Экспонаты музея паровозов
Музей условно разделен на две части: железнодорожные экспонаты и автомобили. Мы приехали сюда почти к открытию и начали осмотр с железнодорожной части.
Один из самых интересных экспонатов музея паровоз Фт4-028 финского завода Тампелла, который был произведен в 1945 году. Это единственный в мире уцелевший экземпляр этой конструкции, при этом сотрудникам музея удалось восстановить его до полностью рабочего состояния.
Мы недавно писали о детских железных дорогах и показали, как такая дорога функционирует на примере ДЖД в Новомосковске и в Кратово.
Грозненская детская железная дорога так и не была достроена, но вот один из ее паровозов Гр-269, построенный еще в 1950 году на немецком заводе имени Карла Маркса, также восстановлен до рабочего состояния и сейчас находится в музее паровозов в Переславле.
В музее находится четыре паровоза, произведенных в 1928-1955 годах, все они восстановлены до рабочего состояния, и еще ряд экземпляров ожидает своей очереди на реконструкцию. Кроме того, здесь можно увидеть фрагменты редких паровозов, которые существуют лишь в нескольких экземплярах. Для неспециалистов все это просто очень старые паровозы, а вот для разбирающихся в теме будет очень интересно.
Мы не относимся к числу экспертов, поэтому не будем подробно описывать все экспонаты, а просто покажем часть из них на фото, включая всевозможные вагоны, дрезины и самоходные машины. Более детальную информацию об экспонатах и музее паровозов можно найти на его официальном сайте.
Во второй части музея находится авто и мототехника 1930-1950-х годов, и здесь представлены очень интересные экспонаты.
Конечно, музей автотехники в Переславле никак нельзя сравнить с музеем техники Вадима Задорожного в Московской области, но он тоже очень интересный, хоть коллекция совсем небольшая.
Несмотря на то, что железная дорога является частью музея паровозов, все-таки это объект повышенной опасности, и владельцы музея не забывают напоминать об этом буквально на каждом шагу, поэтому лазить по экспонатам строжайше запрещается, но, к сожалению, туристы часто игнорируют эту просьбу.
Наш Макс тоже попытался нарушить правила поведения в музее, но ему простительно — на момент посещения музея ему было немногим больше годика. А вот когда великовозрастные дядьки лезут на паровоз, на котором большими буквами написано, что этого делать нельзя, при этом споря с сотрудниками музея — становится очень грустно за нашу культуру поведения.
Мы уже упоминали, что помимо осмотра экспонатов музея паровозов, посетители могут прокатиться на ручной дрезине, вот на этой самой.
В одном из вагончиков узкоколейной железной дороги расположен музей сувениров, где можно купить всевозможные магнитики, открытки, книжки об истории железной дороги и прочие интересные вещи.
А для тех, кто проголодается, в местном буфете продаются очень вкусные пирожки и чай.
Музей паровозов в Переславле Залесском небольшой, но очень интересный. Уникальные экспонаты и прекрасная организация позволяют ему входить в европейскую федерацию музейных и туристических железных дорог (FEDECRAIL).
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
Нам очень понравился Переславский железнодорожный музей, и мы обязательно сюда вернемся, когда сын подрастет — есть полная уверенность, что ему будет очень интересно узнать об истории узкоколейной железной дороги и даже прокатиться на ручной дрезине. В России больше нет музеев, где были бы так подробно представлены «кукушки» (паровозы или поезда для узкоколейных железных дорог).
Как появилась база?
Кладбищем старых паровозов называют железнодорожный тупик, который находится рядом со станцией Шумково Пермского края.
Сюда свозят поезда, которые уже отслужили свой срок или перешли в нерабочее состояние.
Изначально не было планов, чтобы база стала туристическим объектом, тем более находится она вдали от центра.
Однако любители заброшек открыли для себя этот объект, и кладбище паровозов стало почти что культовым местом.
Сюда добираются ради интересных прогулок, атмосферных фотографий и истории. На большинство поездов можно подняться, посмотреть составы, кабины машинистов. Многие детали по-прежнему сохранились.
История базы
В Шумково существовала крупный ремонтный пункт и база технического обслуживания локомотивов.
Ежегодно сюда свозили поезда, ремонтировали, а затем вновь ставили на рельсы. Постепенно изношенной техники становилось всё больше, и возникла база.
Однако первоначально тупик для паровозов находился в Кунгуре. Он был больше и лучше охранялся. В 1967 году их перевезли в Шумково.
Паровозы сохранились, а не были утилизированы, не просто так. Советское правительство разработало план: если начнётся ядерная война, электровозы станут неэффективны, но оно сможет использовать паровозы – они двигаются без электричества, за счёт топлива.
До перестройки за ними присматривали, их обслуживали: чистили от грязи, смазывали и т.д. Это был хорошо охраняемый секретный объект.
Но вот холодная война стала ослабевать, угроза спала, а в самом государстве начались перемены. План перестал быть значимым, следить за паровозами перестали, хотя так и не убрали их.
И вот уже несколько лет они стоят, медленно сдаются природе, а пока заманивают к себе туристов со всего Пермского края и соседних регионов.
Сейчас на базе около 20 паровозов и много более современных тепловозов и электричек.
Общее количество «экспонатов» составляет почти 200 объектов. Сначала паровозов было около 140, но многие из них продали в другие страны или передали музеям, что-то утилизировали.
Музей Паровозов (УЖД)
Обычно музей называют «Музеем паровозов». Но паровозов там два или три. Мне нравится называть его Музеем УЖД — узкоколейной железной дороги. Потому, что все, что там выставлено относится именно к УЖД, в том числе и те три паровоза.
Почему Кукушка
Из Википедии:
Кукушка — короткий, от одного до нескольких вагонов, пассажирский или товарно-пассажирский поезд местного сообщения.
Курсирует не на интенсивных пригородных участках, а на разного рода дополнительных малодеятельных в смысле пригородного / местного сообщения участках и малозагруженных железнодорожных ветках.
Кроме того, «Кукушками» называют небольшие по размеру танк-паровозы стандартной русской колеи (5 футов) или любые паровозы — тендерные и танки — узкоколейных железных дорог.
Плакат призывает не скупится на входные билеты в Музей Паровозов
- Вход для взрослых – 200 рублей,
- Детям – 50 рублей,
- Покататься на дрезине – 200 рублей.
Касса в будке на стоянке.
На что смотреть
На паровозы
Один из трех паровозов музея
В гараже (или в депо) стоят отреставрированные паровозы узкой колеи. Сейчас их уже не используют. Чтобы паровоз поехал нужны сутки подготовки, да и теперь это музейные экспонаты.
Кроме отечественных, есть один финский танк-паровоз. Танк не потому, что на гусеницах с башней и стреляет. Вода и топливо у него не в прицепном тендере, а в специальных танках на самом паровозе. От английского слова tank — бак. Тендер этому паровозу не нужен.
Обычно танк-паровозы использовали на станциях для маневровых работ, потому что они компактнее.
На входной семафор
Музей УЖД – вид на станцию и семафор
Его установили в 2012 году. Интересно, что при установке использовали технику из музеев УЖД и “Гараж”. Фотографии процесса есть на сайте музея.
Сейчас в России семафоры уже почти не используют на железных дорогах. Давно всё заменили на светофоры.
Семафор подает всего два сигнала: Путь свободен — можно ехать и Путь закрыт — стой. При этом, крыло семафора расположено горизонтально — закрыт, или приподнято — открыт. Ночью на открытом семафоре горит зеленый огонь, на закрытом — красный.
Точно могу сказать, что сейчас семафорная сигнализация сохранилась на ветке Янисъярви — Олонец — Лодейное Поле в Карелии. В частности, я видел работающий семафор на станции Питкяранта.
В Талицах к семафору нужно пройти через всю станцию или доехать на дрезине. Семафор входной и установлен на входе в станцию, там где только один путь.
На рельсовый автомобиль ЗиМ
Рельсовый автомобиль ЗиМ. Он же ГАЗ-12. Таких всего два: один в Талицах, второй где-то на Украине
Тот, что в Талицах, был служебным автомобилем начальника Чернораменского железнодорожного управления около Нижнего Новгорода. Для него переделали обычный ЗиМ в 60-х годах.
Красная буква «Н» на решетке радиатора – это должностной телеграфный код. «Н» — начальник дороги. Это не аналог автомобильного номера, код соответствовал должности пассажира.
Максимальная скорость этого аппарата – 120 км/ч в обоих направлениях. Для этого в машину установлен реверс-редуктор и фары на задние крылья.
Обратите внимание, что руль на прежнем месте. Только в рельсовом варианте это не руль, а маховик тормоза
На магазин сувениров
РЕКЛАМА
“Креативное” оформление магазина сувениров
Он тут в железнодорожном вагоне.
Внутри как пассажирский вагон: лавочки, занавески. Только еще прилавок с сувенирами работает.
На дрезину
Вот так выглядит дрезина в музее УЖД
Но на нее очередь.
В первый раз мы приезжали зимой и тут никого не было. Дрезина стояла и скучала без нас. Летом посетителей в музее гораздо больше и ждать дрезину можно долго.
Прокатиться интересно. Далеко не уехать, но и двигать ее вручную не так-то просто. Поэтому впечатлений хватит. Проедете несколько стрелок, семафор и укатите метров на 500 за территорию музея. Потом назад.
Первый раз мы заезжали сюда несколько лет назад. Сейчас музей стал ухоженней. Появились новые вагоны. Многое на реставрации. Над путями появился семафор. Раньше его не было.
В музее можно взять гида, будет интереснее. Если решите смотреть сами, то не стесняйтесь спрашивать у сотрудников, объясняют охотно.
На все посещение хватит часа времени.
Сувенирная вагон-лавка
Даже сувениры в музее паровозов продают в необычном месте. Небольшой магазин с железнодорожной символикой, игрушками и прочими памятными мелочами размещен в передвижном вагоне-лавке. Этот крытый двухосный вагон сам по себе необычен. Он был сделан в 1934 году на заводе в Висмаре, на берегу Балтийского моря.
Автопарк в музее
Такие вагоны-лавки существовали со времен создания железной дороги и обеспечивали живущих на дальних станциях и в окрестных поселках людей всем необходимым – продуктами, керосином, одеждой и обувью. Обычно вагон-лавку цепляли к небольшому поезду, и продавали товар прямо во время остановок. Покупатели могли даже оставить заказ – что привезти на их глухой полустанок в следующий раз.
Паровозы
Пройдете еще метров двести-триста и попадете в 30-50 годы XX века без машины времени. На запасных путях застыли железные монстры — паровозы. Отслуживших свой век и устаревших ветеранов свозили на базу неслучайно, а в соответствии со стратегическим планом на случай глобальной катастрофы – ядерной войны, потому что в случае ядерной войны их можно было бы использовать для ж/д перевозок и при отсутствии электричества. Поэтому до перестройки за паровозами ухаживали, их смазывали и т.д. В советское время это был секретный объект. Сейчас уже, конечно, не понять логику «холодной войны», но и в США по всей стране разбросаны бетонные бункеры, как спасение от ядерной войны.
Кстати, по пути к паровозам, вы увидите старинную железнодорожную стрелку (ручное устройство для переключения путей), которая и сегодня находится в рабочем состоянии.
Паровоз Л (Лебедянка, Лебедь)
Сейчас на кладбище паровозов остались лишь паровозы одного типа: «Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года он обозначался как — П32 — «Победа») — советский магистральный грузовой паровоз, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год».
В свое время это был лучший и самый массовый (выпущено свыше 4000 экземпляров) советских паровозов, который трудился на всех железных дорогах СССР. За разработку его конструкции авторы были награждены Сталинской премией. Железнодорожники ласково называли эти паровозы «Лебедянка» и «Лебедь».
В конце войны перед железной дорогой стала особенно остро задача транспортировки грузов на далекие расстояние. Созданный паровоз Победа оказался настолько успешным детищем конструктора Лебедянского, что Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л.С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001—0078 и № 1001) также получили обозначение Л.
Интересно, что вместо простой красной звезды (кое-где они остались на паровозах) на фронтоне «Лебедянки» располагалась красная звезда с барельефами В.И. Ленина и И.В. Сталина. После 1953 года, XX съезда КПСС, в связи с борьбой с культом личности, этот вариант был демонтирован практически со всех паровозов. На территории России только на двух исторических паровозах сохранился барельеф со Сталиным и Лениным: на паровозе Л-0186 в депо Барнаула и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.
Паровозы ФД
По воспоминаниям старожилов, на базе были и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Говорят, что они были проданы в Китай, надеюсь, не на металлолом, а как памятники, ведь там «красный туризм» очень популярен, а вместе с ним и «Железный Феликс», хотя бы в виде паровоза. Впрочем, любители могут посмотреть паровоз этой марки в Музее железнодорожной техники под Екатеринбургом.
Паровоз ЭР
У самого старого паровоза с этой стоянки (паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG», год производства – 1936) оказалась счастливая судьба. Паровоз выкупили музейщики и он продолжает служить людям в качестве экспоната в прекрасном музее УГМК «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.
Хотя территория охраняется, но охранники свои функции не особенно выполняют. При организации массовой экскурсии или какого-либо флеш-моба лучше получить разрешение на посещение в руководстве РЖД.
Кладбище поездов в Ростове-на-Дону
Кладбище поездов Ростов-на-Дону представляет собой сегодня жалкое зрелище.
Музей Северокавказской железной дороги является владельцем этого самого кладбища поездов. На охраняемой площадке находятся старые списанные вагоны, тепловозы и паровозы, которые в своё время трудились на Северокавказской железной дороге. Когда все эти технические единицы занимали своё место на ростовском кладбище поездов, то намерения были благие: обязательно произвести реконструкцию списанной техники. Но прошли десятилетия лет, благим намерениям не суждено было сбыться. Сегодняшняя кладбищенская картина, пожалуй, может заинтересовать только кинематограф, который специализируются на съёмках фильмов ужасов. Правда, представители нашей свободной молодёжи тоже часто посещают данное кладбище, где делают свои фотопробы и снимают «селфи». В числе частых гостей мелькают любители цветных металлов и обычные мародёры.
Присутствие дедушки-охранника, больших собак и табличек с предупреждающими текстами, гостей не останавливает. То ли язык общий находят, то ли интересы их совпадают, но, что характерно, цветные детали с паровозов и со старых вагонов выносятся регулярно.
В какой-то степени показательна судьба одной из «Стрел», серии «ТЭП10-209Э». Указанная техника была создана Харьковском заводе транспортного машиностроения в 1966 году, а спустя 26 лет, упомянутая «Стрела» отправляется прямым ходом на кладбище поездов. После списания прошло почти столько же лет, сколько времени тепловоз эксплуатировался, но никакой реконструкции не случилось, а начинка моторного отсека исчезла, так что модернизировать уже и нечего.
Сейчас на ростовском кладбище поездов находятся два паровика, выпущенные ещё в 1946 году. Состояние хорошее, может, кого-то сможет заинтересовать интерьер купейного вагона, созданного ещё в довоенное время. Увиденные следы ржавчины сразу бросаются в глаза. Вагоны различных годов выпуска, включая и поездные составы электричек, теперь прорастают плющом, принимая форму причудливых и фантастических видов, которые вполне смогут заинтересовать любителей индустриальной фотографии.
Один из видов собственности Юго-Восточной железной дороги – это воронежское кладбище поездов, представляющее собой современную площадку, где похозяйничали вурдалаки. Паровозы и тепловозы здесь отсутствуют. Для развлечений остались только два разбитых вагона с выбитыми окнами. Вагонные корпуса, и их внутренние помещения полностью измалёваны современными картинками из области «граффти». В этом месте периодически собираются свободные художники, паркуристы и простые любители фотографии и урбанистки.
Кладбище паровозов (Ростов-на-Дону) на карте:
«Постой, паровоз!»: интересные факты о базе запаса в Шумково
Местные жители уже давно перестали удивляться «музею» под открытым небом. Более того, многим кладбище железнодорожной техники откровенно не нравится. А между тем назвать отстойник на станции Шумково бесполезным невозможно. К примеру, недавно один из «экспонатов» был задействован в праздничном составе на День Победы в Перми. Небольшое техническое обслуживание и внешний марафет — и «старичок» уверенно отправился в путь своим ходом, говорят, ветеранам было очень приятно видеть паровоз своей молодости в движении.
Ходят об отстойнике паровозов и самые настоящие легенды. Туристы, останавливающиеся возле станции на ночлег, утверждают, что слышали странные звуки со стороны кладбища техники. Впрочем, это легко объяснить, ведь неподалеку находится действующий цех по ремонту современных составов.
Посетить это место стоит всем любителям старинной техники и истории как таковой. Во многих музеях можно увидеть модели паровозов, которые стоят и здесь. Но согласитесь, намного интереснее смотреть на настоящие машины, нежели на их копии в уменьшенном масштабе.
Как уничтожают вагоны
Когда принимается решение о том, что вагон свое отслужил (по нормативному сроку или по выявленным дефектам), он оправляется на разделку. Она проводится или на специальных площадках, или на территории ВРЗ (Вагоно-ремонтный завод) — только там есть специальное оборудование.
Разделка вагона выглядит очень красочно.
Весь вагон по частям после разделки отправляется на склад. Часть деталей — как запчасти, а часть — как лом. При этом на дефектные детали наносятся специальные повреждения, вроде пропилов, чтобы никто не мог использовать их повторно. По крайней мере, так должно быть по правилам.
Боковая рама — больше, чем просто железка, и храниться должна правильно.
Какие-то части вагона снимаются с него легко, чуть ли не на защелках, а какие-то приходится распиливать автогеном или отрезать большими гидравлическими ножницами. В частности поэтому такие работы и производятся на специальных площадках.
Такими ножницами режут некоторые из тех частей вагона, которые нельзя использовать повторно.
Когда вагон разделан, достаточно просто убрать его номер и номера всех списанных номерных деталей из базы данных ГВЦ (Главный Вычислительный Центр РЖД) и отправить все на хранение так, как это оговорено в нормативах. Например, колесные пары должны стоять на путях, а литые детали тележек не должны храниться навалом.
Почему паровозы хранят, а не утилизируют
Хранение железнодорожной техники занятие сомнительное. Если она не нужна, она будет занимать пути, которые можно использовать более рационально. А еще вагоны и паровозы состоят из металла. Металл стоит денег, а учитывая, что в конструкции одного вагона его десятки тонн, переплавка и разделка на запчасти выглядит куда более перспективной затеей. Но почему тогда паровозы стоят на кладбище?
В свое время (еще в СССР) этот объект был засекречен и на его путях хранилась техника на случай войны. Если повредить электропитание, то электровозы не смогут проехать и нужна будет автономная техника. Именно поэтому за паровозами ухаживали и даже регулярно смазывали. Потом пришло осознание, что лучше пользоваться тепловозами, а парк паровозов так и остался стоять. Возможно, на самый резервный случай, ведь несмотря на малый КПД парового двигателя, он мог ездить почти на всем, что горит. То есть с топливом было куда проще. Не надо было искать отборную солярку, как для тепловозов. Поэтому в советские времена количество паровозов на этих путях достигало полутора сотен.
Некоторые паровозы находятся в плохом состоянии.
Если вы соберетесь посетить это место, имейте в виду, что оно охраняется, но те, кто там побывал, говорят, что охрана не будет вас трогать, если вы просто будете ходить и смотреть, а не пытаться залезть на крыши или оторвать что-то на память. Впрочем, другие утверждают, что охране на глаза лучше не попадаться. Может это как раз те, кто отламывал фары от паровозов и бил у них стекла?
Если все же желание попасть на кладбище паровозов у вас будет, в этой статье подробно описано, как до него можно добраться.
Кладбище паровозов в Пермском крае
Недалеко от станции Шумково в Пермском крае есть отстойные пути, на которых стоит несколько десятков паровозов, которые уже отслужили свое и теперь в лучшем случае играют роль музейных экспонатов.
В этом месте несколько десятков паровозов под открытым небом.
Интересно, что база не является только кладбищем паровозов. Она выполняет роль именно базы. На отстойных путях находится и рабочая техника. В частности электрички, которые ожидают ремонта или временно выведены из эксплуатируемого парка, невостребованные локомотивы, снегоуборщики и другие единицы подвижного состава.
Это, конечно, интересно, но праздно шататься среди новой техники может помешать охрана. Куда проще дела обстоят именно со старой техникой. На нее можно даже залезть и рассмотреть частично сохранившиеся органы управления, кабины и механизмы.
Внутрь некоторых кабин можно залезть.
Самым старым представителем кладбища паровозов в свое время была модель ЭР 716-66 венгерского производства. Они создавались фирмой «MAVAG». Позже этот паровоз 1936 года производства выкупили и выставили в музее «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме. Также местные утверждают, что на кладбище было много паровозов серии ФД, более известных, как Феликс Дзержинской, они тоже разъехались кто куда. Часть из них уехала в Китай.
Большинство паровозов в плохом состоянии и уже заросли кустами, но есть и те, что находятся в более-менее приличном состоянии. В основном тут представлена техника периода 1940-1950 годов. Даже несмотря на плачевное состояние, они все равно поражают своей мощью.
Звезда — отличительная черта паровозов того времени.
История создания музея паровозов
Музей паровозов официально именуется переславским железнодорожным музеем. А раньше эта необычная коллекция носила название «Музей узкоколейных железных дорог». Местные жители говорят о нем просто – «Кукушка». Ведь именно так называли раньше паровозы или поезда, ходящие по узкоколейкам.
Паровоз Кп4-300
Музей был основан в 1991 году как частное предприятие. Несколько первых лет работы он представлял коллекцию, осмотреть которую можно было только по приглашениям. Но с 1998 года музей паровозов открылся для всех желающих. И сегодня количество его гостей доходит до восьми сотен в день. Посещение этого музея платное. А на территории разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка.
Сейчас здесь собрано более 50 редких экспонатов железнодорожной и автомобильной техники. Сотрудники музея в Талицах находят их по-разному. Когда-то сведения о ржавеющих в лесу раритетах поступают от старожилов. Но часто приходится организовывать целые экспедиции по нанесенным на старые карты веткам узкоколеек. Найденная техника доставляется в музей преимущественно автотранспортом, и начинается долгий процесс ее реставрации и восстановления. Вся музейная коллекция демонстрируется на путях небольшой талицкой станции узкоколейки и в депо.
Паровоз Кп4-469
История станции.
Наиболее вероятное происхождение названия «Куженкино» —от устаревшего (угрофинского) слова «куженя», «кружеля» (маленький медвежонок), часто встречается в русских фамилиях в Сибири (например, Кужлевы). Другое предположительное происхождение — от слова кужень (кудель) – вычесанный пучок льна, подготовленный для прялки.
Первое упоминание о деревне Куженкино встречается в писцовой книге писца Дмитрия Замвецкого, год 7090 (1583). Куженкино упоминается как деревня, принадлежащая приходом к Коломенскому погосту, Вышневолоцкого уезда, Тверской губернии. Куженкино с деревней Григино были в то время во владении Новгородского Хутынского монастыря.
Расположение деревни несколько раз смещалось, тяготея к Московско-Новгородскому тракту, который не имел ни постоянного месторасположения, ни какого-либо покрытия.
В XVIII веке, во время Северной войны и в духе церковных реформ было решено Хотиловский ям на новгородской дороге усилить и передать крестьян и земли Куженкино и Григино от монастыря государству с обложением ямской повинностью. Указ Петра I на имя новгородского губернатора Брюса об этом датирован 19 февраля 1702 г.
В последние годы царствования Александра I возникает мысль проложить шоссейный путь между Петербургом и Москвой. Ввиду дороговизны дороги предписывалось вести шоссе с яма на ям по прямым линиям, минуя старый почтовый тракт. Поскольку Куженкино не было ямом, новый тракт прошёл в 500 саженях (около 1 Км.) от деревни, по прямой Едрово — Хотилово. Шоссе с гравийным покрытием было открыто в 1831 году. Любопытно что на Подробной карте Российской Империи и близлежащих заграничных владений. Столистовая карта. 1816 г. и Карте Наполеона:- Куженкино (село) означено как Круженка, на тракте между Хотилово и Макарово.
В 1907 году была открыта Бологое — Полоцкая стратегическая железная дорога, которая недалеко от Куженкино пересекается с шоссейной дорогой Москва — Санкт-Петербург. Образовалась станция Куженкино и построена водонапорная башня.
В 1910-12 годах на военно-стратегической дороге № 2 были построены склады амуниции и обмундирования, по совместному русско-французскому решению о магистралях снабжения при мобилизации на линии Бологое—Полоцк—Седлец к театру военных действий с Германией. После Первой мировой войны склады предназначались в том числе для хранения артиллерийского вооружения, после Гражданской войны использовались для хранения военной техники и вооружения Западного фронта, затем использовались РККА и СА.
В августе 1927 года были отменены уезды. Бологовский район, с административным центром в городе Бологое, был передан в Боровиченский округ Ленинградской области в 1927 г. Она включала в себя части бывшего Валдайского уезда. Куженкино стал частью района. В 1930 году округа были отменены, и районы были непосредственно подчинены областям. В 1935 году Бологовский район был передан вновь созданной Калининской области. Статус посёлка городского типа Куженкино получил с 1939 года.
В годы Великой Отечественной войны железная дорога подвергалась бомбёжкам, и некоторые станции, например, Осташков, были разрушены. Станции Куженкино, как и многим другим, повезло избежать этой участии.
После войны жизнь вернулась в своё русло. Куженкино продолжало оставаться тихой станцией неподалёку от Бологое. Активной грузовой работы на станции никогда не было: она обслуживала военные склады, расположенные западнее от неё, и военный аэродром Хотилово, находящийся в нескольких километрах от Куженкино. Подъездного пути к нему тогда не было: грузы для него поступали в пакгауз, расположенный чуть южнее вокзала, где переваливались на автотранспорт (к тому же аэродром в конце 1960-х был перенесён на новое место).
Ещё совсем недавно переправой через реку Ладыженка служил мост оригинальной конструкции 1902-1904 гг. постройки: на гранитных опорах с параболическим пролётным строением. Но в 2018 году он был заменён на новый, типовой балочной конструкции.
29 сентября 2018 г. состоялся запуск пригородного поезда с паровой тягой на участке Бологое – Осташков.
Эта железная дорога создавалась как стратегическая, не имеющая никакого экономического назначения”. Она связала Центр с Западом и пассажирский поезд до белорусского города Полоцк регулярно ходил в советское время. Сейчас пассажирское сообщение только до города Осташкова и далее до города Великие Луки. Но в выходные дни можно совершить ретро-путешествие на паровозе.
Как добраться до станции Куженкино:
Координаты: 57.727098, 33.976103
Общественным транспортом.
- Поездом от станции Бологое. Информацию про расписание поезда можно найти на сайте http://retro-trains.ru/ .
- Автобусом 103 от автостанции Бологое
На автомобиле.
Из Санкт-Петербурга нужно проехать по трассе М10 в сторону Москвы до деревни Куженкино (Деревня известна тем, что в ней находится поворот на Бологое). После деревни есть указатель на «ст. Куженкино». Его нужно проехать мимо, так как он ведёт в лес. После путепровода через железную дорогу нужно повернуть по второму указателю «ст. Куженкино» и проехать около 3 км.
На повороте с трассы М10 установлены информационно-туристические таблички о достопримечательностях Куженкино.
Со стороны Москвы нужно проехать посёлок Хотилово и повернуть по указателю «ст. Куженкино» и проехать около 3 км.
____________
____________