«Надо — значит надо!»
«Хотовский батюшка» протоиерей Алексий Колоколов
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Хотово построена попечением протоиерея Алексия Колоколова (1836–1902), основателя Успенского острова милосердия — знаменитого на всю Российскую империю центра благотворительности и попечительства на реке Волхов.
Отца Алексия называли «Хотовским батюшкой», поскольку эта деревня была первым местом его служения. Приход в Хотове был большим, но бедным, большая часть населения малокультурна и подвержена пьянству. Сын священника, отец Алексий, рано оставшийся вдовцом, делал всё, чтобы переменить нравственное состояние сельчан. На протяжении тринадцати лет он безвозмездно преподавал в Хотовском сельском училище. Во время страшной эпидемии без боязни посещал больных, утешал их и силой своей веры и молитвы возвращал многим здоровье. В это время к нему стали приводить психически больных, одержимых нечистыми духами. Случаи исцеления по молитвам Хотовского батюшки широко отражены в литературе начала XX века.
После того как деревянная церковь, в которой служил отец Алексий, сгорела со всем имуществом, он объединил население Хотово и окрестных сел в строительстве новой церкви. Общими усилиями в 1861–1862 годах был выстроен новый деревянный храм Воздвижения Креста Господня, а в 1863–1867 годах по проекту архитектора А. П. Мельникова — каменная Введенская церковь. Сейчас в Санкт-Петербургской митрополии собирают материалы к канонизации протоиерея Алексия Колоколова.
Цитата«На сегодняшний день у храма нет никакого финансирования, ни спонсоров, ни постоянных помощников, за исключением моих духовных чад и нескольких прихожан храма Анны Кашинской, где я служил раньше, — сетует отец Олег. — Мало кто знает об этом храме, нужна была информация. С этой целью мы создали группу в соцсети „ВКонтакте“, в ней более ста участников. Реально участвующих в жизни храма, правда, единицы. Но самое главное начало положено — мы стали служить Литургию, что является основой жизни любого прихода».
Адрес группы восстановления храма «ВКонтакте»: vk.com/club71715990.
Введенская церковь
Между Трудовой горой и Пролетарской улицей среди частного сектора и разросшихся деревьев затерялась небольшая Введенская церковь. Однако, еще в середине XVII веке здесь располагался Введенский женский монастырь с оградой. В 1764 году монастырь был упразднен, и сейчас от него осталась лишь одна церковь.
Введенская церковь в Вязниках. Адрес: ул. Пролетарская, 3
Каменная Введенская церковь строилась в период с 1681 по 1703 гг. и включала в себе сразу и холодную и теплую церкви. Так же при церкви была колокольня, построенная в 1884-1885 гг.
В 1930-е гг. церковь закрыли, снесли колокольню и завершение холодной церкви. В здании разместился спортзал.
В 2007 году церковь и прилегающая территория отдана под Свято-Введенский мужской монастырь, и сейчас в нем ведутся восстановительные и реставрационные работы.
Введенская церковь в Вязниках
Начало жизни монастыря
Приходским храм пробыл непродолжительный период. Вокруг отца Амросия образовалась небольшая группа его духовных чад, выразившая своё желание служить Богу. И уже в марте 1991 года архимандрит подал прошение о том, чтобы благословить создание монастыря. И вот 27 марта, по благословению патриарха Алексия ІІ, Свято-Введенский женский монастырь начал свою духовную миссию. Через полгода был совершён первый постриг.
Совместными усилиями насельниц монастыря, прихожан и жертвователей церковь была быстро восстановлена. Рядом с ней построили несколько двухэтажных корпусов, колокольню. Все строения возводились с учётом архитектурных особенностей Красного храма. Результатом стало появление в сердце города красивейшего архитектурного ансамбля. Так здесь обосновался Ивановский Свято-Введенский монастырь (женский). Эта обитель со временем стала расширяться за счёт подворий, которые были организованы в Ивановской области.
Троицкая церковь с колокольней
Троицкая церковь – каменная кубическая церковь, построенная в 1756 – 1761 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви. Рядом с церковью выстроена шатровая колокольня, украшенная маленькими слуховыми окошками.
Троицка церковь в Вязниках. Адрес: ул. Киселёва, 38
Колокольня Троицкой церкви в Вязниках
В 1929 году Троицкая церковь была закрыта, в ее стенах разместилась механико-техническая станция. Позже церковь стояла заброшенной. На колокольне некоторое время находился пост пожарного наблюдения.
В 2007 году завершилась реставрация церкви. Тогда же на колокольню были подняты новые колокола, отлитые в Воронеже.
Троицка церковь в Вязниках
За Троицкой церковью по улице Школьной находится здание православной гимназии, на фасаде которого можно увидеть две даты: 1892 и 1898, и сейчас мы узнаем, что они означают.
Церковно-приходская школа при Троицкой церкви существовала с 1885 года. На основе этой школы в 1892 году была создана школа для глухонемых, что было нечто совершенно новым и необычным для Вязников.
С 1897 по 1898 гг. для глухонемых было построено отдельное здание школы. В советские годы это была средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького. Во дворе школы до сих пор стоит бюст Максима Горького. С 2012 года школа стала православной гимназией им. прп. Серафима Саровского.
Православная гимназия в Вязниках. Адрес: ул. Школьная, 1В
Смотровая площадка Венец
Смотровая площадка Венец – гордость Вязников и одна из главных его достопримечательностей. Это самая высокая часть города, откуда открывается панорамный вид на Клязьму и её заливные луга.
Смотровая площадка Венец в Вязниках. Адрес: ул. Пригородная
Почему называется Венец? Потому что в этом месте река делает очередной крутой поворот, по форме своей напоминающий девичье головное украшение венец.
Смотровая площадка Венец в Вязниках
На Венец любят приезжать не только туристы, но и местные жители, выпускники и молодожены. В 2019 году смотровую площадку реконструировали: убрали лавочки с видом на реку, вместо железного ограждения поставили балюстраду, вместо асфальта уложили плитку.
Смотровая площадка в Вязниках до реконструкции
Находясь на Венце, самое время порассуждать о происхождения названия города Вязники. На этот счет существует несколько версий.
• По одной из них, свое название Вязники получили от произрастающих здесь вязовых деревьев, даже на гербе Вязников изображено дерево вяз.
• По другой версии, название произошло от вязкой болотистой местности, что особенно актуально по весне, когда Клязьма выходит из берегов и превращает все ближайшие луга в непроходимые топи.
• И, наконец, третья версия. Давным-давно правил Ярополчем жестокий и несправедливый князь Кий. Однажды поехал князь на охоту и увяз в болоте. Жители округи, узнав об этом, прибежали посмотреть на тонущего князя, но никто не кинулся ему не помощь. Люди лишь смотрели, да приговаривали: «Вязни, Кий! Вязни, Кий!». Так и получилось название Вязники.
Заливные луга на Венце в Вязниках и Клязьминско-Лухский заказник на горизонте
Кусочек Вязников, который можно увидеть со смотровой площадки
Возникновение
Равно как и другие храмы, Свято-Введенский женский монастырь имеет свою историю, которая началась не так давно — в прошлом столетии, и связана с церковью, которую в народе именуют Красной. Торжественное освящение территории будущего храма состоялось весной 1901 года.
Закончилось строительство в 1907 году. Автор проекта — достаточно известный в те времена архитектора Петр Беген. Средства на строительство были пожертвоваы купеческими семействами, владельцами фабрик города. Особый вклад в создание церкви внёс тогдашний городской голова П.Н. Дербенев. 21 июня того же года храм освятили. В нём было предусмотрено три престола:
- великомученика Феодора Тирона;
- святителя Николая Чудотворца;
- главный — Введения Пресвятой Богородицы, благодаря которому монастырь получил своё название, поскольку эта часть занимает основную территорию храма.
Много событий тех времён пережил Свято-Введенский женский монастырь, одно из знаменательных — в 1918 году здесь нёс служение сам патриарх Тихон.
С 1925 года настоятелем храма становится Зосима Трубачев, назначенный владыкой Августином. В это нелёгкое время священник нёс своё подвижническое служение, невзирая на множество препятствий, которые чинила Советская власть, обновленцы, безбожники. Среди прихожан также не было единства. Отец Зосима всегда защищал и оберегал вверенную ему церковь, проповедью старался укреплять свою паству, являя собой пример христианского благочестия.
Краткая история города Вязники
Примерно в 1135—1138 гг. чуть правее нынешнего города Вязники (в районе посёлков Лапино и Пировы-Городищи) князем Ярополком Владимировичем был поставлен град Ярополч-Залесский. Град был хорошо укреплен деревянными стенами и высокими земляными валами. Ярополч-Залесский был развитым ремесленно-торговым центром. Его жители занимались гончарным, оружейным, ювелирным и другими ремеслами.
В 1239 году Ярополч-Залесский был сожжен войсками хана Батыя и крепость прекратила свое существование
Однако, данное место было очень важно стратегически. Ярополч-Залесский вместе с другими соседствующими крепостями (Гороховцом, Бережецом и Стародубом-на-Клязьме) защищал северо-восточную границу древней Руси
В 1657 году была осуществлена попытка возродить Ярополч. На этот раз крепость построили на территории современного города Вязники, там, где стоит Троицкая церковь. Внутри крепости селились в основном зажиточные ярополчане, а крестьяне и ремесленники – снаружи. Однако, и в этот раз крепость долго не простояла. В 1703 году дома и стены охватил сильный пожар, после которого крепость решили больше не восстанавливать, и Ярополч превратился в обычное сельское поселение.
К этому времени рядом с Ярополчем уже сформировалась Вязниковская торгово-промышленная слобода, где активно выращивали лён и производили из него пряжу; промышляли огородничеством, резьбой по дереву и иконописью. Постепенно Вязники полностью поглотили Ярополч и в 1778 году указом Екатерины II получили статус уездного города.
Въездная стела в город Вязники на пересечении ул. Ленина и трассы М7
Рабочий городок ФУБРа
А сейчас мы прогуляемся к одной практически неизвестной, но очень интересной достопримечательности Вязников.
В районе Покровской церкви, а также улиц Октябрьской и Герцена в 1925 году началось строительство жилья для рабочих текстильных фабрик. Строительство велось на средства «Фонда улучшения быта рабочих», отчего район получил название ФУБРа. Спустя буквально 5 лет сложился целый городок из 2-х и 3-х этажных домов для рабочих, которые мы можем наблюдать и сегодня.
Дома для рабочих текстильных фабрик района ФУБРа в Вязниках. Адрес: ул. Октябрьская, 1
Дома для рабочих текстильных фабрик района ФУБРа в Вязниках. Адрес: ул. Герцена, 34
Дома для рабочих текстильных фабрик района ФУБРа в Вязниках. Адрес: ул. Герцена, 38
Во дворах этих домов спрятана удивительно элегантная кирпичная водонапорная башня. Она использовалась для подпитки котельной домов ФУБРа. Сейчас башня не используется и стоит и заложенными окнами.
Старая водонапорная башня в Вязниках в районе ФУБРа
Крестовоздвиженская церковь
Следующая достопримечательность Вязников – яркая кладбищенская Крестовоздвиженская церковь.
Крестовоздвиженская церковь в Вязниках. Адрес: ул. Горького, 10
Церковь в стиле позднего барокко была построена в 1794 году на средства вязниковского купца Василия Иустиновича Водовозова и прихожан Троицкой церкви. В 1863 году на средства фабрикантов Ивана и Осипа Сеньковых была перестроена теплая трапезная и пристроена трехъярусная колокольня.
Крестовоздвиженская церковь в Вязниках
С 1937 по 1945 гг. церковь была закрыта. В годы войны в ней располагалась тюрьма для пленных чехов и румын. Отсюда военнопленных отправляли за Клязьму на лесоповал. Затем здесь была кузница и склады. После войны это была единственная действующая церковь в Вязниках.
Крестовоздвиженская церковь в Вязниках
Введенский монастырь после революции
После революции Введенский монастырь закрыли, на огромной территории устроили школу военных лётчиков. В Георгиевском храме открыли клуб, во Введенском соборе – склады и классы, казармы и мастерские, офицерское общежитие. Кресты с храмов не сняли. Монастырь начал называться Авиагородком.
Монастырская территория, откуда убрали лётную школу в 1978 году, семнадцать лет оставалась без хозяина. Обитель по кирпичикам растаскивали местные жители на строительство гаражей и дач.
К 1995 году женский монастырь в Серпухове превратился в руины. С этого времени обитель начали восстанавливать. 5мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление в монастыре монашеской жизни.
В селе Введенское отреставрировали памятник учителям и выпускникам школы, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
Введенская средняя школы носит Имя Огненного выпуска. Это учителя и школьники, которые в 1941-ом году ушли на войну. Многие не вернулись.
Вот эти имена. Юных девчонок и мальчишек. Они учились в 10 классе. Только окончили школу и началась война.
Станислав Кузин, ученик Введенской средней школы:
— Это были первые классы десятые и учителя. Получается, когда началась война, то они пошли защищать родину. Поэтому их назвали Огненный выпуск.
Чтобы этих ребят и учителей помнили, жители села решили рядом со школой установить памятник. Этой идеей загорелся Николай Андреевич. Он работал учителем истории в этой же школе.
Николай Тимофеев, Почётный гражданин села Введенское:
— После того, как инициатива была проявлена, деньги по 10, 5, по 15 рублей я собирал и пока не насобирал 4 тысячи рублей, пока не объявили конкурс, не выбрали нужный нам памятник с фигурой солдата, все началось.
С одной стороны — с именами погибших, с другой — участников военных событий, которые остались живы.
А это новая веха в истории села Введенское и этого памятника. Его установили в 89-ом году. Со временем он пришел в негодность. Нужно было реставрировать. Совет ветеранов и представители местной власти обратились за помощью в областную думу. Проект поддержали в рамках гранта «Депутат — СМИ — население — Грани взаимодействия». Помог председатель Курганской областной думы Дмитрий Фролов.
Дмитрий Фролов, председатель Курганской областной думы:
— И видите, есть возможность приходить и смотреть на своих предшественников, надеюсь, это будет таким хорошим подспорьем, чтобы историческая память были вот в этой Введенской средней школе.
В селе Введенское намерены отреставрировать памятник погибшим в 1945-ом году. Все это приурочено в том числе, к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Чтобы молодое поколение знало историю.
Николай Володеев, глава Введенского сельского совета
— Они просто прыгали на этом памятнике, растяжки делали. Тут видно в глазах, что это, действительно, история. Вот это воспитание мы будем и дальше продолжать.
В подготовке торжественного митинга участвовали и сами школьники.
Милена Калинина, ученица Введенской средней школы:
— Вы думаете, павшие молчат? Конечно — да, вы скажете. Не верно. Они кричат, пока еще стучат сердца живых и связывают нервы. Они кричат не где-нибудь, а в нас, за нас кричат, особенно ночами, когда стоит бессонница у глаз и прошлое толпится за плечами.
Архитектурный комплекс
Перед входящими в монастырь через Святые ворота открывается ансамбль зданий парадного двора, где главное место занимает Введенский собор – самая древняя церковь, возведённая в XIV веке, где покоятся мощи преподобного Варлаама.
Собор построен в русском стиле в виде массивного четверика. Кирпичный пятиглавый храм снаружи облицован белым камнем. Кровля здания украшена объёмными кокошниками. Церковь окружают апсиды и паперть.
Храм великомученика Георгия – красивейшее двухэтажное здание, построенное в конце XVI века. На первом этаже – приделы Вознесения Господня и святителя Николая.
Главный придел в честь Георгия Победоносца расположен под шатровым куполом. В храме нет росписей, интерьер украшают иконы и необычные фарфоровые светильники.
Надвратный храм – церковь над Святыми вратами, освящённая в честь мученика Феодота Анкирского.
Церковь святителя Алексия, Митрополита Московского построена с северной стороны Введенского собора в XV веке. Одноглавое здание из белого камня с куполом , покрытым зелёной черепицей, покоится на подклете. Фасад украшают наличники и нарядные кокошники.
Слайд 10В 1919 году образован Введенский сельсовет. С 1920 года село Введенское
входит в состав Чаусовского района Курганского округа Уральской области. С 1926 года – село составная часть Курганского района. С 1934 года Курганский район стал составной частью Челябинской области. После образования Курганской области (6 февраля 1943 года) село входило в состав Курганского района Курганской области. Решением Курганского облисполкома от 2 апреля 1949 года центр Курганского района перенесён из г. Кургана в с. Введенское. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 ноября 1959 года центр Курганского района перенесён в с. Кетово. В годы Советской власти жители села работали в колхозе имени Ленина
Первая служба в полуразрушенном храме
Это богослужение отец Амвросий провел в Пасхальную ночь. Служба прошла в тихом сиянии звёзд под открытым небом. Состояние храма было плачевным: полуразрушенные стены, утыканные брёвнами, разбитые окна, протекающая крыша. Однако главное было совершено — служение Господу началось. Долгий путь длиной в семьдесят лет был преодолён, а борьба наконец-то окончена.
День ото дня церковь понемногу восстанавливалась. Сегодня можно воочию убедиться, как преобразился Свято-Введенский женский монастырь (Иваново). Фото демонстрируют удивительный по красоте храм, который, несомненно, является украшением города. Строительство и отделочные работы на территории обители продолжаются и по сей день. Вырастают новые корпуса монастыря, преобразуются и обновляются стены самого храма.
Храм после 1927 года
В 1927 году Президиум Мосгубисполкома рассмотрел вопрос о передаче церкви в село Рыжево Егорьевского уезда Рязанской губернии для возведения на месте сгоревшей. Со стороны Президиума Моссовета препятствий не встретилось, лишь было выдвинуто требование сохранить прежние размеры и формы архитектуры. 18 августа 1927 года сотрудник Административного отдела МУИК’а Кочетков произвел передачу здания храма в поселке Люблино уполномоченным религиозной общины при селе Рыжево. Так в Московском уезде стало на один храм меньше, после вывоза Петропавловского храма в Рыжево на его месте устроили футбольное поле.
1927 год. Чертеж архитектора Н.Д.Виноградова «Разрез церкви» (с.Рыжево, Егорьевского уезда, Московской губернии)
Церковь перевезли, собрали заново и, сохраняя посвящение сгоревшей церкви, переосвятили в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Отдельно от церкви была построена колокольня. Вокруг храма расположено старинное кладбище. Сохранились чертежи, выполненные в том же 1927 году, архитектором Н.Д. Виноградовым: генеральный план кладбища села Рыжево и разрез церкви села Рыжево. Так Богу было угодно сохранить этот храм, созданный ради Господа и для людей.
1927 год. Чертеж архитектора Н.Д.Виноградова «Генеральный план кладбища» (с.Рыжево, Егорьевского уезда, Московской губернии)
Во времена становления СССР велась массовая пропаганда атеизма, были аресты и преследование духовенства, уничтожение или передача святынь в руки народа. Продолжалось эта анти-церковная компания до Великой Отечественной войны, в ходе которой политическое руководство СССР окончательно отказалось от планов скорейшего уничтожения религии и церкви и перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни в стране.
Маленькому храму повезло: он приютился на нашей родной егорьевской земле. С тех пор, несмотря на трудные для церкви времена, служба в этом необычном храме не прекращалась никогда.
Но построенная прочно и надолго Введенская церковь очень нуждается в помощи специалистов-реставраторов. Немало утрат и огорчений принесли семь ограблений, случившихся в 1970-90-е годы. Самой большой потерей была безвозвратно утраченная редкая икона XVII века «Всех святых» московского письма.
ул. Кулькова
Церковь Введения, или, как еще именуют ее, Введенская, построена местными помещиками Фотием и Петром Саловыми на месте древней деревянной церкви. Это единственный сохранившийся памятник древнего Петро-Павловского (Петровского монастыря), основанного еще во второй половине тринадцатого столетия. В XIX веке неоднократно перестраивалась. В 1930 году разобраны главы храма и колокольня, позднее с запада сделана пристройка. Стены и своды здания из болыпемерного кирпича, снаружи с обмазкой, внутри оштукатуренные, пристройка деревянная. По проекту В.Н. Городкова памятник реставрирован в 1987-1988 годах. При исследовании были обнаружены скрытые под позднейшей кровлей остатки очень эффектного древнего завершения церкви, состоявшего из трех родов кокошников, о которых упоминалось в документах. «Такое завершение вместе с другими архитектурными деталями, — отмечал Василий Николаевич, — позволяет отнести к разряду памятников архитектуры Москвы последней четверти XVII века, которые и повлияли на создание архитектурного образа Брянской Введенской (ныне Петро-Павловской) церкви».
Введенская церковь в Брянске, построенная братьями Фаддеем и Елизаром Саловыми в 1701г
Древнейшую обитель Брянского края – Петро-Павловский монастырь города Брянска – можно сравнить с краеугольным камнем Православной веры на Брянской земле.
Монастырь был основан в 1275 году и на протяжении веков почитался верующими, в особенности это было связано с пребыванием в нем Святых мощей его основателя – Преподобного благоверного князя Олега Брянского, который сочетал служение государственного мужа с монашеской аскезой, и удалившись от княжения, заботился о своем народе молитвой и милостыней. При императрице Екатерине II обитель была лишена всех вотчин и угодий, постепенно пришла в упадок и в 1830 году была упразднена. Однако по прошению градского Брянского общества и ходатайству местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление обители, для вдов, девиц и сирот, монастырь был восстановлен как женский на правах общежития.
Многое для обители сделали Брянские меценаты братья Могилевцевы. К 1917 году в Петро-Павловской обители было два храма — соборный Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратный Святого пророка Божия Илии, семь каменных с деревянным верхом корпусов (в их числе странноприимный дом и больница) и 30 деревянных флигелей-келий. Хозяйство было немалым и состояло из фруктового сада, скотного двора, лугов, земельных наделов и лесных угодий. Имелись рукодельня, иконописная и чеканная мастерские, церковно-приходская школа. В обители тогда было около 200 сестер.
В июне 1923 года монастырь был закрыт. В Ильинском храме устроили рабочий клуб, затем кинотеатр имени Демьяна Бедного. В середине 70-ых этот храм разрушили, на его месте стоит ныне гостиница «Брянск». Введенский храм был разграблен и занят губернским архивом. Ограда и почти все строения обители, в том числе фонтан, устроенный братьями Могилевцевыми, были разрушены. Сохранилось здание монастырской больницы, которое занимает кожно-венерологический диспансер, и несколько домов-келий. От кладбища, на котором были погребены и известные жители города, уцелело лишь несколько могил. Неизвестно, где находятся святыни обители: два деревянных резных образа Святителя Николая и такой же образ Великомученицы Параскевы.
В 1944 году возобновилось приходское Богослужение в Введенском храме. В начале 30-ых годов, по благословению Брянского архиепископа Даниила (Троицкого) были обретены и вновь погребены под Алтарем Введенского храма во избежание поругания от безбожных властей мощи Преподобного князя Олега.
Брянск. Церкви Введения. XVIII в.
Введенская церковь(Петропавловская) Брянск,ул.Кулькова 14
Единственный сохранившийся памятник древнего Петропавловского монастыря, основанного во второй половине ХII века брянским князем Олегом Романовичем
Художник Е. Сакало-Кондрашова , бумага,акварель
Церковь Введения, нач. 18 в. Расположена в нагорной части Брянска над крутым обрывом. Единственный сохранившийся памятник древнего Петропавловского монастыря.
Введенская церковь возведена на средства помещиков Саловых как соборный храм в 1702-05г. Бесстолпный храм с шатровой колокольней.
Храмы
У монастыря есть несколько подворий.
В июне 1991 года образовалось первое подворье — Преображенское, в бывшем селе Доронино. Отреставрирована полуразрушенная церковь; служба в ней идет ежедневно со дня престольного праздника — Преображения Господня 1994 года. 2 января 2001 года в зимней части храма освятили престол в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы и священномученика Евфимия Тихонравова, который служил в этом храме. На Преображенском подворье расположены земельные угодья монастыря. Здесь сестры выращивают овощи, заготавливают на зиму грибы и ягоды, посадили фруктовый сад. Здесь же — главный скотный двор монастыря: коровы, куры.
Возрождается некогда заброшенное село Доронино. Трехэтажное кирпичное здание, полтора десятка жилых деревянных домиков, овощехранилище, хозяйственные постройки, — все это возведено в последнее время. Покровское подворье в д. Златоуст Лежневского района было создано в марте 1993 г., в старинной графской усадьбе. Здание усадьбы было восстановленo в течение года. Богослужения в домовой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы начались в 1995 году на Рождество Христово.
На Покровском подворье пострен трехэтажный келейный корпус, выполнена газификация подворья; здесь же находится монастырское кладбище, на котором похоронены священнослужители и сестры обители — более 30 человек. Сестры подворья помогают детям-сиротам из школы-интерната п. Чернцы Лежневского района. Еще одно подворье расположено на землях бывшей оленеводческой фермы в лесной зоне д. Ступкино Лежневского района. Названо оно Сергиевой Пустынью в честь преп. Сергия Радонежского.
Здесь находятся монастырский сад, пасека и рыбный пруд. На этом подворье имеют право проживать священнослужители и алтарники.
Духовенство: игумения Мария (Перепеча) и духовник архимандрит Амвросий (Юрасов)
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2В эпоху раннего железного века (середина — вторая половина I тысячелетия
до н.э.) на территории вдоль течения рек Тобол и Исеть обитали полукочевые племена, относящиеся к гороховской культуре.
Слайд 5Село Чертищево (название села происходило от слова «черта, граница») основано в
1681 году. Главное значение этой черты в 17 веке было быть Пограничной крепостью Российского государства. В исторических документах говорится: «Черта (граница) общей мерой 640 сажень (примерно 1 км 400 м) проходила от Зайковского моста, между улицами Вотина и Томина, через озерко возле школы №1, далее по улицам Полевой и Ленина, до озера (Конского). Северная часть села была защищена крутыми берегами речки Черная, а за ней начинался густой лес».
Слайд 6Крепость Чертищево состояла из вертикальных бревен, пригнанных друг к другу, высотой
пять метров. Центр ее был всего 630 метров. Также имелись несколько башен для стрельбы из пушек. Сам же гарнизон состоял из пушкарей, драгун и стрельцов. У 14 крестьян имелось огнестрельное оружие. Федор Осипов, Тимофей Корюков, Иван Кокин, Анкудин Тетерин, Василий Пономарев, Конон Кетов, Никита Половинкин и многие другие имели мушкеты, самопалы, пистолеты, был даже карабин. Линия военной обороны, напомним, была чуть меньше полутора километров.
Слайд 7После расширения государства на юг и строительства новых пограничных линий в
1749 году военный гарнизон покинул село. В это время появляется название Черновское по названию реки Чёрной. Впоследствии село поменяло своё название на Введенское в честь храма во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенного не позднее 1758 года.
Слайд 9В конце XIX в. село Введенское стало ещё и ремесленным центром
и в нём проходила «Введенская ярмаркя» — 4 декабря (21 ноября по старому стилю) в престольный праздник православных христиан Введение во храм Пресвятой Богородицы. В то время в селе работали: паточный завод купца Бакина с годовым оборотом в 6000 рублей; 3 водяные, 2 ветряные мельницы и круподерка; артельный маслодельный завод; 4 бакалейно-мелочные лавки, пивная и кабаки. Были второклассная церковно-приходская женская школа и при ней — образцовая смешанная церковно-приходская
Слайд 10В 1919 году образован Введенский сельсовет. С 1920 года село Введенское
входит в состав Чаусовского района Курганского округа Уральской области. С 1926 года – село составная часть Курганского района. С 1934 года Курганский район стал составной частью Челябинской области. После образования Курганской области (6 февраля 1943 года) село входило в состав Курганского района Курганской области. Решением Курганского облисполкома от 2 апреля 1949 года центр Курганского района перенесён из г. Кургана в с. Введенское. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 ноября 1959 года центр Курганского района перенесён в с. Кетово. В годы Советской власти жители села работали в колхозе имени Ленина
Звук колокола должен быть певучий
Вопрос о возрождении православного прихода, а затем и о строительстве храма встал в столице Таймыра только в 1991–1992 годах. Тогда в Дудинку впервые приехал епископ Красноярский и Енисейский Антоний и провёл службу в городском Доме культуры. Под протоколом о создании православной общины и возведении в городе церкви были собраны подписи. Для служб выделено специальное помещение: официальное открытие молельного дома в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии состоялось в августе 1992 года.
Вопрос строительства храма в Дудинке, однако, решался трудно. Только в 1998 году было определено место для церкви на Набережной площади. После этого началась стройка. Осенью 2000 года состоялось освящение и установка куполов с крестами на храме. Вечером 16 сентября настоятель храма прочитал Пасхальный канон. На следующий день в новой церкви прошла первая литургия.
Другое важное событие для православных дудинцев случилось в морозный день 31 марта 2001 года, когда состоялось освящение колоколов. Самый большой из них весил «всего» 500 килограммов
В старинных русских церквях вес колоколов может достигать десятков тонн.
Горожане снизу, затаив дыхание, следили, как один за другим все десять колоколов устанавливают на звонницу храма. Есть в этом деле свои отличительные особенности: сам колокол укрепляется неподвижно, зато язык подвешивается внутри свободнокачающимся. Получается красивый и певучий звук. Чтобы его добиться, при отливке колоколов на заводах всегда соблюдаются правила. Обязательно нужно выдерживать точную пропорцию меди и олова, нередко с добавлением серебра. Колокол должен быть правильной высоты и ширины, с определённой толщиной стен.
Колокола для Введенской церкви, как и для норильского храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость», специально отливали на Воронежском колокольном заводе.
Фото: taimyr-museum.ru | Фотовыставка, посвященная 250-летию Дудинской Свято-Введенской церкви
Пожарная часть
До конца XIX века в Вязниках своей пожарной бригады не было, и пожарных в город присылали из Владимира. За то время в городе успело случиться несколько грандиозных пожаров. В 1873 году выгорел весь центр. После этого года городской глава поставил вопрос об образовании в Вязниках пожарной команды.
В 1892 году на Соборной площади на месте деревянного здания была построена кирпичная пожарная часть. В начале 1920-х годов пожарная дружина получила первую автомашину, специально оборудованную для тушения пожаров.
Вязниковское пожарное депо. 1912 год.
В в 2022 году зданию пожарной части в Вязниках исполнится 130 лет.
Пожарная часть в Вязниках. Адрес: пл. Соборная, 2
Продолжаем осмотр домов на восточной стороне Соборной площади:
Застройка Соборной площади Вязников с восточной стороны
Фатьяновский лесопарк
Алексей Иванович Фатьянов – уроженец Вязниковского района; поэт, воспевавший родные места. Фатьянов пробыл на фронте всю Великую Отечественную войну, и после демобилизации сразу навестил Вязники.
В 1962 году был сформирован Фатьяновский лесопарк.
Вход в Фатьяновский лесопарк в Вязниках. Адрес: ул. Комсомольская, 4а
От входа в парк две пешеходные дорожки ведут к Фатьяновской площадке, или как её ещё называют «Солнечная поляночка». В 1974 году здесь состоялся первый праздник поэзии Фатьянова, ставший затем ежегодным.
Отрывок из стихотворения Алексея Фатьянова «В городском саду»:
В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.
Оттого, что пахнут липы
И река блестит,
Мне от глаз твоих красивых
Взор не отвести.
Фатьяновский праздник поэзии в Вязниках на Солнечной поляночке. Фото 1983 года.
Солнечная поляночка вмещает в себя до тысячи зрителей. В 2021 году администрация Вязников планирует реконструировать Фатьяновский парк вместе с Солнечной поляночкой. Основной упор сделан на расширение сцены.
Солнечная поляночка в Фатьяновском парке в Вязниках
На это светлой ноте мы завершаем прогулку по Вязникам. Надеемся, вам она понравилась! Не забывайте писать комментарии!