливаться. Я даже не заметила, как Андрей начал отставать.

Был полдень, самое пекло, тело взмокло уже через пять минут активности, уклон горы в 45 градусов, при таких условиях важно просто отключить мысли, можно концентрироваться на дыхании или смотреть в пустоту, и перед собой держать только цель. Мы поравнялись с двумя молодыми парнями, судя по длине высунутого ими языка, они выдохлись, и попросили у нас попить

Мы поравнялись с двумя молодыми парнями, судя по длине высунутого ими языка, они выдохлись, и попросили у нас попить. С собой был только тархун, минус этой жидкости в том, что при нагреве она становится приторно сладкой, отчего потом пить хочется еще больше, но парней это не смутило, а вот я воздержалась, мне не хотелось стоять на месте, пока «был порох в пороховницах», и мы тронулись дальше.

Мой спутник стал чаще останавливаться, а я понимала, что если встану, то потом будет намного сложнее. Ближе к вершине так и вышло, несколько раз приходилось сбавлять темп, чтобы перевести дух, странно, но колено вроде бы даже разработалось и почти не болело, однако, я все равно была осторожна. В одну из остановок я оглянулась назад, посмотреть, как высоко мы забрались, и обомлела, городок теперь была размером не больше коробки конфет, а вид какой!

Мой друг посмотрев на часы, сказал, что мы взлетели на эту вершину за полчаса, такое же время тратится при поездке сюда на машине, челюсть спустилась на уровень ниже, вот они, человеческие возможности! Я понимала, что подъем, это не спуск. Когда идешь в гору, можно пользоваться четырьмя конечностями (руки тоже в дело шли), а вот спуск… Но о проблемах будем думать по мере их поступления, надо было преодолеть оставшиеся метров 20 и увидеть своими глазами то, ради чего я так мучилась.

Устройство города

Так как главной особенностью данного края является природа, то каких-то особых привилегий цивилизованной жизни здесь нет, только самое необходимое. Город небольшой по размерам и численности населения.

Город Степанцминда у подножия горы Казбек

С главной площади открывается отличный вид на гору Казбек. Площадь украшает памятник поэту Казбеги, а неподалеку расположен родник с лечебной водой.

Из заведений в Степанцминде есть несколько продуктовых магазинов, кафе и отелей. В магазинах можно найти основные продукты питания, но цены здесь выше, чем в других регионах.

Кафе в городе маленькие, подают в них только традиционную грузинскую кухню.

Отелей и других мест для ночевки в Степанцминде достаточно.

Лучшие хинкали в Грузии

В селе, где сливаются две реки, есть несколько ресторанов. Наш гид Ираклий так давно ездит по Военно-Грузинской дороге, что знает тут все на свете. Он показал нам место, где готовят лучшие в Грузии хинкали. Их делают из мяса барашков, выращенных в экологически чистой местности (их даже кормят на «правильных» лугах, а не где вздумается). Мы и подумать не могли, насколько меняется вкус блюда, которое от начала до конца сделано вручную!

После обеда заехали на минеральный источник. В лучах солнца его вода напоминает поток жидкого золота. Она совсем не похожа на знаменитые «Боржоми» или «Набеглави» – стоит попробовать.

Храм Гергетис Цминда Самеба (Гергетская Святая Троица)

Первым делом наш взгляд приковал выступ «на краю земли», хотя бы ради этого малюсенького природного плато (а точнее ради того, что мы с него увидели) стоило сюда подняться. Я ощущала себя одним из тех орлов, которые в 200 метрах ловили восходящие потоки воздуха, как бы зависая над всем этим ландшафтным великолепием. Где-то далеко внизу, укутавшись в уютные объятия гор, виднелся небольшой поселок Казбеги, где нас высадили с маршрутки буквально полчаса назад.

Точное время строительства храма неизвестно, он был упомянут еще Лермонтовым в своей поэме “Демон”, как “церковь на крутой вершине…”. Центральный вход был явно где-то с другой стороны, так как мы продирались через узкие ходы и лазы.

Перед входом в храм, я увидела угол с разбросанной одеждой и табличка «for woman». Я выбрала первую попавшуюся безразмерную юбку до пола, и платок. Такому виду очень порадовался фотоаппарат.

Внутри церкви очень все просто: свечи и нельзя фотографировать, это в принципе и невозможно из-за кромешной тьмы. Мы вышли и отправились изучать территорию Троицкой церкви.

Все путешественники поднимаются на гору не из-за самого храма, а из-за видов. Вот и мы сейчас стояли на вершине, за спиной простирались волнообразные всех оттенков зеленого цвета холмы, уходящие в бесконечное голубое небо над головой.

Впереди простиралась стена из величественных гор, где под ними бежала голубая змейка Терека. Именно здесь ощущаешь какую-то не только внешнюю, но и внутреннюю бесконечность. Фото мы, конечно, тоже сделали, но ни одна фотография, картина или рисунок, не передадут того, что я увидела глазами. Мне кажется, я начинала понемногу привыкать к высоте.

Группы туристов ехали куда-то дальше по плоскогорью, то ли к водопаду, то ли к развалинам. Меня, конечно, тянуло двинуться в ту же сторону, но нам пора в Тбилиси. Немного перекусив, мы полюбовались пейзажем и отправились в обратный путь. Общим решением было принято, что снова попробуем спуск по прямой тропе. Спуск прошел более или менее нормально.

Поплутав немного по деревенским тропам, мы нашли выход к шоссе. Навстречу попалось пара пожилых мужчин, на истинно английском языке они в шутку спросили, не видели ли мы их старушек, которые уехали на гору ещё утром, поэтому двум пожилым друзьям пришлось гулять в одиночку.

Климат

Степанцминда располагается в горном районе, поэтому климат влажный. Здесь часто выпадают осадки, стелется туман и дует ветер. В суровом горном климате, березы и хвойные деревья растут невысокие.

Яндекс.картинки

Зима мягкая с устойчивым снежным покровом, температура в январе -5 гр. Лето теплое до +25 гр., влажность до 72%.

Погода в казбегском районе переменчивая, меняется каждый час. Может пройти ливень, а затем небо проясняется. С середины осени и до середины весны, как повезет с погодой. Иногда бывают оползни, заторы из-за ливней, участки дороги перекрыты на день или два. С ноября по апрель нужно ориентироваться на информацию о погоде с местных сайтов. Июль и август – лучшее время года. В остальное время довольно холодно. Теплая одежда нужна даже в летний период. Весной и летом – куртка с капюшоном, штаны, майка, толстовка и спортивная обувь. Зимой – теплая куртка, ботинки, штаны.

Казбеги в Грузии – небольшой городок, но выглядит очень современно, с обширным разнообразием развлечений и услуг. Но все же это поселок, где можно увидеть обычную сельскую жизнь, поэтому, можно съездить на один день и вернуться в Тбилиси. Городок один из самых посещаемых русскими туристами, природные виды остаются в памяти надолго.

Коротко о Степанцминде

Степанцминда (старое название Казбеги) представляет собой небольшой поселок городского типа. Расположен у подножья горы Казбек на высоте 1700 метров. Находится недалеко от границы, поэтому российские туристы здесь частые гости.

Название Казбеги поселок получил в честь жившего в нем дворянина Габриела Казибега. Первоначальное название Степанцминда, которое недавно вернули поселку, связано с монахом Степаном, который спас жителей, предупредив о сходе лавины.

В Казбеки намного холоднее, чем, к примеру, в грузинской столице. Средняя температура зимой держится на уровне -5 градусов, лежит снег. Летом воздух редко прогревается выше 14-16 градусов. Поэтому, планируя сюда поездку, стоит взять с собой теплые вещи. Лучшее время для посещения Казбеги – это лето, поздняя весна или ранняя осень.

Горный чистый воздух благоприятен для лечения болезней органов дыхания. Рядом с поселком расположены несколько бальнеологических курортов (в поселке Сиони).

Сам поселок не представляет ничего примечательного: частный сектор, небольшие продуктовые сельские магазинчики. Цены на продукты и жилье выше, чем в Тбилиси.

В форме поиска ниже вы можете посмотреть стоимость авиабилетов:

Туризм в Казбеги – памятники

Военно-Грузинскую дорогу из Владикавказа в Тбилиси можно назвать первым памятником, который встретится Вам в северных воротах туристической Грузии. Она как раз проходит через регион Казбеги – живописно и извилисто стелется по долине Терека, пересекает горы по Дарьяльскому ущелью, потом поднимается к Крестовому перевалу и спускается в долину Арагви, а потом по реке Кура подходит к Тбилиси.
Арка дружбы народов России и Грузии была построена в 1983 году, к двухсотой годовщине Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией. Ее окружает панно из мозаики, на котором изображены исторические события Грузии. Рядом находится обзорная площадка, с которой открываются головокружительные виды на окрестности.

В центре Степанцминды возвышается памятник, посвященный грузинскому писателю Александру Михайловичу Казбеги (1848—1893).
В селах Гергети и Паншети рядом с Степанцминдой находятся сторожевые башни, силуэты которых видны с дороги. Подобная башня сохранилась и в селе Сиони недалеко от Сионского храма. Когда-то подобные башни располагались по всей территории страны, и из каждой из них было видно хотя бы одну другую (а то и несколько) для оповещения населения о грозящей опасности или передачи информации условными сигналами – зажженными факелами.

Степанцминда – самый яркий и таинственный уголок Грузии

История

Тем не менее, Гавриил, сын Казибека Чопикашвили, местного главы, был положительно настроен к новой власти и помог им подавить восстание грузин. После чего, он взял имя своего отца – Казибек —  и стал управлять этим селением. А император, в честь победы, присвоил ему звание офицера Российской армии.

Интересно! Внуком Гавриила Чопикашвили был знаменитый грузинский писатель – Александр Казибег, который родился в этом поселке. Он стал одним из ярчайших представителей критического реализма грузинской литературы.

В 2007 году, поселению вернули исторической название Степанцминда. Однако, на многих маршрутных такси можно увидеть табличку с названием «Казбеги».

Расположение

Степанцминда располагается у подножия одной из самых высоких вершин Кавказского Хребта – горы Казбек. Его высота составляет — 5033 метра над уровнем моря. Для сравнения, высота Эльбруса – 5642 метров.

Итересно! В Грузии гору Казбек называют Мкинварцвери. С их языка это переводится как «ледяная вершина. А в Осетии вершину называют «Урсхох» — «белая гора». А кабардинцы величают Казбек «Малым Эльбрусом».

Стоит также отметить, что мимо Степанцминды проходит Военно-Грузинская дорога. Этот путь был проложен еще в XIX веке. Ее длина чуть более 200 км. Дорога начинается с Владикавказа (Северная Осетия, РФ – прим. автора) и заканчивается в Тбилиси, столице Грузии.

Интересно! Степанцминда – практически первый пункт на этой дороге, который находится на территории Грузии. Это село отделяет от контрольно-пропускного пункта на границе всего лишь 12 км. А до грузинской столицы остается лишь 150 км.

Климат

Территория вокруг Степанцминды удивительно живописна. Помимо горной вершины Казбек, здесь протекает древняя речка Терек. Она охватывает два государства и девять административных округов: 7 в Российской Федерации и 2 в Грузии.

Растительности в районе Степанцминды немного. В основном, преобладает лиственные и хвойные деревья (березы, пихты, сосны и т.п.). Все из-за сильных горных ветров.

Более того, так как селение располагается в горной местности, частые осадки здесь – снега. Однако зимы мягкие, а температура в среднем держится в пределах -5 градусов. Лето отличается умеренно теплым климатом. Средний показатель температуры в августе +14 градусов по цельсию.

Горный, чистый воздух и преобладающее количество солнечных дней – идеальное сочетание для профилактики и терапии различных заболеваний органов дыхания.

На территории Казбеги есть также лечебные источники с минеральной водой. Там же работает завод по розливу это целебной воды. Название она получила в честь бывшего имени селения – «Казбеги».

Дарьяльское ущелье

Рекомендовать место

На первом километре Дарьяльского ущелья находится замок Тамары, на втором километре отходит Кистинское ущелье, из которого в Терек впадает река Кистинка.

На четвертом километре находится Гвилетский мост, где шоссе переходит на левый берег Терека и идет дальше по направлению к селу Казбек.

Высота наиболее низкой части Дарьяльского ущелья примерно около 1268 м., а Гвилетского моста — 1404 м. Расстояние от Гвилетского моста до села Казбек 8 км, а с подъемом на 306 м.

В замке Тамары находятся остатки защитных сооружений Дарьяльского прохода, воздвигнутых в первые века нашей эры (II—III в.), а скала, на которой он расположен, поднимается над Тереком почти на 60 м. и находится в начале ущелья. Сохранилась так же западная башня, остатки стен толщиною в 1—2 м. и высеченный в них сводчатый проход.

Первым строителем их считается иверийский царь Мирван из династии Небротидов, живший за 150 лет до н.э.

Река на всем протяжении Дарьяльского ущелья течет с большой силой, в конце XVIII в. проезд по дороге через ущелье стал опасен для людей, особенно зимою, когда все в снегу и лишь воткнутые шесты указывали путнику дорогу, по которой он должен следовать.

В I веке до нашей эры ущелье было перегорожено высокой стеной с железными воротами. С севера и востока, откуда ожидалась самая большая опасность, крепость была неприступна из-за природной крутизны скалы, с запада к ней можно было подойти по перешейку, соединяющему скалу с соседней горой. Впоследствии его перегородили высокой стеной и огороженную территорию превратили в дополнительную площадь крепостного двора.

Стоимость развлечений и услуг

Двухдневный тур, во время которого вы увидите Гвелетский водопад и Гергетскую церковь, обойдется вам в среднем 85 долларов на человека вместе с услугами экскурсовода, трансфером из столицы Грузии и перемещением на автомобиле по Казбегскому району. Дополнительные расходы включают стоимость бензина, проживания и питания. В результате, за двухдневное путешествие вы заплатите приблизительно 130 долларов с одного туриста. Если вы хотите посетить Гергетскую церковь и доехать до нее на автомобиле из райцентра, то вам придется выложить за поездку от шестидесяти до восьмидесяти лари. Сто лари обойдется вам поездка на автомобиле с посещением церкви и Гвелетского водопада. Пешая прогулка с экскурсоводом от Гергети до церкви будет стоить тридцать лари с человека. Групповой поход на Казбек с сопровождающим обойдется от шестисот до семисот евро.

Конные прогулки по району стоят от ста до двухсот долларов. За двести долларов вас довезут на лошади до метеостанции. Поехать в Джуту, которая находится в двадцати километрах от райцентра, или к ущелью Трусо на автомобиле можно за сто лари. Перед поездкой по району на машине вы должны знать, что данная местность известна своими разбитыми дорогами и крутыми горными подъемами. Местами путь проложен лишь камнями. У многих жителей Казбегского района есть полноприводные машины «Mitsubishi Delica», которым здесь дали шуточное название «Деликацминды». Многие семейства содержат здесь такой автомобиль, а у других есть джипы, на которых местное население передвигается по району и зарабатывает себе на жизнь.

Крепость Ананури

Знаменитая средневековая крепость Ананури считается одной из самых посещаемых достопримечательностей Грузии. Она стоит с другой стороны Жинвальского водохранилища – на берегу живописного озера с лазурной водой. Когда-то это место называлось «ключом к ущелью». Стены крепости оставались неприступными даже в самые суровые времена, а средневековый замок Ананури остался почти невредимым. Это место является кандидатом на включение в список всемерного наследия ЮНЕСКО.

Наш гид Ираклий проводит экскурсии уже более 7 лет, поэтому хорошо знает, что днем в Ананури всегда очень много туристов, а ближе к вечеру получаются самые красивые кадры. Поэтому по пути в Степанцминду мы остановились сделать фото (он сразу сказал, где лучший ракурс) и поехали дальше. А уже на обратном пути мы осмотрели все достопримечательности Ананури. Туристы действительно уже разъехались.

Крепость Ананури окружена множеством легенд. Это древняя резиденция арагвийских князей, которая пережила множество ожесточенных сражений, вошедших в историю. Вы знали, что первым российским туристом в Ананури был Пушкин? Этим местом восхищалось множество известных людей. Например, именно крепость Ананури изображена на полотне Левитана, запечатлевшего Военно-Грузинскую дорогу.

Мы узнали о вражде двух князей, которая имеет трагичный финал. А также о том, чьи скелеты были найдены в одной из башен, долгое время остававшейся замурованной. Выяснили, почему в храме Ананури было утрачено несколько фресок и при чем тут император Александр. Узнали, что кроется за символами, изображенными на стенах внутри крепости. Услышали легенду о малодушном князе, не отправившем подмогу в Тбилиси в нужный час. Неудивительно, что крепость Ананури и ее богатая история стали таким магнитом для туристов!

Военно-Грузинская дорога

Визитная карточка Грузии и одна из самых впечатляющих трасс в мире. Военно-Грузинская дорога проходит от Тбилиси до границы с Россией (Владикавказ). Ее протяженность – более 200 км. Это не просто трасса, а одна большая достопримечательность: здесь действительно есть что посмотреть, фото и видео получаются просто великолепными. За каждым поворотом ждут впечатляющие природные красоты, колоритные села и исторические места.

Военно-Грузинская дорога – это горный серпантин, который может преодолеть только опытный водитель. Вот почему мы поехали на экскурсию с человеком, который знает эти места как свои пять пальцев. Говорят, что дорога кажется опасной тем, кто пересекает ее на маршрутках. Мы за свой путь не переживали ни минуты, хотя понимали, что трасса действительно тяжелая.

Военно-Грузинская дорога получила такое название, потому что современный облик она приобрела благодаря российским военным инженерам

Хотя сам маршрут существует уже много веков – он был важной транспортной артерией Шелкового пути. В России Военно-Грузинскую дорогу хорошо знают по роману Ильфа и Петрова «12 стульев»

Трасса поражает не только видами, открывающимися из окна автомобиля, но и богатой историей, которую она хранит. По пути мы узнали много важных вещей, которые тронули нас до глубины души. Это легенды и реальные факты об отважных горцах, о тяжелых для Грузии временах, о храбрых селянах, переживших множество набегов и трудностей, но не покинувших свои дома. Недаром говорят, что Военно-Грузинская дорога навсегда останется в сердце путников.

Расположение

Казбеги расположен в горной местности у подножия горы Казбек в центральной части горного региона Большого Кавказа. Эта гора считается самой высокой на всем Кавказе. Казбеги находится в 165 километрах от Тбилиси и в 43 километрах от Владикавказа.

Расположение Казбеги на карте

Название городу дано не в честь горы Казбек, а в честь писателя Александра Казбеги — уроженца этого края.

На этой территории протекают река Терек и небольшая речка Сноцкали. Поэтому весь этот район имеет удобное расположение ‒ в ущелье рек.

Военно-грузинская дорога

Через Казбеги проходит Военно-Грузинская дорога ‒ это дорога через Главный Кавказский Хребет, которая соединяет Россию с Грузией.

Церковь в селе Сно, недалеко от Военно-Грузинской дороги

Поскольку район Казбеги находится рядом с границей, в 12 километрах от Степанцминды расположен грузинский международный автомобильный пункт пропуска (МАПП).

Город и другие поселения области находятся на высоте от 1300 до 1880 м над уровнем моря.

Людям с повышенным давлением необходимо быть осторожными, так как на данной высоте у них могут возникнуть проблемы со здоровьем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.