Чердынь сегодня
Здесь ещё жива эта глубокая старинаи хранит свой эпический склад…для этнографов, археологов и бытописателей Чердынский край является непочатым угломД. Мамин-Сибиряк
Приятно сознавать, что к седой старине и к делам недавно минувших лет протянулись прочные нити современности. Более чем на 20 тыс. кв. км раскинулась территория Чердынского района, занимая почти всю северную часть Пермского края. А районный центр г. Чердынь имеет особое место среди городов Урала. В 1970 году Чердынь отнесена к числу 116 исторических городов России.
Без преувеличения город можно назвать своеобразным музеем под открытым небом. Здесь взято на государственный учет и охраняется более 100 памятников истории и культуры. Некоторые из них просто уникальны. Земля Чердынская хранит немало бесценных реликвий. Некоторые из них сегодня известны всему миру: пермский звериный стиль, пермские деревянные «боги», уникальные иконы…
С 1947 года продолжаются целенаправленные археологические исследования на территории города и района. На Вятском холме были найдены остатки металлургического производства — медные и железные шлаки, а также яма-кладовка, заполненная черепками посуды, костями животных, предметами, относящимися к пермскому звериному стилю.
Троицкая гора всегда привлекала самое пристальное внимание археологов — ещё ни одна из проведенных здесь экспедиций не обошлась без ценных находок. Вот и ныне, летом 2003 года, на небольшом по площади раскопе обнаружено более 120 находок
Был найден комплект бытовых предметов — наружные замки, наконечники стрел, ножи, серьги, монеты… особое место среди находок занимает бронзовый крест-мощевик, датируемый ХV-ХVI вв.
В городе осуществляется восьмилетняя программа по комплексному историко-археологическому изучению Троицкого городища и превращения его в историко-культурный центр. Троицкий холм уникален тем, что это единственное незастроенное историческое место, которое можно использовать для воссоздания древнего кремля. Далеко за пределами края известен краеведческий музей им. А.С. Пушкина, являющийся гордостью города. В 1998 году ему исполнилось 100 лет.
В Чердынском районе удивительная по своему составу флора и фауна. Здесь можно встретить редкие экземпляры животных и растений. А слава о Дивьей пещере (длина её около 10 км), могучем былинном богатыре-камне Ветлан, реках Колве, Березовой, Каме и Вишере, богатой рыбой, идет не только в нашей области, но и по всей стране.
Древнейший город Урала становится известным туристским центром Прикамья. Из Чердыни отправляются в походы на Дивью пещеру, на отроги Уральских гор, сплавляются по рекам Березовой, Колве, Вишере. А для тех, кто хоть однажды прошел по Чердынским таежным тропам, совсем по-иному начинают звучать старинные названия селений: Покча, Вильгорт, Янидор, Камгорт, Искор, Ныроб, Колва, Полюд…
Чердынский край привлекает многих людей разных профессий, возрастов и поколений. В последние годы он превратился в место массового туризма и паломничества в том числе и гостей из-за рубежа.
В последнее время широкой популярностью среди гостей пользуются вновь открытые Никольская (зимняя) и Прокопьевская (летняя) ярмарки, на которых предлагаются исключительно изделия народных умельцев не только Чердынского района, но и соседних с ним районов.
Объяснение концовки
Смысл концовки фильма «Сердце Пармы» (и этим он выгодно отличается от книги) в попытке примирить всех со всеми. Не зря Михаил после вынужденного кровопролития приходит к созидательной деятельности, не зря просит у бога прощения. По сути, он его и получает в виде поддержки детей и людей, которые по-прежнему считают его своим князем. Прощает он и сам – отпускает свою обиду к Тиче (взгляд в сторону и пауза) и обнимает её. Объяснение концовки такого: то, что было – было страшно, жестоко и неприемлемо, но это прошло. Вероятно, всё ещё повторится множество раз в будущем, ведь люди пока не научились жить в мире. И это придётся принять, как бы не было тяжело.
Даже горящая Золотая баба Сорни най – не символ крушения «неправильной» веры и торжества «правильного» христианства. Это просто отражение факта: религии и люди, воюя друг с другом, сменяют друг друга, но всё это часть большой истории, которую стоит просто принять.
Кадр из фильма.
Гора Полюд или Полюдов камень
В 30 километрах от Чердыни находится еще одна крайне знаменитая достопримечательность Урала — гора Полюд и Полюдов камень. Гора имеет высоту 527 метров и буквально доминирует над всем окружающим рельефом — из Чердыни ее также прекрасно видно. Вершину ее венчает каменное навершие по форме напоминающее волну. Сравнивают ее часто и с основанием памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге:
Полюд издалека
Считается, что на вершине Полюда в древности мог располагался сторожевой пост, а в случае наступления неприятелей по Вишере зажигался сигнальный огонь для предупреждения чердынцев.
Гора Полюд
Само название Полюд крайне любопытно, есть множество версий о его происхождении:
- Во-первых известно, что освоение региона велось именно новгородцами, они же составляли и значительную часть населения Чердыни. Имя Полюд было довольно распространенным в их среде и применительно к горе могло указывать на конкретного персонажа (например, известного воина сторожевой заставы);
- Во-вторых, имя Полюд близко к слову «полюдье» — то есть сбор дани. В таком контексте гора могла быть некой точкой сбора для окрестного населения, куда им полагалось свозить установленную дань. Полюд в таком контексте может обозначать и должность человека эту дань собирающего.
- В-третьих, в местных пермских легендах Полюд (и Перя) — имена самых прославленных богатырей Перми Великой. Они обладали невероятной силой и прославились тем, что бесстрашно защищали свой народ. Гора Полюд в таком контексте представляет собой окаменевшего/уснувшего богатыря Полюда, который в ней же укрыл несметные богатства и сокровища, о чем также существует множество легенд.
След великана
Интересно, что непосредственно на вершине горы есть и еще одно реальное указание на богатырскую тему: это гигантский след человеческой стопы, отпечатанный в камне, именуемый «след великана». Это четко очерченная стопа, с пальцами, превышающая стопу современного взрослого мужчины как минимум в 1,5 раза. Археологи выдвинули версию, что еще 40 тыс.лет назад кроманьонцы для каких-то религиозных целей намеренно придали естественному углублению вид такой стопы, расширив, углубив и обтесав его. Верить ли в камнетворчество кроманьонцев, игру природы или настоящих великанов — решать вам.
______________________________
Читайте о других городах на территории России (и шире — на территории расселения наших славянских и скифских предков) в рамках спецпроекта «Азбука легендарных городов». Порой исчезнувшие, порой переименованные, порой известные преимущественно по старым картам, но все — реальные и с совершенно захватывающей историей, уходящей вглубь иногда на сотни, а иногда и на тысячи (!) лет.
Цель проекта — показать что наше прошлое не ограничено Золотым Кольцом, Москвой, Киевом и Новгородом — все это великие города, но в то же время крупицы в той бесконечной массе сокровищ, которая лежит за пределами учебников истории.
А. Аркона: город храм на острове Буяне
Б. Белоозеро – город, где творилась история Руси
В. Пермь Великая: забытая история
Г. Грустина подземная – доисторический Томск.
Д. Дедославль: тульские древности.
Е. Ергимал и другие древние города Сибири.
Ё . Вышний Волочёк – ворота из Балтийского моря в Персию.
Ж. ВщиЖ – защита, искусство и просвещение.
З. Зартый – земля радимичей и северян.
И. Изборск – «железный град».
Й. БерестиЙ: земля дреговичей. Предшественник Бреста.
К. Кордно – столица вятичей.
Л. Старая Ладога – первая столица Древней Руси.
М. Мангазея златокипящая: первый русский город за Полярный кругом.
Н. Наян – место рождения легендарного пресвитера Иоанна на р.Лене.
О. Мегалиты СОлОвецких.
П. Заполярная Печора – город, которого нет.
Р. Ретра – «трехрогий Радегаст».
С. Серпонов – град лукоморский.
Т. Царственный Тартар – древняя столица.
У. Древний РУгодив – Нарва или Ивангород?
Ф. Форт звездный. Феномен звездных крепостей России.
Х. Ханбалык – столичный город Великого Хана.
Ц. Царица (Волгоград). Город неизвестной царицы.
Ч. Чердынь – город загадок, где время остановилось.
Ш. Блуждающий «ОреШек». Нева – не Нева.
Щ. Щетин – мудрость девятиста.
Ъ. СловенскЪ. Сказание о Словене и Русе.
Ы. ВолковЫск – под именем волка.
Ь. ТоболЬск – сердце Сибири.
Э. Эзина. Царь русов Кинтал против Александра Македонского.
Ю. Юмна (Винета) – Атлантида Балтики.
Я. ВЯтка – исторический центр Приуралья.
Достопримечательности Чердыни, что можно посмотреть в Чердыни
Иоанно – Богословская церковь
Когда – то здесь была окраина города и располагался монастырь Иоанна Богослова, еще в 1580 году получивший привилегии от Ивана Грозного. Тогда это была самая древняя обитель на Урале. В 1631 году монастырь был приписан к Троице – Сергиевской лавре под Москвой.
В пожар 1700 года два его деревянных храма сгорели. Существующая каменная церковь, окруженная простой железной оградой с кирпичными столбами и трехпролетными воротами, встала на их место. Грамота на ее постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию в марте 1717 года. Она предписывала готовить на строительство церкви «каменье и кирпичь, известь и лес и всякие припасы», требовала, чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарем, и указывала, чтобы она возводилась «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правила и устав повелевают».
Так и выстроили ее безвестные каменщики, выдержав и «правила и устав». Ими руководил приказчик Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проехавший через город несколькими годами раньше (1705г.). Он же прислал на ее строительство пленных шведов, сосланных в Прикамье Петром 1 после Полтавской битвы 1709 года.
Чердынский краеведческий музей
Не менее интересен с точки зрения истории и краеведения — Чердынский краеведческий музей имени А.С. Пушкина.
История образования Чердынского краеведческого музея началась в 1899 году, в год празднования 100 — летия со дня рождения А.С. Пушкина. В Чердынское уездное земство от учителей поступило предложение «увековечить память поэта». И 16 марта 1899 года на уездном земском собрании было принято решение создать общеобразовательный музей имени А.С. Пушкина.
Были выделены денежные средства для приобретения наглядных пособий для музея. Несколько позже, в 1918 году, музей имени А.С. Пушкина был объединен с археологическим музеем, получившим название Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина.
В 1924 году музей был перемещен в здание бывшей Чердынской Уездной Земской Управы, где и расположен в настоящее время.
Имея в своих выставочных залах уникальные исторические артефакты, включая, например, оковы, в которые был заточен в Ныробской яме М.Н
Романов, Чердынский краеведческий музей имеет немаловажное значение в линейке достопримечательностей не только самой Чердыни и Пермского края, но и в истории освоения Сибири
Краеведческий музей им. А.С. Пушкина расположен: г. Чердынь, ул. Юргановская, 69.
В 2000 году у Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина в здании бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы открылся второй филиал — музей истории веры.
Музей истории веры
Официальной датой открытия музея истории веры, является 28 августа 2000 года, — день Успения Пресвятой Богородицы. Музей открыт в храме Успения Пресвятой Богородицы, построенном на месте закрытого в 1764 году Чердынского женского монастыря. Строительство храма осуществлялось с 1757 по 1784 годы.
На стенах храма до сих пор сохранились росписи стен и сводов, выполненных мастером Сафоновым.
Экспозиция музея содержит и облачения священнослужителей, и священные сосуды и иконы, Святые плащаницы и многие другие артефакты, возраст которых составляет более 200 лет…
Музей истории веры расположен по адресу: г. Чердынь, ул. Успенская, 59.
Роль земства в развитии Чердынского края.
История доказывает, что без сочетания действий государства и общества не будет благополучия в жизни людей. Это доказано деятельностью уездного земства, созданного в Чердынском уезде в 1870 году за 47 лет его существования (до 1917 года). На огромной территории Чердынского уезда, превышавшего по своим масштабам 65 из 99 российских губерний, на сто тысяч населения приходилось 6 приходских училищ, 1 лечебница на 10 коек и 4 фельдшера на весь уезд, где не прекращались эпидемические вспышки холеры, оспы, тифа и других заболеваний. В уезде не было ни одного ветфельдшера, ни одной библиотеки. В таких условиях начинало свою деятельность Чердынское земство. В 1871 году земством было открыто 6 приходских училищ. В последующие годы земство больше половины всех средств направляло именно на просвещение и здравоохранение, об этом свидетельствует сохранившаяся смета доходов и расходов земства за 1911 г. Открыта публичная библиотека в городе и десятки библиотек в уезде, народные чтения, музеи, театрально-художественная деятельность, просветительские общества, передвижной кинематограф. К 1915 г. в уезде было открыто 26 медицинских пунктов и больниц. Излечение многих болезней, сокращение их длительности — вот те результаты, которые были достигнуты благодаря хорошо поставленной земской медицине. Помимо этого, земства организовывали фельдшерские курсы, врачебные съезды, проводили санитарно-статистические исследования. Земством осуществлялось строительство зданий, которые до сих пор служат делу здравоохранения и образования. Например, в здании, где находилась Чердынская уездная земская управа, продолжает работать Чердынский краеведческий музей, созданный по инициативе Чердынского земства – один из старейших музеев на Урале. С 1857 по 1913 года были построены: Гостиный двор, здание для приходского мужского училища и женская гимназия, здание бывшего городского 4-х классового училища, здание Общества потребкооперации, созданной в противовес купеческой торговли, водопроводная башня, здание ремесленного училища. А в честь 300-летия дома Романовых – уездная земская больница.
Где искать документы Всеобщей переписи населения 1897 года
Архив
По правилам переписи переписные листы, несущие в
себе персональные сведения о каждой семье должны были быть уничтожены.
Большинство комиссий задачу исполнили. Но были и те, что по разного рода причинам
сохранили переписные листы, в последствии передав их в региональные или
районные архивы.
В каждом архиве есть опись фондов. Из нее можно узнать какие документы имеются на хранении и заказать их для просмотра лично в архиве. Заказать удаленный поиск в архиве, составив запрос по электронной почте или нанять исполнителя.
В интернете тоже имеются оцифрованные документы.
Сайт мормонов
Большая часть документов, переданная в архивы, была оцифрована и выложена на сайт мормонов familysearch.org. К сожалению, доступ в России к этому сайту был ограничен. Но активисты добавляют документы и выкладывают их в общий доступ. (Не только Россия, но и другие страны)
Сайт с архивными фондами Всеобщей переписи населения 1897 года
Система, которая позволяет на карте наглядно увидеть сохранность и доступность документов, касающихся Первой Всероссийской переписи населения 1897 года. Сайт имеет несколько разделов.
Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы
Важно учитывать административно-территориальное деление, в результате чего документы могли попасть в разные архивы (например, по Вятской губернии – в нынешние соседние области Кировскую и Вологодскую)
Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы.
Библиография. Различные статьи, книги и сборники, содержащие информацию о Всеобщей переписи населения 1897 года.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи Библиография
Раздел с краткой информацией о Всеобщей переписи населения 1897 года.
АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи О Всеобщей переписи населения 1897 года
Поиск по фондам
Поиск по фондам. Имеется возможность найти документы по ключевому слову, по типу документа, по губернии и уезду. В результате поиска выдается список всех фондов, с указанием номера фонда, описи и дела. В предложенном списке можно выбрать наиболее подходящие документы и просмотреть их на сайте (присутствует ссылка, если документ оцифрован), либо заказать их в архиве.
АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи Поиск фондов
Можно просматривать все документы по губернии, либо по конкретному округу (уезду). Обязательно указан архив, в котором документы лежат на хранении.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи Таганрогский округ
Воспользовавшись этими электронными ресурсами, можно восстановить свою родословную, если документы Всероссийской переписи населения 1897 года по вашему населенному пункту сохранились.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Смысл фильма
И фильм, и книгу «Сердце Пармы» следует воспринимать прежде всего как эпические «полотна». Главная их задача – не донести какую-то главную мысль, а погрузить зрителя (читателя) в особый насыщенный событиями мир, в жизнь персонажей, многие из которых вполне могут быть похожи на своих реальных прототипов, у каждого из которых своя правда. Задача – максимально вовлечь и заставить сопереживать. Суть фильма и книги именно в этом, а вовсе не в нахождении какого-либо скрытого смысла.
Ещё одна ошибка – назначать одних персонажей на роль абсолютного зла, других – на роль абсолютного добра. Никого, даже князя Михаила (по большому счёту он лишь пытался сохранить мир, действовать по чести и с наименьшими потерями и жить счастливо, но постоянно оказывался в безвыходном положении), нельзя назвать святым или хотя бы человеком с полностью светлыми намерениями. Каждый здесь борется за самого себя, кто-то – также за свою любовь или губительную страсть, большинство – за своих родных и близких.
Книга и фильм «Сердце Пармы»
Чтобы разобраться, каким смыслом авторы наполнили содержание картины, нужно понять, что сюжет фильма «Сердце Пармы» неразрывно связан с книгой Алексея Иванова. Так что стоит упомянуть о сходствах и различиях этих двух произведений.
Книга опирается на реальные события, происходившие в пятнадцатом веке. Согласно данным историков, Михаил Ермолаевич действительно был назначен вассальным правителем Перми Великой. В 1455 году вогулы напали на владения князя и убили епископа Питирима (в фильме и в книге этот момент обыгран сценой преследования и казни на кресте). В 1467 году Михаил в свою очередь вместе с пермяками напал на Пелым.
Алексей Кравченко в роли князя Качаима. Кадр из фильма.
Ему удалось взять в плен предводителя вогулов Асыку, но у того получилось сбежать. В 1471 году Михаил отказался идти в поход на Казань, за что попал в немилость Ивана третьего. Усмирять князя со своим войском действительно отправился Фёдор Пёстрый и это ему удалось. Михаил был доставлен в Москву, но был прощён и вернулся назад. Через десять лет Асыка вновь напал на пермские земли и убил Михаила.
Это практически всё, что известно о тех событиях историкам. И Алексей Иванов умело добавил в них художественного вымысла, включая элементы фэнтези. Последние воплощены в способностях Тиче-ламии (как и в фильме), а также других вогулов-оборотней, в многочисленных и страшных духах-обитателях Пармы и в бессмертных существах – хумляльтах. К хумляльтам в книге относятся Асыка и Васька Калина. Оба не могли умереть пока не выполнят своё обещание перед богами. Так, Асыка должен был убить Михаила, что в результате и сделал. В фильме бессмертие Калины обыграно его удивительной везучестью. Именно поэтому его персонаж в начале «Сердца Пармы» говорит о своей первой смерти.
В книге «Сердце Пармы» раскрывается множество второстепенных персонажей, в том числе которых нет в фильме (вполне вероятно, что они появятся в сериале, ведь последний снимался параллельно по отдельному и более подробному сценарию). В частности, много страниц посвящено конфликту сына Михаила Матвея с отцом. Первый долгое время презирал второго за мягкость, но в итоге признал его правоту. Можно сказать, что сцена примирения в фильме – отсылка к завершению этого конфликта.
Некоторые события книги, как и в фильме, овеяны мистическим туманом, и авторы не спешат давать разгадки. К таковым относится, например, действие Зимнего закона. В книге, подчиняясь ему, Михаил должен был казнить вогулов в Пелыме – тех, за которых родственники не смогли внести выкуп. В чём конкретно заключается Зимний закон (абстрактно – в правиле платить за всё свою цену) не совсем понятно.
И в книге, и в фильме ярко показано принципиальное противостояние верований. В обоих произведениях вопрос веры в христианского бога и в языческих богов превращается в вопрос выживания русских, пермяков и вогулов.
Кадр из фильма.
Как проехать до города Чердынь:
Маршрут рассчитан на стандартные легковые автомобили. Расстояние от г. Екатеринбург — около 660 км., от г. Пермь — около 300 км.
Из г. Екатеринбург до г. Чердынь можно проехать двумя способами:
1) Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Нижний Тагил, Н.Тагил проезжаем по объездной — стороной проехав г. Верхняя Тура, по указателям уходим в сторону г. Чусовой Пермского края, ориентируясь на поселок Промысла.
Проезжаем Промысла — г. Гремячинск — пос. Усьва — г. Соликамск — г. Чердынь.
2) Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Пермь — далее уходим на г. Соликамск — г. Чердынь.
Расстояние в обоих случаях примерно одинаково.
Дорога до города Чердынь — везде вполне приличный асфальт.
Похожие фильмы
- «Царство небесное» (США, 2005): историческая драма Ридли Скотта о становлении крестоносцев;
- «Храброе сердце» (США, 1995): эпик Мэла Гибсона с ним же в главной роли о легендарном национальном герое Шотландии;
- «Игра престолов» (США, Великобритания, 2011-2019) – эпический сериал по романам Джорджа Мартина, вошедший в историю телевидения;
- «Викинги» (Ирландия, Канада, 2013-2020) – ещё один знаменитый сериал по мотивам исторических событий.
Автор статьи
Евгений Пинигин Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом — эзотерик, в настоящем — скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.
Отличная статья!10Нет…2