«Надо — значит надо!»
![]()
«Хотовский батюшка» протоиерей Алексий Колоколов
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Хотово построена попечением протоиерея Алексия Колоколова (1836–1902), основателя Успенского острова милосердия — знаменитого на всю Российскую империю центра благотворительности и попечительства на реке Волхов.
Отца Алексия называли «Хотовским батюшкой», поскольку эта деревня была первым местом его служения. Приход в Хотове был большим, но бедным, большая часть населения малокультурна и подвержена пьянству. Сын священника, отец Алексий, рано оставшийся вдовцом, делал всё, чтобы переменить нравственное состояние сельчан. На протяжении тринадцати лет он безвозмездно преподавал в Хотовском сельском училище. Во время страшной эпидемии без боязни посещал больных, утешал их и силой своей веры и молитвы возвращал многим здоровье. В это время к нему стали приводить психически больных, одержимых нечистыми духами. Случаи исцеления по молитвам Хотовского батюшки широко отражены в литературе начала XX века.
После того как деревянная церковь, в которой служил отец Алексий, сгорела со всем имуществом, он объединил население Хотово и окрестных сел в строительстве новой церкви. Общими усилиями в 1861–1862 годах был выстроен новый деревянный храм Воздвижения Креста Господня, а в 1863–1867 годах по проекту архитектора А. П. Мельникова — каменная Введенская церковь. Сейчас в Санкт-Петербургской митрополии собирают материалы к канонизации протоиерея Алексия Колоколова.
Цитата«На сегодняшний день у храма нет никакого финансирования, ни спонсоров, ни постоянных помощников, за исключением моих духовных чад и нескольких прихожан храма Анны Кашинской, где я служил раньше, — сетует отец Олег. — Мало кто знает об этом храме, нужна была информация. С этой целью мы создали группу в соцсети „ВКонтакте“, в ней более ста участников. Реально участвующих в жизни храма, правда, единицы. Но самое главное начало положено — мы стали служить Литургию, что является основой жизни любого прихода».
Адрес группы восстановления храма «ВКонтакте»: vk.com/club71715990.
Введенская церковь
Между Трудовой горой и Пролетарской улицей среди частного сектора и разросшихся деревьев затерялась небольшая Введенская церковь. Однако, еще в середине XVII веке здесь располагался Введенский женский монастырь с оградой. В 1764 году монастырь был упразднен, и сейчас от него осталась лишь одна церковь.
Введенская церковь в Вязниках. Адрес: ул. Пролетарская, 3
Каменная Введенская церковь строилась в период с 1681 по 1703 гг. и включала в себе сразу и холодную и теплую церкви. Так же при церкви была колокольня, построенная в 1884-1885 гг.
В 1930-е гг. церковь закрыли, снесли колокольню и завершение холодной церкви. В здании разместился спортзал.
В 2007 году церковь и прилегающая территория отдана под Свято-Введенский мужской монастырь, и сейчас в нем ведутся восстановительные и реставрационные работы.
Введенская церковь в Вязниках
Начало жизни монастыря
Приходским храм пробыл непродолжительный период. Вокруг отца Амросия образовалась небольшая группа его духовных чад, выразившая своё желание служить Богу. И уже в марте 1991 года архимандрит подал прошение о том, чтобы благословить создание монастыря. И вот 27 марта, по благословению патриарха Алексия ІІ, Свято-Введенский женский монастырь начал свою духовную миссию. Через полгода был совершён первый постриг.
Совместными усилиями насельниц монастыря, прихожан и жертвователей церковь была быстро восстановлена. Рядом с ней построили несколько двухэтажных корпусов, колокольню. Все строения возводились с учётом архитектурных особенностей Красного храма. Результатом стало появление в сердце города красивейшего архитектурного ансамбля. Так здесь обосновался Ивановский Свято-Введенский монастырь (женский). Эта обитель со временем стала расширяться за счёт подворий, которые были организованы в Ивановской области.
Троицкая церковь с колокольней
Троицкая церковь – каменная кубическая церковь, построенная в 1756 – 1761 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви. Рядом с церковью выстроена шатровая колокольня, украшенная маленькими слуховыми окошками.
![]()
Троицка церковь в Вязниках. Адрес: ул. Киселёва, 38
![]()
Колокольня Троицкой церкви в Вязниках
В 1929 году Троицкая церковь была закрыта, в ее стенах разместилась механико-техническая станция. Позже церковь стояла заброшенной. На колокольне некоторое время находился пост пожарного наблюдения.
В 2007 году завершилась реставрация церкви. Тогда же на колокольню были подняты новые колокола, отлитые в Воронеже.
![]()
Троицка церковь в Вязниках
За Троицкой церковью по улице Школьной находится здание православной гимназии, на фасаде которого можно увидеть две даты: 1892 и 1898, и сейчас мы узнаем, что они означают.
Церковно-приходская школа при Троицкой церкви существовала с 1885 года. На основе этой школы в 1892 году была создана школа для глухонемых, что было нечто совершенно новым и необычным для Вязников.
С 1897 по 1898 гг. для глухонемых было построено отдельное здание школы. В советские годы это была средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького. Во дворе школы до сих пор стоит бюст Максима Горького. С 2012 года школа стала православной гимназией им. прп. Серафима Саровского.
![]()
Православная гимназия в Вязниках. Адрес: ул. Школьная, 1В
Смотровая площадка Венец
Смотровая площадка Венец – гордость Вязников и одна из главных его достопримечательностей. Это самая высокая часть города, откуда открывается панорамный вид на Клязьму и её заливные луга.
![]()
Смотровая площадка Венец в Вязниках. Адрес: ул. Пригородная
Почему называется Венец? Потому что в этом месте река делает очередной крутой поворот, по форме своей напоминающий девичье головное украшение венец.
![]()
Смотровая площадка Венец в Вязниках
На Венец любят приезжать не только туристы, но и местные жители, выпускники и молодожены. В 2019 году смотровую площадку реконструировали: убрали лавочки с видом на реку, вместо железного ограждения поставили балюстраду, вместо асфальта уложили плитку.
![]()
Смотровая площадка в Вязниках до реконструкции
Находясь на Венце, самое время порассуждать о происхождения названия города Вязники. На этот счет существует несколько версий.
• По одной из них, свое название Вязники получили от произрастающих здесь вязовых деревьев, даже на гербе Вязников изображено дерево вяз.
• По другой версии, название произошло от вязкой болотистой местности, что особенно актуально по весне, когда Клязьма выходит из берегов и превращает все ближайшие луга в непроходимые топи.
• И, наконец, третья версия. Давным-давно правил Ярополчем жестокий и несправедливый князь Кий. Однажды поехал князь на охоту и увяз в болоте. Жители округи, узнав об этом, прибежали посмотреть на тонущего князя, но никто не кинулся ему не помощь. Люди лишь смотрели, да приговаривали: «Вязни, Кий! Вязни, Кий!». Так и получилось название Вязники.
![]()
Заливные луга на Венце в Вязниках и Клязьминско-Лухский заказник на горизонте
![]()
Кусочек Вязников, который можно увидеть со смотровой площадки
Возникновение
Равно как и другие храмы, Свято-Введенский женский монастырь имеет свою историю, которая началась не так давно — в прошлом столетии, и связана с церковью, которую в народе именуют Красной. Торжественное освящение территории будущего храма состоялось весной 1901 года.
Закончилось строительство в 1907 году. Автор проекта — достаточно известный в те времена архитектора Петр Беген. Средства на строительство были пожертвоваы купеческими семействами, владельцами фабрик города. Особый вклад в создание церкви внёс тогдашний городской голова П.Н. Дербенев. 21 июня того же года храм освятили. В нём было предусмотрено три престола:
- великомученика Феодора Тирона;
- святителя Николая Чудотворца;
- главный — Введения Пресвятой Богородицы, благодаря которому монастырь получил своё название, поскольку эта часть занимает основную территорию храма.
Много событий тех времён пережил Свято-Введенский женский монастырь, одно из знаменательных — в 1918 году здесь нёс служение сам патриарх Тихон.
С 1925 года настоятелем храма становится Зосима Трубачев, назначенный владыкой Августином. В это нелёгкое время священник нёс своё подвижническое служение, невзирая на множество препятствий, которые чинила Советская власть, обновленцы, безбожники. Среди прихожан также не было единства. Отец Зосима всегда защищал и оберегал вверенную ему церковь, проповедью старался укреплять свою паству, являя собой пример христианского благочестия.
Краткая история города Вязники
Примерно в 1135—1138 гг. чуть правее нынешнего города Вязники (в районе посёлков Лапино и Пировы-Городищи) князем Ярополком Владимировичем был поставлен град Ярополч-Залесский. Град был хорошо укреплен деревянными стенами и высокими земляными валами. Ярополч-Залесский был развитым ремесленно-торговым центром. Его жители занимались гончарным, оружейным, ювелирным и другими ремеслами.
В 1239 году Ярополч-Залесский был сожжен войсками хана Батыя и крепость прекратила свое существование
Однако, данное место было очень важно стратегически. Ярополч-Залесский вместе с другими соседствующими крепостями (Гороховцом, Бережецом и Стародубом-на-Клязьме) защищал северо-восточную границу древней Руси
В 1657 году была осуществлена попытка возродить Ярополч. На этот раз крепость построили на территории современного города Вязники, там, где стоит Троицкая церковь. Внутри крепости селились в основном зажиточные ярополчане, а крестьяне и ремесленники – снаружи. Однако, и в этот раз крепость долго не простояла. В 1703 году дома и стены охватил сильный пожар, после которого крепость решили больше не восстанавливать, и Ярополч превратился в обычное сельское поселение.
К этому времени рядом с Ярополчем уже сформировалась Вязниковская торгово-промышленная слобода, где активно выращивали лён и производили из него пряжу; промышляли огородничеством, резьбой по дереву и иконописью. Постепенно Вязники полностью поглотили Ярополч и в 1778 году указом Екатерины II получили статус уездного города.
Въездная стела в город Вязники на пересечении ул. Ленина и трассы М7
Рабочий городок ФУБРа
А сейчас мы прогуляемся к одной практически неизвестной, но очень интересной достопримечательности Вязников.
В районе Покровской церкви, а также улиц Октябрьской и Герцена в 1925 году началось строительство жилья для рабочих текстильных фабрик. Строительство велось на средства «Фонда улучшения быта рабочих», отчего район получил название ФУБРа. Спустя буквально 5 лет сложился целый городок из 2-х и 3-х этажных домов для рабочих, которые мы можем наблюдать и сегодня.
Дома для рабочих текстильных фабрик района ФУБРа в Вязниках. Адрес: ул. Октябрьская, 1
Дома для рабочих текстильных фабрик района ФУБРа в Вязниках. Адрес: ул. Герцена, 34
Дома для рабочих текстильных фабрик района ФУБРа в Вязниках. Адрес: ул. Герцена, 38
Во дворах этих домов спрятана удивительно элегантная кирпичная водонапорная башня. Она использовалась для подпитки котельной домов ФУБРа. Сейчас башня не используется и стоит и заложенными окнами.
Старая водонапорная башня в Вязниках в районе ФУБРа
Крестовоздвиженская церковь
Следующая достопримечательность Вязников – яркая кладбищенская Крестовоздвиженская церковь.
![]()
Крестовоздвиженская церковь в Вязниках. Адрес: ул. Горького, 10
Церковь в стиле позднего барокко была построена в 1794 году на средства вязниковского купца Василия Иустиновича Водовозова и прихожан Троицкой церкви. В 1863 году на средства фабрикантов Ивана и Осипа Сеньковых была перестроена теплая трапезная и пристроена трехъярусная колокольня.
![]()
Крестовоздвиженская церковь в Вязниках
С 1937 по 1945 гг. церковь была закрыта. В годы войны в ней располагалась тюрьма для пленных чехов и румын. Отсюда военнопленных отправляли за Клязьму на лесоповал. Затем здесь была кузница и склады. После войны это была единственная действующая церковь в Вязниках.
![]()
Крестовоздвиженская церковь в Вязниках
Введенский монастырь после революции
После революции Введенский монастырь закрыли, на огромной территории устроили школу военных лётчиков. В Георгиевском храме открыли клуб, во Введенском соборе – склады и классы, казармы и мастерские, офицерское общежитие. Кресты с храмов не сняли. Монастырь начал называться Авиагородком.
Монастырская территория, откуда убрали лётную школу в 1978 году, семнадцать лет оставалась без хозяина. Обитель по кирпичикам растаскивали местные жители на строительство гаражей и дач.
![]()
К 1995 году женский монастырь в Серпухове превратился в руины. С этого времени обитель начали восстанавливать. 5мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление в монастыре монашеской жизни.
В селе Введенское отреставрировали памятник учителям и выпускникам школы, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
Введенская средняя школы носит Имя Огненного выпуска. Это учителя и школьники, которые в 1941-ом году ушли на войну. Многие не вернулись.
Вот эти имена. Юных девчонок и мальчишек. Они учились в 10 классе. Только окончили школу и началась война.
Станислав Кузин, ученик Введенской средней школы:
— Это были первые классы десятые и учителя. Получается, когда началась война, то они пошли защищать родину. Поэтому их назвали Огненный выпуск.
Чтобы этих ребят и учителей помнили, жители села решили рядом со школой установить памятник. Этой идеей загорелся Николай Андреевич. Он работал учителем истории в этой же школе.
Николай Тимофеев, Почётный гражданин села Введенское:
— После того, как инициатива была проявлена, деньги по 10, 5, по 15 рублей я собирал и пока не насобирал 4 тысячи рублей, пока не объявили конкурс, не выбрали нужный нам памятник с фигурой солдата, все началось.
С одной стороны — с именами погибших, с другой — участников военных событий, которые остались живы.
А это новая веха в истории села Введенское и этого памятника. Его установили в 89-ом году. Со временем он пришел в негодность. Нужно было реставрировать. Совет ветеранов и представители местной власти обратились за помощью в областную думу. Проект поддержали в рамках гранта «Депутат — СМИ — население — Грани взаимодействия». Помог председатель Курганской областной думы Дмитрий Фролов.
Дмитрий Фролов, председатель Курганской областной думы:
— И видите, есть возможность приходить и смотреть на своих предшественников, надеюсь, это будет таким хорошим подспорьем, чтобы историческая память были вот в этой Введенской средней школе.
В селе Введенское намерены отреставрировать памятник погибшим в 1945-ом году. Все это приурочено в том числе, к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Чтобы молодое поколение знало историю.
Николай Володеев, глава Введенского сельского совета
— Они просто прыгали на этом памятнике, растяжки делали. Тут видно в глазах, что это, действительно, история. Вот это воспитание мы будем и дальше продолжать.
В подготовке торжественного митинга участвовали и сами школьники.
Милена Калинина, ученица Введенской средней школы:
— Вы думаете, павшие молчат? Конечно — да, вы скажете. Не верно. Они кричат, пока еще стучат сердца живых и связывают нервы. Они кричат не где-нибудь, а в нас, за нас кричат, особенно ночами, когда стоит бессонница у глаз и прошлое толпится за плечами.
Архитектурный комплекс
Перед входящими в монастырь через Святые ворота открывается ансамбль зданий парадного двора, где главное место занимает Введенский собор – самая древняя церковь, возведённая в XIV веке, где покоятся мощи преподобного Варлаама.
![]()
Собор построен в русском стиле в виде массивного четверика. Кирпичный пятиглавый храм снаружи облицован белым камнем. Кровля здания украшена объёмными кокошниками. Церковь окружают апсиды и паперть.
Храм великомученика Георгия – красивейшее двухэтажное здание, построенное в конце XVI века. На первом этаже – приделы Вознесения Господня и святителя Николая.
![]()
Главный придел в честь Георгия Победоносца расположен под шатровым куполом. В храме нет росписей, интерьер украшают иконы и необычные фарфоровые светильники.
Надвратный храм – церковь над Святыми вратами, освящённая в честь мученика Феодота Анкирского.
![]()
Церковь святителя Алексия, Митрополита Московского построена с северной стороны Введенского собора в XV веке. Одноглавое здание из белого камня с куполом , покрытым зелёной черепицей, покоится на подклете. Фасад украшают наличники и нарядные кокошники.
Слайд 10В 1919 году образован Введенский сельсовет. С 1920 года село Введенское
входит в состав Чаусовского района Курганского округа Уральской области. С 1926 года – село составная часть Курганского района. С 1934 года Курганский район стал составной частью Челябинской области. После образования Курганской области (6 февраля 1943 года) село входило в состав Курганского района Курганской области. Решением Курганского облисполкома от 2 апреля 1949 года центр Курганского района перенесён из г. Кургана в с. Введенское. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 ноября 1959 года центр Курганского района перенесён в с. Кетово. В годы Советской власти жители села работали в колхозе имени Ленина
![]()
Первая служба в полуразрушенном храме
Это богослужение отец Амвросий провел в Пасхальную ночь. Служба прошла в тихом сиянии звёзд под открытым небом. Состояние храма было плачевным: полуразрушенные стены, утыканные брёвнами, разбитые окна, протекающая крыша. Однако главное было совершено — служение Господу началось. Долгий путь длиной в семьдесят лет был преодолён, а борьба наконец-то окончена.
День ото дня церковь понемногу восстанавливалась. Сегодня можно воочию убедиться, как преобразился Свято-Введенский женский монастырь (Иваново). Фото демонстрируют удивительный по красоте храм, который, несомненно, является украшением города. Строительство и отделочные работы на территории обители продолжаются и по сей день. Вырастают новые корпуса монастыря, преобразуются и обновляются стены самого храма.
Храм после 1927 года
В 1927 году Президиум Мосгубисполкома рассмотрел вопрос о передаче церкви в село Рыжево Егорьевского уезда Рязанской губернии для возведения на месте сгоревшей. Со стороны Президиума Моссовета препятствий не встретилось, лишь было выдвинуто требование сохранить прежние размеры и формы архитектуры. 18 августа 1927 года сотрудник Административного отдела МУИК’а Кочетков произвел передачу здания храма в поселке Люблино уполномоченным религиозной общины при селе Рыжево. Так в Московском уезде стало на один храм меньше, после вывоза Петропавловского храма в Рыжево на его месте устроили футбольное поле.
1927 год. Чертеж архитектора Н.Д.Виноградова «Разрез церкви» (с.Рыжево, Егорьевского уезда, Московской губернии)
Церковь перевезли, собрали заново и, сохраняя посвящение сгоревшей церкви, переосвятили в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Отдельно от церкви была построена колокольня. Вокруг храма расположено старинное кладбище. Сохранились чертежи, выполненные в том же 1927 году, архитектором Н.Д. Виноградовым: генеральный план кладбища села Рыжево и разрез церкви села Рыжево. Так Богу было угодно сохранить этот храм, созданный ради Господа и для людей.
1927 год. Чертеж архитектора Н.Д.Виноградова «Генеральный план кладбища» (с.Рыжево, Егорьевского уезда, Московской губернии)
Во времена становления СССР велась массовая пропаганда атеизма, были аресты и преследование духовенства, уничтожение или передача святынь в руки народа. Продолжалось эта анти-церковная компания до Великой Отечественной войны, в ходе которой политическое руководство СССР окончательно отказалось от планов скорейшего уничтожения религии и церкви и перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни в стране.
Маленькому храму повезло: он приютился на нашей родной егорьевской земле. С тех пор, несмотря на трудные для церкви времена, служба в этом необычном храме не прекращалась никогда.
Но построенная прочно и надолго Введенская церковь очень нуждается в помощи специалистов-реставраторов. Немало утрат и огорчений принесли семь ограблений, случившихся в 1970-90-е годы. Самой большой потерей была безвозвратно утраченная редкая икона XVII века «Всех святых» московского письма.
ул. Кулькова
Церковь Введения, или, как еще именуют ее, Введенская, построена местными помещиками Фотием и Петром Саловыми на месте древней деревянной церкви. Это единственный сохранившийся памятник древнего Петро-Павловского (Петровского монастыря), основанного еще во второй половине тринадцатого столетия. В XIX веке неоднократно перестраивалась. В 1930 году разобраны главы храма и колокольня, позднее с запада сделана пристройка. Стены и своды здания из болыпемерного кирпича, снаружи с обмазкой, внутри оштукатуренные, пристройка деревянная. По проекту В.Н. Городкова памятник реставрирован в 1987-1988 годах. При исследовании были обнаружены скрытые под позднейшей кровлей остатки очень эффектного древнего завершения церкви, состоявшего из трех родов кокошников, о которых упоминалось в документах. «Такое завершение вместе с другими архитектурными деталями, — отмечал Василий Николаевич, — позволяет отнести к разряду памятников архитектуры Москвы последней четверти XVII века, которые и повлияли на создание архитектурного образа Брянской Введенской (ныне Петро-Павловской) церкви».
![]()
Введенская церковь в Брянске, построенная братьями Фаддеем и Елизаром Саловыми в 1701г
![]()
Древнейшую обитель Брянского края – Петро-Павловский монастырь города Брянска – можно сравнить с краеугольным камнем Православной веры на Брянской земле.
Монастырь был основан в 1275 году и на протяжении веков почитался верующими, в особенности это было связано с пребыванием в нем Святых мощей его основателя – Преподобного благоверного князя Олега Брянского, который сочетал служение государственного мужа с монашеской аскезой, и удалившись от княжения, заботился о своем народе молитвой и милостыней. При императрице Екатерине II обитель была лишена всех вотчин и угодий, постепенно пришла в упадок и в 1830 году была упразднена. Однако по прошению градского Брянского общества и ходатайству местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление обители, для вдов, девиц и сирот, монастырь был восстановлен как женский на правах общежития.
Многое для обители сделали Брянские меценаты братья Могилевцевы. К 1917 году в Петро-Павловской обители было два храма — соборный Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратный Святого пророка Божия Илии, семь каменных с деревянным верхом корпусов (в их числе странноприимный дом и больница) и 30 деревянных флигелей-келий. Хозяйство было немалым и состояло из фруктового сада, скотного двора, лугов, земельных наделов и лесных угодий. Имелись рукодельня, иконописная и чеканная мастерские, церковно-приходская школа. В обители тогда было около 200 сестер.
![]()
В июне 1923 года монастырь был закрыт. В Ильинском храме устроили рабочий клуб, затем кинотеатр имени Демьяна Бедного. В середине 70-ых этот храм разрушили, на его месте стоит ныне гостиница «Брянск». Введенский храм был разграблен и занят губернским архивом. Ограда и почти все строения обители, в том числе фонтан, устроенный братьями Могилевцевыми, были разрушены. Сохранилось здание монастырской больницы, которое занимает кожно-венерологический диспансер, и несколько домов-келий. От кладбища, на котором были погребены и известные жители города, уцелело лишь несколько могил. Неизвестно, где находятся святыни обители: два деревянных резных образа Святителя Николая и такой же образ Великомученицы Параскевы.
В 1944 году возобновилось приходское Богослужение в Введенском храме. В начале 30-ых годов, по благословению Брянского архиепископа Даниила (Троицкого) были обретены и вновь погребены под Алтарем Введенского храма во избежание поругания от безбожных властей мощи Преподобного князя Олега.
Брянск. Церкви Введения. XVIII в.
![]()
Введенская церковь(Петропавловская) Брянск,ул.Кулькова 14
Единственный сохранившийся памятник древнего Петропавловского монастыря, основанного во второй половине ХII века брянским князем Олегом Романовичем
Художник Е. Сакало-Кондрашова , бумага,акварель
![]()
Церковь Введения, нач. 18 в. Расположена в нагорной части Брянска над крутым обрывом. Единственный сохранившийся памятник древнего Петропавловского монастыря.
![]()
Введенская церковь возведена на средства помещиков Саловых как соборный храм в 1702-05г. Бесстолпный храм с шатровой колокольней.
![]()
![]()
Храмы
У монастыря есть несколько подворий.
В июне 1991 года образовалось первое подворье — Преображенское, в бывшем селе Доронино. Отреставрирована полуразрушенная церковь; служба в ней идет ежедневно со дня престольного праздника — Преображения Господня 1994 года. 2 января 2001 года в зимней части храма освятили престол в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы и священномученика Евфимия Тихонравова, который служил в этом храме. На Преображенском подворье расположены земельные угодья монастыря. Здесь сестры выращивают овощи, заготавливают на зиму грибы и ягоды, посадили фруктовый сад. Здесь же — главный скотный двор монастыря: коровы, куры.
Возрождается некогда заброшенное село Доронино. Трехэтажное кирпичное здание, полтора десятка жилых деревянных домиков, овощехранилище, хозяйственные постройки, — все это возведено в последнее время. Покровское подворье в д. Златоуст Лежневского района было создано в марте 1993 г., в старинной графской усадьбе. Здание усадьбы было восстановленo в течение года. Богослужения в домовой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы начались в 1995 году на Рождество Христово.
На Покровском подворье пострен трехэтажный келейный корпус, выполнена газификация подворья; здесь же находится монастырское кладбище, на котором похоронены священнослужители и сестры обители — более 30 человек. Сестры подворья помогают детям-сиротам из школы-интерната п. Чернцы Лежневского района. Еще одно подворье расположено на землях бывшей оленеводческой фермы в лесной зоне д. Ступкино Лежневского района. Названо оно Сергиевой Пустынью в честь преп. Сергия Радонежского.
Здесь находятся монастырский сад, пасека и рыбный пруд. На этом подворье имеют право проживать священнослужители и алтарники.
Духовенство: игумения Мария (Перепеча) и духовник архимандрит Амвросий (Юрасов)
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2В эпоху раннего железного века (середина — вторая половина I тысячелетия
до н.э.) на территории вдоль течения рек Тобол и Исеть обитали полукочевые племена, относящиеся к гороховской культуре.
![]()
Слайд 5Село Чертищево (название села происходило от слова «черта, граница») основано в
1681 году. Главное значение этой черты в 17 веке было быть Пограничной крепостью Российского государства. В исторических документах говорится: «Черта (граница) общей мерой 640 сажень (примерно 1 км 400 м) проходила от Зайковского моста, между улицами Вотина и Томина, через озерко возле школы №1, далее по улицам Полевой и Ленина, до озера (Конского). Северная часть села была защищена крутыми берегами речки Черная, а за ней начинался густой лес».
![]()
Слайд 6Крепость Чертищево состояла из вертикальных бревен, пригнанных друг к другу, высотой
пять метров. Центр ее был всего 630 метров. Также имелись несколько башен для стрельбы из пушек. Сам же гарнизон состоял из пушкарей, драгун и стрельцов. У 14 крестьян имелось огнестрельное оружие. Федор Осипов, Тимофей Корюков, Иван Кокин, Анкудин Тетерин, Василий Пономарев, Конон Кетов, Никита Половинкин и многие другие имели мушкеты, самопалы, пистолеты, был даже карабин. Линия военной обороны, напомним, была чуть меньше полутора километров.
![]()
Слайд 7После расширения государства на юг и строительства новых пограничных линий в
1749 году военный гарнизон покинул село. В это время появляется название Черновское по названию реки Чёрной. Впоследствии село поменяло своё название на Введенское в честь храма во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенного не позднее 1758 года.
![]()
Слайд 9В конце XIX в. село Введенское стало ещё и ремесленным центром
и в нём проходила «Введенская ярмаркя» — 4 декабря (21 ноября по старому стилю) в престольный праздник православных христиан Введение во храм Пресвятой Богородицы. В то время в селе работали: паточный завод купца Бакина с годовым оборотом в 6000 рублей; 3 водяные, 2 ветряные мельницы и круподерка; артельный маслодельный завод; 4 бакалейно-мелочные лавки, пивная и кабаки. Были второклассная церковно-приходская женская школа и при ней — образцовая смешанная церковно-приходская
![]()
Слайд 10В 1919 году образован Введенский сельсовет. С 1920 года село Введенское
входит в состав Чаусовского района Курганского округа Уральской области. С 1926 года – село составная часть Курганского района. С 1934 года Курганский район стал составной частью Челябинской области. После образования Курганской области (6 февраля 1943 года) село входило в состав Курганского района Курганской области. Решением Курганского облисполкома от 2 апреля 1949 года центр Курганского района перенесён из г. Кургана в с. Введенское. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 ноября 1959 года центр Курганского района перенесён в с. Кетово. В годы Советской власти жители села работали в колхозе имени Ленина
![]()
Звук колокола должен быть певучий
Вопрос о возрождении православного прихода, а затем и о строительстве храма встал в столице Таймыра только в 1991–1992 годах. Тогда в Дудинку впервые приехал епископ Красноярский и Енисейский Антоний и провёл службу в городском Доме культуры. Под протоколом о создании православной общины и возведении в городе церкви были собраны подписи. Для служб выделено специальное помещение: официальное открытие молельного дома в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии состоялось в августе 1992 года.
Вопрос строительства храма в Дудинке, однако, решался трудно. Только в 1998 году было определено место для церкви на Набережной площади. После этого началась стройка. Осенью 2000 года состоялось освящение и установка куполов с крестами на храме. Вечером 16 сентября настоятель храма прочитал Пасхальный канон. На следующий день в новой церкви прошла первая литургия.
Другое важное событие для православных дудинцев случилось в морозный день 31 марта 2001 года, когда состоялось освящение колоколов. Самый большой из них весил «всего» 500 килограммов
В старинных русских церквях вес колоколов может достигать десятков тонн.
Горожане снизу, затаив дыхание, следили, как один за другим все десять колоколов устанавливают на звонницу храма. Есть в этом деле свои отличительные особенности: сам колокол укрепляется неподвижно, зато язык подвешивается внутри свободнокачающимся. Получается красивый и певучий звук. Чтобы его добиться, при отливке колоколов на заводах всегда соблюдаются правила. Обязательно нужно выдерживать точную пропорцию меди и олова, нередко с добавлением серебра. Колокол должен быть правильной высоты и ширины, с определённой толщиной стен.
Колокола для Введенской церкви, как и для норильского храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость», специально отливали на Воронежском колокольном заводе.
![]()
Фото: taimyr-museum.ru | Фотовыставка, посвященная 250-летию Дудинской Свято-Введенской церкви
Пожарная часть
До конца XIX века в Вязниках своей пожарной бригады не было, и пожарных в город присылали из Владимира. За то время в городе успело случиться несколько грандиозных пожаров. В 1873 году выгорел весь центр. После этого года городской глава поставил вопрос об образовании в Вязниках пожарной команды.
В 1892 году на Соборной площади на месте деревянного здания была построена кирпичная пожарная часть. В начале 1920-х годов пожарная дружина получила первую автомашину, специально оборудованную для тушения пожаров.
![]()
Вязниковское пожарное депо. 1912 год.
В в 2022 году зданию пожарной части в Вязниках исполнится 130 лет.
![]()
Пожарная часть в Вязниках. Адрес: пл. Соборная, 2
Продолжаем осмотр домов на восточной стороне Соборной площади:
![]()
Застройка Соборной площади Вязников с восточной стороны
Фатьяновский лесопарк
Алексей Иванович Фатьянов – уроженец Вязниковского района; поэт, воспевавший родные места. Фатьянов пробыл на фронте всю Великую Отечественную войну, и после демобилизации сразу навестил Вязники.
В 1962 году был сформирован Фатьяновский лесопарк.
Вход в Фатьяновский лесопарк в Вязниках. Адрес: ул. Комсомольская, 4а
От входа в парк две пешеходные дорожки ведут к Фатьяновской площадке, или как её ещё называют «Солнечная поляночка». В 1974 году здесь состоялся первый праздник поэзии Фатьянова, ставший затем ежегодным.
Отрывок из стихотворения Алексея Фатьянова «В городском саду»:
В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.
Оттого, что пахнут липы
И река блестит,
Мне от глаз твоих красивых
Взор не отвести.
Фатьяновский праздник поэзии в Вязниках на Солнечной поляночке. Фото 1983 года.
Солнечная поляночка вмещает в себя до тысячи зрителей. В 2021 году администрация Вязников планирует реконструировать Фатьяновский парк вместе с Солнечной поляночкой. Основной упор сделан на расширение сцены.
Солнечная поляночка в Фатьяновском парке в Вязниках
На это светлой ноте мы завершаем прогулку по Вязникам. Надеемся, вам она понравилась! Не забывайте писать комментарии!






























