Миллион алых роз. легенда о художнике, достойная быть правдивой

История одной картины.Нико Пиросмани. Актриса Маргарита.

Вот она, героиня прекрасной легенды, вдохновившей Андрея Вознесенского на написание хита «Миллион алых роз».Актриса парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргарита де Севр.

В начале 1900-х она гастролировала в Тифлисе, где покорила сердце нищего художника Нико Пиросмани. Тогда и произошла эта чудесная история с цветами, которую спустя десять лет после смерти Нико записал со слов тифлисцев Константин Паустовский.Побывав в Тифлисе он влюбился в картинки Пиросмани и рассказал о бродячем грузинском живописце в своей книге «Повесть о жизни».

«Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии…Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги… Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник – его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионыи розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов – от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов.

Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита — еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, — обняла Пиросмани за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю.

— Почему, — спросила Маргарита, задыхаясь, — почему ты подарил мне эти горы цветов в день своего рождения? Я ничего не понимаю, Нико. Пиросмани не ответил. Но Маргарита всем существом, всеми нервами, всей кровью, бившейся в ее теле, поняла и без его ответа силу его любви и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей — жителей тифлисского квартала Сололаки.

Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Потому что все знали, что Пиросмани любил Маргариту, но она совсем не любила его, а только жалела за его горькую и неудачную жизнь».

К слову, Пугачева самую свою знаменитую песню терпеть не могла. На репетициях она ругалась с Вознесенским: текст ей не подходил, музыка казалась примитивной.Тем не менее, пластинка оказалась самой продаваемой из всех записанных Аллой. К концу 1983 года тираж «Миллиона роз» достиг 6 000 000 экземпляров.А Пугачева по-прежнему продолжала выключать приемник, когда слышала ее по радио: «Я упиралась рогом на «миллион роз». Как я ее не любила! Чем больше я ее не любила, тем популярнее она становилась…»

Иточник-С.Садальский

Один в толпе

Нико перебивался случайными заработками и мечтал открыть живописную мастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь любимым делом. Но заказчики не спешили к нему. Тогда Пиросмани на все деньги открыл молочную лавку — правда, вести дела в ней он попросил давнего друга, а сам всецело отдался живописи. Он без устали писал картины и продавал их часто за столь ничтожную сумму, что она не покрывала даже расходов на краску.

Новость по теме

Снимок художника Мая Данцига стал лучшей художественной фотографией

Но приступы меланхолии сменялись весельем, и Нико отправлялся в Ортачальский сад — место, где были сосредоточены увеселительные заведения Тифлиса. Благо деньги в его карманах водились, он даже подумывал о покупке небольшого домика на окраине города. Но эти планы были забыты в прекрасный весенний день, когда Нико встретил любовь всей своей жизни и потерял голову.

Тифлис в начале ХХ века славился как место, где можно было увидеть выступления многих европейских знаменитостей. В марте 1909 года на улицах города появились афиши, зазывавшие публику на гастроли французского театра миниатюр «Бель вю». «Изюминкой» представления было выступление прекрасной танцовщицы и певицы Маргариты де Севр. Пиросмани в тот вечер пировал с друзьями в Ортачальском саду, а затем они все вместе отправились в варьете. Нико вошел в зал… и замер. На сцене пела и танцевала изящная девушка с чарующим нежным голосом, искрящимися глазами и осиной талией. Француженка сразила Пиросмани наповал. «Не женщина — жемчужина из драгоценного ларца!» — воскликнул он. После концерта, будто на что-то решившись, Нико покинул приятелей и скрылся. Друзья художника и предположить не могли, что он задумал.

Статья по теме

Убойная живопись. Похождения Караваджо отразились в его картинах

Путь к искусству

Еще с юности будущий художник Нико Пиросмани брал уроки живописи у странствующих мастеров. У них он перенял умение разрисовывать вывески для магазинов и трактиров. В восьмидесятых годах Нико предпринял попытку открыть мастерскую художественной росписи вместе со своим другом, тоже художником. Однако эта идея с треском провалилась: заказов практически не было и мастерскую пришлось закрыть.

Скопив небольшой капитал, работая кондуктором на железной дороге, Пиросмани вкладывает деньги в молочную торговлю. Однако Нико был человеком творческим, торговля была ему чужда. Но он получал небольшой доход от молочной лавки, на том и закончились его предпринимательские попытки.

Начало XX века стало целой эпохой в творчестве Пиросмани. Художник полностью посвящает себя искусству. Он вновь возвращается к изготовлению вывесок, а также увлекается созданием декоративных панно. Именно в этот период Нико много рисует на клеенке с помощью самостоятельно изготовленных красок. Особенно удачно ему удавалась черная. Пиросмани добавлял в золу печную копоть, настой коры дуба и пару капель масла. Клеенки были белого или черного цвета. И там, где нужно было отобразить эти оттенки, он просто оставлял незакрашенные участки. Так художник выработал один из своих уникальных приемов. Особенно впечатляюще он смотрится на портретах, придавая картине необычайную глубину и пронзительность.

О персонажах

Главными героями и моделями Нико были крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники. На его портретах можно увидеть самые различные типажи старого Тбилиси. Но особое место в картинах занимают животные с человеческими, грустными и добрыми глазами. Это его «Жираф», «Пасхальный барашек», «Раненый олень».

Так как Пиросмани не был профессионалом, то в своих работах он не прибегал ко всякого рода сложным приёмам и методам, чтобы связать композицию воедино и ориентировать её на зрителя.

И что удивительно, вещи и фигуры на его картинах существуют как бы сами по себе

Если бы тогда на Пиросмани обратил внимание кто-то из специалистов-психологов, что он бы обязательно сказал: этот человек одинок и безумно тоскует. Причём, он оставался одинок даже когда пытается изобразить веселье или нарисовать большую сцену

10 знаменитых художников

Картины, написанные в стиле примитивизма, можно увидеть в творчестве живописцев, получивших академическое образование. Но художники, оказавшие наибольшее влияние на его развитие, были самоучками.

Анри Руссо

Творчеством этого живописца восторгался Пабло Пикассо и импрессионисты. Благодаря работам Анри Руссо примитивизм получил признание как самостоятельное направление.

Он был художником-самоучкой, начавший свою карьеру с копирования картин известных мастеров. Рисунки Анри Руссо наполнены цветом, увлекают зрителя в мир пленительных фантазий.

Нико Пиросмани

Грузинский примитивист, выдающийся художник своего времени. Его картины отличаются чистотой восприятия, пронзительностью и естественными сюжетами. Излюбленная тема его картин — грузинские застолья и анималистика.

О жизни Нико Пиросмани почти ничего неизвестно. Многие факты из его биографии не подтверждены документально, либо рассказаны им самим.

Бабушка Мозес

Американская художница, одна из выдающихся представителей современного примитивизма. Ее настоящее имя — Анна Мария, но свой псевдоним получила, потому что известность приобрела в 78 лет.

Бабушка Мозес рисовала с детства, но посвятила себя семье. Анне Марии нравилось изображать пейзажи и сценки на бытовые сюжеты.

Мария Примаченко

Украинская художница, яркая представительница «наивного искусства». Ее самобытные оригинальные картины вызывали восхищение у Марка Шагала и Пабло Пикассо.

Творчество Марии Примаченко называют феноменом. Всего за год ей удалось создать свой уникальный, узнаваемый стиль.

Позже его будут называть «народным примитивом». Предпочитала писать гуашью, а на оборотной стороне картин писала тексты, раскрывающие художественный замысел.

Камиль Бомбуа

Французский художник-самоучка, писавший в разных жанрах — пейзажи, портреты, натюрморт. Но наибольшую известность ему принесли картинки на тему цирка. В своих работах Бомбуа старался передать накопленный опыт.

Его стиль сравнивают с творчеством Анри Руссо. Но картины Камиля Бомбуа отличает четкое разделение форм и внимательное отношение к деталям. Французский художник предпочитает изображать повседневные сюжеты.

Екатерина Билокур

Украинская художница-самоучка, известная представительница «наивного» искусства. Екатерина Билокур получила признание самого Пикассо. Во всех работах можно увидеть фольклорные черты и влияние народного творчества.

Екатерина Васильевна любила рисовать цветы, потому что для нее они были олицетворением счастья и красоты. Иногда художница писала портреты и пейзажи. Но, по ее признанию, они получались хуже. Картины Билокур наполнены искренностью, теплом и уютом.

Михаил Ларионов

Один из самых неординарных и спорных художников того времени, работы которого называют инфантильным примитивизмом. Начинал свой путь живописца как импрессионист. Потом его увлекло народное творчество, а затем он создал новое направление — лучизм.

Он стал основателем нескольких скандальных выставок — «Бубновый валет», «Ослиный хвост». На примитивизм Ларионова большое влияние оказало народное творчество.

Наталья Гончарова

Ее работы легко спутать с рисунками народных мастеров. Наталью Гончарову называют первой русской женщиной-авангардисткой. Она находила вдохновение во всем — импрессионизме, лубочном искусстве, футуризме.

Первым художественный гений Гончаровой разглядел Ларионов

Яркие, смелые, новаторские работы этой смелой женщины привлекали внимание многих выдающихся деятелей искусства XX века

Иван Генералич

Выдающийся представитель «наивного» искусства, основавший Хлебинскую школу живописи. Героями его картин были простые люди, занимавшиеся повседневными делами.

Главные особенности стиля Генералича — неприхотливость в изображении любого сюжета, что сделало работы хорватского художника узнаваемыми во всем мире.

Никифор Крыницкий

Картины польского самоучки ставят в один ряд с полотнами известных представителей «примитивного» искусства. Никифор Крыницкий занимался совершенствованием своего мастерства. В его ранних работах можно увидеть, как он пытался овладеть линейной перспективой, осью симметрии.

Написал множество рисунков — искусствоведы насчитывают их до 40 000, что позволяет назвать Крыницкого одним из крупнейших художников-примитивистов.

Картины на клеёнке

Денег на хорошие материалы не было и свои картины Пиросманишвили писал на том, что всегда находилось под рукой. Даже в самом дешёвом духане — простой клеёнке, снятой со стола, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски. При этом он любил повторять: «Моя кисть пишет сама»…

Потом он применил этот приём написания на обычной клеёнке и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, необыкновенное.

Вот что сказал об этом писатель Константин Паустовский: «Я навсегда запомнил его клеёнку «Князь», где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведённый почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеёнки глубокого чёрного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение».

Миллион алых роз…

До сих пор историю любви Нико каждый излагает по своему. Одни говорят, что художник пировал с друзьями и не пошёл в гостиницу к актрисе, хотя она его позвала. Другие утверждают, что Маргарита провела с бедным Николаем ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала в Париж.

Третьи вовсе считают, что Пиросмани никогда не видел Маргариту, а портрет нарисовал с афиши.

Никто точно не знает, были ли знаменитые розы и сколько было цветов на самом деле. По легенде, Нико прибыл к дому Маргариты ранним летним утром в сопровождении повозок, доверху гружёных цветами и усыпал всю улицу перед домом актрисы так, что не было видно мостовой. А потом долго и терпеливо ждал, когда же она выйдет. Маргарита вышла из дома, поцеловала юношу в губы и ушла….

У этой истории есть продолжение, но опять же, установить насколько оно имело место быть, не представляется возможным.

Маргарита

Наибольшую известность получила одна из работ мастера — портрет Маргариты де Севр, которая была известной французской актрисой. Ради нее художник потратил все деньги на покупку «миллиона алых роз». Вознесенским, автором прославленного стихотворения, эта история была немного приукрашена, но суть осталась верной. События произошли в Тбилиси в начале XX века.

Актриса Маргарита

Маргарита де Севр была французской танцовщицей, в которую безответно влюбился Пиросмани. Чтобы завоевать ее сердце, он продал все, что у него было на тот момент. А на полученные деньги скупил цветы, какие только нашел в Тбилиси. История произошла весной, поэтому розы еще не цвели. Нико выкупил у торговцев разные виды цветов и усыпал ими всю улицу перед домом возлюбленной. Охапки сирени, акаций, анемон, бегоний, лилий, маков, пионов были разложены прямо на мостовой. Действительно ли их было около миллиона, неизвестно.

От такого цветочного изобилия Маргарите показалось, что в нее влюбился местный богач. Она и не думала, что покорила сердце бедного художника. Измученный, без гроша за душой Нико так и не смог ее заинтересовать. Она вернулась во Францию и связала свою судьбу с каким-то военным. После ее отъезда Нико Маргариту больше никогда не видел. После его смерти, работы художника отправились на выставку в Лувр. К знаменитому портрету подошла старая женщина и сказала, что изображенная на нем женщина — это она. Какой была настоящая жизнь Маргариты, история умалчивает, а вот судьба Нико сложилась печально.

Первая и единственная прижизненная выставка автора прошла в квартире города Тифлиса. Это событие стало возможным с помощью братьев Зданевичей. Они открыли для публики удивительный талант Пиросмани. Нико заметили в «Обществе грузинских художников», но это никак не повлияло на его жизнь. Он все сильнее отдалялся от людей, не принимал ничью помощь, вел отшельнический образ жизни. «Общество грузинских художников» собрало 300 рублей для помощи талантливому живописцу, но его так и не смогли найти, чтобы отдать эти деньги.

Смерть

Перед смертью Нико сильно голодал, вел нищенский образ жизни. Он ушел из жизни 5 мая 1918 года. Введение сухого закона в Тбилиси заставило многих духанщиков закрыть свои заведения, поэтому художник больше не смог зарабатывать себе на еду. Нико был согласен даже на милостыню, хотя ранее отказывался от любой помощи. Он нашел для проживания маленькую комнату, расположенную под лестницей в подъезде старинного дома. Ему не хотелось никого видеть, поэтому он старался не попадаться на глаза соседям.

Только сильный кашель выдавал его местонахождение. У него болели ноги, руки, спина и грудь. В своем убежище он провел в беспамятстве не менее трех дней, когда его нашли соседи и сопроводили в больничные покои. В них он и умер, так и не придя в сознание.

Дом, где провел свои последние дни художник, сохранился. В маленькой комнатке под лестницей оборудован музей, а улица, на котором стоит этот дом, названа в его честь.

Любовь

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем». (Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, глава 13).

Черты

К характерным особенностям этого стиля относят:

  • отсутствие линейной перспективы — у объектов на переднем и заднем плане одинаковые размеры;
  • проработка главных и второстепенных образов композиции;
  • преобладание плоских форм;
  • отсутствие визуальных эффектов;
  • осознанное пренебрежение пропорциями при изображении людей и животных;
  • в будничном сюжете могут быть мифологические создания.

Главное отличие примитивизма от импрессионизма — детализация объектов, равномерный фон. Но чаще всего этот стиль путают с народным творчеством.

Отличие от лубка в том, что художники вкладывали глубокий смысл в свои рисунки. Также черты примитивизма можно увидеть в творчестве живописцев, получивших классическое образование.

Интересные факты из жизни художника

В представлениях о Пиросмани господствуют легенды и стереотипы. Стереотипы услужливо подвертываются на каждом шагу: стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды.

По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки — и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира — каждый на свой лад — творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.

Мы действительно знаем о Пиросманашвили очень мало, однако гораздо больше, чем принято считать. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты — поэты, художники, журналисты — стали отыскивать людей, знакомых с Пиросманашвили, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными апокрифами, неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук.

Правда, материалы эти очень уж специфические. Запись устного рассказа вообще не самый надежный источник, а тем более рассказов тех пряных людей, которые окружали Пиросманашвили. Рассказы их временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, немало любопытного они сообщают и о художнике. Но они страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, оказываются соединенными, о событиях, тесно взаимосвязанных, говорится так, словно они не имеют друг к другу отношения.

Нитка порвалась, большая часть бусинок-фактов потерялась, а оставшаяся перепутана — такой предстает перед нами его биография.

Пиросманашвили ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне; письмам этим не было бы цены, но они погибли нелепым образом — их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись чего-то, может быть, все учащающихся расспросов о брате.

Он носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи; тетрадь пропала еще при его жизни. А спутникам его будней были малоинтересны, да и недоступны его внутренние побуждения, и из их воспоминаний можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманашвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны: не записывали, не запоминали.

Известны, правда, и часто цитируются несколько его суждений — о своей работе и об искусстве вообще, о жизни. Но в большинстве своем они не могут быть признаны вполне достоверными, документально точными. В лучшем случае они содержат очень приблизительное воспроизведение того, что сказал художник, сделанное по памяти, спустя много времени. Счастливое исключение — дневники Ильи Зданевича, который в течение нескольких дпей записывал свои впечатления от встреч с ним.

Существование Пиросмани было настолько неофициально, что не оставило после себя почти никаких следов в архивах (кроме четырех лет службы на железной дороге. После него не сохранилось тех бумаг, которые сопровождают жизнь каждого, вполне ординарного человека и отмечают ее основные вехи.

Посмертная репутация

Нико Пиросмани о Грузинский лари.

После его смерти Пиросмани приобрел международную репутацию, когда его восхищались как «наивным» художником в Париже и других местах. Его картины были представлены на первой большой выставке грузинских художников в 1918 году. Начиная с 1920 года, о нем публиковались статьи. Первая монография о Пиросмани была опубликована в 1926 году на грузинском, русском и французском языках.

Интерес к Пиросмани возрос в 1950-х годах.

В 1969 году о нем был снят фильм под названием Пиросмани. На его портретный эскиз вдохновил Пабло Пикассо (1972). Пиросмани также изображен на Грузинский лари купюра (хотя сегодня эта купюра редко встречается в обращении, так как монеты номиналом 1 лари встречаются гораздо чаще). Периодическая газета под названием Пиросмани издается на двух языках в Стамбул. В 1983 году Эдуард Кузнецов выпустил первый каталог-резюме работ Пиросмани под названием Нико Пиросмани, 1862-1918 гг..

Выставки его работ проходили в Киеве (1931 г.), Варшаве (1968 г.), Париже (Лувр ) (1969), Вена (1969), Ницца и Марсель (1983), Токио (1986), Цюрих (1995), Нант (1999), Турин (2002), Киев, Стамбул (2008), Минске, Vézelay и Вильнюс (2008–2009) и снова Вена (2018/19).

Сегодня 146 его работ экспонируются в Художественный музей Грузии и шестнадцать картин выставлены в Историко-этнографическом музее г. Сигнаги. В Тбилиси установлен памятник. Также есть Музей Нико Пиросманашвили в Мирзаани, штат Джорджия, в одной из его резиденций.

Творчество

«Вывеска пивной Закатала». Государственный Музей искусств Грузии, Тбилиси

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками. Вероятно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

«Кутёж», 1905—1907. Музей Востока, Москва

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Его творчество высоко оценивали Пабло Пикассо и русские авангардисты. Живописец, график, сценограф и теоретик искусства М. Ф. Ларионов отмечал, что «немногочисленные средства, с которыми у него достигается так много, — великолепны».

Значительное большинство произведений Нико Пиросмани хранится на родине художника, в коллекциях Государственного музея искусств Грузии и Национальной картинной галереи Грузии (Тбилиси), а также в собраниях двух музеев Кахетии — Сигнахского музея (в Сигнахи) и Дома-музея Нико Пиросмани (в селе Мирзаани, учреждён в 1982 году). Крупнейшим российским собранием произведений Пиросмани обладает Московский музей современного искусства (свыше 20 работ), отдельные работы художника находятся в Государственном музее искусства народов Востока, в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

Несколько работ известно только по сохранившимся фотографиям (таковой считается картина «Собака Батум»)

Знаменитые живописцы-примитивисты

Интересно, что все примитивисты, оставившие заметный след в искусстве, не получили классического художественного образования. Наиболее выдающиеся представители данного направления:

Анри Руссо (1844-1910). Француз, о картинах которого с восторгом отзывался сам Пикассо. Параллельно с изобразительной деятельностью служил на таможне, поэтому коллеги-живописцы прозвали его таможенником. Картины Руссо отличаются сочностью красок, особенно художник любил рисовать джунгли.

Николай Пиросманишвили (Нико Пиросмани) – 1862- 1918. Грузинский мастер примитивизма, о личности которого искусствоведы ведут споры до сих пор. Не был признан при жизни, но его кисти принадлежит громадное число вывесок в Тифлисе конца XIX в., а также картин, сюжетом которых стали грузинские застолья. Любил Пиросмани рисовать и животных. Нико всегда был беден и скончался в нищете.

Анна Мария Мозес (1860-1961). Американка с очень неординарной судьбой. Живописью занималась с детских лет, но известной стала лишь на исходе восьмого десятка

Особое внимание Мозес уделяла написанию бытовых сцен и пейзажей. Прожила художница более ста лет.

Большое влияние на зарождение и развитие примитивизма оказали такие гениальные живописцы как Поль Гоген, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Пауль Клее, Марк Шагал, Амедео Модильяни.

Интересное видео про психически больного художника ( по теме: примитивизм в живописи).

12 известных картин

Работы последователей «наивной» живописи несмотря на их простоту, стали мировым достоянием. Картины художников-примитивистов можно увидеть в частных коллекциях, в музеях.

«Сновидение», Анри Руссо

СновидениеАнри Руссо

Художник написал эту работу в 1910 году и дополнил пояснением, чтобы публике был понятен сюжет. На картине изображена обнаженная женщина — Ядвига, которой приснился чудесный сон. В джунглях незнакомец играет на флейте, и все замерли, слушая чудесные звуки. Даже хищники наслаждаются волшебной мелодией.

«Актриса Маргарита», Нико Пиросмани

Актриса МаргаритаНико Пиросмани

На картине изображена в полный рост молодая женщина в простом белом платье с кружевными оборками. В одной руке она держит скромный букет цветов. На заднем фоне — голубое небо и золотые птицы. Ничто не отвлекает внимания зрителя от красоты французской актрисы Маргариты де Севр.

«Индюки», Бабушка Мозес

Американская художница нарисовала жизнь на ферме зимой. Жители занимаются повседневными делами: убирают снег, заготавливают дрова. Но акцент сделан на ловле индюков.

Ловля индейкиБабушка Мозес

Крупные птицы разбегаются в стороны от ярко людей, старающихся собрать их в одном месте. Атмосфера картины погружает зрителя в уютную и спокойную атмосферу зимы.

«Атлет», Камиль Бомбуа

АтлетКамиль Бомбуа

Мировую известность французскому художнику принесли рисунки на тему цирка. В центре картины — атлет, поднимающий тяжелую штангу одной рукой, второй удерживающий гирю. Вокруг него собрались зрители, которым кажется, что это не стоит ему никаких усилий. Атлет тоже выглядит довольным, что смог порадовать публику.

«Два сокола», Мария Примаченко

Два соколаМария Примаченко

В этой работе можно увидеть особенный стиль украинской художницы и влияние русского народного творчества. Для создания рисунка она выбрала яркие, сочные краски. Соколы, расправив крылья, смотрят друг на друга. Птицы разделяет цветок, дополняющий композицию.

«Еврейская Венера», Михаил Ларионов

Художник решил адаптировать известный античный сюжет к современным реалиям. Обнаженная женщина полулежит на подушках, и прикрывается она большим листком. Ее черные волосы убраны в пучок, а из украшений — только маленькие серьги.

Еврейская ВенераМихаил Ларионов

Контрастирует с героиней насыщенные зеленые стены с фотокарточками. Михаил Ларионов показал, как выглядела бы Венера в современной приземленной обстановке.

«Удивленные купальщицы», Камиль Бомбуа

Главные героини картины — две обнаженные молодые женщины, которые решили искупаться в водоеме. Их заметил мужчина, которого Бомбуа изобразил вдалеке. Зритель может увидеть его удивление.

Удивленные купальщицыКамиль Бомбуа

Женщины стесняются своей наготы: на щеках одной из них румянец, взгляд устремлен вниз, а руками она старается прикрыть себя. Вторая изображена со спины, но по опущенной голове зритель понимает, что она испытывает такое же чувство как ее подруга.

«Единорог», Иван Генералич

ЕдинорогИван Генералич

Пожилые крестьяне, муж и жена, зимой стали свидетелем чуда. Ночью они увидели единорога. В зимнем лесу он пытался найти себе пищу. За этим занятием его и заметил крестьянин. Спрятавшись за деревом, он показывает единорога своей жене.

«Заклинательница змей», Анри Руссо

Заклинательница змейАнри Руссо

Художник нарисовал свои любимые джунгли. В тени деревьев стоит девушка. В ее внешности Руссо выделил глаза, которые гипнотизируют зрителя, и добавляют таинственности картине. Она играет на флейте, а вокруг извиваются змеи, очарованные мелодией.

«Кутеж трех князей на лужайке», Нико Пиросмани

Кутеж трех князей на лужайкеНико Пиросмани

Грузинский художник часто рисовал традиционные застолья. Герои его картины — мужчины, одетые в национальную одежду, отдыхающие на природе. На белой скатерти лежит скромная трапеза, а в руках каждого — рог с вином. При взгляде на картину Пиросмани возникает ощущение спокойствия и гармонии.

«Застолье», Бабушка Мозес

ЗастольеБабушка Мозес

Анна Мария рисовала не только людей за фермерскими занятиями. Сюжет этой работы — сельский праздник, на который собралось много гостей. Кто-то готовит на кухне, другие сидят за столом и беседуют, дети бегают по комнате. Бабушка Мозес передала атмосферу праздника, веселой суеты, характерной для застолий.

«Нападение в джунглях», Анри Руссо

Нападение в джунгляхАнри Руссо

Тигр, затаившийся в густых зарослях, готовится к прыжку. По его хищному оскалу,  широко раскрытым глазам понятно, что он увидел добычу. И природа тоже находится в предвкушении схватки. Идет тропический ливень, ветер гнет ветки деревьев, сверкает молния. Все детали композиции передают напряжение, скрытую ярость и готовность тигра к борьбе.

След в искусстве

Примитивизм — стиль живописи, характерный для художника Пиросмани, – это художественное воплощение детских рисунков. Наивные по своему исполнению и честные по эмоциональной составляющей, эти картины не несут в себе ничего напыщенного, лишнего, наносного. Лишь простота восприятия жизни, какой бы она ни была. Рисовал Нико быстро. Мог создать картину всего за несколько дней. Он не любил что-либо исправлять или дорабатывать в произведении – как вышло, так и вышло.

Основные мотивы в творчестве Нико Пиросмани анималистические. Животных художник изображал со взглядом человеческих глаз, трогательных, на которые, кажется, вот-вот навернутся слезы. Друзья Нико утверждали, что, изображая животных, Пиросмани на самом деле больше рисует самого себя, нежели жирафа или барашка. Из-за того что они были исполнены в самобытной технике, животные выглядели особенно беззащитными и одинокими.

Также одной из излюбленных тем было изображение пиров и застолий. Богатые столы ломятся от яств, вино льется рекой, люди веселятся, забывая о тяготах жизни. Все это имело огромный контраст с реалиями жизни художника – бедной, голодной, одинокой. Рисовал Пиросмани и портреты, но зачастую не с натуры, а просто перерисовывал изображение с фотографии.

Сохранилось не так уж и много работ руки художника-самоучки. В основном мы можем оценить творчество Пиросмани по его вывескам для магазинов и таверен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: