Коркинский угольный разрез: история и современное состояние

№ 3 — The Bingham Canyon Mine

Когда речь заходит о самых глубоких карьерах мира, то нельзя не упомянуть Бингем-Каньон в США, располагающийся в штате Юта (географические координаты: 40°31′12″ с. ш. 112°09′00″ з. д. /40.52, 112.15). Это крупнейшее антропогенное образование, в котором добывалась медь. Впервые полезные ископаемые были обнаружены в 50-х годах XIX столетия, и с тех пор велась промышленная разработка карьера, глубина которого составляет более километра, а ширина – 4 километра.

Гигантский долгожитель горной индустрии, признанный национальным историческим памятником, серьезно пострадал в 2013 году. Крупный оползень накрыл спецтехнику и уничтожил здания, построенные рядом, после чего Бингем-Каньон был законсервирован.

Предыстория и история угольный разреза в Коркино

В середине восемнадцатого столетия, неподалеку от Еткульской крепости, в степи, по дороге на Оренбург, появилось небольшое поселение, названное «Коркино». В настоящее время это город с населением почти тридцать девять тысяч человек. В тридцати пяти км от него находится одноименный, самый глубокий евразийский угольный разрез. Глубина его составляет пятьсот метров, ширина — два с половиной — три км. Открыт он был в начале 1830-х годов, а в 1909 году здесь начали открытым способом добывать уголь. Через десять лет шахтеры ежедневно добывали здесь до семи тысяч пудов угля. Интересно, что «причиной» угольных пластов оказался древовидный папоротник – отпечатки его листьев часто находили в добытых слоях.

Данный угольный пласт к началу 1920-х годов оказался самым крупным в Советском Союзе. Было принято решение начать подготовку к промышленной разработке Коркинского карьера. Она длилась несколько лет; в первые годы работы добыча угля проводилась только вручную, затем начали применять взрывные устройства.

В середине июля 1936 года был произведен самый мощный взрыв. Подготовка к нему велась в течение шести месяцев, а накануне все горожане были эвакуированы. На поверхность в одночасье был поднят миллион кубических метров породы! Куски взлетали на высоту более пятиста метров! Толчок был зафиксирован всеми мировыми сейсмостанциями.

В первый военный год был открыт разрез №3, через некоторое время образован комбинат «Челябинскуголь», состоящий из нескольких трестов. В 1943 году был открыт разрез №5.

В 1970 году под крыло «Челябинскугля» перешли все все разрезы и шахты. В начале 2000-х годов было создана «Челябинская угольная компания». В середине 2000-х годов были на Коркинском разрезе была зафиксирована рекордная цифра добытого угля — более миллиона тонн за весь постсоветский период! Сегодня одновременно с добычей (ее темпы и показатели довольно незначительны) запущен процесс поэтапной рекультивации.

Технология и техника проведения[править]

Карьер — это система уступов (как правило, верхние — породные или вскрышные, нижние — добычные), подвигание которых обеспечивает выемку горной массы в контурах карьерного поля. Транспортные связи в карьере обеспечиваются постоянными или скользящими съездами, а с поверхностью — траншеями. В процессе эксплуатации происходит перемещение рабочих уступов, в результате чего увеличивается выработанное пространство. Во время вскрышных работ покрывающие породы перемещают в отвалы, которые иногда размещают в выработанном пространстве. При глубине карьеров до 100 м с крепкими содержащими породами в себестоимости 1 м³ вскрыши до 25-30 % занимают буровзрывные работы, 12-16 % — экскавация, 35-40 % — транспорт и 10-15 % — строительство самого карьера. С увеличением глубины часть расходов на транспорт увеличивается до 60-70 %.
Для бурения взрывных скважин в карьерах применяют тяжелые буровые станки массой до 100—130 т (типа СБШ-250) и легкие буровые станки. Основным типом взрывчатых веществ являются гранулированные аммиачно-селитренные гранулиты, граммониты (смесь селитры с тротилом) и водонаполненные (в обводненных скважинах). Основное выемочно-погрузочное оборудование при добыче угля и руды — электрические экскаваторы с канатным приводом и ковшом вместимостью 15-30 м³ при длине стрелы до 26 м. Одновременно очень распространены гидравлические прямые мехлопаты с ковшами вместимостью 10-38 м³. Используются одноковшовые погрузчики с ковшами вместимостью 4-20 м³. На вскрышных работах внедряются все более мощные мехлопаты и драглайны (напр., применяется вскрышная мехлопата массой 12 тыс.т с ковшом вместимостью 135 м³ при мощности привода 22 тыс. квт и драглайн массой 12 тыс.квт и драглайн массой 12 тыс.т с ковшем вместимостью 168 м³ при длине стрелы 92 м).

Поточная технология на карьерах достигается применением роторных экскаваторов (при диаметром ротора 22 м и ковшах вместимостью 6,6 м³ суточная производительность машины до 240 тыс. м³). На карьерах средней и малой мощности высокую эффективность показывают компактные роторные экскаваторы с уменьшенными рабочими параметрами.

Автосамосвалы грузоподъемностью 100—155 т — распространенное средство транспорта благодаря их маневренности, возможности преодолевать крутые склоны. Эксплуатируются и 200—300-тонные самосвалы. Для транспортировки горной массы из из карьеров применяют железнодорожные тяговые агрегаты сцепной массой 360 т, думпкары грузоподъемностью до 180 т. Применяют самоходные карьерные дробилки на гусеничном и колесном ходу с массой до 600 т и производительностью 5 тыс. т. в год. Использование в карьерах дробильных агрегатов позволяет перейти к более широкому использованию конвейерных систем.

Наибольший карьер на Украине — Ингулецкий (до 34,8 млн.т руды на год).

Подвигание фронта работ в карьере[править]

Подвигание фронта работ в карьере — один из показателей интенсивности разработки месторождения; характеризуется скоростью, то есть расстоянием перемещения фронта горных работ, выраженным в метрах за единицу времени (по большей части — за год). Зависит от масштаба работ, вида и конструкции погрузочного и транспортного оборудования, которое применяется, способа перемещения фронта горных работ и высоты уступов, которые отрабатываются. Различают веерное, равнобежное и смешанное.

Подвигание веерное — перемещение фронта горных работ при разработке карьерного поля (его части ли) округлой формы, что характеризуется большей скоростью подвигания отделенных от поворотного пункта участков фронта (перемещение фронта в плане «веером», «по вееру»).
Подвигание фронта равнобежное — перемещение фронта горных работ параллельно одной из осей карьерного поля от одной его граници к другой или с промежуточного положения до контуров.

Подвигание фронта смешанное — комбинация разных схем подвигания фронта горных работ, например, равнобежного и веерного.

Рабочая зона карьера[править]

Рабочая зона карьера — это зона, в которой осуществляются вскрышные и добычные работы. Она характеризуется совокупностью вскрышных и добычных уступов, одновременно находящихся в работе. Положение рабочей зоны определяется высотными отметками рабочих уступов и длиной их фронта работ. Рабочая зона представляет собой перемещающуюся и изменяющуюся во времени поверхность, в пределах которой осуществляются работы по подготовке и выемке горной массы. Она может охватывать один, два или все борта карьера. При строительстве карьера рабочая зона, как правило, включает только вскрышные уступы, а к окончанию горно-капитальных работ — и добычные. Число вскрышных, добычных и горно-подготовительных забоев в рабочей зоне не может устанавливаться произвольно, так как от этого зависит выполнение планов по отдельным видам работ. В рабочей зоне карьера каждый экскаватор в процессе работы занимает определенную горизонтальную площадь, которая характеризуется шириной рабочей площадки и длиной экскаваторного блока.
При разработке горизонтальных и пологих месторождений малой и средней мощности высотное положение рабочей зоны карьера остается неизменным; при разработке наклонных и крутых месторождений, а также мощных изометрических залежей рабочая зона постепенно понижается вместе с увеличением глубины карьера.

№ 5 — Богатейшее мраморное месторождение

В России находится удивительное месторождение белоснежного мрамора, разработкой которого стали заниматься в 20-х годах прошлого века. В поселке Коелга Челябинской области (географические координаты: 54°38’53″N 60°54’52″E) располагается гигантский котлован глубиной примерно 75 метров и диаметром более 1,5 километров. Сейчас здесь развернулось огромное предприятие, а еще 90 лет назад камень добывали кустарным способом.

Коелгинский мрамор легко режется и полируется, а его прозрачность порождает на поверхности уникальную игру света и тени. Это не радиоактивный материал, поэтому он используется в строительстве без ограничений. Именно этим мрамором отделаны все станции метро Москвы, а также сотни зданий и храмов по всей стране.

Коркинский угольный разрез

Коркино – город шахтеров! И, конечно же, главной достопримечательностью Коркино является впечатляющий своими размерами угольный разрез.

Буквально с самого начала Коркинский разрез заявил о себе громко. 16 июля 1936 года в 10 часов утра по московскому времени был произведен мощнейший «Коркинский взрыв». Ко взрыву готовились на протяжении 5 месяцев, даже людей эвакуировали. Грунт взлетел в воздух на высоту 600 метров, выбросив при этом около миллиона кубометров породы, что в дальнейшем значительно ускорило добычу угля. Это событие зафиксировали все сейсмологические станции мира.

Долгие десятилетия угольный разрез кормил город. За время его существования в течение 70 лет было извлечено около 250 млн. тонн угля и 1,5 млрд. тонн грунта. Глубже разведаны запасы ещё около 100 млн. тонн угля, но его добыча считается нерентабельной. В 2017 году разрез закрыли.

Коркинский угольный разрез на спутниковых картах

В Интернете описано несколько официальных и неофициальных смотровых площадок Коркинского разреза. Кто-то даже спускался вниз по земляным уступам. Просмотрев чужие блоги, создалось впечатление, что никаких проблем с посещением карьера не будет, так что мы радостно зашагали в сторону большой дыры.

Первая смотровая площадка находилась на главной проходной предприятия, на пересечении улицы В. Терешковой и дороги на поселок Роза. Остановка общественного транспорта так и называется «Разрез Коркинский», а рядом с остановкой установлен огромный знак с одноименной надписью.

«Угольный разрез Коркинский»

Чтобы попасть на смотровую, нужно пройти по стоящему слева пешеходному мосту. Но буквально сразу же перед нами выросла железная калитка с камерой и домофоном.

Мост, ведущий на Коркинский разрез

Увы, пройти по мосту не получилось. Зато отсюда можно сколько угодно любоваться цехами горно-обогатительного комбината.

Дорога, ведущая в поселок Роза

Цеха горно-обогатительного комбината Коркинского разреза

Пройти под мостом тоже не получилось, тропинка привела к забору с колючей проволокой. Вот вид на цеха из-под моста:

Цеха горно-обогатительного комбината Коркинского разреза

Вторая смотровая площадка на maps.me она носит громкое название «Смотровая площадка на самую глубокую яму в Европе». Чтобы не возвращаться в город, сворачиваем налево и идем по железнодорожным путям. Рельсы засыпаны снегом, а значит эта ветка уже не используется. Со всех сторон слышится лай собак и, глядя на тропинку, кажется, что ходят по ней только собаки.

Вскоре вышли на широкую дорогу, с двух сторон огороженную забором.

Дорога вдоль Коркинского разреза

Коркинский карьер надежно огорожен от любопытных туристов.

Прогулка вдоль Коркинского карьера

А вот и место бывшей смотровой площадки. Должно быть, отсюда открывался неплохой вид, да и подъехать можно на автомобиле, но сейчас забор не дает подойти к краю карьера.

Бывшая смотровая площадка на Коркинский карьер

Коркинский угольный разрез – самый глубокий Европе, его глубина чуть превышает 500 метров, а ширина достигает 5 км. Практически все время добычу угля в Коркино вели открытым способом, выкапывая из земли пласт за пластом.

Коркинский угольный разрез

Изначально уголь поднимали на поверхность автотранспортом. Когда же глубина ямы достигла приличных размеров, внутри карьера по спирали проложили железнодорожную ветку.

Коркинский угольный разрез

Самым удивительным зрелищем Коркинский разрез предстает перед зрителями в зимние морозные дни. Из-за разницы температур в глубине и на поверхности над разрезом образуется белоснежная шапка тумана. Чувство такое, что стоишь на краю облаков.

Коркинский угольный разрез

К сожалению, местные жители не разделяют восторгов по красоте карьера. Нередки случи самовозгорания угля, при этом в атмосферу выделяются ядовитые вещества в виде бензпирена, двуокиси серы, окиси углерода, диоксида азота и неорганической пыли. При возгораниях и в безветренную погоду город заполняется едким и опасным для здоровья дымом.

Коркинский угольный разрез

Чтобы выйти в город, достаточно продолжать идти по дороге вдоль карьера до очередных цехов, после чего повернуть налево.

Хвостатая охрана Коркинского карьера. Не бойтесь, они не кусаются!

Коркинский карьер

Коркинский карьер (Коркинское угольное месторождение) входит в состав Челябинского буроугольного бассейна, расположенного в пределах Южного Урала. Челябинский бассейн Южного Урала располагается на границе между Уралом и Западно – Сибирской низменностью.

Промышленные залежи углей в Челябинском бассейне впервые были открыты при рытье колодца для воды у поселка Тугайкуля в 1906 году. Разработки в нем начались в 1910 году, однако до революции были обнаружены лишь три небольших удаленных один от другого угленосных участка, входящих в состав единого в настоящее время центрального района Челябинского бассейна. О бассейне в целом в то время не было известно.

Коркинское месторождение обнаружено разведками в коне 1931 года. Месторождение отличается относительным богатством, особенно в его южной части. Это объясняется тем, что в южной части района подходят близко к поверхности две мощные угольные залежи, так называемые верхняя и нижняя угленосные свиты, толщиной в несколько десятков метров.

Они названы свитами вследствие сложного строения залежи и большого количества прослоек пустых пород, толщина которых колеблется от нескольких миллиметров до одного метра и более.

Отвалы горной породы из разреза занимают огромную территорию и вытянулись вдоль трассы М36 (Челябинский тракт) более чем на 25 км.

Разрез строился несколько лет. Вскрышные работы Коркинского карьера проводили вручную, с помощью обушков, а позднее стали применять взрывы. В историю вошел знаменитый «коркинский взрыв», готовившийся более полугода и сопровождавшийся эвакуацией города. 16 июля 1936 года ровно в 10 часов по московскому времени был произведен взрыв.

Масса поднятого грунта достигла более полукилометровой высоты, взрывом было выброшено около миллиона кубических метров земли, сам взрыв зафиксировали все сейсмические станции мира.

Сегодня глубина Коркинского карьера составляет 480—500 метров и в ближайшее время планируется углубление до 520 метров.

В период накопления залежей происходили небольшие движения земной коры в связи с продолжавшимся формированием уральской системы. Прибрежные равнины и склоны гор тогда были густо покрыты богатой лесной растительностью, за счет которой и образовались угли.
Много общего с Челябинским бассейном имеют Ткварчельский каменноугольный бассейн в Закавказье, Богословский р-н на Северном Урале, Экибастузский в Казахстане и некоторые дальневосточные районы. Во многих отношениях сходны с Челябинским Бассейном некоторые угленосные площади центральной Франции.

Четвертое место — Бингем-Каньон (Соединенные Штаты Америки)

Самым крупным каньоном в Соединенных Штатах является Бингем-Каньон, который по совместительству занимает четвертую строчку в мире. Располагается он на территории штата Юта, на юге от Солт-Лейк Сити. В ширину он простирается на четыре километра, а его глубина составляет 1,2 километра. Работы начались здесь в далеком 1848 году. Главный ресурс каньона — медная руда. Однако кроме меди, в Бингем-Каньоне добывают серебреную руду, молибден и даже золото. Несмотря на то, что работы на объекте ведутся уже более сотни лет, их объемы не сокращаются, а напротив, растут с годами. Добыча ведется и открытым способом, и подземным.

Длиннее, шире, глубже

Учитывая специфику рельефа местности, глубину, площадь залегания рудного тела полезных ископаемых, а чаще всего это — уголь, руды, содержащие драгоценные камни, золото, серебро, медь в различных комбинациях по процентному содержанию, породы, необходимые для ведения строительных, отделочных работ – гранит, мрамор, гипс, карьеры по их добыче получаются, то стремящимися к центру земли, уходя вниз воронкообразной выработкой пород, то расползаются по огромной площади как язвы на теле планеты, превращая зачастую плодородные земли исконных жителей в подобие лунного безжизненного пейзажа.

Надо сказать, что там, где залежи полезных ископаемых огромны по стратегическим запасам, то добыча ведется уже десятки лет, а на некоторых горных выработках – более века.

Пора представить претендентов из числа открытых рудников, карьеров, которые своими параметрами достойны претендовать на звание самых больших по всем показателям – длине, ширине и глубине:

  • Чукикамата, расположенный на высоте почти 3 км в Андах на территории Чили. Здесь уже с 1915 года успешно добывают руду с высоким содержанием меди. Его размеры впечатляют: длина – 4,3 км, ширина – 3 км, глубина достигает 850 м.
  • Токепала в Перу по добыче полиметаллической руды, содержащей серебро и медь, а также редкоземельный металл рений. Диаметр карьера 2,5 км с максимальной глубиной выработки более 500 м.
  • Бингем-Каньон в США. Разработка меднорудного месторождения ведется еще с 1863 (!) года и по сей день. К этому времени размеры карьера достигли 4 км в ширину, почти 8 кв.км по площади, а глубина – 1,2 км.
  • Алмазное месторождение «Мир» в нашей стране. Оно разрабатывалось с 1957 по 2001 годы. За это время размеры рукотворной впадины, имеющей воронкообразную форму, наиболее целесообразную для движения карьерных самосвалов, достигли 1,2 км в диаметре, а глубина – 525 м. С 2009 года алмазы на этом, не исчерпавшем себя месторождении, продолжают добывать уже подземным способом на одноименном руднике.
  • «Калгари Супер Пит» – карьер по добыче золотосодержащей руды в Австралии. Разрабатывается 1989 года. Размеры достигли 3,5 км в длину, 1,5 км — в ширину, а максимальная глубина выработки превысила отметку 320 м.

Решение о том, какой из них лучше соответствует высокому званию – самый большой в мире карьер, лучше оставить каждому из читателей статьи, без сомнения, способных выбрать его, исходя из своих предпочтений. Так определить технически / математически абсолютного чемпиона среди них по сумме трех основных параметров не представляется возможным.

Проспект Горняков

Проспект Горняков также украшен длинным пешеходным бульваром.

Бульвар на проспекте Горняков в Коркино

И застроен «сталинками», самые ранние из которых датируются 1938 годом.

Дома на проспекте Горняков в Коркино

Отдельно хочется обратить внимание на угловой дом под номером 10, построенный в 1954 году. Жаль, магазин «Магнит» весь вид испортил

Красивый дом на проспекте Горняков в Коркино

И, конечно же, невозможно пройти мимо огромного полукруглого здания под номером 2. Его построили в 1956 году и, очевидно, жили в нем далеко не шахтеры.

Красивый дом на проспекте Горняков в Коркино

К другим достопримечательностям проспекта Горняков относится Аллея памяти с памятником неизвестному солдату. Аллея была открыта 9 мая 1988 года. На мраморных плитах выгравированы свыше тысячи фамилий коркинцев, погибших в годы Великой Отечественной и в «горячих» точках.

Аллея памяти в Коркино

Напротив Аллеи памяти можно увидеть кинотеатр.

Кинотеатр в Коркино

Тут же на проспекте Горняков находится гостиница с боулингом, кафешками и прочими развлечениями.

Гостиница в Коркино

Заканчиваем прогулку по пр-ту Горняков у небольшого желтого здания администрации.

Администрации города Коркино

А так выглядит двор рядом с администрацией. Ну как так-то, а?!

Один из дворов города Коркино

История города Коркино и его достопримечательности

История этого населенного пункта начинается в XVIII веке. По легенде деревня Коркина на берегу реки Чумляк основана в 1746 году беглым каторжником Афанасием Коркиным (черемисом по национальности). После его женитьбы сюда переселились родственники жены Марфы из Еткульской крепости, поселок стал расти. А челябинский краевед Владимир Позднеев считает, что в названии закрепилась фамилия четырех братьев Коркиных, служивших казаками в Челябинской крепости.

Однако легенды легендами, а первое документальное упоминание Коркино относится к 1795 году. Тогда проводилась перепись, и в деревне Коркино записали 18 дворов, в которых жили 51 мужчин и 68 женщин. По решению коркинских депутатов, принятом в 2004 году, именно 1795 год решили считать официальной датой основания города.

В XIX веке население Коркино причислили к казакам. Коркино оставался казачьим поселением до 1920 года, когда было упразднено Оренбургское казачье войско.

В 1888 году в Коркино на месте пришедшей в негодность старой деревянной церкви построен каменный храм. Его освятили в честь святых равноапостольных Петра и Павла. Эта церковь – единственная каменная дореволюционная постройка, дошедшая до наших дней. По легендам ее построили то ли итальянские мастера, то ли финны-католики. В советское время в здании размещались конюшня, общежитие для переселенцев, склады, магазин, кузница. В 1940-е годы церковь вновь открыли и больше не закрывали. Адрес церкви: ул. Демьяна Бедного, 40.

В остальном же застройка Коркино — типичная советская. Есть и частный сектор.

Также из достопримечательностей можно отметить памятник горнякам, шахтёрам и первостроителям Коркино, который стоит на площади перед автостанцией. Он открыт в 1984 году, автор — скульптор Бронислав Маганов. Недавно памятник отреставрировали.

Интересен герб города, утвержденный в 2002 году. Он символизирует уголь, угольный разрез.

Численность населения Коркино 35,5 тысяч человек и постепенно снижается.

К Коркино примыкает поселок Роза. Он основан в 1932 году, когда возник колхоз «Красная Роза», названный в честь немецкой революционерки Розы Люксембург. В связи с началом добычи угля в 1935 году колхоз закрыли, а Роза превратилась в поселок горняков.

Китай

Из инициатив последних лет интересен китайский опыт по освоению и рекультивации бывшей известняковой шахты в городе Нанкин провинции Цзянсу в Китае. Общая площадь месторождения составляет почти 3,5 кв.км, а добыча известняка на этой территории известна с 50-х годов прошлого столетия. Часть месторождения была заболочена, но сохранились здания старых цементных заводов. Задачей чиновников, архитекторов и экологов стало восстановление природы и превращение неработающих предприятий в современные инфраструктурные объекты. В 2018 году власти провинции Цзянсу решили разбить на территории бывшей шахты огромный садово-парковый комплекс.

Два с лишним года велись строительные работы в границах бывшего рудника. При этом обязательным условием было сохранение архитектурного облика промышленных предприятий. Китайские архитекторы изучили культурные особенности 13 городов, разбив в Нанкине 13 новых городских парков. В проекте они использовали элементы традиционной китайской городской и садовой архитектуры: новый садовый комплекс оказался гармонично вписан в окружающий ландшафт. Бывшие мощности цементного завода превратились в музеи, а обрывы карьеров — в зрительные залы. Небольшой поезд, изначально предназначенный для транспортировки камней, теперь перевозит посетителей.

Второе место — Escondida (Чили)

Второе место в этом рейтинге занимает еще одно чилийское месторожденье. Как и в случае с Chuquicamata, данный карьер славится своими медными залежами. Крупные работы по добыче руды начались здесь в 1990 году, и с тех пор темпы добычи стремительно растут. За один лишь 2014 год здесь было добыто порядка 1,5 миллионов тонн меди, стоимость которой оценивают в десять миллиардов долларов США.

Данный карьер является одним из главных источников поступления денег в бюджет Чили. Кроме того, в месторождении трудится около трех тысяч человек, и количество рабочих мест только растет.

В 2006 году из-за массовой невыплаты заработной платы в карьере начались крупные забастовки и митинги. Работники карьера заблокировали дороги, ведущие к месторождению. В конце концов, их требования были услышаны и все деньги выплачены. Сегодня таких проблем не наблюдается, несмотря на то, что определенная негативная репутация все-таки сложилась.

Улица Ленина

Начинаем прогулку по Коркино с улицы Ленина, а точнее с автостанции. В город мы приехали из Челябинска на утреннем автобусе. Время в пути – ровно час, цена билета – 100 рублей.

Вот так выглядел наш автобус. Очень приятно, что не маршрутка, даже несмотря на то, что пассажиров было мало.

Автобус Челябинск-Коркино

Автостанция выглядит очень условно – это просто остановка с расписанием автобусов и помещение с кассами.

Автокассы в Коркино

Кстати, до середины 90-х годов из Челябинска в Коркино можно было добраться поездом. В Коркино ведут сразу две железнодорожные ветки и обе они были пассажирскими. За этим кирпичным двухэтажным зданием как раз находится ж/д станция «Коркино», теперь она грузовая.

Автостанция в Коркино

Сойдя с автобуса, сразу же видим первую достопримечательность Коркино — памятник горнякам, шахтерам и строителям города Коркино. Он был установлен в 1984 году к дате 50-летия угольного разреза.

Памятник горнякам, шахтерам и строителям Коркино

Привокзальная улица Ленина, как ворота в город, встречает гостей парадными «сталинками». Разумеется, дома «парадны» настолько, насколько это мог себе позволить провинциальный маленький город на Урале: минимальный декор, без колонн и без бельведеров.

Дома на улице Ленина в Коркино

Пройдя чуть вперед, оказалось, что остальная часть улицы Ленина застроена кирпичными «хрущевками». Все дома не выше 5 этажей и построены в период с 1957 по 1968 гг.

Дома на улице Ленина в Коркино

В центре улицы Ленина разбит тенистый бульвар – одно из наследий Советского Союза. В больших города такие бульвары ровняют с асфальтом, чтобы расширить проезжую часть. А в маленьких городах бездумно вырубать деревья нет необходимости.

Бульвар на улице Ленина в Коркино

Новенькие остановки:

А вот с транспортом чуда не произошло, по городу ездят маршрутки.

Городской транспорт в Коркино

В самом центре города продают молоко из бочки. Летом, наверное, и квас рядышком разливают.

Центр Коркино

Вот Коркинский горно-строительный техникум, в этом же здании на карте отмечен Коркинский городской музей.

Коркинский городской музей и горно-строительный техникум

У входа установлен памятник Владимиру Ильичу в натуральную величину.

Памятник Ленину в Коркино

Ближе к концу улицы Ленина нас поджидал солдат на фоне развевающегося знамени — это памятник Павшим воинам, открытие которого состоялось в 1967 году. Перед памятником должен гореть вечный огонь, но почему-то он не работал.

Памятник «Павшим воинам» в Коркино

Россия

В России первые опыты по вторичному использованию земель, пострадавших от добычи полезных ископаемых, были известны еще до революции: в 1912 году места добычи торфа во Владимирской губернии пытались превратить в сельскохозяйственные угодья. В советское время был проведен целый ряд исследований по восстановлению территорий в европейской части страны. Начиная с 1950-х годов такие работы велись в Донбассе и на Крайнем Севере. 

Заброшенные рудники Тырныаузского горно-металлургического комбината в Кабардино-Балкарии, где добывались вольфрам и молибден. К 2023 году планируется возобновить эксплуатацию Тырныаузского месторождения. Фото: Денис Ефремов

Один из первых удачных советских опытов по рекультивации заброшенных месторождений относится еще к 50-м годам прошлого века. Парк культуры и отдыха в городе Партизанск Приморского края был открыт в 1952 году на месте заброшенной шахты, став признанным местом отдыха горожан. Василий Гарбар, бывший в те годы директором парка, лично руководил посадкой деревьев, в том числе в холодное время года. Изначальной задачей было превращение парка в ботанический сад с многообразием деревьев и кустарников, а также дикорастущих и культурных цветов. С начала 1980-х годов парк считается памятником природы. На его территории растут краснокнижные виды растений: тис, лимонник, элеутерококк.

В 1970-е годы в СССР публиковались многочисленные работы по рекультивации земель, но в конце 1980-х в этой сфере наступило затишье вплоть до второй половины 1990-х. Сейчас один из наиболее масштабных проектов в России по восстановлению территории заброшенных месторождений ведется на месте отработанного Восточного карьера горы Магнитной в Челябинской области, где планируется создание зеленой зоны. Работы по добыче железной руды велись здесь с 1946 по 2006 год. За эти 60 лет на месте бывшего рудного холма сложилась «чаша» общей площадью около 160 га. 

Восточный карьер. Фото: mmk.ru

Работы на Восточном карьере начались в 2018 году. Первым шагом стала постройка инфраструктуры: со дна карьера откачали воду, проложили линии электропередач и железнодорожные пути. Затем туда провели автомобильную дорогу. Развитая транспортная сеть необходима для того чтобы начать рекультивацию — как техническую, так и биологическую. Сначала по новой железной дороге планируется транспортировать материалы для работ, в дальнейшем карьер будет засыпан черноземом для посадки травы. Всего на работы отведено 10 лет.

Превращение промышленных предприятий в современные лофты, озеленение территорий, развитие туристического потенциала бывших индустриальных регионов — тренд уже нескольких десятков лет

Однако важно учитывать и экономические, и экологические факторы, не закрывать предприятия хаотично, чтобы действия инвесторов и чиновников не приводили ни к росту безработицы, ни к дополнительному ущербу для окружающей среды. А чем больше будет положительных примеров восстановления территорий в разных уголках планеты, тем вероятнее и рост инвестиций в зеленые технологии и совершенствование законодательной базы в этой сфере на государственном и межгосударственном уровне

Храм Святых Апостолов Петра и Павла

А теперь сделаем небольшое отступление от центра города и отправимся к самой старой постройке Коркино. Карта нам нарисовала всего лишь 10 минут пешего ходу по прямой через частный сектор.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла была построена в 1888 году по одной версии итальянскими, по другой – финскими мастерами. Это единственная дореволюционная постройка, сохранившаяся в Коркино до наших дней. Она же является второй по значимости достопримечательностью Коркино.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Коркино

От полного разрушения в советское время церковь спасло расположение на окраине города. Церковь закрыли, сняли купола и разрушили колокольню. В оставшемся строении поочередно располагались магазин, общежитие, склады и кузница.

В 1942 году церковь открыли вновь, ремонт сделали силами прихожан.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Коркино

Самая удивительная реликвия храма – икона Спаса Нерукотворного, которую передали коркинцам из Свято-Успенской Почаевской лавры Украины. Взгляд Христа на иконе – загадка! До сих пор ходят споры открыты у него глаза или закрыты.

Рядом можно увидеть еще одну реликвию — икону Святого Серафима Саровского, привезенного из города Троицка Челябинской области. Икона вся обвешана украшениями – это подарки благодарных прихожан за чудеса, случившиеся в их жизни.

Иконы в православной церкви Коркино

На обратном пути по частному сектору рассматриваем старенькие деревянные домики. Возможно, некоторые из них стоят тут с основания города.

Но в вообще, как и везде у нас в стране, частный сектор разношерстен и неказист благодаря нелепому самострою и бездумным переделкам. Вот, например, как можно было такое построить?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: