Франция не продлила аренду русских захоронений на кладбище сент-женевьев-де-буа. что важно знать об истории этого места?

Инфраструктура

Развита социальная инфраструктура райцентра. Всего в райцентре 6 детских садов. Работают две средние школы и 1 общеобразовательная: средняя школа № 1, башкирская гимназия, общеобразовательная школа имени З. Биишевой, детская школа искусств имени З. Биишевой, профессиональное училище, дом детского творчества, детская юношеская спортивная школа, районные больница и библиотека, детская библиотека, краеведческий музей, турбаза. Также в селе имеются стадион, районный дворец культуры, сельский дворец культуры (6 народных коллектива худ. самодеятельности), 2 мечети, храм Покрова Пресвятой Богородицы. Ведётся строительство новой церкви.

Традиции завоевателей

Среди кирпичных построек встречаются также башенные мавзолеи, имевшие граненые цилиндрические стволы, перекрытые куполами. Этот вид мавзолеев получил большее распространение в кавказском регионе, и в меньшей степени – на Нижней Волге. Особую архитектурно-строительную школу золотоордынского мемориального зодчества представляют каменные усыпальницы Крыма и сопредельных территорий. Основные признаки данной школы зодчества ведут нас к «сельджукским» традициям Закавказья и Малой Азии, которые по главным своим параметрам опираются на достижения армянской архитектуры. Все школы золотоордынской исламской архитектуры объединяют единые мировоззренческие идеи – монументальная массивность и устремленность вверх при переходе души из этого мира в потусторонний. В наше время существует несколько вариантов типологической градации золотоордынских усыпальниц, различающихся в деталях, значительная часть которых основана на классификационных анализах мавзолеев Средней Азии. Специалисты говорят о кирпичных строениях, что «в архитектуру …сами монголы не внесли ничего, так как создателями их были местные среднеазиатские строители». При этом «в декоре мавзолеев… очевидны элементы, связанные с традицией Мавераннахра. Но так же несомненны и связи с древней традицией степного искусства…». 

Каменная резьба на входном портале усыпальницы Крыма
Источник фото: ru.wikipedia.org

Властителям не было необходимости строить самим, но именно тюркские (а за ними и монгольские) правители в странах Востока несколько столетий определяли моду, влияя на количество и формы построек. 

Мавзолеи в Башкирии

Мавзолей Хусейн-бека, расположен на юговосточной окраине пос. Чишмы.
Чишминский р-н Республики Башкортостан. Фото И.Ф. Ихсанова
Источник фото: админ.татаровед.рф

Каменные мавзолеи лесостепной зоны. Больше всего каменных построек «булгарской школы» выявлено на территории города Болгара в Татарстане (мавзолеи у Ханской усыпальницы, «Восточный» («Церковь св. Николая»), «Северный» («Монастырский погреб»), «Мавзолей у сельской школы» и др.). 
Еще одна компактная группа трех кэшэнэ из белого камня высится в центре современного Башкортостана (Чишминский р-н РБ). Мавзолей Тура-хана расположен на вершине горы, близ дер. Нижние Термы, на левом берегу р. Слак. Основание усыпальницы имеет квадратную форму 6,6х6,59 м. Но с восточной стороны (со стороны входа) пристроен своеобразный портал в виде сводчатого тамбура высотой 3,4 м, примыкающего к массиву стен фасада. Основной четверик стен на высоте 3,2 м переходит в восьмигранный барабан. Удвоение граней достигнуто посредством особых «скошенных» (или «сельджукских») тромпов. Приземистый барабан на высоте 3,7 м увенчан восьмигранным пирамидальным куполом. Мавзолей построен из «дикого» (лишь слегка подтесанного) светлого известняка, на известковом растворе. Купол возведен из более легкой породы – вулканического туфа. Толщина стен 1,07–1,12 м. С запада и юга в стенах прорезаны оконные проемы с арочным завершением. Погребальная камера перекрыта еще и внутренним сферическим куполом. В процессе шурфовки внутри здания кэшэнэ в 1975 г. выявлены остатки двух захоронений с западной ориентировкой, в деревянном гробу–табуте. На костях мужчины расчищен подол длинной рубахи с вышитым кружковым орнаментом. Малый кэшэнэ расположен рядом с мавзолеем Тура-хана. Основание – почти квадратное (6,4х6 м), толщина стен около 0,8 м. Вход размещался с южной стороны, ширина проема составляет примерно 0,85 м. Стены возведены из крупных обломков местного белого известняка. Мавзолей в свое время не был достроен и сейчас сильно разрушен. Возможно, из-за своей незавершенности кэшэнэ не имел портальной ниши. Архитектурная форма – центрическая. 

Возвращение Чёрного камня

Чёрный камень вернули на место не скоро. Целых 23 года Кааба стояла без него. Аббасидские правители заплатили огромный выкуп за возвращение Чёрного камня. Однако вернулся он уже в виде осколков. При этом утверждается, что не все осколки камня были возвращены. Семь его частей соединили и скрепили в серебряной оправе. В таком виде мы можем сегодня увидеть Чёрный камень в восточном углу Каабы.

Да сохранит нас Всевышний от проявления неучтивости в отношении Дома Аллаха, даст возможность каждому совершить паломничество к главной святыне мусульман – Каабе. Амин!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Архитектура Междуречья, или лестница в небо

Клинопись была изобретена шумерами. Подобные таблички рассказывали в том числе и о строительстве дворцов и храмов

В IV тысячелетии до н. э. древние люди еще почти нигде на планете не ступили на путь цивилизации. А вот в Передней Азии уже создавались и набирали силу такие ранние государства, как Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту и многие другие.

Для историков так и осталось загадкой, откуда пришли эти народы. Но плодородные долины между великими реками Тигром и Евфратом стали местом рождения величайшей из древних цивилизаций — Месопотамии (Междуречья).

Первыми жилищами местных жителей были хижины, плетенные из тростника и обмазанные глиной. А после изобретения сырцового кирпича стали возводиться и добротные жилые дома, и монументальные сооружения — зиккураты. Поскольку в строительстве главным образом использовался кирпич-сырец, архитектура Междуречья представляла собой простые объемы в виде кубов и параллелепипедов. Можно даже вполне ясно представить, как выглядели подобные города!

ЧАРЛЬЗ ЛЕОНАРД ВУЛЛИ Англичанин Вулли был крупнейшим исследователем культуры древней Месопотамии. Им было обнаружено несколько захоронений, послуживших основой для изучения искусства шумеров

Культовым сооружением народов Междуречья до конца эпохи Древности оставался зиккурат — священный храм. Это слово вавилонского происхождения и в переводе означает «вершина». Такой храм был устроен гораздо проще египетских пирамид. Высокое башнеобразное сооружение состояло из нескольких ярусов и не имело внутренних помещений. Только на верхней платформе располагался небольшой храм главного божества — хранителя города. Вход туда был закрыт для обычных посетителей.

Шумеры строили храмы трехступенчатыми — в честь трех своих главных богов. У зиккуратов Вавилона ярусов было семь. Ярусы раскрашивались в символические цвета планет, известных в древности. Террасы храма (на них высаживали экзотические растения) соединялись между собой лестницами или пандусами. Есть предположение, что такой храмовый комплекс также мог служить небесной обсерваторией. Самый известный из ныне сохранившихся зиккуратов находится в древнем городе Ур.

Ряд ученых-библеистов считают, что один из зиккуратов Междуречья стал архитектурным прообразом знаменитой Вавилонской башни. Кто знает…

Зиккурат в Уре был возведен около XXI века до н. э. в честь лунного божества — Нанны

История происхождения и легенды, связанные с камнем

Первая Кааба, построенная еще прародителем Адамом, во времена потопа разрушилась (или вознеслась на небо). Заново отстроить мечеть взялся Авраам (Ибрахим) со своим сыном Измаилом. В помощь им взамен строительных лесов был дан летающий валун, который сохранился до настоящего времени, хранит на своей поверхности следы ног Авраама и также находится в Каабе.

По окончании строительства Аврааму потребовался еще один камень, отмечающий начало тавафа – ритуального шествия вокруг Каабы. По преданию, до изгнания, находясь в раю, прародитель вместе с ангелами обходил небесный храм семь раз. Авраам желал того же и на погрязшей в грехе земле. Тогда архангел Гавриил (Джибраэль) принес ему Черный камень с одной из соседних гор.

По другой версии, Черный камень был дан Аллахом Адаму при его изгнании из рая для того, чтобы он очистил свою душу. Или он сам его взял как напоминание об утраченном рае и небесной Каабе. Кто-то считает, что после грехопадения аль-Хаджар аль-Асвадом стал ангел-хранитель Адама, другие – что это целый сонм ангелов, отправленных на землю для защиты Каабы, Мекки или даже всего исламского мира в целом.

По легенде, изначально цвет Черного камня мусульман был белоснежным, блеск его был виден за несколько дней пути от Мекки, но под влиянием грехов человечества святыня потемнела. Ученые же предполагают, что потемнела она от впитанных благовоний и мирра, которым его помазывали поклонявшиеся ему до возникновения ислама язычники.

В начале 7-го века Кааба снова начала ветшать, и отцы города решили ее отремонтировать. Для этого необходимо было перенести высокочтимый камень в другое место. Между влиятельными семьями Мекки (курайшитами) разгорелся горячий спор за право сделать это, чуть не переросший в кровопролитие. Тогда пророк Мухаммад решил проблему оригинальным и всех устроившим способом: он расстелил на земле одежду, положил на нее аль-Хаджар аль-Асвад, и главы семейств, взявшись за края, вместе перенесли камень.

В дальнейшем камень претерпел множество злоключений – был разбит снарядом из катапульты во время осады Мекки в последней четверти 7-го века, был неоднократно украден, осквернен. Его пытались сделать объектом языческого поклонения, предметом для совершения магических действий. Сейчас он состоит из нескольких обломков, находящихся в оправе, которая закреплена гвоздями из серебра.

Как бы то ни было, мусульмане свято верят в сверхъестественное происхождение аль-Хаджар аль-Асвада и почитают его за то, что:

  • Черный камень – частичка рая на земле;
  • Мухаммад прикасался к нему при установке;
  • Мухаммад его целовал;
  • камень целовали пророки доисламской эпохи;
  • он отмечает начало и завершение ритуального шествия (тавафа);
  • молитва возле камня несомненно будет услышана.

Ворота богини войны и зиккурат Этеменанки

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. в южной части Месопотамии — Двуречье — образовалась новая империя, столицей которой стал легендарный Вавилон. Это был самый большой город времени расцвета месопотамской культуры.

Вавилоняне были воинственно настроенным народом. Поэтому их здания напоминали крепости. Вокруг столицы быстро появилась мощная стена толщиной несколько метров. В ней было сооружено восемь массивных ворот, названных в честь разных богов. Главные ворота — Северные — носили имя богини Иштар. Она почиталась вавилонянами как богиня плодородия, войны и распри.

Ворота богини Иштар в Вавилоне. VI в. до н. э. Реконструкция

В архитектурном отношении конструкция ворот не отличалась сложностью — они состояли из двух больших внутренних башен и двух меньших наружных. Но их фантастическая красота ослепляла каждого! Священные быки и драконы — символы Иштар, изображенные на синих глазурованных кирпичах, покрывали стены ворот богини

От ворот широкая дорога вела в главный храм города — зиккурат Этеменанки, посвященный покровителю Вавилона богу Мардуку. «Этеменанки» в переводе означает «Дом основания неба и земли». Ученые предполагают, что это и есть знаменитая Вавилонская башня! Помните историю о том, почему мы все говорим на разных языках? Согласно этой легенде, башню всех времен и народов не смогли достроить из-за того, что строители перестали понимать друг друга. А потом она совсем разрушилась, да так, что многие стали сомневаться, была ли она вообще.

П. Брейгель Старший «Вавилонская башня» (1563)

Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это был типичный для Месопотамии зиккурат, но огромного размера. На вершине башни находилось святилище Мардука, покрытое, как и ворота, вавилонским глазурованным кирпичом. Башня выделялась среди всех построек города и производила впечатление мощи и величия.

Исследование мавзолея Бэндэбикэ

Кэшэнэ Бэндэбикэ исследовала археологическая экспедиция под руководством Нияза Мажитова в 1968-69 годах. В то время оно представляло собой уже развалины. Это было двухъярусное сооружение, нижний ярус которого имел в плане прямоугольную форму размером 8,8х6,9 м. Выше стены переходили в восьмигранник, а завершалось строение куполом. Стены толщиной 1,1 м были сложены из сырца и облицованы обожжённым кирпичом светло-серого и красно-коричневого цвета. Чередование кирпичей различных оттенков создавало на стенах особый мусульманский орнамент — гирих. Размеры кирпича составляли 24х20 см, толщина 4-5 см.

Вход в усыпальницу был с южной стороны – в виде портала размером 2,25х1,86 м со сводчатым потолком. Пилоны продолжали длину стен усыпальницы. Внутренняя камера мавзолея имела квадратную форму.

Пол был покрыт саманным кирпичом. В ходе раскопок около северной стены археологи обнаружили могильную яму, ориентированную по линии запад – восток. Её стены и дно были выложены известняковыми плитами. Внутри каменного ящика лежал скелет взрослой женщины. Умершая была погребена головой на запад. На дне могилы лежала зола и остатки бересты.

Местные жители к работе учёных по раскапыванию их святыни отнеслись негативно, но археологи объяснили сельчанам, что их цель — сохранение памятника истории для потомков. Археолог Нияз Мажитов хотел восстановить внешность Бэндэбике, чтобы узнать, какой была эта женщина. В 1968 году её останки отправили в институт антропологии при МГУ к одному из ведущих специалистов в этой области – к М.С. Акимовой. Однако закончить работу по восстановлению облика Бэндэбике учёная не смогла – в 1969 году она скончалась. Работа была остановлена. Материалы с раскопок кэшэнэ Бэндэбикэ так и хранятся в фондах НИИ антропологии при МГУ.

Висячие сады Семирамиды — второе чудо света

Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, не сохранились до наших дней. По легенде, эти сады велел соорудить царь Навуходоносор II для одной из своих любимых жен, которая была родом из гористой страны Мидии. На плоских равнинах Вавилонии зеленые сады должны были напоминать ей о родине.

На террасах, похожих на горные уступы, был насыпан слой плодородной земли и посажены экзотические растения. Вода для полива зеленых насаждений поступала из Евфрата, для чего была устроена уникальная система водоснабжения. Эта технология была не нова для Месопотамии: согласно археологическим раскопкам, нечто похожее встречалось, например, в легендарной Вавилонской башне. Но именно в Висячих садах Семирамиды она достигла своего совершенства.

Рабы, вращая колесо, качали воду из Евфрата на вершину башни. Оттуда по многочисленным стокам она поступала на все террасы, даря жизнь пышной растительности. Из-за того, что цветы и деревья скрывали конструкцию постройки, издали казалось, что эти сады словно парят в воздухе. В безлесном Вавилоне это производило необыкновенное впечатление!

Культура народов древней Месопотамии не исчезла бесследно — их достижения, в том числе архитектурные, оказали большое влияние на уровень развития и всего Древнего Востока, и античной Европы.

Поделиться ссылкой

Легенда о Бэндэбикэ

С Бэндэбикэ и с этим местом связана интересная легенда. По башкирскому преданию, муж Бэндэбикэ – Ерэнсэ-сэсэн во главе своей дружины решил совершить грабительский набег на казахов. Узнав об этом, его жена Бэндэбикэ сказала, что с соседями-казахами надо жить дружно, и пыталась отговорить от этой поездки. Но он не послушался. Навстречу башкирам вышел казахский батыр со своей дружиной. Согласно обычаям, бой между башкирами и казахами должен был начаться после единоборства батыров. В этом поединке Ерэнсэ-сэсэн потерпел неудачу.

Когда казахский батыр хотел вонзить ему в грудь кинжал, он заулыбался. Удивлённый казах спросил: «Почему ты улыбаешься, ведь ты сейчас умрёшь». Ерэнсэ-сэсэн рассказал, что его жена Бэндэбикэ всячески отговаривала его от этого набега, и теперь он вспомнил её слова. Казах рассказал об этом своим аксакалам, а те ответили: «Бэндэбикэ – уважаемая женщина не только для башкир, но и для казахов, давайте ради уважения к ней мы отпустим её мужа, пусть он расскажет ей о своём позорном поступке». Возвращаясь домой, Ерэнсэ-сэсэн узнал, что его жена Бэндэбикэ умерла от горя и позора. Тогда Ерэнсэ-сэсэн поднялся на вершину горы Каншат и вместе с конём бросился с крутой скалы.

История

Основано в 1-й половине XVIII века башкирами Кипчакской волости Ногайской дороги на собственных землях.

24 мая 1770 года (считается как первое упоминание) в деревне побывал академик Иван Лепёхин и оставил описание «шайтан уйын» («бесова игра»).

Через деревню Красная Мечеть прошел Емельян Пугачёв, направляясь на Авзяно-Петровский завод. В 1795 году в селе было 32 двора с населением 162 человека. В 1859 году в 110 дворах проживало 654 башкира.

В списках населенных мест Оренбургской губернии Оренбургского уезда Кара-Кипчакской волости за 1871 год значится: деревня Мраково, дворов 126, жителей 681 человек, на реке Ик, от уездного города 150 верст, 1 деревянная мечеть. Одна водяная мельница. Базар по понедельникам. Массовый приток русских и других переселенцев в Мраково внес большие изменения в хозяйственную жизнь и быт населения. До 1900 года школы не было.

В 1905 году построены скипидарный завод и кожевенный, принадлежащий Яровтову. В 1910 году стала действовать первая мельница, открыта начальная школа, через реку Ик сооружен мост. К началу революции в с. Мраково работали фельдшерский пункт на 10 коек, один врач, три медсестры, действовали церковь, мечеть, три магазина, почта, библиотека, базар. Первым русским учителем в селе был Матвей Шарыгин, первым врачом — Николай Тимофеев.

История района, в том числе Мраково, богата революционными, боевыми и трудовыми традициями. В 1910—1912 годах на Мраковской мехмельнице работали политические ссыльные, участники революции 1905 года, большевики Г. Смолин и Н. Свободин. В старом здании бывшего узла связи в феврале-июне 1918 года размещался штаб Мраковского ревкома и отряд Красной Армии. Здесь на заседании членов ревкома 10 июня 1918 года с речами выступали, проходившие через село своими отрядами В. Блюхер и Н. Каширин. В 1919 году в с. Мраково временно был организован штаб армии, возглавляемый Заки Валиди.

Являлся административным центром Кипчакского кантона Башкурдистана (с 1919 года Башкирской АССР).

После революции, в последующие десятилетия Мраково обновляет свой облик. В 1924—1928 годах строится больница, начинает действовать радиоузел. В 1932 году организуется впервые детский сад, набирают одну группу детей. В 1933 году через село прошла шоссейная дорога Ира—Зилаир, протяжённостью 190 км. В 1936 году завершается строительство Мраковской русской средней школы, через год — общественная баня, пожарное депо, через два года организуется лесничество, создается база лесхоза. В конце 30-х годов стал функционировать промкомбинат.

В последующие годы райцентр заметно расширился, наибольших успехов достигла пищевая отрасль, постоянно развивает производство и увеличивает количество продукции пищекомбинат, который объединяет 2 колбасных цеха и цех по переработке масленичных культур. Хлебокомбинат выпускает хлеб, хлебобулочные изделия, 8 видов макаронных, 30 видов кондитерских изделий. В 90-е годы коллектив производил товаров народного потребления на сумму 823,6 миллионов рублей в год. Лесхоз, кроме лесоохранной работы, занимался распиловкой леса, здесь готовились штакетники, штакетные звенья, столбы, жерди, мочала, метла, сани, срубы, пиломатериалы. Изготовлялись журнальные столики, полутора- и двухспальные кровати, табуретки, выпускались оконные и дверные блоки, рамы. За 1996 год произведено товаров на сумму около 19 миллионов рублей. В 1990 году в райцентр пришёл природный газ, ныне идёт плановая газификация производственных объектов и жилых домов.

Полная информация

Способ размещения заказа Запрос котировок
Размещение заказа осуществляет Заказчик
Заказчик

ИНН 0274019268 КПП 027501001 ГУК НПЦ МК РБ

Наименование заказа Разработка проекта охранных зон мавзолея Бэндэбики в с. Максютово Кугарчинского района Республики Башкортостан
Начальная (Максимальная) цена контракта 149 623,00 Российский рубль
Этап размещения заказа Этап подачи заявок
Сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг, расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других
обязательных платежей
Цена выполненной работы должна быть указана с учетом страхования, уплаты таможенных пошлин, уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей
Источник финансирования заказа бюджет Республики Башкортостан
Классификация товаров, работ и услуг
9219000 Услуги в области культуры, не включенные в другие группировки
Классификация КБК
Характеристики и количество поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг в соответствии с техническим заданием, являющимся приложением к извещению о проведении запроса котировок
Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг Российская Федерация, 450076, Башкортостан Респ, Уфа г, ул. Чернышевского, 47, —
Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг 10 декабря 2011 года
Срок и условия оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с проектом государственного контракта, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок
Особенности размещения заказа К запросу котировок не допускаются организации, сведения о которых содержатся в РНП
Организация ГУК НПЦ МК РБ
Почтовый адрес Российская Федерация, 450076, Башкортостан Респ, Уфа г, ул. Чернышевского, 47, —
Адрес места нахождения Российская Федерация, 450076, Башкортостан Респ, Уфа г, ул. Чернышевского, 47, —
Контактное лицо Ишкин Загир Закирович
Телефон: +7 (347) 2502526
Факс: +7 (347) 2502526
Электронная почта: [email protected]
Начало подачи котировочных заявок
Дата и время (по местному времени заказчика): 09.09.2011 в 14:00
Место: Российская Федерация, 450076, Башкортостан Респ, Уфа г, ул. Чернышевского, 47, —
Окончание подачи котировочных заявок
Дата и время (по местному времени заказчика): 20.09.2011 в 18:00
Место: Российская Федерация, 450076, Башкортостан Респ, Уфа г, ул. Чернышевского, 47, —
Срок подписания победителем государственного или муниципального контракта Не позднее 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

Еще тендеры за эти даты

09-09-2011 Поставка мяса птицы. 09-09-2011 Размещение заказа у субъектов малого предпринимательства. Поставка антисептиков, мазей, средств для лечения офтальмологических заболеваний на 4 квартал 2011 года и 1 квартал 2012 года для нужд МУЗ «Центральная районная больница» г. Ишимбай РБ. 09-09-2011 Текущий ремонт теплотрассы по ул.Полевая с.Новобелокатай Белокатайского района Республики Башкортостан. 09-09-2011 Изделия хлебобулочные и мучные кондитерские . 09-09-2011 Поставка колбас, колбасных изделий в четвертом квартале .

Булгарская и среднеазиатская школы

В Приуралье появились зодчие из Булгара, работающие с камнем, а в степной части региона трудились кирпичных дел мастера, профессиональные умения которых основаны на среднеазиатских строительных традициях. Наличие в регионе примеров намеренной подготовки песчано-суглинковых площадок (т.н. «подушек») по периметру строений говорит о том, что мастера учились своему ремеслу в сейсмически активных областях. Они строили на Южном Урале так, как у себя в Хорезме, хотя у нас и не бывает землетрясений. Примером постепенной адаптации приезжих специалистов к местным условиям можно считать усиление фундаментов в усыпальницах региона. В Средней Азии глубокие и широкие фундаменты придавали излишнюю жесткость постройкам, что лишь мешало в случае землетрясения. Скажем, многокамерный мавзолей Ходжа Ахмеда Ясови в Южно-Казахстанской области (г. Туркестан) практически не имел фундамента. А в регионе Урало-Поволжья массивное и крепкое основание способствовало сохранности усыпальниц. Все виды мавзолеев Волго-Уральского региона принадлежат к культовой архитектуре XIV века и несут в себе черты, отличающие зодчество Улуса Джучи как целостное явление. Вот как об этом писал Г.А. Федоров-Давыдов: «Монументальная архитектура городов Золотой Орды развивалась в соответствии с общим направлением мусульманского культового зодчества Средней Азии и Закавказья». Однако существование общего вектора развития мусульманской культовой архитектуры в пределах Ак-Орды, Улуса Чагатая и государства Хулагуидов вовсе не исключает наличие локальных вариантов – территориальных архитектурно-строительных школ зодчества. В этом плане Волго-Уральский регион является показательной территорией, поскольку именно здесь фиксируются постройки сразу двух школ зодчества Золотой Орды, которые мы называем «булгарской» и «среднеазиатской периферийной». Строения двух этих школ зодчества легко различаются между собой, поскольку к «булгарской» школе относятся каменные мавзолеи, а к «среднеазиатской периферийной» школе – строения из обожженного квадратного кирпича. К тому же все каменные усыпальницы локализуются в лесостепной зоне, а кирпичные – в глубинах открытой степи. 

Булгарская школы

Не будем забывать о том, что в арабских районах мавзолеи не получили такого широкого распространения, как в областях расселения тюрок (и в Иране, где тюрки и монголы когда-то правили), а вахабиты в Саудовской Аравии до сих пор не признают эти постройки каноническими

Популярность монументальных усыпальниц в тюрко-монгольской среде зиждилась на развитом культе предков у выходцев с просторов Великого пояса степей Евразии и стимулировалась популярностью суфизма в областях, где больше всего уделяли внимание строительству мавзолеев. Неслучайно также появление в этих странах массивных куполов (полусферических, шатровых, и др.), декорированных ультрамариновыми изразцами, символизировавшими тюрко-монгольское Вечное Синее Небо. 
Таким образом, усыпальницы стран Востока стали отражением синтеза творческих идей разных народов, сумевших совместно создать и воплотить в жизнь единые эстетические каноны рассматриваемого вида мусульманской архитектуры

Однако когда мы говорим о творческом взаимодействии и взаимовлиянии различных культовых архитектурно-строительных школ Золотой Орды, как и о том, что власти Улуса Джучи использовали все доступные им возможности в деле монументальной пропаганды мусульманской религии (когда к этой работе привлекались и среднеазиатские, и булгарские мастера), не будем все же забывать о причинах более широкого распространения кирпичных построек на огромных территориях беспредельной степи. Анализ архитектурных особенностей показывает, что кирпичное строительство усыпальниц все же больше влияло на каменное. Причины здесь понятны: а) на Среднем Востоке строительство из кирпича имеет древние многовековые традиции и отрабатывалось оно задолго до мусульманизации этих регионов; б) кирпич – более пластичный материал, нежели камень. Тяжеловесность кирпичных усыпальниц меньше, чем каменных, так как в них лучше распределялись усилия давления купола и барабана на массив стен. А это позволяло строить из кирпича здания выше, сложнее и вычурнее, нежели из камня. При несомненном восприятии булгарскими зодчими основ и умений каменного строительства, такого мастерства, какое имели строители в Армении, они все же достичь не успели; в) ислам в Иране и Средней Азии утвердился ранее, чем в Поволжье. К моменту расцвета булгарского каменного строительства именно Средняя Азия и Иран уже активно генерировали культурные импульсы архитектурных и строительных особенностей, ставших каноническими в мире ислама. Здесь зарождались центрические-купольные и портально-купольные формы, шатровые купола, гофры, принципы соразмерности квадратного кирпича, монументальные фасады (пештаки), декоративные герихи, парусные, ячеистые и другие виды тромпов, склепы, изразцовые покрытия, надгробия типа мастаба (араб. «каменная скамья») и др.; г) немаловажным фактором была меньшая трудозатратность и стоимость кирпичного строительства; д) еще одной причиной экономического порядка стало активное функционирование волжского торгового пути (из Хорезма на Среднюю Волгу и далее), по которому циркулировали не только товары и капиталы, но и инновационные идеи (культурные и мировоззренческие); е) большая мобильность специалистов работы с глиной общеизвестна. Пластичные глины встречаются несравнимо чаще месторождений необходимого строительного камня. 

Мусульманская надмогильная плита, датируемая 1442–1447 гг., найдена местным краеведом Г.К. Воробьевым
неподалеку от дер. Старо-Калмаш Чекмагушевского р-на Республики БашкортостанИсточник фото: админ.татаровед.рф

Село Максютово

И несколько слов о самом селе Максютово. Оно расположено на речке Сазово, которая относится к бассейну реки Сакмара. Было основано в середине XVIII века башкирами Кара‑Кипчакской волости Ногайской дороги на собственных землях. Названо по имени волостного старшины Максюта Муллакаева. Фиксировалось также как Сырымбетово (по имени юртового старшины Сырымбета Максютова), Куево. В 1795 году в 25 дворах проживало 305 человек, в 1866 году в 93 дворах — 317 человек. Здесь живут башкиры. Жители занимались скотоводством и земледелием. По данным переписи 2010 года, тут проживало 1003 человека. При местном ДК работает народный ансамбль танца «Гузель».

В окрестностях стоит посетить Мурадымовское ущелье, а также интересны канал Кузьмича, горы Большая и Кызылташка.

Кража тысячелетия

Сегодня черный камень установлен в серебряную оправу. Раньше он был цельным и твердым и не было необходимости в этой подпорке. Сектанты курмутиды во время кражи раскололи черный камень.

Курмутиды, которые считаются ответвлением секты исмаилитов, сформировали государство на землях Бахрейна под началом Абу Саида Хасана бин Абхрама аль-Джаннаби. В 923 (310 по хиджре) году власть перешла его брату Абу Тахир аль-Джаннаби. При нем сектантское государство начало расширяться и завоевывать территории соседних стран.

Они хотели завоевать хадж. Абу Тахир аль-Джаннаби хотел сделать масджид ад-Дирар ,столичную мечеть, центром паломничества.

Сектанты нападали на колонны хаджиев, идущих в Ясриб, грабили их и угоняли в рабство. Но желающих совершить хадж меньше не стало. И главарь сектантов в 930 (318 по хиджре) году решил завоевать Каабу и присвоить Чёрный камень.

Похищение

Мекканцы не хотели пускать в город Абу Тахир аль-Джаннаби и прибывших с ним сектантов, но их главарь поклялся, что пришёл с миром. И в первый же день хаджа нарушил свою клятву. Карматы напали на город, ворвались в Запретную мечеть, устроили в Священной мечети резню. Убили 30000 мусульман! Убивали с насмешкой, читая строки Корана. Каабу разграбили и разрушили. Сектанты выдернули Чёрный камень, разбили на куски и увезли. В колодец Зам-зам сбросили убитых хаджиев, осквернив тем самым еще одну святыню. Вся территория Священной мечети и в округе была залита кровью. Разрушили и разграбили дома мекканцев, а горожан угнали в рабство.

Кусочки Чёрного камня главарь сектантов установил в главной мечети столицы.

Ужасный конец главаря

Столица карматов не стала центром исламского мира, потому что святыню мусульман охраняет Сам Всевышний. Главаря карматов Абу Тахира аль-Джаннаби постигла суровая кара — в его теле завелись паразиты, которые медленно пожирали его плоть. Он умер в ужасных муках в назидание остальным.

Возвращение кусочки Рая

Не скоро Черный камень вернулся на свое место. 23 года Кааба стояла осиротевшей — без Черного камня. Мекканские купцы выплатили большой выкуп за Черный камень. Но камень вернули в виде осколков. Утверждается, что не все осколки вернули. Семь частей камня соединили и скрепили в серебряной оправе. В таком виде мы можем сегодня лицезреть Чёрный камень в восточном углу Каабы.

Неожиданные итоги

Некий англичанин, узнав, что это камень с Рая, решил в этом удостовериться. Выучив арабский язык, приехал в Мекку и с помощью пинцетов выхватил мелкие частицы камня и отдал на проверку. Результаты проверки поразили британца. И он произнес шахаду, принял ислам. Достоверно было установлено, что этот камень не имеет аналогов на земле. Британец не был мусульманином, у него не было никакого мотива лгать в пользу Ислама. Немусульманину очень трудно принять другую религию. Для неожиданного поступка должны быть весьма убедительные факты, и Всевышний открыл любознательному англичанину обоснованные факты и тем самым наставил его на путь Истины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Право на отдых
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: